Приручение зверьков

Между дикими животными можно обнаружить особи, которые сразу начинают кормиться в присутствии людей или могут даже взять из рук пищу. Но как поступить, если животное вас боится и избегает любых встреч, можно ли в этой ситуации установить с ним контакт и подружится? Это достижимо, но для любой особи следствия приручения могут быть разными. Необходимо сразу быть готовым, что подопечный не сможет стать таким ручным, как вы желаете.

Необходимо знать, что только пойманное животное, испытывает большой стресс, ему потребуется определенное время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Иногда срок необходимый для адаптации может быть довольно продолжительным. Даже каждая особь обладает своим нравом и неповторимым характером. Обычно молодые зверьки более податливы к приручению и воспитанию. Кроме того нужно помнить, что для любого вида животных свойственны определенные реакции и черты поведения в присутствии человека, хотя можно обнаружить и исключения среди любого вида.

Наиболее незлобный и ручной – фуро, которого приручали с древности. Дружелюбные и общительны с человеком солонгои и светлые хорьки. Позволяют брать на руки и легко приручаются колонки, иногда и разные виды норки. Куницы и соболи, не дают себя брать в руки, но довольно общительны. Плохой характер у ласок и черных хорьков, и самые злобные горностаи.

При содержании животного в квартире, не стоит ждать, что он в короткий срок проявит свою благосклонность. Наиболее важное в этой ситуации — не требуйте много от зверька, особенно в первое время. Необходимо набраться терпения, и дождаться когда будут видны результаты ваших усилий. Лучше поселить дикого зверька в клетку большого размера, предоставив ему все, что потребуется – поилку с чистой водой, лоток и удобный домик.

Приручение

Очередным этапом будет – научить животное принимать из ваших рук корм. В первое время зверек будет бояться, есть из ваших рук, по этой причине, можно в первое время его кормить из деревянной ложки. Можно добиться результата быстрее, если кроме простого корма, давать какое, либо лакомство, к примеру, сметану или обычный мед, но только немного. Через определенный срок зверек перестанет опасаться протянутой руки и станет самостоятельно подходить к вам, чтобы получить любимый корм или лакомство. После этого можно попытаться его кормить уже прямо из рук. Сначала «дикари», просто выхватывают корм, в это время необходимо делать это осторожно. Через время, можно выпускать животное в комнату и учить брать корм прямо там, используя те же способы, о которых говорилось ранее. С помощью лакомства можно заманивать зверька обратно клетку. Категорически нельзя ловить зверька или пугать его, из-за этого время приручения может увеличиться на неопределенный срок.

Применение таких несложных способов воспитания позволят вашему питомцу принять вас за друга. В последующем он сам станет запрыгивать на колени, прося свое лакомство.

>Куница, дворник и геодезист…А что общего между ними?

Памятник геодезистам

В сентябре 2016 года на улице им. Крупской установили скульптуру «Геодезисты». Инициатором создания этой скульптуры было управление Росреестрами по РБ; она обошлась приблизительно в 2 000 000 рублей. Причём на проект выделили деньги сами рабочие, среди которых: геодезисты, инженеры кадастровой службы, служащие Управления Росреестра и прочие.

Скульптура выполнена в виде геодезистов (мужчины и женщины) во время выполнения своих обязанностей. Монумент из бронзы примерно в тонну, отливали в Красноуфимске. Открытием памятника занимался геодезист Леонид Вяйнович, а так же его жена, Елена Хылпус. Они выступали от имени жителей города, чтобы подчеркнуть всю актуальность события в наши дни.

Памятник находится в сквере геодезистов прямо на персечении улиц Достоевского и Крупской. Подобные памятники установлены в таких городах, как Иркутск и Белгород. Геодезист – чтимая профессия.

Итак, у Х.Галиуллина за плечами много работ, сделанных для любимой столицы. Мы перечислили только три, про остальные расскажем как-нибудь в следующий раз. Самое главное, что благодаря современным мастерам, наш город становится чуточку симпатичней и живее, за что и спасибо. О других памятниках и арт-объектах Уфы читайте по тегу Памятники.

Рулит заказчик

Светлана Истомина, «АиФ-Башкортостан»: Халит Халимович, кому принадлежит идея серии скульптур в стиле «а-ля 50-е»?

Халит Галиуллин: Заказчик – город, управление дизайна и рекламы. Впервые я столкнулся со скульптурами в советской стилистике у торгового центра «Башкирия». Но там была какая-то концепция, мы обнаружили осколки, сделали реставрацию, скульптуры получились аутентичные, гипсовые – там это впечатляет. С парком Якутова пошёл небольшой повтор, нам не хотелось ту же «музыку играть»: девушек с вёслами, пионеров с горнами и т.п. Нам выдали указания, кого ставить, мы попытались возражать: давайте уйдём от стереотипа, лучше сделаем меньше скульптур, но креативнее, пусть это будут не просто манекены, может, задействуем тему камня. Но решающее слово оказалось за заказчиком.

Но мы стараемся уходить от установок, привнести своё. Тема семьи давно витала в воздухе, ждала воплощения. В детском парке она, мне кажется, хорошо пошла. Здесь всё органично: дети-родители, бабушки-дедушки, птицы-животные…

Памятник семье в парке имени Якутова Фото: АиФ/ Айгуль Мусина

— Но критикуют больше за качество исполнения: материал и цвет, пропорции фигур, одинаковое выражение лиц…

— Согласен, лица получились однотипные: одинаковость пошла от парня, который нам помогает лепить фигурки. Он делал от души, не нахалтурил, но, как ни старался, лица получались одинаковые. Я просил его немного изменять губы, разрез глаз, форму носа, но не получается у него почему-то! В одной из работ — мама с младенцем – пришлось самому женщине лицо подправить, поживее сделать. На все рук не хватает… Но мне не кажется, что там страшные лица, ведь и люди разные…

Мы тоже во многом ограничены: заказчик подгоняет, иногда пытаемся доработать, отшлифовать, поиграть цветом, чтобы фигуры обрели индивидуальную законченность, но заказчик подгоняет. Бывало, еще «горячую» скульптуру вывозили из мастерской. Машина приезжает: готово? Готово, но надо просохнуть. Нет, давайте – грузите, повезли.

Скульптура девочки с кошкой в парке имени Якутова. Фото: АиФ/ Айгуль Нургалеева

Крепкий и устойчивый

— Вы как профессиональный скульптор не пытаетесь противостоять этой профанации?

— По возможности пытаемся, но особо не возражаем: ну откажемся — сделают другие, еще хуже, из какого-нибудь пенопласта или монтажной пены. Сегодня всё просто: захотел какой-нибудь сотрудник ЖКХ отличиться – лепит скульптуру. Примеры — лось Орджик, на Комарова стоял, людей пугал, или кошмарный клоун у Госцирка… Когда его подпортили вандалы, меня попросили исправить, я отказался: говорю, лучше поставьте куда-нибудь на территорию детского сада, там он более-менее будет смотреться.

Меня иногда спрашивают: как ты, профессионал, берёшься за парковые статуи? Но, вообще-то, эта работа для скульптора. К слову, далеко не все скульптуры выполнены непосредственно мной. Мои работы — девочка с книгой, многодетная семья, женщина с младенцем, девочка с кошкой, мальчики на качелях, пара, ожидающая ребенка. У меня есть помощники, в том числе сын Тимур, тоже скульптор.

— Не считаете, что материал, из которого выполнены скульптуры, смотрится как-то дёшево?

— Не думаю. Файбергласс, – нетканая материя, как бы пропитанная стеклом. Со временем он становится жёстким и прочным, мало уступает металлу. На него хорошо ложится краска. Была мысль обратиться к бронзе, но для такого количества было бы очень дорого. Кроме того, бронза технически сложнее: и фундамент под неё надо делать, и в производстве, и в монтаже сложнее.

Скульптурная композиция «Геодезисты» на ул. Крупской рядом с домом-музеем им. В.И. Ленина и зданием Росреестра. Фото: Администрация города Уфы

— А кто выбрал этот, мягко говоря, спорный цвет для композиций?

— Чего только я не выслушал по этому поводу! Но не считаю, что цвет – такая уж беда – не красный же, не черный. Посмотрите, что в городе творится: мальчика-кураиста у «Искры» зачем-то покрасили в черный цвет, он облупился. И такая «красота» на главной улице города. Возьмите дворника у фирмы «Мир» перекрасили в желтый, якобы, бронза чернеет, зеленеет. Но ведь можно её иногда чистить! Сначала подумал – вандалы… К сожалению, но авторских прав на дворника у меня уже нет.

Скоро появится Акбузат

— В парке Якутова появятся новые скульптуры?

— Честно говоря, мы подустали штамповать одно и то же, а тут опять навязывают пионеров, спортсменов и т.п. Постараемся перебороть эту тенденцию, придумать что-то пооригинальнее. Учли критику, работаем над тонировкой, усложняем цвет, делаем под патинированную бронзу — держится хорошо и не окисляется, но это кропотливая работа плюс удорожание. С таким покрытием сделали «клон» девочки с книгой для детской библиотеки Уфы. Собственно, изначально ту девочку, которая установлена в парке, делали для библиотеки. Но она показалась им слишком крупной, взрослой. Ну, думаю, жалко, если труд пропадёт. Привезли её в парк Якутова для образца – показать, какой будет аллея. Мэру она приглянулась, говорит, оставляем, тут хорошо смотрится. Через некоторое время мне звонят из библиотеки: «Нашу девочку украли!» Успокоил – будет вам новая, ещё лучше.

Фото: АиФ/ Айгуль Мусина

— Для города что-нибудь более масштабное делаете?

— Уже готов крылатый конь Акбузат, его заказывал Октябрьский район для установки на проспекте Салавата Юлаева, но пока не могут найти финансы. Практически готов памятник пограничнику с собакой — его установят в парке Победы в конце мая, ко Дню пограничника. Работа масштабная, серьёзная, в качестве консультанта выступил ветеран погранвойск. Может, кто-то и в нём найдёт изъяны, критиков много.

Когда вандалы подпортили страшного клоуна у Госцирка, меня попросили исправить, я отказался: говорю, лучше поставьте куда-нибудь на территорию детского сада.

— Халит Халимович, как реагируете на критику — обижаетесь? Соглашаетесь? Игнорируете?

— Спокойно. На каждый роток не накинешь платок, каждый имеет своё мнение. Но, считаю, если кому-то не нравится – говори, но не надо хаять. Автор имеет право на самовыражение. Помню в Питере, мы, два студента-скульптора зашли на международную выставку в «Манеж»: на входе спотыкаемся о какой-то швеллер, тётенька-смотритель шикает на нас: «Осторожно, это экспонат!». Думаю: «ё-моё, что за экспонат!» Прошли дальше: какие-то гвоздики на доске, мусорные бачки, фантики, крыса бегает… Ну нравится автору такое искусство, ради Бога, люди так видят, так работают.

Домик с куницей — одна из любимых и узнаваемых горожанами скульптур. Его автор тоже Халит Галиуллин. Фото: АиФ/ Айгуль Нургалеева

Хуже, когда, как сегодня мы наблюдаем, идет пропаганда авангардного искусства и попутно отрицается все традиционное: «Это несовременно!» У меня тоже есть вопросы к некоторым уфимским памятникам и арт-объектам. Например, я бы не сказал, что памятник Исмагилову так уж хорош, но он есть, автор старался. Далее: фонтан «Семь девушек» – на мой взгляд, фигуры слишком масштабные, изгибы рук неестественные, известный танец можно было бы обыграть более изящно. Та же «Аrt-Тerria», которую наши искусствоведы взахлёб расхваливают. Согласен, есть достойные работы, но некоторые вызывают отторжение: то ли недоделанные, то ли переделанные, то ли недодуманные… Хотя мрамор сам по себе красивый материал, его трудно испортить. А вообще, любой взгляд на искусство субъективен. Одни признают традиционное искусство, другие — только авангард.

Масштабы критики в наш адрес считаю преувеличенными: когда принимали скульптуры, большинство посетителей парка нас благодарили, даже обнимали. Была пара реплик недовольных, как без этого. Но главное — мы работаем, не семечки щёлкаем. Наверное, работы могут быть и лучше, и хуже, но не надо то, что мы сделали для детей, ругать и считать халтурой.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *