Гора Голгофа

Иерусалим. Визит в святыни божьи не оставит вас безразличным, это место является сплетением христианства, ислама, иудаизма.

Это место для приверженцев абсолютно всех вероисповеданий – страдание и доверие, могущество и воскрешение. Верящие, путешественники, очень любознательные и направляются сюда со всего мира, для того чтобы увидеть и погрузиться в атмосферу тех времен и этого старейшего городка. Посмотреть своими глазами на места где происходили всем известные божьи деяния.

Центр вселенной находится в Иерусалиме

Величайшие религиозные святыни, они ведь наиболее знаменитые и оплакиваемые места для людей во всем мире. Первым местом нашего путешествия будет: «церковь Воскресения Христова» (все ее знают по названию: «храм Гроба Господня») и гора под названием Голгофа, находится совсем не так уж и далеко от гроба Господня, где согласно Библии, распяли и похоронили Иисуса Христа.

Голгофа являет собой небольшой бугор, который напоминает обличие человека. Если мы переведем с древнееврейского Голгофа то оно будет обозначать «череп». В древних письмах писалось о том, что этот холм был расположен не очень далеко от маленького городишки и там было много растительности, а после распятия стала необитаемым местом. Как пишется в древних книгах и письмах, то череп Адама также заложен в земле под Голгофой.

Если вы захотите подняться Голгофу-то перед вами будут стоять несколько лестниц, пройдя по которым вы сможете прибыть на место где Сын Господень, умер за наши грехи.

Можно много говорить об этой святыне, но сейчас я расскажу очень занимательную информацию. Очень давно ходят легенды что в этом место происходит всякая чертовщина. Люди которые не верят в Бога, но приезжают просто посмотреть на этот культ человечества, в окрестностях замечают разные мистические явления, жутко, не правда ли?

А теперь поподробнее, был случай когда один немецкий журналист и путешественник, Ойген Вольф, очень заинтересовавшийся этим мистическим местом, захотел его посетить. Когда он летел в самолете его постоянно что-то тревожило, но он не обратил на это внимание и забыл о странном самочувствии. После прилета в Иерусалим он сразу выдвинулся на столь известное всем место. На самом деле ничего странного он сам не заметил, но когда всмотрелся в кресты, которые стоят на горе, то он заметил там людей. Сначала он подумал что это просто туристы осматривают место, но на самом деле это было куда страшнее. Вглядевшись, он увидел знакомые лица, ранее увиденные в фильме об Иисусе. Они были измучены и просили его немедленно уходить с этого места. Как говорят очевидцы что парень просто стоял и смотрел на гору, не произнося ни слова общался жестами с «воздухом», и его взгляд был направлен в никуда. Далее Ойген потерял сознание и был направлен в госпиталь. Сам он после того случая уверовал в Господа и признался что был атеистом, но неведомая аура его заставила увидеть то чего никто не видел. На самом деле, молодой человек мог перегреться на солнце и находясь под впечатлениями придумать в голове себе образы которые заставили его поверить в Бога. Никто не знает правда это, или вымысел, но Голгофа окутана разными рода мифами и как ни крути, является центром вселенной.

> Загадочные места планеты <

Где прошла Тайная вечеря?

В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.

Сионская горница

В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).

В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.

Где Христос шел на Голгофу?

Фото Владимира Ештокина

Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.

Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.

К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.

Где находится Голгофа и Гроб Господень?

Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста.

Место обретения Креста. Сверху – отверстие цистерны

В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают.

Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила.

Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий.

В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу.

Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41).

Гроб Господень

Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий).

Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом.

Святая Земля. Часть 24. Голгофа и Гроб Господень

Перед храмом Гроба Господня оказываешься совершенно неожиданно. Минуешь тесноту и шум торговой улицы, протискиваешься в узенькую калитку, и вдруг – ты перед воротами, к которым стремился всей душой, и в то же время совершенно не готов здесь оказаться.

Первое, что поражает – крошечные размеры площади. Когда в Великую Субботу видишь по телевизору эту площадь, запруженную народом, то кажется, что тут огромные пространства; на самом же деле постройки христианского квартала плотно обступили храм, не давая возможности составить сколько-нибудь полное представление о его архитектурных формах.
Днем здесь толпятся туристы и паломники из самых разных уголков планеты; гиды добросовестно выполняют свою работу; поэтому и перед храмом, и внутри трудно достичь молитвенного сосредоточения. Но мы впервые пришли сюда в полночь, когда тут не было пестрой толчеи, и обошли храм благоговейно, внимательно и неспешно.

Подробнее на устройстве храма мы остановимся в следующей главе, а сейчас обратимся к тому месту, где закончился Крестный путь Спасителя.
«И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа»
(Иоан.19:17)
С площади, правее входа в храм ступени ведут на Святую Голгофу; этим входом не пользуются уже несколько веков. Считается, что именно здесь Мария Египетская пыталась войти в храм в праздник Воздвижения Креста Господня, но невидимая сила не допускала ее. Наверху находится греческая капелла преподобной Марии Египетской.

Ступени на Святую Голгофу
Подъем на Голгофу находится у самых дверей Храма. Скала Голгофы возвышалась над землей на 3 метра; на нынешнюю Голгофу ведут 17 ступеней. Это как бы верхний храм, разделенный массивными пилонами на две части.

Вид на Голгофу от входа в Храм
В глубине северной, греческой части высится Распятие с предстоящими; перед ним – открытый престол на колонках. Под престолом обложено серебром отверстие в природной скале, в которое был водружен Крест Христов. Вокруг престола под стеклом открыто видна скала Голгофы.

Общий вид храма на Святой Голгофе

Распятие и престол на Святой Голгофе. Фото с сайта РДМ
Нет ни иконостаса, ни Царских Врат; слева от престола находится жертвенник, где священник перед началом Литургии совершает проскомидию на виду у молящихся. Литургия на Голгофе служится в полночь, совместно с греками нередко служат и русские священники.




В южной (правой) части Голгофы находится католическая капелла с алтарем Пригвождения ко Кресту.

Католическая капелла на Святой Голгофе
Под алтарем Святой Голгофы, в нижнем уровне находится часовня Адама. По преданию, под Голгофой был захоронен праотец Адам, и Кровь Спасителя, стекавшая по Кресту, омыла прах прародителя; поэтому часто под скульптурным или иконописным Распятием изображают череп и кости.

Часовня Адама и расщелина в скале Голгофы
«Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух.
И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись;Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий».
(Матф.27:50-51,54)
Расщелину, образовавшуюся при землетрясении, можно наблюдать через стеклянное окно в глубине часовни, где стоит престол во имя праведного Мелхиседека. Часть скалы открыта также в круговой галерее храма, у северу от часовни Адама.

Часть скалы Голгофы, видимая в нижнем уровне храма
«Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых».
(Матф.27:55,56)

Место стояния святых Жен
Место стояния святых Жен обозначено каменной сенью напротив Голгофы, к западу.

Игумен Даниил в своем знаменитом «Хождении» в начале XII века указывает иное место стояния святых Жен: «Тут стояли и многие другие и издали смотрели: Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия, здесь же стояли все, которые пришли из Галилеи с Иоанном и с матерью Иисуса, стояли все известные друзья Иисуса, смотрели издали, как пророк предсказывал: «Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася и сташа. И ближнии мои отдалече мене сташа». (Пс.37:12,13) И это место находится далее от распятия Христа, примерно на полтораста сажен (300 метров) к западу от Распятия, название места тому Спудий, которое переводится «Тщание Богородично». На этом месте ныне монастырь стоит и церковь во имя Богородицы, со стрельчатым верхом».

Вид на Голгофу от места, где стояли святые Жены
В наши дни это место указывается внутри храма Гроба Господня, значительно ближе к Голгофе (не далее 50 метров).
«После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.
Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».
(Иоан.19:38-40)


Входя в Храм, сразу оказываешься перед Камнем Помазания, на котором лежало Пречистое Тело Господа после снятия с Креста. Камень накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.

Мраморная плита, покрывающая Камень Помазания


Камень Помазания; позади него справа видны ступени, ведущие на Голгофу
Следуя от Камня Помазания влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера Гроба Господня, обращенная в мраморную часовню – Кувуклия. Здесь хранится величайшая Святыня мира, отсюда воссияло Христово Воскресение!

«На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко».
(Иоан.19:41-42)

Кувуклия имеет два придела: придел Ангела, сидевшего на гробовом камне (часть этого камня вмонтирована в вазу из мрамора, стоящую посреди придела), и сама гробница Христова, куда ведет низкий вход.

Свечи у стен Кувуклии
Описание, составленное игуменом Даниилом, подробно указывает размеры Гроба Господня: «Гроб Господень высечен в каменной стене, наподобие небольшой пещерки, с малыми дверцами, как можно человеку влезть на коленях, склоняясь. Пещера квадратна, четыре локтя в длину и четыре в ширину. И как влезешь малыми дверцами в эту малую пещеру, то на правой стороне будет небольшая лавка, высеченная из того же пещерного камня. И на той лавке лежало Тело Иисуса Христа. Ныне эта лавка святая, покрыта мраморными плитами. В стороне проделаны три круглых оконца, и в эти оконца виден святой камень, и тут поклоняются все христиане.
Висят у гроба Господня пять больших лампад с маслом, и горят они непрестанно днем и ночью. Лавка же, где лежало Тело Христово, в длину четыре локтя, а в ширину два локтя, вышина ее пол-локтя. Перед пещерными дверями лежит камень, в трех шагах от пещерных дверей. На этом камне Ангел сидящий явился Женам и принес им благую весть о Воскресении Христа».
«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег».
(Матф.28:2,3)

Вход в пещеру Гроба Господня

Лампады над входом в Кувуклию
Здесь совершаются ежесуточно три Литургии – православная, армянская и католическая, причем святое Ложе служит и жертвенником, и престолом.

Снаружи Кувуклия представляет собой прямоугольную часовню из розового мрамора, с 16-ю пилястрами. С запада к ней вплотную примыкает малый придел, принадлежащий коптам.


Коптский придел, примыкающий к Кувуклии

Лампады перед Кувуклией
При оформлении статьи использованы фотографии с сайта Фото Иерусалима и собственные фотографии автора.

Святая Земля. Оглавление:

Хеврон. Мамврийский дуб ; Хайфа и гора Кармил; дом Иоакима и Анны. Место Рождества Богородицы; Назарет; Горненский монастырь; Эйн Карем. Пещера Иоанна Крестителя; Вифлеем; Поле Пастушков; Иордан; Иерихон. Гора Искушений; Кана Галилейская; Генисаретское озеро. Капернаум; рыба апостола Петра; Магдала и гора Блаженств; гора Фавор и долина Изреель; вода в Иерусалиме. Цистерны, купели и купальни; Вифания. Гробница Лазаря; Горница Тайной Вечери. Гефсимания; Гефсимания. Монастырь Марии Магдалины; Крестный путь Спасителя; порог Судных Врат; Голгофа и Гроб Господень; история храма Гроба Господня; структура храма Гроба Господня; Елеонская гора – место Вознесения Господня; Яффо, Иоппия. Проповедь апостола Петра; Успение Божией Матери. Гефсиманская гробница; Лидда. Храм Георгия Победоносца; Лавра Саввы Освященного. Лавра Феодосия Великого. Монастырь Герасима Иорданского.

Голгофа — это место совершения казней, Лобное место

Что такое Голгофа говориться в Новом Завете. Согласно ему это Лобное место, то есть то место, где совершались публичные казни приговорённых к смерти преступников. Кроме того, под Голгофой также понимается место для распятия.

Здесь распяли Иисуса Христа и здесь он принял свою мученическую смерть во искупление грехов человечества для того, чтобы люди могли войти в царство Небесное. В наше время Голгофа находиться на территории государства Израиль, и она признана одной из двух главных святынь христианства.

Вид на Голгофу и Камень Миропомазания. В результате множества перестроек, Голгофа в наше время находиться внутри Храма Гроба Господня. Сам холм срыт, а скала Голгофа помещена внутрь помещения Храма

В переводе с греческого, иврита и арамейского слово «Голгофа» переводиться как череп. Изначально Голгофа — место распятия Господа, считалась частью холма Гареб.

С точки зрения геологии это небольшая скала или же холм. Возможно, гора так названа, благодаря своей внешней похожести с людским черепом.

Голгофа в переводе с ирита и арамейского — «череп»

В христианстве укрепились другие имена этой местности ― латинское «Кальвария» и греческое «Великий Кранион», что в обоих случаях означает «череп». По другой версии название горы происходит от «Гол-Гофа», что означает «Гора Наказания»

Христианская традиция помещает Голгофу за городские стены Иерусалима

В евангельские времена христианская традиция помещала в начале I века нашей эры Голгофу за пределы городских стен на северо-запад от города.

В настоящее время она входит в состав Храма Господня в христианском квартале города Иерусалима.

Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении, например, говоря о Садовой могиле, расположенной на севере Иерусалима у Дамасских ворот.

Садовая гробница. Выемки в скале напоминают череп. Христианская традиция помещает Голгофу за стены Иерусалима. Именно поэтому район Садовой гробницы считается альтернативным место нахождения Голгофы

В новозаветные времена Голгофа занимала большую территорию Израиля, при этом на западе горы росли красивейшие сады. Их высадили на месте бывшей каменоломни.

К горе Гареб также примыкала и небольшая смотровая площадка, называемая смотровой. Здесь в древние времена народ собирался для того, чтобы посмотреть на казнь преступников.

В 19 веке рядом с могилой Христа обнаружили могилы Иосифа Аримафейского и Никодима.

На одном из склонов горы обнаружена рукотворная пещера. Здесь временно содержались осуждённые на казнь узники. Здесь перед распятием также содержался Иисус Христос.

В последствие эта пещера получила название «Темница Христова». Существует легенда о том, что в основании Голгофы захоронен первочеловек Адам.

Видеоролик: Темница Христа. Иерусалим. На 27 секунде автор показывает то место, где в темницы Иисус Христос ожидал свою казнь.

Под самой горой находилась глубокая яма, куда после казни, по обычаю сбрасывались тела мертвых преступников, а также кресты, на которых они были распяты. Сюда же после казни сбросили и Крест Христов, который потом засыпали.

Известно, что с древних времен на склонах горы Голгофа, совершались захоронения людей, и одно из таких захоронений, которое находится у подножия горы на западном склоне, до сего дня почитается как Гробница Христа.

В Иерусалиме есть две Голгофы

О том, где находится Голгофа до сих пор идут ожесточённые споры. Дело в том, что современное местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Голгофы в центре Старого города — это результат перепланировки Иерусалима в римскую эпоху.

Дело в том, что в 70 году император Тит, а позже и Адриан, разрушили Иерусалим. Далее к северу от него построили новый римский город Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina). В результате Голгофа оказалась в центре новой планировки города.

Схема комплекса Храма Гроба Господня. После произошедшего в ХI веке пожара Голгофу и Храм Гроба Господня объединили в единый храмовый комплекс. В результате Лобное место теперь полностью закрыто и попасть к нему можно передвигаясь от церкви к церкви

В первой половине VII века при реконструкции Церкви Воскресения Господня холм Голгофа включили в часть храма. Над горой была построена четырехугольная церковь, с востока соединённая с базиликой Мартириум.

В ХI веке произошёл пожар, в результате которого Голгофа приобрела современный вид. Чтобы объединить Голгофу и Храм Гроба Господня в единый храмовой комплекс, возвели двухэтажную церковь. В результате стало возможным, передвигаясь от церкви к церкви попасть непосредственно на саму Голгофу.

В наше время существует две версии местоположения на карте места, где распяли Христа и подлинности Гроба Господня. Первой придерживаются православная и католическая церковь.

Их представители считают нынешнее местонахождение Голгофы и место захоронения Спасителя единственно верным. По этой версии выходит, что Голгофа располагается в конце улицы, по которой Христос нёс свой крест, Виа Долороса или Дорога Скорби.

Реконструкция Элии Капитолины, изображены основные памятники кроме храма Асклепия-Сераписа. В 70 году римский император Тит разрушил Иерусалим. На его место построили римский город Колония Элия Капитолина. В результате местность так изменилось, что в наше время существует две версии размещения Голгофы

По другой теории Лобное место находиться севернее Иерусалима, за его сегодняшними границами. Эту теорию поддерживают различные протестантские группы. Гора, которую они считают Голгофой, так же внешне напоминает череп и внутри ее имеются две могилы.

Это место принято называть Садовая могила. Больше фактов для подкрепления этой теории нет.

В наше время Голгофа — часть скалы, чья высота составляет 5 метров

Во времена строительства в Византии храмов на святом месте захоронения Христа гору срыли и скалу обнажили. Её оборудовали лестницей, а на вершине установили золотой Крест. По этой лестнице подниматься нужно было 28 ступеней, обязательно сняв обувь.

17 ступеней ведут к Голгофе от Храма Гроба Господня

В наше время к Голгофе от Храма Гроба Господня ведёт очень крутая лестница из 17 ступеней. Естественно, что святое место выглядит не так как в новозаветные времена. Сейчас это возвышение, высота которого составляет 5 метров над уровнем пола, а вершина горы Голгофа в современном варианте имеет размер 11,45/9 25 метров.

Лестница с улицы, ведущая на Голгофу. В наше время она редко используется

Современный облик Голгофа приобрела в 1808 году. В настоящее время кроме лестницы с улице, которая практически не используется, доступ к Голгофе осуществляется через ещё две лестницы. Правая сразу от дверей храма ведет к католическому приделу, левая, со стороны Кафоликона, ведет к главному, православному приделу.

4,5 метра составляет высота платформы, в которую превращена Голгофа

В наше время Голгофа превращена в платформу высотой 4,5 метра и площадью 11,5 × 9,25 метра. Она образует как бы один единый храм, который разделён двумя массивными колонами на два нефа.

Левый принадлежит православным, правый — католикам. В православном нефе возведен престол из розового мрамора метр высотой. Перед ним расположено обложенное серебряным кругом отверстие. В него водрузили Крест Господень.

Часть вершины (справа от православного престола) закрыта стеклом. Во время строительных работ холм, покрывавший Голгофу, срыли. Саму же скалу поместили в храмовый комплекс Храма Гроба Господня. В наше время она возвышается над полом всего лишь на 4,5 метра

Вся поверхность скалы покрыта мраморным полом, только справа и слева от престола, в застеклённых проемах, можно увидеть серый камень «живой» Голгофы и трещину, прошедшую через всю скалу в результате землетрясения в момент смерти Спасителя:

Мф. 27, 51

«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись».

В католическом нефе находится серебряный алтарь, первоначально предназначенный для Камня Миропомазания. Из-за трений между конфессиями францисканцы вынуждены были поставить его в принадлежащем им правом приделе Голгофы.

Современная Голгофа делиться на три Алтаря

Если взять фото современной Голгофы, то можно увидеть, что она делиться на три части:

  • Алтарь Распятия;
  • Алтарь Гвоздей;
  • Алтарь «Стабат Матер».

Серебряный круг под православным престолом Голгофы отмечает место, где стоял Крест Господен. Он помещён в Алтаре Распятия. В Алтаре также можно прикоснуться к камню Голгофы

Место размещения Креста Господня в наше время — Алтарь Распятия. Он входит в состав греческой части Храма Гроба Господня. Внизу алтаря лежит престол с открытым промежутком, оставленным для того чтобы странники и богомольцы могли прикоснуться к тому самому месту, где возвышался крест с Сыном Божьим.

3 алтаря размещено на Голгофе в Храме Гроба Господня

Проповеди в этом месте вместе с греками иногда проводят русские священнослужители. Алтарь Распятия – это место XII стояния Крестного пути или как еще говорят, путь Хрита в Голгофу (Виа Долороса).

То место, где солдаты сняли с Христа одеяние и прибили Его к Кресту, находиться правее места распятия и оно называется Алтарь Говздей. Принадлежит оно католической церкви.

Здесь происходят Х и ХI стояния Крестного пути. Что же касается третьего Алтаря, то он носит название Стабат Матер. Принадлежит он католической церкви и по легенде здесь стояла Богородица, когда распяли ее сына. Это ХIII стояние Виа Долороса.

Часовня Адама Храма Гроба Господня. Часовня размещается внизу Храма. По легенде тело праотца Адама захоронено под Голгофой

Примерно в 300 метрах от места распятия Христа отмечено место стояния святых Жен. Отсюда, по предсказанию Спасителя, его близкие друзья смотрели издали, как он встретил смерть. Называется это место «Спудий».

Спудий место откуда близкие друзья Спасителя смотрели, как он встретил смерть

Здесь обустроили монастырь и часовня имени Богородицы. Кроме того, внизу храма разместилась Часовня головы Адама. По преданию, распятие Сына Божьего свершилось на месте где лежало тело Адама и, как написано в Библии, Христос кровью омыл останки нашего праотца.

Так как место захоронения Адама было скрыто от людских глаз, ранее оно не являлось местом поклонения.

Каждую пятницу монахи-францисканцы повторяют шествие Христа на Голгофу

Каждую пятницу в Старом Городе Иерусалима проходит шествие монахов. Это ритуал «виа долороса». Во время его пилигримы поют псалмы и шествуют по улицам Иерусалима, вспоминая путь Христа на Голгофу.

Сам же чёткий маршрут шествия по одноимённой улице появился к концу XIX в. в одном из руководств для паломников Via Dolorosa. При этом необходимо отметить, что Иисус шел на место по улицам Иерусалима, а Виа Долороса — это улица построенного на месте разрушенного Иерусалима римского города Элия Капитолийская.

Путь Скорби, Via Dolorosa – священная дорога от Львиных ворот Старого города до Голгофы, пройденный Иисусом Христом. Еженедельно в пятницу Путь Скорби повторяют монахи-францисканцы в память о Страстях Христовых

Символическая дорога Христа на Голгофу символически пересказывает библейский сюжет о Его Распятии. Так на этом пути, согласно библейской традиции насчитывается 14 остановок, 9 из которых находятся на самой улице и 4 на земле Храма Гроба Господня.

Непосредственно в ритуале Via Dolorosa принимают участие монахи из францисканской Кустодии Святой Земли.

Монахи-францисканцы каждую пятницу повторят путь Христа на Голгофу.

Монахи начинают свой путь от крепости Антония, где в древности размещалась резиденция римского всадника Понтия Пилата. Здесь он приговорил к смерти Спасителя, поддавшись давлению Синедриона.

Далее шествие идёт на место бичевания, где римские солдаты истязали увенчанного терновым венцом Христа перед тем, как казнить его. Третья и четвёртая остановки на скорбном пути посвящены первому падению измученного Христа, несшего свой Крест и Его встрече с Богоматерью.

Симон несёт Крест на Голгофу (фреска Феофана Стрелидзаса). Пятая остановка на пути Скорби посвящена подвигу святого Симона Киренеянина, помогавшего Христу нести его Крест на Голгофу

Пятая остановка. Здесь Симон из Киринеи, случайный человек, помог нести Христу его крест по приказанию римских легионеров. Далее вышедшая из дома женщина по имени Вероника пожалела идущего на казнь Христа и отерла его лицо от крови грязи своим платком.

Позже святая Вероника обнаружила на платке нерукотворный образ Иисуса.

Смотрите также статью Нерукотворный образ Иисуса Христа

Основные места, связанные с Распятием Господнем, находятся в храме Гроба Господня

После встречи со святой Вероникой Христос нёс свой Крест один, так как римляне повелели Симону Киринянину уйти. Из-за этого Христос упал рядом с порогом Судных ворот.

Легионеры избивали Спасителя по пути на Голгофу, при этом в последний путь Мессию провожали преданные ему женщины, которые следовали за ним во время его проповедей.

«Распятие с предстоящими» (икона новгородской школы; ок. 1360 г.) Основные события Казни Христа произошли на территории современного Храма Гроба Господня

Основные же события Казни совершились на территории нынешнего Храма Гроба Господня:

  • Десятая остановка на пути шествия — Предел Деления Риз, здесь солдаты разделе Христа перед казнью;
  • Одиннадцатая алтаря Храма. На этом месте Христа прибили к Кресту;
  • Двенадцатая — под алтарем. Здесь размещена специальная отметка в виде серебряного диска. Она указывает на то место, где стоял Животворящий Крест Господень. Кроме того, здесь можно через специальное отверстие коснуться верхушки Голгофы;
  • Тринадцатая остановка отмечает такое событие, как снятие с Креста. В этом месте тело распятого Христа сняли с Креста и помазали миром;
  • Четырнадцатая и последняя остановка шествия францисканских монахов показывает место положения Иисуса Христа в Гроб. Здесь тело Христа положили в склеп. Опасаясь, что его украдут ученики Христа, римляне привалили ко входу к нему камень. Когда же Христос воскрес, камень чудесным образом сдвинулся и открыл выход из склепа.

Храм Гроба Господня построен на месте Голгофы

В наше время на месте Голгофы построен Храм Гроба Господня. Он расположен в Христианском квартале Старого города Иерусалима. Храм Гроба Господня считается главной святыней, а с IV века — местом паломничества христиан всего мира.

Это место считается штаб-квартирой Иерусалимской православной церкви. В Храме Гроба Господня ежегодно совершается церемония схождения Благодатного огня.

Храм Гроба Господня, вид с воздуха. В наше время на месте крестных страданий Иисуса Христа построен храмовый комплекс. Именно поэтому увидеть гору Голгофу в том виде, в каком она было в евангельские времена невозможно

Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв.

Из-за постоянных конфликтов христиан с мусульманами и различных христианских конфессий ключи от Храма Гроба Господня с 638 г. хранятся у арабской семьи Джуди, а право открывать Храм принадлежит другой арабской семье — Нусейба. Главные святыни Храма: Голгофа, Кувуклия, Кафоликон,

Голгофа — в прошлом небольшой скалистый холм (около 5 м высотой), где был казнен Иисус Христос (греч. Γολγόθα, Κρανίου Τόπος; ивр. גולגלתא «лобное место» от арамейского gulgalta, букв. «череп»; лат. Calvaria).

Евангелие от святого апостола Иоанна: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисус» (Ин. 19:17–18). Предполагается, что своим названием Голгофа обязана черепам, которые складывались на месте казни преступников в Иерусалиме. Город тогда уже был включен в состав Римской империи (провинция Иудея) и жил по законам Рима. В момент казни Христа, в начале I века, холм Голгофа территориально был снаружи (вне) древних оборонительных башен и стен Иерусалима. В те давние времена численность населения города Иерусалим составляла не более 3000 человек, что по современным меркам совсем немного.

Сейчас святая Голгофа находится внутри Храма Воскресения Христова и является его важной частью. На месте самого распятия Иисуса Христа в настоящее время имеется иконостас и небольшой красивый мраморный престол, принадлежащие Иерусалимской православной Патриархии. Под мраморным престолом находится углубление, куда по приданию был вставлен Крест с распятым Иисусом. Паломник, встав на колени, может опустить руку в это отверстие на полу и прикоснуться к древним скалистым камням Голгофы. Каждый день там проходят службы на греческом языке, но точное время их совершения зависит от дня церковного календаря. Сегодня на Голгофу ведут две лестницы с крутые мраморными ступенями, сооруженные в 1810 году. Прежде христиане поднимались на Голгофу без обуви, а некоторые даже на коленях, читая при этом молитвы. Эта уважительная традиция в настоящее время утрачена. Голгофа и Гроб Господень являются главными святынями христиан независимо от их конфессии, традиций, церковных различий и места обитания.

Примечание. Также существует предание, что в пещере под Голгофой были похоронены останки первого человека — Адама, и если спуститься с Голгофы по левой лестнице, то справа от нее и находится часовня Адама.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *