Армавир

Климат и погода

Тут царит резкий континентальный климат. Лучшим временем для посещения этих мест является солнечная, безветренная осень.

Природа

На территории самого маленького марза Армении, Армавира, протекает река Мецамор. Ее подпитывают озеро Айхр, река Кассах и находящиеся вблизи родники.

Огромной ценностью этого края являются руины древнего урартского города Аргиштихинили, имеющие большую историческую ценность. В течение многих веков Армавир являлся крупным культурным и экономическим центром государства. Немного западнее, где сливаются реки Ахурян и Аракс, находятся руины еще одного древнего исторически значимого города — Ервандашата, который стал последней столицей, сотворенной династией Ервандидов.

Достопримечательности

Кроме бесценных древних руин в Армавире есть и другие важные достопримечательности. Одной из главных является духовный и религиозный центр Апостольской Армянской церкви — Эмчиадзин. Именно здесь расположены Католикосат и резиденция Католикосата всех армян — первопрестольный храм Св.Эмчиадзин.

В одном из районов Армавира есть 2 камня, на которых высечены древние греческие надписи, относящиеся к эллинистической эпохе. В этих надписях содержатся литературные и исторические тексты.

Также в Армавире в древности была прекрасно развита архитектура. Здесь сохранились дворцовые постройки, места захоронений, а также остатки циклопических крепостей.

Особенным местом для влюбленных является храм Святой Рипсиме, который был построен в 618 году. Он довольно простой, но крайне живописный. Это творение раннего христианства является подлинным шедевром. В основании храма лежит прямоугольный фундамент, который дополняется четырьмя нишами в виде полукруга. В итоге все это складывается в крест. Согласно легенде, Рипсиме (девушка, чье имя дало название храму) захоронена тут же — в склепе, который находится под алтарем. В 1790 году к строению было добавлена небольшая двухэтажная колоколенка. В интерьере церкви практически нет украшений, внутри все скромно и целомудренно. А вот в сокровищнице храма хранится интересная реликвия — инкрустированные перламутром престольные врата. Со всего государства к этой церкви съезжаются молодые пары, которые хотят пройти обряд венчания.

Тут же, в 10 километрах от Армавира, находится еще одна достопримечательность — мемориал Сардарапат. На этом месте 22 мая 1918 года состоялась судьбоносная битва между турецкими и армянскими войсками. В результате боя армянскому войску удалось остановить наступление турков. А на месте сражения в 1968 году (на пятидесятилетие исторической даты) установили мемориал. В армянской архитектуре нет комплексов, похожих на этот архитектурно-скульптурный ансамбль. Большая часть мемориала выполнена из красного туфа. Вокруг комплекса расположен живописный парк.

Питание

В Армавире на каждом углу есть пункты общественного питания, где вы запросто можете перекусить или поесть довольно плотно. При этом цены здесь гораздо ниже, чем в Ереване, а качество не уступает столичной пище.

В местных ресторанчиках и кафе вы сможете попробовать армянский коньяк и традиционные армянские блюда, в числе которых — знаменитый армянский шашлык и шурпа.

Проживание

В Армавире сложно найти проживание высокого класса. Тут больше развита система домашнего гостеприимства, когда туристов берут к себе в постояльцы местные жители. Ввиду небольшой удаленности города от столицы (44 км) рекомендуем вам приезжать сюда на экскурсии из Еревана, где вы можете снять жилье, соответствующее вашим запросам.

Развлечения и отдых

В самом Армавире, кроме посещения достопримечательностей, развлечений как таковых больше нет. Однако благодаря небольшой удаленности города от столицы вы всегда можете поехать развлекаться в Ереван, где жизнь кипит и днем, и ночью.

Покупки

В Армавире нет магазинов и базаров, разве что маленькие сувенирные лавки. За покупками стоит отправиться в Ереван.

Транспорт

Сегодня Армавир развивается достаточно быстрыми темпами. Люди привыкли добираться до работы и других мест на велосипедах и своих автомобилях, однако все больше развивается транспортная инфраструктура. По улицам курсируют муниципальные автобусы и такси.

Связь

В городе хорошо развита мобильная система связи. В специализированных местах тут можно приобрести сим-карты местных мобильных операторов — это будет гораздо выгоднее подключения к роумингу.

Безопасность

Для туристов в Армавире не существует прямой опасности. Однако, собираясь в эту область Армении, необходимо знать, что здесь достаточно высокий уровень солнечной радиации. Кроме того город находится в зоне повышенной сейсмической активности.

Недвижимость

В Армавире выгодно покупать жилую недвижимость. Огромным плюсом покупки местного жилья является то, что цены на квартиры и частные дома тут очень небольшие. Вторым плюсом является не раз упомянутая небольшая удаленность Армавира от столицы Армении — Еревана.

Советы туристу

Приехав в Армавир, старайтесь придерживаться вашего сопровождающего или гида, который расскажет вам об особенностях поведения в местных условиях. В случае если с вами или вашими знакомыми что-то случилось, по возможности быстрее возвращайтесь в Ереван и звоните по телефонам экстренной связи.

Для звонка в скорую помощь набирайте 144, в полицию — 133, в пожарную службу — 122, в аварийную службу — 120.

История

См. также: История Армении

Первые разведывательные раскопки здесь были произведены в 1880 году, однако систематические раскопки Армавира начались только в 1962 году. Археологическое изучение Армавира выявило многослойный характер истории города. Древнейший слой относится к урартскому периоду (VIII—VII в. до н. э., когда царь Аргишти I в 776 г. до н. э. основал на этом месте город Аргиштихинили), далее следуют древнеармянский эллинистический (III–II вв. до н. э.) и средневековый (X–XIII вв.) слои.

Армавир был заселён с VI–V тыс. до н. э. Археологи находили здесь различные инструменты из обсидиана, предметы из бронзы и керамику в пластах этого периода. Царь Урарту Аргишти I основал на месте города крепость и назвал её Аргиштихинили. В 331 г. до н. э., когда при династии Ервандидов Армения восстановила свою независимость от империи Ахеменидов, Армавир был выбран в качестве столицы Армении. Были найдены глиняные таблички периода династии Ахеменидов, написанные на эламском языке, содержащие эпизоды из эпоса о Гильгамеше. В районе Армавира найдены многочисленные надписи III в. до н. э. на древнегреческом языке, включая поэзию Гесиода, строчки из Еврипида, список наименований месяцев в македонском календаре и имена царей из династии Ервандидов.

До арабского завоевания в 645 году Армавир находился в составе Айраратского царства (в 331 — 190 гг. до н. э.), затем Великой Армении (190 до н. э. — 428 н. э.), временами подвергаясь оккупации римлянами и парфянами, а после падения Великой Армении в 428 году вошёл в состав Государства Сасанидов.

Современное поселение возникло как сельский населённый пункт Сардарабад (в армянском изложении — Сардарапат); в его названии персидский титул (и личное имя) Сардар («победитель, главнокомандующий») и абад — иран. «город». В 1932 году переименован в Октемберян, в честь Октябрьской революции 1917 года в России. В 1947 году получил статус города. После распада СССР городу было возвращено историческое название Армавир.

Во время Первой мировой войны здесь 21–29 мая 1918 года произошло крупное сражение между войсками Османской империи и Армянского национального совета, которое завершилось победой армянской стороны. Победа в сражении имела судьбоносное значение для армян, так как помешала продвижению турецких войск к Еревану и позволила 28 мая 1918 года провозгласить независимость Армении (см. статью Первая Республика Армения).

Армавир это прекрасный русский город, в котором живут армяне. На этом его сходство с другими русскими городами заканчивается и начинаются отличия.

Первое отличие состоит в том, что если в других русских городах армяне живут со времён постройки в этих городах торговых центров и кафе, то Армавир изначально был выстроен вокруг армянской семьи землепашцев Хацтухянов, прибывшей на тогда ещё безлюдный берег реки Кубань с надеждой на спокойную и сытую жизнь под крылом России.

Обустроившись, семья Хацтухянов вдруг передумала пахать землю и решила начать свой бизнес, то есть открыть торговлю лавашом. Пока покупателей не было, многочисленное семейство торговало между собой. Брат покупал лаваш у брата и продавал сестре, та продавала его своим детям, дети – бабушке или дедушке, они, в свою очередь, долго торговались между собой и лаваш в итоге оказывался у племянницы бабушки, которая с утра начинала новый виток торгово-рыночных отношений.

Лаваш в те далёкие времена у Хацтухянов был один, так как печь больше смысла не имело. Новый пекли только тогда, когда черствел старый и продать его становилось сложно, даже своим.

А через некоторое время до Хацтухянов дошли слухи, что с гор к ним спускаются ещё тридцать армянских семей. Хацтухяны обрадовались и испекли на продажу тридцать лавашей, но торговля вначале не пошла. Когда все эти семьи спустились, оказалось, что из тридцати спустившихся двадцать девять неожиданно также захотели торговать лавашом и лишь одна семья решила заниматься частным извозом. Этой семье Хацтухяны в итоге и продали все свои лаваши, став самой богатой семьёй в пока ещё безымянном ауле.

А армянские семьи начали спускаться с гор уже целыми селениями и вскоре в ауле жило около четырёхсот семейств.

Тут возникает первый вопрос – почему армяне, имея прекрасную страну Армению, не хотят в ней жить?

Ответ дали американские учёные из калифорнийского университета Лос-Анджелеса, где сосредоточена самая большая армянская диаспора в мире. После многолетних исследований учёные выяснили, что, оказывается, армяне подсознательно считают Армению не страной, а большим роддомом и детским садом, в котором они рождаются, делают первые шаги и откуда их через несколько лет выписывают во взрослую жизнь. А будущий город Армавир из-за своего удачного расположения стал идеальным перевалочным пунктом между детским садом и этой взрослой жизнью.

Таким образом, Хацтухяны, первыми облюбовавшие ничем не примечательный клочок земли на берегу реки Кубани, вошли в историю, прорубив для своих сородичей окно в мир. Или, скорее, ворота, так как трафик армян из Армении на все континенты через всё ещё безымянный аул увеличивался с каждым годом в геометрической прогрессии.

Наконец в 1848 году армянские семьи, осевшие в этом ауле, поняли, что пришло время давать месту их проживания хоть какое-то название, чтобы спускающиеся с гор армяне могли внятно объяснить пограничникам, куда они направляются.

Петрос, в то время глава семьи Хацтухянов, уже не только самой богатой, но и самой уважаемой семьи в районе, предложил назвать аул Армавиром, в честь древней столицы Армении. Предложение, разумеется, приняли. Затем, присвоив аулу, благодаря кавказской предприимчивости и любви русских властей к деньгам, статус села, а затем и города, армяне занялись привлечением в Армавир покупателей лаваша неармянской национальности, так как хождение лавашей между местными армянскими семьями никакой выгоды этим семьям не приносило.

И вскоре в городе появились первые жители-неармяне. Это были крепостные горцы и русские наёмные ремесленники, потом военные, а спустя некоторое время, когда через село пролегла железная дорога, появились железнодорожники и пассажиры.

Крепостные, ремесленники и железнодорожники работали, военные охраняли, поезда привозили голодных пассажиров, армяне в ларьках торговали лавашем и все были довольны друг другом. Старинная армянская мечта о сытой и спокойной жизни под защитой России сбылась.

Справедливости ради надо сказать, что армяне умеют не только торговать. Среди них много прекрасных врачей и строителей, поэтов и учителей, кинорежиссёров и футболистов, но все они тоже продают лаваш. Почему так происходит, выяснили учёные из университета французского Марселя, где проживает самая многочисленная армянская диаспора в Европе.

Оказывается, всё дело в определённом геноме, который получил название «геном лаваша» и присутствует только у Homo sapiens, представляющих армянскую нацию.

Причём у армян, оставшихся жить в Армении (их мало, но они существуют), такой геном тоже есть, но в дремлющем состоянии, а как только армянин появляется в Армавире, этот геном пробуждается и начинает активно функционировать, причём вне зависимости от образования и профессии своего носителя. Самый яркий и свежий пример это история тракториста из Гюмри Самвела Погосяна, который, пробыв в Армавире всего час перед отбытием в США, открыл в аэропорту Нью-Йорка ларёк с лавашем уже через десять минут после прилёта, даже не пройдя таможенный контроль.

Уже год власти США ничего не могут с ним сделать, так как формально ларёк находится вне юрисдикции Соединённых Штатов. А брат Самвела, Гарик, летящий на несколько дней навсегда навестить брата в Штатах, начал торговлю прямо в самолёте, заперев экипаж авиалайнера в туалете и выпустив пилотов только перед посадкой. Его даже не удалось за это арестовать, так как сразу после приземления он смешался с толпой прилетевших и встречающих армян и скрылся в ларьке у брата.

Конечно, есть армяне, которые, переехав через Армавир в другую страну, торгуют не лавашем, а обувью, но это лишь исключение, подтверждающее правило. Также как и армяне-таксисты, потомки той семьи, которая единственная не захотела, оказавшись на месте будущего Армавира, торговать лавашем и занялась частным извозом. Кстати, армянские таксисты считаются лицом многих городов мира, начиная от Сочи и заканчивая Сан-Франциско, а фраза «Куда ехать, брат?», произнесённая с армянским акцентом, является первой фразой, которую слышат гости всех крупных аэропортов.

Именно присутствие в Армавире каких-то таинственных сил, побуждающих «геном лаваша» к активным действиям, является вторым и главным отличием Армавира от остальных русских городов.

Армянин, приехавший, к примеру, в Тамбов напрямую из Армении и не открывший на второй день ларёк с лавашом, на средства общины отправляется на несколько дней в Армавир и возвращается оттуда настоящим мужчиной, хозяином ларька и в красных мокасинах. К сожалению, нравится это не всем. Недавно, например, городской совет американского города Бостона, обеспокоенный отсутствием в продаже привычного американцам хлеба и растущими, как на дрожжах, «лавашными», принял решение финансировать исследование этого феномена.

Оказалось, что 99 процентов владельцев «лавашных» перед эмиграцией какое-то время жили в Армавире.

Учёные уже побывали на гостеприимной кубанской земле, ими были взяты пробы грунта, воздуха и воды, а также произведены выборочные заборы крови у населяющих Армавир армян. Сейчас все эти материалы исследуются в лучших лабораториях мира. Будем надеяться, что скоро секрет армавирского «генома лаваша» будет раскрыт и человечество вплотную приблизится к разгадке знаменитой тайны «третьего голубя Ноя». Ведь, как известно из священных текстов, Ной, когда ковчег опустился на скалы Араратские, трижды выпускал голубя. Первый раз голубь вернулся ни с чем, второй раз со свежим масличным листом, а в третий раз голубь принёс в клюве горячий лаваш и произнёс эту знаменитую фразу: «Куда ехать, брат?»…

©Илья Криштул

Рекомендуем также:

  • 5 малоизвестных советских комедий, которые должен посмотреть каждый
  • Что нужно знать о Кавказе. 10 интересных фактов
  • «Павлин — Курец» и «Перегрузка» — подборка смешных и скандальных ляпов переводчиков
  • Пол Маккартни и большая грудь Владимира Путина
  • «Священники шутят» — подборка смешных и трогательных историй

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *