«Пещерный город» Чуфут-Кале — наиболее сохранившийся памятник раннего и позднего средневековья Крыма. Он находится в трех километрах от Бахчисарая, на высоте 558 метров над уровнем моря на плато с недоступными обрывами. Чуфут-Кале совершенно недоступный с северной, западной и южной стороны, вертикальные обрывы достигают высоты до 50 метров. Издалека, кажется, что дома «прилепились» прямо к скале. «Воздушный город» — так назвал Чуфут-Кале современник Пушкина. Сама природа создала эту крепость, человек только усилил ее. Название «пещерные города» условное, в то время горожане жили в обычных домах, а подвальные помещения использовали под хозяйские нужды. В течение времени надземные постройки разрушились, остались только пещеры, потому и появилось предположение, что в них-то и жили люди.

Археологические исследования опровергли это, но название прижилось.

Город был известен под следующими названиями: Фуллы, Кырк-Ор (с турецкого «сорок укреплений»), Кырк-Ер, Топрак-Кола, Бутмай, Гевхер-Кермен (с крымскотатарского «крепость драгоценностей»), Джуфт-Кале (с караимского «двойная (парная) крепость»), Чуфут-Кале (с крымскотатарского «еврейская крепость»).

История
Сохранившиеся постройки города
Как добраться до Чуфут-Кале

==История==

Бахчисарайская долина была заселена еще в позднемустьерскую эпоху. Близ села Староселье в ущелье Канлы-Дере под скалистым навесом 50 тысяч лет назад находилась стоянка человека древнекаменного века (палеолита). Археологи обнаружили здесь скелет полуторагодовалого ребенка. Старосельская стоянка известна историкам всего мира. В разные времена, здесь жили киммерийцы, тавры и скифы. В шестом веке в балке Майрам-дере поселились аланы (предки современных осетин) — сарматское племя, проникшее в Крым в первом веке нашей эры. Позднее здесь появляются готы.

Время возникновения поселения по различным версиям колеблется от шестого до десятого века. Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму. Фуллы упоминается также в связи с прадревней скито-таврийской библиотекой, вывезенной в Александрию. Возможно, здесь была византийская крепость, под защиту которой сходилось население окрестных сел в лихие дни. Жители со скотом и самым ценным скарбом переживали в ней набеги степняков. Крепость, по всей видимости, принадлежала гото-аланам — союзникам Византии.

Первое описание средневекового Крыма принадлежит монаху Гильом де Рубрук. Посол французского короля к монгольскому хану, так описывает свое путешествие по Крыму в 1253 году: «Высокие утесы выступают вдоль побережья от Херсона до устья Танаиса. Между Херсоном и Солдайей (Судак) существует сорок замков, и почти каждый из них имеет особый язык; среди них много готов, язык которых немецкий». Самое древнее упоминание о Чуфут-Кале, связано с набегом орд темника Золотой Орды Ногая на Крымский полуостров в 1299году. Среди других городов, подвергшихся разграблению, упоминается и Кырк-ор (сорок укреплений), так раньше назывался Чуфут-Кале.

Арабский географ Абульфеда в 1321 году в своем сочинении описывает ряд городов, в том числе Кырк-Ор, Кырк-Йер: «Он расположен в стране ассов (аланы). Его имя значит по-турецки «сорок мест». Это укрепленный, труднодоступный замок, он находится на неприступной скале. Вершина горы плоская, здесь жители страны укрываются в минуту опасности. Крепость эта находится в некотором отдалении от моря. По соседству возвышается большая гора Чатыр-даг (Палат-гора). Она видна с кораблей, плывущих вдоль побережья». Ассы было самое могучее из племен иранского происхождения. Они занимались животноводством, земледелием, выращивали фрукты и виноград, ремесленничали и торговали со всем миром.

В середине 14 века Кыркорское княжество стало зависимым от татар. После завоевания города, почти все жители были уничтожены — мужчин-воинов истребили, остальных продали в рабство. В городе оставили гарнизон, а восточнее крепостной стены, поселили караимов-ремесленников, живших в долине. Для защиты своей слободы они построили еще одну оборонительную стену и три башни, укрепив, таким образом, крепость. Очень быстро Кырк-Ор стал крупным торгово-ремесленным центром юго-западного Крыма. В 15 веке Кыркор становится второй столицей (после Солхата) самостоятельного Крымского Ханства и называется Кырк-Йер (или Кырк-Ер). Здесь находились резиденции первых крымских ханов: Хаджи Гирея и Менгли Гирея I. Хаджи Гирей прятался в крепости во время междоусобиц и борьбы с Золотой Ордой.


План-схема Чуфут-Кале по А.Герцену

После заключения мирного договора с Россией и разгрома Золотой Орды значение крепости ослабло. В начале 16 века строится Бахчисарай и хан со свитой переезжают туда. Вместе с ним выезжают почти все мусульмане. В крепости остаются одни караимы (им запретили селиться в Бахчисарае), которые называли крепость Джуфт-кале – Двойная Крепость. Имелось в виду, что караимы ещё в 14—15 веках построили Восточную оборонительную стену и, вместе со Средней стеной, крепость стала «двойной». Это последнее название изменилось в Джуфут-Кале — Иудейская крепость, поскольку её преобладающее население — караимы — были иудеями.

Чуфут-Кале становится цитаделью столицы, а также используется как пещерный тюремный каземат. В его стенах побывало немало именитых пленников. Литовский посол Лез, польский гетман Потоцкий. В застенках каземата томились и русские послы, отправленные Иваном Грозным для заключения мирного договора — Василий Грязной, Василий Айтемиров.

При Петре I князь Ромодановский также провел в тюрьме три года. Но дольше всех, с 1660 года по 1681 в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой. 21 год он провел в темнице на Чуфут-Кале. Выкупили его родственники уже тяжелобольным и слепым стариком. «Выбраться из тюрьмы в Чуфут-Кале никоим образом невозможно, разве что человека из тюрьмы вознесут. До такой степени адова эта тюрьма», — пишет в своих воспоминаниях турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 году.

Во время русско-турецкой войны 1735—39 гг. русские войска захватили Бахчисарай и Чуфут-Кале. Крепость была разрушена, город превратился в тихое местечко. П.И.Сумароков в 1799 году пишет, что здесь находилось 227 караимских домов и 1600 жителей. После присоединения Крыма к России с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, и Чуфут-Кале постепенно опустел. Караимы разобрали свои дома (чтобы потом сложить их на новом месте) и разъехались. С 1852 года единственными обитателями города остались члены семьи караимского ученого Авраама Самуиловича Фирковича (1786—1874). А.С.Фиркович — караимский историк, знаток древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Его уникальная коллекция хранится в Государственной публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Задачу своей жизни ученый видел в охране древностей Чуфут-Кале, возвеличивание его в истории. Он скупал заброшенные дома, нанимал сторожей, чтобы защитить их от расхищения.

В настоящее время большая часть Чуфут-Кале находится в руинах, но сохранилось несколько зданий, которые привлекают внимание многочисленных туристов. В разные времена его посещали А.С.Грибоедов, А.Мицкевич, В.А.Жуковский, Леся Украинка, А.М.Горький, А.Н.Толстой, И.Е.Репин, В.А.Серов и многие другие.

==Сохранившиеся постройки города==

Город Чуфут-Кале небольшой по площади — 18 га. Остальная часть плато использовалась под огороды и пастбища. Старинная каменная дорога, на которой хорошо видны глубокие колеи, проделанные колесами древних повозок, извиваясь по склону, поднимается на плато. До сегодняшнего дня хорошо сохранилась усадьба, в которой до конца своих дней жил А.С. Фиркович. Это типичная постройка 17-го века, двухэтажное строение с балкончиками и окнами, которые выходят во двор. Туда же спускается лестница со второго этажа, где располагались жилые помещения. На первом этаже размещали скот и хранили хозяйственный инвентарь. Крыша покрыта красной черепицей местного производства, стены из тесаного камня, верхний этаж деревянный. В усадьбе сейчас расположена экспозиция, рассказывающая о культуре караимов. В западной, самой древней части города, также сохранились многочисленные вырубленные в пещерах хозяйственные помещения, руины мечети и мавзолей дочери золотоордынского хана Тохтамыша Джаныке-ханым 1437 года постройки.


Мавзолей Джаныке-ханым

Также хорошо сохранились две кенассы (караимские молельные дома) 14-го века. Рядом с ними находилась первая на Крымском полуострове типография, основанная караимами в 1731 году, для печатанья книг религиозного содержания. В восточной части города был не сохранившийся до наших дней монетный двор, где чеканились крымские монеты. Дома на плато строились впритык друг к другу.

Строения в основном двухэтажные с огромными подвальными помещениями, которые использовались для хозяйственных и оборонительных целей. Так же в пещерах размещались церкви, до сих пор на стенах некоторых из них, сохранились старинные фрески, изуродованные современными вандалами.

Самый древний архитектурный памятник, это оборонительная стена. Она пересекает мыс с севера на юг. Это древнее фортификационное сооружение расположено в центре застроенной части плато, отделяя Старый город от Нового. Ширина стены достигает пяти метров, она трехслойная, лицевая и тыльная стороны выложены из хорошо отесанных блоков, а внутри ломаный камень, скрепленный известковым раствором. Перед стеной глубокий ров — защита от тарана. Это главный защитный рубеж города. Часть стены другого цвета и кладки, возможно именно здесь прорвалось войско Нагая. Сохранилась арка, над воротами и пазы для засовов.

Через проем ворот проходил древнейший водопровод, составленный из керамических гончарных труб. Позднее у края обрыва пробили колодец в пещеру с родником. В мирное время воду доставляли на ослах в специальных сосудах.


Ворота Орта-Капу

Несколько лет назад у южного склона Чуфут-Кале был отрыт загадочный колодец, он выдолблен в известняке. На стенах рисунки и непонятные знаки, относящиеся к 4 веку. Его своды украшают сталактиты. В 2002 году, при расчистке колодца, был обнаружен крупнейший клад средневековых монет.

==Как добраться до Чуфут-Кале==

От Симферополя до Бахчисарая можно доехать электричкой или автобусом с автостанции на ЖД вокзале. В Бахчисарае городским автобусом № 2 доехать до Староселья. Далее полтора километра по ущелью Марьям-дере пешком.

А можно с самого начала пойти пешком из Бахчисарая, по улицам Ленина, Розы Люксембург и Старосельской. Дальше старая каменистая дорога идет по балке Ашлама-Дере, там стоял первый дворец крымских ханов. Он не сохранился, но хорошо сохранился мавзолей (дюрбе), где похоронены первые крымские ханы — Хаджи-Девлет-Гирей и его сын Менгли-Гирей.

Мавзолей построен в 1501 году. Рядом с ним — старое здание с красной черепичной крышей; это бывшее медресе — высшая мусульманская духовная школа. По балке Марьям-Дере через полкилометра дорога приводит к Успенскому монастырю. Широкая лестница ведет от дороги к монастырскому кладбищу и в пещерную церковь. За монастырем по балке Марьям-Дере к желанной цели — Воздушный город Чуфут-Кале.

Литература:

Пещерные города Крыма. А.Г.Герцен, О.А.Махнева.
Крым. История в очерках. В.П.Дюличев.

23 ноября 2008

Категории:аланы, караимы, крепость, крымские татары, пещерный город

Права на документ принадлежат автору, указывайте ссылку при цитировании
Последнее обновление: 1 марта 2010

Один из известнейших «пещерных городов», Чуфут-Кале, расположен в 3,5 км к югу от Бахчисарайского дворца-музея. Часть пути можно проехать городским транспортом до конечной остановки «Староселье».

Дорога проходит по старой части Бахчисарая, стиснутой обрывами каньона реки Чурук-Су (Гнилая вода).За дворцом-музеем по правую сторону встретится мечеть Токтлы-джами (начало XVIII в.), затем дом-музей крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского.

В самом узком месте долины (автобусная остановка «Скала») справа в обрыве открывается вход в узкое с отвесными склонами ущелье Канлы-Дере (Кровавое ущелье). По левой его стороне, под скальным навесом, расположен памятник каменного века Старосельская стоянка (позднемустьерская эпоха, 50-35 тыс. лет назад), исследованная А.А. Формозовым в 1952-1956 гг. Известны в этом районе поселения тавров и поздних скифов.

Староселье— предместье Бахчисарая. Неуютно чувствует себя здесь человек, привыкший жить на равнине. Может показаться, будто находишься на дне лабиринта пропастей, откуда нет выхода.

В этом месте соединяются четыре ущелья: верховья Чурук-Су, Марьям-Дере, Ашлама-Дере (Биюк-Ашлама) и балка Осипова (Кучук-Ашлама). Исконное название этого места — Салачик(Деревенька). В XIX в. оно было заселено большей частью цыганами, прозванными «элекчи», то есть «делатели сит». Практически все они погибли во время страшного голода 1922 г.

Турецкий путешественник Эвлия Челеби в 1666 г. писал о Салачике как о древнем городе, в котором триста великолепных домов и еще множество пещерных помещений у подножия скал, отмечается, что летом в них холодно, а зимой, напротив, тепло. Некоторые из этих помещений и сейчас используются как сараи или хлева. Кстати, немало искусственных пещер находятся и на территории старого Бахчисарая, ныне они поглощены современной застройкой. Так что при избыточной доле допущения можно было бы включить последнюю столицу Крымского ханства в число «пещерных городов».

Пешеходная часть маршрута (1,5 км) начинается от конечной остановки маршрутного такси. Рядом находится оборудованная автостоянка. Наш путь лежит в открывающееся справа ущелье Марьям-Дере. Название его происходит от имени Богородицы, почитавшейся также и мусульманами как мать одного из пророков, предшественников Мухаммеда, Исы ибн Марйам, то есть Иисуса, сына Марии. Название настраивает на встречу со святынями, почитаемыми людьми различных религий.

Предчувствие не обманет. Нигде больше в Крыму не удастся на пространстве протяженностью около 2 км при ширине до 500 м встретить мусульманские мавзолей, медресе и кладбище, православный монастырь, раннесредневековый некрополь христианизировавшихся гото-алан и, наконец, иудейский караимский некрополь. И все это — еще за пределами Чуфут-Кале.

Дорога, по мере подъема постепенно прижимающаяся к нависающей над ней скальной стене, через 10 минут ходьбы приводит к Успенскому монастырю. Слева внизу, на дне ущелья, можно сквозь ветви разглядеть черепичную крышу и часть резного портала восьмигранного дюрбе (мусульманского мавзолея). Это усыпальница основателя Крымского ханства Хаджи-Гирея и его сына и наследника Менгли-Гирея, по повелению которого и была сооружена эта гробница в 1501 г. Здесь же годом раньше им было основано мусульманское духовное училище — Зинджерли-медресе,то есть «Медресе железной цепи», названное так благодаря укрепленной над входом массивной цепи, заставлявшей каждого входящего склоняться перед авторитетом наиболее уважаемого учебного заведения в Крымском ханстве.

Еще немного — и нас встречает Успенский монастырь. За монастырем дорога спускается в старую ореховую рощу и ведет вверх по балке Марьям-Дере к Чуфут-Кале. Слева на противоположном склоне ущелья — кладбище русских воинов, участников обороны Севастополя 1854-1855 гг., умерших от ран.

Далее слева на склоне балки можно разглядеть остатки деревни Мариамполь, а затем, уже на подъеме к Чуфут-Кале, кое-где в зарослях будут видны окрашенные глинистой желтизной воронки. Это провалившиеся камеры склепов могильника, принадлежавшего местному населению VI-IX вв.

Дорога выводит к расширению ущелья, где в него справа впадает небольшая балка. С этого места открывается незабываемая панорама на пещерный город Чуфут-Кале.

.

Чуфут-Кале

Чуфут-Кале — средневековое городище, лучше других сохранившийся «пещерный город» в Крыму, на плато скалистого мыса Внутренней гряды Крымских гор, в 3 км восточнее г. Бахчисарай. Первые крепостные сооружения относятся к VI–VII вв. Сохранились крепостные стены и ворота, пещеры различного назначения, жилые постройки, культовые сооружения. В разные исторические эпохи город населяли аланы, крымские татары, караимы. В настоящее время это туристский объект — натурный музей-крепость.

Древний город расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя долинами, на высоте до 581 м над уровнем моря. С высоты птичьего полета столовая гора напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими — до 30 м — обрывами; только с четвертой — восточной — имеется относительно удобный подъем. Общая площадь поселений на чуфут-калинском плато — 46 га.

Происхождение названия

Среди «пещерных» городов Предгорья Чуфут-Кале — наверняка единственный, у которого сохранилось сразу несколько имен.

Самые ранние письменные источники, которые сообщают о нём, датируются только XIII–XVII веками. В это время укрепление носит тюркское имя и называется Кырк-Йер («земля рода кырков», тюрк.), или Кырк-Ор («сорок укреплений», тюрк.), или, не исключено, Кырк-Ер («сорок расселин», тюрк.). «Керкер… находится в стране Ассов», — сообщает в 1321 году арабский географ Альбуфеда. Караимы (считающие Чуфут-Кале своим родовым гнездом) находят наиболее правильным название Джуфт-Кале(«двойная крепость», тюрк.; варианты: Чуфт-Кале, Чифт-Кале). Однако на картах и в книгах в большинстве случаев зафиксирован искаженный по написанию и смыслу, фактически ошибочный вариант топонима — Чуфут-Кале («иудейская крепость», тюрк.).¹

История

Чуфут-Кале — один из хорошо сохранившихся и наиболее известных «пещерных городов». Он расположен близ Бахчисарая на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Природа сама позаботилась о неприступности этого города, человек усилил естественную защиту крепостными сооружениями.

О времени возникновения городища у исследователей нет единого мнения. Одни считают, что это византийская крепость, основанная в VI в. По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. Занимались они земледелием, животноводством, ремеслом. Согласно точке зрения археолога Е. В. Веймарна, производившего в 50–60-е гг. раскопки некоторых участков городища, здесь была не только крепость, но прежде всего торгово-ремесленный центр. В письменных источниках он упоминается в XIII в. под названием Кырк-Ор (Сорок укреплений). Это название существовало до середины XVII в. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров. Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон.

На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

По достоинству оценив крепость, первый крымский хан Хаджи-Гирей в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность.

После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось. Значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

В конце XV в. здесь был заточен литовский посол Лез, в середине XVII в. — польский гетман Потоцкий. В застенках Кырк-Ора томились и русские послы, и видные политические деятели — любимец Ивана Грозного Василий Грязной, русский посол Василий Айтемиров и князь Ромодановский, посланные в конце XVII в. в Крым для заключения мирного договора. Однако самые тяжелые испытания выпали на долю русского воеводы В. Б. Шереметева. Он провел в татарской неволе 21 год (с 1660 по 1681 годы).

В середине XVII в. татары покинули Кырк-Ор, остались жить там только караимы — потомки древних тюрко-язычных хазар, в состав государства которых (Хазарский каганат) в VII–X вв. входила и часть Крыма. В VIII в. в Хазарском каганате была принята иудейская религия. Татары считали караимов евреями, поэтому город стали называть Чуфут-Кале, что в переводе с тюркского языка означает «Иудейская крепость». После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии (Пятикнижия Моисея), но при этом отрицали талмуд. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство предоставило караимам некоторые привилегии. Они могли теперь жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покадили плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. К середине XIX в. город прекратил свое существование.

Описание

На Чуфут-Кале сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города. Самый древний из них — оборонительная стена, построенная в X–XI вв., возможно вместе с городом, и пересекающая плато с севера на юг. Конструкция оборонительной стены характерная для раннесредневековой фортификации. Стена как бы трехслойная, лицевая и тыльная ее стороны выложены из правильных, хорошо отесанных блоков, а внутри между панцирями заложен ломаный необработанный камень, скрепленный известковым раствором.

Для защиты от тарана, самого страшного врага древних укреплений до изобретения огнестрельного оружия, перед стеной в толще скалы был пробит ров глубиной до 2 метров. Особенно ответственное место любой крепости — ворота. В период осады они становились, как правило, главным объектом штурма, поэтому их защита продумывалась особенно тщательно. Ворота древней оборонительной стены (Орта-Капу) сохранили арочное перекрытие. Они были двустворчатыми, их дубовые полотнища запирали тяжелым засовом, который заводился в специальный паз, хорошо сохранившийся до наших дней.

Во время археологических раскопок 1958 г. были обнаружены остатки водопровода. Нитка водопровода, составленная из керамических гончарных труб, проходила через проем ворот. Это открытие осветило загадку водоснабжения города. Вода поступала в крепость из находившихся за пределами города источников. Эта вода использовалась для питься. Для хозяйственных целей жители города собирали и хранили в пифосах и цистернах атмосферную влагу.

Древняя оборонительная стена, достигшая пятиметровой толщины, служила главным защитным рубежом города до конца XIV в. Она потеряла свое значение, когда впереди возникла новая (караимская) часть города с другой крепостной стеной (восточной). Караимы построили стену в конце XIV — в начале XV в. для защиты новой части города. В XVI в. ее, вероятно, перестраивали. В стене большие ворота: сохранились полуразрушенные южная и две северные башни с ружейными бойницами, а также орудийная амбразура, ныне заложенная. Древняя стена стала средней и отделяла старый город от нового. В старой части города, не доходя средней оборонительной стены, можно осмотреть руины мечети, возведенной в первой половине XIV в.

Напротив мечети высится хорошо сохранившийся восьмигранный в плане мавзолей XV в. под шатровой черепичной крышей. На его портале искусно вырезана надпись на арабском языке, напоминающая издали причудливый орнамент. Внутри мавзолея установлена гробница дочери хана Тохтамыша Джаныке-ханым, скончавшейся в 1437 г.

Кроме того, из наземных построек в старой части города сохранились два караимских молитвенных дома — кенасы, огороженные каменным забором.

Кенаса напротив входа во дворик, украшенная аркадой из тесаных камней, предположительно датируется XIV в. Другая, справа, более скромная, появилась в конце XVIII в. Вероятно, она была построена караимами, переселившимися в это время с Мангупа.

Кенасы возвышаются над ущельем, в верховьях которого находится Иосафатова долина, где расположено караимское кладбище. Некогда на кладбище росли вековые дубы, рубить которые считалось великим грехом. Татары называли это кладбище Балта-Тиймез (топор не коснется). Кладбище довольно обширно, здесь сохранились старинные «однорогие» и «двурогие» надгробия из известняка, памятники из мрамора с эпитафиями на иврите, которым караимы пользовались, совершая религиозные обряды.

В новой части Чуфут-Кале интерес вызывает сохранившаяся усадьба XVII в. Она дает представление о конструкции жилых домов жителей города. Дома были обычно двухэтажными, с балкончиками и окнами, выходящими во двор. Верхний этаж предназначался для жилья, а нижний — для содержания скота и хранения хозяйственного инвентаря. Двускатные или односкатные крыши покрывались черепицей. Для отопления служили очаги и жаровни, утроенные в земляных полах, в некоторых домах были печи. Для хранения пищевых припасов под домами в скале врубались подвалы. Во дворе строили сарайчики, навесы для скота. Все эти сооружения огораживались высоким каменным забором с небольшими калитками. Такие застройки были типичны и для других поселений горного Крыма.

Сохранившаяся усадьба принадлежала известному караимскому ученому А. С. Фирковичу (1887–1874 гг.), знатоку древних рукописей и надгробных надписей средневековья. Он много путешествовал по Крыму, Кавказу, Египту, Палестине, Турции в поисках рукописей и сведений о своем народе.

Его уникальная коллекция рукописей хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина.

В 1998–2001 годы в древней крепости была выявлена древняя гидротехническая система подземных сооружений, или, проще говоря, осадный колодец Чуфут-Кале, которого просто не могло не быть в крепости такого ранга. В период осады воду доставляли из этой тайной системы, которую со временем забыли и она осталась только в преданиях. В 2002 г. около башни, прикрывающей вход в колодец, был найден клад — горшок с монетами.

Как добраться?

См. также: Как добраться до Чуфут-Кале?

Добраться до Чуфут-Кале можно только пешком. Пешеходная часть маршрута (1,5 км) начинается от конечной остановки «Староселье» в Бахчисарае. Рядом находится оборудованная автостоянка. Дорога через 10 минут ходьбы приводит к Успенскому монастырю. За монастырем дорога спускается в старую ореховую рощу и ведет вверх по балке Марьям-Дере к Чуфут-Кале.

Координаты:44° 44′ 28.80″, 33° 55′ 23.00″

.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *