Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета, занимает самое красивое и самое «старое» здание на этой площади. Когда в 1910 году здесь закладывался городской театр, сама площадь и выглядела по-другому, куда менее солидно. На фоне одноэтажных деревянных домиков Дровяной площади (сейчас площадь Парижской коммуны), построенный за два года Оперный выглядел настолько потрясающе, что за красоту и изящество был наречен в народе «Белым лебедем».

А еще его звали «Светланой» — по названию проекта, победившего во Всероссийском архитектурном конкурсе на лучшее здание будущего Оперного театра в Екатеринбурге. Автором проекта «Светлана» был архитектор Семёнов, однако воплощал идею в жизнь другой архитектор – Константин Бабыкин, приложивший свою руку ко многим известным зданиям нашего города и по праву считающийся основателем архитектурной школы на Урале.

В сентябре 1912 года новый городской театр торжественно открылся оперой Михаила Глинки о подвиге Ивана Сусанина «Жизнь за царя». Публика рукоплескала и артистам, и музыкантам, и прекрасному убранству нового театра, и замечательной акустике, и патриотическому сюжету оперы. Пройдет всего несколько лет, и в этом же самом зале публика будет рукоплескать совсем другим сюжетам: сначала – в 1917 году – апрельскому выступлению Якова Свердлова и октябрьскому официальному объявлению в городе Советской власти, а потом – в июле 1918-го – сообщению о расстреле Царской семьи. Впрочем, это будет уже несколько иная публика.

А сам театр останется верен своим музам (именно музы венчают фасад театра: одна держит факел, две другие – картуш с надписью «1912»), и уже начиная с середины 20-х годов Свердловский оперный театр приобретет славу одного из лучших в стране. Именно здесь начинали свой творческий путь Сергей Лемешев и Иван Козловский, Александр Пирогов и Борис Штоколов. Именно этот театр по праву называли «лабораторией советской оперы» за смелые (и удачные!) эксперименты на сцене и регулярное «выращивание кадров» для столичных театров.

В 1966 году театр получил звание «академический» — своеобразный «знак качества» (вот как объясняет Большая Советская Энциклопедия: «Академический театр – звание, присваиваемое в Советском Союзе крупнейшим театрам, которые выработали на протяжении длительной творческой практики прочные традиции, воспитатели на основе этих традиций замечательных актеров, создали ряд спектаклей, получивших широкое признание зрителей и театральной общественности»). В нашем городе это почетное звание есть не только у Оперного – театры Драмы и Музкомедии также отмечены «the best».

Автор фотографии: catherine.sea Автор фотографии: andme2010 Автор фотографии: Gareev-Salavat Автор фотографии: Valeria Perfilyeva Автор фотографии: OLGA12032009

История

В 1870-х годах представители местной интеллигенции организовали Екатеринбургский музыкальный кружок. Оперная труппа впервые появилась в Екатеринбурге в сезоне 1879—1880 годов: её привез антрепренёр Пётр Медведев. В дальнейшем оперные антрепризы выступали здесь не раз, а с 1907 года стали ежегодными.

Новый городской театр (фото: Метенков, 1912 г.) План нового городского театра, из путеводителя 1914 г. Театр оперы и балета в 1990-е годы Барельефы на здании театра Скульптура муз на фасаде театра

В 1912 году на Дровяной площади (ныне — Площадь Парижской коммуны) на месте деревянного цирка, существовавшего здесь с 1896 года, было возведено театральное здание со зрительным залом подковообразной формы, рассчитанным на 1200 мест. Театр был построен по проекту пятигорского гражданского инженера Владимира Семёнова по типу известных Венского и Одесского оперных театров. Семёнов выиграл конкурс на проект городского театра в 1904 году, в возрасте тридцати лет. В работе над проектом молодому тогда автору помогал архитектор Константин Бабыкин.

Фасад театра выходит на современный Проспект Ленина. Центральный выступ, акцентирующий вход, декорирован нарядными балконами с балюстрадами, лепными украшениями и аттиком, завершённым в центре скульптурной группой из трёх муз. Фасадные плоскости декорированы многочисленными лепными деталями: розетками, растительными орнаментами, скульптурными барельефами. Венчающая часть здания украшена балюстрадами с изящными башенками.

Театр открылся 2 сентября (12 октября) 1912 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Первым главным дирижёром театра стал Сильвио Барбини. Богатые традиции частных антреприз, гастрольных трупп и городских музыкальных кружков помогли театру быстро обрести уверенность и собственное имя. В 1914 году с постановкой Ф. Ф. Трояновским «Волшебной флейты» Рикардо Дриго началась летопись Екатеринбургского балета.

После Октябрьской революции театр был закрыт, открылся вновь в 1919 году. В 1922 году была заново создана балетная труппа, её первым спектаклем стала «Коппелия» Лео Делиба в постановке П. К. Йоркина.

В 1924 году театр был переименован, став Государственным оперным театром имени А. В. Луначарского. С 1931 года у театра новое официальное название — Свердловский театр оперы и балета имени А. В. Луначарского. В 1936 году площадь перед зданием театра была благоустроена по проекту архитектора Сигизмунда Домбровского. В 1962 году театр был награждён орденом Трудового Красного Знамени, с 1966 года — носит звание академического. Театр дважды удостаивался Государственной премии СССР: в 1946 году (тогда — Сталинская премия) за постановку оперы «Отелло», первым из периферийных театров, и в 1987 году — за сценическое рождение оперы В. Кобекина «Пророк».

Во времена СССР театр называли «лабораторией советской оперы». С середины 1920-х годов в репертуар активно включались произведения советских авторов, нередко в афише появлялся гриф «право первой постановки принадлежит театру».

В 1981—1982 годах проводилась реконструкция здания, завершившаяся к 26 декабря 1982 года. В 1982—1985 годах под руководством архитектора и художника Георгия Шишкина велись работы по созданию музея театра. Художник выполнил две настенные росписи и галерею портретов солистов театра (он же является автором фонарей, стоящих перед зданием театра и в Историческом сквере).

В 1990-е годы, после распада СССР, театр переживал кризис, испытывая недостаток финансирования. Затем постепенно ситуация выровнялась.

Гастрольные маршруты труппы — более ста городов СССР, участие во многих театральных фестивалях в стране и за рубежом. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей. На его сцене выступают именитые гастролёры, проходят музыкальные фестивали.

Постановки

В 1925—1926 годах главным режиссёром театра был певец и режиссёр Александр Улуханов — им поставлены оперы «Сказка о царе Салтане» и «Вертер». С середины 1920-х годов репертуар пополняется произведениями советских авторов:

оперы — «Орлиный бунт» А. Пащенко (1926), «Декабристы» В. Золотарёва (1930), «Тихий Дон» И. Дзержинского (1936), «Емельян Пугачёв» М. Коваля (1943), «В бурю» Т. Хренникова (1952), «Тропою грома» М. Магиденко (1959); «Даиси» З. Палиашвили (1972), «Пророк» В. Кобекина (1986, режиссёр А. Б. Титель, дирижёр-постановщик Е. В. Бражник; Государственная премия СССР);

балеты — «Красный мак» Р. Глиэра (1928), «Утраченные иллюзии» Б. Асафьева (1936, балетмейстер-постановщик Леонид Якобсон), «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева (1938), «Кавказский пленник» Б. Асафьева (1939), «Гаянэ» А. Хачатуряна (1943), «Доктор Айболит» И. Морозова (1948), «Берег счастья» А. Спадавеккиа (1952), «Левша» Б. Александрова (1954), «Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича, «Конёк-Горбунок» Р. Щедрина (оба — 1964), «Спартак» А. Хачатуряна (1966), «Легенда о любви» А. Меликова (1971), «Антоний и Клеопатра» Лазарева, «Слуга двух господ» М. Чулаки (оба — 1976), «Сотворение мира» А. Петрова (1978).

Театр обращается и к творчеству уральских композиторов:

оперы — «Орлёна» В. Трамбицкого (1934, 3-я ред. 1973), «Охоня» Г. Белоглазова (1956), «Мальчиш-Кибальчиш» К. Кацман (1969);

балеты — «Каменный цветок» (1944, 1-я постановка, балетмейстер К. Муллер) и «Бесприданница» (1958, балетмейстер Г. Язвинский) А. Фридлендера.

Среди классических постановок советских лет и постановок на музыку европейских композиторов:

оперы — «Отелло» (1945, режиссёр Е. А. Брилль; Сталинская премия 1946 года) и «Симон Бокканегра» (1957) Дж. Верди, «Руслан и Людмила» М. Глинки (1960), «Хованщина» М. Мусоргского и «Укрощение строптивой» Шебалина (обе — 1964), «Богема» Дж. Пуччини (1965), «Дон Жуан» В.-А. Моцарта (1967), «Арабелла» Р. Штрауса (1974, впервые в СССР). Первым из провинциальных оперных театров в СССР, театр в Свердловске решился на постановку итальянской оперы на языке оригинала («Сила судьбы» Дж. Верди).

балеты — «Коппелия» (1922), «Дон Кихот» и «Конёк-Горбунок» (1924), «Лебединое озеро» и «Шопениана» (1925), «Корсар» и «Тщетная предосторожность» (1926), «Жизель» (1927), «Карнавал» (1933), «Спящая красавица» (1937), «Раймонда» (1940), «Арлекинада» (1945), «Голубой Дунай» на музыку И. Штрауса (1958), «Баядерка» (1960), «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (1962), «Собор Парижской богоматери» на музыку Ц. Пуни (в редакции Р. Глиэра, с дополнительной музыкой С. Василенко, 1973), «Пахита» Л. Минкуса (1979).

Среди постановок нашего времени:

оперы — «Травиата» Дж. Верди, «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, «Сатьяграха» Ф. Гласса.

Коллектив

В разное время в театре работали и работают:

  • Народные артисты РСФСР и России: Е. Алтухова (1956—1964), Л. Баратов, М. Владимирова, Л. Воробьёва, Н. Голышев, А. Людмилин, А. Маргулян, М. Минский, В. Нестягина, И. Семёнов (1954—1974), С. Зализняк, А. Жилкин, О. Плетенко, Е. Гускина, Владимир Огновенко.
  • Засл. арт. РСФСР и РФ: Н. Боголюбов, М. Глазунова, Л. Громыко, Г. Зелюк, В. Китаева, Л. Коновалова, Л. Краснопольская, А. Месняев, Д. Спришевская, А. Ульянов, В. Круглов, М. Моисеев, С. Сергеев, С. Тарановская, Т. Бобровицкая, В. Добровольская, О. Соловьева, В. Петров, В. Абашева, Т. Гичина, Н. Гордиенко, Ю. Веденеев, В. Половинкин, Н. Остапенко, А. Федоров, И.Глушков, Н. Рыжкова, В. Захаров, С. Пастухова, Ю. Девин, В. Чеберяк, Н. Бабинцева.

Оперная труппа

Здесь начинали свой творческий путь такие певцы, впоследствии народные артисты СССР, как Иван Козловский (1925—1926), Сергей Лемешев (1926—1927), Ирина Архипова (с 1954 по 1956), Борис Штоколов (был стажёром, затем солист труппы в 1954—1959).

В разное время в театре работали певцы Владимир Лосский, Мария Донец-Тессейр (1924—1925), Арнольд Азрикан (с 1943 по 1951), Николай Щегольков (с 1938 по 1944), Иван (Янни) Вутирас, Нияз Даутов (1943—1956 и 1960—1964), Давид Аграновский, Олег Агафонов (с 1964 по 1980), Олег Плетенко (с 1968).

Балетная труппа

До революции в балетной труппе театра танцевали артисты Лазарева, Гаретта, М. А. Стекль, Н. Средницкая, Р. И. Баланотти. После революции труппа распалась и затем вновь окончательно сформировалась к сезону 1930/1931 годов. В советское время здесь танцевали К. И. Сальникова, А. Г. Богданова-Давыдова, В. К. Мерхасина, А. Л. Бабанин, В. А. Преображенский (1935—1939), О. Н. Сталинский (до 1941), В. И. Наумкин (1936—1959?), К. А. Кузьмичева, Н. Ф. Млодзинская (1941—1947), Н. Ф. Орешкевич (между 1931 и 1949). После войны ведущими артистами были К. Г. Черменская (1944—1965?), Н. И. Меновщикова (1956—1975), Е. А. Степаненко, И. Н. Каныгин, В.В.Кузнецова, Е. Р. Гускина. Из современных солистов — Алексей Насадович (с 1992), Маргарита Рудина (с 1994).

Спектакли ставили Ф. Ф. Трояновский, в советское время — М. Ф. Моисеев, П. К. Йоркин, Л. В. Якобсон, К. Ф. Боярский, А. В. Чичинадзе, И. Д. Бельский, Е. Я. Чанга.

Оркестр

В состав оркестра входят заслуженный артисты России, лауреаты всероссийских и международных конкурсов.

Среди дирижёров театра были Лев Штейнберг (1926—1928), Арий Пазовский (1931—1933).

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *