История собора

Строительство храма было связано со стремлением Вильгельма II продемонстрировать величие Германии. Собор в Берлине с зеленым куполом стал ответом на сооружение базилики святого Петра в Ватикане.

Возведение и основание

Кафедральный собор был построен в 1465 году на месте церкви святого Эразма, которая являлась частью нового королевского дворца . В 1456 году она стала коллегиальной, а в 1539 году после реформации Мартина Лютера и Иоанима II получила статус лютеранской. Здесь проходили пышные придворные церемонии и приходские богослужения. В середине XVIII века гробницы из усыпальниц храма перенесли, а само здание было снесено.

В период с 1747 по 1750 год вместо соборной церкви к северу от дворца кайзера возвели собор Шинеля в стиле барокко. Такое указание король Фридрих Великий дал архитектору Иоганну Боуману. Церковь была частью Берлинского замка и представляла собой королевскую усыпальницу.

Через 75 лет король Карл Шинкель представил планы по возведению нового храма. Строительные работы начались, но затем были приостановлены из-за ограниченных финансовых возможностей.

Сооружение в неоклассическом стиле не понравилось новому правителю Вильгельму II, поскольку архитектурный стиль не отображал могущество империи и его величие, как представителя династии. Король пожелал, чтобы собор превзошел по всем параметрам храм Святого Петра в Риме.

В 1893 году недостроенное здание церкви по приказу императора снесли. На этом месте через год начали возводить новый храм. Главным архитектором стал Юлиус Рашдорф. На строительство церкви из казны император выделил 11,5 млн. марок.

Торжественное открытие состоялось в 1905 году. По замыслу архитекторов Домский собор должен был стать главным храмом всех европейских лютеран и служить придворной церковью правящей династии. В здание перевезли саркофаги представителей рода.

Историческая судьба

Во время второй мировой войны сооружение сильно пострадало от бомбардировок. В 1944 году в купол попала бомба, что привело к большому пожару. В результате сгорела деревянная обивка крыши, упавшая конструкция разрушила собор до самой усыпальницы. Некоторые гробницы полностью разбились. Когда в 1949 году Германию раздели на 2 части, Берлинский собор оказался на территории ГДР.

Послевоенная реставрация

На протяжении 26 лет обгоревший кафедральный собор стоял в центре города. В 1975 году власти ФРГ и лютеранская община выделили деньги на реставрацию храма. Правительство ГДР приказало снести мемориальную церковь, поскольку она символизировала имперскую власть Гогенцоллернов.

Во время ремонта с куполов здания убрали все кресты. В 1980 году закончилось восстановление часовни для проведения крещений и венчаний. Официально собор открыли в 1993 году, но работы по реставрации мелких деталей продолжались.

В 1999 году закончили вставлять новые алтарные окна. Мозаики на центральном куполе реставрировались в 2002 году. В декабре 2006 года решили восстановить крест. Позолоченную фигуру, на которую потратили из бюджета 700 тыс. евро, установили на куполе через 2 года. Детали старого креста находятся на кладбище по улице Лизенштрассе.

Современное положение

Берлинский собор считается самой большой протестантской церковью в Германии. В здании проходят богослужения, обряды венчания, крещения. Храм содержится за счет собственного бюджета, власти Берлина покрывают только 5% затрат.

Сооружение является частью Музейного острова, поэтому находится под охраной ЮНЕСКО. Большинство статуй и скульптур остались обгоревшими после войны. Фасад кафедрального собора постоянно используют для показа инсталляций во время фестиваля света. Подвал храма используется в качестве усыпальницы правителей Германии.

Структура здания

После второй мировой войны кафедральный собор в Берлине выстроили практически заново. С восточной стороны видно, что храм поделен на 3 части.

В здании находятся такие помещения:

  • церковь для проповедей;
  • часовня для проведения свадеб и крещений;
  • склеп рода Гогенцоллернов.

Проповеди и литургические службы проходят в центральной части храма. Она украшена позолотой, статуями и лепниной. Окна декорированы красивыми панно. Здесь расположен главный алтарь.

С правой стороны находится вход в часовню, где проводят крещение и венчание. В этой части размещен мраморный алтарь для таинств и орган.

Усыпальница династии Гогенцоллернов относится к важным захоронениям Европы. В подвальном помещении собора содержатся останки королевских семей, которые сформировали Берлин и Германию. Всего насчитывается 94 захоронения XVI–XX веков. Они изготовлены из камня, дерева или и металла. Некоторые гробницы покрыты парчей или бархатом.

До начала второй мировой войны в северной стороне собора находилась мемориальная церковь. Она представляла собой ниши, где располагались гробницы королевского семейства. Перед началом реставрации власти ГДР разрушили эту часть сооружения.

Архитектура и убранство

Собор в Берлине создан в стиле барокко, который привлекает внимание наличием большого количества статуй ангелов и святых, колоннами и пилястрами. Роскошный вид интерьеру придают позолота и множество лепнины на потолке и стенах.

Внешний вид

Берлинский кафедральный собор построен в форме латинского креста из силезского камня. Здание возвышалось на 114 м, после реставрации высота составила 98 м. Ширина сооружения достигает 73 м. Главный фасад выходит на парк Лустгартен. Вход окружают 4 массивные колонны с бронзовыми статуями евангелистов Луки, Матфея, Марка, Иоанна. Дополняют композицию скульптуры ангелов над дверями.

Восточная сторона, которая выходит на реку Шпрее, отображает разделение здания на 3 части.

Центральная часть собора украшена большим зеленым куполом. Его диаметр — 33 м и высота — 74,8 м. На покрытие фонаря, венчающего крест, затрачено 1,5 кг золота. По периметру купола на бортике установлены скульптуры ангелов, взоры которых устремлены на небо, и апостолов. Медные фигуры были установлены в период с 1978 по 1981 год. Впереди расположена композиция с Христом, который дает благословение, и святыми возле массивного креста.

По углам размещены часовни с куполами меньшего размера. Их стены украшены скульптурными карнизами и балюстрадами, что придает зданию помпезности. Южный фасад характеризуется наличием эркера. Каждое окно декорировано барельефами с ангелами и гербами королевской династии.

Над центральным входом размещена мозаика с изображением Иисуса Христа, которую окружают лепнина и херувимы.

Внутреннее оформление

В церкви внимание привлекает центральная часть с алтарем. Престол выполнен из белого мрамора и желтого оникса. Главный алтарь перенесли из старой неоклассической церкви. Он был построен в 1850 году по проекту Штуллера.

Пространство кажется огромным из-за больших окон, а стены украшают пилястры и колонны из песчаника. Вверху на 4 из них стоят статуи реформаторов Кальвина, Лютера, Меланхтона и Цвингли. На остальных размещены скульптуры курфюрста Иоакима II Бранденбургского и Фридриха III Мудрого из Саксонии, герцога Альбрехта из Пруссии и князя Филлипа Гессенского.

Потолок декорирован изображениями сцен из жизни апостолов и святых, которые создал художник Отто Лессинг. Полукупола украшают портреты евангелистов.

За алтарем размещена перегородка со статуями апостолов из золота. Окна украшены большими панно, которые показывают Рождество, Распятие и Воскрешение Христа. Они созданы художником Антоном фон Вернером.

С левой стороны от алтаря стоит кафедра для проповеди. Она сделана из дуба и украшена резьбой. Слева от входа находится большой орган, который создал мастер Вильгельм Зауэр. Впервые он зазвучал 27 февраля 1905 года.

Музыкальный инструмент состоит из 7269 труб и 113 регистров. В XX веке этот орган считался вершиной технического органного искусства. Это один из самых крупных инструментов в мире, сохранившихся в оригинале.

Напротив органа в нишах видно саркофаги Фридриха I и его жены Софии Шарлотты.

Здесь находится дверь в церковь для венчаний и крещений. Это небольшое пространство украшено лепниной и 3 картинами. Церковь была отреставрирована и открыта в 1980 году.

Возле стены стоит алтарь из красного дерева с распятием. За ним висит главное произведение искусства собора — полотно «Излияние Святого Духа». Его написал художник Карл Бегас в 1820 году по заказу короля Пруссии Фридриха Вильгельма III.

На одном из этажей расположен музей. В храме имеется небольшой орган, который изготовили в 1946 году.

Скамьи для прихожан рассчитаны на 1 650 посетителей.

Свет попадает в храм через витражные окна. Дополнительное освещение обеспечивают светильники в форме канделябров.

Стены сплошь покрывают барельефы, картины, мозаика и цитаты из Священного Писания. В основании купола размещено изображение голубя, наполненного светом и символизирующего Святого Духа.

Усыпальница Гогенцоллернов

Склеп королевской династии считается одним из самых больших в Европе. Он создан под алтарем в крипте здания. В усыпальнице находятся 70 из 94 захоронений, которые датируются XVI–XX веком. Останки правителей хранились в мемориальной церкви, после ее уничтожения в 1975 году захоронения перенесли в крипту. Туристам доступ в помещение открыли в 1999 году. Некоторые гробницы находятся на реставрации, которая занимает много времени.

В стенах церкви похоронены следующие представители знаменитого рода:

  • Фридрих Вильгельм I;
  • София Доротея Бранденбургская;
  • Фридрих I;
  • принцесса София Шарлотта Ганноверская;
  • Фридрих III;
  • королева Елизавета Кристина.

Несколько саркофагов выставлены не в подземном помещении, а наверху в центральной части здания. Выделяется среди всех захоронений маленький белый гроб. В нем содержатся останки Виктории Марины, дочери прусского принца Адальберта Фердинанда. Девочка умерла в сентябре 1915 года. Она вполне может считаться одним из последних представителей Гогенцоллернов, захороненных в соборе. Следующего ребенка в этой семье, который родился через 2 года, назвали таким же именем.

Богослужения и другие возможности посещения

Храм открыт для проведения туристических экскурсий, концертов, представлений и других мероприятий. Каждое воскресение в соборе проводятся проповеди и богослужения, которые для иностранцев переводятся на английский язык. Регулярно в день святого Мартина (11 ноября) и на Рождество показывают постановки с музыкальным сопровождением на библейские темы. В стенах храма проходят концерты органной музыки и ансамблей, поет хор.

График работы собора:

  • с понедельника по субботу — с 9.00 до 20.00;
  • воскресенье и праздники — с 12.00 до 20.00;
  • с 1 октября по 31 марта — закрытие в 19.00.

Во время проведения богослужений и мероприятий храм для экскурсий закрыт. Чтобы попасть внутрь, нужно приходить до начала службы. Билет для взрослого стоит 7 евро. Для льготников (инвалиды, школьники, студенты, пенсионеры, безработные) вход обойдется в 4 евро. Бесплатно разрешают провести до 3 детей не старше 18 лет. В стоимость билета не входит посещение смотровой площадки, музея и усыпальницы. За 3 евро можно купить аудиогид. Языки: английский, испанский, немецкий, итальянский.

>Видео о самом большом органе храма

Посмотрите видео и послушайте звучание самого большого органа в Берлинском соборе.

Церковь Св. Николая в Берлине

Отзывы Церковь Св. Николая в Берлине (Германия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Церковь Св. Николая в Берлине

Самая старая базилика Берлина, полностью сохранившаяся до наших дней — церковь Св. Николая. В 2010 г. церковь отпраздновала свой 800-летний юбилей. Вообще, официальной датой начала ее возведения считается 1210 г., но самые ранние упоминания о храме датируются 1200. И, хотя разные источники до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, когда на самом деле была построена базилика, все они сходятся в одном — церковь Св. Николая старше Берлина. Однако функции религиозного сооружения она больше не исполняет — сейчас здесь располагается филиал Бранденбургского музея.

За 800 лет облик здания неоднократно менялся — храм пережил несколько реконструкций, перестраивался в готическом и неоготическом стилях, приобретал новые черты. Последнюю службу в церкви Св. Николая провели в 1938 г. Затем базилика перешла в собственность государства. Вскоре началась война, и здание было почти полностью разрушено. В ходе реставрации храм пришлось буквально отстраивать заново. Здание было восстановлено, а в качестве своеобразного бонуса к колокольне добавились куранты с 41 колоколом.

После ремонта базилика вновь открыла свои двери посетителям, но уже в качестве музея. Постоянная экспозиция, расположенная здесь, повествует об истории храма, его архитектуре, а также об известных личностях, связанных с этой достопримечательностью. Узнать больше о судьбе церкви Св. Николая можно из аудиогида, доступного на 4 языках (в том числе и на русском). Помимо экспонатов музея, в числе которых находятся старинные артефакты, гости базилики могут спуститься вниз, на уровень земли еще средневекового Берлина. Там расположен склеп Бейера, который также можно посетить в рамках экскурсии по музею.

Однако церковь Св. Николая — это не просто музейная экспозиция. Периодически храм используется в качестве концертного зала, поскольку обладает удивительной акустикой. Здесь установлено три органа, все они находятся в хорошем состоянии и используются во время концертов классической музыки.

Практическая информация

Церковь Св. Николая расположена по адресу Nikolaikirchplatz,1.

Добраться сюда можно на метро (в этом случае выйти нужно на станции Klosterstrasse). Номера трамваев, которые довезут до церкви — M4, M5, M6. Многие автобусные маршруты также проходят мимо базилики.

Храм открыт для посетителей ежедневно с 10:00 до 18:00.

Стоимость взрослого билета — 6 EUR, льготного — 4 EUR. Но экспозицию можно посетить и бесплатно — каждую первую среду месяца вход свободный.

Веб-сайт

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Описание

Николаикирхе, построенная в 1220—1230 годах, представляла собой трёхнефную крестообразную базилику из природного камня и посвящена Николаю Чудотворцу.

В XIII веке церковь была перестроена в готическую зальную церковь. В 1461 году относившаяся в Средневековье к числу четырёх состоятельных сословий гильдия берлинских пекарей заказала для церкви алтарь и обязалась выплачивать годовую ренту церковному служке.

Вид на церковь с телебашни

Асимметричный облик с одной башней Николаикирхе сохраняла вплоть до конца XIX в. В ходе капитальной реконструкции церкви в 1876—1878 годы под руководством Германа Бланкенштайна церковь обзавелась неоготическим фасадом с двумя башнями.

В 1938 году церковь перешла в собственность государства, и с этого времени в ней больше не проходили службы. Прихожане церкви перешли в соседнюю Мариенкирхе. В Мариенкирхе также находятся многие ценные произведения искусства из Николаикирхе.

Во Вторую мировую войну от Николаикирхе сохранились только внешние стены. Восстановление церкви с двумя башнями по старым рисункам и планам началось в 1981 году. В настоящее время церковь служит музеем и концертным залом. Великолепная акустика Николаикирхе высоко оценивается знатоками.

Во время реконструкции в 1981 года в башне были установлены куранты из 41 колокола. Постоянная выставка в церкви рассказывает о истории сооружения и лицах, связанных с ней.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *