Содержание

Монастырь Гандан

Видео: Монастырь Гандан

История

Монастырский храм бодхисаттвы Авалокитешвары

Еще около века назад иноверцев здесь принимали неохотно, особенно во время богослужений. Сегодня же монастырь гостеприимно приветствует гостей из разных уголков планеты. В обители постоянно и время от времени проживают более 600 монахов, некоторые из них владеют русским языком и могут подсказать, как правильно совершать ритуалы.

Гандантэгченлин традиционно был местом проживания ламской элиты, тут же располагался ламский университет, предмет гордости монголов. Здесь получали образование дети из бурятских, калмыцких семей, представители других районов Азии, в которых исповедовали буддизм. Только Гандан был наделен правом присуждать ученое звание монахам, изучавшим философию, врачевание, астрологию, искусство заклинания. Именно в Гандане в 1904-1905 годах обрел пристанище Далай-лама XIII, вынужденный покинуть Лхасу после того, как британцы оккупировали Тибет.

Застраивать монастырский комплекс капитальными зданиями начали с 1809 года. К 1913 г. он представлял собой огороженные, сообщающиеся между собой храмовые комплексы, построенные в разных стилях, в некоторых из которых отчасти проявились элементы китайской планировки.

Ступа в Гандане

Что посмотреть

Каменный лев

У Святых ворот монастыря вас встретят изваяния двух каменных львов. Они расположились на высоких постаментах и выглядят фантасмагорически, походя скорее на свирепых собак. Скаля пасть, выпучив глаза и гневно раздувая ноздри, львы исполняют свое предназначение – охраняют монастырь от темных демонов зла. Монументальные выбеленные Святые ворота венчает «летящая» крыша, украшенная мистической символикой буддизма. На обеих половинках врат в монастырь можно увидеть весьма колоритные ручки из меди с изображением монстров. Сквозь их ноздри продеты массивные кольца, к которым привязаны длинные пестрые ленты с начертанными молитвами (дарцоги) – они тоже призваны ограждать святое место от зла.

За оградой монастырского комплекса расположена его административная часть и гостевая юрта, где в праздничные дни на низких расписных столиках ламы расставляют блюда с традиционными лакомствами.

Гандантэгченлин в 1972 году

Главный храм Гандана (гол-сум) расположен в северной части двора монастыря. Он возведен на высоком каменном фундаменте. Храм выглядит очень нарядно благодаря крыше с изогнутыми скатами. Секрет ее эффектности – в многослойности и броско декорированной «оборке» карниза. В гол-суме находится одна из главных святынь храмового комплекса – фигура Очирдара, отлитая самим Ундэр-гэгэном Дзанабадзаром.

Очирдар (Ваджратара) является квинтэссенцией всех богов буддийского пантеона. Его корона украшена миниатюрными медальонами, на которых изображены пять дхияни-будд (главных будд созерцания, постоянно обитающих на небесах и не воплощающихся в людях). Фигурка Очирдара, отлитая в бронзе, достаточно миниатюрна (ее высота 73 см), однако в ней воплощено величие духа божества, его гармония и совершенство. Серьги и браслеты Очирдара украшены тонко выполненными национальными орнаментами.

Вдоль одной из фасадных стен храма под непритязательным навесом из дерева выстроились в ряд молитвенные цилиндры (хурдэ), в которые вкладывают листки с текстами молитв (мани). Согласно ритуалу, сколько раз повернете хурдэ – столько молитв и прочтете, и такое же количество грехов вам будет отпущено. Когда-то эти хурдэ буквально опоясывали Ургу, являясь яркой деталью феодальной Монголии, где основная часть населения была набожной, но неграмотной.

Молитвенные цилиндры

Недалеко от гол-сума расположен соборный храм Гандана – цогчин, в архитектуре которого переплелись китайские и монгольские традиции. Среди окружающих его монастырских построек цогчин выделяется своей кровлей. Занимая большую часть пространства храма, она на самом верху срезана, а на квадратной площадке, окаймленной перилами, построен гонхон – башенка с крышей, имеющей изогнутую форму, покрытой листовой позолоченной медью. Ее венчает золоченый шпиль (ганжир). В праздничные дни с крыши храма ламы, трубя в ритуальные раковины, созывают прихожан.

Внутреннее пространство цогчина выглядит очень нарядно и типично для ламаистских культовых сооружений, в которых просматривается традиционный для монголов символ круга. Как и в других ламаистских храмах, колонны здесь созданы из дерева красного цвета, декорированные, интерьер украшен тканями из парчи и шелка. В сумраке цогчина завораживает взор мерцающий алтарь, посреди которого расположено впечатляющее изваяние Будды-Учителя. Он окружен скульптурными и живописными изображениями божеств – медными, позолоченными, бронзовыми, серебряными. У каждого из них можно увидеть дымящиеся курильницы.

Справа от входа, за колоннами, тянется ряд бурэ – труб, звуки которых сопровождают службу и схожи с ревом слонов. Длина их стволов около трех метров.

Храм Мижид Жанрайсиг

Самую именитую достопримечательность монастырского комплекса, храм Мижид Жанрайсиг, опоясывает собственная высокая ограда. Его монументальное побеленное здание в форме трапеции, с узкими проемами окон-бойниц и воздушным шатром кровли, которую высоко в небесах традиционно венчает золотой ганжир, является символом старой столицы. Этот храм был построен в 1911-1913 годах, после выдворения из страны маньчжуро-китайских правителей. Он посвящен Жанрайсигу (Будде Авалокитешваре – Великомилосердному). Это высшее существо также называют «Видящий глазами». Посвящение не было случайным, а было рассчитано на то, что Великомилосердный, которому приписывали дар исцелять слепых, вернет зрение повелителю державы и главе монгольских буддистских монахов – Богдо-гэгэну VIII, практически ослепшему к тому времени.

Храм Мижид Жанрайсиг – самое высокое культовое сооружение в истории монгольского зодчества. Его высота составляет 42 метра. В архитектуре храма гармонично дополняют друг друга кирпич и дерево, его деревянные колонны, покрытые красным лаком, украшает орнаментальная резьба и роспись, а их капители декорированы нанесенным золотом традиционным национальным узором. Массивная кирпичная часть храма Мижид Жанрайсиг контрастирует с легким ажурным коричнево-красным деревянным верхом – двухъярусным, с «летящими» крышами.

Главное сокровище храма – статуя бодхисаттвы Авалокитешвары. Ее высота 26 м, она создана из меди и покрыта сусальным золотом, добытым в Монголии. Изваяние украшают 2228 драгоценных камней, 186 из которых были найдены на территории страны. По центру его полости установлен одиннадцатиметровый ствол лиственного дерева, срубленного на священной горе Богд-Хан-Уул. В постаменте, имеющем форму лотоса, находится юрта, а также военная амуниция, целительные травы, драгоценные украшения, религиозная литература, подаренная Далай-ламой XIV и другими известными священнослужителями. Эта статуя украсила храм в 1996 году, и она является восстановленной копией изваяния, созданного в начале ХХ века. По неподтвержденным сведениям, в начале Второй мировой войны, постамент и большая часть оригинальной статуи были вывезены в Советский Союз, где их переплавили на снаряды.

Красивый и стройный храм удачно расположен на холме, и венчающий его ганжир, который отличается отчетливой архитектурной формой, виден с любой точки Улан-Батора.

Статуя бодхисаттвы Авалокитешвары

Посетителям

При входе в монастырь Гандантэгченлин туристы покупают билеты, фото- и видеосъемка оплачиваются отдельно. В общей сложности это обойдется в сумму от 8000 MNT (монгольских тугриков), а что составляет около 200 рублей.

Постарайтесь попасть сюда во время проведения религиозных церемоний (они, как правило, начинаются около 9 утра). На экскурсию лучше отправляться в сопровождении гида, иначе многие интересные объекты и детали можно пропустить.

Стоит сказать, что ваше впечатление от монастыря могут омрачить карманные воры, которые «работают» здесь с высоким профессионализмом. Так что будьте внимательны и не берите с собой крупные суммы денег.

В качестве сувенира приобретите, например, «поющую вазу». По форме продающиеся ритуальные сосуды схожи, но звучат по-разному.

>Буддийский храм в

Как называется храм у буддистов?

В Японии начиная с V в. строились буддийские храмы, принадлежавшие различным сектам. Эти храмы сами по себе становились произведениями зодчества и центрами многих искусств — архитектуры, садово-паркового искусства, скульптуры, живописи, каллиграфии, декоративно-прикладного искусства. Храмы и монастыри были тем местом, где человек укрывался от мирской суеты и мог бы предаваться возвышенным размышлениям и созерцанию. Создавать определенный психологический настрой и были призваны произведения буддийского искусства. Само место для храма выбиралось по строгим законам геомантии: во-первых, оно должно было быть средоточием «благоприятных» сил, во-вторых — защищать город (или резиденцию императора, сегуна или даймё— владетельного князя) от «неблагоприятных» потусторонних демонических воздействий. Буддийские храмы, открытые для обозрения, служили украшением местности; их высокие многоярусные крыши органично вписывались в рельеф, гармонично сочетаясь с окружающим пейзажем. Храмовый ансамбль с окружающим его садом, где весной цвели бело-розовые сакуры, летом — пышные цветы, осенью — алели клены, а зимой все было подернуто сверкающим инеем, оказывал на сознание посетителей неизгладимое впечатление, словно они воочию лицезрели небесную страну Сукхавати, «Чистую Землю» Будды Амиды, одного из главных персонажей буддийского культа. Классическим примером такого гармоничного храмового ансамбля может служить прекрасный храм Удзи-Бёдоин с окружающим его пышным садом и озером.
В состав собственно храмового комплекса обычно входили пагоды (тоо) , колокольня (сёороо) , зал для проповедей (коодоо) , библиотека (хранилище рукописей — кёодзоо) , зал для медитаций на сутрах (хоккэдо) ; помещение-жилище монахов (сообоо) и трапезная (дзикидоо) . Пагода является самым высоким сооружением на территории храма, архитектурной доминантой всего района или даже города. Пагоды возникли в древней Индии — они служили напоминанием о Будде Гаутаме Шакьямуни. Согласно древней легенде, когда Будда собирался покинуть этот мир и уйти в нирвану, его опечаленные ученики попросили оставить им какое-нибудь напоминание о нем. И Будда тогда перевернул свою чашу для собирания подаяния и сказал, что это и будет напоминанием. Древние индийские пагоды (ступы) действительно имели форму перевернутой вверх дном чаши, в фундаменте которой замуровывали буддийские реликвии, части тела самого Будды или его учеников, священные писания, драгоценности и т. д. В Китае (а впоследствии — и в Японии) буддийские пагоды трансформировались в высокие многоярусные башни с далеко выступающими и загнутыми кверху карнизами крыш, постепенно уменьшающимися в размерах по направлению вверх. Через всю башню изнутри проходит ее главная опора — высокая и массивная деревянная, колонна, насквозь пронизывающая все сооружение: внизу, под фундаментом, она упирается в базовый камень (он же — реликварий) , а вверху образует высоко возносящийся над последней крышей декоративный шпиль. Со всех сторон храмовый комплекс окружает глиняная стена с величественными воротами с каждой стороны света. Главные здания храмов (кондо или хондо) были украшены настенной живописью (клеевыми или лаковыми красками) , живописными свитками и скульптурными фигурами, изображавшими канонические образы буддийской иконографии: будды, бодхисатвы (грядущие будды) и боги-хранители буддизма, гневные и благостные, а также буддийские святые. Буддийская скульптура — деревянная, бронзовая, глиняная и лаковая — служила неотъемлемой частью буддийского ритуала, объектом молитвенного поклонения. Интерьер храма, наполненный величественными фигурами, запечатленными в позах медитативной сосредоточенности (или, наоборот, в эксцентричных боевых стойках, с яростными оскаленными лицами) вызывал у паломников благоговейный трепет.

В Российской Федерации буддизм является основной религией для жителей Бурятии, Калмыкии, Тувы. В низовьях Волги и Забайкалье буддизм начал распространяться тогда, когда сюда перекочевали монгольские скотоводческие племена. В 1914 г. в состав Енисейской губернии вошла Тува, в которой также был популярен буддизм. В России буддизм получил распространение в форме ламаистской школы «гелукпа».

В настоящее время на территории России действует более 200 буддийских общин. Помимо традиционного для России тибетского буддизма, распространяются и другие направления. Например, особую популярность в последние годы приобретает тибетское направление «Великое совершенство» (дзонгнен).

Где находятся буддийские храмы в России

Буддийских храмов по России не очень много. Есть они не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в разных регионах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Вот самые популярные из буддийских храмов в России.

Бурятия, Иволгинский дацан

Этот буддийский храм расположен у подножия горного хребта, на степной территории в трёх десятках километров от Улан-Удэ. Иволгинский дацан поистине считают центром, духовной столицей Буддийской традиционной Сангхи России.

Золочёный храм уже издалека встречает гостей и верующих. Складывается впечатление, что всё здесь замерло в ожидании времени. Атмосфера наполнена терпким и пряным ароматом цветущих трав.

Храм Будды здесь появился в конце Великой Отечественной войны, здесь изначально находилась резиденция ламы. Затем при дацане открыли Буддийский университет.

В качестве украшений в храме используются подлинные интерьерные вещи, произведения искусства. Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества. Его комплекс представлен главным храмом «Согчен», храмами «Чойрын дуган», «Сахюусан Сумэ», «Маанин дуган», «Майдарин Сумэ», «Дэваажин», «Жуд дуган», а также Дворцом Двенадцатого Пандито Хамбо ламы Даши Доржо Итигэлова.

В Иволгинский дацан в Бурятии стекаются тысячи паломников и туристов со всего света.

Бурятия, Тамчинский (Гусиноозерский) дацан

Тамчинский (Гусиноозерский) дацан основали в Бурятии почти полтора века назад, в середине восемнадцатого столетия. Буддийский храм расположен на юго-западном берегу озера Гусиное (по-бурятски Галун-нур). Изначально это был деревянный дацан, который основал лама Ахалдайн Жинба. Этот храм можно считать первым из буддийских на территории современной Бурятии.

Особенностью Тамчинского дацана является уникальный памятник археологии I тысячелетия до н.э. – Оленный камень «Алтан Сэргэ». Возраст этого камня – свыше 3300 лет. Этот камень – неотъемлемая часть ритуальных праздников, которые проводились в прошлом. Оленный камень обнаружен в сентябре 1989 года на территории дацана в фундаменте разобранного дома. Камень был расколот на 12 кусков. Его отреставрировали специалисты Эрмитажа, и сейчас он восстановлен на прежнем месте, около главного храма Цогчен. На четырехгранном каменном столбе, утолщенном в верхней части, изображены олени, застывшие в лесу. Головы оленей украшают витковые рога, расположенные вдоль хребта. В верхнем углу над головой оленя выбит диск. Современные туристы и паломники видят три дугана за монастырской оградой, главным их которых являлся Цогчен.

Бурятия, Агинский дацан

Комплекс Агинского дацана – это живая страница архитектурного творчества бурятского народа. Несомненный интерес вызывает здание нового соборного храма цокчен-дугана, старого двухэтажного храма Даши Лхундублинг. Агинский дацан был заложен в 1811 г. и освящен в 1816 г. Он представлял собой буддийский университет, в котором велась подготовка лам различных специальностей.

Бурятия, Угданский дацан

Расположен в 19 км от Читы, в местности Хурлэ-Добо. Открыт в 1991 году. Сооружен по инициативе и на средства кооперативного хозяйства «Угданский». Угданский дацан включает в себя кирпичное здание цогчен-дугана, Сахъюсан-сумэ, субурхан, молитвенные барабаны, домики для лам. Территория дацана расширяется и благоустраивается. В Угданском дацане служит штат высококвалифицированных лам и ведёт практику лекарь.

Бурятия, Анинский дацан

Один из древнейших буддийских храмов на территории России. Основан в 1795 году. В дацане хранились 11 родовых знамён хоринских бурят. Современный дацан является первым в истории российского буддизма семейно-родовым монастырским комплексом — вокруг него воздвигнуты 108 субурганов – хранилищ родословных 108 семей хоринских бурят. Освящение субурганов состоялось в 2011 году и было приурочено к 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России. Территория возрождаемого Анинского дацана занимает 9 гектаров и будет разделена на 9 частей, символизирующих 9 драгоценностей, где будет возведено 17 дуганов.

Бурятия, Ацагатский (Курбинский) дацан

Основан в 1825 году и находится на западной окраине села Нарын-Ацагат Заиграевского района Бурятии. Известен среди паломников и туристов как центр качественной тибетской медицины.

Бурятия, Атаган-Дырестуйский дацан

Появился в середине XVIII века на юге Бурятии. Два века спустя храм значительно разрушили, уцелел только цогчен-дуган, в котором советские власти разместили машинно-тракторные мастерские. В 2004 году в дацане начались восстановительные работы. После планируется привести в порядок весь монастырский комплекс. В 2007 году здесь начали проводить буддийские службы – хуралы.

Калмыкия, Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это один из богатейших буддийских храмов в России. Территория храма обнесена ажурной оградой со знаком «108 Будд». Ворота расположены по четырем сторонам света как символы четырех стихий: Земли, Огня, Воды и Ветра. По обеим сторонам ворот находится чудесный камень исполнения желаний, дарующий богатство – «чинтамани». Ворота исполнены в традиционном восточном стиле. От ворот идет мощеная дорожка, по которой можно подняться к храму или обойти вокруг него. Общую композицию комплекса завершают цветники, орнаментальные клумбы, хурульный сад с прогулочными аллеями, этнографическая зона с кибитками.

Калмыкия, Тантрический монастырь Владыки Цонкапы

Это один из молодых буддийских храмов в России. Он основан в 2008 году в Городовиковске. Это первый тантрический монастырь. Уникальным новый монастырь делает редчайшая реликвия – кусочек черепа Ламы Цонкапы. В монастыре есть и другие удивительные реликвии – белые шарики, которые остаются после кремации тел высоких лам.

Санкт-Петербург, дацан Гунзэчойнэй

Храм появился в Северной столице накануне революции 1917 года. Инициатором постройки выступил посланник XIII Далай-ламы ученый бурятский лама Агван Лобсан Доржиев. Одновременно с храмом было возведено четырёхэтажное общежитие для монахов и приезжих буддистов, служебный флигель. Из интересного для почитателей буддизма здесь статуя Большого Будды, изготовленная монгольскими мастерами в традиционном монгольском стиле, из папье-маше с последующим покрытием фигуры вероучителя сусальным золотом. Высота туловища Будды – 2,5 метра, вместе с нимбом и пьедесталом – около 5 м. В 2003 г. в храм после реставрации была возвращена статуя сиамского «Стоящего Будды». Также здесь ведут прием астрологи и врач-тибетолог, проводятся лекции по буддийской философии.

Санкт-Петербург, Ват Абхидхамма Буддавихара

Тоже молодой буддийский храм – основан в 2006 году в поселке Горелово. Это единственный в России действующий храм традиции Тхеравада – древнейшего направления буддизма, распространенного в странах Юго-Восточной Азии.

Тува, Цеченлинг

Буддийский храм «Цеченлинг», построенный в 1999 году, – один из первых реконструированных в Туве дацанов, или хурээ – так называют буддийские храмы тувинцы. Храм находится в центре Кызыла на улице Красноармейской. Это двухэтажное здание, место встреч лам с населением. На втором этаже, куда ведет великолепная мраморная лестница, – молельный зал, где находится алтарь с яркими бронзовыми, серебряными и позолоченными бурханами, изображения Будды. Храм удачно сочетает традиции культовой восточной архитектуры и новые строительные технологии.

Свердловская область, Качканар, Шад Тчуп Линг

Храм Будды, с которым связаны злободневные новости 2016 года. Власти региона хотели снести монастырь для разработки месторождения железной руды на его месте, но впоследствии отложили эти планы. Буддийская обитель появилась под Качканаром в мае 1995 года. К храму ведёт витиеватая горная дорога, она ведёт через Качканарский рудоносный массив, местную речку Выю и Нижневыйское водохранилище. Монастырь построен по древним тибетским и монгольским канонам монастырского зодчества, что позволяет сохранить экосистему местности и гармонично вписать комплекс сооружений в живописный ландшафт горы Качканар. Одно из притягательных строений монастыря – ступа, памятник просветленному уму Будды.

В России больше полусотни храмов Будды, но пока что далеко не все они освоены туристами. Это как тропа первопроходца, которая манит путешественника своими видами, строениями, возможностью прикоснуться к древнейшей религии и почувствовать себя вдалеке от городской суеты.

Датой основания дацана считается 1909 год, именно тогда был разработан архитектурный проект и началось строительство храма. В отличие от возводившихся в то время в России деревянных и кирпичных храмов, дацан в Санкт-Петербурге был построен из колотого гранита с витражами, разрисованными самим Николаем Рерихом.

Из-за антирелигиозных гонений ХХ века дацан, как и многие другие был закрыт и здание использовалось на нужды города. Это были долгие и тяжелые годы репрессий и только в 1990 году храм снова открыл свои двери последователям буддизма в России.

Сегодня дацан является крупнейшей буддистской достопримечательностью в Санкт-Петербурге. Здесь проводятся лекции и семинары по буддийской философии, медитативные ретриты, молебены. Многие тибетские и западные учителя приезжают в дацан с целью поделиться своими знаниями, провести учения и ознакомиться с культурой буддизма в России.

Кроме того, храм следует посетить хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть всю красоту восточного колорита, привлечь счастье, покрутив буддийский барабан или познакомиться с астрологами и врачом-тибетологом.

Дацан работает ежедневно с 10:00 до 19:00. Вход бесплатный.

С подробной информацией и расписанием молебенов можно ознакомиться на сайте http://dazan.spb.ru

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Один из крупнейших храмов в Европе поражает своей красотой и роскошью. Находится он в Калмыкии в центре Элисты.

Здание храма является довольно молодым, датой основания считается 2004 год, хотя официальное открытие состоялось только в конце 2005 года.

В здании хурула расположена девятиметровая статуя Будды, которая является самой большой не только в России, но и в Европе. Внутрь статуи заложены священные предметы — мантры, благовония, драгоценности, пригоршни земли из всех районов республики, растущие на территории Калмыкии растения и злаки. Сама статуя покрыта сусальным золотом и инкрустирована бриллиантами.

Высота этого величественного здания целых 63 метра! Здесь совершаются молебены, праздничные богослужения и ритуалы. Всего здание имеет 7 уровней, на которых расположены музей, библиотека, конференц-залы, молельный зал, комнаты для приема прихожан монахами, врачами тибетской медицины и астрологами, а также резиденция главы буддистов Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензина Гьятцо.

Но не только внутреннее убранство достойно восхищения. Вокруг здания через каждые 5 метров, в ограде, расположены 108 белоснежных ступ, а на территории храма находятся 17 пагод со статуями великих буддийских учителей монастыря Наланда.

С расписанием работы хурала и новостями можно ознакомиться на сайте http://khurul.ru

Агинский дацан «Дэчен Лхундублинг»

Дацан был основан в Забайкальском крае в 1811 году и уже в конце XIX он был известен далеко за пределами края своей медицинской, философской и астрологической школами.

Тогда дацан представлял собой крупный монастырско-образовательный комплекс, в нем существовало 8 храмов, а также были созданы издательство и четыре факультета.

В настоящее время в дацане действует 1 храм, где живут около 20 лам и действует Агинская Буддийская Академия.

Ламы дацана — высококвалифицированные специалисты, прошедшие длительное обучение в известных буддийских образовательных учреждениях традиции Гелуг в Монголии, Тибете и Индии.

На территории дацана находится статуя Майдари и построены все необходимые культовые сооружения. В 2005 году была полностью восстановлена 22-метровая ступа «Юндум Шодон» и построены дуган Зула и «Восемь священных ступ».

С подробной информацией и расписанием молебенов можно ознакомиться на сайте http://aginskydatsan.ru

Задолго до крещения Владимиром Святославовичем русичей на Русь стали проникать идеи христианства, а согласно легенде, Андрей Первозванный еще в I веке поставил крест на горах Киевских.

Первые христиане стали возводить и первые храмы на славянских землях. Немногие из них пережили свое время, но есть и такие, которые в перестроенном виде стоят и поныне. Обратимся к великолепию и самобытности древнерусского зодчества и представим самые древние храмы православия.

>Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор. Монголия. Буддийские храмы, монастыри.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

МОНАСТЫРИ УЛАН-БАТОРА

Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан)

Буддийский монастырь Гандан (Гандантекчинлинг) стоит в центре монгольской столицы Улан-Батора. Среди кварталов юрточной и одноэтажной застройки необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Главные ворота храма по традиции обращены на юг. Во дворе находится статуя Будды и каменная ступа.

На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. И этот обряд повторяют по нескольку раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.

Стены кумирни, как и ворота храма, украшены орнаментом, резьбой по дереву. Внутри царит полумрак. Воздух насыщен ароматом благовоний. За низкими столиками на подушках рядами сидят ламы. Перед ними стопки продолговатых табличек с текстами молитв. Пришедшие помолиться монголы оставляют в специальных ящичках с изображением богов различные подношения — монеты, печенье, конфеты и т. д. Можно, сколько позволяет время, постоять в кумирне и благоговейно вслушиваться в звуки молитв. Только в звуки, ибо слова их — на санскрите, который в Монголии мало кто знает. А можно, положив свои дары, считать долг перед храмом исполненным и, совершив во дворе, перед статуей Будды, еще одну, прощальную молитву, уйти по своим делам.

У алтаря сидит старший лама — унзад. Он возвышается надо всеми монахами, потому что на его сиденье, согласно сану, подушек больше, чем у всех остальных лам. По его знаку ламы начинают петь гимны. Пение сопровождается ритмичными ударами в барабан, звуками гонгов, раковин, колокольчиков. Неожиданно раздается низкий, ревущий звук, грозный и суровый. Это ламы играют на бурэ, трубе около четырех метров длиной. Затем этот своеобразный оркестр смолкает и ламы шепотом читают молитвы. Но вот снова раздается рокочущий голос унзада, снова начинается исполнение гимнов. И все повторяется…

ИЗ ИСТОРИИ МОНАСТЫРЯ ГАНДАНТЕКЧИНЛИНГ

В 18-19 веках в Монголии функционировали небольшие передвижные монастыри. В 1809 г. специальная школа для изучения высшей» буддийской догматики при монастыре Чжебцзун-Дамбо Хутухта выделилась в особый монастырь Гандан, названный так в честь одноименного монастыря в Тибете. Со временем Гандан стал главным буддийским монастырем Монголии.

Первый храм монастыря Гандан был заложен в 1838 г. пятым главой ламаистской церкви Монголии Цултэм Джигмед Дамби Джанцаном (Chultem-Jigmid-Dambijantsan). Он был построен в основном из дерева, а крыша покрыта золотом. В 1840–1841 гг. построен каменный храм Важдратары. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важдра, созданная высоким Заназабаром в 1683. Главный алтарь храма Dzu — статуя постоянного Будды с его двумя учениками, сделанными в Dolon Nuur, Внутренней Монголии, за ранние XIX столетий. Два яруса, строящие «Didinpovran» были построены как библиотека для Пятого Воплощения монгольского живущего Будды, Chultem-Jigmid-Dambijantsan, с керамическим rooves и позолоченными самыми верхними художественными оформлениями. Пятое здание теперь служит библиотекой монастыря Gandantegchinlen, содержа более чем 50 000 книг.

Дополнительно храмы предоставляют «Восьми Благородным Художественным оформлениям жилище», «Damdin Choijil», изображения Махаяны, Бога Hinayana и Bodhisattyas и шестнадцати архатов, обработанных монгольскими, Тибетскими и индийскими художниками, вышивкой, изображения шедевра Bodhisattvas, сделанного монгольскими художниками женщин так же как множеством сатирических и юмористических рисунков особенности.

В конце XIX в. монастырь занимал обширную территорию, на которой только монахов-лам жило около четырнадцати тысяч.

В конце 30-х годов ХХ столетия его постигла общая участь всех монастырей страны – он был закрыт. В 1949 г. по просьбе верующих монастырь снова открыли. Гандантекчинлинг был практически отстроен заново. После окончания реставрационных работ в 1990 г. открыты два действующих храма –Цогчин и Дзу. Третий храм – трехэтажный Храм Мэгджид-Джанрайсэг (Женрейсега) в монастыре Гандантекчинлинг построен в начале ХХ века. Главной святыней храма является 26-ти метровая позолоченная статуя Мэгджида Джанрайсэга – бодхисаттвы милосердия Авалокитешвара, которая была посвящена VIII богдо-хану. *(см. информацию ниже)

При Гандантекчинлинге с 1970 г. действует Буддийская духовная академия, в её библиотеке насчитывается свыше 50 тыс. книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии, куда регулярно ходят верующие.

В начале девяностых годов оставшиеся храмы Гандана отреставрировали и открыли, также как и библиотеку с монгольскими, индийскими и тибетскими манускриптами. В Гандан вернулись монахи — сейчас их здесь уже около тысячи. Сейчас открыты около 10 храмов. Людей в монастыре всегда много, по сути, это главная «религиозная» достопримечательность Улан-Батора.

Осенью 2009 года при монастыре Гандантегчилен открылся детский сад, — его воспитанники будут в первую очередь изучать основную религию Монголию и национальные традиции. Новый детский сад «Асралт» учрежден центром буддизма Монголии, монастырем Гандантэгчилэн совместно с Монголо-корейским буддийским обществом «Наша Планета». В новое дошкольное учреждение пойдут 80 детей. Воспитанников будут обучать основам буддизма и национальным традициям.

Вокруг монастыря Гандан сохранилась типичная застройка старого города. Узкие улицы с глухими заборами, торговые лавки, юрты, небольшие гостиницы окружают монастырь со всех сторон.

ОСМОТР МОНАСТЫРЯ

Служба в монастыре начинается утром и к полудню уже заканчивается. Вход на территорию монастыря бесплатный. Платный вход для иностранных туристов в храм Мэгджид-Джанрайсэг. Еще туристу придется отдельно заплатить за фотографирование в этом храме. Фотографировать можно не во всех храмах (см. объявления на английском языке рядом со входом в храмы).

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

На территорию храма Вы попадаете через главный (южный) вход. В конце главной дорожки — великолепный белый храм , главная достопримечательность монастыря. Это здание — храм почитания Янрайсига (Megjid Janraisig) или по- тибетски Ченресига, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него находится самая высокая золотая статуя Будды.

Храм Мэгджид-Джанрайсэг (Женрейсега)

Это здание — храм почитания Янрайсига (Мэгджид-Джанрайсэг (Женрейсега, Жанрайсиг)) или по- тибетски Ченресига, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него находится самая высокая золотая статуя Будды.

Его мощное, побеленное, трапециевидной формы, здание с окнами-бойницами, с крупными золотыми бляшками орнамента толь, благородно выделяющимися на коричневом карнизе, с легким шатром крыши, которую высоко в небе венчает, как положено, золоченый ганжир, запоминается как символ старого Улан-Батора.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Храм Мижид Жанрайсиг это последнее буддийское сооружение в Монголии; он возведен в 1911-1913 годах, после изгнания из Монголии маньчжуро-китайских наместников, во время Богдо Хана. Посвящен храм Жанрайсигу (то есть Авалокитешваре Великомилосердному), что означает также Видящий глазами, не случайно. Ему приписывали исцеление слепых, а последний богдохан к этому времени почти ослеп.
Грандиозная постройка, прославляющая автономию народа, достойно завершила культовую архитектуру Монголии. Это самый высокий в истории национального зодчества храм. Его высота достигает 42 метров. В архитектуре здания удачно сочетаются два разных материала: кирпич и дерево. По стенам, выложенным из кирпича и выбеленным известью, проходят два ряда редких окон, подчеркнутых нарисованными наличниками черного цвета; над каждым окном массивный сандрик. На главном фасаде здания четырехколонный портик. Деревянные колонны его, покрытые красным лаком, имеют широкие капители. Они украшены орнаментальной резьбой и росписью. Кроме того, по верхней части колонн и капителям проходит нанесенный золотом традиционный национальный узор эвэр угалз, называемый роговидным, он представляет собой ритмически повторяющиеся очертания рогов, мотив, рожденный в искусстве кочевников-скотоводов.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Инициатива возведения в столице Внешней Монголии монументальной статуи Авалокитешвары принадлежала Далай-ламе XIII, посетившему Ургу в 1905 году, однако экстренное возведение статуи и строительство храма для её размещения начались лишь после победы Национальной революции по указу Богдо-гэгэна VIII и по настоянию монгольских верующих, чтобы заслуга от этого вернула зрение нововозведённому монгольскому монарху, страдавшему катарактой. Образ Авалокитешвары был выбран потому, что он являлся центральным элементом практик по восстановлению зрения. Помимо восстановления зрения Богдо-хана, возведение статуи посвящалось и улучшению здоровья его супруги Дондогдулам.

По оценке Б. Б. Барадийна, расходы на строительство составили около 1 млн российских рублей, из них 50 тыс. были взяты из займа, выданного Монголии российским правительством. Возведением статуи руководил главный министр Богдо-гэгэна, чинван Ханддорж; элементы статуи были отлиты долоннорской фирмой, специализировавшейся на литье массивных бурханов. В России были заказаны парча для убранства храма и комплект меньших бурханов. Внутренность 25-метровой статуи была заполнена томами Ганджура, мантрами, целебными травами и драгоценностями. Для статуи высотой 25,6 м было использовано 45 кг золота, 56 кг серебра и 400 драгоценных камней. Возведённый китайскими рабочими 42-метровый храм, в котором находилась статуя, по сей день является самым высоким образцом монгольской буддийской архитектуры.

В начале Второй мировой войны статуя была демонтирована, видимо, по приказу Х. Чойбалсана, и, по рассказам, была вывезена советскими солдатами. Скорее всего, фрагменты медной статуи были отправлены в СССР на переплавку на снаряды, однако никаких достоверных сведений, подтверждающих это, не имеется. Прибывшая в 1992 году в Россию делегация, занимавшаяся поисками вывезенных из страны бурханов, также не обнаружила никаких её следов.

27 октября 1996 года восстановленная на средства от народных пожертвований статуя Авалокитешвары была вновь освящена. Командой скульпторов руководил народный художник МНР Н. Жамба. По случаю освящения были проведены служение Калачакры и народное празднество Надом.

Статуя выполнена иначе, нежели стандартная четырёхрукая форма Авалокитешвары, используемая в тибетском буддизме. Различия заключаются в позе (тибетцами изображается сидящим) и в атрибутах, удерживаемых в руках: у монгольской формы отсутствует лотос (падма), однако присутствует зеркало (монг. толь). Встречаются и изображения-танка с аналогичной иконографией.

Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии сусального золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганджура и Данджура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы с голов всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

В октябре 1996, почти после пяти лет работы, новая статуя по имени Migjid Janraisig (что означает ‘Богиня, Который Смотрит в Каждом Руководстве’) была наконец освящена Далай-ламой. Новая статуя имеет также высоту двадцать пять метров. На изготовление статуи ушло 20 тонн чистой меди с месторождения Эрденет. Статую позолотили на средства поступившие из Непала и Японии. Укрыли золотой парчой на которую ушло более 500 метров шелка. Статуя содержит драгоценные камни, 27 тонн лекарственных трав, 334 сутры, два миллиона связок молитв.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

С правой стороны храма почитания Янрайсига, стоит маленький храм, посвященный Kalachakra, гневному Буддистскому божеству.

ДАЦАН ДЭЧЕНГАЛПА (ХРАМ КАЛАЧАКРЫ)

Калачакра (санскр. букв. «Колесо времени»: кала — время, чакра — колесо, круг) — название одной из пяти систем, включенных в Ануттара-йога-тантру.

Первоначально храм располагался в центре Улан-Батора. Этот дацан был восстановлен в монастыре Гандан в 1992 году. В центре храма расположен портрет Богдо Хана.

Строительство этого Дацана было начато в 1800 после того как четвертый Джэбцзун Дамба-хутухта (Богдо Хан) посетил тибетский монастырь Барууна Зууа Калачакру и получили посвящение в Тантру Калачакры, выполненную Лхохом Джалсрэйом Джегином. Лубсан Тубдэн Ванчуг (четверый Богдо Хан) открыл Дацан в 1801 году, и он функционировал до его закрытия в 1937 году.

Когда Его Святость, Далай-лама выполнил обряд Калачакры в Варанаси в Индии в 1990, он объявил, что следующая обряд посвящения Калачакры будет происходить в Монголии в Монастыре Гандантеченлинг. Монголы немедленно начали приготовления и начали реконструкцию Дацан Дечен Галбы. Перед проведением ритуала в 1995 году, Тибетские преподаватели посетили Улан-Батор, чтобы проинструктировать монгольских лам, как создавать песочную мандалу. Летом того же года Далай-лама посетил Монголию и выполнил ритуал посвящения Калачакры. С этого времени, каждую весну в Дацане проходит буддийский ритуал посвящения Калачакры.

С точки зрения буддистов, посвящение Калачакры — церемония, исполненная глубокого смысла, которая собирает и объединяет людей всех наций, имеющих различные корни, в одной миротворческой духовной деятельности. Обряд приносит гармонию и очищение людям, пространству и всему живому. Считается, что посвящение Калачакры является щитом от стихийных бедствий и катастроф. Жители Монголии, к примеру, уверены, что после проведения в 1995 году этой церемонии в их стране наладилась экономика.
Основной деталью посвящения Калачакры является создание мандалы — буддистской модели Вселенной, обители всех просветленных существ, которая сооружается из песка. Кульминацией обряда является разрушение мандалы.
Калачакра переводится с тибетского как «круговорот времени». В буддийской философии система Калачакры представляет 3 таких круговорота: внешний, внутренний и изменяющий. Внешний и внутренний круговороты составляют сансару — неконтролируемый процесс, наполненный проблемами и трудностями. Изменяющий круговорот служит путем освобождения от первых двух. Процесс освобождения от времени предполагает избавление от заблуждений и инстинктов, а также кармы (судьбы), отдающей человека во власть времени.
Построение песочной мандалы Калачакры пройдет в сюме (храме) Далай-ламы в Элисте, затем состоится цикл буддийских лекций посвящения.
Мандала — это удивительное по красоте и гармонии произведение буддийского искусства, составляемое по строгим канонам из мелко толченого мрамора, окрашенного в традиционные цвета. Мандала — трехмерное графическое изображение дворца того или иного просветленного божества, тантрического учения, передающее его суть на языке символов, понятных современникам Будды Шакьямуни.
Мандала просветленного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять как экспонат, главное назначение мандалы — служить основой для медитационной практики. Посвящение Калачакры завершится созерцанием мандалы, а затем ее разрушением. Разрушение мандалы является особым ритуалом, смысл которого — подчеркнуть один из важнейших постулатов буддизма — идею о непостоянстве всего сущего.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

С левой стороны, перед храмом почитания Янрайсига, расположен субурган с молельными барабанами.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Слева от входа храма почитания Янрайсига построено современное здание духовной академии, действующей при монастыре с 1970 г. В её библиотеке насчитывается свыше 50 тысяч книг и рукописей. Сейчас это главный центр буддизма Монголии.

МОНГОЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ БУДДИЗАМ (БУДДИЙСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ)

С 1970 при монастыре Гандантекчинлинг (Гандан) действует Высшая ламская школа (Буддийская духовная академия), готовящая кадры буддийского духовенства для Монголии и России.Университет комбинирует современное образование с традиционными обучающими методами. Четырехлетние программы Степени бакалавра предлагаются и в настоящее время есть два отдела: Отдел Внутренних Наук, который включает майоров в Буддистскую Философию и Пение; Отдел Общепринятой истины, которая включает Жителя Тибета, Санскритских и английских языковых майоров так же как Традиционную Медицину и основы астрологии.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Войдя, через главный вход в комплекс, справа вы увидите Храм Важрадхара и несколько других храмов, объединенные под одной оградой, с площадью в центре.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Перед главным входом в комплекс установлены молитвенные барабаны. Как правило осмотр монастыря начинается с этого места.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

На этой площади постоянно кормят голубей, дети за небольшую плату продают тут же овес для голубей. Власти города постоянно ведут борьбу с голубямив монастыре. Туристам из азии не нравятся эти птицы, постоянно «загрязняющие» памятники истории и архитектуры.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Храм Важрадхара находится прямо напротив входа на площадь. Храм Важрадхара, построенный в 1840 г. На главном алтаре храма установлена статуя Важрадхара, Будды по тантрической практике, сделанная еще в 1683 г. В этом храме ежедневно проходит служба.

ХРАМ ВАЖДРАХАРА /1840/

Это первый каменный храм монастыря Гандан. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важдра, созданная великим Заназабаром в 1683 году. Внутри данного храма производить фотосъемку запрещено. Ежедневно в храме проводится служба.

ВАДЖРАСАТТВА (санскр. — дословно “алмазное существо”, или “имеющий сущность ваджры”) – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд, вместе взятых. Ваджрасаттва обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

Справа от него — храм Деданповран. Между храмами Важрадхара и Деданповран находится Храм Гандан (с желтой крышей). Здесь всегда много отдыхающих. С левой стороны от храма Важрадхар вы увидите еще один храм с расположенными в нем молитвенными барабанами. На каменистом дворе, перед храмами, расположены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски.

ХРАМ ГАНДАНТЭГЧЕНЛИНГ /1938/

По левой стене храма расположены 108 томов Ганжура, сочиненного в 14-ом столетии и выполненными монгольскими мастерами золотыми чернилами на черной бумаге.

В центральной витрине в задней части — большая статуя Будды, сделанная монгольскими ламами в 1956 праздновать 2500 годовщину ухода Будды в Нирвану.

В другой стороне — автопортрет Заназабара, сделанный в 1680-ых годах по просьбе своей матери. Портрет окружен маленькими статуями семи последующих Джебзундамбов.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ДЭДАНПРОВРАН (DEDANPOVRAN)

Этот храм построен в начале 1900 года из земли и кирпича. В 1904 году в данном храме 2 года жил 13-ый Далай-лама (Тхубдан Джамцхо, 1876-1933), во время вторжения англичан в Тибет. В числе своих учителей 13-ый Далай-лама называл бурята Агвана Доржиева. Находясь в Монголии, 13-ый Далай-лама познакомился с Ф. И. Щербатским и русским географом и путешественником П. К. Козловым, проявлял интерес к России и перспективам политических и экономических контактов с нею, принимал у себя в Лхасе русское посольство во главе с А. Доржиевым, оказал материальное и моральное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

БИБЛИОТЕКА

В этом здании первоначально были помещены мощи монгольских Лам. После повторного открытия монастыря Гандан, это здание стало библиотекой. Библиотека содержит приблизительно один миллион сутр на монгольском, Тибетском и Санскритском языках. В библиотеки также хранятся некоторые хирургические инструменты 16-ого столетия.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ДАЦАН ИДГАЧОИНЗЕНЛИНГ (IDGACHOINZENLING DATSAN)

Этот Дацан был установлен восьмым Джэбцзун Дамба-хутухта. Его методы были основаны на работах Тибетского ученого Сера Джебзунпра. Дацан был разрушен в 1938. Затем был восстановлен последователями этой школы Цырей демчингом и Найданом и он повторно открылся в 1990 году. В 2004 году храм повторно реставрировался.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ДАЦАН ТАШЧОИМПХЭЛ

Дацан Ташчоимпхэл (Дашчоимпхэл) был установлен вторым Джэбцзун Дамба-хутухта в 1756, но был разрушен в 1938. Дацан начали восстанавливать в 1990 году, и храм был закончен в 1994 году.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ДАЦАН ГУНГАЧОИЛИНГ

Дацан Гунгачоилинг (Гунгаачойлин дацанг) был установлен четвертым Джэбцзун Дамба-хутухта (Лубсан Тубдэн Ванчуг, р. 1775), в 1809 и следовал за работами Тибетского ученого Панкэна Сонамдагвы для обучения и практики. Дацан начали восстанавливать в 1990 году и повторно открыли его в 2001 году.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

БАДАМ ЙОГА ДАЦАН

Дацан был построен в 1745 году Вторым Богдо Гэгэном (Второй Джебдзун-дамба-хутухта (1724 — 1758)) — Лубсан Дамби Донми, сын Тушэту-хана Дондубдорджи. Закрыт в 1938 году. Повторно открыт в 2002 и теперь расположен в Храме Гэсэр, к востоку от Гандана.

КОЛЛЕДЖ ТРАДИЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ И АСТРОЛОГИИ

В колледже ведут прием астрологи, которые занимаются предсказанием судеб, блгоприятных и неблагоприятных дней. Доктора восточной медицины проводят диагностику и лечение пациентов.

ДАЦАН ДЖУД

Дацан Ждуд (тантрический) был построен в 1739 году Вторым Богдо Гэгэном (Второй Джебдзун-дамба-хутухта (1724 — 1758)) — Лубсан Дамби Донми, сын Тушэту-хана Дондубдорджи. Деятельность Дацана была прекращена в 1938 году в связи с закрытием монастыря. 50 лет спустя в 1998, Дацан Джуд восстановил свои функции и теперь в нем оказываются Тантрические услуги и производится ритуальное пение.

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ЖАНРАЙСИГ ДАЦАН

Фотография. Гандан. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор.

ИНТЕРЕСНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
  • Обучают ли в монастыре будущих астрологов?
    Издревле в духовных семинариях монгольских буддийских монастырей обучались будущие астрологи. Для обучения необходимо более десяти лет. И только после этого человек, сумевший сдать экзамены на звание зэрэмбэ, мог стать астрологом. В монастыре Гандан (Гандантекчинлинг) были старые астрологи, у которых во второй половине прошлого столетия обучались ставшие сегодня известными астрологами доктор, профессор Л.Тэрбиш, хамба лама астрологического дацана Г.Гончигсурэн и другие. После 1990-х годов при монастыре в духовной семинарии стали готовить астрологов. Они придерживаются астрологии Тугс буянт.
  • Осенью 2009 года при монастыре Гандантегчилен открылся детский сад, — его воспитанники будут в первую очередь изучать основную религию Монголию и национальные традиции. Новый детский сад «Асралт» учрежден центром буддизма Монголии, монастырем Гандантэгчилэн совместно с Монголо-корейским буддийским обществом «Наша Планета». В новое дошкольное учреждение пойдут 80 детей. Воспитанников будут обучать основам буддизма и национальным традициям.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
  • Буддизм в Монголии.
  • Буддийский монастырь и его атрибуты.
  • Список буддийских монастырей Монголии (упоминаемых в текстах на сайте). New!!!
  • Религиозные танцевальные маски Цам.
  • Музей Чойжин Лама.
  • Дворец Богдо Хана
СТРАНИЦЫ ФОТОАЛЬБОМА. МОНАСТЫРЬ ГАНДАН. УЛАН-БАТОР
  • Другие фотографии монастыря Гандан. Улан-Батор. Монголия. (52 фото)
  • Улан-Батор. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан).Съемка с гексакоптера Yuneec Typhoon H (24 фото, 2017 год)

Фотография. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор. Монголия.

Фотография. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор. Монголия.

Фотография. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор. Монголия.

Фотография. Буддийский монастырь Гандантекчинлинг (Гандан). Улан-Батор. Монголия.

История

В 1809 году из монастыря Богдо-гэгэнов выделилась специальная школа для изучения цанида. Она была названа «Гандан», в честь одноимённого лхасского монастыря Гаден. Первое деревянное здание для нового монастыря заложено в Их-Хурэ в 1835 году по указанию Богдо-гэгэна V, желавшего перенести туда свою резиденцию, отдалившись от китайского торгового квартала столицы. В 1840—1841 годах было построено первое каменное здание.

В начале XX века на территории монастыря, ставшего важнейшим центром буддийского образования в Монголии, проживало около 14 тыс. монахов. В 1938 году, в годы инициированных Чойбалсаном репрессий в отношении буддийского духовенства, монастырь был закрыт. Однако в 1944 году Гандан по просьбам верующих был вновь открыт, и, под руководством настоятеля габджу Эрдэнипэла, стал единственным официально действующим в социалистической Монголии буддийским монастырём. Этот статус сохранялся до 1990 года, когда после реставрационных работ открылись два действующих храма — Соборный (монг. Цокчин) и Дзу.

C 1970 года при Гандантэгченлине действует Буддийский университет — крупнейшее учреждение религиозного образования в Монголии. Буддийское училище действует и в относящемся к монастырю дацане Бадма Ёга.

С 1993 года настоятелем монастыря является хамбо-лама Д. Чойжамц, который одновременно возглавляет Ассоциацию буддистов Монголии.

Дацан Гандан

Буддийский монастырь Гандан (Гандантекчинлинг) стоит в центре монгольской столицы Улан-Батора. Среди кварталов юрточной и одноэтажной застройки необычайно красивыми кажутся его ярко раскрашенные стены, крыши из разноцветной черепицы, фигуры страшных богов — стражей входа. Главные ворота храма по традиции обращены на юг. Во дворе находится статуя Будды и каменная ступа. На каменистом дворе разложены доски. Верующие сначала читают священные мантры, а потом падают ниц на эти доски. И этот обряд повторяют по нескольку раз. Во дворе помещены также молитвенные цилиндры, внутри которых лежат записи молитв. Цилиндры снабжены ручками, с помощью которых верующие вращают их справа налево, по направлению движения солнца. Один поворот равносилен прочтению тех молитв, записи которых находятся внутри.
На территорию храма Вы попадаете через главный (южный) вход. В конце главной дорожки — великолепный белый храм , главная достопримечательность монастыря. Это здание — храм почитания Янрайсига (Мэгджид-Джанрайсэг или по- тибетски Ченресига, бога сострадания — символ независимости для монголов. Внутри него находится самая высокая золотая статуя Будды. Его мощное, побеленное, трапециевидной формы, здание с окнами-бойницами, с крупными золотыми бляшками орнамента толь, благородно выделяющимися на коричневом карнизе, с легким шатром крыши, которую высоко в небе венчает, как положено, золоченый ганжир, запоминается как символ старого Улан-Батора.

В харме находится статуя Авалокитешвары. Высота статуи — 26 м; выполнена из меди, инкрустирована 2286 драгоценными камнями, в том числе 186 найденными в самой Монголии, и покрыта 8,6 кг добытого в Монголии сусального золота. По центру полости статуи установлен одиннадцатиметровый ствол лиственницы, срубленной на заповедной горе Богд-Хан-Уул. В лотосе-постаменте установлена пятистенная юрта из Булганского аймака, доспехи, лекарственные травы, драгоценности и другие дары монгольских верующих, полное собрание Ганджура и Данджура, присланное Далай-ламой XIV, сочинения Цонкапы, подарки других известных лам, например настоятеля Амарбаясгаланта Гуру-Дэва Ринпоче, а также волосы с голов всех перерождений Далай-лам и резной лик Таранатхи, подаренный Далай-ламой XIII в 1905 году и помещённый в голову статуи.

ХРАМ ГАНДАНТЭГЧЕНЛИНГ

По левой стене храма расположены 108 томов Ганжура, сочиненного в 14-ом столетии и выполненными монгольскими мастерами золотыми чернилами на черной бумаге. В центральной витрине в задней части — большая статуя Будды, сделанная монгольскими ламами в 1956 праздновать 2500 годовщину ухода Будды в Нирвану. В другой стороне — автопортрет Заназабара, сделанный в 1680-ых годах по просьбе своей матери. Портрет окружен маленькими статуями семи последующих Джебзундамбов.

ХРАМ ВАЖДРАХАРА

Это первый каменный храм монастыря Гандан. Главный алтарь в этом храме — статуя Тары Важдра, созданная великим Заназабаром в 1683 году. Внутри данного храма производить фотосъемку запрещено. Ежедневно в храме проводится служба. ВАДЖРАСАТТВА (санскр. — дословно “алмазное существо”, или “имеющий сущность ваджры”) – один из будд в мифологии ваджраяны, олицетворение принципа очищения; В. считают первой и осн. эманацией Адибудды. Он также олицетворение всех 5 дхьяни-будд, вместе взятых. Ваджрасаттва обычно изображается в традиционной позе будд, с ваджрой в правой руке и колокольчиком — в левой.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *