Церковь Девы Марии Снежной

В церкви ощущается диссонанс между огромной высотой сводов и сравнительно небольшой длиной помещения. Но согласно изначальному плану строительства, нынешнее пространство храма – это лишь небольшая часть того, что должно было быть создано.

Церковь Девы Марии Снежной, фото Mona-Lisa

По замыслу основателей, костел Девы Марии Снежной (Kostel Panny Marie Sněžné) должен был превзойти пражские храмы своим величием. Не все планы сбылись: церковь стала второй по высоте религиозной постройкой после грандиозного собора Святого Вита.

История строительства

Осуществить проект полностью помешали гуситские войны, и от первоначальной архитектуры сохранилось немногое. Облик храма сегодня кажется незавершенным: ему не хватает симметрии. Северную башню возвели в 1405 году, но от возведения второй, южной башни, отказались из-за недостатка средств.

Церковь стоит в центре: на рубеже Старого города и Нового Места. Ее двор выходит к Юнгмановой площади (Jungmannovo náměstí). Храм не видно издали, несмотря на его высоту – он скрыт между соседними зданиями.

Этот костел был свидетелем многих важных событий и перемен. Его история начинается с 1347 года: тогда Карл IV издал учредительную грамоту, пожаловав участок земли кармелитам под церковь и монастырь. Вначале возвели апсиду; в 1397 году появились новая эмпора и свод, был установлен орган. В XV веке пресвитерий дополнили трехнефной пристройкой, и общая длина здания составила 110 м.

Внутри храма с 1651 года построен 29-метровый раннебарочный алтарь. Это самое грандиозное алтарное сооружение Праги – оно покрыто богатой позолотой, украшено полихромной росписью. Центральная живописная композиция своим сюжетом связана с названием церкви: она изображает римский холм Эксвилин в снегу.

Чудо снега

Мозаика над входом в церковь

Художник написал картину божественного чуда, которое свершилось в 352 году, в эпоху правления папы Либерия. Римскому купцу было видение: во сне явилась ему Пресвятая Дева и указала построить храм – там, где выпадет снег. Был август, в Риме стояла жара, но случилось чудо: снег действительно выпал на холм Эсквилин. На картине мы видим шествие паломников во главе с Либерием: они движутся к вершине холма, куда им из облаков указывает Дева Мария. Есть среди них и донаторы пражского храма – Ян из Талмберга с супругой.

На Эксвилине, в ознаменование божественного явления, воздвигли базилику Санта-Мария Марджоре. Пражский храм, в честь римского чуда, получил имя Девы Марии Снежной. В его убранстве сохранилось еще четыре позднебарочных алтаря, множество фигур святых, картины, орнаментальные росписи, мозаика. Северный портал со скульптурным декором уцелел с готического периода.

В период гуситских волнений строительство остановили. В 1434 году, в ходе гражданской войны, была разрушена северная башня храма. В XVI веке ураганный ветер сорвал часть купола. В середине столетия кармелиты покинули Прагу, костел был заброшен.

В 1603 году, по прошению министра ордена – Франциско де Соуса, ареал монастыря и храм передали ордену францисканцев. В течение века продолжалось восстановление. В XVIII веке переднюю часть храма перестроили в классическом стиле. В связи с реформами Иосифа II монастырь не был закрыт, но прием новых монахов приостановился и возобновился только в 1835 г.

С февраля 1948 года, с приходом к власти коммунистов, начался сложный период. В храме по прежнему проходили службы, а здания монастыря заняло Министерство внутренних дел. В трапезной репетировал оркестра почетного караула Пражского Града. После Бархатной революции в 1989 г. монастырь вновь передали францисканскому ордену, и он возобновил свою деятельность. Здания были отремонтированы, воссозданы интерьеры.

Сегодняшний день церкви

Во внутреннем дворике перед входом стоят скульптуры Петра Алкантарского и св. Яна Непомуцкого. На северной стороне двора разместилась часовня св. Яна Непомуцкого, а над ней – монастырская библиотека. На южной – пристроена часовня св. Михала, за ней – простое двухэтажное здание, бывший монастырь Францисканцев.

Над порталом находится мозаика, изображающая икону «Дева Мария спасительница римского народа», созданная Виктором Фёрстером около 1900 г.

Внутри костела вдоль стен расположились 10 скульптур францисканских святых. Слева от входа находится часовня св. Антония, расписанная Коваржа. В интерьере доминирует раннеборочный алтарь.

Францисканский сад

Вид на церковь из Францисканского сада, фото prahadejvice

Рядом с храмом разбит Францисканский сад: с 1950 года он открыт для посещения. Здесь цветут розы, поют птицы, а монахи выращивают целебные травы. Это уединенное, тихое местечко среди оживленного города

Как добраться

В церковь можно попасть со стороны площади Юнгманна, это недалеко от Вацлавской площади. Надо выйти на станция метро Můstek‎ (линии А, В), выход с надписью Jungmannovo náměstí.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Церковь Девы Марии Снежной

Амбит перед церковью

Из первоначального проекта, задуманного как двухбашенное здание, длиной в 100 метров, с высотой среднего нефа 40 метров, был завершен только пресбитерий (освященный в 1379), основы входной части, «высокая красивая башня» и монастырь, то есть лишь часть запланированного строительства храма, который должен был конкурировать с кафедральным собором Святого Вита и цистерцианским монастырем в Збраславе.

Строительство башни и нефа зального храма, в соответствии с результатами археологических исследований Юлии Рихтеровой в 1981 году, началось в первой половине XV века, но было прервано гуситскими войнами. В то время в церкви служил гуситским проповедником Ян Желивский. Место строительства церкви было обнаружено на нынешней площади Юнгманна, около памятника Юнгманну и под ним. Во время гуситских войн здание было повреждено (колокол был сбит с башни), а затем заброшено монахами, и приходило в упадок. К концу XV века монахи вернулись, но им негде было жить. В 1566 г. обрушились готические своды церкви.

В 1603 г. император Рудольф II подарил монастырь с церковью францисканцам. В 1611 г., во время осады Праги имперско-баварскими войсками, произошло нападение на церковь и монастырь, при котором было убито 14 монахов. В 2012 г. осуществился процесс беатификации Четырнадцати пражских мучеников.

Церковь была достроена в 1625 г., и в том же году, 14. мая, была освящена пражским архиепископом Арноштом Гаррахом. Обустройство интерьера продолжалась до 2 половины XVII века, века, в котором также был достроен монастырь. Во внутреннем дворе была построена однонефная капелла Девы Марии Королевы, называемая «Порцинкульская» (при реставрации монастыря в начале ХХ века снесена).

После 1606 г., недостроенный и полуразрушенный комплекс был отреставрирован своими новыми владельцами — босыми францисканцами, которым император Рудольф II подарил руины. Обрушившиеся готические своды были заменены конструкцией в ренессансном стиле (сетчатые ренессансные своды с изображением звездного неба, Девы Марии, Пресвятой Троицы и святых) также была построена входная пристройка с хорами. Пресбитерий первоначально предполагаемого здания сейчас используется как церковь. Со своей высотой 31,5 метра является одним из самых высоких храмовых зданий в Праге. Монастырь был восстановлен в стиле барокко во второй половине XVII века. Останки готической кладки боковых нефов сохранились в барочных капеллах, посвященных Деве Марии и Яну Непомуцкому.

Экстерьер

церковь Девы Марии Снежной из Францисканского сада

Над ренессансным главным порталом была, при общем восстановлении церкви в 1900 г., добавлена мозаика Девы Марии Снежной, сделанная Виктором Фёрстером, и выше, над мозаикой, в фасаде находится отчасти подлинное готическое розеттовое окно.

На северной стороне от главного хора находится боковой неф, который значительно ниже хора, от которого сохранились только наружные стены. Главный хор построен на принципе «каркасной» конструкции (окна заполняют всю площадь между опорными столбами для достижения максимально возможного светового эффекта), в боковом нефе стены между отдельными опорами выполнены каменной кладкой. Для некоторых архитектурных элементов был использован другой вид камня. Отношение между главным хором и боковым нефом особенно тем, что опорная система хора нелогично западает в боковой неф, а также неоднородными геометрическими деталями отдельных частей постройки. Характеризуется это тем, что в 1379 г. между этапами строительства боковых капелл и позднего строительства главного хора произошло изменение в первоначальном строительном плане. План был, вероятно, изменен с дополнительным решением существенного возвышения хора.

Усиленная кирпичная кладка на западных концах боковых нефов свидетельствует о первоначальном намерении строительства двух башен. О существовании северной башни свидетельствуют фрагменты, сохранившиеся по сей день. В западной части северной капеллы, мы все еще можем найти до 220 сантиметров в ширину и более метра в высоту останки стен и останки винтовой лестницы, которая закреплена в юго-восточном углу в каменной кладке капеллы.

Эта башня была, вероятно, достроена уже на первом этапе строительства вместе с северной капеллой. Уже в 1434 г. Башню частично снесли (по данным летописи ордена рыцарей креста с красной звездой) и с нее был сброшен колокол. В 1683 г. башня окончательно обрушилась.

Над входной калиткой в бывшее кладбище был размещен оригинал (сегодня уже только копия) никогда не установленного тимпана из неоконченного храмового портала. На горельефе изображен иконографический мотив «Трон Божьей мудрости». На небесном престоле восседает Бог-Отец, который в руках держит крест со своим распятым сыном, Иисусом Христом, над которым летает голубка святого Духа. Это один из самых значительных скульптурных памятников высокой чешской готики, не входящих в течение школы Парлержа. Сцену треугольного тимпана внизу дополняют две, стоящие на коленях, фигуры донаторов, которые сохранились без голов, и, следовательно, предоставляют место для гипотез об их идентификации. В соответствии с их двумя сохранившимися гербами, а именно чешского двухвостого льва и моравской клетчатой орлицы, нынешние исследователи склоняются к версиям, что фигуры изображают Карла IV и его первую жену Бланш из династии Валуа (Файт-Главачкова), или Карла IV и его брата маркграфа Яна Генриха (Опитз) или короля Иоанна Люксембургского и его сына Карла IV (в год предполагаемого возникновения тимпана Карл IV был моравским маркграфом). Оригинал тимпана был снят при реставрации площади (бывшего Курного рынка) в 1910 г., и сначала был выставлен в Лапидарие Национального музея, а потом его переместили в экспозицию Национальной галереи в Монастырь святого Георгия на Пражском граде. После ее закрытия в 2012 г. был перевезен в внепражский депозитарий.

Во дворе перед церковью стояла Лоретанская капелла, окруженная амбитом. Ее донаторами были Фердинанд Берхтольд, граф из Угерчиц (1657—1720), с женой Уршулой из рода Вртбов. В 1692 г. капелла была перестроена, а в 1878 снесена.

Интерьер

Интерьер церкви с барочным алтарем

Внутреннее пространство хора в настоящее время, по сравнению с первоначальным состоянием, гораздо ниже. Первоначальные готические крестовые ребристые своды, которые достигали высоты 34 метров, в конце XVI века были полностью разрушены. После того, как Рудольф II передал монастырь францисканцам, которые начали реставрацию, пространство было снова перекрыто сниженными сетевыми ренессансными сводами. Естественно, вместе с этим снизились и окна. Следы первоначальных готических сводов можем наблюдать на чердаке церкви. Арки окон видны и снаружи.

В интерьере церкви сохранился ряд раннебарочных ценных памятников. Прежде всего, это одно из самых обширных произведений алтарной архитектуры периода раннего барокко в Праге — алтарь с колоннами (высота 29 м), который закончен группой «Голгофа», а именно скульптурами Распятого, св. Иоанна Евангелиста и Девы Марии. Алтарь был сделан в период 1649—1651 гг. неизвестным резчиком по дереву. Автором нижнего алтарного изображения, которое представляет собой легенду об основании римской церкви Девы Марии Снежной (также Санта Мария Маджоре) является пражский художник Антонин Стевенс.

На левом боковом алтаре находится картина «Благовещение» Вацлава Вавринца Реинера, написанная маслом — вершина стиля барокко. Картина была реставрирована академическим художником Франтишком Фишером в период 1929—1930 гг. В то же время он создал копию, которая осталась в его владении.

О позднеготическом стиле напоминает оловянный купель с конца XV века, с крышки которой была украдена барочная скульптура св. Иоанна Крестителя.

В полу церкви находится ряд усыпальниц известных личностей, другие тела были помешены в гробницу под пресбитерием. В церкви, например, похоронен, командир имперских войск Рудольфа II, граф Германн-Кристоф Руссворм.

Исторический контекст

Главный алтарь

В связи с церковью Девы Марии Снежной часто ссылаются на парижскую Сент-Шапель. Сложное окончание хора и мотив скульптур на опорах предполагает, что строители могли вдохновиться этим значительным французским памятником. Еще одним европейским сооружением, которое могло бы послужить примером, является Кёльнский собор, особенный своим высоким хором, который, так же, как и хор Девы Марии Снежной, благодаря частично застекленным стенам, пропускает во внутреннее пространство большое количество света. Третее сооружение, которое послужило примером является, как правило, хор кафедрального собора святого Стефана в французском Тулузе.

Вид с улицы Франтишканской

Храм Девы Марии Снежной

Kostel Panny Marie Sněžné

Храм был заложен в 1347 году. Предполагалось, что это будет самый большой по размерам храм Праги, но из-за гуситских войн план остался неосуществленным. Так, двор перед храмом должен был стать величественным трехнефным пространством. Но и построенная в итоге церковь с высотой сводов, равной почти 32 метрам, является самой высокой церковной постройкой Праги.

Изначально храм принадлежал ордену кармелитов, но в 1604 году перешел ко францисканцам, которые и отремонтировали храм, находившийся долгие годы в запустении.

В храме находится алтарь в стиле раннего барокко (создан в 1651 году), являющийся самым высоким в Праге (его высота — 29 метров). Человек, попадающий в храм, может ощутить диссонанс между высотой алтаря и сводов и небольшой длиной постройки. Но не стоит забывать, что, согласно первоначальному плану, все пространство нынешней церкви являлось лишь частью (а именно — алтарем) намного более масштабного сооружения.

Кроме главного алтаря, в храме находятся еще четыре, выполненных в стиле позднего барокко. Небольшие по размерам, они расположены друг напротив друга по сторонам нефа: первые два — это алтари св. Екатерины и св. Франциска, два других — алтарь св. Креста и «Благовещение».

С северной стороны храма Девы Марии расположено кладбище. Над входом находится готический портал, украшенный скульптурной композицией.

С южной стороны к храму примыкает монастырь ордена францисканцев. В монастыре над капеллой св. Яна Непомуцкого находится малоизвестная широкой публике библиотека. Она относится к числу ценнейших сохранившихся библиотек эпохи барокко.

Монастырский сад, заложенный еще в средневековье, был открыт для публики только в 1950 году.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *