История

Шаолиньский монастырь расположен на горе Суншань. Обитель основал в конце 5 века индийский монах Бато, но настоящим родоначальником считают другого буддиста, который появился на территории спустя 30 лет. Дамо попал в горную крепость и предложил совершенно новый способ медитации и использования внутренних энергетических ресурсов человека.

Факт. О Шаолине узнали только спустя два века. Когда вспыхнули народные восстания, император попросил убежища в китайской святыне. По легенде, для его защиты потребовались лишь 13 монахов. Они справились с целым отрядом мятежников.

После возвращения власти император присвоил Шаолиню особый статус. Он стал считаться первым монастырем Поднебесной и получил во владение земли, а монахи – некоторые привилегии.

Настоящего рассвета боевые искусства достигли в 14 – 17 веках. В течение этого времени храм поддерживал хорошие отношения с правящей династией. Развивались духовные практики, монахи смогли изучить единоборства так, как никто ранее.

Значимыми датами для школы боевых искусств стали следующие:

  • 1644 г. – свержение династии Мин. Править начали члены семьи Цинь, которые опасались влияния монахов Шаолиня, и уничтожили святыню. Монастырь позднее был восстановлен;
  • 1928 г. – атака армии на храм и устроенный воинством пожар, не утихающий в течение полутора месяцев. В огне были уничтожены реликвии, редкие книги. Здание восстановили спустя 50 лет;
  • 1982 г. – премьера фильма «Храм Шаолиня». После его выхода школу боевых искусств заполнили туристы, начали появляться новые послушники.

Основатель

Родоначальником монастыря Шаолинь в Китае стал буддистский монах Дамо. В горах провинции Хэнань он нашел крепость. Ученые уверены, что он выбрал это место, поскольку на карте оно напоминает цветок лотоса. В буддизме с ним связано многое.

На горе затворник провел 9 лет. Согласно легенде, все это время он медитировал у большого камня и обдумывал методы укрепления духовных сил человека. Дамо разработал физические упражнения, которые стали основой нового боевого учения.

Факт. Сначала шаолиньские монахи использовали практики для укрепления здоровья, но вскоре поняли, что растет и физическая сила. Со временем гимнастика превратилась в полноценный вид единоборств – шаолиньское ушу.

Что собой представляет место?

По легенде, существовали два Шаолиня – северный и южный. В 20 веке исследователи выяснили, что на юге не было дублирующего монастыря, поэтому единственным является только северный.


Современная святыня – это место, открытое для туристов. Здесь можно сделать фото, пройти обучение или пообщаться с послушниками. Официальные сведения говорят о том, что на территории храма живут около 100 монахов, достигших настоящего просветления, но к посетителям они не выходят.

Факт. Туристов развлекают ученики, которые устраивают показные бои, демонстрируют основные движения и рассказывают о том, как проходят будни в Шаолине. Монахи же медитируют и совершенствуют боевые навыки.

Те, кто прошел полный курс обучения (он длится 6 лет и дольше), получают необыкновенные способности. Они умеют сгибать железные предметы, крошить в пыль камни, совершать немыслимые пируэты в бою, практически нарушая законы физики, воздействовать на болевые точки противника. Один монах способен расправиться с десятком тренированных бойцов.

Тренировки послушников изнурительны. Их день расписан по минутам:

  • подъем в 5 часов утра, затем следует коллективная медитация, длящаяся 2 часа. Все это время за учениками наблюдают старейшины. Того, кто задремал, накажут, ударив палкой;
  • следующий этап – физические упражнения. Послушники выполняют растяжку, чтобы добиться гибкости;
  • далее монахи следуют в монастырь, где слушают проповеди духовных наставников;
  • после этого вновь начинаются тренировки, но уже на развитие силы. Упражнения призваны повысить выносливость;
  • после изнурительных занятий оттачивают боевые навыки. Ученики изучают разные стили боя. На то, чтобы освоить каждый из них, уходит до 3 лет;
  • по завершении тренировок наступает время пищи. После обеда послушники могут в течение часа заниматься личными делами;
  • затем приступают к отработке полученных навыков в тренировочных боях со старейшинами;
  • в 7 часов все ужинают, затемо могут отдыхать или медитировать.

Факт. Туристы могут наблюдать за тренировками и даже пообщаться с учениками, но не должны мешать. Если вы хотите увидеть, как медитируют настоящие монахи, потребуется получить особое разрешение.

Территория Шаолиня – это не только монастырь, но и целый храмовый комплекс. Посетители обычно осматривают пагоду, где хоронили последователей буддизма, статуи Будды, знакомятся с классической восточной архитектурой, сохранившимися артефактами. Нельзя делать фото без разрешения сопровождающего.

Как попасть на обучение?

Монастырь сегодня – это школа боевых искусств, которая существует уже полторы тысячи лет. Здесь изучают единоборства и узнают, как использовать внутренние резервы организма для достижения полной гармонии с миром. Тем, кто хочет почувствовать себя послушником, доступны туристические программы.

Несколько специализированных центров в Китае сотрудничают с учителями Шаолиня. Чтобы попасть в монастырь, необходимо обратиться в один из них. Для туристов предназначены групповые посещения. Во время поездки доступны следующие услуги:

  • осмотр достопримечательностей;
  • участие в медитации с послушниками;
  • совместные тренировки.

На территории Шаолиня существуют несколько десятков учреждений, преподающих боевые искусства. Сюда можно попасть, заплатив определенную сумму монастырю.

Факт. Стоимость обучения составляет около 1 тыс. долларов ежегодно. Время, которое требуется для прохождения стандартного курса – 3 года, но иногда период освоения навыков затягивается на 10 лет. В школу принимают с 4 лет.

Название

Название монастыря — Шаолинь (少林) означает «Лес на горе Шаоши». Шаоши (少室) — это один из семи пиков священной горы Суншань, на котором и стоит монастырь Шаолинь. Шаолинем монастырь назвали потому, что он расположен в глубине горы Суншань, спрятан среди лесов. Кроме него, в Китае существует ещё несколько буддийских монастырей под названием Шаолинь, поэтому этот монастырь иногда называют с уточнением: «Суншаньский Шаолинь» (по горе) или «Дэнфэнский Шаолинь» (по городу).

Династия Северная Вэй

Монастырь Шаолинь был основан при династии Северная Вэй на девятнадцатом году правления под девизом Тайхэ (495 год н. э.) императором Сяовэнь-ди для размещения прибывшего ко двору индийского монаха Бато (Буддабхадры). Буддабхадра читал проповеди при императорском дворе, императору они пришлись по нраву, и он покровительствовал монаху. Построить монастырь было решено недалеко от столицы, на северном склоне вершины Шаошишань священной горы Суншань. В 506 году в Шаолинь последовательно прибыли два индийских монаха — Ленамоти и Путилючжи, и занимались здесь переводом канонических буддистских книг, для чего было построено специальное здание. Немногим позже в Шаолине работал монах Хуэй Гуан, который развивал традиции индийской школы Дхармагуптаки.

Статуя Бодхидхармы

В третий год девиза Сяочан императора Северной Вэй Сяомин-ди (527 г. н. э.) В Шаолинь прибыл монах Путидамо (菩提达摩, Бодхидхарма), 28-й патриарх буддизма. Это круто изменило историю монастыря. Бодхидхарма поселился в пещере на склоне горы рядом с монастырём, по легенде, он провёл девять лет, созерцая стену пещеры, после чего обрёл просветление, и разработал Чань-буддизм, став его первым патриархом. В третьем году девиза Тяньпин императора Восточной Вэй Сяоцзин-ди (536 г. н. э.) Бодхидхарма передал учение Хуэйкэ, который стал вторым патриархом Чань-буддизма. С тех пор Шаолинь стал центром Чань-буддизма.

Император У-ди династии Северная Чжоу в 574 году запретил буддизм, монастырь Шаолинь был разгромлен, а монахи подвергнуты гонениям. При императоре Цзин-ди Северной Чжоу Шаолинь в 580 году был восстановлен.

Династии Суй и Тан

Вэнь-ди, первый император династии Суй, покровительствовал буддизму. Он пожаловал монастырю Шаолинь сто цинов земли (666,7 га). Шаолинь стал крупным и богатым монастырём.

Ворота монастыря Шаолинь

В начале правления династии Тан, когда ещё шла гражданская война, произошло ещё одно важное для монастыря событие. В 620 году 13 шаолиньских монахов спасли наследника престола Ли Шиминя, разбили один из отрядов повстанцев и пленили его предводителя — Ван Шичуна. В 627 году Ли Шиминь вступил на трон под именем Тай-цзун, и отблагодарил монастырь — даровал различные привилегии, пожаловал земельным наделом и дозволил Шаолиню содержать монашеское войско в 500 человек. Шаолинь стал всенародно известен и получил прозвище «Первый монастырь в Поднебесной».

При династиях Тан и Сун монастырь Шаолинь владел 14 000 му (980 га) земли, сам монастырь занимал 540 му (58 га), в нём было около 5 тыс. строений и 2 тыс. буддийских монахов. Школа Чань-буддизма, основанная Бодхидхармой, при династии Тан расцвела и распространилась, став самой большой школой буддизма в Китае.

Династии Юань и Мин

План монастыря Шаолинь

В начале династии Юань монастырь Шаолинь был очень богатым, были построены колокольная и барабанная башни, перестроены и обновлены коридоры, склады и кухня.

В царствование императора династии Мин Цзяцзина побережье Китая страдало от набегов японских пиратов Вокоу. Монахи Шаолиня успешно помогали защитить население от набегов, за что императорский двор подтвердил льготы и привилегии монастыря. В период династии Мин монашеское войско как минимум шесть раз призывалось на службу, участвовали в военных действиях, совершали подвиги. В честь побед монахов императоры Мин ставили в Шаолине стелы, и финансировали строительство в монастыре.

Император Канси династии Цин в 1704 году собственноручно написал для монастыря Шаолинь парные надписи: для Зала Небесного Владыки, главных ворот монастыря, Зала Махавира и других строений. Император Юнчжэн в 1735 лично утвердил план реконструкции монастыря. Был перестроен Зал Тысячи Будд, на строительные работы из казны было потрачено 9 тысяч лянов серебра. Император Цяньлун также делал пожертвования для монастыря и писал таблички.

Китайская республика

После Синьхайской революции и установления республики Шаолинь сильно пострадал в гражданской войне. Сразу после революции и начавшейся анархии монахи вместе с интеллигенцией и народом уезда Дэнфэн начали формировать отряды самообороны. Руководили приготовлениями монахи Юнь Сун и Хэн Линь. В 1920 году ополчение Дэнфэна выиграло около десятка битв против бандитов, обеспечив безопасность окружающим монастырь деревням.

Весной 1928 года генерал Фань Чжунсю захватил уезды Гун и Яньши, соседние с Дэнфэном, его войска окружили Дэнфэн, в монастыре Шаолинь разместился штаб армии. Войска Ши Юсаня, подчинённого Фэн Юйсяна, 15 марта 1928 года, борясь с Фань Чжунсю, подожгли монастырь. Сгорело большинство строений, в огне погибло множество свитков с буддийскими канонами и трудами по боевым искусствам.

Когда в 1931 году Япония начала агрессию в Маньчжурии, а в Китае начали усиливаться патриотические и воинственные настроения. На их волне в Нанкине был открыт Центральный научно-исследовательский институт У-шу.

КНР

Во время Культурной революции монахи Шаолиня подверглись гонениям, их расстригали из монашества, буддийские статуи разбивались, сокровища разграблены. Когда в 1976 году революция закончилась, Шаолинь был восстановлен и отремонтирован. В 1980-хх годах правительство КНР начало проводить Новую религиозную политику. Шаолинь был внесён в список охраняемых памятников, а рукописи павильона Канона Трипитаки причислены к особо охраняемым письменным памятникам древности. Начали активно изучаться шаолиньские книги по боевым искусствам и медицине.

В декабре 1996 года кумирня основателя и лес пагод были внесены в список охраняемых памятников материального искусства. В 1997 году монастырь был зарегистрирован как юридическое лицо, в этом же году он был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

masterok

Когда началась эпоха «видеосалонов» мой первый фильм там был «Шаолинь: претенденты на смерть». Сказать, что это оставило во мне неизгладимый след — это ничего не сказать.
Это уже потом я узнал, что за всю древнюю историю Китая, монастырей с названием Шаолинь насчитывалось около десяти. Но уцелел лишь один – прародитель. Это северный монастырь Суньшань.
Монастырь Шаолинь основан в 495 году н.э. индийским монахом – Бодхидхармой, или по другому его называли Дамо. Название монастыря произошло от его географического местоположения. Дословно переводится – «Монастырь в лесу, на горе Шао».
Так были ли там знаменитые и легендарные боевые монахи?

Монастырь был основан еще в 495 году, но лишь в 530 обрел свой путь. Дело в том, что именно в этом году в Шаолинь прибыл первый патриарх чань-буддизма, Бодхидхарма (Дамо). Он научил местных монахов новому методу совершенствования и в корне изменил сложившуюся буддистскую традицию. Теперь монахи практиковали медитацию путем развития боевых навыков.
Дамо был родом из Индии и пришел для того, чтобы обучить местных монахов своему учению. И он пришел не на пустошь, а в монастырь, еще построенный в начале III века даосскими монахами. Этот монастырь был крепостью на горе Суньшань. Учение стало называться «Чань» — которое основано на созерцании мира и медитации.
Дамо учил: «каждый человек является потенциальным Буддой, необходимо лишь его пробудить в себе». Дамо сделал все возможное, чтобы распространить свое учение Чань, и чтобы все пришли к Будде.
Перед тем как Бодхидхарма передал свое учение монахам, он просидел 9 лет в пещере, размышляя и философствуя над проблемами мироздания и бытия. Тогда солнечный яркий свет выжег на стене пещеры его облик за проведенные 9 лет медитации. За это монахи прониклись уважением и почтением к силе его духа. И тогда приняли его учение как истину.
Эта пещера, где медитировал Дамо является одной из главной святынь Шаолиня. Все буддисты мира считают это место идеальным для медитации.
Причиной занятий монахов искусством рукопашного боя стала необходимость физического выживания в условиях суровой горной природы, угрозы нападения диких зверей, и, кроме того, княжеских междоусобиц. Монастырь Шаолинь расположен в глубине горной гряды Суншань, что обусловило суровые условия быта монахов. Все это требовало от них крепкого здоровья, неприхотливости в повседневной монастырской жизни и умения защитите себя. Поэтому физическая тренировка посредством занятий боевыми искусствами стала для них необходимостью. Владение приёмами боя позволяло защитить себя и от хищников.

В течение полутора тысяч лет существования монастыря в нем создавались, отбирались и передавались новым поколениям уникальные формы ушу, отличные от других школ и направлений. Фундаментальные основы шаолиньского стиля сформировались уже к концу правления династии Суй (581-618 гг.) — началу царствования династии Тан (618-907 гг.).
Монахи ШаолиняЭпоха Суй — время расширения владений Шаолиня. Так как постройки монастыря и его земли раскинулись в предгорьях гряды Суншань, где находили прибежище вооружённые шайки, промышлявшие грабежом, монастырь вынужден был создать для самообороны собственный небольшой военизированный отряд. Характер действий защитников монастыря был предопределен условиями его существования: акцент делался не на крупномасштабные операции вооруженных отрядов, а на мастерство и отвагу отдельных монахов-бойцов.
Со временем практика монашеского ушу приобретала все более глубокий характер, и на рубеже эпох Суй и Тан монахи Шаолиня прославились своим боевым искусством по всей стране.
После прихода к власти династии Суй император Вэнь-ди (правил в 581-605 гг.), чрезвычайно почитавший буддизм, пожаловал монастырю 100 циней (около 667 гектаров) земли. С тех пор Шаолиньский монастырь стал крупным поместьем, а монахи превратились в землевладельцев. В конце царствования династии Суй в охране произошли массовые беспорядки, войны вспыхивали одна за другой, случилась засуха и неурожай. В таких условиях монастырь Шаолинь, имевший обширные земельные угодья, стал объектом нападения повстанческой армии, состоявшей из голодных крестьян. Отряды восставших подступили к монастырю и сожгли его. От построек уцелела только одна пагода. После этих событий монахи, занимавшиеся ушу, организовали вооруженный отряд для обороны от грабителей. Впоследствии монахи-бойцы не только успешно защитили свою территорию, но и оказали помощь императорскому двору. Широкую известность получила история о том, как тринадцать монахов Шаолиня помогли танскому императору подавить мятеж.
За эту помощь монарх даровал монастырю высочайшее соизволение содержать войско монахов: так Шаолинь и стал первым во всей стране центром боевых искусств.

В 13 веке Шаолиньский монастырь возглавил настоятель Фуюй. Это был монах – реформатор, сделавший очень многое для всего китайского буддизма. Фуюй считал, что слишком много монахов уходит из монастыря. При этом, возвращаясь в мир, они рассказывали о себе, как о каких-то шаолиньских супергероях, не стесняясь приукрасить свои подвиги и выдумывали различные небылицы.
Тогда настоятель собрал всех монахов высшего посвящения на совет в монастыре, где было решено создать и ввести в практику обучения монахов специальный экзамен. Этим экзаменом стал особый комплекс, представлявший из себя всю шаолиньскую технику.
36 ступеней Шаолиня
Этот комплекс был разделен на 36 этапов и назывался 36 залов. После каждого этапаМонахи храма Шаолинь ученик должен был сдавать экзамен.
В первых залах изучались боевые стойки и передвижения.
Во вторых залах – удары руками.
В третьих – ногами.
На следующих этапах монах совершенствовался как боец со всеми видами холодного оружия.
Покинуть монастырь стало почти невозможным. Для этого нужно было пройти 13 застав – особых преград на пути, для тех, кто пожелает уйти из монастыря. Каждая застава охранялась опытными монахами – профессиональными бойцами Шаолинь.
Монахи пожелавшие покинуть монастырь должны были помериться силами со стражами и дойти до центральных ворот. Они назывались горные врата. Правила гласили – тем, кому не удастся дойти до них с первого раза – навсегда останутся в монастыре. Поэтому желающих покинуть монастырь убавилось во много раз. А кому удавалось это сделать, были настоящие монахи Шаолинь, за которых не было бы стыдно.

Когда началось правление монголов, настоятель Фуюй открыл 5 филиалов главного монастыря Шаолинь. В эти филиалы посылались специальные монахи не только для проповедей учения Дамо, но и для обучения шаолиньскому ушу. Монахам нельзя было носит холодное оружие, а вот посох, не считался холодным оружием и всегда был под рукой.
Посох — главное оружие монаха Шаолинь. Фуюй ввел специальный комплекс занятий с посохом. Сам настоятель мог одним взмахом своего посоха свалить более 3 воинов, сильных и вооруженных мечами.
Исторические хроники повествуют, что монахи шаолинь неоднократно помогали правителям Китая в борьбе с разбойниками и пиратами. В 14 веке, в начале правления династии Минь, на приморской границе Китая регулярно совершали грабежи и набеги японские пираты, различные разбойники.
В 1553 году в борьбе с набегами приказано было возглавить войско одному из наиболее талантливых полководцев того времени Цинь Цигуа. Тогда он начинает собирать самых известных бойцов по всему Китаю.
Полководец, хорошо зная отношение народа к шаолиньским монахам, решает обратиться за помощью в монастырь. Наставники монашеского воинства выявили свое согласие. Был собран отряд монахов, который возглавил молодой боец по имени Ень Гунь, чье имя обозначало «свет месяца в небесной пустоте».
Но историки затрудняются в численности этого войска. Одни говорят, что монахов было более тридцати человек, другие, что более ста. Логически предположить, что каждый из тридцати монахов возглавлял и обучал свой отряд бойцов.
Эта путаница состояла в том, что каждый объявлял себя монахом храма Шаолинь, если более и менее, обладал боевым искусством и каким-либо оружием.

Монашеское воинство, вооруженное одними лишь посохами, длиною более 2 метров и весом 15 кг. было сформировано и готово. Владение таким оружием говорило о не дюжей силе монахов. Миф о том, что буддистский монах был человеком маломощным, занимавшимся в основном духовными поисками был полностью развеян после этих вылазок против пиратов.
Все увидели, что монахи в сражении превосходили даже профессиональных тренированных лучших воинов, собранных со всего Китая. Шаолиньские монахи, сохраняя полное спокойствие и даже не меняясь в лице вступали в бой сразу с несколькими противниками и выигрывали, пытаясь все таки оставить большинство в живых, о чем говорит их слава о справедливости и добродетели.
Противник и союзник были шокированы, когда монахи использовали неизвестными и непонятные боевые приемы, которых ни кто не знал и не понимал. А самое страшное для всех, что монахи не боялись ни боли, ни страшились и смерти.
По историческим данным монахи участвовали в более 100 сражениях с японцами. Одна из легенд, основанная на фактах из летописи рассказывает, как в одном сражении 4 монаха сражались с целым отрядом японцев. Отряд насчитывал более сотни японцев.
Расцвет Шаолинь приходит на правление династии Минь. А это время 14-16 веков. При этом количество монахов бойцов росло, однако попасть в монастырь Шаолинь было не так просто.
Легенды Шаолиня гласят, что принимали только, тех, кто мог выдержать самые тяжелые испытания не только тела, но и духа.

Но к 1925 году в монастыре практически не осталось настоящих мастеров. А в 1928 году бесчинствующий военачальник Ши Юань так и вовсе поджег Шаолинь, уничтожив уникальные источники знаний. Огромной утерей стала гибель трактата великого Чжан Саньфэна, считавшегося единственным источником знания Тайцзицюань.
Восстановлением самобытной культуры Шаолиня намного позже занялся У Шанлинь, сын последнего мастера Цзи Цзиня. Три года он обучал монахов Шаолинь — все современные мастера легендарного монастыря ведут историю своих навыков именно от них.
Китаю дорого далось восстановление Шаолиня. После Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семеро монахов и лишь трое из них ранее изучали шаолиньские боевые искусства. Власти страны в принудительном порядке привлекли мастеров ушу со всей округи. Они-то и стали прародителями современной школы Шаолинь.
Боевое искусство монахов называется Шаолинь-Сы Цюань-Фа, или сокращенно Шаолинь-Цюань. Сюда входит не только рукопашный бой, но и уникальные способы владения оружием.
Постепенно монастырь занял знаковое место в массовой культуре. Шаолинь вырос, превратив весь регион в настоящую Мекку туризма. Сегодня вокруг него существует бесчисленное количество коммерческих школ боевых искусств, которые, по сути, являются всего лишь школами кунг-фу и ушу.

источники
http://kungfu-shaolin.ru/shaolin/history/nachalnyj-ehtap

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Наверняка до любого из нас неоднократно доносились отголоски рассказов о чудесах шаолиньского монастыря. Но где именно он находится и в чем его особенность – на эти вопросы сможет ответить не каждый.

Сегодняшняя статья раскроет секреты и поведает, какой непростой была история монастыря Шаолинь, как он выглядит сейчас, в чем его особенности и как попасть туда. Кроме того, мы попробуем прожить день по распорядку монаха. Начинаем наше путешествие!

Особенности монастыря

Исторический экскурс

Один день из жизни монаха

Заключение

Особенности монастыря

Переместимся в Китай, в провинцию Хэнань. На полуторакилометровой высоте громоздится горный хребет Суньшань. С давних времен это место обладало особой, почти магической силой, поэтому сюда съезжались люди с просьбами о здоровье, урожае, удаче и с исповедями.

Сейчас на западе хребта возвышается целый комплекс храмов. Это и есть известный шаолиньский монастырь, который славится многовековой традицией преподавания и практики боевого искусства.

Этимология названия предельно проста: «шао» восходит к горе под именем Шаоши, на которой находится храм, а «линь» в переводе – «лес». Вот и получается, что Шаолинь – «лесной монастырь горы Шаоши».

Удивительные способности монахов поражают воображение, слава об их силе и выносливости разлетается по всему миру. Они прекрасно умеют управлять своим телом и духом, иногда «ломая» все физические законы.

Им помогают беспрестанные тренировки, практики, самоконтроль и энергия Ци, в которой заключается секрет гармоничных отношений с природой и всем живым. Эта энергия помогает искусно освоить боевые техники и совершать невероятные трюки.

Это интересно! Знаменитая сага «Звездные войны» и ее джедаи имеют реальных прототипов – ими являются шаолиньские монахи. Именно их физической и духовной силой, подкрепленной энергией Ци, вдохновлялся Джордж Лукас – «отец» культовых фильмов о межгалактическом противостоянии.

Особую известность на Западе центр боевых искусств получил благодаря развитию кинематографа, а конкретнее – благодаря популярному фильму «Храм Шаолинь», который вышел в мировой прокат в 1982 г. Позже он «засветился» в некоторых сериалах, документальных фильмах, передачах для путешественников.

Сейчас каждый год в китайскую провинцию стекаются тысячи туристов, чтобы прикоснуться к азам бойцовского мастерства.

Исторический экскурс

Шаолинь является великим достоянием китайской империи, хотя его корни уходят в Индию благодаря своему основоположнику – кочующему буддистскому проповеднику Бхадре, или, как его еще называют, Бато. Из индийских земель он дошел до китайских в 464 году и обосновался на десятки лет.

Позже, в 495 году, заручившись помощью действовавшего императора, Бато обосновался на месте будущего монастыря, где впоследствии выросли здания храмов. Считается, что изначально он был научным центром, главным упором которого были переводы буддийских писаний на китайский. Тогда в храме осело несколько монахов хинаянского толка.

Легенда гласит, что всего за сто лет до основания Шаолиня здесь находился храм даосизма, который был вытеснен буддизмом.

Новой вехой в развитии монастыря стал VI век и приход чань-буддизма в лице проповедника Бодхидхармы (или Дамо). Именно в это время наметился новый вектор в обучении – особое место стало отводиться физическим упражнениям и освоению бойцовских практик.

Поддержку империи монастырь получил, когда в первой половине VII века тринадцать монахов оказали помощь императору Ли Шиминю при удержании власти. Такая тенденция продлилась несколько веков, и подтверждение тому – создание специального монашеского войска в X-XI веках.

В XIII столетии во главе монастыря встал Фуюй. Он многое сделал для того, чтобы монахи после окончания обучения не возвращались к мирской жизни, а продолжали практиковать, ввел специальные экзамены, создал пять филиалов центра, где началось обучение особому виду единоборств – ушу.

Это интересно! Монахам не разрешалось иметь при себе холодное оружие, поэтому главным их орудием стал посох.

XIV столетие и правящая тогда династия Мин сулили Шаолиню расцвет могущества. В стране бушевали пираты, грабители, и отряд из 2,5 тысяч монашеских бойцов охранял государство и императорские покои, что продлилось два века.

Пришедшее на смену семейство Цинь запрещало боевые искусства, откровенно побаиваясь мощи шаолиньского отряда. Однако практики и обучение продолжались, но уже втайне.

Переломный момент в истории настал в двадцатые годы прошлого столетия, когда к власти пришли так называемые «милитаристы». Всякий, имеющий военную мощь, становился самопровозглашенным хозяином местности, и происходила безостановочная борьба за территории. В 1928 году полем боя стал Шаолинь, в ходе противостояния разгорелся крупнейший пожар, и монахи вынуждены были бежать.

По некоторым источникам, пожар не прекращался на протяжении сорока дней.

Лишь в семидесятые годы доброволец из Японии, последователь учителя Дамо, при поддержке правительства разыскал монахов и поднял из пепла монастырь.

Сегодня он похож на место паломничества туристов, инфраструктура создана по классической схеме: рестораны, гостиницы, сувенирные магазины, недешевые билеты для входа на территорию, ставшую достопримечательностью.

В 2010 году Шаолинь по праву внесен в список ЮНЕСКО. В религиозный ансамбль включено девять составляющих, среди которых:

  • главное здание;
  • академия;
  • обсерватория;
  • пагоды;
  • храмы.

Но и сейчас за стеной, скрытые от любопытных глаз, практикуют, готовятся, учатся послушники храма. Предлагаем немножко подсмотреть за ними и узнать, из чего состоит обычный день шаолиньского монаха.

Один день из жизни монаха

Новыми послушниками монастыря могут стать мальчики четырех-шести лет. По достижении совершеннолетия они должны сдать экзамены и принять главное решение в жизни: вернуться к мирянам и распространять учение среди них или остаться здесь навсегда.

В 5 часов, на самом рассвете, жизнь пробуждается. Послушники собираются у основного здания и на протяжении двух часов медитируют. Затем наступает время гимнастики, которая помогает стать гибкими, и комплексов на дыхание. Упражнения обычным людям могут показаться очень сложными, но монахи изо дня в день справляются с ними.

За физическими нагрузками следуют обливания ледяной речной водой. После обливания – массаж, растирание особыми мазями. Затем – небольшая трапеза.

После завтрака начинается процесс обучения наукам в основном сооружении. Послушники учатся религиозным основам, правовой, медицинской, философской наукам.

За тренировкой ума вновь следуют тренировки тела в виде постижения искусства бойцов. Стили боя для «новеньких» повторяют поведение животных:

  • дракона;
  • леопарда;
  • тигра;
  • змеи;
  • богомол.

Спустя три года ученик получает пояс воина. С этого момента начинаются беспощадные тренировки, еще более усиленные, чем прежде.

В районе 2 часов пополудни наступает время обеда. Рацион послушников довольно прост – злаки, бобы, овощи, лечебные травы и никакого мяса. Послеобеденный отдых занимается всего час.

Затем – снова ожесточенные бои, спарринги, упражнения. В ходе обучения искусству сражаться воины изучают секретные удары, блоки.

Около девятнадцати часов бои прекращаются ужином. Остальное время отводится ученикам под личные нужды, но нередко они по собственной инициативе продолжают самосовершенствоваться.

Ошибочным будет мнение, что в Шаолине главенствующая роль отдана боевым искусствам. Все-таки главная цель – духовное совершенствование, направленное на постижение истины. Бойцы-монахи никогда не наступают первыми, а только защищаются, и в реальных условиях не состязаются с другими монахами.

Не случайно у ворот, где находится главный вход в монастырь, установлена большая статуя монаха. Его позу, жесты и мимику можно буквально понять так: «У нас мирные намерения, но мы также способны защитить себя».

На этом мы сегодня закончим свой рассказ, но обязательно вернемся к нему снова. Большое спасибо за внимание, дорогие читатели!

Будем благодарны за ссылку на статью в социальных сетях!

До новых встреч!

История

В этом месте ещё в начале V века появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.

Основан в 495 году при поддержке императора Сяо Вэнь-ди (дин. Северная Вэй) индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато 跋陀 Bátuó, Buddhabhadra). В 530-х в монастыре останавливался первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (Путидамо, Дамо). Индийский монах Бодхидхарма передал монахам Шаолиня метод, который в корне изменил течение их буддистской практики. Наряду с этим они получили способы совершенствования в медитации и поддержании физического здоровья.

В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю (李世民, 599—649) удержаться на престоле, и монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. Таким образом Шаолинь оказался краеугольным камнем в восстановлении династии и прославился как центр боевых искусств.

В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, например, такие, как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань. В то время в храме уже не было мастеров.

Позднее, сыну мастера Цзи Циня У Шаньлиню будет предложено вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Таким образом, последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.

В связи с тем, что монастырь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня.

После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

В 1986 году настоятелем монастыря был официально утверждён Синчжэн (мирские фамилия и имя — Ли Тайбао), который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества Ши Юнсин был утверждён в должности настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря.

Многие школы боевых искусств восходят к Шаолиню. Среди школ, заявляющих о своём духовном родстве с Шаолинем, известны китайская школа Шаолинь цюань и японская Сёриндзи-кэмпо.

Популярность Шаолиня в массовой культуре привела к тому, что монастырь сильно разросся, большие средства были вложены в благоустройство региона и индустрию туризма. В монастыре и вокруг него существует большое число коммерческих школ боевых искусств, рассчитанных на иностранных туристов.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунг–фу, тайцзицюань и цигун. Среди учеников присутствуют такие известные личности, как Уэсли Снайпс и RZA.

В 1999 году ученик Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Ши Юнсина Рогов Вячеслав Михайлович (Буддийское имя Ши Янвэй 释 延 威) основал официальное представительство Шаолиньского монастыря в России. В 2017 году открылся комплекс Территория Дзэн в основу которого легли все чаньские принципы образа жизни. С благословения Настоятеля монастыря ведущие монахи проводят в нем обучающие семинары и ретриты.

В 2011 году шаолиньским усеном (воином-монахом) Ши Янбином в России была основана школа цигун и кунг фу Шаолиня. В этой школе широкому кругу людей преподаются боевые искусства и медитативные техники, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун.

Мифический «Южный Шаолинь»

Согласно легендам, «Южный Шаолинь» находился в провинции Фуцзянь. В 1930—40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» — приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань (настоятель монастыря «Южный Шаолинь»), Умэй (монахиня) и прочие — просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о «Южном Шаолине» географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности

Отражение в культуре

В литературе

  • Генри Лайон Олди «Мессия Очищает Диск» (Роман получил Почетную медаль монастыря Шаолинь (Китай) и Российской федерации у-шу).
  • Марина Некрасова «Шао! Линь… Сы?» (Действие происходит в Шаолиньском монастыре).

В кинематографе

Шаолинь — место туристического паломничества

Шаолиньский монах Цянь Гуаньчан (Кэйнь Кваньчанг) (Дэвид Кэррадин) является главным героем популярного сериала Kung Fu (1972—1975).

Китайско-гонконгские художественные фильмы, составляющие трилогию про монастырь Шаолинь. Эти фильмы с Ли Ляньцзэ в главной роли прославляли силу и молодость, братство и равенство, мужество и верность традиции на наглядных и доступных примерах.

  • Храм Шаолиня (Shàolínsì; Shaolin Temple), 1982
  • Дети Шаолиня (Shàolín Xiǎozǐ; англ. Shaolin Temple 2: Kids From Shaolin), 1983, режиссёр Синьян Чжан
  • Боевые искусства Шаолиня (Nánběi Shàolín; англ. Shaolin Temple 3: Martial Arts of Shaolin), 1986, режиссёр Лю Цзялян

В ролях: Джет Ли (он же Ли Ляньцзэ), Цю Цзяньго, Юй Хай, Пань Цинфу

Параллельно с китайской трилогией в Гонконге снималась другая трилогия про монастырь Шаолинь:

  • Тридцать шесть ступеней Шаолиня (Shàolín sān shí liù fáng; The 36th Chamber of Shaolin), 1978
  • Возвращение к 36 ступеням Шаолиня (Shao Lin ta peng hsiao tzu; Return to the 36th Chamber), 1980
  • Ученики 36 ступеней Шаолиня (Pi li shi jie; Disciples of the 36th Chamber), 1985

Некоторые другие фильмы, так или иначе связанные с боевыми искусствами монастыря Шаолинь:

  • Выход дракона (США, Гонконг, 1973)
  • 18 бронзовых бойцов (Тайвань, 1975)
  • Возвращение 18 бронзовых бойцов (Тайвань, 1976)
  • Искусство Шаолиня. Змея и журавль (Гонконг, Тайвань, 1978)
  • Аббат Шаолиня (Гонконг, 1979)
  • Золоторукий парень (Гонконг, 1979)
  • Ниндзя пяти стихий, также известный как Китайский суперниндзя, фильм о монахах Шаолинь, 1983
  • Шаолинь против ниндзя, 1983
  • Убойный футбол (Siu lam juk kau) (Китай, Гонконг, 2002)
  • Шаолинь, 2011: ремейк фильма «Храм Шаолиня»,
  • Путь (Россия, 2009)
  • Бой с тенью 3D: Последний раунд (Россия, 2011)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.

В музыке

  • Альбом Радио Африка музыкальной группы «Аквариум» содержит композицию «Радио Шао-Линь» длиной 1 минута 33 секунды.
  • Песня группы «Кар-мэн» «Южный Шаолинь».
  • Американская хип-хоп группа Wu-Tang Clan в лирике и тематике пропагандирует именно Шаолинь, он часто встречается в текстах группы и семплах, взятых из старых фильмов про кунг-фу, рэперы утверждают, что стиль боя ву-тан берёт начало из Шаолиня.

> Примечания

Как живут монахи Шаолиня

По некоторым данным, на сегодняшний день в монастыре Шаолинь живут всего 100 настоящих монахов, которые довольно редко выходят пообщаться с туристами. Почти всё своё свободное время они медитируют, тренируются и молятся. Увидеть, как они это делают, не так-то просто — требуется особое разрешение. Примечательно, что монахов из России в Шаолине пока ещё нет.

Все работы по обеспечению жизни монастыря выполняются послушниками: они благоустраивают дворы и занимаются другими видами хозяйственной деятельности, присутствуют на службах. Им также не запрещено общаться с многочисленными туристами. Некоторые из них по вечерам, снимая монашеские одежды, выезжают в город, чтобы развлечься.

Каждый день шаолиньских монахов ждут изнуряющие физические тренировки, которые закаляют их дух и укрепляют силу воли. Вся жизнь обитателей монастыря тесно связана с постоянным совершенствованием тела, овладением боевыми искусствами и молитвами — эти традиции остаются неизменными вот уже несколько сотен лет.

Монахи Шаолиня просыпаются в 5 часов утра и вне зависимости от возраста и погоды собираются на площадке у храма, чтобы предаться двухчасовой коллективной медитации. Из старейшин всегда выбираются 10 смотрителей, которые пристально следят, чтобы новички случайно не заснули. В противном случае нарушитель «награждается» ударами палкой, при этом он должен обязательно поблагодарить смотрителя за оказанную помощь.

После духовного насыщения наступает время гимнастики для развития гибкости. Растяжка по-шаолиньски — это довольно сложный и тяжелый комплекс упражнений, который для неподготовленного человека может оказаться непосильным.

По окончании своей необычной зарядки все монахи приходят в храм, там они выслушивают проповеди о жизненном пути и предназначении, а затем опять переходят к тренировкам: выполняют гимнастические упражнения, которые способствуют развитию мышц и увеличению силы.

Далее начинаются занятия по овладению боевыми искусствами. Новички изучают 5 основных стилей: Дракон, Тигр, Змея, Леопард и Богомол. Каждый из них необходим для совершенствования определенных качеств. Обучение этим стилям длится 3 года, после чего ученику присваивается ранг воина и определенный пояс — своеобразный аналог поясов в карате или дзюдо. Став монахом-воином, адепт начинает усложненные и очень жесткие тренировки, осваивая весь комплекс, состоящий из 170 специальных техник.

Все физические занятия заканчиваются к 14 часам дня. Только тогда монах может приступить к приёму пищи, а затем ему даётся 1 час для личных нужд. После этого небольшого перерыва опять начинаются занятия, но уже в залах, где проводятся тренировки «в полную силу» со старейшинами монастыря. Помимо боевых искусств монахи изучают медицину и методы воздействия на болевые точки.

Ужин в монастыре начинается в 7 часов вечера, после него монахи и послушники могут заняться своими личными делами. Кто-то посвящает это время наукам или языкам, кто-то дополнительным тренировкам, а кто-то и вполне привычным нам развлечениям. Жители Шаолиня вовсе не изолированы от внешнего мира. В монастыре есть телевизор, и обитатели монастыря регулярно смотрят новости. На это специально выделяется время — 2-3 раза в неделю по одному часу. В монастыре также есть читальный зал, где всегда есть свежие газеты и книги.

Как добраться до монастыря Шаолинь

Если стать послушником монастыря Шаолинь не так-то просто, то посетить его в качестве туриста не составит труда. Для этого необходимо отправиться в Китай, самостоятельно заказав билеты и гостиницу или забронировав соответствующий тур.

Если вы решили путешествовать самостоятельно, то самым лучшим вариантом для размещения станет небольшой город Дэнфэн (на карте). Он расположен всего в 30 километрах от обители монахов. Прямого авиарейса из Москвы до Дэнфэна нет, поэтому стоит брать билеты до Пекина и уже оттуда лететь до пункта назначения. Из Дэнфэна до монастыря ходит автобус. Стоимость проезда составляет 15 юаней (140 рублей). Попасть в монастырский комплекс можно, купив билет по цене 110 юаней (около 1000 рублей).

Если вы хотите не просто посетить монастырь, а на короткое время принять активное участие в его жизни, то можете воспользоваться услугами специализированных центров, которые сотрудничают с Шаолинем и организовывают групповые поездки. К каждой из групп «прикрепляется» сопровождающий. В ходе экскурсии можно будет не только осмотреть монастырь, но и поучаствовать в молитвах и медитациях и даже потренироваться вместе с монахами. Среди подобных центров можно выделить, например, Центр изучения боевых искусств «Дамо».

Каждый турист, попадая на территорию монастыря, должен соблюдать ряд обязательных правил. Для посещения открыты почти все залы и помещения, но необходимо помнить, что это священное место и здесь недопустимы излишнее веселье и фривольности, а проводить фото- или видеосъёмку можно лишь с разрешения монаха, который будет сопровождать вас.

Вид достопримечательности: Храмы, Монастыри и мечети

Особенности:

  • Благодаря телесериалам и кинофильмам о Шаолиньской школе кун-фу, которые начали активно показывать в 70-х годах прошлого века, Шаолинь, буддистский храм в провинции Хэнань стал известным на весь свет.
  • Этот храм имеет долгую историю. Его разрушали и снова строили, закрывали и затем вновь открывали – и так на протяжении веков.
  • В настоящее время при монастыре Шаолинь действует школа, в которой преподают боевые стили ушу. Эта школы была создана при поддержке государства.
  • В монастыре есть кладбище, где покоятся останки разных выдающихся людей, пребывавших в разные века.
  • Здания монастыря были внесены список мирового наследия ЮНЕСКО 1 августа 2010 г.

В монастыре проводятся представления мастеров боевых искусств. Здесь есть также место, где можно пообедать.

Общие сведения

Телесериалы о кун-фу были очень популярны в разных странах мира в 1970-х годах, особенно среди детей и подростков. Это способствовало появлению интереса к боевым искусствам и буддизму. В одном из сериалов рассказывается такая история: один храм был разрушен в 19 веке в эпоху правления династии Цин (1644 г. — 1911 г.), и один из монахов, служивших в этом храме, переехал в США. Эта история не кажется надуманной, так как на самом деле монахи переезжали в США и основывали там свои школы боевых искусств. Шаолинь подвергался атакам и был разрушен несколько раз в 20-м веке. В наши дни храм был открыт правительством для посещения широкой публики и стал туристской достопримечательностью и одним из объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО признала ценными для истории человечества и старые здания монастыря, и его роль в распространении дзен-буддизма, а также боевых искусств в Китае, Японии, Корее и многих других странах. Это место, куда люди могут приехать, чтобы увидеть представление мастеров боевых искусств, полюбоваться образцами архитектуры эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. — 1912 г.) и посмотреть на могилы сотен монахов в Лесе Пагод.

Храм Шаолинь был главным храмом, представлявшим шаолиньский буддизм в Китае. Храм располагается у подножия горы Суншань (Songshan) рядом с городом Дэнфэн (Dengfeng) в провинции Хэнань в центральной части Китая. Тот вид буддизма, который практикуется здесь, концентрируется на занятиях боевыми искусствами и медитациями дзен. Здесь практикуют такой вид медитации дзен, который характерен для многих японцев, также как и определенные стили боевых искусств в странах восточной Азии. Считается, что учителя этого храма оказали большое влияние как на развитие буддизма, так и на развитие боевых искусств в Корее и Японии. Гораздо меньшее влияние было оказано на соответствующие области в Китае, поскольку там было и так много разных религиозных школ и философских учений, а также различных стиле боевых искусств.

Лидеры храма Шаолинь покинули его в 20-м веке и поселились в разных местах Китая и зарубежных странах. Религия подвергалась гонениям сначала со стороны иностранных государств, затем со стороны военных лидеров и политиков и, наконец, со стороны самого китайского правительства. Люди, которые обучались в школах, основанных в других местах Китая, говорили, что боевые искусства и религиозные учения, преподаваемые в шаолиньском монастыре являются ненастоящим шаолиньским учением, а смесью разных стилей и учений. Боевое искусство, которым занимаются в монастыре, называется ушу.

Три главных момента, которые могут заинтересовать всех туристов, это представления мастеров боевых искусств, которые проходят недалеко от главного входа, образцы старинной архитектуры, находящиеся выше в горах и Лес пагод. Говорят, что в начале 1900-х годов около 90 процентов всех зданий большого храмового комплекса было разрушено. То, что туристы могут увидеть сейчас, это то, что осталось со времен эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. — 1912 г.).

Лес пагод – это большая группа из примерно 250 каменных или кирпичных ступ, которые были построены в период, начиная примерно с 791 г. в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.) и заканчивая временем эпохи правления династии Цин (1644 г. — 1912 г.). Хотя они и называются пагодами, они на самом деле не являются ими, потому что эти здания не предназначены для того, чтобы внутри них могли находиться люди. Это каменные или кирпичные монументы, построенные в честь умерших людей. Они состоят из двух, трех, четырех или пяти этажей.

Шаолиньский монастырь был основан индийцем по имени Бато. Он и император, который поддерживали его учения, начали строительство зданий примерно в 497 году. Другой индиец, которого на китайский манер назвали Тамо, прибыл в Китай примерно в 526 году. Согласно записям, в Индии он посвятил много времени изучению буддистских практик махаяна, которые требуют усиленных физических упражнений, занятий боевыми искусствами, а также упорных интеллектуальных занятий и постоянных медитаций. Когда он прибыл в шаолиньский монастырь, он стал критиковать местных монахов за то, что они были такими слабыми и не владели никаким из видов боевых искусств. Этому человеку сказали покинуть монастырь. Как говорят, он удалился и на протяжении какого-то времени занимался медитациями в пещере, а затем был принят одним из монахов, и они начали тренироваться.

После этого начался период, когда буддистские монахи этого храма, а также многих других в разных районах Китая стали время от времени подвергаться атакам со стороны разбойников и других людей. В определенные периоды времени главным врагом всех буддистов становилось само правительство, которое вдруг начинало гонения на религию. При некоторых режимах монахов начинали считать врагами. В другие времена, от монахов ожидали поддержки правителей. В ответ те оказывали поддержку монахам.

В современные эпохи наибольшим атакам монахи подверглись во времена Боксерского восстания. В то же время сами шаолиньские монахи могли участвовать в атаках на миссионеров и других иностранцев, проживающих в Китае. Боксерское восстание началось в 1899 году. Через какое-то время оно превратилось в открытую агрессию против иностранных армий в тесном взаимодействии с армией императорского двора династии Цин (1644 г. — 1912 г.). Военные действия окончились неудачно, и в 1901 году шаолиньские лидеры и рядовые монахи начали переселяться в другие страны, где они образовывали криминальные сообщества, шаолиньские ассоциации и школы. Затем в 1928 году один из военных правителей приказал сжечь монастырь. Около 90 процентов всех зданий было уничтожено огнем, при этом было уничтожено и множество ценных манускриптов в библиотеке монастыря. Во время Культурной революции в 1960 годах студенты, которые были наиболее ярыми сторонниками реформ, атаковали храм, захватили пять оставшихся в монастыре монахов и торжественно проходили вместе с ними по улицам города. Все буддистские материалы, которые находили студенты, безжалостно уничтожались.

В последние десятилетия китайскому правительству удалось восстановить деятельность шаолиньского храма. Благодаря популярности шаолиньского буддизма и дзен-буддизма в других частях мира многие «шаолиньские» школы были открыты вокруг храма. Туристы стали приезжать специально, чтобы посмотреть шаолиньский храм. Некоторые из иностранцев стали преподавать в этих вновь открывшихся школах. Но через некоторое время правительство взяло под свой контроль деятельность оставшейся школы боевых искусств и заставило другие школы покинуть территорию храмового комплекса. В настоящее время на территории монастыря действует только одна школа. Однако те мастера, которые там занимаются, могут и не практиковать обязательно именно шаолиньское кун-фу или быть буддистами.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *