Царское Село

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник

 

Часы работы: Екатерининский дворец-музей (Янтарная комната) открыт ежедневно с 10.00 до 17.00 часов, выходной день — вторник, последний понедельник каждого месяца — санитарный день.

В период летнего сезона:
c 10.00 –16.00 — обслуживание официальных делегаций и заказных туристических групп;

с 16.00 до 17.00 часов — вход индивидуальных посетителей по билетам. В случае отсутствия заказных групп обслуживаются посетители по билетам.

Касса находится в вестибюле Екатерининского дворца.
Предварительно билеты не продаются

Адрес: 196600, Ленинградская область, г. Пушкин, ул. Садовая, 7

До музея-заповедника Царское Село можно добраться следующим образом:

1. Электропоездом с Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга до станции Царское Село (г. Пушкин) и далее автобусом № 371, 382 до Государственного музея-заповедника "Царское Село" (Садовая ул., 7).

2. От станции метро "Московская" г. Санкт-Петербурга до Царского Села на маршрутном такси или автобусом № 287 и далее автобусом № 371 до Государственного музея-заповедника "Царское Село" (Садовая ул., 7).

 

Государственный музей-заповедник "Царское Село" — блестящий памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX века.

Великолепное созвездие выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев воплощало здесь замыслы венценосных заказчиков. В Царском Селе во всей полноте представлено разнообразие художественных стилей барокко (в постройках Ф. -Б. Растрелли) и классицизма (в постройках Ч. Камерона, Дж. Кваренги, В. Стасова и других). Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой отпечаток, следы своего бытования.

Композиционным центром памятника является Екатерининский дворец — великолепное сооружение в стиле русского барокко. Восхищают роскошью убранства Большой зал дворца и "Золотая анфилада" парадных залов, среди которых — всемирно известная Янтарная комната. Попав в его залы, Вы почувствуете дух Елизаветинской и Екатерининской эпох, отчасти — эпохи императора Александра I, увидите редкие предметы прикладного искусства.

Один из лучших образцов мировой архитектуры классицизма — Александровский дворец. Пройдя по комнатам императора Николая II и его супруги Александры Федоровны в этом дворце, можно познакомиться с художественным вкусом последних Романовых, увидеть Парадный кабинет императора, оформленный в стиле модерн. На территории Екатерининского и Александровского парков общей площадью 300 гектаров расположено более 100 архитектурных сооружений: от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов, мостов, многочисленных мраморных монументов, экзотических сооружений, исполненных в подражание готической, турецкой, китайской архитектуре, придающих уголкам парков романтический характер.

 

Наша компания предлагает Вашему вниманию следущие туры и экскурсии по Санкт-Петербургу и пригородам:

 

Это интересно …

Видео-экскурсия
по Царскому Селу
Видео
"Царское село"
Видео
"Царское Село, 1918 г. Первая экскурсия."
Поиск Лекций


Основные версии судьбы Янтарной комнаты

После штурма советскими войсками Кенигсберга в апреле 1945 года, Янтарная комната бесследно исчезла. Ее дальнейшая судьба до сих пор остается загадкой. Поиски Янтарной комнаты, организованные сразу же после окончания войны, не дали результатов. Сначала полагали, что она сгорела в руинах Кёнигсбергского замка, но уже с 1946 года все чаще стали высказываться мнения, что Янтарная комната пережила пожар. Выдвигаются множество гипотез, где она сегодня может находиться: от Кёнигсберга до Кобурга, от соляных шахт Восточной Германии до секретных хранилищ и американских банковских сейфов. Предполагалось даже, что Янтарная комната была на потопленном Маринеско пароходе «Вильгельм Густлофф». Основными версиями судьбы Янтарной комнаты являются следующие:

1. Комната сгорела при пожаре, возникшем по вине советских солдат, штурмовавших Кенигсберг. Однако, эти утверждения опровергаются свидетелями, утверждающими, что пожар действительно был, но задолго до появления советских войск, после чего комната была разобрана, упакована в ящики и спрятана в подвалах замка.

2. Комната была спрятана немецкими войсками на территории Кенигсберга и до сих пор находится там. По версии немецкого журнала "Шпигель", который финансирует работы, знаменитые сокровища находятся под руинами бывшего Королевского замка, уничтоженного в 1969 году. Сотрудники издания нашли очевидцев, которые утверждают, что видели, как за несколько дней до штурма Кенигсберга 30 ящиков с янтарным панно были спрятаны в подвалах северного флигеля. В этом случае, к сожалению, комната может считаться утраченной, поскольку специалисты, изучающие свойства янтаря, утверждают, что ни в одном из подземелий знаменитая Янтарная комната не смогла бы сохраниться до наших дней: для ее хранения необходим специальный режим влажности и температуры (иначе "солнечный камень" просто начнёт разлагаться).

3. Комната всё же была эвакуирована из Кенигсберга и впоследствии оказалась в одном из до сих пор не найденных тайников на территории Германии, Австрии, Польши или Чехии. В этом случае она также может считаться утраченной — по той же причине.

4.

Тайник оказался на территории, оккупированной после окончания войны союзниками (американскими, английскими или французскими войсками). Комната была обнаружена специальными подразделениями американскойармии, занимавшимися поисками похищенных нацистами предметов искусства и тайно вывезена в США, после чего попала в руки частных коллекционеров. В пользу этой версии говорит тот факт, что в 1994 и в 1997 годах неожиданно "всплыли" отдельные предметы, которые эксперты считают подлинными фрагментами Янтарной комнаты, похищенными нацистами из Екатерининского дворца

5. Нацистам удалось тайно вывезти Янтарную комнату в Южную Америку и она до сих пор находится в руках потомков нацистов, которым удалось скрыться после краха Третьего Рейха. Поскольку о владельцах "всплывших" предметов практически ничего не известно, этот факт может служить подтверждением и этой версии.

C другой стороны, эти предметы могли были быть просто украдены нечистыми на руку немецкими военнослужащими, а подавляющее большинство элементов комнаты были спрятаны в тайнике. Поэтому, вероятнее всего, Янтарная комната всё же погибла — либо при штурме Кенигсберга, либо впоследствии — в результате длительного пребывания в совершенно неподходящих условиях хранения.

Охотники за сокровищами утверждают, что ими найдено две тонны золота, которое, по их мнению, было частью знаменитой Янтарной комнаты, вывезенной нацистами из Екатерининского дворца во время Второй Мировой войны.[2]

Тайны Янтарной комнаты

Наиболее характерными легендами о таинственном исчезновении Янтарной комнаты можно считать две, связанные с ее погребением под водой. Согласно одной, фашисты затопили ее в одном из многочисленных лесных озер Восточной Пруссии. Согласно другой, она была упрятана на складах подземного авиационного завода вблизи Кенигсберга, а затем при наступлении Советской армии вместе с заводом была затоплена. В том и другом случае исполнители и свидетели этой секретной акции были уничтожены, и тайна погребения Комнаты умерла вместе с ними.

Близка к этим версиям и легенда о захоронении каких-то ящиков с ценностями на одном из заброшенных кладбищ Кенигсберга перед самым его штурмом. Согласно этой легенде, между часовней, где отпевали усопших, и помещением, где их обмывали, должен был находиться подземный транспортный переход. Если его замуровать с двух сторон, то более подходящего места для размещения ящиков с драгоценностями и «придумать невозможно». Почему бы в этих ящиках не могло быть и янтарных панно, вывезенных из Екатерининского дворца.

Таких легенд множество. Друг от друга они отличаются «очевидцами», как правило, бывшими военнопленными, которые под большим секретом рассказывали одну и ту же историю с незначительными вариантами.

Изредка эти истории окрашивались правдоподобием географических названий конкретных местечек и точным количеством увиденных и запомнившихся автомашин или железнодорожных вагонов с бесценным грузом. Так, рассказывали, что в последние месяцы войны в одной из шахт «бывших соляных копий городка Вольприхаузена, на глубине 660 метров» будто бы погребено «содержимое 24 вагонов, прибывших из восточных районов». Уже после войны британские оккупационные власти якобы извлекли из этой шахты ящики с книгами, научным оборудованием, архивами. Англичане не скрывали и того, что среди извлеченных диковин были и коллекции «янтаря из Кенигсберга». Но, к сожалению, все извлечь из шахты не удалось. Осенью 1945 года шахты были кем-то взорваны и залиты водой. Затопленной, как утверждает легенда, оказалась и Янтарная комната.

До недавнего времени практически все легенды о поисках Янтарной комнаты связывались с территорией побежденной Германии или ее территориальными водами. Это было настолько очевидно для менталитета советского обывателя, что представить себе иной ход развития событий было просто невозможно. Но проходит время. На смену одному менталитету приходит другой. В этих условиях самые невероятные, фантастические, а то и просто сказочные предположения становятся вполне правдоподобными легендами.

Рассказывают, что к подписанию пресловутого договора между Советским Союзом и Германией, так называемого «пакта Молотова — Риббентропа», Сталин решил преподнести Гитлеру оригинальный подарок. Он приказал изготовить копию Янтарной комнаты и отправил ее в Берлин. А подлинник, согласно этой же легенде, якобы был тайно вывезен в Москву и спрятан в подвалах Третьяковской галереи.

В развитие этой легенды известно расследование Царскосельского краеведа Федора Морозова, расспросившего десятки свидетелей изучившего сотни архивных документов. Морозов пришел к сенсационному выводу. За полтора – два года до начала Великой Отечественной войны группа реставраторов, возглавляемая А. О. Барановским, изготовила две копии Янтарной комнаты в натуральную величину. Одна из них действительно была похищена фашистами, вывезена из оккупированного Пушкина и затерялась, если верить легендам, о которых мы уже знаем, в шахтах, озерах, кладбищах и подземных ходах послевоенной Германии. Подлинник, согласно этой версии, был преподнесен небезызвестному коллекционеру художественных ценностей Арманду Хаммеру, оказавшему в первые месяцы войны «важные услуги» советскому правительству. А вот вторая копия затерялась и, если верить этой легенде, замурована в царскосельских катакомбах.

Жители Царского Села до сих пор уверены, что Екатерининский дворец и все основные сооружения Екатерининского и Александровского парков объединены подземными ходами. Согласно одной старой легенде, под Александровским парком еще в давние времена была обнаружена целая сеть подземных рек и речушек, питавших небольшие пруды и ручейки парка. Легенды утверждают, что еще тогда все подземные источники забрали в золотые трубы и объединили в одну общую систему. Правда, секрет этот тщательно оберегается от посторонних, дабы исключить возможность частных раскопок.

Кроме мелких и незначительных ходов, переходов и «золотых труб», в мифологии Царского Села упоминаются и два довольно солидных тоннеля. Один из них соединяет Екатерининский и Александровский дворцы, но не напрямую, а через подвалы казарм лейб – гвардии на углу Малой и Церковной улиц; второй соединяет Екатерининский и Александровский дворцы с парковым павильоном «Арсенал». Так вот, в одном из них, утверждает легенда, и замурована та, вторая копия Янтарной комнаты.

И, наконец, одна из последних легенд, явно постперестроечного происхождения. Янтарная комната давным–давно найдена. Еще в советские времена, по исключительно секретному распоряжению ЦК КПСС ее надежно упрятали в подвалах одного швейцарского банка. На всякий случай. Возможно это одна из дочерних, «янтарных» ветвей легенд о «золоте партии».[3]

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Пассажир неместный: «Подскажите, а Царское Село-это здесь выходить?»
Пассажир местный: «Да, выходите быстрее, это Пушкин!»
Информационный стенд на платформе: «Детское Село».
(Подслушанный разговор в питерской электричке)

«Мы янтарную комнату хотели посмотреть,
а он нас зачем-то ведёт в Екатерининский дворец…»
(Шептания интеллигентных бабушек на экскурсии в Царское Село)

Царское Село — один из самых посещаемых и в то же время сложных экскурсионных объектовПетербурга. Посещаемый — потому что здесь находится знаменитая Янтарная комната. Сложный — потому что с Царским Селом в сознании обывателя связаномного мифов как историко-культурного, так и бытового характера. Поэтому я настоятельно рекомендую посещать Царское Село в сопровождении профессионального гида (т.е.меня). Но если уж вы решили отправиться в Царское Село сами, познакомьтесь сосновными ошибками самостоятельных туристов и не совершайте их.

«Поехали сегодня в Царское Село! Сейчас по карте посмотрим, где оно…» Царского Села Вы на карте ненайдёте. С 1937 г. оно называется «Пушкин» (в 1937 отмечали столетие со дня смерти Пушкина, который учился в Царскосельском Лицее). Если поедете на поезде,то ж/д станция будет называться «Детское Село» (так Царское Село называлось в советский период до 1937 г.)

«Съездим, посмотрим Янтарную комнату. А потом, может быть, зайдём в царский дворец…»Янтарная комната — одна из комнат Екатерининского (в честь Екатерины I, первой владелицы) дворца. Во дворце помимо этой комнаты сейчас открыто около двух десятков залов. Поэтому невозможно попасть в Янтарную комнату, минуя Екатерининский дворец. Однако с прошлого года стало возможно попасть в Екатерининский дворец и не посетить Янтарную комнату (вас просто поведут по другой части дворца — комнатам Павла Петровича), так чтобудьте внимательны.

«В путеводителе написано, что дворец работает с 10:00 до 17:00. Поедем к открытию, чтобы в очереди не стоять…» Индивидуальных посетителейв летний сезон и в каникулы запускают с 12:00 до 14:00 и с 16:00 до 17:00. В остальное время вход открыт только для заказных групп с противоположной стороны дворца.

«Вот и дворец. Всё пусто, никого нет. А говорили, будет очередь…» Это Александровский дворец (жёлто-белый). Сюда тоже можно зайти, но никаких роскошных интерьеров Вы не увидите. Здесь выставка, посвящённая быту Николая II и его семьи. Екатерининский дворец с Янтарной комнатой дальше, он бело-голубого цвета (говорят, покрашен в цвет глаз императрицы Елизаветы Петровны).

«Вот и бело-голубой Екатерининский дворец. Но здесь касса в парк. А нам в парк не нужно, нам во дворец нужно» Во дворец можно попасть только через парк. При этом не потеряйте парковые билеты!

Их снова нужно будет предъявлять при входе во дворец.

«Ага, вот мы и в парке. А куда эта большущая очередь?» Ваше смутное неприятное подозрение Вас не подвело — это и есть очередь в Екатерининский дворец.Вставайте и ждите. Ждать придётся час-полтора. В это время можно отправить жену и детей погулять по парку.

«Ну вот мы и вошли во дворец. Всех ненавижу (обливаясь потом)! Что теперь?»Теперь покупайте билеты во дворец, показав билеты в парк. Это можно сделать в трёх кассах, а не только в той, где все толпятся. Если у Вас есть верхняя одежда, бутылка воды и большая сумка, их надо сдать в гардероб. Фотоаппарат и камеру берите с собой — включено в стоимость билета.

«Что за бред? Снова очередь? Я же ведь уже стоял!»Да, снова нужно стоять. Но недолго (минут 10-20) и в помещении. Это очередь к входным турникетам.

«Прошёл через турникеты. Чёрт бы побрал этот дворец! Теперь быстро ищем Янтарную комнату, фотографируем её и в ресторан. Есть хочется!» Не всё так просто. Посещение музея — только в составе группы с экскурсоводом. Самому ходить по музею нельзя. Фотографировать в Янтарной комнате тоже нельзя, зато можно во всех прочих залах.

«Ну, вот экскурсия, слава богу, кончилась. Зато теперь знаю, в какой роскоши жили русские цари. Понятно, почему революция случилась…»Во дворце, который Вам показалине жил ни один русский царь, потому что:

  • Всё это сделано за последние 50 с лишним лет. После войны от дворца почти ничего не осталось. Янтарная комната — послевоенная реконструкция, местоположение настоящих янтарных панно неизвестно.
  • Разные интерьеры дворца восстановлены на разные периоды. Парадная лестница — на эпоху Александра II, Большой (Тронный) зал – на эпоху Елизаветы Петровны, Зелёная столовая — на эпоху Екатерины II.Большинство картин на стенах (кроме Картинной галереи) там не висели. Они были написаны для других павильонов. И совсем нелепо представлять, что в Кавалерской столовой могли в один день выставить все орденские сервизы.
  • Интерьеры, которые Вам покажут — это парадные помещения. Они предназначались для парадных мероприятий (обедов, балов, театральных постановок, приёмов). Личные комнаты императоров на сегодняшний день не восстановлены.

Резюме

Памятник Царское Село
Историческое значение Летняя императорская резиденция. В послереволюционное время по разным причинам почти полностью утрачена. На сегодняшний день, в основном, представляет собой реконструкцию на неопределённый исторический период.
Больше всего впечатляет Роскошь, позолота
Главный шедевр Янтарная комната
Стоит ли посещать Да, обязательно. Но только с гидом

.

Краткая история Янтарной комнаты

Петр Великий получил Янтарную комнату – набор янтарных панелей для оформления дворцового интерьера – в качестве дипломатического дара от короля Пруссии Фридриха Вильгельма Первого в 1716 году. Янтарные панели прибыли в Россию незавершенными, и украсили царский дворец в России уже при императрице Елизавете Петровне. Янтарный кабинет стал  главным украшением загородного Екатерининского дворца в Царском Селе. Зал продолжил радовать посетителей и когда царский дворец стал музеем. Во время Великой Отечественной войны панели похитили фашисты. Найти их пытались многие, некоторые экспедиции походили почти на детективные истории, но на данный момент считается, что подлинные янтарные панно бесследно исчезли после 1945 года. Многолетний труд реставраторов Царскосельской янтарной мастерской возродил Янтарную комнату во всем былом великолепии.

Прусский период

Начало восемнадцатого века – время расцвета янтарного дела в Германии.

Король Фридрих I пожелал украсить новый загородный дворец, перестраивавшийся для супруги Софии-Шарлотты, янтарными панно, используя необработанный янтарь и янтарные изделия из дворцовых кладовых. Архитекторы А. Шлютер, И.-Ф. Эозандер и другие прусские мастера приступили к работе над Янтарным кабинетом в 1701 году. Для обработки янтаря король специально приглашал мастеров из Дании: Готфрида Вольфрама, Готфрида Турау и Эрнста Шаха. В 1707 году королева скончалась, и король приказал устроить янтарную галерею в другой пригородной резиденции – Ораниенбурге. Но и этот проект закончен не был. Петр Великий во время одного из своих визитов в Пруссию видел янтарные панели и не скрывал, что очень хотел бы иметь у себя в Петербурге такую же диковину.  Король умер в 1713 году, на прусский престол вступил его сын, Фридрих Вильгельм I.  Он распорядился остановить дорогостоящие работы. Сначала новый король планировал украсить янтарными панелями свой собственный берлинский дворец, но, узнав, насколько сложной и дорогой будет окончательная отделка Янтарной комнаты, решил с этим повременить. В 1716 году Петр Первый снова посетил Пруссию, и прусский король подарил русскому монарху янтарные панно, помня, что Петр любит диковинные и необычные вещи. Петр мечтал о Янтарном кабинете для собрания Кунсткамеры – первого музея России. В ответный дар Петр отправил в Пруссию 55 великанов-гренадер, кубок собственноручной работы и токарный станок.

Комната во времена правления Елизаветы Петровны

При жизни Петра I Янтарный кабинет в его Летнем дворце сделать не успели. Дочь Петра Елизавета, взойдя на престол, повелела архитектору Растрелли оформить янтарными панелями парадный зал в Зимнем дворце в Петербурге. Оказалось, что имеющихся янтарных деталей для этого не хватало, к тому же панели были малы размером для планируемого зала. Для нового Янтарного кабинета Растрелли должен был изготовить зеркальные пилястры с золочеными резными украшениями в качестве связующего архитектурного элемента, а карнизы, наличники и дверные откосы расписать под янтарь. Стены украшала живопись придворного художника Иоганна Гроота. В то же время, в 1743 году, императрица начала перестраивать свой летний дворец в Царском Селе. Один из залов планировалось отделать яшмой, но это заняло бы немало времени, а Елизавета Петровна была нетерпелива (позже к этому проекту обратится следующая императрица – Екатерина). Тогда государыня приказала Растрелли перенести янтарные панно из Петербурга в Большой Царскосельский дворец и оформить новую Янтарную комнату в летнем царском дворце. Ящики с хрупкими панелями несли на руках. И вновь зал, являющийся частью роскошной Золотой анфилады дворца, оказался велик для панелей. Растрелли снова использовал живописные вставки, зеркальные пилястры и четыре мозаичные картины вместо живописных полотен, для создания единого интерьера. Невиданный доселе интерьер требовал внимания и особого отношения. В Янтарной комнате был специальный смотритель, который следил за состоянием янтаря.

Янтарная комната во времена Екатерины Второй

Новая императрица, взошедшая на престол в 1762 году, продолжила уделять немало внимания Янтарной комнате. Во время правления Екатерины Второй была выполнена последняя реконструкция интерьера: живописные вставки заменили на мозаичные панели из янтаря, сделали янтарные подставки под зеркальными пилястрами. Всеми работами заведовала недавно организованная Царскосельская янтарная мастерская – последний центр обработки янтаря в Западной Европе тех лет. Изысканный интерьер Янтарной комнаты дополнили предметы прикладного искусства: китайские фарфоровые вазы, французские бронзовые часы, мебель в технике маркетри.

Интерьер Янтарной комнаты

Красота Янтарной комнаты настолько впечатлила французского писателя Теофиля Готье, что он нашел янтарь, освещенный солнцем, более впечатляющим, нежели золоченую резьбу. Одна из стен зала полностью занята двумя рядами окон, между которыми помещены зеркала, обрамленные резными позолоченными рамами. Три стены убраны янтарными панно,  которые перемежаются зеркальными пилястрами, обрамленными золочеными резными украшениями. Богатство множества оттенков янтаря – от молочно-белого до темно-бордового и красного – пленяет взор. Янтарные панели украшают четыре флорентийские мозаики из полудрагоценных камней, изображающие в аллегорической форме пять человеческих чувств. Великолепный наборный паркет дополняет неповторимое внутреннее убранство зала. Восьмым чудом света называли этот зал, который оставался одним из самых прекрасных внутренних покоев в царскосельской резиденции.

История поисков и реставрации Янтарной комнаты

История Янтарной комнаты – одна из главных загадок двадцатого века. После революции 1917 года Екатерининский дворец стал музеем. Грозным летом 1941 года все музейные ценности готовили к эвакуации из Ленинграда, но хрупкие, требовавшие очень бережного обращения янтарные панно вывезти не успели. Они остались во дворце, и их обнаружили оккупировавшие город Пушкин фашисты. Убранство Янтарной комнаты было вывезено в город Кенигсберг, где Гитлер намеревался устроить музей из награбленных ценностей со всей Европы.

После освобождения Кенигсберга панели таинственно исчезли. Несколько экспедиций искали янтарные панно, многие энтузиасты пытались найти следы Янтарной комнаты, но все было безуспешно.

Находили лишь отдельные предметы убранства. В 1979 году было решено воссоздать интерьер заново. Работы возглавил реставратор А. А. Кедринский, восстановление длилось 24 года. Много лет во время прогулки по дворцу на месте Янтарной комнаты посетители видели лишь проходной выставочный зал, но все верили, что наши реставраторы сделают невозможное.  В 2000 году были возвращены из Германии подлинные вещи из Янтарной комнаты:  один комод маркетри русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние». В 2003 году, в присутствии глав государств России и Германии,  Янтарная комната, была вновь открыта и засияла во всем своем блеске.

Как добраться и когда лучше посетить Янтарную комнату в Екатерининском дворце

Захватывающая история Янтарной комнаты и красота янтарных панелей каждый год привлекают в Екатерининский дворец миллионы посетителей со всего мира. Музей из соображений сохранности экспонатов серьезно ограничивает поток индивидуальных туристов в горячий летний сезон. Поэтому с мая по сентябрь рекомендуется заказывать экскурсию в Янтарную комнату заранее, у надежной туристической компании, чтобы не оказаться в километровой очереди на улице перед музеем. Лучшее время для посещения Янтарной комнаты – с октября по апрель. Самый комфортный вариант посещения, позволяющий насладиться красотой янтаря в полной мере — экскурсия в Царское Село с индивидуальным гидом. Добраться до Екатерининского дворца легче всего на маршрутных такси, отправляющихся от станции метро «Московская».

 

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *