ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОЛОГИЯ

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Как самостоятельная наука экология сформировалась в XX столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук: биологией, геологией, физикой, химией, генетикой и др.

 

Экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология», образованный из двух греческих слов: ойкос — дом, жилище, родина и логос — наука, был предложен немецким биологом Э. Геккелем в 1869 г. и обозначает буквально «изучение собственного дома», или «наука о местообитании».

 

Экология тесно связана с другими биологическими науками — зоологией и ботаникой. В период становления этих наук основное внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении живых организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест его произрастания. В ходе исследований фауны ученые также пришли к выводу, что образ жизни животного и среда его обитания взаимосвязаны. Очевидно то, что большинство сведений из этих областей одновременно является предметом изучения экологии.

Огромное значение экологии было осознано обществом совсем недавно — когда ввиду постоянно усиливающегося антропогенного воздействия на природную среду со всей очевидностью возникла проблема сохранения жизни на нашей планете, сохранения человеческой цивилизации.

Нельзя бездумно относиться к природе, безжалостно ее эксплуатировать! Человеческое общество может жить и развиваться, только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать, как устроена и функционирует природа, как она реагирует на вмешательство человека.

Экология изучает организацию жизни на трех уровнях.

Первый уровень охватывает отдельные растения и животных — особи. Любая особь находится под влиянием различных условий окружающей среды, испытывает на себе их воздействие. Одними из главных воздействующих на организм условий являются климатические — температура, влажность, освещенность и др. Кроме того, в существовании наземных животных, особенно обитателей почвы, и в жизни растений важную роль играют физические и химические свойства почвы. Для водных организмов особое значение имеют физические и химические свойства воды как среды обитания.

 

Раздел экологии, в рамках которого исследуется взаимодействие отдельного организма со средой обитания (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами окружающей среды и др.), носит название аутэкологии (от греческого аутос — сам).

 

В реальной жизни, однако, ни один организм не существует вне связи с другими ему подобными организмами, то есть особями того же вида. Как правило, организмы существуют в виде особых группировок — популяций (от латинского популус — народ, население). Взаимодействие организмов в популяции приводит к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Под влиянием многих внешних условий (параметров окружающей среды, качества и количества пищи и др.) популяции меняют численность во времени и пространстве, приобретают свойства накапливать и расходовать вещество и энергию, им свойственны более сложные реакции на изменения среды, чем соответствующие реакции индивидуума.

 

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмом и средой обитания на уровне популяций, носит название демэкологии, или популяционной экологии.

 

Но и популяция изолированно существовать не может, поскольку нуждается в энергии, веществе, пространстве и других жизненных ресурсах. Поэтому популяция обязательно вступает во взаимоотношения с другими популяциями: популяция хищного животного черпает энергию от популяции травоядного, популяции могут бороться за пространство, пищу и т.п. Однако они могут и помогать друг другу: почвенные животные, перерабатывая мертвое растительное вещество, увеличивают плодородие почвы, насекомые участвуют в опылении растений, некоторые растительноядные животные обеспечивают перенос семян растений, способствуя их размножению. Таким образом, популяции не могут существовать друг без друга. Стабильность природной системы во времени поддерживается посредством взаимодействия между всеми ее живыми и неживыми составляющими.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом, или биоценозом (от греческого биос — жизнь и ценоз — общее). Занимаемое сообществом природное жизненное пространство принято именовать биотопом (от греческого биос — жизнь и топос — место). Сообщество — это довольно устойчивое биологическое образование, поскольку оно обладает способностью к самоподдерживанию своих природных свойств и видового состава. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью входящих в него популяций, но и особенностями взаимодействия между ними.

 

Комплексное изучение сообществ является предметом еще более сложного раздела экологии – синэкологии (от греческого син — вместе), или экологии сообществ.

 

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Date: 2015-08-06; view: 131; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Экология – это наука об окружающей среде. Если быть более точным, то экология – это наука о взаимодействии различных экосистем между собой и с окружающей средой. Название экология происходит от греческих слов «ойкос» — дом, родина и «логос» — наука. То есть, буквально название переводится как «наука о местообитании», «изучение места, где мы живем». Экология как наука неразрывно связана с биологией, точнее, с зоологией и ботаникой.

 

Самое важное значение за все время существования науки экологии она приобрела не так давно, в эпоху индустриального развития человечества. Воздействие человека на живую природу (антропогенное воздействие) возросло настолько, что это начало представлять угрозу для всей Земли в целом. Именно тогда появилась необходимость в науке, которая бы защищала окружающую среду от вредного воздействия и заботилась бы о поддержании условий существования, приемлемых для всех живых существ и планеты в целом.

 

Строение экосистем.

 

Экология охватывает три уровня изучения живой природы:

 

  • На уровне отдельных живых организмов – особей. Этот раздел экологии называется аутэкологией и он изучает особенности взаимодействия отдельно взятого организма и окружающей его среды.
     
  • На уровне популяций.

    Ни один живой организм не существует в природе полностью самостоятельно, так как он произошел от другого организма, спаривается с третьим, воспроизводит четвертый и т.д. Взаимодействие отдельных групп организмов (популяций) и окружающей среды изучает демэкология или популяционная экология.
     

  • На уровне совместно обитающих популяций. Ни одна популяция живых существ не может прожить в отрыве от других популяций. Это касается питания, миграции и многих других фактором. Такая совокупность биоценозов и окружающей среды, а также их взаимосвязь между собой, называется экосистемами. Раздел экологии, занимающийся изучением биоценоза (совместного проживания сообществ) и экосистем, называется синэкологией.

 

Долгое время считалось, что биосфера Земли ограничена исключительно живыми организмами. Российский ученый и философ В.И.Вернадский заставил мир посмотреть на экологию иначе, расширив учение о биосфере. Именно он доказал, насколько все связано на нашей планете. Даже одноклеточные организмы играют свою важную роль для поддержания гармонии и экологического равновесия в природе. 

Дополнительные материалы по теме: Экология. Общие сведения.

  

Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА

Строение и работа всех функций живых организмов, растений, грибов, микроорганизмов — вся биология
Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА
  

Общие сведения об эволюции живых организмов.

Эволюция (от  лат. еvolutio – «развертывание») – процесс развития всех живых организмов, который сопровождается генетическими изменениями , адаптациями, видоизменениями и вымиранием отдельных популяций и видов, вследствие чего происходит изменения в экосистемах и биосферы в целом.
Общие сведения об эволюции живых организмов.
  

Выдающиеся биологи

АВИЦЕННА  (Ибн Сина) (980–1037) — персидский учёный средних веков, философ и врач, являлся представителем восточного аристотелизма.
Выдающиеся биологи

    

Что такое экология и предмет ее изучения.

экология– наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Термин «экология» (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение) был впервые введен в биологическую науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Изначально экология и развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

 

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в науке – экологические системы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов(организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), совокупностей популяций, т.е. биотических сообществ – биогеоценозов и биосферыв целом.

 

Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая и человека как биологическое существо).

 

Почему каждый член общества должен быть экологического грамотным?

Экологическое образование не только дает научные знания из области экологии, но и является важным звеном экологического воспитания будущих специалистов. Это предполагает привитие им высокой экологической культуры, способности бережного отношения к природным богатствам и др. Иными словами, у специалистов, в нашем случае инженерно-технического профиля, должно сформироваться новое экологическое сознание и мышление, суть которого в том, что человек ¾ часть природы и сохранение природы ¾ это сохранение полноценной жизни человека.

 

Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, чтобы они смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место.

 

 

Что понимается под диапазоном толерантности организма?

Закон толерантности – лимитирующим фактором процветания организма (вида) может быть как минимум, так и максимум экологического фактора, диапазон между которыми определяет величину выносливости – толерантности организма к данному фактору.

 

Относительно действия одного фактора можно проиллюстрировать этот закон так: некий организм способен существовать при температуре от -5 до +25 градусов Цельсия, т.е. диапазон его толерантности лежит в пределах этих температур.

Подобно температуре действуют и другие лимитирующие факторы.

 

Таким образом, лимитирующими экологическими факторами следует называть такие факторы, которые ограничивают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностью (оптимальным значением). Оптимум – это такое количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организма максимально.

 

Следовательно, организмы характеризуются как экологическим минимумом, так и максимумом. Слишком много хорошего тоже плохо. Диапазон между двумя величинами составляет пределы толерантности, в которых организм нормально реагирует на влияние среды. Чем шире амплитуда колебаний фактора, при которой организм может сохранять жизнеспособность, тем выше его устойчивость, т. е. толерантность к тому или иному фактору.

 

Что понимается под биоразнообразием?

1)Биоразнообра́зие (биологи́ческое разнообра́зие) — разнообразиежизни во всех её проявлениях. Также под биоразнообразием понимают разнообразие на трёх уровнях организации: генетическое разнообразие(разнообразие генов и их вариантов — аллелей), видовое разнообразие (разнообразие видов в экосистемах) и, наконец, экосистемное разнообразие, то есть разнообразие самих экосистем.

 

 

Что такое экология и предмет ее изучения.

экология– наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимоотношения между организмами и средой их обитания. Термин «экология» (от греч. «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение) был впервые введен в биологическую науку немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. Изначально экология и развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками – химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.

 

Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в науке – экологические системы, т.е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов(организменный уровень), их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), совокупностей популяций, т.е. биотических сообществ – биогеоценозов и биосферыв целом.

 

Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая и человека как биологическое существо).

 

123456Следующая ⇒



В начале XX в. сформировалась новая биологическая наука — экология. В переводе с греческого — это «наука о местообитании».

Экология — это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.

Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.

Сам термин «экология» был введен в науку в . видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.

Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.

Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром.

Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека — сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

Задачи экологии как науки:

1)  изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

2)  исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

3)  установление зависимости между средой и численностью популяции;

4)  исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

5)  изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.

Экология человека — комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ — очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

У человека имеется 3 среды обитания:

1)  природная;

2)  социальная;

3)  техногенная. Критерий качества среды обитания человека — состояние его

здоровья.

В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой — человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

Источник: Краснодембский Е. Г.»Общая биология: Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы»

Н. С. Курбатова, Е. А. Козлова «Конспект лекций по общей биологии»

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *