Во время обзорной экскурсии по Гомелю вы посетите Дворец Румянцевых-Паскевичей в Гомеле.

Стоимость билетов на официальном сайте музея

В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:
городище древнего и средневекового Гомеля X—XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта
дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII—XIX вв.
парк XIX в.
собор святых Петра и Павла начала XIX в.
часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в.
Зимний сад и башней обозрения— (бывший сахарный завод XIX в).
Городок аттракционов
прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой;
Церковь при дворце
Скульптурная композиция «Лодочник» в парке

Центральный звеном комплекса является парк площадью 34 гектара. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев. В основном произрастает липа, акация, берёза, каштан, ясень, клён остролистный. Имеется более 30 видов экзотов: гинкго-билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, лиственница.Современный вид парк приобрёл при И. Ф. Паскевиче.

Парк разделён Лебяжьим прудом на две части — южную (где находится дворец Румянцевы-Паскевичей, Собор св. Петра и Павла, часовня-усыпальница Паскевичей, памятник Н. П. Румянцеву) и северную (располагается парк аттракционов, Зимний сад, смотровая башня, являющаяся бывшей трубой сахарного завода)

Композиционном центром ансамбля является Дворец Румянцевых и Паскевичей, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи. Здание находится на крутом берегу реки Сож, откуда открывается очаровательный вид.

Генерал-фельдмаршал Петр Румянцев, которому в то время принадлежала мало кому известная деревня Гомель, занимался возведением замка и обустройством паркового ансамбля.

Лучшие мастера и архитекторы тех времен, создали замок, в стиле русского классицизма.


Так дворец стал основой художественно-исторического музея. Сейчас в музее можно увидеть большую коллекцию древних монет, археологических находок, вещи семьи Паскевичей, старопечатные книги и даже коллекцию высушенных морских животных.Интерьер дворца полностью соответствует интерьеру времени его создания. В дизайн здания не вносилось никаких изменений, поэтому снаружи этот великолепный дворец смотрится так же, как это было в те годы. Генерал-фельдмаршал Румянцев был тем еще коллекционером, поэтому после его смерти дворец превратился в музей. Здесь были собраны редкие коллекции искусства, которые больше подходили для всеобщего обозрения.

Во время войны многие ценности пропали бесследно. Из 8 тысяч экспонатов в музей было возвращено лишь 200.

Кроме дворца в Гомеле у графа Румянцева имелся охотничий домик — летняя резиденция графа Румянцева, хотя его семья никогда не интересовалась охотой. В этом доме сохранены мебель и предметы быта 19 века. Здесь собраны уникальные коллекции часов, картин и зеркал. Воодушевляют столовая и гостиная. В 7 залах периодически проводятся выставки. Сегодня в Охотничьем домике располагается музей истории Гомеля.

После смерти наследники графа Румянцева достроили к дворцу несколько флигелей, сделав внешний облик здания более величественным. Позже в 1839 году дворец перешел в руки нового хозяина на этот раз им стал фельдмаршал Паскевич.

Под руководством лучших архитекторов он достроил третий этаж и перепланировал дворец. Одновременно с этим Паскевич завез сюда редкие растения со всего света, намереваясь создать богатую коллекцию живой флоры у себя в имении, превратив его в настоящий музей. Благодаря этому замок обзавелся шикарным парком на прилегающей к нему территории.

На сегодняшний день Гомельский дворцово-парковый ансамбль является самым большим в Беларуси. Здесь действительно есть на что посмотреть…

Часовня-усыпальница семьи Паскевич была создана в псевдорусском стиле в 1889 году.

По проекту английского архитектора Джорджа Кларка в 1809—1824 году недалеко от дворца возведён Петропавловский собор, ныне являющийся кафедральным собором Гомельско-Жлобинской епархии Русской православной церкви.

После прихода к власти большевиков собор был закрыт, однако работал несколько лет во время Великой Отечественной войны. Советская власть не пыталась его разрушить — в здании располагался планетарий. Вновь действующим собор стал в конце 20 века. Ему почти 190 лет, и за это время он стал центром духовной жизни Гомельской области.Петропавловский собор в разрезе имеет форму креста, строили его порядка 15 лет. Сегодня здесь находится могила графа Румянцева, ранее собор хранил важную реликвию — часть мощей Святителя Николая, которые были утеряны.

На Киевском спуске Гомельского парка расположена бронзовая скульптурная композиция «Лодочник» в виде человека, стоящего в лодке, рядом с которым сидит рысь. Эта скульптура символизирует первого человека-гомельчанина, приплывшего в эти места.

Вам могут понравится другие интересные туры из Гомеля!

Акции! Горящие туры из Гомеля, Отдых на море. Однодневные туры по Беларуси, Туры выходного дня по Беларуси, Экскурсии для школьных групп. Шоп-туры из Гомеля, Туры по России, Туры в Санкт-Петербург, Паломнический тур в Москву, Туры по Украине, Туры в Киев (Аквапарк), Туры с отдыхом на море, Туры по Европе, Аренда транспорта, Отдых в санаториях Беларуси

Лучшие фото, видео достопримечательностей Беларуси, России, Украины, Европы вы можете увидеть в наших обзорах. На нашем сайте всегда есть цены.

Для того, чтобы забронировать заявку вы можете позвонить нам 8 (0232) 23-03-23, +375 (29) 152-60-62 или воспользоваться формой обратной связи.

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Гомельский дворцово-парковый ансамбль


Вид на парк с моста через реку Сож

Основная информация

Тип

Дворцово-парковый ансамбль

Число посетителей

  • 309 200 чел. (2012)
Расположение

52°25′25″ с. ш. 31°01′00″ в. д.HGЯOL

Страна

  • Белоруссия

Гомельский дворцово-парковый ансамбль

Медиафайлы на Викискладе

Гомельский дворцово-парковый ансамбль — памятник природы республиканского значения, памятник архитектуры Гомеля 2-й половины XVIII — середины XIX веков, комплекс памятников природы, истории и архитектуры. Протянулся на 800 м вдоль правого (высокого) берега реки Сож. В состав Гомельского дворцово-паркового ансамбля входят:

  • городище древнего и средневекового Гомеля X—XVIII вв. с сохранившимися элементами естественного и исторического ландшафта (1 категория);
  • дворец Румянцевых и Паскевичей XVIII—XIX вв. (1 категория);
  • парк XIX в. (1 категория);
  • собор святых Петра и Павла начала XIX в. (1 категория);
  • часовня-усыпальница семьи Паскевичей второй половины XIX в. (1 категория);
  • Зимний сад с башней обозрения — бывший сахарный завод XIX в. (2 категория);
  • комплекс хозяйственных построек XIX в. на территории парка, включающих административное здание (3 категория);
  • прилегающая заречная парковая зона с её естественной средой;
  • планировочная структура центральной части города с исторической трассировкой улиц и памятниками архитектуры XVIII — начала XX в.

Церковь при дворце Скульптурная композиция «Лодочник» в парке

Центральный звеном комплекса является парк площадью 34 гектара. На территории парка насчитывается около 5 тысяч деревьев. В основном произрастает липа, акация, берёза, каштан, ясень, клён остролистный и др. Имеется более 30 видов экзотов: гинкго билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, лиственница и др. Современный вид парк приобрёл при И. Ф. Паскевиче. Руководил работами по разбивке парка польский архитектор Адам Идзковский. Парк разделён Лебяжьим прудом на две части — южную (где находится дворец Румянцевы-Паскевичей, Собор св. Петра и Павла, часовня-усыпальница Паскевичей, памятник Н. П. Румянцеву) и северную (располагается парк аттракционов, Зимний сад, смотровая башня, являющаяся бывшей трубой сахарного завода)

Композиционным центром ансамбля является построенный в стиле классицизма дворец, который воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи.

Часовня-усыпальница семьи Паскевич была создана в псевдорусском стиле в 1889 году по проекту архитектора Е. И. Червинского при участии художника С. Садикова. По проекту английского архитектора Джорджа Кларка в 1809—1824 году недалеко от дворца возведён Петропавловский собор, ныне являющийся кафедральным собором Гомельско-Жлобинской епархии Русской православной церкви.

На Киевском спуске Гомельского парка расположена бронзовая скульптурная композиция «Лодочник» в виде человека, стоящего в лодке, рядом с которым сидит рысь. Эта скульптура символизирует первого человека-гомельчанина, приплывшего в эти места.

> Примечания

  1. Скульптурная композиция «Лодочник» украсила Киевский спуск Гомельского парка (недоступная ссылка). gomelstreet.info. Архивировано 2 декабря 2013 года.

> Ссылки

  • Новый директор гомельского парка о рэпе, графе Румянцеве и о том, как заставить туристов ехать в Беларусь. onliner.by.

1.2 Дворцово-парковый ансамбль Стрельна

Рисунок 1 — Дворцово-парковый ансамбль Стрельна

Дворцово-парковый ансамбль «Стрельна» — объект исторического и культурного наследия федерального значения. Это один из элементов в цепочке дворцово-парковых резиденций южного берега Финского залива, спланированных еще во времена Петра I. Комплекс расположен на реках Стрелка и Кикенка в 19 км от Санкт-Петербурга. Сам ансамбль складывался постепенно, за полтора века

Когда победы русских войск над Швецией надежно обеспечили безопасность Петербурга и окружающих его земель, а недавно основанный город превратился в столицу России, начались работы по созданию летних царских резиденций на южном берегу Финского залива.

В 1707 году в Стрельне был построен деревянный Путевой дворец. Вдохновленный живописными окрестностями Стрельны, Петр задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, которая по великолепию должна была превзойти известнейшие резиденции европейских монархов. Планировалось возвести в Стрельне роскошный дворец, устроить каскады, гроты, разбить огромный сад, второй Версаль, «восьмое чудо света». В 1715 г. в Верхнем и Нижнем парках начали прокладывать каналы и аллеи и сажать деревья. В гидротехнических работах принимали участие инженеры и каменщики из Венеции.

Прямо из столицы и до дворца планировалось прорыть судоходный канал (его недостроенные остатки можно увидеть за Троице-Сергиевой пустынью, недалеко от Петергофского шоссе. Однако эти планы были подкорректированы.

Проекты будущей резиденции разрабатывались знаменитыми архитекторами Жан-Батистом Леблоном и Бартоломео Растрелли, но, внимательно ознакомившись с обоими вариантами, Петр I предпочел более смелый проект Леблона. Архитектор энергично взялся за работу, но в 1719 году внезапно скончался. Его заменил приглашенный в Россию в 1718 году Никколо Микетти, при котором в 1720 году началось строительство Стрельнинского дворца. Петр I уделял тогда Стрельне много внимания и лично присутствовал на торжественной закладке дворца, а последующие работы велись в таком темпе, что «работных людей» снимали даже с других царских объектов. В 1723 году Микетти уехал на родину и достраивали дворец по его планам уже русские архитекторы во главе с М. Земцовым.

Кроме самого дворца территория включала в себя Пчельник, фруктовый сад, огород, небольшие фонтаны, так что император, приезжая во дворец — питался здоровой, а главное выращенной тут же пищей. Зная пристрастие Петра к нововведениям, имеет право на существование легенда, что именно здесь Петр I впервые в России посадил привезенный из Голландии картофель.

Дворец неоднократно страдал от пожаров и каждый архитектор, руководивший восстановлением, вносил в его образ что-то свое. Между заливом и береговой террасой располагается дворцовый парк. Оказалось, что несмотря на большое количество воды вокруг (речки Кикенка и Стрелка), желание Петра построить подобие Версаля с большими фонтанами и каскадами неосуществимо — самотеком вода в фонтаны бежать отказывалась, а с насосами в начале XVIII века было тяжело (первый паровой двигатель построили в середине XVII века, всего за несколько десятилетий до описываемых событий). Однако, столь интенсивно развернувшиеся работы по созданию дворца и закладке парка продолжались очень недолго – вскоре Петр I потерял интерес к Стрельне и подарил дворец своей дочери Елизавете, а свое внимание переключил на Петергоф, где оказались лучшие возможности для устройства фонтанов.

После смерти Петра Стрельна долгое время оставалась без должного внимания августейших особ. На протяжении 18 века царская резиденция использовалась под хозяйственные нужды. Образцовые Стрельнинские сады поставляли на стол монархов овощи, ягоды и фрукты, а в огромных подвалах дворца были устроены винные погреба. Дворец неоднократно реставрировался и перестраивался (деревянные элементы конструкции заменяли новыми, целиком разбирая и собирая дворец) — убирали и возвращали балкон, сносили и достраивали комнаты. Такие переделки были в1750, 1799 и в1837—1840 годах.

В 1750 году Бартоломео Растрелли перестроил обветшалый дворец, а в 1837 году Мейер восстановил облик дворца столетней давности, уже учитывая его музейную ценность, как память о первом Российском Императоре и его начинаниях.

Территория дворцовых построек всегда находилась в частном владении династии Романовых, не переходила из рук в руки и поэтому, пожалуй, дошла до наших дней.

Возрождение дворцово-паркового ансамбля Стрельны состоялось только в начале 19 века, когда ее владельцем стал сын Павла I великий князь Константин. Для восстановления Большого дворца, сильно пострадавшего от пожара в 1830-х годах, он пригласил выдающихся архитекторов А. Воронихина и Л. Руска, благодаря которым строительство Стрельнинского дворца, продолжавшееся почти 85 лет, было наконец-то завершено.

В 1847 году Стрельна стала летней резиденцией другого великого князя Константина, сына Николая I, и с тех пор дворец и парк стали официально именоваться Константиновскими.

Рисунок 2 – Большой дворец в Стрельне. Около 1847 года

В XIX веке в огороде при Путевом Дворце экспериментировали в выращивании редких видов растений, новых сортов картофеля и т. п. редкостей.

После революции дворцы и парки Стрельны были национализированы, все имущество, которое представляло историческую или художественную ценность, было вывезено в Петроград, а в самих дворцах разместились детские трудовые колонии.

Во время Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль в Стрельне был почти полностью разрушен, от здания дворца оставался только каменный остов.

Рисунок 3 – Константиновский дворец после Великой Отечественной войны

Однако дворец был восстановлен и в нем до 1990-х годов находились геофизическое, радиотехническое отделения, военно-морская кафедра и библиотека Ленинградского Арктического училища. После закрытия ЛАУ дворец стал принадлежать разным фирмам. Строение пришло в упадок ещё в советское время и было на грани разрушения.

Последняя реставрация была закончена в 1999 году, и с тех пор музей в здании дворца полностью доступен для посетителей.

Рисунок 4 – Вывеска у входа в музей

Среди экспонатов — прижизненный портрет Петра I, оттиск руки императора, лоскутное одеяло, сшитое собственноручно императрицей Екатериной I.

Путевой дворец сейчас — еще и главный информационный центр по истории Стрельны. В нем находятся постоянные экспозиции: «История дворца Стрельны и его владельцев», «Историческая интерьерная экспозиция XVIII века», организуются выставки.

С 1990 года Стрельнинский ансамбль был занесен в список памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. В 1981 году было принято решение передать Путевой дворец Петра I государственному музею-заповеднику»Петергоф», однако целиком эта передача была осуществлена только в 1987 году. С1987 года дворец принимает посетителей.

Константиновский дворец стоял разрушенным намного дольше. Только в 2001 году было принято решение взять его на баланс Управления делами Президента РФ и отреставрировать. Дворец получил статус государственного комплекса и новое название – Дворец конгрессов.

Рисунок 5 – Дворец конгрессов

Заказчиком проекта стала ФГУП «Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо-западном федеральном округе» Управления делами Президента РФ.

Воссоздание такого объекта обязывало заказчика доверить проведение работ на объекте только профессионалам. Среди компаний-претендентов был проведен конкурс с достаточно жесткими требованиями. Среди них было умение грамотно планировать разные виды работ в короткие сроки, опыт в прокладке всех видов коммуникаций, снабжение объектов системами охраны, проведение гидротехнических работ, реконструкция мостовых сооружений и др. Кроме того, у подрядчика должны были быть лицензии на проведение всех типов работ, в том числе на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Конкурс выиграл консорциум «16-й трест и партнеры», объединивший пять петербургских ведущих строительных компаний. Генеральная Строительная Корпорация была в их числе. Каждая из компаний-участников консорциума стала генеральным подрядчиком по отдельным направлениям работ. ОАО «ГСК» выступала в качестве генерального подрядчика по всем дорожным работам на объекте, а также осуществляла работы по усилению гротов и фундаментов дворца, ландшафтному дизайну и благоустройству.

Работа по поставке строительных материалов оказалась непростой. Если при строительстве дорог и пешеходных дорожек в основном применялись традиционные для дорожного строительства Северо-Западного региона материалы, то гранит для мощения террасы и плаца перед дворцом приходилось привозить из-за рубежа. Для воссоздания уникального исторического рисунка был доставлен гранит из Украины и Польши, так как карьеры Северо-Западного региона не могли обеспечить материал необходимого цвета и фактуры. Главный принцип, которому следовал заказчик и подрядчики при реконструкции ансамбля «Стрельна», – вернуть памятнику исторический облик, поэтому проект предусматривал материалы, максимально схожие с первоначальными.

Несмотря на использование «исторических» материалов на объекте применялись самые передовые на тот момент технологии. Применение современной техники позволило сократить сроки работ и выполнить их качественно. Непосредственно перед реализацией первого этапа – реконструкции дворца – совместно с компаниями «Геоизол» и «Геострой» было проведено предварительное обследование здания. Выяснилось, что деревянные сваи, на которых стоит Константиновский дворец, прогнили, а в кладке кирпича образовались глубокие трещины. ОАО «ГСК» совместно с компаниями-партнерами осуществила работы по усилению фундамента и установила по новейшей в то время технологии Franki дополнительные трубные сваи, которые приняли на себя вес всего здания. После этого было проведено инъекционное укрепление каменных и кирпичных кладок, которое позволило устранить в них все трещины и дефекты.

Кроме того, впервые на объекте были использованы сочлененные землевозы Volvo с повышенной проходимостью и увеличенным объемом кузова. Для подогрева плаца и террасы была смонтирована современная система снеготаяния.

За 1,5 года удалось восстановить по старинным чертежам фасады и интерьеры дворца, парк, систему каналов. Гидротехники углубили русла водоемов для приема яхт и речных судов. Были сооружены мосты и фонтаны, существовавшие ранее только в проектах. Недалеко от дворца на берегу Финского залива построена «консульская деревня»— 20 двухэтажных коттеджей. Возведен пятизвездочный отель «Балтийская звезда», стилизованный под старинную русскую усадьбу. Здание бывшего яхт-клуба реконструировано под пресс-центр и оснащено спутниковыми средствами связи. В бывших царских конюшнях расположился административный корпус «Дворца конгрессов».

Одной из главных задач, поставленных заказчиком, было соблюдение сроков работ. Завершить полную реконструкцию дворцово-паркового ансамбля «Стрельна» планировалось к 300-летию Санкт-Петербурга. Весной 2003 года, к празднованию дня города, все работы на объекте дворцово-паркового ансамбля были завершены.

Во взаимодействии с музеями и частными коллекционерами России и Европы Константиновский дворец пополняет свои музейные собрания. Во дворце открыто несколько экспозиций, восстановлены некоторые исторические интерьеры. Летом 2005 года коллекция музея пополнилась четырьмя картинами, поступившими в рамках возврата культурных ценностей из Германии.

В июле 2006 года во «Дворце Конгрессов» проходил петербургский саммит «большой восьмерки».

Рисунок 6 – Участники саммита «большой восьмерки» 2006 года

В рамках подготовки к саммиту в Стрельне были проведены:

  • Ремонт гостиницы «Балтийская звезда»;

  • Реконструкция парка;

  • Работы по очистке водоемов, питающих гидросистему парка дворца.

На территории комплекса Дворца конгрессов в начале 2006 года построен новый объект — экскурсионное бюро.

В 2007 году было принято решение о размещении в Константиновском дворце коллекции произведений искусства, собранной Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской. Коллекция была выставлена Галиной Вишневской на продажу на аукционе «Сотбис», но за день до проведения торгов приобретена предпринимателем Алишером Усмановым и передана им в дар государству.

Сначала было объявлено, что коллекция будет официально представлена одновременно с открытием Константиновского дворца в конце марта 2008 года. В апреле срок был перенесён на 12 мая. 12 мая выставка была открыта премьер-министром России Владимиром Путиным. Для широкой публики открытие выставки было перенесено»на ближайшее время»

Петергоф (дворцово-парковый ансамбль)

У этого термина существуют и другие значения, см. Петергоф (значения).

Дворцово-парковый ансамбль

Петергоф


Вид на дворцово-парковый ансамбль с высоты

59°53′08″ с. ш. 29°54′14″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия

Город

Петергоф, Санкт-Петербург

Архитектурный стиль

Барокко, Классицизм, Неоготика, Необарокко

Архитектор

Жан-Батист Леблон

Основатель

Пётр I

Дата основания

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781620667440006 (ЕГРОКН). Объект № 7810406000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Peterhof, including the Palace and Park
(Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр города Петергоф, включая дворец и парк)

Ссылка

№ 540-017a в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

i, ii, iv, vi

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Петерго́ф (нем. Peterhof, «двор Петра») — дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. Находится на территории муниципального образования город Петергоф (с 1944 года по 1997 год — Петродворец) в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. От него происходит название Петергофской дороги. Часть его находится в ведении Государственного музея-заповедника «Петергоф».

Петергоф включает в себя несколько дворцово-парковых ансамблей, формировавшихся на протяжении двух веков. Нижний парк, Верхний сад и Английский парк — ансамбли, получившие развитие в XVIII веке. Александрия, Колонистский парк, Луговой парк, Александринский парк, Сергиевка, Собственная дача — ансамбли XIX века.

В годы Великой Отечественной войны, находясь на территории, оккупированной немецкими войсками, все парки Петергофа получили очень серьёзные повреждения. Особенно пострадали Верхний сад и Нижний парк, система фонтанного водовода. Реставрационные работы, начатые в 1944 году, продолжаются до сих пор.

Петергоф вместе с рядом других памятников Санкт-Петербурга образует единый комплексный объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль имеет одну из крупнейших в мире фонтанных систем — 147 действующих фонтанов (2018).

История

И. К. Айвазовский. Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский дворец. 1837

Впервые Петергоф упоминается в 1705 году как «путевой двор» и пристань для переезда на остров Котлин. Это была одна из многих мыз («попутных светлиц»), построенных по дороге из Санкт-Петербурга вдоль южного берега Финского залива. В 1712 году начинается строительство загородной императорской резиденции для Петра I. В 1714 году был заложен Большой дворец.

В 1715 году император Пётр I задумал создать парадную императорскую резиденцию, способную превзойти знаменитый Версаль. Для этих целей начали строительство в Стрельне. Однако для круглосуточного функционирования фонтанов необходимо было поднять воду до отметки примерно 10 метров над уровнем моря, а это привело бы к затоплению бассейнов рек Стрелки и Кикенки, так как окружающая их территория (южнее Петергофской дороги) площадью в десятки квадратных километров находится ниже указанной отметки. Способные решить проблему гидротехнические сооружения обошлись бы Петру I слишком дорого, а стоило ли тратиться, когда западнее от Стрельны существовал ландшафт идеально созданный природой для круглосуточного поступления воды? Пойти против царской воли, инженерными расчётами доказать невозможность устройства «водных феерий» в Стрельне и перенести строительство в Петергоф смог талантливый инженер и гидротехник Б. Миних.

Петергоф, как дворцово-парковый ансамбль, формировался на протяжении XVIII — начала XX века.

После Октябрьской революции 1917 года дворцы превращены в музеи (1918 год). Во время войны был оккупирован немецкими войсками (1941—1944). Перед их приходом удалось эвакуировать свыше 8 тыс. предметов убранства дворцов и около 50 статуй. Однако Петергоф был практически полностью разрушен артиллерией.

После войны началось восстановление Петергофа, которое продолжается до сих пор. В 1945 г. открыт Нижний парк, год спустя пущены фонтаны. В 1947 году заработал утраченный во время войны фонтан «Самсон». Ведётся реставрация Большого дворца, Монплезира, Марли, дворца Коттедж.

Часть дворцов и парков Петергофа (Нижний парк, Верхний сад, Александрия, часть Колонистского парка) в настоящее время входит в состав ГМЗ «Петергоф».

Композиция паркового ансамбля

Большой каскад и Большой дворец

Центральное место в композиции занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая в свою очередь на юге продолжается Александровским парком. К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк.

К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.

Характерной особенностью дворцово-паркового ансамбля Петергофа является его близость к морю. Из девяти парков ансамбля четыре северной границей имеют Финский залив. В этих четырёх парках (Нижний парк, Александрия, Сергиевка, Собственная дача) дворцы, играющие ключевую роль в ансамблях, расположены на краю естественной возвышенности, протянувшейся вдоль побережья моря.

Верхний сад

Фонтан «Нептун»

Верхний сад, имеющий площадь 15 га, был разбит при Петре I. Пётр, известный своим практическим подходом ко всему, использовал сад как огород, в котором выращивались овощи. Современный облик регулярного парка Верхний сад приобрёл ко второй половине XVIII века. В это время в саду появляются фонтаны

  • «Дубовый» (1734 год)

Это первый фонтан Верхнего сада. В центре композиции находился свинцовый дуб — отсюда и название «Дубовый». Сейчас в центре круглого бассейна установлена скульптура «Амур, надевающий маску».

  • «Нептун» (1736 год)

Он является композиционным центром верхнего сада. Вначале в центральном бассейне Верхнего сада поместили скульптурно-фонтанную композицию «Телега Нептунова». Скульптуры были отлиты из свинца и позолочены. После неоднократных реставраций «Телегу Нептунову» в конце XVIII века всё же пришлось снять. Вместо неё установили новую группу — «Нептун», сохраняющуюся и поныне. Она установлена в центре большого прямоугольного пруда на высоком гранитном пьедестале, украшенном четырьмя фонтанирующими маскаронами. Фонтан восстановлен в 1949 году

  • Фонтаны Квадратных прудов

Сами пруды появились ещё в 1720 году, а в фонтаны превращены позднее. В настоящее время фонтаны декорированы скульптурами «Весна» и «Лето» и, помимо фонтанов, также являются накопительными прудами с водой для фонтанов Нижнего парка.

  • «Межеумный» (1738 год)

Этот фонтан находится около главного входа в Верхний сад. В центре круглого бассейна крылатый дракон, вокруг него четыре фонтанирующих дельфина. Название фонтана «Межеумный», или «Неопределенный», отражает историю многократных смен скульптурного декора.

К концу XVIII века из-за прекращения регулярной стрижки деревьев и кустов Верхний сад разросся. Высокие деревья закрыли вид на фасад Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны сад был сильно повреждён — его пересекал противотанковый ров. Сильно пострадала ограда и пилоны на главном входе. В 1960-х годах была проведена реставрация, проходившая по историческим документам и планам. Верхнему саду был придан первоначальный регулярный облик. Полностью Верхний парк восстановлен в 1968 году

Нижний парк

Регулярный Нижний парк, в плане представляющий собой удлинённый треугольник, имеет площадь около 102 гектаров. Парк растянулся с запада на восток вдоль кромки берега Финского залива на 2,5 километра, в то время как его протяжённость с юга на север составляет всего 500 метров. Парк состоит из трёх взаимосвязанных частей. Это центральный, западный и восточный ансамбли. Каждый из них состоит из самостоятельных небольших ансамблей.

Основа планировки парка — две системы лучевых аллей (направления север-юг и восток-запад), пересекающихся друг с другом. Все основные аллеи Нижнего парка или выходят к заливу, или заканчиваются фонтаном. В планировке чётко соблюдается принцип симметрии. Центральная ось — это Большой каскад и Морской канал. На равном расстоянии от оси находятся фонтаны «Адам» и «Ева», каскады «Шахматная гора» и «Золотая гора», дворец Монплезир и павильон Эрмитаж.

Ансамбль центральной части

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва». По первоначальному замыслу в центре Большого каскада должна была находиться фигура Геракла, побеждающего Лернейскую гидру, однако при строительстве Геракл был заменён на Самсона, разрывающего пасть льву. Считается, что фигура Самсона появилась в связи с Полтавской победой русских войск над шведами, одержанной в день Сампсона Странноприимца. Лев же связывается со Швецией, так как именно этот символ присутствует на гербе страны и до наших дней.

Фонтан-монумент был установлен в 1735 году.

Фонтан сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны. Оригинальная статуя Самсона утрачена и воссоздана скульптором В. Л. Симоновым уже после войны. Ансамбль был вновь открыт 14 сентября 1947 года. 28 декабря 2010 статуя демонтирована и отправлена на реставрацию. В 2011 снова установлена.

Морской канал и аллея фонтанов

Большой дворец и Морской канал Морской канал

Воронихинские колоннады

Мраморные Воронихинские колоннады (1800—1803) получили своё название по имени их создателя бывшего крепостного Андрея Воронихина, которому за проект петергофских колоннад было присвоено звание архитектора. Составленные из парных колонн колоннады завершаются павильонами с высокими купольными крышами. В центре каждого купола — невысокий фонтан. На плоских кровлях колоннад-фонтаны в виде изящных золочёных ваз. Входы стерегут гранитные львы, высеченные по моделям И. Прокофьева. Колоннады были отреставрированы в 1966 году.

Фонтаны «Адам» и «Ева»

Ансамбль западной части

Дворец Марли

Дворец Марли на осеннем закате

Дворец Марли — главное сооружение западной части Нижнего парка. Несмотря на небольшие размеры, он играет важную роль в общей структуре всего ансамбля. От дворца лучеобразно отходят три главные аллеи, прорезающие парк с запада на восток: центральная — Марлинская, северная — Малибанская и южная — берёзовая.

Дворец стоит на искусственной перемычке между большим Марлинским прудом и Секторальными прудами. Высокий насыпной вал, расположенный к северу от Марли, защищает дворец и Марлинский сад от ветра с Финского залива. Фасад дворца с высокой крышей и тонким кружевом балконных решёток очень изысканный и изящный.

Проект «Малых приморских палат» (так Марли первоначально упоминался в документах XVIII века), создал архитектор И. Браунштейн. По первоначальному замыслу строение должно быть одноэтажным, но во время постройки Пётр I приказал надстроить второй этаж. Всего во дворце 12 помещений, не считая лестницы и двух коридоров, и все они небольшого размера. Необычно то, что во дворце нет традиционного парадного зала. Пётр I отводил эту роль вестибюлю («Переднему залу»).

Новый дворец получил название Марли от резиденции французского короля Людовика XIV в Марли-ле-Руа близ Парижа, которую Пётр Великий посетил во время своего пребывания во Франции в 1717 году, и предназначался для проживания знатных особ. Но уже в середине XVIII века он был превращён в своеобразное хранилище предметов, связанных с именем Петра Великого. В 1899 дворец был полностью разобран для постановки на новый фундамент, так как по стенам здания пошли трещины. В процессе работ все подлинные детали отделки были сохранены.

Разрушенный в годы Второй мировой войны, дворец был восстановлен по проекту Е. Казанской и А Гессена и открыт для посетителей в 1982 году.

Каскад «Золотая гора»

Каскад «Золотая гора» назван так потому, что вертикальная часть ступеней каскада отделана золоченым медным листом. Если смотреть на каскад снизу, стоя у подножия, то создается впечатление струящегося золотого потока. Расположен около дворца «Марли».

Фонтан «Китовый»

Первоначально композиция фонтана была такова — в центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки», отлитые в Петербурге П. Луковниковым и прочеканенные А. Куломзиным. Лаковых дел мастер Г. Брумкорст расписал скульптуры, что придало оформлению фонтана ещё более живописный характер.
В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. На струе из фонтана держался и вращался медный шар. В настоящее время этого шара уже нет на струе фонтана, он убран несколько лет назад. Сам фонтан расположен в песочном пруду.

Ансамбль восточной части

Каскад «Шахматная гора» (Каскад драконов)

Каскад «Шахматная гора»

Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.

Римские фонтаны Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова.

В годы Великой Отечественной войны нацисты повредили мраморную облицовку пирамид, разрушили бассейны, подорвали трубопроводы. Отреставрированы фонтаны были уже в 1949 году.

Высота фонтанов более 10 метров.

Дворец Монплезир Центральный зал Монплезира на картине Николая Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 год

Дворец Монплезир

В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг.

Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объём здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого.

После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.

Екатерининский корпус

Екатерининский корпус был построен при Елизавете Петровне по проекту архитектора Ф. Растрелли в стиле барокко и состоял из двух зданий, соединённых между собой галереей: каменного корпуса для проведения балов и приёмов и деревянного жилого флигеля. В этом флигеле жила Екатерина II в бытность супругой наследника престола Петра Фёдоровича. Именно отсюда она отправилась в Петербург для провозглашения себя императрицей в день дворцового переворота 28 июня 1762 года. Так корпус получил своё название.

Внутреннее убранство окончательно оформилось в царствование Александра I. В XIX веке в корпусе останавливались гости, проводились балы.

В годы Великой Отечественной войны деревянный флигель сгорел, а каменный получил очень сильные повреждения. В настоящее время в восстановленном здании открыт музей, посвящённый искусству первой четверти XIX века.

Фонтан «Пирамида»

В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомёт в виде трёхгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н. Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путём последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.

Фонтан «Сноп» Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.

Фонтан-шутиха «Диванчики». Фонтан-шутиха «Диванчики» — самый старый из всех шутих Петергофа, создан в 1721—1723 годах. Считается, что проект фонтана правил сам Пётр I.

Фонтан-шутиха «Ёлочки». Создан в правление императрицы Екатерины II в 1784 году по проекту архитектора Ф. А. Стрельникова фонтанным мастером И. В. Кейзером, самый причудливый фонтан-шутиха Петергофа.

Фонтаны Нижнего парка

Фонтан «Пирамида» Фонтан «Самсон» Фонтан «Сноп» Римские фонтаны Фонтан «Ева»
  • Почтовые открытки 1907 года
  • Вид парка со стороны дворца

  • Фонтан «Монплезир»

  • Фонтан «Пирамида»

  • Фонтан «Адам»

Петергофский фонтанный водовод

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Жизнь, мощь и силу петергофским фонтанам и каскадам даёт фонтанный водовод — замечательное создание русской гидротехники XVIII — первой половины XIX века. Пруды и каналы водовода органически вписаны в композицию Лугового, Колонистского и Английского парков. Из фонтанного водовода наполняются водоёмы Александрии и Александрийского парков.

Уже почти 300 лет фонтанный водовод служит источником питьевой воды для населения. Но самая главная его роль, отражённая в названии, — нести и накапливать воду для действия фонтанного ансамбля. История сооружения и совершенствования фонтанного водовода неразрывно связана с основанием и развитием всей петергофской резиденции. Первоначально, в 1715—1718 годах, Пётр предполагал соорудить Большой каскад и несколько фонтанов и снабжать их водой, накопленной в бассейне вблизи Верхнего сада. Наполнять этот бассейн должны были две речушки из соседнего Охотного болота. После того как архитектор Леблон представил свой «Водяной план», Пётр решил вместо большого бассейна сделать три регулярных пруда в Верхнем саду, получивших позднее название Квадратных и Нептуновского.

Пока шло строительство верхнесадских прудов, Пётр неутомимо искал новые источники водоснабжения. Они были обнаружены в августе 1720 года вблизи Ропшинской возвышенности, в 24 километрах от Верхнего сада. Пётр сразу же оценил все преимущества, которые даёт естественный наклон местности к морю. В отличие от Марли и Версаля, где соорудили дорогостоящие водовзводные (то есть поднимающие на высоту воду) устройства, он решил пустить воду самотёком по каналу. В январе 1721 года началась прокладка Ропшинского канала шириной более шести и глубиной более двух метров. Строителем водовода был первый русский инженер-гидравлик Василий Григорьевич Туволков. Канал по топкой болотистой местности прокладывали солдаты Нарвского, Выборгского, Псковского и Петербургского гарнизонов.Число ежедневно работающих порой превышало две тысячи человек.

Одновременно с устройством главного канала Туволков решил использовать воду нынешнего Английского пруда, где создал огромное водохранилище. Летом 1721 года он проложил от Английского пруда Верхнесадский канал (позднее — канал Гольца) и наполнил водой Квадратные пруды. Прошло немного времени, и 8 августа того же года торжественно пустили воду по Ропшинскому каналу. Два канала, составившие основу водоводной системы, позволили приступить к созданию водной декорации Нижнего парка.

Фонтанное строительство в 1730—1740 годах сказалось и на водоводной системе. Для снабжения водой каскада Драконов и всех водомётов восточной части Нижнего парка на верхней террасе вырыли Красный пруд, а для фонтанов Верхнего сада и «Самсона» проложили от Бабигонского пруда (ныне в Луговом парке) три деревянные трубы. Быстро выходившие из строя деревянные трубы в 1755—1769 годах заменили чугунными.

Важнейший период развития фонтанного водовода — 1825—1854 годы, когда от Ропшинских высот был проложен новый канал протяжённостью более пяти километров и устроено девять прудов-водохранилищ. Главная роль здесь принадлежит инженеру М. Пилсудскому, с 1741 года на протяжении 33 лет руководившему «фонтанными работами». С середины XIX века система фонтанного водовода в основном не изменялась. Длина всех каналов составляет 40 километров. Площадь 18 прудов-водохранилищ — около 100 гектаров, с объёмом более 1 миллиона 300 тысяч кубометров. Для регулирования поступающей с Ропшинских высот воды построено 22 шлюза (из них 6 — двойные). В годы Великой Отечественной войны фонтанный водовод получил тяжелейшие повреждения. Возрождение его потребовало значительных усилий, мастерства, опыта, энтузиазма. Восстановленный в основных своих частях, водовод обеспечивает ежедневное бесперебойное действие каскадов и фонтанов даже в самые засушливые годы. Но уникальный памятник требует бережного отношения и постоянной реставрации, которая проводится поочерёдно, отдельными участками.

Путь воды к фонтанам начинается от множества мелких источников, питающих несколько крупных ручьёв, стекающих с Ижорской возвышенности. Глядинский и Хабанский ручьи образуют Фабричную речку, от которой тянется Старо-Петергофский (Ропшинский) канал; Леволовский и Святой ручьи сливаются в Ново-Петергофский, который, в свою очередь, отдаёт воду Старо-Петергофскому каналу. Вблизи деревни Низино устроен Шингарский шлюз со сбросом воды в речку Стрелку. От этого шлюза вода идёт по каналу, который в этой части называется Петергофским и заканчивается Самсоновским бассейном. Здесь происходит разветвление системы на три части. От Петергофского канала через пруды и протоки вода направляется в Английский пруд, а из него в Верхнесадский канал. От Самсоновского водоёма по Ольгинскому водоводу она течёт к Верхнему саду и Нижнему парку. Собранная в прудах-резервуарах на верхней террасе вода по подземным трубам устремляется к четырём группам фонтанов и каскадов Нижнего парка.

Гомель. Дворцово-парковый комплекс Румянцевых-Паскевичей. Парк

весна 2016

Сегодня — Всемирный день парков. И я выполняю обещанное — рассказываю о красивом старинном парке на берегу реки Сож в Гомеле. Официально это место называется «Государственное историко-культурное учреждение «Гомельский дворцово-парковый ансамбль».

Попали мы туда в Вербное воскресенье, 24 апреля 2016 года, в первой половине дня. (Для справки: Гомель — самый большой после Минска город Беларуси, полмиллиона населения).

Ах, какие насыщенные цвета гиацинтов!

// olga-kulaj.livejournal.com

Строительство дворца в Гомеле было начато в 1777 году » по указанию генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева (1725-1796), которому «деревенька Гомий» была подарена Екатериной II за выдающиеся победы в войне с Турцией. Вся дальнейшая история Гомеля подтвердила, что это событие сыграло существенную роль в формировании облика и архитектуры города, его экономическом и культурном развитии.» (с сайта Гомельского дворцово-паркового ансамбля).

И опять с сайта palacegomel.by :»После смерти П.А. Румянцева гомельский дворец унаследовал его сын Николай Петрович Румянцев (1754-1826гг.), видный государственный деятель, канцлер Российского государства, первый председатель Государственного Совета, меценат, покровитель науки и искусств. Его вклад в формирование Гомеля как европейского города в начале XIX века трудно переоценить.»

// olga-kulaj.livejournal.com

Собор святых Петра и Павла, памятник архитектуры 19-го века.

// olga-kulaj.livejournal.com

Из собора идут гомельчане с освяченной вербой.

// olga-kulaj.livejournal.com

«С 1826 по 1834 г. владельцем Гомельского дворца был член государственного Совета, сенатор, почётный член Российской Академии наук, граф Сергей Петрович Румянцев, младший сын фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского.» При нем часть проектов, начатых старшим братом и отцом, была свернута, а имение заложено в казну, а позже продано. «В 1834 году владельцем Гомельского имения стал крупный российский военачальник, участник Отечественной войны 1812 года, прославившийся во время русско-турецкой и русско-персидских войн, генерал-фельдмаршал Иван Фёдорович Паскевич (1782-1856)»

Именно при Паскевиче и начались работы не только по реконструкции дворца, но и по созданию парка. Русло речушки Гомеюк, впадающей в Сож, превратилось в Лебяжий пруд, были завезены различные породы деревьев и кустарников, разбиты аллеи, построены беседки…

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

Возле собора — могила Ирины Ивановны Паскевич, урожденной Воронцовой-Дашковой, умершей в 1925 году на 90-м году жизни.

// olga-kulaj.livejournal.com

Святят вербу, и нам несколько капель досталось.

// olga-kulaj.livejournal.com

Вид на пешеходный мост через Сож, ведущий к пляжу. Скульптурная композиция мужчины в лодке с собакой. Вряд ли дед Мазай, зайцев там нет.

// olga-kulaj.livejournal.com

Часовня -усыпальница семьи Паскевичей.

// olga-kulaj.livejournal.com

Очень красиво.

// olga-kulaj.livejournal.com

Филиал Ветковского музея народного творчества.

// olga-kulaj.livejournal.com

О дворце сделаю отдельный пост. Мы умышленно выбрали такое время для этой экскурсии, когда уже есть зелень, но еще кроны деревьев не закрывают архитектуру. Но если вы приедете сюда летом, думаю, тоже не пожалеете. Судя по количеству роз, будет красиво.

// olga-kulaj.livejournal.com

В европейских странах мы не раз встречали похожие паровозики. Но там они на электродвигателях. А здесь просто обшили трактор. Вот так он и едет, тах-тах-тах-тах.

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

Кормушек для белок много, белки тоже встречаются. Скамейки, фонари и даже домики для белок сделаны в одном стиле. Очень гармонично. Чего мне не хватало, так это указателей.

// olga-kulaj.livejournal.com

Перевод не нужен? «умацаваны» — «укрепленный».

// olga-kulaj.livejournal.com

Хотят малышку сфотографировать, а ей цветочки интереснее.

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

Лебяжий пруд. А дальше — Сож.

// olga-kulaj.livejournal.com

С этой стороны моста — черные лебеди. А с другой, отделены сеткой белые.

// olga-kulaj.livejournal.com

Пешеходный мост через Лебяжий пруд.

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

Набережная большая, простирается до ж-д и автомобильного мостов, ведущих в направлении Чернигова. И ухоженная.

// olga-kulaj.livejournal.com

Башня обозрения возле Зимнего сада. Это — бывшая дымовая труба сахарного завода. Высота — 40 м. Сюда даже в очереди пришлось постоять минут 20-30.

// olga-kulaj.livejournal.com

Хоть и не очень высоко, примерно, как 12-13-этажный дом, но все время по винтовой лестнице, даже голова слегка закружилась. Зато наверху — во всей красе панорама весеннего Гомеля.

// olga-kulaj.livejournal.com

Вид на парк и дворец. Слева многоэтажное здание, корпус мединститута. И просторы без конца, без края.

// olga-kulaj.livejournal.com

Уже и есть захотелось. Все точки питания находятся в городке аттракционов.

// olga-kulaj.livejournal.com

Их много на любой возраст и вкус.

// olga-kulaj.livejournal.com

Грохот, музыка…

// olga-kulaj.livejournal.com

Зато цены на булочки и кофе, как у нас, причем, не как в Киеве, а как в Чернигове. Т.е, Сметанник 4,80 грн. кофе -15 грн. И булочки вкусные. И бесплатный Wi-Fi.

// olga-kulaj.livejournal.com

Возле кафе.

// olga-kulaj.livejournal.com

Зимний сад рядом с башней обозрения. Устроен в 1877 году в бывшем цехе сахарного завода. В нем больше 600 растений 26-и видов. Находится рядом с башней обозрения. Если вы не купили единый билет, тона башню покупать здесь. Единый билет, который мы купили, дает право на осмотр всех интересных объектов, кроме коммерческих выставок. Цена одного 40 тыс. руб. Плюс 10 тыс. за фотографирование в помещениях дворца и музеев. Всего на двоих — 90 тыс. руб. или 90 грн.

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

// olga-kulaj.livejournal.com

Здесь не только рыбки, но и морские свинки, и декоративные кролики и очень оригинальная дальневосточная черепаха.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *