Попробуйте войти!

Представьте себе горный склон, на котором возведён рыцарский замок. Фото прилагается. Такие сооружения всегда строились на высоте, и если не было естественного подходящего ландшафта, делали насыпной холм.

Рыцарский замок в Средневековье — это не только рыцари и феодалы. Около и вокруг замка всегда были небольшие поселения, где обосновались всевозможные ремесленники и, конечно, воины, охраняющие периметр.

Идущие по дороге всегда обращены правым боком к крепости, тем, который не может быть прикрыт щитом. Растительности высокой нет — не спрятаться. Первое препятствие — ров. Он может быть вокруг замка либо поперёк между стеной замка и плато, даже серповидным, если позволяет местность.

Разделительные рвы бывают даже в пределах замка: если вдруг врагу удалось прорваться, передвижение будет сильно затруднено. Если породы почвы скальные — ров и не нужен, подкоп под стену невозможен. Земляной вал прямо передо рвом часто был с частоколом.

Мост к внешней стене сделан так, что оборона рыцарского замка в Средневековье могла длиться годами. Он подъёмный. Либо весь, либо крайний его отрезок. В поднятом положении — вертикально — это дополнительная защита для ворот. Если поднималась часть моста, другая автоматически опускалась в ров, где обустраивалась «волчья яма» — сюрприз для самых торопливых нападающих. Рыцарский замок в Средневековье не был гостеприимен для всех подряд.

Оборона рыцарского замка в Средневековье

Внешняя стена — важнейший оборонительный элемент. Она должна быть высокой, толстой и лучше, если на цоколе под наклоном. Фундамент под ней как можно более глубок — на случай подкопа.

Иногда встречается двойная стена. Рядом с первой высокой — внутренняя небольшая, но неприступная без приспособлений (лестниц и шестов, которые остались снаружи). Пространство между стенами — так называемый цвингер — простреливается.

Внешняя стена наверху оборудована для защитников крепости, иногда даже с навесом от непогоды. Зубцы на ней существовали не только для красоты — за ними удобно было прятаться во весь рост, чтобы перезарядить, например, арбалет.

Бойницы в стене приспосабливались и под лучников, и под арбалетчиков: узкие и длинные — для лука, с расширением — для арбалета. Шаровые бойницы — закреплённый, но поворачивающийся шар с прорезью для стрельбы. Балконы строились в основном декоративные, но если стена узкая, то ими пользовались, отступая и давая пройти остальным.

Средневековые рыцарские башни почти всегда строились с выпуклыми башнями по углам. Они выступали наружу для стрельбы вдоль стен в обе стороны. Внутренняя сторона была открытой, чтобы противник, проникший на стены, не закрепился внутри башни.

Центральная башня

Донжон — самое высокое сооружение замка. Оттуда велось наблюдение за окрестностями. И именно центральная башня — последнее убежище осаждённых. Самое надёжное! Стены очень толстые. Вход чрезвычайно узок и располагался на большой высоте. Лестницу, ведущую к двери, можно было втянуть внутрь либо разрушить. Тогда рыцарский замок ещё довольно долгое время может держать осаду.

В основании донжона был подвал, кухня, кладовая. Далее шли этажи с каменными или деревянными перекрытиями. Лестницы были деревянными, при каменных перекрытиях их можно было сжечь, чтобы остановить врага на подходе.

Главный зал располагался на целом этаже. Обогревался камином. Выше обычно располагались комнаты семьи владельца замка. Там стояли небольшие печи, украшенные изразцами.

На самом верху башни, чаще всего открытом, площадка для катапульты и самое главное — знамя! Средневековые рыцарские замки отличались не только рыцарством. Бывали случаи, когда рыцарь и его семья донжоном не пользовались для жилья, построив неподалёку от неё каменный дворец (палас). Тогда донжон служил складом, даже тюрьмой.

И, конечно же, каждый рыцарский замок обязательно имел храм. Обязательный обитатель замка — капеллан. Часто он же — и писарь, и учитель, помимо основной работы. В богатых замках храмы бывали двухэтажными, чтобы господа не молились рядом с чернью. В пределах храма обустраивалась и родовая гробница владельца.

Искала я тут как-то для себя что-нибудь интересное в разделе «Заявки». Нашла… «Как красиво описать замок. Замок, дворец. Это прекрасные дома, созданные прекрасными архитекторами. Они поражают наши умы, заставляют верить в чудеса, восхищают. НО! И как эту красоту описывать? Просто набором слов или красивейшими фразами? Писать слова понятные нам или старыми французскими, со сносками в примечания? Думаю, многие мучаются этим вопросом. Как же всё-таки надо правильно описывать дворцы? И как отличать замок от дворца? И не превратить замок в дворец? И как не запутаться в комнатах и их описаниях? А крепости, стоит ли их добавлять в описания? (автор три часа читал про отличия в интернете, потом понял, что ничего не понял. И решил, что описывать дворец он не хочет. Пусть герои живут в обычном доме)». И решила я помочь начинающим авторам, да и всем, кто столкнулся с проблемой «постройки» замков, дворцов, крепостей и прочих сооружений. Сразу оговорюсь, что статья рассчитана на авторов, пишущих фанфик, а не доклад по архитектуре или истории… А значит… Сначала кратко определимся с определением и назначением этих объектов, ведь в функциональном назначении и есть главное отличие одного от другого. Замок. Представьте себе — средневековье. Какой-нибудь землевладелец (феодал) решил возвести на своих землях замок, да не просто — три кирпича и крыша, а чтобы детям, внукам и правнукам жить, здравствовать и отбиваться от всяких нехороших людей, периодически строящих планы, как бы все его земли оттяпать… И строит он не дом, а массивное сооружение из прочного серого камня, с толстыми стенами (чем толще, тем длительней будет осада), глубоким подвалом (можно пленников держать или для другой надобности), сухими кладовыми для запасов и боеприпасов (неизвестно ведь, сколько сидеть в постройке, если что…), спальнями, залами, столовыми, кухней (жить ведь собирается как-никак…), конюшней (для лошадок), постройками для жизни многочисленных слуг и другими нужными помещениями. Главный принцип у будущего хозяина, чтобы жить и оборону держать. Поэтому, он не забывает про постройку в своём замке нескольких высоких башен (врагов из дали высматривать и жену будет куда заточить…), крепкий откидной деревянный мост из хорошего дерева, подвешенный на кованых цепях и, обязательно — ров с водой, через который вышеописанный мост будет, по желанию хозяина, перекидываться, опускаясь на цепях, или держаться в вертикальном положении, чтобы ни одна… сомнительная личность с заразой или ядом не просочилась (диверсанты кругом…). Ну, а на дне рва, заполненного мутной водой (туда же и мусор по ночам выбрасывают…), опять же по желанию господина — колья, острые камни, крокодилы…(если финансирование позволяет). Да, стены крепкие, но с отверстиями — бойницами (кидать камни, лить смолу или стрелять из чего-нибудь будет удобно…). Наконец, возвел феодал свой замок, полюбовался, семью перевёз, пожитки разные, ну, конечно, семейные реликвии — двадцать портретов своих предков плюс портреты их собак, ржавые доспехи своего дедушки, голову дикого вепря, пойманного в лесах, рядом с замком (ее он повесит над камином), прочие реликвии и трофеи — кованые, деревянные, домотканые… Оружие, что естественно. Сядет хозяин вечером у камина, лепота… Кстати, отопление — печное — дымища, вонища, холодища и прочие прелести… Ну, да ладно… Добавлю лишь, что за девятьсот с хвостиком лет, в течении которых возводились эти монументальные сооружения, их хозяева через одного норовили назвать своё творение «замок», хотя, по нынешним архитектурным критериям, это и не верно. Со временем замки потеряли своё оборонительное значение, а в рвы с водой стали запускать рыбу. В наши дни их используют как туристические объекты и памятники истории (содержать дорого, жить не удобно, а продать — иногда проблематично…) Но, для написания фанфика, эта информация, возможно, будет уже лишней (или нет?)… Вдохновение можно почерпнуть из произведений Вальтера Скотта «Айвенго», фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» с Леонидом Кулагиным в главной роли, творчества писательницы Розамунды Пилчер и других. Переходим к следующему сооружению. Дворец. Главная цель постройки дворца — показать свой статус в обществе. Чем шикарнее постройка, тем, говоря современным языком, круче её хозяин — ближе к правителю, богаче, влиятельнее. Дворцовые жители: правители, монархи, главы церквей и важные сановники. Жить в дворце, конечно было удобнее, чем в замке, но опаснее. Дворец не имел укрепленных стен, рвов, башен и прочей атрибутики замка. Максимум — потайной подземный ход… Зато — богато… Представьте — ангелочки на потолке, золотые вензеля, шёлк, бархат, где-то по ночам надрывно кричит павлин… Дорожки засыпаны камушками, чтобы не по грязи в обуви с вышивкой… Но всё это — в Европе, а не забываем ещё — Китай, Египет, Индию и другие страны. Дворцы располагались как в городе, так и в сельской местности. И обязательный атрибут — парк, сад и другие зелёные насаждения, где так приятно летом прогуливаться со своей свитой. А юным девушкам — дочерям хозяина — мечтать в беседке, увитой плющом, о принце. И всё это — под журчание воды в фонтане… Со временем, правда, роскошество в ущерб безопасности, как правило, превращало эффект в дефект — хозяева дворцов сметались безжалостным вихрем переворотов, революций и прочих катаклизмов, а те династии, что существуют поныне, живут в более приспособленных помещениях, а дворцы оставлены туристам… Самый яркий пример, приходящий в голову — цикл фильмов Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов» и «Виват, гардемарины!», и… «Золушка» Шарля Перро. Подытожим. Замок — для жизни и обороны. Дворец — для демонстрации статуса и богатства. Также, существовали многочисленные сооружения, также использовавшиеся в разные времена для обороны. Это — крепости, форты, редуты, бастионы и тому подобное. Они отличались размерами, служили обороне и были общественными — если в них и жили, то обороняющиеся. Пример форта — Джеймс Фенимор Купер «Последний из могикан» (не путать с Магикяном из комедийного сериала). Надеюсь, понятно? Ну, а теперь, начнём сначала, то есть с сюжета Вашего фанфика, от которого и будет зависеть выбор сооружения и способы его описания. Определитесь со временем действия. Понятно, что король Артур, являясь главным героем фанфика, и рад бы был пожить в Версальском дворце, да там его можно было бы взять голыми руками и в одном исподнем, то есть — рубахе и без порток… Конечно, если Вы задумали сделать его «попаданцем», то дерзайте… Но современные люди могут запросто «вписаться» в старинные постройки, сохранившиеся до наших дней — получить их в наследство, остановиться в замке, ставшем в современности гостиницей и тому подобное. Определитесь со статусом главного героя. «По Сеньке и шапка». Свой дворец был, естественно, не у каждого дворянина. И продумайте, откуда у героя могло взяться такое богатство… Не используйте термины архитектурных направлений, особенно на французском, да ещё и со сносками… Лучше не надо… Конечно, если архитектура — это не основное занятие Вашего главного героя и тот не решил поразить свою девушку знанием французского языка, проводя с ней экскурсию по окрестностям замка, в котором жил граф Дракула… Впрочем, сноски, примечания и термины просто необходимы при написании докладов, рефератов и прочих работ, которые Вы точно не станете выкладывать на Фикбуке. Ну, как представили своего героя? Кто он? Из какой эпохи? Чем живёт? Определились с географическим местом его проживания? Выбрали ему стрижку и одежду? Ну, а теперь, осталось только «вплести» его в интерьеры замка или дворца, а, может, это — крепость? Представьте, где он просыпается утром, как выглядит его постель, комната, потух ли уже камин, а если потух, то вода в посуде для умывания наверняка успела покрыться тонкой корочкой льда… Герой встаёт и подходит к окну. Что за вид открывается перед ним? Спускается в столовую. Звуки… Запахи… Как ощущается камень, дерево или металл под пальцами? И так — до бесконечности… Не важно — государь во дворце, рыцарь в замке или солдат Красной армии, защищающий крепость… Люди видят и чувствуют примерно одинаково, когда бы они не жили. Конечно, есть Авторы, которые не представляют в действии того, о чём они пишут. Бывает. То есть, я, например, «вижу» в воображении весь сюжет в цвете и движении, когда читаю или пишу. Так, как я выяснила, происходит не у всех. Не отчаивайтесь — посмотрите картинки зданий в сети, в фильме, энциклопедии… Пробуйте, экспериментируйте… Надеюсь, было интересно и, хоть немного, но полезно! Успехов!

Замок фото: фото и видео, gallery lock photo

Блокировка галереи: Блокировка фотографий и видео-хранилище — это приложение для блокировки галереи безопасности для блокировки фотографий, скрытие видео с паролем. Блокировка галереи IVY позволяет вам скрыть и зашифровать частные фотографии и видео намного проще, чтобы защитить их от слежки со стороны злоумышленников.
☞ Блокировка галереи может блокировать все фотографии и видео , включая:
— Частные фотографии и видеоролики в локальной галерее: после того как вы импортируете частные в «Замок галереи», они будут защищены по вашему паролю.
— Фотографии или видеоролики, сделанные частной камерой в Camera Lock. Они будут автоматически заблокированы.
—- FAQ —-
1. Как установить пароль в первый раз?
 Открыть блокировку галереи -> Установить 4-значный пароль -> Подтвердить пароль
2. Как изменить пароль?
 Открыть блокировку галереи -> Настройки
 Сброс пароля -> Введите новый пароль -> Подтвердите пароль
3. Что делать, если я забыл свой пароль?
 Открыть блокировку галереи -> Настройки
 Вопрос безопасности -> Завершить их
Примечание. Если вы забыли свой пароль, выполните следующие шаги для сброса пароля:
 Откройте «Замок галереи» -> «Отключить пароль» в верхнем левом углу
 Выберите секретный вопрос -> Введите свой ответ -> Нажмите «Конечно», чтобы подтвердить свой ответ
 Откройте снова Замок галереи -> Введите новый пароль -> Подтвердите пароль
Основные возможности блокировки галереи:
★ Скрыть фотографии и видео за паролем.
★ Создавайте новые альбомы и сортируйте фотографии / видео по своему усмотрению.
★ Просмотр заблокированных фотографий в режиме 3D-галереи.
★ Снимайте фотографии для автоматической блокировки с помощью встроенной камеры.
★ Задайте вопросы безопасности, чтобы вы могли сбросить пароль, как только вы его забыли.
Дополнительные функции скоро появятся, пожалуйста, следите за обновлениями.
Веб-сайт: http://www.ivymobile.com
Google+: https://plus.google.com/communities/113134139742239607331
Присоединяйтесь к нашему Сообществу Google+, чтобы быть волонтером, наслаждайтесь последней версией Gallery Lock заранее и помогите нам улучшить Gallery Lock, чтобы обеспечить гораздо лучший пользовательский интерфейс.
Если у вас есть лучший перевод локализации для Gallery Lock и его описание, или любые вопросы и предложения, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу: support@ivymobile.com.
Gallery Lock: Photo Lock & Video Vault is a super security gallery lock app to lock photos, hide videos with password. IVY Gallery Lock enables you to hide and encrypt private photos and videos much easier, to protect them from snooping by intruders.
☞Gallery Lock can lock all photos and videos, including:
— Private photos and videos in local Gallery: Once import private ones into Gallery Lock, they will be under protection by password you set.
— Photos or videos taken by private camera in Gallery Lock. These will be automatically locked.
Highlights of Gallery Lock:
★Hide photos and videos behind password.
★Create new albums and sort photos/videos as you want.
★View locked photos in 3D gallery mode.
★Take photos to automatically get locked using built-in camera.
★Set security questions to allow you to reset password once you forgot it.

>ЗАМОК БЛУА: королевские тайны, радости и призраки

Интересные места, Памятка туристу, Культура в Франция, Блуа

I. ОТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КРЕПОСТИ К РОСКОШНОМУ ДВОРЦУ. Крошечный кусок истории, чтобы было интереснее общаться с замком.
Замок в Блуа существовал еще с IX века. Несколько столетий он был мощной крепостью, с каменными башнями и высокими стенами. Одна угловая башня даже сохранилась с тех времен до наших дней вместе с гордостью графов де Блуа – большим залом замка, где проходили пиры и собрания.

Замок Блуа, галерея Франциска I

В конце XIV века графству Блуа по-настоящему повезло: его купили принцы Орлеанские, и это предопределило блестящее будущее и всего города, и замка.
Шарль Орлеанский первым привлек широкое внимание к Блуа, когда собрал в замке изысканное общество литераторов и поэтов со всей Франции. Сын Шарля, король Людовик XII, пошел еще дальше: во время его правления Блуа стал фактически исполнять роль столицы государства.

Замок Блуа, крыло Людовика XII, вид со двора

Это был ключевой момент, с которого начались архитектурные изменения замка Блуа. Следующие монархи или владельцы достраивали здание – каждый в стиле своей эпохи. Поэтому современный замок, дошедший до нас, — это дворец, как будто собранный из деталей разных конструкторов: готика, ренессанс, классика и даже остатки средневековой крепости.

Как ни странно, такая эклектика довольно приятна на вид. И это еще вопрос, что интереснее – изучать замок, бродя по его комнатам и коридорам, или разглядывать стилевые и исторические изыски снаружи.

Королевская саламандра — эмблема Франциска I на башне в замке Блуа. Девиз Франциска: Nutrisco et extinguo (= Je m’en nourris et je l’eteins)

II. ГУЛЯЕМ ВОКРУГ И ПО ДВОРУ ЗАМКА. Делаем фотографии из разных эпох.
Крыло Людовика XII
Людовик XII предпринял первую реконструкцию Блуа. Крепость королю была не нужна, и он распорядился превратить замок в парадную резиденцию. В результате вместо мрачных башен и залов получилось здание с галереями и широкими окнами в стиле поздней «пламенеющей готики». На стенах крыла Людовика XII изображен дикобраз – геральдического символа короля.

Людовик XII на коне над входом в замок Блуа. Под скульптурой — изображение геральдического дикобраза с короной, символа Людовика.

Крыло Франциска I
Следующий король – Франциск I – тоже любил комфорт, и пристроил к замку еще одну часть. Ее легко узнать по парадной винтовой лестнице с тремя балконами. Последнюю нельзя не заметить, как только войдете во двор. Эффектная лестница служила декорацией для королевских церемоний и праздников.

Крыло Франциска I, лестница с тремя балконами

На многих архитектурных элементах крыла Франциска I изображена саламандра, его геральдический символ и буква «F». Часто встречается горностай и буква «С» – геральдические знаки супруги Франциска, королевы Клод. А если заметите лебедя со скрещенными крыльями и пронзенного стрелой – это Луиза Лотарингская, мать Франциска.

Франциск часто говорил, что королевский двор, при котором нет дам, подобен весне без роз. А Брантом писал: … король желал, чтобы у всех дворян были любовницы, а к тем, у кого их не было, он плохо относился и считал их дураками…

ИСТОРИЯ О МАЛЕНЬКОЙ ПРИНЦЕССЕ КЛО

Клотильда де Франс, дочь Людовика XII, стала королевой Франции в 15 лет. За год до того она вышла замуж за великолепного графа Ангулемского, который взошел на французский трон под именем Франциска I.
Приветливая и вежливая со всеми, но неяркая и хроменькая королева Клод кротко принимала бесчисленные увлечения мужа и не переставала им восхищаться. За восемь лет она подарила королю семерых детей, к тому же передала в распоряжение Франциска почти все владения, полученные в приданое от отца. Себе Кло оставила лишь графство Блуа с замком, к которому была очень привязана.

Еще она любила природу и сады. В честь королевы Клод был назван сорт слив: ренклод (reine-claude). После смерти Клотильды Франциск отправился в Миланский поход, потерпел поражение при Павии и позже никогда не возвращался в Блуа.

Вид на двор замка Блуа с лестницы Франциска I

Крыло принца Орлеанского
В XVII веке Людовик XIII сослал в Блуа своего брата Гастона Орлеанского, который построил очередной корпус замка, теперь уже в классическом стиле. В городе тогда наступило некоторое оживление, но это было в последний раз.

Крыло Гастона Орлеанского, XVII век

БЕСКОРОЛЕВЬЕ И ЗАБВЕНЬЕ
К XVIII веку короли покинули Блуа, и замок разделили между несколькими семьями, которые привели его в ужасное состояние. В 1788 году Людовик XVI приказал выставить замок Блуа на торги, а если покупатель не найдется, разрушить. И грустно, и курьезно, но здание спасло только то, что в итоге здесь разместились казармы. Затем случилась Великая французская революция…
Короче говоря, в список исторических достопримечательностей замок попал лишь благодаря Просперу Мериме, который в 1841 году добился для Блуа этого статуса. В 1845 году прошла масштабная реставрация, правда, на вкус французов, результаты восстановления оказались «чрезмерны». Sé la vi.

Витраж в молельне замка Блуа

III. ПРОБИРАЕМСЯ В ЗАМОК. Никто не боится привидений?
Интереснее всего войти в замок Блуа по лестнице Франциска I, попутно изучая ее резные диагонали и медальоны с геральдическими животными. Мы окажемся в самом «обжитом» туристами корпусе имени того же короля, где располагаются наиболее любопытные помещения и экспонаты.

Первый зал второго этажа. Последние 15 лет здесь всё постоянно переделывается и заново обставляется мебелью разных стран и эпох. Музейные работники добиваются совершенства, а посетители видят столы из Италии, гобелены из Фламандии, кресла и лари времен Ренессанса. Большие сундуки заслуживают внимания как основной предмет мебели Средневековья.

Интерьеры замка Блуа

Второй зал второго этажа, он же Зал Гвардейцев. Зал с таким названием есть в каждом уважающем себя замке Франции. Тем более что до и после революции тут были казармы. Зато теперь главный обитатель зала – поэт Пьер Ронсар. Два его портрета, живописный и скульптурный, довольно часто публикуются.

Галерея Франциска I известна своим итальянским стилем, светом и видом на сады у подножия замка. В конце галереи стоит bargueno – испанский или португальский секретер с множеством ящичков, которые так и манят повыдвигать их.

Галерея Франциска I

Комната Екатерины Медичи. Здесь она скрывалась, когда перебралась в замок во время религиозных войн. Разумеется, главной причиной распрей была борьба за власть в королевстве, которую оспаривали у семьи Валуа Гизы и Бурбоны. С появлением в Блуа двора Екатерины и ее сына Генриха III светлый праздничный дворец времен Франциска, превратился в замок интриг, заговоров и подковерных игр.
Вот в этой самой комнате Екатерина умерла – спустя всего две недели после коварного убийства герцога де Гиза.

Кабинет Франциска I с 237 панелями

Кабинет Франциска I – главная достопримечательность, потому что оригинальная. Сохранились все 237 деревянных резных панелей, декорирующие кабинет. На них – полный набор орнаментов Раннего Ренессанса: арабески, рога изобилия, дельфины и прочее. Комната знаменита потайными шкафами, или «шкафами с ядом», которые прячутся за некоторыми панелями. Доподлинно неизвестно, прятала ли Екатерина Медичи в них свои яды, но совершенно точно, что она хранила в Блуа целую коллекцию смертельных настоек и мазей.

Пресловутые потайные шкафчики в кабинете Франциска I. Находятся под подозрением в качестве ящиков с ядом.

Королевские покои и Зал Советов на третьем этаже корпуса Франциска I. Здесь был убит герцог де Гиз. Что говорить, для Валуа ситуация тогда была патовая.

ПОЧЕМУ УБИЛИ ГЕРЦОГА ДЕ ГИЗА
Официальным наследником трона являлся король Наваррский, Генрих III обладал легальной, но сомнительной властью, а Генрих де Гиз чувствовал себя самым сильным при поддержке Католической лиги и народа. Гиз фактически захватил Париж, и королевский двор был вынужден бежать в Блуа (полюбопытствуйте, перечитав «Графиню де Монсоро» и «Сорок пять»).
Генрих III, под давлением, созвал Генеральные штаты, которые опять же проголосовали за продолжение войны с гугенотами, то есть в пользу де Гиза. Терпение короля лопнуло.
Говорят, Екатерина Медичи не знала о планах сына и была против убийства. Но, так или иначе, по распоряжению Генриха III, его миньоны заманили герцога де Гиза к королевским покоям, напали и закололи его.
Днем позже был убит и брат герцога, кардинал Лотарингский. Через две недели умерла Екатерина Медичи, а восемь месяцев спустя монах Жак Клеман убил Генриха III. Ходят слухи, что де Гиз перед смертью проклял короля и его матушку.

Теперь в Зале Совета и в Королевских покоях висят картины XIX века, иллюстрирующие убийство герцога де Гиза и кардинала Лотарингского.

Мир — самый ценный дар и есть, и был. Война мне враг, войну я не хвалил. Шарль Орлеански, принц, воин и поэт, XIV век

Зал Генеральных штатов. Самый большой зал крепости графов де Блуа. К нему нужно спуститься на второй этаж. Граф проводил здесь пиры и встречи с вассалами, а короли созывали те самые Генеральные штаты. Росписи зала восстановили в XIX веке, и теперь он весьма фотогеничен. Главная забава посетителей – фотографироваться на королевском троне, куда разрешается присесть ненадолго всем желающим.

СУВЕНИРНЫЙ МАГАЗИН. Нельзя пропустить. Есть украшения, книги, масса открыток, средневековая музыка. Целые серии сувениров для поклонников королевы Клод и Франциска I, Екатерины Медичи и герцога де Гиза, архитектуры и искусства Средневековья. Магниты, чашки, ручки, значки, блокноты – в большом ассортименте.

IV. КООРДИНАТЫ ЗАМКА:
Chateau de Blois, place du Chateau.
Часы работы: 9.00-18.30, в июле и в августе 9.00-20.00.

В замке работает Музей изящных искусств и Археологический музей (Musee des Beaux-Arts), ежедневно 9.00-12.00, 14.00-17.00 – прикладное искусство, портреты и скульптура.
По вечерам с мая по сентябрь проводится цветомузыкальное представление в 21.30, 22.00 и 22.30.

Кассы находятся с внешней стороны замка, в крыле Людовика XII (можно сказать, «под хвостом» конной статуи Людовика, которая привлекает внимание над входом во двор замка).

Где находится: Долина Луары, Блуа, place du Chateau.
Как работает: с апреля по июнь и с сентября по ноябрь 9.00-18.30, в июле и августе 9.00-20.00, с ноября по март 9.00-17.00.
Цена вопроса: 8 (4) евро.
Сайт замка и музеев вокруг него
Туристическая брошюра (пдф)

На что посмотреть: замок в Блуа – уникальный по своей композиции. Четырехугольная замкнутая композиция, венчающая вершину холма на высоком берегу Луары, где каждая сторона относится к определенному этапу строительства, дает возможность проследить эволюцию французского зодчества от XV до XVII вв. Стоит поражаться тому, как несколько столетий, имевших свое оригинальное выражение в художественных стилях, удачно согласуются в ансамбле дворца в Блуа. Возможно, причиной тому – единство национальной школы, которую всегда отличало равновесие разума и чувства, своего рода гармоничности построения целого. В стенах замка, помимо интерьеров можно изучить экспонаты Музея изящных искусств, где демонстрируется прикладное искусство, портретная живопись и скульптура (портрет поэта Ронсара, бюсты королевских особ).

Цветомузыкальное представление (Son-et-lumiere) проходит с мая по сентябрь. Сеансы 22.00 и 22.30 (зависит от месяца). Билеты в замок, на представление и комбинированный билет продаются в кассе замка в крыле Людовика XII: 7 (4) евро или 13 (6) евро за комбинированный билет замок+шоу.
История замка
Первые упоминания о замке Блуа есть в документах IX века. Однако несомненно, что люди обратили внимание на это заповедное место гораздо раньше. Высокий скалистый утес, омываемый водами Луары и впадающей в нее небольшой реки, обеспечивал надежное укрытие и защиту. В Х веке граф Тибо, названный Тришором, основал здесь крепость Блезуа. Последующие владельцы неоднократно перестраивали замок, который к XIII веку превратился в крепость.
В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города. Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.
Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и быт столицей в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.
Во времена Шарля Орлеанского, а особенно Людовика XII и Франциска I, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод Французской в 1524 году и жестокого поражения при Павии в 1525 году Франциск никогда больше не возвращался в Блуа. Его преемники останавливались здесь только на короткое время.
Во время религиозных войн в замке жила Екатерина Медичи, стремившаяся любой ценой сохранить власть за своими детьми. Замок, такой радостный во времена Франциска I, превратился в гнездо интриг.
В XVII веке Людовик XIII, утомленный бесконечными интригами, сослал в Блуа своего младшего брата Гастона Орлеанского. Гастон, проживший здесь с 1634 по 1660 гг., направил энергию на строительство нового корпуса замка – крыла Гастона Орлеанского, отличающегося от богато украшенных корпусов предыдущих эпох строгим классицизмом.
В XVIII веке короли покинули Блуа. Замок разделили между несколькими семьями верных вассалов короля, раздробив его на небольшие жилые помещения, и постепенно он пришел в плачевное состояние. В 1788 году Людовик XVI приказал выставить замок на торги, а если покупатель не найдется – разрушить. Спасло замок переоборудование его в казармы.
Во время революции некоторые памятники Блуа существенно пострадали от вандалов, все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Только в 1845 году благодаря масштабной реставрации, начатой архитектором Дюбаном, замок привели в надлежащее состояние, хотя некоторые и называли эту реставрацию «чрезмерной». Современная обстановка замка воссоздана на основе мебели соответствующей эпохи. В крыле Гастона Орлеанского находится Муниципальная библиотека и два выставочно-концертных зала.
По замку
Со времени первых владельцев замка, графов де Блуа, сохранились лишь угловая цилиндрическая башня на южной стороне комплекса, часть крепостной стены и церемониальный зал графов Блуа на северной стороне, в котором на протяжении всей эпохи средневековья короли созывали генеральные штаты. Он так и называется – Зал Генеральных штатов (Salle des Etats Generaux). Сильно перестроенное в конце XV века помещение зала, длиной до 30 м и шириной до 18, делится на два нефа аркадой. Своды и стены полихромны, в росписях, теперь сильно поновленных, использовано много золота, хотя эффект этот кажется излишним, уж слишком определенным вкусом XIX века, когда зал реставрировался.

Это самый большой зал крепости графов де Блуа, возведенной в начале XIII века. Именно в этом огромном зале – одном из самых старинных залов, сохранившихся в готическом замке, граф де Блуа осуществлял свое правление, судил, принимал почести от своих верных вассалов. В этом зале, когда замок стал принадлежать королю, при Генрихе III дважды (в 1576 и 1588 гг.) собирались Генеральные Штаты Королевства Франции. Интерьер этого зала с его двумя нефами, разделенными рядом колонн, напоминает капитулярный зал аббатства. Подвесные капители обозначают датировку начала XIII века. У нефов нет каменных сводов, их потолок обшит небольшими, плотно подогнанными деревянными панелями. Стены зала были заново расписаны в XIX веке.
Зал Генеральных штатов вошел в ансамбль интерьеров начатого в 1498 году крыла Людовика XII. Именно этот король, во время правления которого Блуа стал фактической столицей страны, затеял первую масштабную реконструкцию. Ему не нужна была крепость – власть короля была неоспорима, и защищаться было не от кого. Нужна была парадная резиденция. Король, известный своими простыми и приятными манерами, открывает новую эру в управлении государством, «открытую» дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией – роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.
Король отозвал мастеров-каменщиков из Амбуаза (Симона Гишара, Жака Сурдо, Колена Биара), под чьим руководством и осуществлялось все строительство в 1498-1503 гг. Эти мастера возводят блок двухэтажного здания, который теперь выходит своим фасадом на площадь перед дворцом.

Строители применили камень и кирпич, цвет которых уже во многом определяет восприятие всей архитектурной композиции. К XV веку вновь стал широко применяться в строительстве кирпич, которым пренебрегали во времена зрелой готики. Так появляется характерная для этого периода комбинация двух строительных материалов. Из тесаного камня выполнялись важнейшие конструктивные и декоративные элементы здания (углы, оформление проемов, люкарны и т.п.), кирпич же шел в основном на заполнение стен.
Рядом Залом Генеральных Штатов находится небольшой Археологический музей, где собраны различные строительные материалы, оставшиеся при возведении крыла Франциска I. Кроме того, в коллекцию вошли формы и модели, созданные Дюбаном в XIX веке для реставрации замка.
Крыло Людовика XII, вытянувшееся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Из крепости с мрачными башнями и холодными залами получилось светлое, радостное и приветливое здание с широкими окнами и галереями. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху. Архитектуру его по праву можно считать одним из самых ярких образцов поздней «пламенеющей готики».

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставалась глубоко готическими с многих точек зрения: плоскостность фасадов, отсутствие равновесия и симметрии в планировке и распределении оконных проемов, выделение лестничных клеток в отдельные башни, каменные крестовины в окнах, огромная высота кровли, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и, явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.
Наследуя французские традиции, зодчие становятся на новый путь, который вскоре приблизит эпоху зрелого Возрождения в стране. Пусть большинство архитектурных элементов типичны еще для средневековья, — все же черты нового присутствуют. Окна становятся большими по размерам, два из них превращены в балконы; четкость вертикальных и горизонтальных членений создает определенную пропорциональную структуру, отличную от «вертикализма» готики. «Итальянизмы» видны в ряде декоративных мотивов скульптурного убранства.
По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камее. Цветки лилий – символы короля, горностаи – королевы Анны Бретонской, украшают колонны галереи.

Парадную лестницу украшают дикобразы – эмблема герцогов Орлеанских с их девизом: «De pres comme de loin, je suis redoubtable» («Вблизи, как и вдали, я опасен!»).

Конная статуя короля возвышается над главным входом в замок. Оригинал был разрушен в 1792 году революционерами, когда уничтожались королевские изображения. В настоящее время он заменен копией работы скульптора О. Сеюре, изготовленной в XIX веке. Под статуей – геральдическая эмблема с фигурой дикобраза.

Такой тип статуи – новое явление для Франции. Изображение всадника с портретными чертами лица, причем созданное при жизни самого представляемого, означало апофеоз определенной личности, увековечивало земные деяния человека. Это несомненный триумф светского начала в культуре, явная победа над средневековым мышлением. Пример итальянского искусства явился определяющим, так как тип конного монумента там разрабатывался как основной скульптуре. Оригинальная статуя Людовика XII, возможно, была исполнена итальянцем Гвидо Мацони.
Путь через портал, кад которым установлена конная статуя, ведет во внутренний двор замка. Тут фасад крыла Людовика XII построен с использованием галереи с колоннадой. «Готицизмы» чувствуются в манере применения колонн двух типов – круглых и квадратных. Колонны эти чередуются. Стволы колонн богато орнаментированы, в характере их оформления есть детали с итальянским влиянием – например, использование арабеска, фигурок обнаженных пути, маскаронов, дельфинов, рогов изобилия. Применение открытой галереи в дворцовой архитектуре до постройки этого здания можно было увидеть во французской архитектуре только в Тальси, где возводит себе резиденцию богатый флорентинец Сальвиати, дом которого стал образцом, породив даже некоторую моду и подражание.
Из галереи открывается обзор всего внутреннего двора замка: слева размещается галерея Карла Орлеанского и капелла Сен-Галле, справа – корпус Франциска I, прямо – крыло Гастона Орлеанского.
Галерея, примыкающая к капелле Сен-Галлэ, южная половина которой была разобрана в XVII веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орлеанскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII. В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением. Построена она из камня и кирпича в том же стиле, что и крыло Людовика XII, но лишена изящества пропорций и декораций. Это и понятно, так как она предшествовала строительству этого корпуса замка. Именно здесь камень и кирпич как строительные материалы были использован совместно.
Современная капелла – это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII на месте древнего античного храма и посвященной в 1508 году св. Кале.

Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Витражи в окнах созданы в XX веке мастером Максом Энграном на месте старых, утраченных. Это была частная молельня королевской четы. Генрих III при восшествии на престол произнес в этой капелле слова благодарности Богу.
В непосредственной близости от замка находилась капитулярная церковь св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения. После Революции она была разрушена. Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.
Небольшая терраса около капеллы, с несколькими каштанами, цветущими весной розовыми канделябрами соцветий, с фонтаном, дает возможность любоваться панорамой города, открытой в сторону реки, с руинами башни Фуа, оставшейся от средневековой феодальной крепости, и с силуэтом одной из лучших церквей в городе – храмом Сен-Никола.


Раньше, до перестройки, этой смотровой площадки, естественно, не существовало, и комплекс зданий дворца образовывал единый блок.
Людовик XII, столь сильно способствовавший созданию нового облика замка в Блуа, был и инициатором разбивки регулярного сада, созданного по проекту Пачелло де Меркольяно около дворца с западной, внешней его стороны. За садом находился построенный тогда же небольшой павильон Анны Бретонской. Это бывший Ораторий, где Анна после замужества молилась, чтобы Бог даровал ей потомство. Екатерина Медичи, супруга Генриха II, согласно своим прихотям превратила бывшую молельню в купальню, а еще позже, во времена революции, тут размещался арсенал. Возведен этот павильон в стиле Людовика XII, то есть в стиле старых частей всего замка, из кирпича и камня. Восьмигранный в плане, с четырьмя флигелями, он представляет тип центрической постройки, сравнительно редкой для конца XV века.
Площадь перед замком, некогда имевшая средневековый характер, сейчас сильно изменила свой вид: готическая церковь Сен-Север уничтожена в XIX веке, укрепления с башнями срыты. Видимо, вокруг такой площади группировались жилые городские дома. Напоминанием об этом служи Фонтан Людовика XII – колодец, оформленный в готическом стиле, правда, сильно реставрированный.
Когда Людовик XII умер, замок стал резиденцией Франциска I, любившего комфорт не меньше предшественника. В длинном списке предпринятых им строительных работ, замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля.

Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска I – один из самых первых шедевров Ренессанса. Из возможных руководителей постройки можно назвать Жака Сурдо, хотя предполагаются и консультации итальянских мастеров, в частности Доменико да Картона. Сразу же бросается в глаза, что фасад корпуса Франциска I, выходящий во двор, несколько отличается от противоположного, выходящего на внешнюю сторону дворца. Отличие это, возможно, связано с разновременностью возведения этих частей здания, и внешний фасад возник как завершение всего этапа строительства. В первом этапе постройки еще ясно ощутимы непреодоленные традиции архитектурного мышления позднего средневековья, лишь богато декорированные в итальянском вкусе, который, конечно, здесь выступает намного явственнее и отчетливее, чем в крыле Людовика XII. Наметился еще один шаг в сторону триумфа зрелого Ренессанса. Возникший тип оказался образцом для многих дворцов, появившихся в долине Луары.
Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада – совершенно новое. Окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрытий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров. Уступка французской традиции – эмблема короля, саламандра (девиз которой «J’encourage le bien et j’etouffe le mal!» – «Я поощряю добро, но я душу зло!») выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.
Украшением крыла Франциска I стала парадная винтовая лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским.

Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типична для Франции эпохи готики, хотя в то время в долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. На лестнице в Блуа есть три балкона, предназначенные лишь для того, чтобы любоваться видом на парадный двор. Такие фантастические излишества говорят об активном проникновении идей Возрождения в средневековое сознание. Более того, часто лестница становилась своего рода декорацией для королевских церемоний и праздников. Оноре де Бальзак называл эту башню «китайской пагодой».
Геральдический символ Франциска – саламандру и заглавную букву F здесь можно обнаружить на многих архитектурных элементах. Балюстрады с изображением саламандры воспринимались уже как своего рода балконы. Расположенные диагонально, они придают динамичность всей архитектурной композиции. На консолях под каменными балдахинами на столбах-контрфорсах (по средневековому еще принципу) размещались статуи – опять-таки пример все более активного использования скульптурного убранства (статуи воссозданы вместо утраченных в 1847 году).

Во внешнем фасаде корпуса Франциска I Возрождение заявляет о себе не только в манере декорировки стен, но и в самой сущности построения композиции.

Стена теряет плоскостность, становится пространственной формой, чему помогают многочисленные лоджии и ниши – по ним фасад и получил свое название: «Фасад лоджий». Господствуют ритмы арок, заключенных в ордерную декорацию: пилястры, полуколонны, поэтажные членения. Тут чувствуется, пусть и перетолкованное на свой лад, воздействие мотивов построения фасадов итальянских палаццо, некоторые ученые говорят даже об «имитации стиля Браманте» (А.Блант). Однако отсутствие строгой регулярности и симметрии все же свидетельствует о наследии старого, еще до конца не изжитого. Это, скорее, стилизация итальянской открытой галереи, так как перед нами ряд нишеобразных лоджий с отдельными, скрытыми в них окнами. Однако в не зависимости от того, как «мало» или «много» здесь сходства с итальянскими дворцами, мы видим нечто вполне оригинальное и вполне возрожденческое по духу.
Поднимаясь по знаменитой лестнице, чтобы попасть в интерьеры корпуса Франциска I, можно отметить повторяющийся ритм диагональных линий в форме маршей, поручней, карнизов, нервюр свода. В медальонах этого свода помещены инициалы и эмблемы Франциска I и его жены Клод де Франс (буква «С» и горностай), а также его матери Луизы Савойской (лебедь со скрещенными крыльями, пронзенный стрелой).
В интерьерах корпуса Франциска I, реставрированных в XIX веке, сохраняются основные принципы оформления помещений, характерные для французского Ренессанса. Форма каминов, богато декорированных, осталась прежней, только усилена и изменена их окраска и позолота. Цветочные гирлянды, пути, раковины, растительные гротески образуют хорошо организованные скульптурные панно – почти каждое из них заключает в себе изображение саламандры. Стоит вспомнить, что в полумраке вечером, когда помещения освещались только свечами и отсветами огней каминов, яркая окраска стен, позже лишь поновленная, имела определенное художественное значение. И, кажущаяся примитивной и варварской днем, она приобретает благородный облик вечером.

Первый зал (Зал Начальника Стражи) на втором этаже состоит из двух залов, соединенных вместе во время больших реставрационных работ середины XIX века. В это же время архитектором Дюбаном была предпринята коренная реставрация апартаментов Франциска I: было обновлено плиточное мощение пола, заново декорированы стены и расписаны балки потолков. Все камины были переделаны за исключением тех, которые украшали большой зал. Осталось нетронутыми также одно из дверных обрамлений. Эти сохранившиеся элементы очень характерны для художественного оформления интерьеров начала эпохи Ренессанса: обильная декорировка в духе «пламенеющей готики», неглубокий рельеф с вязью, раковинами, рогами изобилия, эмблемами…
Крыло Франциска I постоянно переделывалось и заново обставлялось мебелью: столы в итальянском стиле, фламандские гобелены, кресла с высокими спинками и, особенно, лари, которые в эпоху Ренессанса, как и в средние века, продолжали оставаться основным видом мебели.
Во втором зале, Зале Гвардейцев, представлена огромных размеров вышивка на религиозный сюжет. Здесь можно также увидеть часто публикуемые портреты поэта Ронсара (один – живописный, другой – скульптурный). Действительно, в замке Блуа, предположительно во время бала, Ронсар встретил Кассандру Сальвьяти, которой он посвятил множество своих поэм. Деревянная панель второй половины XVI века точно воспроизводит атмосферу бала при дворе Валуа, который вполне вероятно мог происходить в Блуа. Персонажи исполняют модный итальянский танец, ввезенный во Францию Екатериной Медичи.
Средневековая конструкция старинного замка отчетливо проступает, когда из этого зала выходишь на следующую непосредственно за ним галерею: дверной проем, проделанный в стене двухметровой толщины, а при входе справа – круглый изгиб башни. Галерея, относящаяся также к постройкам Франциска I, пронизана светом и воздухом благодаря своеобразным лоджиям – вариант лоджий Браманте в Ватикане. Из лоджий открывался прекрасный вид на раскинувшиеся внизу сады.

Бюсты королевских особ, собранные в этой галерее, напоминают нам о долгих годах, проведенных Екатериной Медичи и ее сыновьями в замке Блуа в последнюю треть XVI века, а также об особом пристрастии, которое их преемник Генрих IV питал к этому замку. Он приказал построить галерею, длиной 200 м, окаймлявшую чудесные сады, которая в XVIII веке превратилась в руины.
В глубине галереи находится «bargueño» – вид секретера испанского или португальского происхождения со множеством выдвижных ящичков, которые служили для хранения ценностей.
За передней комнатой, расположенный в старинной башне XIII века, примыкающей к крепостной стене (следует обратить внимание на толщину стен этой комнаты), находятся Королевские покои, в которых в конце XVI века не раз укрывалась Екатерина Медичи, вынужденная бежать из Парижа, охваченного религиозными волнениями. Она здесь и умерла 5 января 1589 года, спустя несколько дней после убийства герцога де Гиза. С ее кончиной связана любопытная легенда. Говорят, что Нострадамус предсказал королеве смерть рядом с Сен-Жерменом. Именно поэтому королева уехала из Лувра, рядом с которым находится церковь Сен-Жермен-л’Оксерруа. 4 января у постели Екатерины появился новый врач. На вопрос об имени, эскулап ответил, что его зовут Сен-Жермен. Наутро королева скончалась…
Комната, получившая название комнаты Екатерины Медичи, была украшена в процессе реставрации XIX века вензелями Генриха II и королевы. В XVI веке она, однако, не имела характера частных апартаментов, который ей приписывают сегодня. В то время в ней обычно проходили приемы. Углубление в стене давало возможность поместить там на небольшом возвышении кресло с высокой спинкой, покрытое балдахином, на котором восседала королева.
Отдельные предметы мебели, приобретенные или полученный в дар, позволяют сегодня воссоздать обстановку этой комнаты. Портреты, украшающие стену, напоминают нам об увлечении Екатерины Медичи искусством портрета, расцвету которого в XVI веке она способствовала.

Расположенная рядом молельня интересна своими расписными деревянными панелями и изящным скульптурным декором апсиды с подвесным замком свода и нишами.

Наибольшая достопримечательность корпуса Франциска I – его Рабочий кабинет короля (его еще называют «Черной комнатой), так как он сохранил 237 панелей, каждая из которых своеобразна в своем роде. Они предлагают полные набор декоративных орнаментов, используемых в период раннего Ренессанса – арабески, рога изобилия, маскароны, дельфины и т.д. Эта комната знаменита также своими потайными стенными шкафами, или «шкафами с ядом», как образно назвал их в своих романах А.Дюма. Но на самом деле доподлинно неизвестно, прятала ли там когда-нибудь яды Екатерина Медичи. Имелись специальные рычаги и педали, с помощью которых эти шкафчики открывались. Эта затея в готическом стиле, хотя декоративные арабески, украшающие панно, сделаны по итальянскому образцу.

На третьем этаже крыла Франциска I, как раз во время работ по реконструкции, произошло трагическое событие, которое занимает важное место в истории Франции: считается, что именно здесь (по другой версии это произошло в Лувре) 23 декабря 1588 года герцог Генрих де Гиз был убит по приказу своего кузена, короля Франции Генриха III. Это убийство положило конец религиозным войнам, раздиравшим Францию во времена правления сыновей Генриха II и Екатерины Медичи, войн, порожденных фанатизмом протестантов, поддерживаемых Елизаветой Английской, и непримиримостью католиков, объединившихся вокруг Католической Лиги, возглавляемой Филиппом II Испанским. Власть короля постоянно оспаривалась Лигой, и особенно главой Лиги – герцогом де Гизом. Известно, что Генрих III питал склонность к представителям своего пола, что существенно уменьшало шансы на обзаведение Франции наследником. А герцог де Гиз ловко использовал как слабость монарха, так и его политическую неамбициозность для укрепления собственного влияния. Будучи умелым политиком, блестящим стратегом и настоящим красавцем, он одинаково легко одерживал как военные, так и любовные победы, и вскоре стал весьма серьезно претендовать на престол. Генрих, не без влияния своей матери Екатерины Медичи, опомнился, когда ситуация обострилась в ходе Генеральных Штатов Королевства, собравшихся в замке Блуа в октябре 1588 года. Генрих де Гиз чувствовал себя на высоте положения, откровенно насмехался над королем, который принял решение покончить с ним. Неожиданно покинув Совет, король приказал предать Гизу, что ждет его в своих покоях. У дверей герцога встретила вооруженная охрана, состоявшая из любимчиков короля («миньонов»). Король вышел из кабинета и некоторое время наблюдал за происходящим.

Картины XIX века, выставленные в Зале Совета и в Королевских покоях, иллюстрируют это трагическое событие, а также убийство кардинала Лотарингского, брата герцога де Гиза, которое произошло днем позже. Убийство герцога де Гиза вызвали волнение в стране, а спустя полгода Генрих III был убит в Лувре якобинским монахом Жаком Клеманом.
Спустившись на второй этаж, можно попасть в Зал Генеральных Штатов.
В XVII веке Гастон Орлеанский, сосланный в Блуа за интриги против Людовика XIII, направил энергию на строительство нового корпуса замка – крыла Гастона Орлеанского, отличающегося от богато украшенных корпусов предыдущих эпох строгим классицизмом.

Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществлении проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками… Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крылу в глубине двора, и то не окончательно. Остаток жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска I, напротив своего незавершенного шедевра.

Центральная часть, выступающая вместе с главным порталом и этажом над ним, выделена колонным портиком с треугольным фронтоном, увеличенным статуями Маара и Минервы. Небольшие полукруглые колоннады маскируют углы, образующиеся в переходах к боковым ризалитом, и тем самым смягчают сочетание прямоугольных форм. Композиция фасада завершена высокой кровлей. Полуциркульный фронтон в центре отмечен картушем с гербом и мраморным бюстом Гастона Орлеанского.
В окнах дворца светятся днем окна противоположного фасада, и это, как и цвет слегка сероватого камня, из которого возведено здание, создает впечатление легкости, отнюдь не нарушающее эффекта величия и представительности. Как всегда, Мансар в очень индивидуальном истолковании классицизма находит тонкое сочетание декоративной насыщенности форм и простоты, ясности общего композиционного решения. Эта постройка крупного зодчего не менее совершенна, чем столь известный в истории архитектуры замок Мезон-Лафит близ Парижа.
Виртуальная прогулка по замку:

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *