Происхождение названия

Существуют несколько версий происхождения названия.

По топонимической версии А. К. Матвеева и Н. П. Архиповой, конфигурация скал (острый зубчатый гребень) даёт основание полагать, что «Азов» — это татарское слово «азау», что в переводе значит «зуб». В других тюркских языках это слово переводится как «клык», «острие», «жало».

Также существует ряд фольклорных версий. Будто бы гора названа по имени жившего при ней некоего разбойника по имени Азов (вариации: Айзин или Азин), при этом иногда считают его сподвижником Емельяна Пугачёва. Пугачев мол стоял на Думной горе («три дня сидел, думал, оттого Думная и называется»), а Азов — на Азов-горе. По другим версиям не было Пугачёва, а Азов был просто разбойником. Мимо горы проходил торговый путь, по которому купцы перевозили драгоценные камни и золото. И этих с двух гор разбойники друг другу подавали об этом сигналы кострами, грабя купцов. По сказу «Дорогое имячко», наоборот, в пещере горы жили «стары люди» (манси, чудь белоглазая), и подавали огнём сигналы заметив кладоискателей, после чего их убивали.

Следующая версия связана с девушкой Азовкой, по имени которой назвали гору. Существует множество сюжетов о ней. Что она получила это прозвище, будучи женой атамана разбойников по имени Азов, или что её так и звали. Что она была пленённой татарами девицей, или, наоборот, татарской царевной, женой атамана разбойников, дочерью хозяина медеплавильных цехов, или была одной из «старых людей», что описано в сказе «Дорогое имячко».

Пещера

Гора имеет грот, где были найдены 10 идолов.

Энциклопедия Россия. Полное географическое описание нашего отечества 1914 года говорит, будто гора имеет пещеры, ныне обвалившиеся. Но поскольку гора состоит из вулканической породы и едва ли может иметь пещеры, предполагалось, что пещеры искусственного происхождения. По преданиям, в этих пещерах жили разбойники. Также было множество местных преданий о девке Азовке, стерегущей клады, что связывалось с тем, что внизу горы одно время разрабатывался богатейший золотой прииск.

П. П. Бажов писал про пещеру с обвалившимся входом, фигурировавшую в преданиях, которая нашла отражение в его сказе «Дорогое имячко»:

А самоглавная пещера в Азов-горе была. Огромаднейшая — под всюё гору шла. Теперь ход-от есть, только обвалился будто маленько. … Пол, напримерно, гладкий — прегладкий, из самого лучшего мрамору, а посредине ключ, и вода, как слеза. А кругом золотые штабеля понаторканы как вот на площади дрова, и тут же, не менее угольной кучи, кразелитов насыпано… … Охотников в ту пещеру пробраться много было. Всяко старались. Штольни били — не вышло толку. Даже диомит, слышь-ко, не берет.

— Бажов П. П. «Дорогое имячко»

Археологические объекты

Появившимися в 1939 году в книжных магазинах сказы П. П. Бажова зачитывалась вся детвора Урала. Ребята поселка Полевского, являвшегося центральным в сказочных событиях решили непременно найти клад на Азов-горе. В сентябре 1940 года, перевернув множество камней, под плитой у обрыва они нашли металлические предметы. Несколько ребята разломали, надеясь обнаружить золото, но не нашли. Таким образом было найдено 44 древних медных и бронзовых культовых изделия. На следующий день в Полевский приехали узнавшие о находках Бажов и сотрудник музея Н. Н. Бортвин. По настоянию Бажова ребята передали большую часть находок в Свердловский краеведческий музей. Чуть позже, в гроте, были найдены 10 идолов, обращённых лицами на восток.

Находки выполнены в Пермском зверином стиле и включают: птицевидные идолы, антропоморфные изображения, круглые бляхи, зеркало с ручкой, обломок серебряного диска, наконечник копья, глиняные черепки и другие. Хранятся в Екатеринбургском и Полевском краеведческих музеях. Они относятся к IV—III вв. до н. э. и связаны с мансийским стойбищем.

По мнению археолога Е. М. Берс, в железном веке гора служила святилищем древнего человека или жертвенным местом.

Фигурки на Урале находили ещё в XVIII веке. Генерал-майор В. И. де Геннин писал: «В прежних годеях на оных местах жила чють, вогулича и вотяки, понеже находились в тех местах старинные (идолы), деланные ис красной меди».

Специфичен состав находок: их основную массу всегда составляют птицевидные изображения от 24 (сохранившихся) в кладе с Азов-горы, 14 — с озера Куяш-Огневского до 2-3 с горы Малой и поселка Ботники. Во всех кладах птицевидные сопровождаются предметами круглой формы: бляхами, зеркалами, фигуркой свернувшегося в кольцо волка с Азов-горы. Антропоморфные фигуры найдены лишь в некоторых случаях. Оружие встречается редко, в отличие от западно-сибирских и приуральских комплексов. Фигурки, как и все предметы иткульской культуры, отливались из меди.

Иткульские металлурги добывали трением «живой огонь», необходимой для выплавки металла. По совокупности находок представляется, что в обряд производившийся в святилище-кузнице входило разжигание «живого огня» на овальной площадке с применением пряслица, а затем в костер помещали жертвенную пищу для духов огня и воздуха. В ритуале имели значение медные изображения птиц — вместилищ этих духов или духов предков. Поскольку не всякая плавка металла удавалась, возможно, что покалеченные фигурки птиц являются следствием того, что «дух вовремя не помог» металлургам. Можно полагать, что подобные святилища сопровождали многие археологические металлургические комплексы: на горе Караульной у Северского завода, на мысе Толстик Исетского озера.

> Охрана природы

Скалы на горе Азов — геологический, геоморфологический и природно-исторический памятник природы. Площадь памятника — 217 га.

Литература

  • Архипова Н. П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. — Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2001. — 223 с.
  • Бажов П. П. Дорогое имячко // Дореволюционный фольклор на Урале. — Свердловск : Свердлгиз, 1936.
  • Бажов П. П. Бажов, П. П. : Сочинения. В 3 томах / Под общ. ред. В. А. Бажовой, А. А. Суркова, Е. А. Пермяка; Вступ. статья, составление и прим. Л. И. Скорино. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1952. — Т. 2.
  • Блажес В. В. Рабочие предания родины П. П. Бажова // Фольклор Урала. Вып. 7: Бытование фольклора в современности (на материале экспедиций 60-80 годов). — Свердловск: Урал. гос. ун-т, 1983. — С. 7–9.
  • Бортвин Н. Н. Находки на г. Азов на Урале // Краткие сообщения Института истории материальной культуры : Сб. — 1949. — Вып. XXV.
  • Викторова В. Д., Непомнящих В. Н., Непомнящих О. З. Находки на горе Азов // 120 лет археологии Восточного склона Урала : Сб. — Екатеринбург, 1999.
  • Викторова В. Д. Сокровища филина : Духовная культура древних металлургов Зауралья // журнал «Родина». — 2001. — № 11. — С. 54-57. — ISSN 0235-7089. Архивировано 6 июня 2013 года.
  • Карпов С. Гора Азов — лесной символ Полевского грая // Путешествие по Полевскому краю. — 2014. Архивировано 27 октября 2016 года.
  • Тамплон Е. Гора Азов // «Уральский следопыт» : журнал. — 2002. — № 8. — С. 68-69.

Особенности Азов-горы

Азов-гора имеет двуглавую вершину, состоит из Большого и Малого Азова. Высота главной вершины составляет 589 м над уровнем моря.

По наиболее распространенной версии название произошло от тюркского «азау» — «зуб», которое могло быть дано за скалистую вершину. Также есть легенды, что на вершине скрывался разбойник по имени Азов. Но о легендах ниже.

Гора сложена базальтовыми лавами, которые пересечены серией почти вертикально падающих жил диабазов. Диабазы и образуют скальные обнажения на вершине горы. Здесь много вертикальных останцев, гребней, есть и вертикально стоящие столбы-«пальцы». Высота скал достигает 25 метров. Местами между скал образовались проходы, которые называют «Воротами». Скалы Азов-горы могут напомнить каменный город. Особенно хорошо эту особенность видно с воздуха (ниже вы найдете снятое нами видео с дрона).

Сверху открывается живописная панорама окрестностей. На севере можно заметить скальный гребень Белого камня, на западе – Коноваловский увал с горой Шунут-камень, на востоке хорошо виден город Полевской. GPS-координаты вершины Азов-горы: N 56° 28.492´; E 60° 05.088´ (или 56.474867°, 60.0848°).

Особенно красиво на Азов-горе в пору золотой осени! Можно долго сидеть на вершине и любоваться пожелтевшим лесом.

На одной из скал художник Николай Суренков в 1956 году нарисовал девку Азовку с сокровищами.

В 2016 году поверх старого, уже плохо видимого рисунка нанесли новый. Его автором стала Елена Бажова (внучатая племянница писателя П.П. Бажова).

GPS-координаты рисунка: N 56° 28.533´; E 60° 05.051´ (или 56.47555°, 60.084183°).

Склоны горы покрыты смешанным березово-сосновым лесом. Встречаются реликтовые и горно-скальные степные травянистые растения. Некоторые из них занесены в Красную книгу Среднего Урала. Гора является геологическим, ботаническим, археологическим и литературным памятником природы Свердловской области.

В северо-западной части под скалами есть небольшой родник «Азовкины слезы». Попасть к нему можно по тропе, идущей через поляну и вдоль скал. В засушливую погоду родник может пересыхать. GPS-координаты родника: N 56° 28.534´; E 60° 04.847´ (или 56.475567°, 60.080783°).

Легенды горы Азов

С этой горой связаны многочисленные легенды. Мало какая природная достопримечательность Урала может похвастаться таким богатством преданий! Приведу лишь некоторые из них по книге «Предания и легенды Урала».

«Жил на этой горе и в пещере скрывался разбойник Азов. Вот было у них безвыходное положение, всем уходить надо из этих мест. А в пещере много награбленного хранилось, его с собой не возьмешь. Вот и решили они вход и выход в пещеру закласть. Ну, заложили пещеру, а Азов и спрашивает у разбойников: «Кто желает остаться здесь при кладе?» Один и вызвался, Азов его пристрелил, чтобы никто про клад не узнал и кости его чтобы этот клад караулили… Я слыхал от стариков, что по имени этого Азова гора названа». (Записано в д. Полдневой от П.Я. Пастухова, 1895 г.р.)

По второй вариации легенды разбойника звали Айзин, а люди «упростили» его имя до Азова. По другой легенде Азов был сподвижником Пугачева, которого тот якобы отправлял на эту гору для наблюдения за окрестностями.

Но еще больше преданий сложено о девке Азовке, которая то ли сама ушла к разбойникам, то ли ее выкрали, в результате чего она оказалась в пещере на горе. С ней же связывают и родник на горе.

«Может быть, видели у Азов-горы ключ-родник? Думаете, вода в нем? Нет, то слезы девки Азовки. Когда ее заточили в пещеру, стала слезы лить горькие, просить, чтобы выпустили ее на свет поглядеть. Да не тут-то было. Не разжалобила Азовка разбойников, не выпустили ее из пещеры той. Так и плачет она, все глаза уж выплакала. Потому и родников у Азов-горы совсем мало уж осталось… А соседи мои, когда сено косили лет десять назад, слышали даже плач ее». (Записано в Полевском от М.И. Теткиной, 1898 г.р.)

Иногда Азовка показывалась людям.

«Мне мама рассказывала, что однажды ее отец ходил на покос. А покос-то у нас недалеко от горы Азов. Наступила ночь, такая темная. Страшно ему стало, он и говорит: «Господи, благослови!» И вдруг видит, стоит перед ним огненная девка. Вся светится, так что даже светло кругом стало. «Оставайся, — говорит, — у меня, а то мне скучно здесь одной! Ты мне приглянулся!» Да и правда, красивый он был, светлый, кудрявый. Испугался он, креститься стал. Смотрит, заплакала девка Азовка и все дальше и дальше от него отодвигается. А потом скрылась совсем. Тогда он быстрей домой побежал. Прибежал, дрожит весь. С тех пор не любил он к горе Азов ходить». (Записано в Полевском от Т.И. Глинских, 1901 г.р.)

Ну и снова о якобы спрятанных тут сокровищах.

«Азов-то гора не простая. Богатства в ней много, да достать-то его трудно… Многие хотели богатство достать, да не умели. Было здесь имечко заклянено, кто его назовет – тому гора откроется. Угадать надо было имечко это. Тогда было бы счастье. А имечко… девки Азовки имечко было. Это ее люди девкой-то Азовкой прозвали». (Записано в Полевском от Е.В. Потеряевой)

Легенды о девке Азовке с сокровищами «старых людей» отражены в сказе Павла Бажова «Дорогое имечко».

По ночам на Азов-горе порой видели загадочный огонек.

«Говорили раньше старые люди, что гора называется Азов, потому что живет на ней в глубокой пещере девка Азовка. Скучно ей там одной, но людям на глаза она не любит показываться, если и показывается, то редко. Но чтобы знали люди, что она жива, каждый вечер, как стемнеет, зажигает она на самой вершине горы огонек. Многие люди видели этот огонек, девку искали, но не нашли». (Записано в Полевском от П.С. Маслякова, 1887 г.р.)

Также об огне на Азов-горе вы можете прочесть в очерке краеведа Алексея Кожевникова.

Клад Азов-горы

Отойдем от преданий и вернемся к не менее интересной реальности. В сентябре 1940 года пятиклассники из Полевского действительно нашли на Азов-горе клад. На него наткнулся школьник Иван Шитиков. Клад лежал под каменной плитой размерами 50х40х15 см на вершине восточного склона горы, в 1,5 м от кромки обрыва. Он состоял из медных и бронзовых предметов. Здесь лежали птицевидные идолы, круглые бляхи, наконечник копья, зеркало с ручкой, глиняные черепки и т.д.

О находке сообщили писателю П.П. Бажову. Вскоре он приехал в Полевской вместе с фотокорреспондентом Б.С. Рябининым и археологом, сотрудником Свердловского областного краеведческого музея Н.Н. Бортвиным. Бортвин взял 33 фигурки из клада, а остальные оставил в Полевском. Находку с Азов-горы можно посмотреть в Музее истории и археологии Среднего Урала на проспекте Ленина в Екатеринбурге, а три фигурки выставлены в Полевском историческом музее.

Источник фото: книга Станислава Карпова «Путешествие по Полевскому краю» (Полевской, 2014).

По мнению Е.М. Берс, в железном веке на горе Азов было мансийское святилище-жертвенник. Находки отнесли к IV-II векам до н.э. Не удивительно, что после этого случая на Азов-гору потянулись кладоискатели, но больше ничего найти здесь не смогли.

Как добраться до Азов-горы из Екатеринбурга?

Гора Азов расположена в Свердловской области — к северо-западу от города Полевского, в 3 км от поселка Зюзельский. Из Екатеринбурга на машине нужно выехать по улицам 8 Марта, Титова, Селькоровская на Полевской тракт. Въехав в Полевской, проехать северную часть города (Северский), миновать плотину Северского пруда и далее повернуть по указателю на Зюзельский. В сам Зюзельский заезжать не нужно, а ехать в сторону Большой Лавровки. Дорога асфальтированная. Через 3 км справа покажется беседка и информационные щиты. Здесь нужно оставить машину и пешком подняться на гору (путь занимает минут 20). Расстояние от Екатеринбурга – 65 км.

На общественном транспорте нужно доехать на автобусе Екатеринбург – Полевской до южной автостанции (заодно можно посмотреть появившиеся там 3D-граффити), а затем идти пешком по лесной дороге вдоль реки Полевой и через гору Острую до Азов-горы. Путь занимает 7 км. Ниже смотрите трек этого пешего маршрута.

Либо можно сесть в Полевском на автобус до Зюзельского и выйти перед поворотом в поселок, затем 3 км двигаться по дороге на Большую Лавровку до своротки на гору. Путешествуя по Уралу, берегите природу!

Азов Гора

Гора Азов расположена в России, в Свердловской области в Полевском городском округе, возле поселка Зюзельский, в 8 километрах от Полевского. Это вершина Уфалейского водораздельного хребта Среднего Урала. Название «Азов» в переводе с татарского означает «зуб», «острие», «клык» или «жало». Горный массив, ставший памятником природы, состоит из шаровых лав базальтового состава, пересекающимися вертикально падающими жилами диабазов. Жилы имеют мощность от нескольких сантиметров до нескольких десятков метров, они создают скальные обнажения обоих вершин горы. Гора разделяется на Малый и Большой Азов. Главная вершина Большого Азова достигает 588 метров над уровнем моря, вершина Малого Азова – 564 метра. Скалы высотой 25 и более метров, с них видны леса и города Полевской. Гору Азов посещали писатели Борис Рябинин, Павел Бажов и Николай Никонов. Они описывали ее в своих произведениях. В сказках Бажова Азов-гора упоминается благодаря народным преданиям о «девке-азовке». В 1940 году на востоке горы были найдены под тонким слоем почвы 44 древних бронзовых и медных культовых изделия. В гроте обнаружено 10 идолов. В Полевском и Екатеринбургском краеведческих музеях хранятся птицевидные идолы, круглые бляхи, наконечник копья, человекоподобные изображения, глиняные черепахи, зеркало с ручкой и другие находки с горы Азов.

Азов – гора.

24.03.2017 19:02:36

Что такое горы? Кто бывал в горах, ходил под рюкзаком, знает, что это величие, мощь, дикая усталость и… неописуемый восторг! Пьянящее ощущение полета, свободы: ты стоишь на вершине и весь мир у твоих ног…

Те кто не испытал этих ощущений, уже ни когда не придут в горы, а те кто «заболел» горами будут подниматься снова и снова.

Приехав домой, первое время ты вспоминаешь поход во всех красках, твое тело ещё помнит как тяжело было идти по скользким камням с неподъемным рюкзаком за плечами, как затяжной дождь, холодными струйками, протекал под дождевик… Как жесткое, палящее солнце слепило глаза, как облазила сожжённая кожа с ушей и носа… И думаешь в каком состоянии я принимала решение провести отпуск в горах? Чего же мне не лежалось на пляже???

Потом эти воспоминания отступают, на первый план выходят пьянящий воздух, хрустально чистая вода горных ручьев, белые шапки величественных гор и ты уже начинаешь прикидывать, куда тебя занесет в следующий отпуск.

Проходит ещё какое то время и у тебя начинается «горняшка», не та горняшка которая подстерегает путешественника на больших высотах, а та которая его поражает в городе – пространство начинает сужаться, стены давить, люди раздражать, городской воздух отравляет легкие, появляются приступы депрессии и пессимизма. Лечение у горняшки одно – Срочно нужно в верх, в горы, на свободу!!!!! А что делать если до отпуска ещё ой как далеко, да и обступившие заботы не позволяют на долго выбраться из дома?

Моей палочкой выручалочкой всегда становится Азов – гора. Азовка, Азовушка, ласково называем её между собой. Находиться она всего в 4 километрах от города Полевского, асфальтированная дорога (ужасного качества) ведет до поселка Зюзельский.

С начала марта я чувствовала упадок сил, дочь ходила злая на весь белый свет, подруга жаловалась на постоянную сонливость, нужно было как то исправлять ситуацию. В воскресенье 19 марта, была замечательная погода, но наш день был забит делами под завязку, что совсем не поднимало настроения. Срочно нужно было ЧУДО! И оно случилось. Дела которые нужно было решить за весь день – как то сами собой решились ещё до обеда. Пол дня были совершенно свободны, и пока возвращались из Екатеринбурга решили рвануть на Азовку.

Вот что говорит википедия о Азов горе: «Горный массив сложен шаровыми лавами базальтового состава, которые пересекаются вертикально падающими жилами диабазов, мощность жил варьируется от нескольких сантиметров до десятков метров. Эти диабазовые жилы и образуют скальные обнажения двух вершин горы. Они делят гору на Большой и Малый Азов. Высота главной вершины Большой Азов — 588 метров над уровнем моря; южнее располагается скалистая вершина Малого Азова — 564 метра. Высота скал достигает 25 метров и более.»

Об Азов горе сложено много легенд, она воспета П.П. Бажовым в сказе «Дорогое Имячко», где говорится о скрытых в пещере в недрах горы обильных сокровищах. Написать этот сказ Бажова побудили многочисленные рассказы и легенды о пещере в этой горе среди местных жителей. С тех пор здесь нередки кладоискатели. Между тем скалы на Азов-горе состоят из твердой вулканической породы, и образоваться естественным путем пещера здесь никак не могла.

Ещё одна легенда гласит что, на горе жил некий разбойника по имени Азов (вариации: Айзин или Азин), при этом иногда считают его сподвижником Емельяна Пугачёва. Пугачев мол стоял на Думной горе («три дня сидел, думал, оттого Думная и называется»), а Азов — на Азов-горе. По другим версиям не было Пугачёва, а Азов был просто разбойником. Мимо горы проходил

торговый путь, по которому купцы перевозили драгоценные камни и золото. И этих с двух гор разбойники друг другу подавали сигналы кострами, грабя купцов.

Так же существуют мистические легенды:

О Чуди белоглазой:

«Чаще всего говорилось о «старых людях» (Чудь, чудь белогла́зая, чудаки́, чуцки́е). По одним вариантам, эти «старые люди» «натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись». По другим вариантам — «старые люди вовсе в золоте не понимали, толку не знали. Хотя золота тогда было много, его даже не подбирали.» По третьему варианту, «стары люди вовсе маленькие были». Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». Потом «стары люди из здешних мест ушли.»

Стары люди. — Может быть, потому, что Полевской завод строился на месте древних рудокопен — «чудских» капаней, здесь была живы рассказы о «старых людях». В этих рассказах «стары люди» изображались по-разному. Одни говорили, что «стары люди» жили в земле, как кроты, а потом засыпали себя, когда в этот край пришли «другие народы»; другие говорили, что «стары люди» брали медь только сверху, а золота вовсе не знали и жили охотой да рыболовством. Предполагалось, что слой земли, на котором жили «стары люди», уже так завален сверху, что до этого слоя приходилось «докапываться». «Докопались до той земли, где стары люди жили, — нет золота. Не на место, видно, угадали».

— Бажов П. П., очерк «У старого рудника».

О Велесе:

«Когда Дый обложил людей слишком тяжелой данью, они перестали ему давать жертвы. Тогда Дый стал карать отступников, и люди обратились за помощью к Велесу.

Бог Велес откликнулся и одолел Дыя, разрушил его небесный дворец, сложенный из орлиных крыльев. Велес сбросил Дыя с неба в царство Вия. И люди возликовали.

Но потом Дый с помощью Вия вновь поднялся на Землю и устроил пир, на который был приглашен и сам Велес будто бы для примирения. Когда Велес пришел на сей пир, Дый предложил ему чару с отравой. Велес выпил ее и ушел сам в царство Вия, был заточен в самой дальней пещере.

И тогда ему на помощь пришла Азовушка. Она спустилась к Вию и упросила его отпустить Велеса.

И тогда Велес и Азовушка пошли по подземным залам и дворцам к выходу. Но у самого выхода из пещер раздался голос Всевышнего Вышня, сказавшего, что Азовушка здесь может выйти, но Велесу, потерявшему прежнее тело, придется проходить через иные ворота, то есть через многие поколения снова родиться.

Но Азовушка не захотела оставить Велеса. И после того как закрылась Азов-гора она осталась с Велесом ждать иных времен.»

Часто над Азов-горой видят светящиеся шары, встречают призрак девушки в белом, или золотую змею. Интересно что, группа НТВ, снимающая передачу «Мистическая Россия» на Азовку так и не попала. По словам их провожатой: «Да я на Азовке каждый камень знаю, каждое деревце, а тут как Леший увел, блудить не где, а заблудились. А потом у меня амулет треснул. Я свитер

переодела наизнанку, как дед учил, вывела москвичей на дорогу и сказала: — я вас не за какие деньги туда не поведу! Так они и уехали».

Нас же, Азовушка, всегда встречает приветливо. Вот и в этот раз, забрались на смотровую площадку, усталость мигом прошла, от «горняшки» следа не осталось, виды вокруг чарующие! К камням прижимаешься – они теплые, ласковый ветер сказку нашептывает. Отдохнули на славу, накатались с горки, в снежки наигрались. Весну встретили – по сугробам шла, довольная. Так и провели воскресный день.

В общем место это довольно сказочное. Интересно посетить и увидеть все своими глазами. Блудить действительно не где – по горе тропы проложены и стенды стоят. На верх дорога ведет, хорошо укатанная снегоходами – идти одно удовольствие. Думаю это прекрасный маршрут выходного дня, доступный даже детям.

КАК ДОБРАТЬСЯ:

Из Екатеринбурга выезжаем в сторону города Полевской, проезжаем Горный Щит, проезжаем город Полевской, уходим в сторону Зюзельского, в поселок заезжать не надо, проезжаем прямо в сторону Лавровки, через 2 километра с лева будет стоянка, а справа грунтовая дорога уходит вверх. Ориентир с права крытая беседка и стенд с картой- схемой горы Азов.. Расстояние около 70 км.

Из Челябинска выезжаем в сторону города Кыштым — Касли — Верхний Уфалей, не доезжая до Полевского уходим в сторону Зюзельского, в поселок заезжать не надо, проезжаем прямо в сторону Лавровки, через 2 километра с лева будет стоянка, а справа грунтовая дорога уходит вверх. Ориентир с права крытая беседка и стенд с картой- схемой горы Азов. Расстояние около 260 км.

Оставьте автомобиль у дороги и идите пешком в гору по грунтовой дороге.

Не составит труда добраться и на общественном транспорте. От Екатеринбурга до Полевского ходит много автобусов. Ехать нужно до автостанции в южной части города. С автостанции ходят автобусы до Зюзельского. Выйти из автобуса нужно на повороте к Зюзельскому, далее пешком два километра по дороге на Лавровку и повернуть направо на Азов-гору.

Текст и фото: Екатерина Панина (Книпенберг)

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *