Машиностроение мира

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. Это объясняется тем, что именно оно в первую очередь обеспечивает все отрасли хозяйства орудиями производства (машинами, оборудованием, приборами и др.), а население – предметами потребления, в том числе и длительного пользования.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по времени возникновения (выделяя старые, новые и новейшие отрасли), по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроения и др.), по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоемкого, трудоемкого, наукоемкого машиностроения). Понятно, что при размещении предприятий каждой из этих подотраслей решающую роль могут играть самые различные факторы – трудовой, сырьевой, потребительский, научно-технического прогресса и др. Понятно также, почему именно машиностроение отличается наиболее развитой системой специализации и кооперирования, причем и на внутриотраслевом, и на межотраслевом, и на международном уровнях.

В эпоху НТР мировое машиностроение в целом стало значительно более наукоемким. В передовых странах на него приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве. Общей тенденцией стал также переход от универсальных к более узкоспециализированным предприятиям. Что же касается изменений в структуре отрасли, то они были вызваны в первую очередь тем, что новейшие отрасли стали развиваться наиболее быстро, новые – более медленными темпами, а старые – еще более замедленно. Конкретизировать эту тенденцию можно на примерах авиаракетно-космической промышленности, станкостроения и судостроения.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т. п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Наряду с этим она отличается повышенной трудоемкостью, так что на ее предприятиях очень велика доля инженерно-технического персонала и рабочих высшей квалификации. К отличительным чертам АРКП относится и ее высокая капиталоемкость. Еще одна едва ли не важнейшая ее особенность заключается в теснейших связях с военно-промышленным комплексом. К этому комплексу полностью или частично относятся ее крупнейшие концерны и корпорации «Макдоннел-Дуглас», «Локхид Мартин», «Боинг», «Нортроп», «Юнайтед Текнолоджиз» в США, «Аэроспасиаль», «Бритиш Эйрспейс», «Даймлер-Бенц» в Западной Европе.

Все это предопределяет как производственные, так и территориальные аспекты развития АРКП. К первым из них относится, например, не столь большой объем «штучной» продукции: ныне в мире выпускают около 1000 авиалайнеров и 600—1000 вертолетов в год. Ко вторым – концентрация предприятий отрасли в относительно ограниченном числе самых развитых стран.

Самолеты и вертолеты ныне выпускают примерно 20 стран. Лидирующие позиции среди них занимают США, Россия и Франция. За ними идут другие развитые страны, хотя в последнее время авиастроение появилось и в некоторых развивающихся странах (Бразилия, Аргентина, Индия, Пакистан). Производство ракетной техники и космических аппаратов территориально еще более ограничено (США, Россия, Франция, Великобритания).

Общее же мировое производство продукции авиаракетно-космической промышленности в 1988 г. оценивалось в 75 млрд долл., в 1993 г. – в 100 млрд, а в 1998 г. – в 150 млрд долл. (из этой суммы на Северную Америку и Западную Европу приходится по 50 млрд долл.).

Станкостроение включает в себя производство металлообрабатывающих станков и кузнечно-прессового оборудования, к нему же обычно относят и выпуск промышленных роботов. Это ведущая отрасль общего машиностроения, по развитию которой в первую очередь можно судить об уровне индустриализации той или иной страны. Темпы ее роста в 90-х гг. XX в. были умеренными. В 2005 г. общее мировое производство станков оценивалось в 52 млрд долл., а их экспорт – в 30 млрд долл.

Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40 %), затем идут страны АТР (35 %) и Северная Америка (15 %). Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения, в которую входят четыре европейских, четыре азиатские страны, США и Канада (табл. 110).

Из таблицы 110 вытекает также, что крупнейшие в мире экспортеры станков – Япония, Германия, Италия, Швейцария, США. Добавим, что к числу крупнейших их импортеров относятся США, Китай, Германия, а в целом по потреблению продукции этой отрасли впереди стоят США, Китай, Германия, Республика Корея.

Производство промышленных роботов как новая подотрасль в составе станкостроения растет гораздо более высокими темпами (10–15 % в год). Наибольший спрос на продукцию роботостроения предъявляют автомобильная и электронная промышленность, а внеконкурентное первое место по их производству было и остается за Японией.

Таблица 110

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО УРОВНЮ РАЗВИТИЯ СТАНКОСТРОЕНИЯ В 2005 г.

Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине XX в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка.

В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х гг. XX в. Своего пика он достиг в 1975 г., когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн бр. – рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн, в 1960 г. – 8 млн, в 1970 г. – 22 млн.) Но затем эта отрасль вступила в полосу упадка, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. Уже в 1980 г. суммарное водоизмещение спущенных на воду морских судов составило 14 млн бр. – рег. т, т. е. всего за пять лет оно сократилось в 2,5 раза! В 1990 г. оно осталось на уровне 15 млн бр. – рег. т и только затем стало постепенно возрастать, снова повысившись до 18 млн бр. – рег. т в 2000 г. и 38 млн бр. – рег. в 2005 г. Одновременно произошли кардинальные сдвиги и в географии мирового судостроения.

До Второй мировой войны главным ареалом развития этой отрасли была Западная Европа, в которой особенно выделялась Великобритания, державшая мировое первенство в этой области с начала XIX в. Перед Второй мировой войной она одна спускала на воду половину всего мирового тоннажа морских судов. Крупным судостроением выделялись и другие страны Западной Европы. Во всяком случае, в 1950 г. в первую десятку судостроительных стран входили (без СССР): Великобритания, США, Япония, Швеция, Нидерланды, ФРГ, Франция, Дания, Италия, Бельгия. Достаточно сравнить этот перечень с данными, приведенными в таблице, чтобы увидеть, что из состава 1950 г. в первой десятке остались Япония (с 1956 г. она была на первом месте), Германия, Дания, Италия, Нидерланды, тогда как Франция оказалась оттесненной на 12-е, Норвегия – на 13-е, а Великобритания – на 14-е место. В 2000 г. на первую позицию в ней вышла Республика Корея, которая еще в конце 1960-х гг. вообще не производила морских судов.

Таблица 111

ПЕРВЫЕ ДЕСЯТЬ СТРАН ПО ТОННАЖУ СПУСКАЕМЫХ НА ВОДУ МОРСКИХ СУДОВ В 2005 г.

На исходе XX в. японские и южнокорейские верфи имели самые большие заказы на строительство новых морских судов. Главным фактором притяжения морского судостроения в новые страны в большинстве случаев стала относительная дешевизна рабочей силы. Это способствовало становлению отрасли и в некоторых развивающихся странах, например в Бразилии.

Географическое распространение мирового машиностроения во многом определяется соотношением между экономически развитыми и развивающимися странами. Поскольку эта отрасль служит одним из главных индикаторов научно-технического прогресса, перевес стран Севера над странами Юга в ней особенно заметен: по данным ООН, соотношение между этими двумя группами стран в 1968 г. составляло 95:5, в 1985 г. – 92:8. Однако, как уже было отмечено выше, к 2000 г. эта пропорция заметно видоизменилась – до 75:25.

Среди экономически развитых стран Запада выделяется небольшая группа государств (США, Япония, ФРГ, Великобритания), обладающих полной номенклатурой машиностроительного производства, доля которого в структуре их обрабатывающей промышленности составляет 35–38 %, а в экспорте – 50 % и более. Непосредственно за этой группой идут страны (Франция, Италия, Испания, Канада, Республика Корея) с несколько менее полной структурой машиностроения и меньшей его долей в структуре обрабатывающей промышленности (25–33 %), а также в экспорте. В отдельную группу обычно выделяют некоторые малые страны Западной Европы (Швеция, Швейцария, Нидерланды, Бельгия, Норвегия, Дания, Финляндия, Австрия), в которых получили очень большое развитие отдельные отрасли машиностроения, ориентированные в первую очередь на экспорт. В остальных странах машиностроение менее развито, и импорт машин преобладает над их экспортом.

Несмотря на сохраняющееся отставание развивающихся стран, в последнее время и в их машиностроении заметен прогресс. Но он касается лишь сравнительно небольшого числа стран – Китая, Бразилии, Индии, Мексики, Аргентины, новых индустриальных стран. Все они имеют достаточно квалифицированную и в то же время гораздо более дешевую, чем в Западной Европе, США и Японии, рабочую силу. Но нужно учитывать и то, что во многих из них машиностроение в значительной степени находится под контролем иностранного капитала и работает на рынки развитых стран. В большинстве остальных стран Юга эта отрасль представлена сборными и ремонтными предприятиями, находится на уровне металлообработки или вообще отсутствует. Тем не менее, по некоторым оценкам, доля развивающихся стран в мировом экспорте машин и оборудования также постепенно возрастает.

В результате, вслед за Б. Н.

Зиминым, эко-номико-географы при изучении мирового хозяйства обычно выделяют три главных машиностроительных региона.

Во-первых, это регион Северной Америки, включающий США, Канаду и интегрирующуюся с ними Мексику. Он дает более 30 % всей мировой продукции машиностроения. Его отличают особенно широкая номенклатура производства и высокое качество продукции, весьма высокая экспортность, но в то же время и значительная зависимость от импорта. Благодаря Соединенным Штатам для этого региона характерна особенно большая доля в мировом производстве таких отраслей, как АРКП, электроника, автомобилестроение.

Во-вторых, это регион зарубежной Европы. По размерам производства он примерно равен региону Северной Америки и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следуют Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика у ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.

В-третьих, это регион, включающий в себя страны Восточной и Юго-Восточной Азии. На него приходится более 1/5 мирового машиностроения. Лидирует в нем Япония, которая по темпам роста этой отрасли опередила и США, и зарубежную Европу. Еще в середине 1950-х гг. по стоимости машиностроительной продукции Япония находилась на уровне Италии, но к середине 1960-х гг. достигла уровня ФРГ и Великобритании, а в середине 1970-х гг. намного его превзошла. В наши дни по общим размерам машиностроения эта страна уступает США примерно в два раза, но по отдельным его видам опережает и США. Доля машиностроения в экспорте Японии – самая большая в мире (2/3). Помимо Японии в состав региона правомерно включить и такие новые индустриальные страны, как Республика Корея, Сингапур, а также Китай.

Нельзя не сказать и о том, что четвертый машиностроительный регион мира образуют страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

Для машиностроительного комплекса России в целом характерны высокий уровень развития, наличие сложной системы внутриотраслевых и межотраслевых связей. Однако в кризисные 1990-е гг. падение производства в машиностроении было большим, чем по промышленности в целом: оно сократилось примерно наполовину. Доля отрасли в структуре промышленного производства снизилась с 25 % в 1991 г. до 18 % в 1998 г. Одновременно снизились производительность труда, уровень наукоемкости, еще больше стала сказываться отсталость отраслевой структуры, которая, по выражению А. Т. Хрущева, является излишне «утяжеленной», т. е. ориентированной преимущественно на производство средств производства. Однако в последнее время положение стало улучшаться, в том числе и благодаря созданию объединенных авиастроительной и судостроительной корпораций.

Предыдущая93949596979899100101102103104105106107108Следующая


Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 264;


ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Быстрое развитие — машиностроение

Cтраница 1

Быстрое развитие машиностроения и приборостроения, а также авиационной, автомобильной и химической промышленности, ракетной и счетно-вычислительной техники ставит перед гальванотехникой новые задачи, например: создание покрытий со специальными свойствами, разработка новых технологических процессов нанесения гальванопокрытий, интенсификация электроосаждения металлов, частичное или полное исключение механических операций, замена дорогих и ядовитых электролитов.  [1]

Важным условием быстрого развития машиностроения в новой пятилетке является проведение твердого курса на углубление специализации производства.  [2]

Важным условием быстрого развития машиностроения является проведение твердого курса на углубление специализации производства. При этом основой широкого развития централизованных и специализированных производств должна служить максимальная унификация деталей машин, узлов и инструментов.  [3]

Важным условием быстрого развития машиностроения является проведение твердого курса на углубление специализации производства. При этом основой широкого развития централизованных и специализированных производств должна служить максимальная унификация деталей машин, узлов и инструментов. Одновременно должно быть значительно расширено производство внутризаводских подъемно-транспортных средств, механизированного ручного инструмента, специального оборудования и технологической оснастки.  [4]

Важным условием быстрого развития машиностроения в новой пятилетке является проведение твердого курса на углубление специализации производства.  [5]

В связи с быстрым развитием машиностроения в настоящее время все более важное значение приобретают расчеты на прочность деталей машин, длительное время работающих при высоких температурах. К таким деталям относятся, например, диски и лопатки паровых и газовых турбин, трубы и другие детали паровых котлов, различные части двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, химических установок и приборов и многие другие.  [6]

В связи с быстрым развитием машиностроения, приведшим к созданию огромного количества типов производственного оборудования, усложнением его ( многоопера-ционность), неизменной тенденцией к повышению быстродействия механические, а позже и электрические способы блокировки оказывались все менее и менее способными выполнять функции защиты преимущественно вследствие недостаточной гибкости и необходимости введения дополнительных деталей-датчиков ( щупы, контакторные рычаги) в рабочее пространство.  [7]

В связи с быстрым развитием машиностроения в настоящее время все более важное значение приобретают расчеты на прочность деталей машин, длительное время работающих при высоких температурах. К таким деталям относятся, например, диски и лопатки паровых и газовых турбин, трубы и другие детали паровых котлов, различные части двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, химических установок и приборов и многие другие.  [8]

В связи с быстрым развитием машиностроения, приведшим к созданию большого количества различных типов быстродействующего производствевного оборудования, механические защитные устройства, а также электрические способы блокировки оказываются все менее и менее способными выполнять фуекции защиты.

Так, например, различные решетки, ограждающие опасную зону оборудования, универсальные, прутковые и другие ограждения, двуручное Кнопочное или рычажное включение пресса обладают значительными недостатками, снижающими производительность труда, требуют порой значительных физических усилий и излишних движений рабочего и, главное, не всегда гарантируют его безопасность. Применение фотоэлектрических защитных устройств исключает ряд указанных недостатков и при правильной эксплуатации обеспечивает безопасность работы я повышение производительности труда. Фотореле позволяет создать защитные устройства, приспособленные к специфическим условиям любого — производства без малейшего вмешательства в существенные элементы конструкции машин.  [9]

Последние десятилетия характеризуются быстрым развитием крупного машиностроения и космической техники.  [10]

Этот рост был обусловлен быстрым развитием машиностроения в этих странах, значительным увеличением объема выпускаемой им продукции. Ориентировочные расчеты показывают, что в период 1950 — 1980 гг. суммарный объем продукции машиностроения всей группы указанных стран увеличился примерно в 4 5 раза, т.е. темпы роста продукции существенно опережали темпы роста численности парка.  [11]

В последние годы в связи с быстрым развитием машиностроения, увеличением относительной роли чистовой и точной обработки, усовершенствованием шлифовальных станков и шлифующих материалов в целом ряде производств, например в автотракторном, шарикоподшипниковом и др., шлифование имеет огромное значение в технологическом процессе; здесь удельный вес шлифовальных станков составляет до 25 % всего станочного парка.  [12]

Увеличение единичной мощности турбоагрегатов приводит к росту единичной мощности питательных насосов, которые в условиях отсутствия резервных насосов в силу ответственного характера своей работы приравниваются к основному оборудованию ТЭС. Директивы также указывают на необходимость максимальной унификации машин, что будет являться важным условием быстрого развития машиностроения. Это положение в равной мере относится и к энергетическому машиностроению, в частности к производству питательных насосов к указанным выше турбоблокам.  [13]

Страницы:      1

Вариант 1

1. Выберите неверные утверждения.

а) Саудовская Аравия, США и Россия входят в первую трой- ку стран по размерам добычи нефти.

б) Россия, США и Канада входят в первую тройку стран по размерам добычи угля.

в) Индия и Китай не входят в первую десятку стран по раз-

мерам выработки электроэнергии.

г) Экспорт каменного угля из Западной Европы в США по- лучил название «угольного моста».

д) Более 3/4 электроэнергии Франции вырабатывается на АЭС.

2. Выберите варианты, в которых все три страны относятся к «великим горнодобывающим державам»:

а) США, Бразилия, Индия;

б) Китай, США, Япония;

в) США, Россия, ОАЭ;

г) Япония, США, Германия;

д) Китай, Австралия, ЮАР.

3. Продолжите предложения.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки ……………..

В последнее время особенно усилилась ориентация на …….

4. Выберите отрасль машиностроения, развивающуюся более медленными темпами:

а) автомобилестроение;

б) судостроение;

в) авиастроение;

г) приборостроение;

д) электронное машиностроение.

5. Найдите варианты, в которых название сельскохозяй- ственной культуры соответствует названиям ее родины и страны, лидирующей по ее производству:

а) рис — Южная Америка — Китай;

б) кофе — Восточная Африка — Бразилия;

в) пшеница — Юго-Западная Азия — Китай;

г) кукуруза — Центральная Америка — Россия;

д) какао — Южная Азия — Швейцария.

6. Выберите климатический пояс, страны которого произ- водят основную часть животноводческой продукции:

а) умеренный;

б) тропический;

в) экваториальный;

г) субтропический;

д) субарктический.

7. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 62% , а в мировом пассажирообороте — менее 1 % ?

а) железнодорожного;

б) морского;

в) автомобильного;

г) речного;

д) воздушного.

8. Выберите неверное утверждение.

а) На рубеже XX—XXI вв. торговля услугами будет расти быстрее, чем торговля товарами.

б) В начале XXI в. ожидается появление новой формы услуг — обмен производственным опытом.

в) Панама и Либерия из-за низких налогов на судовладель- цев имеют большой тоннаж торгового флота.

г) Крупнейший порт мира — Роттердам — расположен в устье Рейна в Нидерландах.

д) Первую пятерку стран по длине железных дорог составля- ют страны гиганты, в то время как наибольшая густота желез- нодорожной сети отмечается в относительно небольших ев -ропейских государствах.

9. Какие из указанных грузопотоков газа осуществляются по газопроводам?

а) Малайзия — Корея; г) Россия — Германия;

б) ОАЭ — Япония; д) Канада — США.

в) Алжир — Италия;

10.Какие из указанных стран не входят в первую десятку государств по количеству иностранных туристов?

а) США; г) Китай;

б) Италия; д) Аргентина.

в) Россия;

Вариант 2

1. Выберите верные утверждения.

а) С середины XX в. доля угля в мировом потреблении первичных энергоресурсов перестала расти и составляет около 80%.

б) Нидерланды, Канада и Великобритания входят в первую десятку стран по размерам добычи газа.

в) В России основная часть электроэнергии вырабатывается на АЭС.

г) Маршрут «Юго-Восточная Азия — Япония» является одним из важнейших для морских перевозок нефти и газа.

д) Китай, Великобритания и Норвегия возглавляют первую тройку стран по размерам добычи нефти.

2. Какие из указанных стран являются импортерами угля?

а) США; г) Россия;

б) Франция; д) Япония.

в) Италия;

3.

Выберите вариант, в котором все три страны отно­сятся к «великим стальным державам»:

а) Китай, Япония, США;

б) Канада, Германия, США;

в) Россия, Канада, Новая Каледония;

г) США, Китай, Марокко;

д) США, Россия, Канада.

4. Продолжите предложение.

Производство продуктов химии органического синтеза в настоящее время все более концентрируется в……… (тип страны), а выпуск сложной химической продукции в ………

5. Какие из указанных типов сельского хозяйства относят- ся к товарному сельскому хозяйству?

а) садоводство и огородничество;

б) мотыжное земледелие;

в) собирательство, охота и рыболовство;

г) севооборотное земледелие;

д) пастбищное животноводство.

6. Выберите верные варианты.

1-е место в мире занимают:

а) по поголовью овец — Австралия;

б) по поголовью крупного рогатого скота — Китай;

в) по поголовью свиней — Индия;

г) по улову рыбы — Китай;

д) по развитию аквакультуры — Франция.

7. Какие страны входят в первую пятерку стран и по длине автомобильных дорог, и по количеству автомобилей?

а) Япония;

б) Египет;

в) Россия;

г) США;

д) Швейцария.

8. Доля какого вида транспорта в мировом грузообороте составляет 10% , а в мировом пассажирообороте — 79%?

а) железнодорожного;

б) морского;

в) автомобильного;

г) речного;

д) воздушного.

9. Какие из указанных портов не являются нефтеэкспорти- рующими ?

а) Иокогама (Япония);

б) Мина-эль-Ахмади (Кувейт);

в) Рас-Таннура (Саудовская Аравия);

г) Валдиз (США);

д) Роттердам (Нидерланды).

10.Выберите верные утверждения.

а) В отличие от последнего десятилетия XX в., когда в евро- пейских странах наблюдалось снижение числа иностранных туристов, в XXI в. Европа станет главным туристическим ре- гионом мира.

б) В начале XXI в. продолжится формирование новых техно- полисов и технопарков.

в) Вывоз «грязных» производств из развивающихся стран в развитые в конце XX в. произошел в результате «зеленой ре- волюции» в развитых странах.

г) «Зеленой революцией» называют борьбу за экологичес- кую безопасность.

д) Финансовый кризис, разразившийся в ряде государств в конце XX в., особенно сильно повлиял на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, так как здесь находится несколько важных финансовых центров.

Тема 6 . Зарубежная Европа

Вариант 1

1. Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Норвежское, Балтийское — Швеция;

б) Северное, Средиземное — Великобритания;

в) Северное, Балтийское — Германия;

г) Черное, Адриатическое — Италия;

д) Норвежское, Баренцево — Норвегия.

2.

Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Польша, Чехия, Германия;

б) Италия, Австрия, Венгрия;

в) Испания, Франция, Швейцария;

г) Норвегия, Швеция, Финляндия;

д) Словакия, Литва, Польша.

3. Какие государства с монархической формой правления входят в Европейский союз?

а) Нидерланды;

б) Испания;

в) Португалия;

г) Монако;

д) Таиланд.

4. Выберите вариант, в котором верно указана языковая группа и религия населения Норвегии:

а) германская группа, православие;

б) романская группа, ислам;

в) финская группа, протестантизм;

г) германская группа, протестантизм;

д) славянская группа, католицизм.

5. Какая из указанных агломераций является самой южной?

а) Лондонская;

б) Миланская;

в) Парижская;

г) Верхнесилезская;

д) Рурская.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче нефти — Нидерланды;

б) по добыче железной руды — Норвегия;

в) по добыче каменного угля — Германия;

г) по выплавке алюминия — Норвегия;

д) по производству автомобилей — Швеция.

7. Какие отрасли характерны для среднеевропейского типа сельского хозяйства?

а) свиноводство и птицеводство;

б) горно-пастбищное овцеводство;

в) молочно-мясное животноводство;

г) выращивание серых хлебов;

д) субтропическое земледелие.

8.

Авиабилеты Найроби — Антананариву

Выберите неправильное утверждение.

а) Германия занимает 1-е место в зарубежной Ев­ропе по длине железных дорог, а ее транспортная сеть имеет многоцентровую конфигурацию.

б) На севере Франции, в Лотарингии, формируется важный научно-производственный центр «Долина высокой технологии».

в) Страны зарубежной Европы превосходят США по произ- водству автомобилей и промышленных роботов.

г) В Италии туристов привлекают достопримечательности, приморские и горные рекреационные зоны.

д) Экологическая ситуация в восточной части зарубежной Европы значительно хуже, чем в западной.

9. Выберите высокоразвитый район зарубежной Ев­ропы:

а) Рур; г) Большой Париж;

б) Северное море; д) остров Сицилия.

в) Португалия;

10.Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспортируют бумагу, целлюлозу, пиломатериалы?

а) Западная Европа; в) Северная Европа;

б) Восточная Европа; г) Южная Европа.

Вариант 2

1.

Найдите варианты, в которых верно указаны названия морей и стран, которые они омывают:

а) Адриатическое, Средиземное — Италия;

б) Черное, Эгейское — Греция;

в) Ирландское, Средиземное — Франция;

г) Северное, Балтийское — Дания;

д) Средиземное, Ионическое — Испания.

2. Найдите варианты, в которых верно указаны страны, граничащие друг с другом:

а) Белоруссия, Польша, Болгария;

б) Словения, Хорватия, Швейцария;

в) Греция, Албания, Македония;

г) Дания, Германия, Чехия;

д) Нидерланды, Бельгия, Германия.

3. Выберите государства, которые входят в Европейский союз:

а) Швейцария; г) Великобритания;

б) Бельгия; д) Австрия.

в) Финляндия;

4. Выберите вариант, в котором верно указаны языковая группа и религия населения Польши:

а) германская группа, католицизм;

б) славянская группа, православие;

в) романская группа, протестантизм;

г) кельтская группа, ислам;

д) славянская группа, католицизм.

5. Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Рурская — Германия;

б) Миланская — Франция;

в) Лионская — Италия;

г) Верхнесилезская — Чехия;

д) Бирмингемская — Великобритания.

6. Выберите правильные варианты ответа.

Первое место в зарубежной Европе занимают:

а) по добыче газа — Дания;

б) по валовому сбору пшеницы — Франция;

в) по производству стали — Испания;

г) по производству автомобилей — Германия;

д) по производству электроэнергии — Венгрия.

7. Какие черты характерны для западноевропейского типа транспортной системы?

а) по дальности перевозок уступает транспортным системам США и России;

б) каркас сухопутной транспортной системы образуют магистрали меридионального направления;

в) густота транспортной сети очень велика;

г) между транспортными системами Западной и Восточной Европы нет транспортных коридоров;

д) ведущая роль в перевозке пассажиров и грузов принадле- жит автомобильному транспорту.

8. Выберите неверные утверждения.

а) В границах «центральной оси развития» сосредоточено около половины экономического потенциала зарубежной Европы.

б) В начале XXI в. в результате проведения региональной политики на севере Италии начнет формироваться новый промышленный район.

в) В результате проведения региональной политики в Рурском промышленном районе улучшится экологическая ситуация.

г) Экономические реформы в странах Восточной Европы приведут к резкому увеличению доли занятых в сельском хозяйстве.

д) На рубеже XX—XXI вв. возрастет значение района Ниццы на юге Франции как района высоких технологий.

9. Выберите старопромышленный район зарубежной Европы:

а) Рур; г) Большой Париж;

б) Северное море; д) Роттердам.

в) Португалия;

10.Страны какого субрегиона зарубежной Европы экспор- тируют цитрусовые, вина, оливковое масло?

а) Западная Европа; в) Северная Европа;

б) Восточная Европа; г) Южная Европа.


⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 646 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.012 с)…

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *