Кашин. В поисках дома с золотой крышей

Если быть точной, то крыша дома в Кашине могла быть не золотой, а позолоченной, про благородный металл мы для красного словца добавили. Да и собрались мы туда вовсе даже и не крыши ради, а алкоголю для… На этом сказки рассказывать погодим, приступим к чистейшей правде.

Однодневная поездка в Кашин давно стояла на злобе дня. Главная, но не основная причина тому была в наличии в этом городе собственного винокуренного ликёро-водочного завода, продукция которого пользуется хорошей репутацией.
“А поближе её купить нельзя, – справедливо заметит читатель, – неужели стоит местись за 200 с лишним вёрст ради алкогольных напитков?”
Купить-то можно. Но не того формата. Нам нужны были подарочные варианты в мелкой таре. То есть сувениры из России. Розыски во всемирной паутине подтвердили самые худшие опасения – в Москве фирменного магазина кашинского ликёро-водочного завода “Вереск” нет. Ближайший – в Твери.
“Да уж” – посетует домосед.
“Ура-а-а! – воскликнет путешественник, – мы едем в путешествие! Короткое, однодневное, но полноценное!” И ставит будильник на пораньше.
“Пораньше” в этот раз было назначено на 7 часов.
– Раньше выезжать нет смысла, – со знанием дела высказался ГлавВред, – ну прилетим туда ни свет ни заря. Всё ещё закрыто будет. Выезжаем в 7.
Да, “прилететь” не получилось. Главвредовский многолетний опыт путешествий по России безнадёжно устарел. Потому что все северные направления расковыряли, выезды и въезды из столицы, кажется, “стоят” круглосуточно. Выезжать (да и въезжать) из города по “ярославке” – мука мученическая. Мы выбираем “дмитровку”. “Дмитровские” засады не столь глобальны, как “ярославские”, но имеют место быть. Пробка в Москву -предсказуема. А вот “стояк” в область утром буднего дня радости не доставляет.

Сужение сразу после МКАД. Затем – затычка из-за аварии, затем – виноградовский светофор и опять дорога из пяти полос сходится в две…
После деревни Грибки толчея рассасывается и мы свободно катимся к заветной цели, залившись на ВР. Трасса стелется если не скатертью, то ковровой дорожкой.

И в 8.35 мы въезжаем в Дмитров.

Где Бортжурналистке даётся честное главвредовское слово, что мы непременно устроим сюда отдельное путешествие.

Слегка блуднувшись в Дмитрове, мы минуем его и с 9.00 наслаждаемся сказочными видами едва наметившейся осени.
Делаем короткую остановку в селе Квашонки. Подвыпивший (с утра!) местный житель охотно объясняет, где можно заплатить за мобильный телефон, но посвящения местного храма не знает. (Храм Преображения Господня конца XVIII – начала XIX веков, архитектор неизвестен).

Наверное, специально для него на заборе вместо традиционных икса, игрека и ещё чего-то из высшей математики, красуется весьма философское граффити.

Спас-Угол, родину М.Е.Салтыкова-Щедрина проскакиваем мимо, я лишь цепляю камерой колокольню храма, на чьём погосте покоятся родители великого русского писателя.

Эх, заехать бы в музей… Но мы спешим в Кашин.
В 10.15 мы въезжаем в Тверскую область. Дорога средне-российская. Местами тряская, но в общем довольно приличная. Везде наблюдаем массовую грибную лихорадку – по обочинам дороги на всём её протяжении от Дмитрова до Кашина стоят автомобили – народ подался в лес по грибы.

Самые трудолюбивые грибники уже открыли свою торговлю, чем мы и воспользовались, но уже на обратном пути.
Из дорожных наблюдений хочу отметить довольно живые избы в деревнях. Даже очень справные крепкие дома с приусадебными участками. “Мерзость запустения” кое-где присутствовала, но в глаза не бросалась, мы приятно удивились красивым обихоженным домам. Крутится ведь как-то народ, поднимает хозяйство! Деревни вполне обитаемы, в одной даже автолавку застали и поговорили, что такой грузовик для торговли на колёсах не очень подходит, лучше ведь специальный фургон-витрину для этого дела иметь. Дай им Бог разжиться такой машиной!
Мы минуем поворот на Калязин и восхищаемся мостами – автомобильным и железнодорожным через Волгу.

И вот уже заветная цель – Кашин.
Перво-наперво решаем прозаические вопросы, слегка ошарашенные невысокими ценами на продукцию “Вереск” – 38 рублей за “мерзавчик” (100 г) и 137 рублей за штоф пол-литра ягодной настойки (21%).

Нам предлагают “очень вкусный джин”, мы вежливо отказываемся.
Проводим ревизию местных продуктовых, в изобилии расположенных на своих законных местах – торговых рядах и с успехом решаем семейную продовольственную программу.

Радуемся цене на мясную продукцию в лавке великолуцкого колбасного завода, но покупаем варёно-копчёную “московскую” с осторожностью – 319 рубчиков за кило против московских выше 500…
Уже дома поняли, что опасения нас не обманули – по Сеньке и шапка по цене и вкус продукта. Хорошо, что купили немного! А вот венские сосиски и докторские сардельки рекомендуем, проверено лично.
Наконец – прогулка по городу!

В кадр попал фирменный магазин Великолуцкого мясного завода.

Снимки на торговой площади делать бесполезно – утро рабочего дня, народ спешит на работу, домохозяйки – по магазинам, снуют грузовики, “легковушки”…. И тем не менее, как удержаться от снимка?
– Это краснокирпичное здание на первом плане выглядит представительским!
– Совершенно верно! Его строили, как здание Городской Думы. По этому поводу даже улицу Воскресенскую переименовали в Думскую. Ныне – улица Луначарского. На ней применили интересную планировку. Не во всех, даже губернских городах, мы видели застройку улиц “сплошным фасадом”. Кашинцы в этом брали пример со столицы и центральный проспект застроили рядом домов с одним длинным фасадом.

На первом плане – бывшее здание Городской Думы, ныне – городская библиотека.

В Кашине много зданий построено из красного кирпича. Раньше здесь было собственное производство этого строительного материала. Но уже в XIX веке оно сошло “на нет”.

Отходим на несколько десятков метров от центра местной цивилизации, и вот уже тишь да гладь да Божия благодать. Да, подзапущен городок… Хозяйской руки, ох, как не хватает… Ну, и денег, куда ж без них… Это не XVII-XIX век, когда купцы-меценаты на свои деньги храмы строили, на благотворительность жертвовали, свои дома, как столичные содержали… Равнялись по столице! По сей день в Кашине чтят купца 1-ой гильдии Николая Васильевича Терликова. Он пожертвовал 250 тысяч рублей на перестройку Воскресенского собора. Эта сумма в несколько раз превышала городской бюджет Кашина середины XIX века.
Ну, ладно, что хныкать. Вот современный дворец культуры замечательно построили – грамотная архитектура, отличная стилизация.

А вон какие крепкие избы стоят!

Две из них в тон покрашены, одна ожидает своей очереди. На углу интересный дом – дважды надстроенный с деревянной мансардой. Пригородили, правда, к нему невесть что – современную кирпичную пристройку, весь вид испортили.

– А вот этот дом на весь Кашин знаменит.

Тут купец один хотел крышу своего дома позолотить, прошение на имя Его Императорского Величества писал. А Величество, Александр свет II Николаевич ему ответствовал, что он сам скромнее живёт и крышу золотить не разрешил.
– А странно как-то получается, торговая площадь, да без храма…
– Да быть того не может! Вот, видишь вдалеке непонятное розовое строение стоит. Это всё, что от храма осталось. Кстати, на этом снимке дважды надстроенный деревянной мансардой дом с нужного ракурса попал.

А рядом купеческий дом. Вот он! Я перепутал, это не там, а здесь купец хотел крышу золотить!

Я с сомнением смотрю на дом. Красив, но не тянет на “золотую крышу”. Скорее, это один из тех особняков, что стояли в начале улицы. В Кашине сложилась интересная традиция – на углах кварталов, в начале улиц ставить дома самых состоятельных жителей, чтобы их достойные внимания дома составляли впечатление, что и и вся улица полна красивых богатых особняков.
Мы поднимаемся к главному городскому собору с часами, что в Лейпциге сработали. Может мы и прошли бы мимо, да имели удовольствие услышать их мелодичный перезвон. Для Кашина куранты купили на немецкой ярмарке в 1872 году.

Они по сей день время показывают.
Останавливаемся у скульптуры святой Анны Кашинской.

Мне очень хочется зайти в церковь, но я забыла платок. ГлавВред особого рвения не проявляет. Ему что, он в Кашине несколько раз был, собор видел, хоть он при совках и не действовал.
Воскресенский собор удивителен. Такой храм и в губернском городе смотрелся бы внушительно! И то правда, что в своё время он был самым большим собором в епархии, а в конце XIX века вмещал в себя всё население Кашина – около 7000 жителей.

Мы любуемся деревянным домом у собора. Ах, хорош!

Правду ли табличка на доме говорит или как украшение повесили, но хочется верить, что ещё в 1846 году этот дом застраховали от пожара в страховом обществе “Саламандра”. Почему от пожара? А от чего же ещё страхуют деревянный дом? Да и название “Саламандра” не случайное. По преданию она горит в огне и не сгорает.
Я непременно хочу взглянуть на Кашинку. Прохода по набережной нет, но я упрямо пробираюсь сквозь кусты и бурьян и делаю пару снимков.

Здесь недалеко городской вал был и крепость, её в Кашине “острогом” называли.

– А ты знаешь, что в планировку Кашина была заложена христианская символика чисел?
– Магия чисел? Расскажи!
– В XVI-XVII веках город деревянным был. 70 храмов по всему городу стояло. Располагались они в особом порядке, в плане образовывали крест. Воскресенский собор был центром креста, неподалёку от средокрестия двух естественных осей. Продольная – это ось перешейка. Вторая, поперечная – вытянутая излучина реки. Чтобы тебе понятно было, вот план города, на нём жёлтым цветом символический крест изображён, Воскресенский собор под цифрой 2. Синяя полоса – речка Кашинка, а голубая повторяющая очертания Кашинки – это городские валы.

Так вот. По продольной оси креста стояло 17 храмов, а на поперечной – 16.
– Вот это да! В сумме – 33! Возраст Христа!
– Подожди, и это ещё не всё. Я сказал, что в городе было 70 церквей, а не 33. Ещё 24 церкви стояли за излучиной реки. Они как бы окружали Воскресенский собор, формировали “горнее” ожерелье.
– Так, всего 57 получается. Где ещё 13?
– Это количество кашинских монастырей. Самыми крупными монастырями были три – Сретенский, Клобуков и Дмитриевский. Располагались они на трёх дальних концах города и как бы образовывали треугольник вокруг Кашина. А вершинами этих треугольников были три Троицких собора, по одному в каждом монастыре. Они аккурат стояли на вершинах и усиливали тройственность – три Троицы в трёх углах треугольника!
– Сильно! Ты монастыри назвал. Посвящение двух понятны, а вот третий – Клобуков. Что за название?
– Занятная история. Говорят, что Клобуков монастырь основан на том месте, где Иоанн Новгородский свой клобук обронил, когда на бесе летал в Иерусалим в XI веке. Нашли монашеский головной убор в Кашине. На этом месте монастырь основали и назвали его Клобуков.
– А я слышала, что монастырь кашинцы Каблуковым именовали. Так для русского языка проще. И ещё стояла обитель аккурат на небольшом изгибе Кашинки, что был похож на своеобразный “каблучок”.
– Раз мы с тобой о названиях заговорили, поясним, что слово “Кашин” – производное от финно-угорского слова, означающего “тростник” – “каша”. “Кашина” – речка, поросшая тростником. Такой Кашинка и по сей день является.
– Местные краеведы пытаются объяснить название города русским словом “каша”, но мне эта версия кажется неправдоподобной, за уши притянутой.
Вот такой неожиданный экскурс в историю Кашина получился. Для полноты картины ещё раз продублируем план города, на этот раз приложим список достопримечательностей – уцелевших и утраченных.



Мы возвращаемся к машине и делаем небольшой круг по городу.
– Вот, вот он, – восклицает вдруг Начальник Экспедиции, – я узнал, это дом с золотой крышей.

– А может быть не этот, а вон тот, – издеваюсь я над супругом.

Да, глазу в Кашине есть за что зацепиться. ЧУдная городская архитектура, один дом лучше другого, каждый – отражение эпохи и, в то же время, вкуса хозяина, штучный экземпляр!
А ещё в Кашине применяли “образцовые” фасады – использовали типовые проекты домов, составленные лучшими столичными архитекторами – А.Руска, В.Стасовым, В.Гесте. Поэтому неудивительно, что мой ГлавВред запутался в купеческих особняках.

Мы ещё раз переезжаем Кашинку и я бегу на мост полюбоваться двумя храмами, которые призывно стоят на высоком берегу реки.

Вид на Ильинско-Преображенскую церковь, конец XVIII в.

Вид на церковь Рождества Христова “на Горе”. Конец XVIII века.

Добегаю и до двух особняков, которые претендуют на звание “дома с золотой крышей”.

Сердце сжимается от обиды и горечи. А ведь Кашин вполне бы мог стать русским Ческим Крумловом. Та же петля реки, те же старинные особняки. Не спорю, моложе Крумловских, но в Чехии же изначально из камня строили, а у нас лишь к XIX веку купечество поднялось, стали “деревяшки” каменными особняками заменять.
Я не успеваю додумать мысль про “русский Крумлов”, как муж резко останавливается:
– Вот дом с золотой крышей! Этот! Точно! С балконом! Я вспомнил!

Дом купца А.П.Жданова, середина XIX века, сейчас – ЗАГС.

Государь-император на его прошение о золочении крыши ответил: “Ты что, дурак, сам Государь живет под железной крышей, а ты будешь жить под позолоченной?!”

После смерти А.П.Жданова в нём разместилась Мариинская женская гимназия.
Я иду к местному ЗАГСУ и уже сама не сомневаюсь, что это именно тот самый дом с “золотой крышей”. Столичные мастера, к которым обратился владелец особняка, возвели единственный в Кашине образец эклектики. Жданову пришлось тряхнуть мошной!

Мы делаем в городе ещё пару остановок. У храма Вознесения.

Вознесенский кафедральный собор, XVIII века. В нём покоятся мощи святой Анны Кашинской.

И у местного краеведческого музея, который всё ещё расположен во Входоиерусалимском храме.

Там покупаем путеводитель по городу, объедаем дикие сливы. (Есть – ела, а вот снять дикушки не удосужилась, каюсь). Ещё по дороге в город мы улыбаемся на вывеску “Антиквариат” на будке, которую хоть саму в антиквариат сдавай.

Решаем, что ради вывески “мясо, куры, постельное бельё” тормозить не будем, читатели на слово поверят.
Я возвращаюсь к мыслям о Кашине. Почему, почему не сделать этот удивительный городишко туристическим центром? Он не хуже слащаво- кукольного Суздаля! И история у него славная, традиции древние. Турпродукт сам просится на рынок – здесь вода кашинская целебная и вкусная.

На гербе г.Кашина изображён источник целебной воды

На ликёро-водочный завод можно экскурсии водить, особняков купеческих – пруд пруди, в каждом – своя история. В Александрове в одном из них (дом купца Первушина) интерактивную программу показывают – от посетителей отбою нет! Чем Кашин хуже? Пешеходку бы на площади сделать…
Понравился мне Кашин. Очень понравился. Дай Бог ему мецената местного. Да чтоб было желание у местных властей поднять город из запустения. Туристы, они же отзывчивые на всякие завлекалочки. Ручейком потекут, потом рекой, а потом и потоком широким. Кашину такая завлекалочка природой назначена – “город русского сердца”. Тут и выдумывать ничего не надо, только пользоваться с умом…. Вон когда в XVIII веке город обустраивали, каждый приезжий должен был привести с собой камень, величиной не менее гусиного ! Невелик налог! Я бы сама с радостью несколько булыжничков в Кашин привезла бы! Или деньгами бы оставила!
Мысли опять прерваны дорогой – мы снова пересекаем Волгу-матушку. А вот и поворот на Калязин. Ещё один пример “эффективного управления”.
Но в Калязине всё не столь печально.

Может быть потому, что от центральной улицы мы не проходили вглубь? Меня радует несколько пар с фотоаппаратами, которые вместе с нами спустились к Волге.

Замечаем несколько развалов с сувенирами. Напрасно торговцы сидеть не будут, если торгуют, то есть кому покупать! И это уже радует! На стене дома – реклама вновь строящейся гостиницы. Судя по снимками, я хотела бы в ней остановиться. И до колокольни я бы доплыла. Ей Богу! Хотя туда можно на катере подъехать – это местный приработок, у берега две моторные лодочки стояли. Эх, жаль, я цену не спросила, хотя бы из любопытства.
Я снова жадно усваиваю уроки архитектуры. Славно, очень славно здесь строили!

Краснокирпичная гимназия очень хороша, вызывает уважение!

В таком же по стилю краснокирпичном доме находится местный ЗАГС.

Нам везёт – дверь в него открыта.

В доме даже пахнет XIX веком.

И дверь, и лестница, кажутся подлинными.

Я прохожу дальше, но там уже скучно. Видимо, из парадной залы понастроили клетушек для чинушек.
-Эко тебя в ЗАГС тянет! Мы же уже были в одном! Мало? – ворчит ГлавВред.
– Да я не на заведение, а на интерьеры пришла посмотреть, – оправдываюсь я. И здесь же “кусаюсь”, – ну ка, сними меня в ЗАГСе. Хоть в калязинском запечатли, коль мы с тобой без свадебных фотографий остались!

Мну :).

Мы чуть медлим с возвращением. По Волге как раз идёт теплоход, самое время “щёлкнуть” колокольню ещё раз на фоне судна.

Теперь совсем пора домой. С остановкой у “рыбной тётки” и пополнением продуктовых сумок копчёным терпугом и несколькими боровичками на суп ( по 400 рублей за килограмм против московских 900).

За бортом снова мелькают дорожные пейзажи

с самостийными грибными прилавочками. Ох, уродились этой осенью беленькие грибы. Местные, похоже, ничего больше и не берут, только боровики, да “красненькие” для разнообразия.

Ближе к Москве прилавки пестрят яркими тыквами и душистыми яблоками.

За окном мелькают совсем ещё летние пейзажи. Осень в этом году совсем не спешит. Робко выслала на разведку несколько жёлтых листочков. Дорога чуть покачивается и потряхивает – мой крючок отложен в сторону, на тряской дороге не повяжешь. Да и не хочется. Красота-то вокруг какая! Лето совсем не бабье, а настоящее, чуть припозднившееся до сентября. Я прикрываю глаза. А когда просыпаюсь, мы въезжаем в Сергиев Посад. Дальше – такая знакомая “ярославка”, что в голову лезет текст экскурсии. Но “плёнка с записью” выключается сразу за Пушкиным, где мы встаём в хвост длиннющей пробки на въезде в Москву.

Езда в ней дело всегда неприятное. Как всегда, она усугубляется агрессивными манёврами ездунов по обочине и резкими перестроениями. Пробка рассасывается лишь в Королёве. Очень хочется “поддать газку”, “ярославка” на этом участке сродни хорошей автомагистрали, где можно ехать хорошо за “сотню”. У нас – нельзя. Все подмосковные дороги, как частоколом, утыканы фото-радарами, установленными подчас в весьма незаметных местах. Для их обнаружения есть замечательная программа “Стрелка”. С ней ни стационарные ни передвижные радары не страшны.
Мы приползаем домой усталые, как после перегона Тересполь-Москва. Но в сумках заманчиво звучит весёлый перезвон бутылок “кашинки”, разбавляемый солидным перестуком пары бутылок хмельного напитка ульяновской частной пивоварни (“Дуб и обруч”).

Мы дегустируем пиво, остаёмся весьма довольны и по свежим следам обсуждаем

УРОКИ ПУТЕШЕСТВИЯ. Оно было столь кратким, что вроде и выводить нечего и тем не менее.
1.Однодневный формат путешествий – не наш стиль. Тур-конторы могут сколько угодно рекламировать однодневные поездки. Не вижу ничего плохого в поездках не далее 120 км. Но около 500 км в день – утомительно. Особенно утомительно в современных условиях глобальной реконструкции дорог северного направления и, как следствие, нудного стояния в пробках.
2.Продолжаем ездить по России. Лучше – с ночёвкой или с несколькими.

В статье использованы материалы путеводителя “Кашин”. Автор – И.А.Иванова, ИП Верхов С.И., 2013 год.

Отчёты об однодневных поезках:

Город Иваново – рай “донжуанов”?
Коломна
Рязань. Симфония кремля
Калуга без Циолковского
Дом П.И.Чайковского в Клину
Дмитров-Княжево
Старица
Тарутино – Боровск
Тверь
В гости к Змею-Горынычу
Вязьма
Хмелита
Чехов (Вдоль тихой речки Лопасни)
Александрова слобода
Тула
Ясная Поляна. Дом Л.Н.Толстого

Кашин: интересные места и достопримечательности

Краеведческий музей

Изначально экспозиция музея была открыта в здании городской думы в 1918 году и называлась историко – археологической. В 1936 галерея переехала во Входо – Иерусалимскую церковь, где и располагается по сегодняшний день. Музейная выставка представлена в девяти залах галереи и представлена старинной мебелью, предметами быта местных крестьян и жителей города, экспонатами, относящимися к промыслам, которыми занимался и занимается местный народ. В музее постоянно проводятся тематические экскурсии и лекции.

Бассейная пл., 5 Входо – Иерусалимская церковь

В ней располагается краеведческий музей города, но она примечательна ещё и своей старинной архитектурой. Здание храма было построено более шести веков назад и изначально было выполнено из дерева. Каменным собор стал лишь в XVIII веке. Сооружение очень вытянутое, благодаря чему оно как бы завершает холм, на котором стоит. Его высота в три раза больше, чем ширина. Завершается здание пятиглавием с чешуйчатым покрытием. Над трапезной была маленькая колокольня, которую со временем заменили на трёхъярусное сооружение, от которого до наших дней сохранился лишь нижний ярус.

Бассейная пл., 5 Воскресенский собор

Возведение храма длилось почти столетие – с конца XVII столетия по последнюю четверть XIX. Этот величественный храм является самым прекрасным во всей Тверской области и вполне может сравниться по своей красоте со столичными храмами. Церковный комплекс состоит из трапезной, собственно храма, колокольней в три яруса и апсиды. Высота колокольни составляет более 70 м, а на её вершине установлены часы. Снаружи стены церкви декорированы шестиколонными портиками, на углах здания находятся пилястры, а стены обработаны неглубокими филенками.

Вознесенский собор

Храм находится в центральной части города на берегу реки Кашинка. Он был построен в 1799 вместо разрушенной в 1709 году одноимённой церкви. Собор сооружён в стиле ампир. Колокольня со строгими формами имеет тонкий шпиль, а венчает её небольшая глава с крестом. В 1929 году церковь была закрыта и отдана под склад для мебели, однако, в 1993 её отреставрировали и вновь отдали прихожанам.

Единения пл., 1 Крестознаменская церковь

Это кирпичный двухэтажный собор, построенный в 1784 году. На втором этаже располагается «летняя» церковь, а на первом – тёплая. Здание сочетает в себе перекликающиеся элементы двух стилей – барокко и классицизма. В 1872 году была сооружена новая колокольня, увенчанная шпилем. С 1946 года в здании церкви располагался районный городской архив. Однако, в 90-х годах прошлого столетия её вернули верующим и сегодня в ней располагается воскресная школа.

Курортная ул., 5 Николаевский Клобуков монастырь

Основание его произошло в середине XIV века. С 1764 года он стал заштатным общежительным монастырём и состоял из трёх каменных храмов. До 20-х годов прошлого столетия православный монастырь являлся мужским. После революции он был закрыт, а в 1929 году с него были сняты колокола и разрушена колокольня. До конца 80-х годов здесь находился мясокомбинат, деятельность которого была завершена вследствие пожара, который уничтожил всё имущество комбината, однако, оставил невредимыми монастырские постройки. В 90-е годы монастырь был снова открыт и преобразован в женский, который действует и сегодня.

Смычка ул., 6 Бювет в Кашине

Он находится на территории местного санатория под названием «Кашин», открытого в 1884 году. Источник во дворе бювета выполнен в виде памятника. Как считают многие люди, вода из этого источника обладает целебными свойствами и дарит здоровье всем, кто хоть раз попьёт её. Этот бювет привлекает в город большое количество посетителей, желающих поправить своё здоровье.

Советская ул. Музей Каши

Каша издавна на Руси считалась очень важным блюдом, которое готовилось на любой праздник. В музее, посвящённом этому виду пищи, представлены самые древние рецепты её приготовления, а также посуду, в которой это блюдо готовили люди в разные эпохи. Выставка располагается в центре Кашина в очень красивом старинном здании, являющемся памятником архитектуры. Ежегодно на территории музея проводится Фестиваль каши, на котором можно ознакомиться с разнообразными способами приготовления каши, а также попробовать себя в роли повара.

Пролетарская ул., 7/1 Музей Кашинской Старины

Эта галерея располагается в помещении, представляющем собой старинную русскую избу. Здесь можно узнать путь выделки льна, ознакомится с процессом создания керамики, а также выпечки хлеба. Маленьким посетителям музея все экспонаты разрешается трогать руками. Кроме того, на территории галереи проводятся различные мастер – классы, с помощью которых можно слепить свечу или изделие из глины, а также попробовать себя в народных ремёслах и рукоделии. Все сделанные своими руками предметы посетители могут забрать с собой.

Памятник Анне Кашинской

Это довольно молодой постамент, установленный и освящённый в 2009 году в честь покровительницы города Святой Анны Кашинской. Она была причислена к лику святых дважды, и в 100-летний юбилей второго её прославления и был воздвигнут этот памятник. Он находится на площади перед Воскресенским собором.

Анатолия Луначарского ул. Памятный камень защитникам Кашина

Этот памятник был установлен в сквере недалеко от Воскресенского собора в 2009 году. Он посвящён событиям 1609 года. В то смутное время жители города под предводительством Ивана Баклановского воевали с войсками Лжедмитрия II. Несколько раз местный народ одерживал победу, однако, вследствие неравных сил, они были побеждены, а все горожане были жестоко уничтожены. При открытии этого памятного камня его освятили.

Питьевой фонтан «Мальчик»

Эта скульптура находится на территории санатория «Кашин» и является его неофициальным символом. Она была установлена в 1901 году на первой пробуренной в этом городе скважине. Композиция представляет собой бронзовую фигуру кудрявого мальчика с веслом, который присел отдохнуть на сосуд. Из этого сосуда, с которым, видимо, ребёнок ходил за водой, льётся питьевая вода.

Соборный дом

Это старинное здание, которое является одним из первых каменных сооружений в Кашине и построено в стиле барокко. Точная дата его возведения неизвестна, ясно лишь то, что ему уже немного более 300 лет. В этом доме и сейчас живут люди. Во дворе находится колонка, а отапливается он печкой. Печные дымоходы расположены в сводах, нависающих над первым этажом в форме параболы.

Скамья Любви и Верности

Этот удивительный объект был установлен в ночь перед 25 июня 2013 года недалеко от памятника покровительнице города — Анне Кашинской. Именно у памятника этой Святой многие годы местные жители праздновали 8 июля день Семьи, Любви и Верности. Однако, в этот год было решено установить скамью для чествования супружеских пар, проживших в браке долгое время в любви и согласии, и перенести празднование на 25 июня – день прославления Анны Кашинской. Теперь на скамье Любви и Верности проходит не только этот замечательный праздник, но и все новобрачные пары в день своего бракосочетания считают необходимым посидеть на этой городской достопримечательности. А ещё существует легенда, что если влюблённые загадают желание, сидя на этой скамье, то оно обязательно сбудется.

Этот населенный пункт в Тверской области — уже уникальность. Если посмотреть на него с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что река Кашинка, извиваясь по черте города, образует форму сердца. Это место — настоящие сердце культуры России. Посетив его, вы обязательно убедитесь в этом сами лично. Ведь в его неприметных на первый взгляд достопримечательностях, улицах, домах и даже местных жителях хранится история. И она касается ни только Кашина, но и всей России в целом. Потому что речь на просторах города идет именно за русский народ, его традиции и быт.

Какие достопримечательности посмотреть в Кашине за один день

На один день лучше всего отправиться в отдаленные уголки города, музеи. Например, посетить Музей каши, Вознесенский собор и Дом Крестьянина. Вечером можно отправиться в центр, где вам удастся посмотреть на памятник Анне Кашинской и полюбоваться скамьей Любви и Верности, которые находятся рядом друг с другом. Если останется время, вы можете забежать на территорию торговых рядов: вечером там продолжает кипеть жизнь.

Основные достопримечательности Кашина вполне можно осмотреть за один день

Если в распоряжении время увеличивается до двух дней, то обязательно стоит посетить краеведческий музей Кашина, памятник защитникам города и дом-музей Калинина. Такой маршрут поведает вам все тайны жизни города, поможет окунуться в прекрасную атмосферу старинной и доброй Руси. При наличии времени можно отправиться в соседние населенные пункты Старица, Тверь или Ржев.

Также, по пути в Мосвку можно посетить Дубну, Истру или Волоколамск.

Если посмотреть на Кашин глазами туриста, то можно найти массу причин отправиться именно туда. Ведь это находка. Находка, в которой хранится история русского народа, его становления, быта, обычай и убранства. Музеи, архитектура, храмы и соборы, памятники — все напомнит вам о такой доброй и приветливой старине, которой так дорожат наши бабушки и дедушки.

Исторические места и музеи

Музей каши

Адрес: Пролетарская площадь, д.7/1 (вход с Конного проезда)
Телефон: 89105328701
Сайт: http://museumkashi.ru
Режим работы: 11.00-17.00 пн-вс
Стоимость: входной билет -100 руб., с экскурсией – 150 руб., дети до 3-х лет бесплатно

По легенде, издавна в маленький городок приезжали гости, ели прямо на площади кашу, отчего и назвали город Кашин. На Руси каша всегда была не просто едой, а обрядовым кушаньем, потому что сопровождала человека в течение всей его жизни: на крестинах, на свадьбе, во время примирения врагов, а после смерти – на поминках.

Экскурсия в музее начинается с русского фольклора: в языке существуют фразеологизмы «с ним каши не сваришь», «заварить кашу», «мало каши ел», которые показывают особенности характера человека.

Интересно происхождение пословицы «каши маслом не испортишь». Слова «каша» (Кашинка) и «масло» (Маслятка) – это названия рек, на которых стоит город. Заросшая травой и камышом Маслятка впадает в Кашинку, наполняя её своими водами.

Кашу в Кашине варили в особой посуде. В музее представлены коллекции старинной керамической посуды, возраст которой равняется возрасту египетских пирамид, и всевозможных чугунов и горшков. Тарелок не было, и поэтому кашу ели из семейного общего чугуна большими ложками, причём существовали мужские и женские приборы.

Особое внимание в музее уделяется рецептам каш: гурьевская, полбяная, гречневая, толокняная, зеленая, сименуха, колива, кулага и кутья — здесь расскажут о десятках способов приготовления этого блюда.

Кашинский краеведческий музей

Адрес: Бассейная пл., д. 5
Телефон: (48234) 2-08-76
Сайт: http://tvermuzeum.ru
Режим работы: 11.00-17.00 ср-вс; 13.00-21.00 чт, выходные дни — пн, вт
Стоимость: входной билет – 100 руб., для студентов и пенсионеров — 50 руб.

Музей образован в ноябре 1918 года. Ко времени открытия основу музейных экспозиций составляли предметы быта разных слоёв населения, собранных купцом И. Я. Кункиным. Музей не прекращал свою работу ни в годы гражданской, ни Великой Отечественной войн. Располагается музей во Входо-Иерусалимском храме.

Уникальность его в том, что выставки воссоздают особенности жизни города Кашина и Кашинского уезда в течение нескольких столетий. Из крестьянской избы 16-17 веков можно попасть в купеческий дом, а затем в дворянское поместье 19-20 вв. Оригинальная домашняя утварь, одежда, украшения, картины, фотографии передают колорит воссозданной русской старины.

Адрес: Кашинский район, д. Вознесенье
Телефон: 8 (915) 706-71-05
Сайт: http://onitam.ru/museum
Режим работы: по договорённости
Стоимость: по договорённости
Как добраться: расстояние от Кашина до Вознесенья – 28 км, время в пути 1-1,15 ч., на туристическом автобусе по договорённости или на попутной машине, 40-50 мин.

Музей знакомит с русским крестьянским бытом разных уголков Кашинского уезда. Здесь каждый экспонат можно потрогать.

В музее познакомят с процессами обработки льна, лепки изделий из глины и воска, создания кукол-оберегов и изготовления хлеба. Туристы могут принять участие в ремесленном производстве и создать свой, авторский, продукт.

Кроме этого, здесь принято встречать гостей со скоморохами и знакомить с Жар-Птицей и Бабой Ягой – театрализованные представления являются частью экскурсий и интересны детям.

Кашинский гостиный двор

Адрес: Пролетарская пл., д.23

Городская достопримечательность, использующаяся по назначению и сегодня.

Название «гостиный двор» говорит само за себя. Это место, где оборудованы как торговые точки, так и дома для кратковременного проживания купцов. С 16 века были приказная изба и воеводский дом, а в 1822 году на купеческие деньги построили 5 линий каменных рядов и двухэтажный Гостиный двор с 28 магазинами по проекту Ф. Н. Малиновского.

Торговля в Кашине велась сотни лет, потому что географическое положение города очень выгодно в плане установления торговых связей: он находится на пересечении дорог и рек. Ярмарка поэтому устраивалась ежегодно.

«ДомЪ Крестьянина»

Адрес: ул. Луначарского, д.16/2
Телефон: 8(910)6481637
Режим работы: по заявке
Стоимость: по договорённости

Музей располагается на главной торговой площади Кашина и с 1924 года является культурным центром города, потому что здесь побывали многие писатели, художники, композиторы, скульпторы, приезжавшие в Тверскую (Калининскую) область. Интересно, что этот дом открыл сам «всесоюзный староста» М. И. Калинин.

Во время экскурсии туристы могут познакомиться не только с картинами современных тверских художников, но с историей Тиволинского иконописного промысла. Гиды расскажут о разных видов росписи, ткацком ремесле на станке и берде и традиционном народном костюме. А также о русских народных музыкальных инструментах: гуслях, балалайке, рожке, гармонике, колёсной лире.

Парки, памятники и улицы

Адрес: Соборная пл. (проезд по ул. Луначарского)

Памятник покровительнице города, святой благоверной Анне Кашинской открыт 25 июня 2009 года на территории бывшего старинного кремля перед Воскресенским собором. Автором скульптуры является Народный художник России А. Н. Ковальчук.

Анна, дочь ростовского князя, в 1299 году вышла замуж за тверского князя Михаила Ярославовича Тверского. Несмотря на высокое положение в обществе, ее жизнь была полна страданий, она потеряла почти всю семью.

Последние года Анны прошли в Кашине. Но мытарства после смерти не закончились. В 1611 году были найдены её мощи и перенесены в церковь Святой Богородицы. В 1650 году, во время приезда в город царя Алексея Михайловича, мощи перенесли в Воскресенскую церковь, и святая Анна Кашинская была канонизирована. Через 10 лет, во время борьбы с раскольниками, тело княгини осмотрела церковная комиссия и приняла решение деканонизировать её, так как пальцы были сложены в двоеперстие.

В 1909 году Кашинскую княгиню вновь причислили к лику святых. Рака с её мощами была возвращена в 1993 году в отреставрированный Вознесенский собор. Здесь её почитают ежегодно 25 июня.

В 1609 году кашинцы под предводительством воеводы Ив. Баклановского выступили против войска Лжедмитрия II, героически обороняли свой дом, но из-за неравных сил их оборона была подавлена, жители жестоко убиты, а город разрушен практически до основания.

4 сентября 2009 года в честь исторического события и героев-защитников г. Кашина около Воскресенского собора был поставлен Памятный камень как дань памяти современных людей своим предкам.

Бювет в Кашине

Адрес: ул. Советская
Режим работы: 8.00-17.00 пн-пт, выходные — сб,вс
Сайт: http://sanatory-kashin.ru

Бювет (павильон над скважиной с минеральной водой) был построен ещё в 19 веке, чтобы все желающие могли употреблять целебную воду.

Согласно легенде, из-под земли бьёт источник, наполненный слезами самой Анны Кашинской, которая во время набегов татар много молилась и плакала за своих соотечественников.

На сегодняшний день в бювете 3 источника (№12, №18, №21).

Вход к источнику открыт любому. Расположен он на территории санатория «Кашин».

Адрес: ул. Советская
Режим работы: 8.00-17.00 пн-пт, выходные — сб-вс
Сайт: http://sanatory-kashin.ru

Над первой скважиной минеральной воды в санатории «Кашин» (около бювета) в 1901 году была установлена скульптура из бронзы в виде мальчика-амура с веслом, пришедшего за водой.

Бронзовый амур имеет своих двойников и в России, и во многих странах мира.

Церкви и Храмы

Воскресенский кафедральный собор

Адрес: Соборная пл., д. 1 (проезд по ул. Луначарского)
Телефон: 89157316296
Сайт: http://kashin-sobor.cerkov.ru
Режим работы: 9.00-17.00 пн-вс

Первые летописные упоминания о соборе датируются 1382 годом. Он был и деревянным, и каменным. Сегодня жители и гости Кашина могут увидеть здание, построенное в 18-19 веках.

Последнее здание собора воздвигли на деньги местного виноторговца – купца Н. В. Терликова, пожертвовавшего на это 250 000 рублей.

Пятиглавый храм имеет семидесятиметровую колокольню с курантами и гравировкой на них «1872». Часы куплены в Германии и после установки ни разу не ломались.

На колокольне был огромный колокол в 625 пудов, купленный в 1838 году хлеботорговцем А. И. Ждановым.

Внутри собора стоял 9-метровый иконостас 15 века, поражавший богатством и красотой. Есть мнение, что его доставили из Московского Кремля. А известный художник Грабарь утверждал, что иконы на нём написаны Андреем Рублёвым.

В 1934 году иконостас был разрушен и колокола сняты, до этого — в 1930 году — вывезены мощи Анны Кашинской. Собор использовался и как склад, и как дом культуры, и как музей. Только в 2009 году его вернули верующим и приступили к реставрации.

Адрес: пл. Единения, д. 1
Телефон: 7 (48234) 2-02-03
Сайт: http://www.anna-kashin.ru/
Режим работы: 9.00-17.00 пн-вс

Возведение церкви началось в 1799 году напротив Воскресенского кафедрального собора на другом берегу Кашинки. Но храм из-за конфликта архитектора с учредителем и отсутствия средств долгое время был в недостроенном, запущенном виде.

Только в 1870 году строительство и отделка были закончены: иконы в иконостасе написаны в мастерской Е. К. Дьяконова и художником Орловым, арки и стены покрыты изящной лепниной. Но действовал собор недолго – уже в 1929 году иконостас разобрали, кресты сняли, в 1962 храм закрыли.

25 июня 1993 года после открытия храма в него перенесли раку с мощами преподобной Анны Кашинской, к которой сегодня может приложиться каждый желающий, чтобы получить помощь.

Николаевский Клобуков Женский Монастырь

Адрес: ул. Смычка, д. 6
Телефон: 8 (48234) 2-35-00
Сайт: http://klobukov.ru

С Николаевским монастырём связано интересное предание: святитель Иоанн Новгородский, летевший в Иерусалим верхом на бесе, случайно уронил с головы свой монашеский клобук. Упал головной убор монаха на правом берегу реки Кашинки. Здесь был основан мужской монастырь.

При советской власти монастырь был разорен и возвращён церкви в 1995 году, а в 2001 году преобразован в женский.

Сотни лет в монастыре дарила благодать людям резная икона Богоматери 15 века — «Одигитрия». Сегодня она выставлена в Музее А. Рублёва в Москве. В святых стенах есть копия кельи преподобного Макария Калязинского. История утверждает, что её оригинал сделан руками самого монаха. Келья была разрушена в советское время и воссоздана в 2009 г.

Предметом поклонения паломников являются рака, в которой находились мощи святой Анны Кашинской при второй канонизации, ковчеги с частицами мощей русских святых.

Достопримечательности в окрестностях

Усадьба Шепели

Адрес: Тверская область, Кашинский район, село Шепели
Как добраться: расстояние от Кашина до села Шепели 22 км, время в пути на автомобиле 32 мин. Автобусом с автостанции, маршрут «Кашин – Шепели», стоимость билета от 70 до 90 руб.

Севернее Кашина вблизи ручья Ардуль находится усадьба Шепели, представляющая целый комплекс сооружений: помещичий дом, пруд и сад в английской традиции.

Первой владелицей поместья была княгиня А. А. Козловская, а затем – Павел Павлович Максимович, создавший сначала крестьянскую, затем женскую учительскую школы, ставшую впоследствии основой Тверского государственного университета.

Усадьба Максимовича при его жизни пережила много изменений: круглую гостиную богато украсили печью-голландкой, сделали выход на балкон, окна одели в необычные наличники, пристроили галерею. Парк вырос почти в два раза: посажены сибирские кедры, ели, различные виды лиственных деревьев, в том числе из других регионов России.

Во дворе барского дома – 2 флигеля и хозяйственные постройки.

Дом-музей М.И. Калинина в селе Верхняя Троица

Адрес: Тверская область, Кашинский р-н., с. Верхняя Троица, ул. Центральная, д. 8
Телефон: 8 (48234) 2-54-64, 8 910 841-64-25
Режим работы: 11.00-18.00 ср-вс, выходные — пн, вт
Стоимость: 100 руб.
Как добраться: расстояние от Кашина до села Верхняя Троица 33 км, время в пути на автомобиле 40 мин. Автобусом с автостанции, маршруты «Кашин – Тетьково», «Кашин – Кушалино», стоимость билета от 90 до 100 руб.

М. И. Калинин – видный политический деятель советской эпохи. В селе Верхняя Троица в родительском доме Калинина – небольшой крестьянской избе с несколькими комнатами и кухней с печью – в 1940 году был открыт мемориальный музей М. И. Калинина.

Музейные экспозиции и по сей день знакомят с тем, как жил и какую роль сыграл этот человек в судьбе страны.

Если вы еще не выбрали, где будете жить и хотите сэкономить при бронировании — советуем воспользоваться сервисом RoomGuru. Во-первых, там собраны отели, апартаменты и гостевые дома от множества разных систем бронирования, и вы не упустите стоящий вариант. Во-вторых — сразу сможете сравнить цены на одно место в разных сервисах и забронировать там, где дешевле (не всегда это Букинг!).

ilyabim

Как я говорил в заметке Проездом через Калязин, по дороге в Питер я решил основательно осмотреть несколько городов Тверской области. Вторым пунктом маршрута стал Кашин.
Город Кашин, был построен по редчайшей в мире крестово-круговой системе, куда органично вписывается природный ландшафт. Кашин называют «городом русского сердца» из-за того, что река Кашинка, петляя по городу, образует силуэт сердца. Многие улицы в перспективе упираются в холмы с храмами на вершинах.

На спутниковой карте с Яндекс.Карты я обвел реку голубым — силуэт сердца достаточно точен, основные исторические постройки расположены в границах красной кривой.

Со стороны Калязина дорога к Кашину идет через Волгу по Калязинскому мосту:

Особенно интересна одинокая опора воздушного перехода ЛЭП через Волгу. Низ стоит на шарнире, а удерживающими растяжками служат сами линии электропередач.

Перед въездом в город, краткая историческая справка:
Существует версия, что название города, как и реки Кашинки, угро-финского происхождения. Точная дата основания города неизвестна, а первое упоминание о городе относится к 1238 году: в Никоновской летописи Кашин упомянут в числе разорённых монголами городов.
В XVII веке городу довелось пережить ряд бедствий, в Смутное время он был разрушен поляками, в 1654 году на город обрушилась эпидемия чумы, в 1676 году Кашин сгорел почти дотла. Впрочем город быстро восстановил свой потенциал. Наряду с производством лучших в России красок город славился кузнецами, гончарами и иконописцами, а также ярмарками. Очень способствовало развитию города основание Петербурга, ввод в строй Вышневолоцкой водной системы и общее развитие северных земель при Петре I.
Кашинские купцы также были известны по стране своей набожностью и охотно жертвовали деньги на строительство церквей. К началу XX века в Кашине насчитывалась 21 церковь (2 из которых были кладбищенские) и 3 монастыря.
Осмотр города начал с образца самобытной кашинской архитектуры — церкви Входа Господня в Иерусалим. (1777-1789 гг.). По своим пропорциям церковь кажется чрезмерно высокой, похожей на башню.

Сейчас Входоиерусалимская церковь не действует с 1919 года — внутри размещен Кашинский краеведческий музей. Рядом с бывшей церковью расположены ухоженные захоронения «потомственных Почетных граждан» города датированные концом 19 века.

Вторым по значению храмом Кашина является Вознесенский кафедральный собор, построенный в период с 1799 по 1850 гг.

После реставрации в 1993 г. храм открыт для службы и является кафедральным собором города, в нём находятся мощи св. благоверной княгини Анны Кашинской.

В 1782-1784 годах на правом берегу Кашинки недалеко от впадения в нее р.Маслятки была возведена Крестознаменскакя церковь. Церковь удивительно гармонично вписывается в панораму западной части города: художники, приезжающие в Кашин изображают ее чаще других.

Спускаемся от церкви к воде — встречаем рыбака:

В этом живописном местечке расположен курорт Кашин, основанный еще в 1884 году. Территорию пересекает живописная долина притока Кашинки речушки Маслятки. Всего в санатории восемь источников самой разнообразной минеральной воды. Сам город широко известен в Тверской области и за ее пределами во многом благодаря этому бальнеологическому курорту, который является одним из старейших в центральной России.

Санаторий решил не посещать, ограничившись одним снимком старого здания на его территории:

Сразу за санаторием расположен Димитровский монастырь. Обитель существовала уже в 1-й четверти XVI века. Монастырь стоял крепостью на дорогах, идущих к Кашину со стороны Новгорода и Бежецка. Здесь находились местно чтимые иконы: Страстная Божией Матери (древнего письма) и святого великомученика Дмитрия Солунского (откуда и название монастыря).
Слева: то, что осталось от собора Троицы Живоначальной (1682), справа: собор Страстной иконы Божией Матери (1890):

С 1930 года на территории монастыря в здании духовной семинарии, построенной на месте духовного училища, располагается агроэкономический техникум.

В настоящее время монастырь продолжает разрушаться.

Ильинско-Преображенская церковь возведена в 1775-1778 гг.
А эта тихая улочка называется Социалистическая. Совсем не в тему.

Социализм успешно построен…

Закрыта церковь Илии Пророка в 1930-х, а колокольня сломана. Отреставрирована в 1980-х без восстановления колокольни, занята под реставрационные мастерские.

Наличники окон не лепнина, они сложены из настоящего фигурного кирпича. Такой узор выкладывался вместе со стенами.

Кашин — город мостов. Они, хоть и маленькие, но их очень много.

Тихо и спокойно.

Это не спортивную репортажку снимать, тут другое: садишься под березку в тенечек, любуешься на пейзажи, тишина, воздух кристально чистый — медитация!

Несколько примеров деревянного зодчества Кашина:

Пройдем за Ильинско-Преображенскую церковь и пересечем овраг по деревянному мостику.

Мы вышли к церкви Рождества Христова на Горе, построенной в 1774-1786 гг. В настоящее время это постоянно действующая церковь.

Здесь ко мне привязался кашинский котик 🙂

Церковь Флора и Лавра построена в 1749-1751 гг. на месте одноименного деревянного храма. Самая ранняя постройка в стиле строгого классицизма.

Как и в Ярославле, в центре Кашина мирно соседствуют здания трех эпох:

Продвигаемся в самое сердце Кашина. Мемориал памяти погибшим в Великой отечественной войне. Как и все советские памятники — жутковат:

Едем по улице Карла Маркса — наконец-то появилось то, что можно назвать асфальтом. Взору открывается Кашинский Гостиный двор. В первой четверти XVIII века, когда начала действовать Вышневолоцкая водная система, в Кашине появились купцы, закупавшие продовольствие в приволжских городах и возившие его в Санкт-Петербургский порт, т.е. оптовики.

Наконец, в XIX веке кашинские купцы решили строить каменные торговые ряды. Проект был заказан тверскому губернскому архитектору Н.Н. Легранду и утвержден в 1822 г. И на торговой площади на месте старых каменных и деревянных лавок закипела работа. К сожалению, эти торговые ряды, представлявшие собой прямоугольное каре, не сохранились.

Зато построенный в 1895 году двухэтажный Гостиный двор, в котором расположилось 28 магазинов, и 5 корпусов торговых рядов до сих пор считаются одной из главных достопримечательностей Кашина и используются по прямому назначению.

Архитектурные детали:

Церковь Спаса Нерукотворного, каменная двухэтажная, построена в 1763 году. Сейчас занята магазинами — не сразу найдешь и идентифицируешь.

По улице Луначарского направляемся к Духовой горе, по пути замечаем подворотню с вывеской:

Итак, главная жемчужина Кашина — собор Воскресения Христова:

Воскресенский кафедральный собор стоит на самом возвышенном месте города, так называемой Духовой горе, где в XIII — XV в.в. были сооружены мощные укрепления, земляные валы и рвы, деревянные стены и башни. О бывшем Кремле напоминают сохранившиеся рядом высокие насыпи. Собор известен по летописям с 1382 года. В начале XVI века здесь, вместо деревянного, воздвигли первое в городе каменное здание. На рубеже XVIII — XIX в.в. его сменил новый монументальный собор в стиле классицизма. Сама императрица Екатерина II пожаловала на устройство нового собора семь тысяч рублей.

Полвека спустя была возведена многоярусная громадная колокольня высотой более семидесяти метров. Известно, что храм славился редкими иконами и резным вызолоченным иконостасом. Собрание икон середины XV века из Воскресенского собора хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Долгое время это был главнейший храм города. Часы на колокольне регулировали чуть ли не каждый шаг горожан. По их бою отпирались и закрывались лавки и магазины, люди шли на работу, на базар, ходили в гости.

Собор доминировал над городом и внушал благоговейный религиозный трепет.

В 2009 году храм возвращен церкви, а до этого в нём располагался Дом культуры. Службы идут только в Николо-Васильевском приделе (колокольня), в остальном храме идет реставрация.
Перед собором в 2009 году был открыт памятник Анне Кашинской.

Немного иторическо-мифической информации:
В 1294г. Ростовская княжна Анна Дмитриевна вышла замуж за Тверского князя Михаила Ярославича. Ее жизнь стала величайшим испытанием ее Духа. Сначала она проводила на смерть в Орду мужа, затем одного за другим двух старших сыновей — князей Дмитрия и Александра, внука Федора. Не озлобилась, не впала в уныние, смиренно ушла в монастырь и уже монахиней пережила смерть третьего сына Константина. Младшенький Василий увез мать в Кашин. Он был Кашинским князем. Здесь, в монастыре при Успенской церкви она дожила свою жизнь. Княгиня Анна умерла в 1368 г. Ее похоронили в церкви Успения Пресвятой Богородицы и со временем забыли о ней.
Прошло почти 300 лет…. В 1611 г. в церкви Успения от ветхости провалился пол, тогда и обнаружили в подклете гробницу, которую подняли и поставили в церкви. Прихожане бросали на гробницу шапки и даже садились, принимая за лавку. Терпение княгини кончилось. Она явилась во сне к умирающему пономарю Успенской церкви Герасиму и укоряла его, что 300 лет бережет город от напастей и не заслужила такого обращения. Пономарь от увиденного исцелился мгновенно, побежал в церковь и все рассказал. Кашинцы начали вспоминать, когда и какие беды счастливо миновали их город, получалось, что Герасим говорит правду. Княгиню стали поминать в молитвах, гробнице отвели почетное место, и возле нее начали свершаться чудесные исцеления.
25 июня 1993 г. по центру города шел Крестный ход, раку с мощами Княгини Анны переносили из церкви Рождества Христова во вновь открытый после реставрации Вознесенский собор, ставший кафедральным, т.е. главным собором города Кашина.
Напротив Воскресенского собора установлен памятник «Героям обороны Кашина в августе 1609…»:

Река Кашинка и опять дома из разных эпох на Пушкинской набережной:

Просто дерево.

На пологом левом берегу Кашинки расположился Николаевский Клобуков монастырь. Согласно преданию, монастырь основан в середине XIV века. Документально известно, что обитель существовала в 1420 году. В это время в монастыре принял иночество Матфей Кожин — впоследствии преподобный Макарий Калязинский
Слева: часовня прп. Макария Калязинского.
Справа: церковь свт.Алексия, митрополита Московского.

Его загадочное название связывают то с символической находкой здесь монашеского клобука , то с названием местности, то с «каблуком» русла реки, на который опирается монастырь. Николаевским же назван он по имени первого и старинного храма, построенного здесь в честь св. Николая Мирликийского.

Воскресенский собор виден и отсюда — главная доминанта города.

Церковь Петра и Павла впервые упоминается в писцовых книгах 1621 года. Церковь, как постоянно действующая, всегда полна и особо любима прихожанами.

На этом осмотр Кашина завершен и я беру курс на Тверь, по пути заглянув еще в одно местечко — церковь Спаса Преображения в Лосево. Что на треть дороги до Твери.

Церковь построена в 1832 а ныне заброшена и постепенно разрушается:

Заглавное фото Кашинки, чтобы не заканчивать на грустной ноте:

Резюме по Кашину: небольшой, тихий и красивый городок со множеством церквей и очень интересноым симбиозом ландшафта и городской планировки. Рекомендуется к посещению. Можно отдохнуть пару дней в местном санатории.

При написании поста использованы материалы с сайтов:
ru.wikipedia.org
www.kashinold.narod.ru
www.sobory.ru
www.novikov-architect.ru

Метки: пейзаж, путешествия

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *