Район ул. 40 лет Победы

Этот район Краснодара субъективно воспринимается по-разному, и условные границы его трактуются весьма вольно. Поэтому, истины ради, опишу всю улицу 40 лет Победы, чтобы не вводить никого в заблуждение.

Улица 40 лет Победы – одна из основных магистралей Краснодара. Связывает Восточно-Кругликовский район с центром города. Начинается она у железнодорожного вокзала Краснодар-2, заканчивается на пересечении с улицей Генерала Трошева, перед посёлком Плодородный.

На сегодняшний день протяженность улицы составляет более 4 километров.

На ул. 40 лет Победы можно встретить самую разнообразную застройку – от бывших дач и частного сектора до 24-этажных высоток последних лет постройки. Есть здесь и малоэтажки 50-х годов, и хрущевки, и девятиэтажки позднего СССР.

Вплоть до начала XXI века улица 40 лет Победы фактически заканчивалась, утыкаясь в Восточно-Кругликовскую. Это была глухая окраина, где находилась Краевая клиническая больница, пятиэтажные общежития и дачная застройка (несколько улиц Дачных там существуют и здравствуют и поныне).

Первая десятиэтажка за Восточно-Кругликовской появилась лишь во второй половине 90-х (ул. 40 лет Победы, 93). После этого началась застройка этой территории, а улица 40 лет Победы стала длиннее на 1,4 км.

Таким образом, на карте Краснодара появился огромный Восточно-Кругликовский жилой массив, который активно развивается и застраивается высотками. Однако, обо всем по порядку.

Начальный участок (от ул. Курчатова до ул. Московской)

Улица 40 лет Победы начинается с перекрестка с ул. Курчатова, на «задах» железнодорожного вокзала Краснодар — 2, до которого всего 60-70 метров. Моста, к сожалению, нет, и самый короткий путь к вокзалу и ул. Гаврилова пролегает непосредственно через гаражи и железнодорожные пути. До центральной улицы Красной отсюда – менее полукилометра.

Новостроек на этом участке ул. 40 лет Победы нет, присутствует малоэтажная застройка, хрущевки, вперемешку с гаражами и частным сектором. Самые ранние многоквартирные дома были построены здесь еще в конце 40-х годов прошлого века. Между улицами Колхозной, Гражданской и Крупской вообще нет ни одного дома выше 5 этажей.

В квартале между улицами Юннатов и Выставочной расположен медицинский городок на базе городской больницы, скорой помощи и родильного дома.

Севернее ул. 40 лет Победы расположен парк культуры и отдыха Чистяковская Роща, где можно погулять, покатать детей на аттракционах, заняться спортом. Это старейшая (с 1900 гг.) рекреационная зона Краснодара, к счастью, избежавшая застройки. Названа роща по фамилии дореволюционного градоначальника, который, по официальной версии, инициировал создание городской зоны отдыха и даже якобы сам посадил несколько деревьев.

Уже в 1910 году к парку была проложена трамвайная линия, и жители Екатеринодара здесь с удовольствием отдыхали. С 1923 по 2008 год парк носил название Первомайская роща, позже ему вернули историческое наименование.

Кстати, о трамвае. На рассматриваемом участке ул. 40 лет Победы трамвайные пути пересекают ее дважды. Более того, они охватывают кварталы, прилегающие к улице с юга.

Напомню, что при выборе квартиры в Краснодаре доступность трамвая высоко ценится. Этот транспорт идет по выделенным линиям и от пробок зависит мало.

В этом плане жителям рассматриваемого участка повезло вдвойне – крупная развязка в районе Технологического Университета позволяет уехать сразу в нескольких направлениях ‒ в центр Краснодара, в Черемушки (ЧМР), в район ул. Солнечной (РИП), в сторону Юбилейного микрорайона (ЮМР), к ул. Российской. Очень удобно, что можно добраться до обоих железнодорожных и автовокзалов (Краснодар-1, Краснодар-2). Здесь доступны маршруты 2, 3, 5, 8, 15, 20, 21 и 22.

Есть на ул. 40 лет Победы и остановки 9 автобусов и маршруток и 2 троллейбусов (№21 и №31), но, учитывая частые пробки, трамвай пользуется наибольшей популярностью.

Транспортные пути позволяют выезжать на автомобиле к центральным районам Краснодара (как через Аврору, так и через Садовый мост), по ул. Московской можно проехать к районам ЗИП, РИП, и далее к Ростовскому шоссе, по ул. 40 лет победы – в район Краевой клинической больницы и Восточно-Кругликовскому району. К сожалению, пробки на всех направлениях случаются, причем, достаточно серьезные.

На начальном участке ул. 40 лет Победы находится много детских садов ‒ №№65, 68, 84, 90, 105, 128. Плюс большой комплекс детских дошкольных учреждений «Сказка», расположенный на углу с улицей Московской.

Этот комплекс очень интересен не только как социальный кластер дошкольного образования, но и как архитектурный памятник. Ранее он строился как местный аналог ВДНХ, поэтому все здания выполнены в стиле сталинского ампира. Гуляя по Чистяковской Роще, можно найти старую колоннаду со скульптурной группой, воздвигнутую в середине прошлого века. Когда-то это был центральный вход на выставку.

По насыщенности детсадами данный район в Краснодаре даст солидную фору всем остальным.

Школа также имеется ‒ №47, на ул. Садовой, 245. Как уже упоминалось, в 700 метрах южнее ул. 40 лет Победы расположен один из крупнейших вузов Краснодара ‒ Кубанский Технологический Университет.

В целом, рассмотренный участок выглядит весьма неказисто – жилой фонд старый, улицы узкие, пробки частые. Из новостроек можно упомянуть разве что 16-этажный ЖК «Сказка». В шаговой доступности нет больших ТРЦ и гипермаркетов. Крупные продуктовые рынки расположены достаточно далеко.

Малоформатные сетевые супермаркеты и небольшие рынки присутствуют. Между ул. 40 лет Победы и Чистяковской рощей действует самая крупная книжная ярмарка Краснодара, известная в народе как «книжный рынок».

Несмотря на внешне невзрачную застройку, в этом районе много плюсов – близость к центру, не слишком перегруженная инфраструктура, доступность всех видов транспорта (включая электричку), достаточное количество парковочных мест за счет старой малоэтажной застройки, наличие прекрасного парка рядом.

Второй участок (от ул. Московской до ул. Российской)

Двигаясь по ул. 40 лет Победы в сторону ул. Московской, вы наверняка увидите слева один из самых одиозных долгостроев Краснодара – замороженный 13-этажный бизнес-центр, который начала строить Строительно-инвестиционная компания (СИК) «Девелопмент-Юг» – крупный застройщик Краснодара. Отмечу, что, в отличие от начального участка, на данном отрезке несколько высотных новостроек все-таки имеется.

С северной стороны этого участка ул. 40 лет Победы частного сектора нет. Застраиваться район начал в 70-х годах. Первая пятиэтажка (дом №35) появилась здесь в 1974 году. Впоследствии, вплоть до 2009 года, этот участок прирастал 9-18 этажными домами. Здесь расположен еще один якорный ВУЗ – Краснодарский государственный институт культуры, рядом ‒ Северо-Кавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства и виноделия, зеленую территорию которого местные жители часто используют для прогулок и пробежек.

Южная сторона рассматриваемого участка ул. 40 лет Победы представляет собой частный сектор, в который частично внедрились многоквартирные дома. Причем внедрялись они туда на протяжении довольно длительного периода. Так, небольшой квартал в границах улиц Ростовская – Коллективная ‒ Армавирская был построен на рубеже 70-80 годов прошлого века, еще при СССР. В следующем квартале уже можно увидеть 25-этажный ЖК «Оскар», построенный в 2014 году. Спустя пару десятков метров вновь появляются калитки частных домишек, потом ландшафт сменят три высотки ЖК «Достоевский», под которыми расположились двухэтажные дома 50-х годов, частные огороды и здания старой промзоны. Неподалеку можно найти несколько домов малоэтажной застройки, возведенных на участках для ИЖС – это самострои, которые по-тихому успели узаконить до начала активной фазы «охоты на ведьм», пардон, на самовольно возведенные строения.

Такая градостроительная какофония, увы, характерна для большинства районов Краснодара.

Рассматриваемый участок более удален от центра, нежели первый, но здесь еще сохраняется доступность трамвайного сообщения. Прямо под домами упомянутого ЖК «Достоевский» расположена конечная трамваев №2, №3 и №20. По ул. Московской проходят пять ранее перечисленных маршрутов.

Власти Краснодара неоднократно озвучивали планы по проведению трамвая от ул. Красных Зорь дальше, в Восточно-Кругликовский массив, что повлекло бы демонтаж участка от ул. Красных Зорь до Декабристов. Это снизило бы доступность трамвая для тех, кто проживает на этом отрезке ул. 40 лет Победы. Однако с учетом того, что при всех планах и разговорах, последнее развитие трамвайной сети Краснодара случилось еще в 1999 году, то есть, в прошлом веке, то потери конечной остановки на ул. Декабристов можно не бояться еще лет десять.

Так, в 2016 году, на презентации в Краснодаре белорусского трамвая «Метелица», мне удалось задать тогдашнему градоначальнику Владимиру Евланову вопрос о перспективах строительства новых линий. Мэр уверял, что это вопрос ближайших двух лет. В итоге Евланов благополучно отбыл в Госдуму, защищать права обманутых дольщиков, трамвай «Метелица» так и не был куплен и отправился обратно к производителю, а ни одного метра новых путей так и не появилось.

Теперь об инфраструктуре социальной. На рассматриваемом участке есть школа №78 и небольшой частный детсад. Однако, учитывая большое количество дошкольных учреждений западнее ул. Московской, это не слишком критично.

Торгово-сервисная инфраструктура на этом участке развита средне, куда больше магазинов и бизнес-структур расположено на следующем, третьем участке.

Третий участок (от ул. Российской до ул. Восточно-Кругликовской)

Это самый короткий из рассматриваемых участков улицы 40 лет Победы, но у него есть свои особенности, и рассмотреть его стоит отдельно. Здесь почти нет частного сектора. Несколько домиков прослеживается лишь от ул. 1 мая до Восточно-Кругликовской, да и то там почти все отдано под коммерцию. Чрезмерно развитая коммерция – главное отличие этого отрезка от остальных рассмотренных участков ул. 40 лет Победы. В многочисленных торговых павильонах, пристройках, на первых этажах жилых домов разместилось невероятное количество торговых и сервисных точек, кафе и ресторанов быстрого питания. Этот же участок облюбовали серые торговцы сельхозпродукцией, рыбой, цветами и другими группами товаров. Все это создает серьезные трудности с парковкой, свободным проездом и дополнительно осложняет ситуацию с пробками.

Застройка этого участка ул. 40 лет Победы велась в самые разные эпохи. Старейшие пятиэтажки – №148 и №148/1 ‒ датируются 1974-1975 годами, несколько домов с обеих сторон улицы построены в 80-х, южная «лицевая» застройка сформировалась в 2008 году, застройка последних лет представлена крупным ЖК Симфония (12 высоток от 17 до 24 этажей).

Здесь имеется школа №93, но она сильно перегружена. На северной стороне есть детский сад №1.

Расстояние до конечной трамвая ул. Декабристов, в зависимости от расположения дома, составляет от 200 до 700 м, что в целом, приемлемо. К сожалению, в часы пик эта остановка бывает очень сильно перегружена. В качестве ближнего места для прогулок можно использовать расположенный рядом Кругликовский бульвар.

Новый участок (от ул. Восточно-Кругликовской до ул. Генерала Трошева)

Еще 10-15 лет назад краснодарцы были уверены, что ул. 40 лет Победы заканчивается на пересечении с Восточно-Кругликовской. Однако строительный бум последнего десятилетия «помог» ей существенно удлиниться почти в 1,5 раза. Новостройки Краснодара росли, как грибы после дождя, в том числе на бывших полях, расположенных в Прикубанском округе. Так зарождался Восточно-Кругликовский жилой массив, частью которого и стал новый участок ул. 40 лет Победы длиной 1,4 км.

На этом отрезке располагаются исключительно новостройки последнего десятилетия высотой от 16 до 23 этажей. В этом районе активно возводят новые высотки многие известные застройщики Краснодара. Последний отрезок улицы 40 лет Победы – почти полная противоположность начальному, рассмотренному выше, где новостроек практически нет.

Застройка данного участка выглядит неплохо. С северной стороны расположились «свечки» высоток ЖК Легенда, ЖК Возрождение, ЖК Сапфир. В конце улицы построен ТЦ Планета рыночного типа, рядом есть также цветочный рынок.

На южной стороне возводятся дома ЖК Флотилия и ЖК Бауинвест, застройка продолжается.

Хороший плюс – расположенный на южной стороне ул. 40 лет Победы гипермаркет Семейный Магнит.

По этому участку улицы проходит две маршрутки (№56 и №121а) и автобус №46. Еще несколько маршрутов добавляются на углу с ул. Восточно-Кругликовской. Трамвай далеко. В зависимости от расположения новостройки, до конечной (ул. Декабристов) придется пройти 1,5-2,5 км. С учетом огромной перегруженности автодорог в этом районе и постоянных пробок, отсутствие трамвая – большой минус. Как уже упоминалось, власти Краснодара озвучили планы продлить линию трамвая до ул. Домбайской, но это если и случится, то очень нескоро.

На северной стороне есть два детских сада — №178 и №200. Но в этом густонаселенном районе они перегружены. Та же ситуация и со школами.

С рекреационными зонами – порядок. Совсем рядом – Кругликовский бульвар с прудами, кафе и финтес-центром.

Если спуститься по Восточно-Кругликовской улице, можно попасть к стадиону ФК Краснодар и оказаться в большом уникальном парке Галицкого.

Минусы района хорошо известны – высокая плотность населения и постоянные пробки. Плюс активное строительство, которое будет продолжаться еще лет двадцать как минимум. А это пыль, шум и выхлопы крупнотоннажных грузовиков, миксеров, самосвалов и прочей техники. К сожалению, весь Восточно-Кругликовский массив – район, в большей степени, спальный, откуда добраться в часы пик в центр Краснодара совсем непросто. А по мере застройки территории новыми ЖК транспортная напряженность будет только усиливаться.

Резюме

Вот такая она, неоднозначная, эта улица 40 лет Победы в Краснодаре. Архаичная, неказистая и близкая к центру города вначале, и урбанистически высокая, насыщенная новостройками всех мастей, стоящая в пробках, в конце. Проблема строительства новых магистралей, которые хотя бы слегка разгрузили улицу 40 лет Победы, стоит перед отцами города уже лет десять. Но воз и ныне там. Тем не менее, новостройки вдоль улицы 40 лет Победы неизбежно находят своих покупателей. Замечу, что в Краснодаре есть и куда более удаленные и проблемные районы.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *