Подробности
Категория: Астрономия
Опубликовано 03.09.2012 12:24
Просмотров: 9327

 

Мало найдется на земле людей, которые не замирали бы в восхищении перед величественной картиной звездного неба. Глядя на это сияющее и переливающееся великолепие, невольно задаешься вопросами: что там? Как устроены эти далекие миры? Есть ли там живые существа? На эти и на многие другие подобные вопросы отвечает наука АСТРОНОМИЯ.

Слово «астрономия» происходит от древнегреческих слов ἀστήρ, ἄστρον (астер, астрон — «звезда») и νόμος (номос — «обычай, установление, закон»). Это наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем.

Разделы астрономии

Круг предметов и явлений, изучаемых астрономией, очень велик: Солнце, другие звёзды, планеты Солнечной системы и их спутники, внесолнечные планеты (экзопланеты), астероиды, кометы, метеориты, межпланетное вещество, межзвёздное вещество, пульсары, чёрные дыры, туманности, галактики и их скопления, квазары и многое другое. В связи с этим, наука астрономия делится на основные разделы:

астрометрия — изучает движения светил и их видимые положения;

небесная механика – изучает законы движений небесных тел, определяет массу и форму небесных тел и устойчивость их систем;

астрофизика — изучает строение, физические свойства и химический состав небесных объектов;

космогония (греч. kosmogonía, от kósmos — мир, Вселенная и gone, goneia — рождение) — область науки, в которой изучается происхождение и развитие космических тел и их систем: звёзд и звёздных скоплений, галактик, туманностей, Солнечной системы и всех входящих в неё тел — Солнца, планет (включая Землю), их спутников, астероидов (или малых планет), комет, метеоритов;

космология (космос + логос, греч.λόγος – слово, речь, мысль) — изучает свойства и эволюцию Вселенной в целом.

Астрономия – очень древняя наука, ведь любознательные люди существуют не только в наше время, были они и в глубокой древности.

Но тогда, в отсутствие мощных технических средств изучения, о многом можно было только догадываться, строить предположения или теоретические гипотезы на основе математических вычислений. Когда появился первый телескоп, астрономия получила значительно большие возможности. К XX веку она уже накопила огромный материал о жизни и развитии Вселенной, поэтому условно разделилась на две ветви: наблюдательную и теоретическую. Полученные путем наблюдения данные затем анализируются, создаются компьютерные, математические и аналитические модели для изучения Вселенной, а затем эти теоретические выводы и гипотезы подтверждает или опровергает наблюдательная астрономия.

Большой вклад в развитие науки внесла любительская астрономия.

Но о ней мы будем говорить отдельно.

Задачи астрономии

В задачи науки астрономии входит:

1. Изучение видимых и действительных положений и движений небесных тел в пространстве, определение их размеров и формы.

2. Изучение строения небесных тел, исследование химического состава и физических свойств (плотности, температуры и т. п.) вещества в них.

3. Решение проблем происхождения и развития отдельных небесных тел и образуемых ими систем.

4. Изучение наиболее общих свойств Вселенной, построение теории наблюдаемой части Вселенной — Метагалактики.

В области изучения небесных тел накоплена уже довольно богатая информация. А вот изучение строения небесных тел стало возможным в связи с появлением спектрального анализа и фотографии. Изучение физических свойств небесных тел началось во второй половине XIX в., а основных проблем — лишь в последние годы. Так что здесь для вас, молодые астрономы, работы очень много. Для окончательного решения проблем происхождения и развития отдельных небесных тел требуется накопление полученного в результате наблюдений материала. Сейчас еще таких данных недостаточно для точного описания процесса происхождения и развития небесных тел и их систем. Поэтому знания в этой области ограничиваются только общими соображениями и рядом более или менее правдоподобных гипотез. Так что и в этой области молодым астрономам будет что открывать.

Последняя задача (создание теории об общих свойствах Метагалактики) – наиболее сложна, так как для ее решения требуются наблюдательные данные в областях Вселенной, находящихся на расстояниях в несколько миллиардов световых лет, а современные технические возможности пока этого не позволяют. Но эта задача сейчас является наиболее актуальной, ее решить пытаются астрономы ряда стран, в том числе и России.

При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:

· понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

· познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

· получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

· осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

· ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

· выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.

Главная задача курса — дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.

Место учебного предмета в учебном плане.

Изучение курса рассчитано на 34 часа. При планировании 2 часов в неделю курс может быть пройден в течение первого полугодия в 11 классе.

Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений.

При планировании наблюдений этих объектов, в особенности, планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Xарактеристика класса и уровня подготовки учащиxся на начало обучения по данной программе.

11 класс состоит из 19 учащиxся, среди ниx девочек — 9 человек, мальчиков — 10. Класс достаточно сильный. Большинство учащихся обладает достаточным уровнем сформированности навыков и умений самостоятельной работы, выделения главного, выводить логические умозаключения.

 

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатамиосвоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

· формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;

· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;

· формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

· формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

Метапредметные результатыосвоения программы предполагают:

· находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный, классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

· анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;

· на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;

· выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

· извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

· готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результатыизучения астрономии в средней(полной) школе представлены в содержании курса по темам.

Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход.

В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания

не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников

Должны знать:

смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, Эволюция, эклиптика, ядро;

определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;

смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера,

Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна.

Должны уметь:

· использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;

· выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

· приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;

· решать задачи на применение изученных астрономических законов;

· осуществлять самостоятельный поиск информации

· стественнонаучного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;

· владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового выбора.

Технология обучения.

В курс астрономии 11 класса входят следующие разделы:

1.

Что изучает астрономия. Наблюдения — основа астрономии.

2. Практические основы астрономии.

3. Строение Солнечной системы.

4. Природа тел Солнечной системы.

5. Солнце и звезды.

6. Строение и эволюция Вселенной.

7. Жизнь и разум во Вселенной.

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно. Некоторые материалы даются в виде лекций.

На повышение эффективности усвоения курса астрономии направлено использование принципа генерализации учебного материала — такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

⇐ Предыдущая12



Что изучает астрономия

Люди издавна пытались разгадать тайну окружающего мира, определить свое место в мировом порядке Вселенной, которую древнегреческие философы называли Космосом. Так человек пристально наблюдал за восходами и заходами Солнца, за порядком смены фаз Луны — ведь от этого зависела его жизнь и трудовая деятельность. Человека интересовал неизменный суточный ход звезд, но пугали непредсказуемые явления — затмения Луны и Солнца, появление ярких комет. Люди пытались понять закономерность небесных явлений и осмыслить свое место в этом безграничном мире. Астрономия исследует небесные объекты, явления и процессы, происходящие во Вселенной.

Астрономия (греч. ástron — звезда, светило, nómos — закон) — фундаментальная наука, изучающая строение, движение, происхождение и развитие небесных тел, их систем и всей Вселенной в целом.

Астрономия как наука — важный вид человеческой деятельности, дающий систему знаний о закономерностях в развитии природы. Цель астрономии — изучить происхождение, строение и эволюцию Вселенной.

Важными задачами астрономии являются объяснение и прогнозирование астрономических явлений, таких, как солнечные и лунные затмения, появление периодических комет, прохождение вблизи Земли астероидов, крупных метеорных тел или ядер комет. Астрономия занимается изучением физических процессов, происходящих в недрах планет, на поверхности и в их атмосферах, чтобы лучше понять строение и эволюцию нашей планеты. Восемь больших планет (среди них Земля), карликовые планеты, их спутники, астероиды, метеорные тела, кометы, межпланетная пыль и полевые формы материи вместе с Солнцем составляют гравитационно-связанную Солнечную систему. Исследование движения небесных тел позволяет выяснить вопрос об устойчивости Солнечной системы, о вероятности столкновения Земли с астероидами и ядрами комет.

Не теряет актуальность открытие новых объектов Солнечной системы и изучение их движения. Важно знание процессов, происходящих на Солнце, и прогнозирование их дальнейшего развития, так как от этого зависит существование всего живого на Земле. Изучение эволюции других звезд и сравнение их с Солнцем помогают познать этапы развития нашего светила.

Исследование нашей звездной Галактики и других галактик позволяет определить ее тип, эволюцию, место, занимаемое в ней Солнечной системой, вероятность близкого прохождения от Солнца других звезд или прохождения его самого через межзвездные облака газа и пыли.

Итак, астрономия изучает строение и эволюцию Вселенной. Под термином «Вселенная» понимается максимально большая область пространства, включающая в себя все доступные для изучения небесные тела и их системы.

Читать далее

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *