География, природа и легенды

Географические особенности

По геологической структуре скала Петушок сложена из мягких, выветривающихся пород, таких как туф и песчаник, с геоморфологическим профилем, а время ее возникновения относят к позднему Меловому периоду, 15-18 млн. лет назад. Географически она является частью Абадзехской (Ключевой) горы, расположившись на ее западном склоне.

Своим возникновением она обязана одному из притоков Кубани, реке Псекупс, спускающейся с пиков Западно-Кавказского хребта, миллионы лет обтачивающей и создающей контур скалы Петушок стремительным потоком. По размерам образование невелико, отвесно поднимаясь на высоту до 28 м, имеет общую площадь около 427 кв. м.

Название гора-скала получила по внешнему виду. Причудливо изрезанная вертикальными бороздами, с узкой ребристой верхушкой, она, по отзывам отпускников, напоминает петушиный гребень. Скала относится к хребту Котх, являясь его северо-западной оконечностью.

На северной стороне она соединена с Абадзехской горой, с запада и востока ее окружает густая чаще леса, растущего на склонах, с юга омывается рекой Псекупс, протекающей у самого ее подножья. По своему значению, гора Петушок в Горячем Ключе имеет статус памятника природы, присвоенный ей в 1977 г.

Легенда о происхождении

С такими необычными и удивительными уголками часто связывают легенды и сказания, отражающие природные особенности глазами населения, сотни лет проживающего тут. Одна из них гласит, что когда-то давно жил здесь некий почтенный князь, построивший на вершине неприступной скалы роскошный дворец – с просторными чертогами, пышными залами, открытыми террасами, утопавшими в зелени садов и парков с дивными цветами.

Но главным украшением дворца была юная княжна, славившаяся красотой и добрым сердцем на всю округу. В один из дней посватался к ней юноша из знатной и богатой семьи, имевшей влияние. Был он хорош собой, умен и статен, но что-то злое таилось в нем и, словно черную душу увидела девушка в холодном блеске его глаз, поэтому ответила отказом. Затаив обиду и считая себя оскорбленным, отвергнутый парень обратился за помощью к здешнему колдуну, а тот превратил его в белого лебедя.

Гуляя в окрестностях дворца, красавица-княжна увидела прямо у берега прекрасную птицу, протянула она руку, чтобы ее погладить, но лишь коснувшись, как сразу все тело девушки покрылось страшными язвами. Князь приглашал известных лекарей и магов, но никто не смог помочь этому горю. Однако боги, увидев скорбь отца и творящуюся несправедливость, не смогли остаться равнодушными, они заточили жестокосердного юношу в скалу, обрекши на вечные страдания.

Вскоре его тесная темница наполнилась слезами, ставшими проступать сквозь камень и превратившимися в ручьи, стекающие по склону скалы. Умывшись в одном из них, княжеская дочка обрела былую красоту и свежесть. С тех пор местные ключи обладают целительными и лечебными свойствами, способными излечивать любые болезни и улучшать душевное состояние людей, окунающихся в них.

Достопримечательности скалы Петушок

Главной из них следует назвать сам этот удивительный и прекрасный природный памятник. Прогулка в его окрестностях, где можно любоваться пейзажами, или подъем на зубчатый пик, откуда открываются потрясающие виды на долину Псекупса и Пшафский хребет, станут незабываемым событием. Гребень скалы, словно выныривающий из изумрудно-зеленой лесной чащи, чтобы любоваться своим отражением на неспокойной поверхности реки, — это поистине потрясающее зрелище, переполняющее восторгом и восхищением.

Не менее примечательны и другие достопримечательности скалы, такие как Царская площадка, где когда-то располагалась беседка, построенная к приезду Великого князя Михаила Николаевича в 1864 г. После обвала части скалы, произошедшего в начале прошлого века, с ней рухнула и Царская беседка, сейчас от нее почти ничего не осталось, но некоторое время спустя, на вершине построили новую. К ней поднимает крутая Лестница жизни, вырубленная в стародавние времена, являющаяся историческим памятником, как и сама скала Петушок. Овеянный мифическими преданиями, это самый популярный маршрут для туристов.

Среди интереснейших мест, выделяют Звонкую пещеру, находящуюся внутри скалы. Речь про неглубокий грот, знаменитый акустическими особенностями, не встречающимися больше нигде. В пещерной полости слышится самый тихий звук, доносящийся снаружи, даже с большого расстояния, точно так же как и звуки звучащие внутри пещеры. Их слышно на противоположном берегу Псекупса.

И, конечно же, следует отметить отдых в окрестностях скалы Петушок, что невозможно сравнить ни с чем. А это и живописные виды крутых горных отрогов и широких тучных долин, и чистый, живительный воздух, наполненный благоуханием тутошних трав, и купание в целебных минеральных источниках, известных своими качествами, и еще много чего другого, занимательного и интересного.

Скала Петушок (Спасения)



Координаты

Широта: 44.622050ºN
Долгота: 39.091320ºE
Посмотреть на карте
Купить навигатор с отметкой
Скачать точку в формате:

kml wpt gpx
Ближайшие объекты

Дантово ущелье в 0.32 км.
Больничная щель в 0.6 км.
Холодная щель в 1.28 км.
Церковная щель в 1.43 км.
Скала Зеркало в 2.9 км.
Бабаковские скалы в 3.12 км.
Водопад Пасть дьявола в 4.11 км.
Попова Щель в 4.57 км.
Карапетова Щель в 5.1 км.
Кумпанова щель в 5.52 км.

Без сомнения является визитной карточкой и символом города Горячий Ключ.

Находится непосредственно у реки Псекупс, на самой юго-западной оконечности города. Отвесная скала своими формами некогда напоминала петуха, стоящего у реки. Однако несколько лет назад большой кусок скалы отвалился в реку и форма значительно изменилась. Этому событию предшествовало сооружение на верхушке беседки, которая совершенно не вписывалась в ландшафт. Связаны ли эти события — неизвестно, однако скала обвалилась, а беседка всё так же стоит, нарушая природную гармонию.

Высота скалы над уровнем реки — порядка 25 метров. В скале Петушок есть небольшой грот, названный «пещерой Звонкая» из-за необычной акустики, усиливающей звуки разговаривающих на противоположном берегу. Существует и другое название этого грота: «Спасения». По легенде в те времена, когда на месте Горячего Ключа был адыгский аул, у осужденного на смерть был единственный шанс спастись — это после оглашения приговора успеть добежать до упомянутого грота. Если такое мероприятие удавалось, то следующей ночью спасенный имел право беспрепятственно покинуть пещеру и навсегда уйти из родного аула и не попадаться им на глаза.

Совсем недавно у подножия скалы перекинули пешеходный мост через Псекупс, так что теперь не обязательно проезжать весь город, чтобы посетить Петушок и расположенное рядом Дантово ущелье, достаточно доехать до бывшего поста ГИБДД и там воспользоваться мостом.

Ещё лет десять назад у скалы действовал лодочный прокат в летнее время. Однако позже были проведены берегоулубительные работы и течение Псекупса многократно ускорилось.

á Описание админ

Скала Петушок (Спасения) — один из самых известных и доступных экскурсионных объектов в окрестностях горного Прикраснодарья. Петушиный гребень скалы хорошо виден с автотрассы Краснодар—Джубга в районе поста ГИБДД г.Горячего Ключа. Она расположена на самом северозападном окончании хр.Котх, на южной окраине города-курорта Горячий Ключ. Высота скалы 27 м. С её верхнего уступа открывается великолепная панорама на спокойную гладь Псекупса, лесистые северо-восточные отроги хр.Пшаф. Вдоль гребня вниз прорублены ступеньки с перилами из проволоки. Слева видно углубление — это пещера Звонкая. Так названа потому, что обладает хорошо выраженными свойствами — находящийся там человек слышит, что говорят на другом берегу.
á Описание из книги «Путеводитель по Кубани» А. Самойленко.

Примечание админа. Не так давно чуть выше скалы поставили беседку, которая вообще ни к месту там. Потом часть скалы обвалилась.

Фотографии (2 из 2) по запросу: Петушок. Смотреть остальные или добавить свои

Скала Петушок

Скала Петушок вечером

Одна из самых узнаваемых достопримечательностей Краснодарского края. Находится в черте города Горячий Ключ прям на берегу реки Псекупс. Высота достопримечательности – 28 метров. Скала имеет две небольшие пещеры – Звонкая и Спасения, между которыми в скале вырублена крутая Лестница Жизни.

Известно также и второе название объекта – Скала Спасения. По легенде в те времена, когда на месте Горячего Ключа был адыгский аул, у осужденного на смерть был единственный шанс спастись – это после оглашения приговора успеть добежать до описанных пещер. Если такое мероприятие удавалось, то следующей ночью спасенный имел право беспрепятственно покинуть пещеру и навсегда уйти из родного аула и не попадаться им на глаза.

Вид на скалу «Петушок» с моста

Счастливый мост, Горячий Ключ

Беседка на верху скалы «Петушок»

Беседка на верху скалы Петушок

ШАГ НАВСТРЕЧУ

В северо-западной части горного хребта Котх, в восемнадцати километрах от Водораздельного Кавказского хребта расположена Абадзехская гора. Иначе ее называют Ключевой. Эта величественная горная вершина раскинулась на высоте 415 метров над уровнем моря. Находится она на правом берегу живописной реки Псекупс, прямо в черте города Горячий Ключ. Ученые предполагают, что Ключевая гора появилась около 10-15 миллионов лет назад после того, как здесь случился величайший тектонический подъем одной части берега реки. Кстати раньше, опять же основываясь на догадки ученых, в этой местности находился океан Тетис. Если верить этой гипотезе, именно это и объясняет то, что Абадзехская гора богата песчаниковыми скалами.

Ключевская гора с давних пор славится своими целебными ключами – они бьют прямо у подножия вершины и практически во всех ее окрестностях. Эти минеральные воды получили название Псекупские, в честь названия реки.

1) Крепость Псыфабэ

Крепость Псыфабэ — остатки средневекового оборонительного сооружения на вершине Абадзехской (Ключевой) горы. Псыфабэ по-адыгски — «теплая вода».
Именем этой крепости называлось до окончания Кавказской войны и урочище в том месте, где сейчас находится городская часть курорта Горячий Ключ.
Крепость невелика (100-200 м2).
Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители.
До наших дней сохранились только камни от фундамента стен (высота около 30 см) и также поросший деревьями крепостной ров, отделявший крепость от остальной части отрога.

В конце сентября — начале октября 1989 года отряд адыгейской археологической экспедиции производил разведочные раскопки на северных склонах горы Абадзехская, в результате которых и было открыто древнее укрепление.
Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется V — VII вв. н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 в. н. э.).
Самое позднее время использования крепости — XIII- XVI вв. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет 67 метров, ширина — 48 метров. Мощность стены, опоясывающей площадку 3,5 метра. Она состоит из двух (внешней и внутренней) стенок шириной 50 и 30 см, сложенных из глыб песчаника на глиняном растворе. Внутреннее пространство забутовано более мелким колотым камнем и щебнем. В южной стене находится башня прямоугольного типа. С противоположной стороны находилась башня в виде многоугольника.
В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее — какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. Остатки пока не найдены, лишь открыта частично мосюва, устилающая эти террасы.
По мнению адыгского археолога Нурбия Газизовича Ловпаче, в период ранней бронзы (3-е тысячелетие до н.э.) долину Псекупса населяли кавказские племена хаттов, носителей известной май­копской культуры.
В меотское время (4-1 в.в. до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в ан­тичных письменных источниках с 4 в. н.э. Это было самое зем­ледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселе­ния народов», т.е. до 7 в. Ни нашествие гуннов в конце 4-го в., ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 в.в. в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым.
Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
Гунны не первые пришельцы, натиск которых пережили фаты, нашествие аланов в 1 в. и готов в 3-ем заставило их покинуть пра­вый берег Пшиза (Кубани). К 5-му в. племя фатов утратило ту по­литическую силу и самостоятельность, что имело в период своего наивысшего рассвета при царе Арифарне в 4-м веке до н.э. В пе­риод самого раннего средневековья из западнокавказских племен самыми сильными стали зихи. В позднеримское время они имели государственность. Известен царь зихов Стахемфак, номинально зависимый от римского императора. В эпоху «великого переселе­ния народов» это племя располагается в Северо-Восточном При­черноморье от Топсиды (Туапсе) до Синдской Гавани (Анапа) и на политической арене выступает от имени всех адыгов как джихи, циги, зихи. Они объединили всех адыгов в племенной союз.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью V—VII вв. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после 370 г., когда начались набеги гуннов, и особенно в V в., когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная стена. История адыгов характеризует нашествие аваров в VII в. под предводительством хана Байкана как самое губительное. Главное сопротивление аварскому завоеванию организовал хамышейский (бжедугский) князь Лавристан. Именно тогда и должны были быть воздвигнуты основные фортификационные элементы.
В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть — настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.

2) Скала Спасения (Петушок)

Скала Петушок прилепилась в узком месте долины на отроге хребта Котх, у подножия горы Абадзехская, и имеет высоту около 15 метров. Вершина скалы состоит из зубцов и напоминает петушиный гребень. По преданию, скалу Пе­тушок называли скалой Спасения. В отвесной песчаной скале выдолблена не­большая пещера. По легенде в те времена, когда на месте Горячего Ключа был адыгский аул, у осужденного на смерть был единственный шанс спастись — это после оглашения приговора успеть добежать до упомянутой пещеры. Если такое мероприятие удавалось, то следующей ночью спасенный имел право беспрепятственно покинуть пещеру и навсегда уйти из родного аула и не попадаться им на глаза, т.е. он из племени изгонялся навсегда.

3) Пещера Звонкая

Вдоль гребня скалы Спасения вниз прорублены ступеньки с перилами из проволоки. Слева (внизу) находится углубление — это пещера Звонкая (скорее это грот, а не пещера). Внутри выдолблена каменная скамейка.

В Звонкой пещере совершенно особенная акустика, которую не встретишь ни в каком другом месте. Человек, который находится внутри пещеры, с легкостью услышит абсолютно все, что творится даже на другом берегу Псекупса. И не просто громкие и резкие звуки – здесь слышно даже тихий плеск волн Псекупса о скалы. А речка эта находится довольно далеко отсюда. Но есть и так называемый обратный эффект – каждое слово, произнесенное внутри Звонкой пещеры, непременно услышть те, кто стоит на противоположном берегу реки. В этом-то и заключается объяснение тому, почему местные жители назвали пещеру Звонкой.

4) Дантово ущелье.

Дантово ущелье — памятник природы у подножья Абадзехской (Ключевой) горы. Природа разделила этой узкой стометровой скальной щелью (глубина до 15 метров) горные склоны. В 70-х годах девятнадцатого века вырубили по дну ущелья каменную Дантову лестницу и облагородили поляну перед входом.
Дантово ущелье названо в честь великого итальянского поэта, мыслителя и ученого эпохи Возрождения Данте Алигьери (1265-1321). Его поэма «Комедия», названная потомками «Божественной», изображает странствие поэта по загробному миру.

Откуда пошло такое интересное название? Все началось в конце 19 века, в 1875 – 1878 годах. Именно тогда и было прорублено это ущелье. Делалось это для того, чтобы проветривать болотистую местность минеральной площадки появившегося в те времена курорта Горячий Ключ. Получившийся проем в песчаных скалах имел некоторое сходство с вратами ада – вот тут-то кто-то и вспомнил красочное и впечатляющее описание подобного входа в Царство мертвых из бессмертного творения великого драматурга Данте Алигьери – «Божественной комедии». Стех самых пор это ущелье называют Дантовым. Абадзехская гора словно расколота на две половины именно в Дантовом ущелье, стены которого поросли мхом.

У входа в долину ручья, протекающего по Дантову ущелью, стоит столб из белого мрамора высотой около 1,5 метров с надписью на древнетурецком языке: «Этот памятник сделал бжедухский князь Айтеч Хаджи (родоначальник князей Хаджимуковых) в честь своего любимого дворянина и спутника Хапача Лакшука, ездившего с ним в Мекку в качестве паломника и скончавшегося на обратном пути в город Дамаск — Сирия. Памятник поставлен 1132 гефшир месяца шеваль» (по русскому исчислению -в 1717 г.).
Фактически же это кенотаф, своего рода символическая могила. Такие надгробные памятники устанавливаются в память о людях, чьи реальные захоронения находятся в совсем ином месте.

Один из потомков Хамыша — князь Айтеч, первый из кавказских горцев, посетивший Мекку. Позже он получил титул «Хаджи», а детиего стали имено­ваться Хаджи-Мук (сын Хаджи).
Хапач Лакшук, как обнаружили исследователи, упоминается в адыгейских песнях как герой бжедугов и храбрый военачальник.

На верхней части столба находятся солнечные часы.

5) Иверская часовня.

Неподалеку от входа в Дантово ущелье красуется Иверская часовня. Она знаменита тем, что имеет название в честь иконы – Иверской. Считается, что она способна исцелять от любых недугов. Сама часовня сейчас напоминает местным жителям и гостям о том, что некогда здесь, прямо на этом месте из земли бил родник с целебной водой. Его так и называли – Иверский источник. За водой к нему приходили и простые жители, и паломники, странствующие в поисках смысла жизни. Но в двадцатых годах теперь уже прошлого столетия горные пласты сдвинулись, и вода исчезла. А в память об Иверском источнике осталась лишь чаша, сделанная в форме морской раковины, да часовня.

В самом центре Минеральной поляны, которая находится у подножия Абадзехской горы, стоит обелиск – единственный в своем роде памятник, установленный в честь «живой воды». Возник он здесь в 1914 году, в год пятидесятилетия Псекупских минеральных вод.

6) легенды Абадзехской горы

1 ) Легенда гласит…Жил да был… Нет, правильнее сказать, властвовал в те времена князь Хатющук, а может быть, царь Лавристан Хамышейский — назовем его Лаврихат. Человек недюжинной силы и незаурядных умственных способностей. Но то или иное качество помогло завоевать ему самую прекрасную девушку племени абадзехов — доподлинно неизвестно. Долго ли, коротко ли, юная прелестница стала женой сурового князя, обезумевшего от страсти, а потому пожелавшего отгородить от посторонних глаз лучезарность княжны недосягаемыми стенами крепости. Повинуясь законам племени и наставлениям богобоязненных родителей, молодая жена ни в чем не прекословила мужу и в скором времени родила ему двоих прекрасных воинов. Но где хранится золотой ключик от ее горячего сердца — для всех оставалось секретом, да и знала ли об этом она сама, покуда в одной из жесточайших оборонительных битв ее не пронзил завораживающий взгляд очаровательного завоевателя — князя племени гуннов. Захворал с того дня воинственный гунн и начал медленно угасать, и не нашлось ни одного лекаря во всем княжестве, способного остановить таинственную болезнь… Как вдруг прослышали гунны о чудодейственных способностях жены вражеского князя, исцеляющей от самых страшных болезней то ли своей колдовской силой, то ли какими-то удивительными водами из горячих источников.В один из дней измученного страданиями князя верноподданные поднесли к воротам замка «Псыхабэ». Стремительно миновав сотню каменных ступенек, возлюбленная враждующих князей склонилась над своим возлюбленным… И, как бывает не только в сказках, в тот самый момент муж, на лихом коне возвратясь в свою обитель, вознегодовал от увиденного. Смешавшись со слезами и кровью, муки несбывшейся любви пролились в целительный источник, ставший после этого горячим — таким горячим, как сердце таинственной княжны, ключик от которого до сих пор хранится то ли у разрушенных стен замка, то ли в водах Псекупса…

2) Скала Петушок или скала Спасения. Когда-то в древности жила красавица-девушка, не любить которую не мог никто. И вот однажды посватался к ней один из местных парней. Но она отказала ему, потому что тайно была влюблена в другого. Не стерпел этого неудавшийся жених, пошел он к богам и попросил их покарать девушку. Раз не его, так ничьей пусть не будет. Боги прислушались к словам вспыльчивого юноши и превратили красавицу в Абадзехскую гору.

Возликовал сначала юноша, было отомщено его сердце. Но очень скоро он раскаялся, потому что не был злым или самовлюбленным, пошел он снова к богам и стал просить покарать себя, а также вернуть девушку. Боги сжалились над юношей и сказали, что вернуть мы её не можем, но Абадзехская гора всегда будет любима людьми и это подарит ей утешение. А его превратили в другую гору, навсегда отделив от возлюбленной рекой, и сделали так чтобы люди обходили его стороной.
Самое интересное то, что даже сейчас Абадзехская гора действительно очень людная, тут постоянно снуют местные жители и многочисленные туристы, тогда как Пшаф, хоть и освоен людьми, но все же практически безлюден.

3) В древности на Абадзехская гора стоял княжеский замок о красоте и величии, которого слагались бесчисленные легенды. Но самой большой достопримечательностью этого замка была княжеская дочь. Удивительно красивая, умная и добрая девушка. Однажды посватался к ней юноша, но девушка не захотела выходить за него, потому что её испугало его черное сердце.

Тогда обиженный юноша пошел к колдуну и тот превратил его в красивого черного лебедя. Однажды молодая княжна увидела этого лебедя и, не удержавшись, погладила. И тотчас же все тело её покрыли раны и язвы.
Не было утешения князю, не было утешения его жене, не было утешения всем его подданным, и все они молились о благополучном исцелении княжны. И тогда их молитвы дошли до слуха богов, и они заточили злого юношу в скалу. Там он раскаялся и стал лить слезы над своей загубленной жизнью и тогда из гор стали бить ручьи. Княжна умылась, из одного из таких ручейков, и ту же минуту тело её отчистилось от болезни и с тех пор слезы раскаявшегося парня исцеляют недуги всех людей.
Вот такие грустные легенды связаны, с очень красивым местом и скалой Петушок.

P.S адыгский археолог Нурбий Газизович Ловпаче университетский преподаватель и куратор историка Яснева А.В

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *