Яффа

Один из главных портов древнего Израиля и один из древнейших городов мира, считается, что именно здесь Ной построил свой ковчег, где-то здесь Персей освободил Андромеду и отсюда отправился в путь пророк Иона, здесь было явлено видение апостолу Петру и воскрешена праведница Тавифа. Именно отсюда началось и возвращение евреев в Израиль.

Старая Яффа давно слилась с Тель-Авивом в один мегаполис и сейчас превращена в большой туристический и художественный центр с многочисленными ресторанами, галереями, мастерскими, блошиными рынками, салонами, музеями и археологическими раскопками. Основное население здесь тоже своеобразно — художники, музыканты, скульпторы и другие люди "творческих специальностей". По старым улочкам Яффы можно бродить бесконечно, на каждом повороте и у каждого дома открывая для себя что-то новое. Интересны яффский театр "Ха-Симта" (Переулок), Музей древностей Тель-Авива-Яффы и Музей истории Тель-Авива-Яффы, театр "Гешер" в зале "Нога" (здесь играют на русском языке), салон скульптур Франка Мейслера, подземный археологический музей на площади Кдумим или русскоязычная дискотека "Мегаполис". В старом Яффо много художественных галерей и магазинчиков, среди которых наиболее интересна галерея ручного трикотажа Габриэли.

К югу от Яффы лежит приморский город Бат-Ям ("русалка") — один из любимых морских курортов израильтян. Здесь более 3 км. песчаных пляжей, большой городской парк, современнейший центр отдыха, есть даже большой искусственный каток! Можно посетить культурный центр "Бен-Ари" и художественный музей "Дом Рыбака". В расположенной в 20 км. от Тель-Ави Рамле интересны 30-метровый минарет мечети "Белая башня" (XIII в.) и церковь Никодима и Иосифа (1902 г.). В 20 км. от Тель-Авива лежит впервые упоминаемый в хрониках XV века до н. э. город Лод (Луд), в котором, согласно преданиям, похоронен Св. Георгий. Над предполагаемой гробницей святого в VI в. была воздвигнута базилика, на руинах которой крестоносцы построили церковь, восстановленную после многочисленных разрушений только в 1870 году. Сохранились также две старинных мечети, бани и караван-сарай. В районе Модиина сохранилось огромное количество курганов ("телей"), скрывающих под собой руины древних поселений, а также многочисленные могилы, выдолбленные в склонах окрестных холмов.

Фотогалерея / Яффа

Все Фото Яффа »

Карта / Яффа (Израиль)

Главная  /  Израиль  /  Яффо. История

Яффо


По христианской версии город Яффо был основан после Всемирного потопа сыном Ноя Яфетом (Йефетом или Иафетом), когда он вернулся в то место, где его отец, предупреждённый Всевышним о потопе, строил свой ковчег, в который загрузился с семьей, взяв с собой «всякой твари по паре». Мол, отсюда и название.

История с Яфетом, конечно, интересна. Только современные историки считают, что название придумали семитские пастушеские племена из Аравии, появившиеся здесь в IV тысячелетии до н.э. Они дают более простое и логичное объяснение.

Яффа — от слова «яфе» («красиво»).

Но это было, как говорится, потом. До них здесь жили люди, населявшие землю Ханаан. Они называли место своего обитания «Пурпурной страной», ибо основным занятием их была добыча морских моллюсков, из которых готовили ярко-красную краску для одежды.

Затем в течение двух столетий, начиная с XV в. до н.э., здесь властвовали египтяне. О том, как они сюда попали, пожалуй, стоит рассказать. Уж больно история смахивает на классический вариант с Троянским конём, хотя имела место за несколько сот лет до падения Трои. Не исключено, что именно она послужила мотивом для одного из эпизодов знаменитой восточной сказки «Али Баба и сорок разбойников».

В дальнейшем Яффо бесконечно менял хозяев. Им правили евреи, филистимляне, финикийцы, эллины, римляне. Городу были знакомы Александр Македонский, Иехуда Маккавей, Октавиан Август, возродивший город. Затем были Ирод и Помпей, объявивший Яффо свободным городом под сирийским патронажем; Юлий Цезарь, возвративший его Иудее, и Марк Антоний, подаривший это место (наряду с другими) широким жестом египетской царице Клеопатре. Помнит он и то, как Веспасиан, отстроивший его, переименовал в Флавий Иоппе.

Время шло и меняло облик этого места. После захвата его арабами в 636 г. Яффо превратился в незначительный городок, интересный лишь портом, принимающим еврейских и христианских паломников, что прибывали морем на Святую землю.

Положение изменили крестоносцы, появившиеся здесь в последний год XI века. Они изгнали всех евреев и мусульман, заселили территорию европейцами (в основном франкоязычными), стали укреплять порт и строить здания по своему вкусу.

Затем в 1260 г. пришли монголы, а в 1268 г. мамелюки. Это привело к полному разрушению города, прекратившего существование на долгие столетия. В XVII в. утвердившиеся здесь османские власти вновь разрешили паломничество. В связи с этим возродился порт, появились дома, стало развиваться мыловарение и переработка цитрусовых, плантации которых окружили город.

И все было бы прекрасно, если бы не местные междоусобицы, значительно осложнявшие жизнь. А потом вновь пришла опасность извне. В 1799 г. после трёхдневной осады Яффо взяли штурмом войска Наполеона, что шли из Египта на Акко. Турки яростно сопротивлялись, вызывая ярость французов, убивавших всех подряд. Но вскоре Наполеон бежал из города из-за разразившейся эпидемии бубонной чумы, бросив на произвол судьбы более 200 тяжело раненных солдат.

Эти события привели город к новому упадку. Только в середине XIX в. он вновь поднял голову. Заработали почта и телеграф, железнодорожная ветка связала Яффо с Иерусалимом.

Здесь тогда стали селиться арабы из разных районов Палестины и Египта, представители Первой еврейской алии и христиане-темплеры из Германии. Но «дружба народов» не выдержала испытания. Из-за трений, возникших между арабской и еврейской общинами, значительная часть последней ушла в поселения, на базе которых и вырос Тель-Авив, с которым Яффа слилась в октябре 1949 г. Старый город стал пригородом молодого.

Власть в Яффо менялась еще несколько раз, переходя от египтян к туркам, затем к французам и англичанам, но при этом порт оставался портом.

Пережив Первую мировую войну, порт расцвел и достиг пика к 20-м годам прошлого, двадцатого, века. Но,  начавшееся в 1936г. арабское восстание парализовало работу порта на три года. Как только оно закончилось, разразилась Вторая мировая война.

Все порты страны были закрыты, а лодки взяты для нужд британской армии. После провозглашения государства Израиль и до 1965г. Яффский порт оставался действующим.  Старый, восточный, естественно, с рыбаками, базаром, проститутками, грузчиками, постоялыми дворами, моряками и морячками.

В начале 90-х большая алия из тогда еще Советского Союза застала в Яффском порту множество рыбных ресторанов со столиками внутри и на берегу, неказистых на вид, но с отменной свежей рыбой, рыбачьи лодки, рыбный базар ранним субботним утром прямо с этих лодок, толпы гуляющих по вечерам, прогулочный катер, совершающий часовое плавание вдоль Тель-Авивского берега.

К сожалению, порт Яффо сегодня – это мертвое место. Грязь, заколоченные окна ресторанов и складов, ржавые поручни на разваливающихся причалах, невероятная вонь, ночная торговля наркотиками для приближенной шпаны и десятка полтора ненормальных, для которых яхты, оказавшиеся в этом Б-м забытом месте, — единственный кров и дом.

А Яффо – город с пятитысячной историей, выглядит пригородом Тель-Авива, которому не исполнилось еще и ста лет.  Старая часть Яффо реконструирована и превращена в туристский центр с многочисленными художественными мастерскими, галереями, богатым археологическим музеем.

Центром Яффо является Площадь Часов, от которой отходят улицы, ведущие в разные концы города. С 1906г. стоит на площади квадратная башня, на каждой стороне которой вмонтированы часы. На этой площади расположен дом, где размещалась турецкая, а позже британская администрация, напротив – тюрьма ( сегодня там полиция ), рядом – церковь.

Недалеко от площади находится Блошиный рынок. Там можно купить старые вещи: мебель, картины, вышивки, одежду, украшения.

А можно просто походить – посмотреть на мир, далекий от современной цивилизации.

Яффо – город церквей и мечетей. Помимо арабов и евреев, здесь теперь живут армяне и копты, греки-ортодоксы, греки-католики, марониты, протестанты и русские ортодоксы (в православном монастыре на границе между Яффо и Тель-Авивом).

Яффо — город древней истории, и сегодня живет непростой жизнью. Живет…

 

По материалам:  «Святая Земля. Путеводитель по Израилю», Марина Фельдман-Меагер

                             «Первый причал мира», Яков Голдин, «MASTER M», 2001

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *