ГОРИЗОНТ

понятие в феноменологии Гуссерля, обозначающее перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания. Гуссерль различает внешний и внутренний Г. Внутренний Г отсылает к восприятию одного непосредственно данного предмета, а внешний указывает на связь с сопутствующими предметами. Внешний и внутренний Г. необходимо пересекаются. Сознание «творит» мир, конституирует предметности. .Соответственно необходимым фазам конституирования предметов, его сопровождает нетематизируемый подвижный горизонт образующих вокруг него сферу принадлежащих ему самому потенций. Непосредственная данность предмета и потенциальная содержательность предмета, открываемая во внешнем Г., необходимо связаны. Цель феноменологического анализа сводится к тому, чтобы от восприятия предмета в его непосредственной данности переходить ко всему смысловому Г. предмета, в итоге образующим единство интенциональных импликаций, представляющих собой не что иное, как потенциальные возможности его конституирования. Т. е., цель феноменологического анализа заключается в слиянии всех возможных потенциальных Г. предмета. В пределе в качестве Г. любого предмета выступает «мир» как универсальное основание. Но поскольку «мир» как таковой не схватываем в непосредственном интуитивном акте, историческая реконструкция его может продолжаться до бесконечности. Отсюда хайдеггеровское понимание временности как Г. для эксплицитного понимания бытия. Временность как Г. для понимания бытия является непосредственным следствием из гуссерлевского интенционального анализа.

Т. X. Керимов

Оцените определение:

Источник: Современный философский словарь

ГОРИЗОНТ

в феноменологии Гуссерля обозначает подвижный, зависящий от изменяющихся интенций сознания, нетематический «фон» (то, к чему сознание актуально не обращено, что переживается неявно), существующий для всякой актуальной данности воспринимаемого предмета. Горизонт определяется соприсутствием в восприятии того, что не дано в действительности (аппрезентация) — с тем, что действительно дано (презентируется). Изначальный Г. — это собственная внутренняя временность Я, поскольку всякое данное в актуальном восприятии находится в потоке, на пересечении прошлого и будущего. Временной Г. пересекается с внешним Г., где актуально и имплицитно соприсутствуют все «фоновые» данности, неявно имеющиеся в виду относительно явно воспринятого предмета.

Актуально человек всегда видит только одну «сторону» того, что рассматривает. Другие «стороны» соприсутствуют в Г. и актуализируются посредством телесной подвижности субъекта. Предметно-конституирующая деятельность Я связана со слиянием различных Г. В пределе в качестве Г. всякого предмета выступает «мир» как конкретное априори, как универсальная основа того, «где» мы «всегда-уже» находимся. В фундаментальной онтологии Хайдеггера понятие Г. вводится при анализе времени. В отличие от «внутри-мирового» (оптического) времени экзистенциальное время является более изначальным, отнесенным к способу существования того сущего, которое есть мы сами («временность»). Г. обозначает открытость временных «экстазов», т.е. экзистенциально интерпретированных «прошлого», «будущего» и «настоящего». В Г. обнаруживает себя ускользание времени, а интенциональность «здесь-бытия» обладает экстатически-горизонтным характером. Временность выступает как Г. для эксплицитного понимания бытия, как такового, и в таком качестве называется «темпоральностью».

Оцените определение:

Источник: Современная западная философия: словарь

ГОРИЗОНТ

Термин-метафора, характеризующий одну из основных черт интенциональной жизни сознания. В самом широком смысле горизонт символизирует перцептуальную грань любого воспринимаемого предмета, изменяющуюся в зависимости от подвижности сознательных интенций. Сознание, направленное на предмет, имеет дело не только с его сиюминутной актуальностью, но и с полнотой потенциальных свойств, представляющих собою не пустые возможности, а целый пленум содержательных симптомов и предзнаменований. Такова, по Гуссерлю, природа любого переживания; в каждой фазе его сознательной фиксации и собственного протекания его сопровождает подвижный горизонт, образующий вокруг него неопределенную атмосферу принадлежащих ему самому потенций восприятия. Восприятие как бы отсылает от непосредственно воспринимаемых сторон своего предмета к сторонам еще не воспринятым, соразумеющимся, ожидаемым и предугадываемым. Более того, сама «видимая сторона является стороной лишь в том случае, если она имеет и невидимые стороны, которые, как таковые, предугадываются, определяя данное значение» [1]. При этом горизонт охватывает не только стадию «протоимпрессии» (Urimpression), связанную с моментом непосредственного восприятия, но также и «ретенциональные» и «протенциональные» содержания (см. «ИММАНЕНТНОЕ ВРЕМЯ»). Таким образом, цель интенционального анализа сводится не просто к предмету в его актуальной данности, но ко всему смысловому горизонту предмета, на котором он воспринимается не в модусе «здесь и теперь», а как полюс идентичности (Identitatspol), или магнит, притягивающий к себе всю сумму собственных интенциональных импликаций, которые суть не что иное, как «предначертанные потенциальные возможности» его конституирования [2]. Горизонт, строго говоря, и есть сам предмет, взятый в смысловом пределе и телосе его сущностных характеристик. «Каждая данность, принадлежащая к миру, – пишет Гуссерль, – есть данность в «как» некоего горизонта, в котором имплицитно наличествуют все новые горизонты, так что, в конечном счете, любая данность влечет за собою мировой горизонт и лишь через это осознается в качестве принадлежащей к миру» [3]. Здесь, между прочим, и следовало бы искать чисто оптический источник всякого философского ????????? (удивления), побуждающего мысль не застывать на готовой данности восприятия, а изживать себя в разомкнутой цепи непрекращающихся вопросов, толкований, прояснений и открытий (ср. у Мерло-Понти: «Мыслить, не значит обладать объектами мысли, это значит: очерчивать ими область мысли, которую мы еще не мыслим») [4]. Гуссерль различал внутренний и внешний горизонты. Первый связан с антиципацией перспектив в восприятии одного объекта, второй указывает на связь с другими вещами. «Это значит, что каждая вещь, данная в опыте, обладает не только внутренним горизонтом, но и бесконечно открытым внешним горизонтом совместно наличествующих объектов» [5].

Небезынтересно было бы отметить в этой связи одну параллель, тем более удивительную, что принадлежащую не к научной, а к художественной сфере поиска и совершенно самостоятельную. Речь идет о творчестве Поля Валери, в частности, о его работах, посвященных Леонардо да Винчи. «То, что наиболее истинно в индивиде, – говорит Валери, – то в чем он больше всего является Самим Собой, есть его возможное, выявляемое историей его весьма неопределенно… Моя попытка сводилась скорее к тому, чтобы постигнуть и описать на свой манер Возможное некоего Леонардо, чем Леонардо Истории» [6]. Гуссерль подписался бы здесь под каждым словом.

Оцените определение:

Источник: Феноменологическое познание. Основные термины

В рисунке и живописи многие построения привязаны к линии горизонта. А если точнее, то реалистично изобразить что-либо  просто невозможно без этой линии, т.к. все построения отталкиваются от нее.  Так что же такое горизонт?
Любой человек с уверенностью скажет, что горизонт это красивая  далекая полоса голубой дымки  на краю земли, а еще место, где небо встречается с землей.  И будет прав, в особенности, если перед нами раскинулась широкая степь, а еще лучше бескрайнее море. Тут горизонт ничем не прикрыт, и линия горизонта свободно тянется далекой туманной полосочкой.

Но что делать, если ландшафт не совсем ровный и горизонт не виден? Пройдет ли линия по вершинам гор, граничащим с небом, или следует искать ее ниже?
Считается, что линию горизонта  можно отыскать по поверхностям далеких водоемов. Так гладь моря или реки на самом дальнем плане может подсказать, где находится горизонт, и возвышающиеся горы не станут помехой в этом случае.

Ну а если горизонт спрятан и перед нами только деревья, здания, или вообще стены комнаты?  Как найти линию горизонта?

Существует «воображаемый горизонт» совпадающий с уровнем глаз и самое интересное, что  горизонт у каждого свой. Все зависит от высоты уровня глаз, от того стоите вы или сидите, находитесь на возвышенности или нет.
Предположим, что вы с друзьями таинственным образом проникли в мир картины, размещенной выше,  и стоите на том же месте где находился художник, у ручья,  посреди поросшей кустарником местности. Понятно, что пока все стоят рядом, то вид для всех одинаков, но  если один из группы поднимется по склону на каменный мост, то  горизонт для него приоткроется и вынырнет из-за кустов. А теперь представим, что другой ваш товарищ, стоящий рядом с вами, присядет зачерпнуть воды.  Его горизонт опустится ниже вашего и уже не кусты, а высокие травинки и камни окажутся на уровне его глаз. Во всех трех случаях горизонт находится на уровне глаз человека, в зависимости от места его нахождения: поднялся товарищ на мост — поднялся и горизонт, спустился — горизонт опустился, спрятавшись за кустами, присел — горизонт опустится еще ниже и будет прикрыт уже не только кустами, но и травой.
Получается, что линия горизонта  привязана к нашим глазам и художнику для работы нужно выбрать одно единственное место, ведь в одной композиции линия горизонта на бумаге может быть проведена только одна.  С линии горизонта обычно  начинается рисунок и предметы, что находятся выше линии горизонта (выше ваших глаз), изображаются над ней, а те, что ниже – под ней.
Можно сказать, что горизонт  будет там, где находится уровень наших глаз.  Еще точнее определить эту линию можно при помощью стакана с водой.  Нужно  стакан воды  поднять до уровня глаз так, чтобы  поверхность воды схлопнулась в линию на стенках стакана —  эта линия совпадет с линией горизонта. Хорошая иллюстрация из старого учебника.

Вот пример так называемого «орлиного горизонта», когда открывается вид с возвышенности.

А это пример «лягушачьего горизонта», когда присевший видит травинки над собой.

Кстати, рисуя натюрморт, художник тоже обязательно отмечает линию горизонта.

Тут она прошла несколько выше горлышка графина и обруча металлической подставки для вазонов. Будь горло графина или обруч подставки на уровне глаз,  окружность не была бы видна, она вытянулась бы в прямую линию как вода в примере со стаканом.

Вообще, тема линии горизонта не может быть раскрыта этой коротенькой статьей. О  низком или высоком горизонте в композиции и о восприятии произведения зрителем, я писала в «Бесплатных уроках по композиции» в статье «Роль линии горизонта» Очень рекомендую

Фотография – процесс творческий, соответственно никаких четких правил, отступать от которых нельзя ни при каких условиях, здесь быть не может. Это касается и вопроса о месторасположении линии горизонта на снимке. Несмотря на растиражированное во многих источниках мнение о том, что наилучшее положение горизонта – треть от края кадра, а наихудшее – его центр, положение выбирают, исходя, в первую очередь, из соображений наилучшей композиции и личных предпочтений фотографа.

Линия горизонта – важный элемент снимка, ведь выбранная удачно, она не привлечет к себе внимания, а неверное ее положение отвлечет внимание от действительно важных элементов фото, зачастую погубив задумку автора. Существуют несколько советов, которые помогут начинающим определить, какое положение горизонта сделает снимок наиболее выигрышным.

Низкий горизонт

Такое положение линии горизонта делает верхнюю его часть доминирующей, а потому в ней должно быть что-то, что прикует к себе внимание зрителя. Это может быть красочный закат, или причудливая форма облака. Однако стоит быть осторожным, делая небо центром композиции в случае, когда ничего заслуживающего внимания на нем нет.

Высокий горизонт

Положение линии горизонта, противоположное описанному выше.  Разместив подобным образом горизонт, фотограф хочет подчеркнуть какие-то объекты на перднем плане, несущие смысловую нагрузку снимка. Небо в таком случае будет лишь достойным завершением фото.

Как в первом, так и во втором случаях, при последующей обработке снимков следует помнить об искажении близких к краю кадра вертикальных линий на снимках и исправлять его.

Как правило, откорректировать выгнутые к центру, либо выходящие за края линии не представляет труда.

Горизонт в центре кадра

Выбрав для себя такое местоположение линии горизонта, следует быть предельно осторожным, ведь даже небольшое смещение в ту или иную сторону создаст у зрителя впечатление дисбаланса композиции на фото. Потому необходимо следить за размещением горизонта на этапе ретуширования фотографий, аккуратно выверяя его, чтобы ни одна часть фотографии не «перевешивала» другую. Наиболее выигрышным станет центральное расположение линии горизонта на фото с отражением. Тем более, что на последних нетрудно определить баланс между частями снимка.

Снимок будет более целостным, если какие-то объекты будут прерывать линию горизонта, как бы строя связь между верхней и нижней частями фото.

Без горизонта

Ну и наконец, стоит упомянуть о ситуации, когда пустое небо не добавит в композицию снимка ничего, кроме лишних утяжеляющих его линий. Стоит ли в таком случае помещать его в кадр, когда лучше сосредоточить внимание зрителя на деталях пейзажа? Ответ очевиден.

Все природные водоемы и созданные человеком источники воды основываются на подземных водоносных горизонтах. От их характеристик зависит количество и качество воды, которая будет наполнять колодец или скважину. Ученые изучили и описали все слои пресной воды, заключенные в недрах нашей планеты. Они распространены неравномерно, поэтому на отдельных участках возможны трудности с получением питьевой воды. Общая картина на территории России сложилась довольно благоприятная.

Водоносные горизонты принято не только называть, но и нумеровать, в зависимости от глубины размещения. Иногда первым слоем называют верхние грунтовые воды (верховодка), иногда отсчет начинается снизу, и первыми становятся артезианские горизонты.

Что такое водоносный горизонт

К подземным запасам относится вся вода, которая находится ниже уровня земной коры, будь-то низинная долина или гористый склон. Она может пребывать в любом из состояний: жидком, твердом или газообразном.

Водоносный горизонт состоит из однородных или близких по составу и свойствам горных пород. Они распределены по четырем основным типам: аллювиальные, осадочные, ледниковые и метаморфические. В их трещинах, порах и карстовых образованиях накапливается гравитационная или свободная вода.

Водоносные слои классифицируют по разным признакам:

  • Расположению в земной коре;
  • Гидравлическим условиям – напорные и безнапорные;
  • Внутреннему строению – одно- и многослойные;
  • Типу водоупорного слоя — горизонтальные, наклонные, комбинированные.

В подземных водоносных горизонтах заключена сотая часть всех запасов Земли. Их общий объем в десятки тысяч раз превосходит количество воды в наземных пресноводных водоемах

Для формирования водоносного пласта обязательно наличие подстилающего слоя из породы с низкой водопроницаемостью, например, глины, известняка, гранита. Абсолютно непроницаемых пород не бывает. Вода в любом состоянии способна найти или проделать себе отверстие.

Верховодка – первый или последний уровень

Поскольку при копке колодца и бурении скважин очередность размещения отсчитывается сверху вниз, то будем считать, что верхние грунтовые воды будут первым водоносным горизонтом.

Сокращенно их называют верховодкой. Их главные особенности: сильная зависимость от осадков и высокая подверженность загрязнениям. Верховодка залегает выше уровня грунтовых вод на временном или ограниченном по площади водоупорном ложе.

В прошлые столетия именно эта вода питала домашние колодцы, которые были неглубокими. Ее запасы пополняются исключительно за счет атмосферных осадков и конденсации водяной пары. Ввиду нынешней неблагополучной экологической ситуации использовать их для питья небезопасно даже в отдаленных от мегаполиса населенных пунктах. Максимальное наполнение слоя верховодки происходит в период снеготаяния, при условии, что зима была снежной.

Последние годы выдались сложными в плане колодезного водоснабжения. Много колодцев обмелело и вообще пересохло. Верховодка сильно подвержена сезонным колебаниям, поэтому даже если ее качество отвечает всем нормам, не стоит основывать водоснабжение всего участка только на ее ресурсе. Ее можно использовать для полива, собирая в технические колодцы.

В плане строительных работ и обустройства территории верховодка причиняет много усложнений. Из-за нее засыхают зеленые насаждения, участок превращается в непроходимое болото, разрушается фундамент, деформируются стенки котлованов и траншей. Чтобы минимизировать ее влияние, организовывают системы для дренирования, водоотведения и водоотлива.

Самый глубокий уровень подземных вод лежит на глубине 15-20 км от поверхности земли. Зоны активного водообмена не спускаются глубже 500 м. Для добычи питьевой воды используются водоносные пласты до 150 м

Грунтовые воды

Постоянный водоносный горизонт лежит на первом от поверхности земли непроницаемом слое породы.

В большинстве случаев его подстилает слой глины. Вода в нем перемещается в зависимости от уклона рельефа. При копке питьевых колодцев ориентируются именно на уровень грунтовых вод – УГВ. Для строительства выбирают зиму или конец лета, при условии стабильно сухой погоды.

Глубина залегания грунтовых вод зависит от геологического строения местности. Область питания и распространения грунтовых вод совпадают. Основные источники пополнения запасов: инфильтрация атмосферных осадков, воды рек, озер, водохранилищ. От верховодки их отделяет, как минимум несколько метров породы, при прохождении которой дождевые и талые воды очищаются.

Грунтовые воды распределяются по климатической зональности. От географического расположения зависит глубина залегания, химический состав, температура, чистота и степень минерализации. Условно выделяют две зоны с избыточным или достаточным и слабым или нерегулярным увлажнением.

Достаточная влага формирует пресные и гидрокарбонатно-кальциевые воды.

Они характерны для местностей с наличием пород с высокой водопроницаемостью и активным дренажем. К ним относятся тундры и лесистые регионы. Минерализация воды редко доходит до отметки 1г/л.

Чем меньше коэффициент увлажнения, тем выше минерализация и глубина залегания грунтовых вод. В степи и лесостепи их состав колеблется от пресных до сульфатных. В пустынях и полупустынях они отличаются сильной минерализацией, обычно, хлоридного типа. Чистота напрямую зависит от глубины, чем глубже, тем чище. Если местность изрезана долина и балками, то УГВ будет находиться ниже. Геология и качественный состав пород делают грунтовые воды разнообразными, со специфическими особенностями.

В общем зачете грунтовые воды сохраняют относительную чистоту, пресность и постоянство объема, поэтому повсеместно используются для бытовых и хозяйственных нужд в городской и сельской местности. Необязательно бурить скважину, чтобы получить хорошую питьевую воду

Ниже УГВ залегает следующий водоносный пласт, который также используется для строительства водозаборов. Это межпластовые безнапорные воды. Они размещены между первым и вторым водонепроницаемыми слоями, поэтому хорошо защищены от поверхностного загрязнения. До их глубины сложно докопаться с помощью обычного колодца, поэтому чтобы достать воду приходится бурить скважину. Часто ее стоимость не превышает стоимость рытья и обустройства колодца аналогичной глубины.

Проблема воды из скважин в сильном превышении минерализации. Чаще всего встречаются жалобы на жесткость (соли кальция и магния) и избыток железа, который делает невозможным ее употребление без системы водоподготовки, которая стоит недешево. Потребление необработанной воды вызывает длинный список заболеваний.

Последние из доступных в плане добычи питьевой воды – это напорные или артезианские горизонты. Они располагаются на вогнутых водоупорных ложах, полностью насыщают водоносный слой и находятся под давлением. Здесь содержится самая чистая первозданная вода, поэтому они причислены к природным богатствам. Строительство колодца и неглубокое бурение закон оставляет на усмотрение владельца участка, а на разработку артезианской скважины нужно официальное разрешение.

Критерии для выбора водоносного горизонта

Главным ориентиром для заказчика/владельца колодца или скважины должно быть качество воды.

Профильные компании разработали специальные карты местностей, которые с достаточной точностью помогают определить, какая вода будет в источнике.

На втором месте находится мощность или дебит. Он обозначает, сколько воды будет отдавать источник. Засушливые годы сильно истощили грунтовые воды во многих регионах, но теоретически они должны восстановиться естественным образом. Безнапорные межпластовые горизонты очень слабо питаются за счет инфильтрации, поэтому их можно осушить, если построить большое количество водозаборов на один пласт.

 

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *