История создания и судьба

Первоначально в этом месте находился родник, служивший началом ручья Вангазя. При Екатерине II к роднику построили каменную лестницу, а над струей и деревянным желобом, по которому она текла, была устроена арка на колоннах. В 1808—1810 годах территорию между Большим прудом и Гранитной террасой превратили в уступы, были проложены дорожки, а устье бокового канала превратили в фонтан (проект инженера А. А. Бетанкура). Фонтан был запущен в 1810 году к столетию Царского Села. Статую создал скульптор П. П. Соколов. Первоначально она была алебастровой. Существовали недоработки фонтана. 16 июня 1816 года инженер Ф. Каноббио отправил письмо в Дворцовое Правление: «Состоящий в верхнем царскосельском саду вновь построенный каскад с алебастровой фигурою, переведён ныне в совершенный свой порядок и совсем окончен».

Бронзовая фигура «Молочницы» («Царскосельская статуя») появилась во II половине 1816 года (по другим данным — в 1817 году). Она была отлита из бронзы в Академии художеств (отливка стоила 3000 рублей). Авторская гипсовая модель статуи хранится в Государственном Русском музее.

Источником сюжета послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком». Сюжет басни — молочница Перетта спешит на рынок, планируя на вырученные деньги купить цыплят, а затем, продав их, заняться разведением поросят. После этого, продав поросят, купить телят. В этот момент она разбивает кувшин с молоком. Присев рядом с разбитым кувшином, Перетта сожалеет о так и не исполнившихся мечтах, пытается придумать объяснения произошедшего для мужа.

Статуя напоминала лицом и фигурой супругу Александра I — Елизавету Алексеевну, однако в правление Александра это не акцентировалось из-за сложных отношений государя с супругой. В память об ушедшей из жизни дочери императрицы итальянский скульптор Паоло Трискорни создал для Елизаветы Алексеевны скульптурную композицию — горюющая молодая женщина сидит, положив голову на руку. По мнению некоторых искусствоведов этот образ был положен Бетанкуром в основу замысла фонтана. Другим предметом горестных размышлений императрицы стала смерть от туберкулёза её возлюбленного, двадцатисемилетнего кавалергарда Алексея Охотникова, а по другим сведениям — его убийство во время возвращения со спектакля в Эрмитажном театре в январе 1807 года.

Садовый мастер Иоганн Буш создал вокруг фонтана романтический ландшафт.

Дворцово-парковая администрация долгое время не знала точно места, откуда поступает вода в фонтан. В 1877 году струя из кувшина вдруг стала исчезать, обнаружилось, что чертежей водоподводящей системы нет. Специальные исследовательские работы были поручены инженеру Чернявскому. Ему удалось выяснить и зафиксировать на чертежах систему водоснабжения, устроенную Бетанкуром. Система была признана рациональной и потребовала лишь незначительной реконструкции.

В конце XIX века вокруг фонтана появилось ограждение в виде железного штакетника. Штакетник был обсажен невысокой зеленью. В 1937 году ограждение было ликвидировано.

Перед немецкой оккупацией статуя была зарыта, поэтому не пострадала, но разбитый сосуд был утрачен. Во время Великой Отечественной система водоснабжения города была уничтожена, а фонтан стал единственным источником питьевой воды для жителей Царского Села и окрестностей. В 1945 году скульптуру вернули на место, в 1951 году был заново создан разбитый кувшин, из которого вновь полилась вода. В настоящее время подлинная статуя находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которая была изготовлена в 1990 году.

Копию этой скульптуры подарила супруга императора Николая I, Александра Федоровна, своему брату, принцу Прусскому Фридриху Карлу Александру. Она была установлена в Глиникском дворце (нем.)русск. вблизи Потсдама. Эта скульптура пропала во время Второй мировой войны. В настоящее время вместо неё также установлена копия, выполненная в СССР. Авторская бронзовая копия скульптуры стоит в имении Суханово.

В июне 1992 года в городе Колумбус, США, оригинал демонстрировался на выставке AmeriFlora-92, приуроченной к 400-летию открытия Америки Колумбом. Для этого был вырыт специальный водоём, на берегу которого установили большой камень. Сверху закрепили статую с кувшином и подвели воду.

Характеристика фонтана

Стройные пропорция тела и античное лицо девушки отразили представления эпохи классицизма о совершенной красоте. Девушка одета в античный хитон, а не в платье французской крестьянки, как у Лафонтена. Грубо обработанный постамент подчеркивает хрупкость девушки. У её ног лежит разбитый кувшин, из него бежит струя воды, уходящая в сообщающуюся с фонтаном канавку. Первоначально это был бассейн, оформленный в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот был ликвидирован в середине XIX века.

В фондах Царского Села находится копия этой скульптуры, созданная на случай вандализма.

  • Оригинал статуи из фондов музея-заповедника «Царское Село». Экспонат выставки «Достояние нации» в Камероновой галерее, 2011 год.

  • Соколов П. П. Фонтан Девушка с кувшином в действии

  • Виже-Лебрён Э. Императрица Елизавета Алексеевна, 1795

  • Соколов П. П. Девушка с кувшином. Екатерининский парк Царского Села (лето), 1816

  • Соколов П. П. Девушка с кувшином. Екатерининский парк Царского Села (осень), 1816

  • Соколов П. П. Девушка с кувшином. Версия из Суханово, 1816

Фонтан в произведениях искусства и литературы

В поэзии

* Пушкин А. С. Царскосельская статуя. 1830. Опубликовано в 1832.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;

Дева, над вечной струей, вечна печальна сидит

* Деларю М. Д. (1811—1868). Статуя Перетты в Царскосельском саду. 1832.

Что там вдали, меж кустов, над гранитным утесом мелькает,

Там, где серебряный ключ с тихим журчаньем бежит?
Нимфа ль долины в прохладе теней позабылась дремотой?
Ветви, раздайтесь скорей: дайте взглянуть на нее!
Ты ль предо мною, Перетта? Тебе изменила надежда,
И пред тобою лежит камнем пробитый сосуд.
Но молоко, пролиясь, превратилось в журчащий источник:
С ропотом льется за край, струйки в долину несет.
Снова здесь вижу тебя, животворный мой гений, Надежда!

Так из развалины благ бьет возрожденный твой ток!

* Фофанов К. М. (1862—1911). Дума в Царском Селе. 1889. Фрагмент.

…А дальше ряд душистых цветников,

Подстриженных акаций изгородки,
И мостики над зеркалом прудов,
А на прудах и лебеди, и лодки,
И в сумраке задумчивых кустов
Печальный лик склонившейся красотки.
Она грустит над звонкою струей,
Разбив кувшин, кувшин заветный свой.
Она грустит безмолвно много лет.
Из черепка звенит родник смиренный,
И скорбь ее воспел давно поэт,
И скрылся он, наш гений вдохновенный,
Другим певцам оставив бренный свет.
А из кувшина струйка влаги пенной
По-прежнему бежит не торопясь,

Храня с былым таинственную связь…

* Анненский И. Ф. Л. И. Микулич. 1905.

Там на портретах строги лица,

И тонок там туман седой,
Великолепье небылицы
Там нежно веет резедой.
Там нимфа с таицкой водой,
Водой, которой не разлиться,
Там стала лебедем Фелица
И бронзой Пушкин молодой.
Там воды зыблются светло
И гордо царствуют берёзы,
Там были розы, были розы,
Пускай в поток их унесло.
Там всё, что навсегда ушло,
Чтоб навевать сиреням грёзы.
. . . . . . . .
Скажите: «Царское Село» —

И улыбнемся мы сквозь слёзы.

* Комаровский В. А. (1881—1914). Ни этот павильон хандры порфирородной… 1913.

Ни этот павильон хандры порфирородной

(Предел, поставленный тоске простонародной),
Где сладострастие и дымчатый агат,
А ныне — факелов потушенный обряд;
Ни в триумфальный год воздвигнутая арка,
Где лицемерен цвет намеренно не яркий;
Ни гладь зеленая бесчисленных запруд,
Ни желтый мох камней, как будто плесень руд,
На скудном севере далекий отблеск Рима,
Меня не повлекут назад необоримо.
Я тоже не пойду по траурным следам,
Где — «равнодушная к обидам и годам»
Обманутым стихом прославленная Расе
Стоит, довольная придворною удачей:
Помолодеть и ей внезапно довелось!
Отремонтирован ея «ужасный» нос
Ремесленным резцом; и выбелены раны,
Что накопили ей холодные туманы.
Я буду вспоминать, по новому скупой,
Тебя, избитую обыденной тропой,
Сочувствием вдовы, насмешкой балагура…
С рукой подпертою сидящую понуро.
Я вечер воскрешу и поглотят меня
Деревьев сумерки. Безумолчно звеня,
Пускай смешается с листвою многошумной

Гремучая струя и отдых мой бездумный.

* Ахматова А. А. Царскосельская статуя. 1916.

Уже кленовые листы

На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной.
Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнаженной.

  • Также памятник упоминается в стихотворениях Всеволода Рождественского «Тяжёлым куполом покрыт наш душный храм» (1920), Татьяны Гнедич «Зелёный парк шумит, не увядая» (1958), Анны Шидловской «Царскосельская статуя».

В музыке

  • Кюи Ц. А. Царскосельская статуя (романс) на стихи А. С. Пушкина. Соч. 57, № 17. 1900.

В живописи

* Фонтан в изобразительном искусстве XIX века

  • А. Е. Мартынов. Литография, раскрашенный акварелью, 1821—1822

  • Аноним. Пейзаж у фонтана, литография, I половина XIX века

  • Л. Премацци. Девушка с кувшином, акварель конца XIX века

Примечания

  1. Находится на учете ЮНЕСКО, объект 540-006 — Дворцово-парковые ансамбли города Пушкин.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 Семенов В.П. Девушка с кувшином. История знаменитого фонтана.. — СПб: Genio Loci, 2010. — 32 с. — ISBN 978-5-903903-03-1.
  3. Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов.. — СПб: Паритет, 2009. — С. 228. — 368 с. — ISBN 5-93437-160-6.
  4. Фонтан «Девушка с кувшином». Государственный музей-заповедник Царское Cело. Дата обращения 3 августа 2016.
  5. Фонтан «Девушка с кувшином». Авторская гипсовая модель. Государственный музей-заповедник Царское Cело. Дата обращения 3 августа 2016.
  6. Лафонтен, Жан де. Молочница и горшок с молоком. Притчи.ру (12 ноября 2012). Дата обращения 3 августа 2016.
  7. Фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница). Парки Царского Села и окрестностей. Путеводитель. Дата обращения 3 августа 2016.
  8. Белозерова Л. И. О чем грустит Царскосельская статуя // Наука и религия : Журнал. — 1999. — № 6.
  9. Вильчковский С. Н. Царское Село. — М: Т-во Р. Голике и А. Вильборг, 1911. — С. 165. — 277 с.
  10. 1 2 Фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница). Лоцман путешествий. Клуб путешественников. Дата обращения 3 августа 2016.
  11. Фонтан «Девушка с кувшином». Тонкости туризма. Дата обращения 3 августа 2016.
  12. Фонтан «Девушка с кувшином» («Молочница»). Пушкин.ру — сайт города Пушкин и Пушкинского района Санкт-Петербурга. Дата обращения 3 августа 2016.
  13. Копия фонтана Молочница в имении Суханово. Энциклопедия Царского Села. Дата обращения 3 августа 2016.
  14. Коленчикова Н. В. «Царскосельская статуя» А.С. Пушкина. Материалы к урокам словесности. Первое сентября. Дата обращения 3 августа 2016.
  15. Пушкин А. С. Царскосельская статуя. — Собрание сочинений в 10 томах. — М: Государственное издательство художественной литературы, 1959. — Т. 2. — С. 303.
  16. Деларю М. Д (1811—1868). Статуя Перетты в Царскосельском саду. Новая камера хранения. Дата обращения 11 августа 2016.
  17. Дума в Царском Селе (Фофанов Константин) (недоступная ссылка). ЕСlassic. Дата обращения 11 августа 2016. Архивировано 11 сентября 2016 года.
  18. Анненский И. Ф. Л. И. Микулич.. — Стихотворения и трагедии. — Л: Советский писатель, 1990. — 640 с. — (Библиотека поэта. Большая серия).
  19. Комаровский В. А. Ни этот павильон хандры порфирородной… (недоступная ссылка). ЕСlassic. Дата обращения 11 августа 2016. Архивировано 6 августа 2016 года.
  20. Ахматова А. Царскосельская статуя.. — Собрание сочинений: в 6 томах. — М: Эллис Лак, 1998. — Т. 1.
  21. Егорова Е. Царскосельская статуя // «Приют задумчивых дриад». Пушкинские усадьбы и парки. — М, 2006. — ISBN 5-900999-25-4.
  22. Ц. А. Кюи. Царскосельская статуя. Library notes Russia. Дата обращения 3 августа 2016.
  23. Романс Цезаря Кюи «Царскосельская статуя» исполняет Ирина Архипова.

Прогулки с Nikon в Суханово. Часть 6 — урну с водой уронив…


Это мой старый снимок, а ниже — нынешние:

Оградку вокруг Девы поставили…
Теперь напоминает надгробие.
Раньше вот так было:

Нынче за заборчиком:

Вот интересно, на листьях везде большие круглые черные пятна — и почему?
Напоминаю стих:
А.С. Пушкин
Царскосельская статуя
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит…
Вот оригинал:

Анна Андреевна Ахматова
Царскосельская статуя
Н.В.Н.
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой,
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.
1916 г.
Фонтан «Молочница», получивший известность как «Царскосельская статуя», или «Девушка с кувшином», занимает особое место среди парковой скульптуры Царского Села: это единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка.
В 1808—1810 годах по распоряжению императора Александра I началось благоустройство участка на месте бывшей Катальной горы под руководством садового мастера И. Буша и архитектора Л. Руски. Склон между вновь сооруженной Гранитной террасой и Большим прудом был оформлен в виде зеленых уступов, от террасы к пруду проложили новые дорожки, а устье бокового канальчика, куда ещё в 1770-х годах были отведены воды местного источника, скрытого под насыпью, оформили фонтаном, устроенным по проекту инженера Августинa Бетанкура. Уже тогда возникла идея украсить эту часть Екатерининского парка скульптурами, однако фигура Молочницы появилась здесь лишь летом 1816 года.
Статуя исполнена известным скульптором П. П. Соколовым на сюжет басни Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств.
Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки. Из разбитого кувшина, лежащего у её ног, бежит струя ключевой воды, поступающая в соединенный с фонтаном бассейн. Первоначально бассейн был оформлен в виде грота, к которому вела лестница из пудостского камня. Грот просуществовал до середины XIX столетия.
В начале Великой Отечественной войны, перед вступлением в город Пушкин немецких частей, статую Молочницы зарыли в землю; благодаря этому фонтан не пострадал. Ныне бронзовый оригинал «Девушки с кувшином» (авторская гипсовая модель которой хранится в Государственном Русском музее) помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.
А вот наша Сухановская:

Бедная!
Ручки покоцаны — пальчиков не хватает…
Кувшин спёрли…
И вообще вся порепанная…
Вот тут, на старом снимке, хорошо видно:

«Сухановская дева» первоначально находилась в парке у источника, недалеко от пристани, а затем была перенесена к мавзолею. Теперь она печалится над могилами Пестелей и Волконских» — пишут вот здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/marina0507/post260420692/
Не совсем верно: печалится она сама по себе, а могилы находятся в некотором отдалении.
Там же нашла еще интересное про эту статую: оказывается, копия есть в Германии!
Статуя «Milchmädchen» в парке замка Глинике (Schloss Glienicke) , который расположен в юго-западной части Берлина, на границе с Потсдамом. Замок был летней резиденцией принца Фридриха Карла Прусского… Эта фигура — копия царскосельской статуи. Её подарила Карлу его старшая сестра принцесса Шарлотта, ставшая императрицей Александрой Фёдоровной. Копия скульптуры Соколова была подарена Берлину в 1989 году. Усадьба и район Нойкёльн, в котором она расположена, являются партнёрами города Пушкин (Царское Село).

Фонтан «Девушка с кувшином» («Молочница»)

История фонтана «Девушка с кувшином»

В 1808–1810 годах Александр I отдал распоряжение начать благоустройство того участка, где раньше была Катальная гора. Работой руководил садовый мастер И. Буш и архитектор Л. Руска. Между Большим прудом и Гранитной террасой был склон, который оформили в виде зеленых уступов, были проложены дорожки, а устье бокового канальца превратили в фонтан (проект инженера А. Бетанкура). В этот момент и возник замысел декорировать эту территорию парка скульптурами. Но фигура «Молочницы» появилась здесь лишь летом в 1816 году. Статую изготовил известный в то время скульптор П. П. Соколов. Источником сюжета послужила басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком».

Особенности фонтана «Девушка с кувшином»

Скульптуру отлили из бронзы в Академии художеств. Пьедестала для бронзовой девушки служит гранитная скала. Ее разбитый кувшин, лежащий у ног, бежит струя воды, уходящую в сообщающийся с фонтаном бассейн. В первом варианте бассейн был исполнен в виде грота, к которому вела лестница, сделанная из пудостского камня. Грот существовал только до середины девятнадцатого столетия.

Современное время

В годы Второй мировой войны перед оккупацией города Пушкина немецкими захватчиками фигура «Молочницы» была зарыта, поэтому фонтан не пострадал. Сегодня оригинал «Молочницы» находится в фондах музея, а в парке стоит копия, которую сделали в 1990 году. Другое более известное название фонтана Молочница» — «Царскосельская статуя» или «Девушка с кувшином».

Басня Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком»

Удобно и легко одета,
Кувшин на голову поставив с молоком,
В короткой юбке, чуть не босиком,
Спешила в город на базар Перетта.
Себя мечтой веселой окрыляя,
Молочница решила молодая,
Что будет поставщик на деньги тароват:
«Куплю тогда яиц и выведу цыплят,
У дома, во дворе, их выкормлю прекрасно,
Лисица к ним залезть попробует напрасно;
Я все обдумала хитро, умно и тонко;
Продав цыплят, куплю, конечно, поросенка,
Чтоб вырастить свинью, расходов будет грош,
Ведь поросенок мой и крупен, и хорош,
А денег за него я получу не мало.


Хотела бы я знать, что мне бы помешало
Не нагружать себе напрасно кошелька,
А выбрать в городе корову и бычка,
Мне будет за труды достойная награда
Смотреть, как прыгают они средь стада».
Тут прыгнула она сама так высоко,
Что, уронив кувшин, разлила молоко.
К нему прибавились и новые утраты:
Погиб бычок, свинья, корова и цыплята.
С отчаяньем, полна тоски,
Она глядит на черепки,
На молока погубленного лужу,
Боясь предстать разгневанному мужу.
Все это в басню вылилось потом.
Под именем «Кувшина с молоком».

Кто думал только о делах насущных,
Не строя замков на земле воздушных?
Мечтателей везде и всюду тьма,
Одни по глупости, другие от ума.
Все грезят наяву; мечтать отрадно нам:
Нас сладостный обман возносит к небесам.
Мечтаньям нашим нет предела и конца:
Для нас все почести, все женские сердца!
Я в одиночестве, как все, мечтаю,
Храбрейшему я вызов посылаю,
В мечтах я уж король, народами любимый,
Все новые венцы беру, непобедимый, —
Доколе жизнь безжалостной рукой
Меня не пробудит, вернувши облик мой.

Перевод Б. В. Каховского

Редакция сайта Пушкин.ру

Фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница)

Фонтан «Девушка с кувшином» был создан специально для Екатерининского парка и пользуется особой популярностью у посетителей. Укрытый кронами деревьев в укромном уголке он стал украшением и романтическим символом парка.

Для справки: Еще до основания Царского села в этой местности, рядом с родником, находилась шведская усадьба Sarisinoisio (мыза на возвышенности),

Екатерина I, первая хозяйка Царского села, бережно относилась к роднику: к нему была построена каменная лестница, а сверху его укрывала арка с колоннами.

Через 100 лет, в 1808-1810 годах, когда шло обустройство склона между Гранитной террасой и Большим прудом, где расположен родник, по проекту известного инженера-механика и гидравлика Августина Бетанкура был построен фонтан. В 1816-1817 гг. скульптор Павел Соколов создал скульптуру девушки, склонившейся над разбитым кувшином, из которого струится ключевая вода, бегущая по узкой протоке в Большой пруд. Бронзовая статуя была отлита в мастерской Императорской Академии художеств.

Композиция создана по сюжету басни Жана Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком» и поэтому имеет второе название – Молочница. Это официальная версия, но если обратить внимание, то можно заметить, что девушка на камне удивительно напоминает жену Александра I – Елизавету. Но по какой-то причине публика это не заметила, а, возможно, не захотела заметить в виду сложных отношений царя с женой.

С самого начала фонтан приобрел большую популярность, а его воде приписали лечебные свойства, хотя химический анализ, проведенный в 1910 году, показал, что по качеству она уступает водопроводной воде в Царском селе, идущей от Орловского и Таицкого ключей.

Во время войны статуя Молочницы была временно закопана в землю и тем самым, ее удалось спасти.

В настоящее время авторская гипсовая модель статуи хранится в Государственном Русском музее, в парке установлена копия знаменитой статуи, а бронзовый оригинал находится в запасниках музея-заповедника Царское село.

Как и более 200 лет назад фонтан «Девушка с кувшином» (Молочница) утоляет жажду гостей парка и служит источником романтического настроения.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *