ДОКЛАД

Культура и народ

1. Понятие культура и народ

Понятие «этнос» – греческого происхождения, которое имело около десяти значений: народ, племя, толпа, группа людей и т.д. Оно указывало на всякую совокупность одинаковых живых существ, имеющих некие общие свойства. Термин «этнос» в современном его понимании появился во второй половине XIX в., однако до сих пор нет устоявшейся точки зрения на его сущность и значение. Так, академик Ю. В. Бромлей указывал: «Определение места этнических общностей среди различных человеческих объединений — задача чрезвычайно сложная, о чем наглядно свидетельствуют значительные расхождения в существующих дефинициях этноса. Одни авторы, например, в качестве главных признаков этноса называют язык и культуру, другие добавляют к этому территорию и этническое самосознание, некоторые указывают, кроме того, на особенности психического склада; иные включают также в число этнических признаков общность происхождения и государственную принадлежность».

Таким образом, этнос – это понятие культурное и органическое. Культура — это то, что в значительной мере оправдывает перед Богом существование народа и нации. Культура — это святыни народа, святыни нации.

Таким образом, народ – это генетическая общность, с одной стороны, и социальная, с другой. Этносы чаще всего возникают как человеческие популяции, но в дальнейшем развиваются как социальные системы. Этнос – это социальная группа, членов которой объединяет этническое самосознание – сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы. Следует отметить, что здесь имеется в виду не столько действительная генетическая связь, сколько представление о ней.

Исходя из вышесказанного, под понятием «народ» в смысле этнической общности понимается группа людей, члены которой имеют общее название, язык и элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

Культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией.

В понятие культуры всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.

Под культурой понимается сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура представляет главный смысл и глобальную ценность существования как народов, так и государств. Вне культуры самостоятельное существование их лишается смысла.

Именно в культуре и через культуру народы и каждая отдельная личность обретают себя в своем уникальном и неповторимом историческом своеобразии и цельности.

Культура народа — это исторически сложившийся национальный тип духовности.

2. Народ как субъект культуры

Понятие народа как субъекта культуры существенно отличается от понятия народа в других общественных науках. В демографии – народ это народонаселение, но населять определенное пространство – еще не значит автоматически творить культуру в его пределах. В исторической науке – народ это население определенных стран (например, белорусский или французский народ).

Если говорить о проблеме «народ и культура», то надо отметить, что тысячелетняя традиция заключалась в отрицании народа как субъекта культурного творчества. К этому располагало, прежде всего, общественное разделение деятельности на умственную и физическую и взгляд на умственную деятельность как приоритетную, что подкреплялось социальным господством представителей последней. Таким образом, народ был противопоставлен элите.

Народ впервые был обозначен как субъект истории – творец общественного богатства – в марксистской философии, хотя и в ней оппозиция «народ – элита» не была снята. Предполагалось, что она исчезнет с разрешением противоречий между городом и деревней, между умственным и физическим трудом в ходе коммунистического строительства. При таком подходе Пушкин, например, элита, а Арина Родионовна – народ, из чего следует, что Пушкин не принадлежит к числу лиц, составляющих народ?

Что же такое народ с точки зрения культурологии?

Народ как субъект культуры – динамическая общность людей, объединенная материальным, социальным и духовным творчеством. Народ не возникает в истории сразу. Население не рождается, а становится народом в совместной исторической судьбе. С распадом общих ценностей, единства угасает и народ. Путь превращения населения в народ долог и сложен: народ способен не только создавать культуру, но и заблуждаясь, утрачивать ее. Уже эллины различали populis – народ и его выродившуюся и агрессивную часть — vulgus – охлос.

Народ-творец культуры, но народ состоит из отдельных людей – личностей. Личность – это человек, который в индивидуальной мере и формах усваивает и преобразует свою социальную сущность. В этом смысле народ, состоящий из личностей – творцов материальной и духовной культуры, — противоположен обезличенной массе.

3. Возникновение науки о народах и культурах

Многочисленные исторические исследования ученых-этнологов из разных стран убеждают нас, что на протяжении всей человеческой истории (от первобытного состояния до наших дней) у людей существовала и существует потребность в знаниях не только о своей жизни, традициях и обычаях, но и о культуре окружающих народов.

Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов, понять механизмы формирования и особенности этнической психологии, выяснить причины расовых различий народов , установить взаимосвязь этнических особенностей и общественного устройства, определить причины расцвета и упадка культуры и исторической роли того или иного народа. В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах — этнологию.

Само название науки, «этнология», образовано из греческих слов — etnos ( народ ) и logos (слово, наука). В античные времена древние греки применяли понятие «этнос» к другим народам (не грекам), которые отличались от них языком, обычаями, верованиями, образом жизни, ценностями и т. п.

Вплоть до XIX в. понятие «этнология» спорадически употреблялось при описании различных этнографических процессов, но не обозначало особую науку. Использовать это понятие в качестве наименования новой науки о народах и культурах предложил французский ученый Жан Жак Ампер, который в 1830 г. разработал общую классификацию «антропологических» (т.е. гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.

Первоначально этнология развивалась как наука об отсталых, т.е. не создавших собственной государственности, народах. В этом качестве она существовала вплоть до первых десятилетий XX в., когда появились представления об этносах как о своеобразных общностях людей, не зависящих от уровня их социально-экономического развития. Этот методологический подход доминирует в этнологической науке и в настоящее время.

Стоит отметить, что в первой половине XX в. исследования носили в основном академический характер и определялись стремлением сохранить информацию об уходящих в прошлое «примитивных» культурах; со второй половины XX в. ситуация коренным образом меняется: стала очевидной прагматическая ценность этнологических знаний.

Сегодня рекомендации и знания этнологов по самым разным сферам общественной жизни необходимы для решения политических, экономических и социальных проблем, они эффективно используются в массовых коммуникациях, международной торговле, дипломатии и т.д.


Похожие страницы:

  1. Традиції та культура харчування народів світу

    Учебное пособие >> Физкультура и спорт

    … і традицій та культури харчування народів Росії 4. Особливості традицій та культури харчування народів Білорусії 1. Слов … 1.3 ОСОБЛИВОСТІ ТРАДИЦІЙ ТА КУЛЬТУРИ ХАРЧУВАННЯ НАРОДІВ ЄВРОПИ План 1. Особливості культури та традиції харчування …

  2. Культура на українських землях у найдавніші часи

    Реферат >> Культура и искусство

    … як трансформацію і зміну культури одних народів культурою інших. Вивчення витоків та першооснов … Ця культура утвердилася на основі поєднання місцевого етносу з народом Південно … ічних рис українського народу. СЕРЕДНЬОСТОГІВСЬКА КУЛЬТУРА (др. пол. ІV- серед. …

  3. Культура и религия (8)

    Реферат >> Культура и искусство

    … уровень правовой компетентности людей, культуру дискуссий и политическую культурународа вообще, совершенствовать социальную сферу … , не обращая внимания на культуру общения …

  4. Исследование традиций и культуры питания народов Украины

    Реферат >> Физкультура и спорт

    … «Традиции и культура питания народов мира» на тему: «Исследование традиций и культуры питания народов Украины» Выполнил … , римской и варяжской культур, обогащают культуры этих народов своими достижениями.

    На культуру Киевской Руси (общего …

  5. Культура Рима периода республики

    Реферат >> История

    … властью и в одной общей культуре все народы древнего Мира и этим создал … знавших в своем прошлом блестящей, художественной культуры — в Скандинавии и Швейцарии, — научили … 6) Влияние роста Р. владычества на культуру и общественный дух римлян. Одновременно с …

Хочу больше похожих работ…

Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 г.— 157. Американские культуроведы Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали более 200 определений. Российский ученый П.С. Гуревич считает, что «сейчас число определений измеряется уже четырехзначными цифрами».

В «Философском энциклопедическом словаре», например, дается такое определение культуры:

«Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе».

В приведенном понятии «культура» фиксируется:

• общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни;

• качественное своеобразие исторически—конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития, в рамках определенных эпох и цивилизаций, этических и национальных общностей.

Культура характеризует особенности поведения, сознания, деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (культура труда, культура быта, политическая культура, правовая культура и т.д.). В культуре может фиксироваться способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы (культура сословия, культура класса, культура слоя общества — интеллигенции, духовенства, военнослужащих, спортивных болельщиков и т.д.), общества в целом.

Чем объясняется большое количество определений культуры?

Во-первых, структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу и искусство, религию и т.д. Важнейшая ее функция передача(трансляция) социального опытаот поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человечества. Потеря социальной памяти может иметь тяжелые последствия для народа и человечества в целом. Не случайно на Руси зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. Поэтому важно не столько сохранить социальный опыт, сколько передать его — отсюда вытекает функция познавательная или гносеологическая.

Культура выступает в роли регулятора поведения, поступков и действий людей, отбора духовных и материальных ценностей, то есть выполняет функцию регулятивнуюили нормативную. Эта функция опирается на нормативно—социальные системы, выработанные и закрепленные в официальных нормативах или являющиеся традиционными для народа или страны.

Культура представляет собой определенную знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Отсюда вытекает такая функциякультуры, как семиотическая, или знаковая.Без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относится к языкуфизики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Качественное состояние культуры отражает, например, ценностная, или аксиологическая функция.Культура, как система ценностей, формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации, по которым судят о степени культурности человека, группы людей, класса или сословия, общества в целом. Кроме того, в круг интересов культурологии входят все новые и новые
сферы человеческой деятельности. Это — не случайно, а закономерно, ибо культурология тесно взаимодействует с философией, в недрах которой она возникла и развивалась на протяжении длительного периода.

В то же время она связана с эстетикой, искусствознанием, выступая в роли связующего звена между искусствоведческими дисциплинами, философией и историей. Культурология выявляет и собирает то общее, что объединяет все области художественного творчества.

Анализ духовной культуры невозможен без обращения к наукам, которые исследуют внутренний мир человека — психологии, логики и физиологии. Культурология опирается на разработки семантики и семиотики, предметом которых являются свойства знаковых выражений и систем. Взаимодействие культурологии и педагогики содействует формированию человека, помогая воспитательному процессу. Культурология опирается на данные археологии и этнографии. Ранее уже отмечалось взаимодействие с экологией, при котором проблемы сохранения окружающей среды рассматриваются в соответствии с пониманием гуманистического в мире. В свою очередь в этом взаимодействии свою роль играют этика, как наука о нравственных человеческих отношениях между людьми, и право с его совокупностью общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством.

Взаимодействие культурологии со смежными науками, сочетание традиционных и новых методов исследования дают возможность по-новому, не ординарно подходить к проблемам человеческой деятельности в сфере культуры и плодотворно их решать.

Культуру нередко определяют каквторую природу. Такое ее понимание восходит еще к античной Греции. В самом общем плане такое определение можно принять, не упуская при этом, что многие культурологи относят к культуре все рукотворное. Природа создана для человека, который является высшей ступенью живых организмов на Земле, а он создал «вторую природу». Если под культурой понимается нечто освоенное, преобразованное, возделанное человеком, то под природой — то, что существует по собственным, независимым от него основаниям и законам. В результате деятельности человек преобразует природу, то есть он превращает природное, естественное (или им созданное, но из природных компонентов) в культурное. В этом преобразовании природы заключена самая суть человеческого способа существования в мире.

В процессе деятельности человек создает искусственный продукт — артефакт, который ему не может дать природа. Но сам человек — порождение природы и практически не может жить вне природы, которая является не только естественным условием его существования, полем его преобразовательной деятельности, но выступает как предмет познания. Поэтому человек (человеческое общество) и культура одновременно и противостоят природе, и едины с ней.

С одной стороны, природа может восприниматься как нечто неоформленное, неорганизованное, неразумное, более низкое чем культура и ей уступающее, что порождает позицию господства человека над природой. С другой стороны, природа — совершенна, гармонична, более высоко организована, чем человек и сотворенная им культура. Следовательно, человекдолжен учиться у природы и ей подчиняться. Каждая из двух приведенных полярных точек зрения и близких к ним промежуточных позиций находит реальное воплощение в ходе развития человеческой мысли и практических форм взаимодействия общества с природой.

В системе античногомышления человек и природа понимались как подвижное, изменяющееся целое. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой. Средневековая христианская культура окружающую человека природу рассматривала как нечто сотворённое богом и более низкое (чем сам человек), поскольку он был наделен божественным началом — душой. Жизнь человека нередко мыслилась как борение божественного начала — души — с греховным природным началом — телом. Потому природа понималась как нечто неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.
Оправдание негативного отношения к природе и обоснование применяемого к ней насилия, казалось бы, не могли стимулировать интереса к научному познанию природы. Но если природа — творение божественное, то значит, Бог имел какие-то намерения, создавая природу. А если при ее творении был божественный замысел, то его надо было раскрыть и восславить мудрость и всемогущество Творца. Если следовать логике рассуждения, то Бог дал человеку две книги — Священное писание и книгу в лице природы, которую также необходимо было «прочитать». Такой подход сыграл свою роль в возникновении науки о природе — естествознании. В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек увидел в ней красоту, величие, источник радости, наслаждения, которые противоречили мрачному аскетизму средневековья. В XVIII в. природа начинает пониматься как реальность, противостоящая порочной человеческой цивилизации. В эпоху Просвещения Ж. Ж. Руссо приходит к убеждению, что переход от естественного, природного состояния к социальному является источником всех человеческих несчастий. Один из его героев считал, что "возделывать землю и жить ее плодами — это естественные условия человека". Жителей деревни надо учить "уважать свое естественное состояние и тем самым уважать себя".

В период становления промышленного капитализма возникает тин отношения с природой, который господствовал до середины ХХ в. — цель науки и техники — господство над природой. Из кладовой природы начали черпать без меры и счета. Один из героев И.С. Тургенева заявил, что природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник. Это положение — не оригинальное изобретение русского писателя, а отражение господствующей точки зрения на взаимоотношения человека и природы.

Вторая половина ХХ столетия заставила человека пересмотреть свое отношение к природе. Но человек вынужден был сделать это под угрозой неминуемой экологической катастрофы, которая ставила homo sapiens на грань выживания. Речь идет о возможности жизни на Земле. А между тем человек прошел огромный путь развития, который может завершиться трагически, если будет продолжено потребительское отношение к природе.

Если оставить в стороне вероятные пути возникновения или появления человека на Земле (сотворение Богом или теория внеземного происхождения), то человек возник на Земле в итоге сложного и длительного историко-эволюционного процесса. Следовательно, природа — мать всего созданного человеком.

На самом деле фактически природа, человек и культура тесно связаны между собой как результат взаимодействия человека и природы.

Отношения между природой и культурой взаимозависимы: природа влияет на культуру и в свою очередь культура воздействует на природу. Между природой и культурой находится человек, на которого оказывают влияние и природа, и культура, а он в свою очередь воздействует на них. Многообразие культур объясняется рядом обстоятельств. Действительно, можно говорить о культурах христианской, мусульманской, буддийской и других конфессий, о континентальных культурах (европейской, азиатской, американской и т.д.), о национальных культурах. Можно вести речь о культурах во времени и пространстве — культуре древнего Египта и Двуречья Тигра и Евфрата, долин рек Инда и Хуанхэ, древней Греции и древнего Рима, средневековой культуре Европы и современной романо-германской культуре, культуре Запада и Востока, Севера и Юга. Каждая из культур выступает как уникальный социальный организм, существовавший или существующий по своим законам, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.


⇐ Предыдущая3456789101112Следующая ⇒


Дата публикования: 2014-11-04; Прочитано: 198 | Нарушение авторского права страницы



studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Понятие культуры и ее сущность. Культура в жизни людей и ее роль

Конспект по культурологии

 Культура от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях, часто в различных контекстах Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. Известные американские культурологи, ученые Гарвардского университета, Альфред Кребер и Клайд Клакхон насчитали почти 170 определений культуры, извлеченных из работ западноевропейских и американских исследователей, опубликованных с 1871 по 1950 г. Первым они считают Эдуарда Бернета Тэйлора — выдающегося английского историка культуры. Его книга "Первобытная культура" широко известна в России. В настоящее время, как утверждают знатоки, уже существует свыше 500 определений культуры. А по мнению некоторых это число якобы приближается к тысяче.

Одни авторы рассматривают культуру как "специфический способ деятельности, как специфическую функцию коллективной жизни людей" (Маркарян), другие делают акцент на "развитии самого человека как общественного человека". (Межуев) Весьма распространено духовных ценностей или как определенной идеологии. Наконец, иногда культуру трактуют лишь как искусство и литературу.

В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначн6ости самого понятия "культура". Культура — это многогранная проблема исторического развития.

И хотя до сих пор как в отечественной, так и зарубежной науке не выработано единого определения феномена культуры, все же наметилось некоторое сближение позиции — многие исследователи подошли к пониманию культуры как сложного многокомпонентного явления, связанного со всем многообразием жизни и деятельности человека.

Само слово "cultura" известно со времени Цицерона и в переводе с латинского означает возделывание, обработка, уход, улучшение". Оно в отличие от другого понятия — то есть "природа", означает в данном контексте все созданное, внеприродное. Мир культуры, любой его предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, обработку, преобразование того, что дано непосредственно природой.

Понятие культура означает, по своей сути, все то, что создано человеческим трудом, то есть орудия и машины, технические средства и научные открытия, памятники литературы и письменности, религиозные системы, политические теории, правовые и этические нормы.

Произведения искусств и т. д.

Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Согласно, одного из основоположников русской и американской социологических школ Сорокина: "…

Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать… без культуры".

Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присуща своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам.

Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы.

В современной культурологии среди множества определений культуры, самыми распространенными являются технологические, деятельностные и ценностные. С точки зрения технологического подхода культура есть определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. В деятельностной концепции культуры она рассматривается как способ жизнедеятельности человека, который определяет и все общество. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели, должного в жизни общества и в ней культура рассматривается как трансформация должного в сущее, реальное.

Все культурологи справедливо считают, что культурные процессы исследуются в главных сферах жизнедеятельности человека. Культура материальная — это производство, его технология, орудия труда, жилище, одежда, вооружение многое другое. Вторая сфера жизни людей — социальная, и культура раскрывается в социальных отношениях, она показывается процессы, происходящие в обществе, раскрывает его социальную структуру, организацию политической власти, существующие правовые и моральные нормы, типы управления и стили лидерства. И, наконец, важной сферой жизни человека является его духовная жизнь, которая раскрывается в понятии духовной культуры, включающей в себя все области духовного производства — науки и искусство, литературу и религию, миф и философию и основанной на едином, понятном всем членам данного сообщества языке.

Сущность культуры, ее подлинный смысл достаточно убедительно показывается в новых исследованиях культурологов. Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Первоначально в культурологии сложилась основанная на традициях Канта и Гегеля, точка зрения рассматривать культуру, главным образом, как искания человеческого духа, как ту область, которая лежит собственно за пределами природы человека и традициями его социального существования. Культура представлялась как область духовной свободы человека, творческий акт понимался как мистическое откровение, озарение художника, а все разнообразные культурные процессы сводились к духовному производуству и высшим из них считалось творчество в сфере искусства.

Такое понимание до сих пор весьма популярно, и в представлении массового обыденного сознания "культурный человек" это тот, кто разбирается в искусстве, понимает музыку, знает литературу.

Культура всегда внутренне противоречива — вот вывод. Она несет в себе два начала: "сохраняющее" (т.е. буквально "консервативное") и "развивающее" (т.е. буквально же "прогрессивное", "отменяющее" многое из выработанного на предыдущих этапах). Но тем и сильна и жизнеспособна культура, что обладает способностью отбирать, возвращаться к прежнему опыту или отказываться от него.

Тут-то и приходится обратиться к теме "Культура и демократия". Не "власть толпы", конечно. И не "власть посредственности", торжествующей "в стаде". Как раз наоборот: если понимать демократию как множественность точек зрения (плюрализм) и поиски (коллективные!) равнодействующей на основе согласия (консенсуса), на основе своодных дискуссий и права на эксперимент. Именно эти принципы и дают культуре сегодня, всегда будут давать эту жизнеспособность, основанную на правильном выборе.

Энциклопедия Кольера

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П [Р] С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РИМ — Д. КУЛЬТУРА
РИМ — Д.

КУЛЬТУРА К статье РИМ Рим славится своими художественными галереями, музеями, библиотеками и образовательными учреждениями. Пожалуй, наиболее значительным из хранилищ произведений искусства является Ватикан, где представлена самая крупная в мире коллекция античных скульптур. Здесь сохранились папские апартаменты с фресками Рафаэля и Сикстинская капелла с произведениями Микеланджело — гигантской фреской Страшный Суд и знаменитыми росписями свода. На руинах терм Диоклетиана в 16 в. был возведен картезианский монастырь, в котором в настоящее время размещается Национальный римский музей с прославленным собранием греческих и римских статуй, а также богатейшими в мире археологическими коллекциями. На Капитолийском холме по проекту Микеланджело был создан замечательный комплекс дворцов, ныне занятого музеем Капитолия. Эти дворцы так же, как и Латеранский дворец, широко известны собраниями античных скульптур. В Национальном музее сконцентрирована непревзойденная коллекция памятников этрусского искусства. В галерее Боргезе находится ценное собрание картин и скульптур последних столетий. В дворцах Барберини и Дориа созданы музеи, где экспонируются замечательные произведения живописи. Кроме того, интерьеры многих римских соборов и церквей украшены шедеврами живописи и скульптуры. В Риме находится крупнейшая библиотека Италии — Национальная центральная библиотека. Второе место занимает Ватиканская библиотека, располагающая бесценным собранием рукописей. Много библиотек функционирует также при государственных, религиозных и образовательных заведениях. Римский университет, основанный в начале 14 в., ныне насчитывающий ок. 180 тыс. студентов, занимает комплекс современных зданий, образующих Университетский городок. При некоторых факультетах, например медицинском, юридическом, литературном и др., имеются узкоспециализированные институты (кафедры). В Риме размещены научные центры США, Франции, Великобритании, Германии и Швеции по изучению искусства и археологии. В театрах Рима регулярно ставят пьесы античных и современных драматургов, а также музыкальные комедии. Оперные спектакли проходят в Римской опере (Театро дель опера), а симфонические концерты — в Римской филармонии и других концертных залах. В теплое время года устраиваются концерты на Форуме под открытым небом среди развалин базилики Максенция, а оперные представления — в термах Каракаллы. Городское управление осуществляется мэром города (синдиком), городским советом и исполнительным комитетом. Все государственные должностные лица избираются всеобщим голосованием сроком на четыре года. Городской совет, насчитывающий 80 членов, является законодательным органом. Он принимает законы, относящиеся к сферам общественной безопасности, здравоохранения, образования, городского транспорта, строительства дорог и зданий, содержания общественных памятников, обеспечения водоснабжения. Исполнительный комитет в составе 14 членов, избранных из членов городского совета, во главе с мэром проводит в жизнь законы, принятые городским советом.

Вы можете поставить ссылку на это слово:

будет выглядеть так: РИМ — Д. КУЛЬТУРА

будет выглядеть так: Что такое РИМ — Д. КУЛЬТУРА

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *