Национальный парк Чинкве-Терре. Часть первая

Отзывы о Лигурии. Чинкве Терре

Отзывы о Чинкве Терре — национальном парке Италии на лигурийском побережье. Как добраться до Чинкве-Терре, что посмотреть, отдых в Чинкве Терре. Пляжи. Пешеходные туристические маршруты

Ключевые слова: Отдых в Лигурии, В Италию на море, Отзывы о парке Чинкве Терре.

Как я уже говорил многие, кто едет отдыхать в Специю, стремятся в эти места прежде всего из-за того, что буквально в нескольких километрах от города, на живописном побережье, находится один из самых известных и знаменитых национальных парков Италии — местечко Чинкве-Терре (Cinqueterre), что в переводе означает «Пять Земель» (GoogleMaps). Название это, как вы могли догадаться, не случайное, в парке находятся пять деревень: Монтероссо, Верназза (Вернацца), Корнилья, Манарола и Риомаджоре. Все они вроде бы и похожи другна друга почти как близнецы, но в то же время у каждого из этих местечек есть своя изюминка и своя собственная история.

Здесь же, в Чинкве Терре находятся и пляжи, где любят отдыхать и купаться не только гости, но и жители Специи. Кроме того по побережью можно найти столько укромных уголков для уединенного отдыха, что многие влюбленные парочки предпочитают взять в прокат небольшую лодку и уединиться на одном из небольших уютных пляжей, куда можно попасть только со стороны моря.

Ну и еще один, для многих прибывших сюда самый важный пункт — активный отдых.

А точнее — трекинг. Для непосвященных — трекинг — это вид спортивного пешеходного туризма, как говорит нам Википедия это «пешее преодоление группой маршрута по слабопересечённой местности». Да уж, в Чинкве-Терре есть где развернуться любителям трекинга!

Вот теперь самое время посмотреть «план местности».

Первая карта менее подробная, но более наглядная (картинку можно увеличить):

Здесь вы видите все пять деревень парка и пути их соединяющие друг с другом. Из деревни в деревню можно добраться электричкой (поезд проходит через все пять поселений), катером или пешком. На карте показаны два основных пешеходных маршрута: VA (Sentiero Verde Azzurro) — тропа, идущая вдоль берега с видами на море и более удаленный маршрут 5T (Sentiero Della 5 Terre), который проходит по возвышенностям.

Вторая карта более подробная в плане пешеходных маршрутов и побольше размером. Будет интересна тем, кто действительно интересуется пешеходным туризмом, чтобы «оценить масштабы бедствия» 🙂 Такую карту выдают при покупке билетов для посещения пешеходных маршрутов.

Как добраться до Чинкве-Терре

Добраться до Чинкве-Терре можно, опять же, тремя способами: на поезде из Генуи (с севера) или из Специи (с юга), на катере из Специи или из Леванто (это заметно дороже) или автомобилем. Но если вы собираетесь ехать на автомобиле, то надо учесть, что доедете вы только до Монтероссо, там есть паркинг, но количество мест очень ограничено. Дальше вам придется передвигаться либо на электричке, либо пешком. Проезд автотранспортом внутри парка разрешен только жителям Чинкве-Терре! Поэтому многие едут в Специю, оставляют авто на стоянке рядом со станцией и дальше передвигаются на поезде.

На ЖД вокзале в Специи вы можете приобрести как простые билеты на электричку по региональным тарифам, так и комплексные туристические билеты, включающие неограниченный проезд на электричке в течение дня и разрешающие посещение пешеходных маршрутов. Так же в стоимость билета входит пользование Wi-Fi на территории парка и еще какие-то «плюшки», которые перечислены в буклете. Стоимость карты примерно 13 евро, если мне не изменяет память.

Туристические карты можно приобрести прямо в кассе на ЖД вокзале в Специи. Если же вы решите добираться на катере, то это обойдется вам несколько дороже, дорога займет почти час (из Специи до Риомаджоре), но зато можно полюбоваться на Порто-Венере и Чинкве-Терре с моря. О прогулке на катере я расскажу вам во второй части, а сейчас мы отправимся на поезде из Специи в Монтероссо и посмотрим что там есть интересного.

В Монтероссо находится самый большой пляж и здесь же самое большое количество отелей, забронировать номера в которых можно только если позаботиться об этом заранее. Причем, оооочень заранее! Думаю, что в феврале-марте самое время подобрать и забронировать отель в Монтероссо, потом либо придется довольствоваться тем, что осталось, либо ждать и надеяться, что кто-то откажется от брони. Многие туристы хотят остановиться именно здесь. Впрочем, это не удивительно, достаточно посмотреть на как выглядит это местечко (картинки кликабельны):

Второе фото сделано с прогулочной аллеи, проходящей по кромке отвесной береговой скалы на высоте 30-50 метров над уровнем моря. Отсюда и начинается пешеходный маршрут Sentiero Verde Azzurro. Вот об этом маршруте я вам и хочу рассказать немного подробнее, нам этот день запомнился надолго и, думаю, еще не один год мы будем смеяться, вспоминая наше первое знакомство с Чинкве-Терре.

Если поискать отзывы о Чинкве-Терре в интернете, то легко найти множество восторженных описаний природы, пляжей и достопримечательностей. В туристических путеводителях расхваливают потрясающие виды, открывающиеся с прибрежных пешеходных маршрутов. Все это, несомненно, так и есть, и здесь действительно потрясно, но есть некоторые тонкости. Надо обязательно учитывать, что большинство пешеходных маршрутов в Чинкве-Терре предназначены именно для активного отдыха, а не для неспешных туристических прогулок. Мы этого, увы, не знали. Да и заподозрить что асфальтированная прогулочная аллея довольно неожиданно превратиться в туристический маршрут для трекинга, согласитесь, довольно трудно. Ну сами посмотрите как выглядит начало маршрута:

А потом тротуар заканчивается и остальную часть пути вы уже карабкаетесь по лесным тропинкам мечтая чтобы этот маршбросок поскорее закончился 🙂

Вот тут я немного уточню. Я рассказываю о маршруте от Монтероссо до Верназзы. Посмотрите на рисунок ниже, на нем схематично изображены два основных маршрута по парку.

Нас сейчас интересует нижняя часть схемы, которая обозначена VA. Между Монтероссо и Вернаццой перепад высот на маршруте составляет 142 метра и примерное время в пути указано 1ч 30мин. Вроде бы ничего особенного… Но это в том случае, если вы готовы к таким прогулкам, а не «выперлись» налегке погулять по пляжу и полюбоваться красотами. У нас этот маршрут занял около трех часов и заставил по пути вспомнить немало трехэтажных выражений. Основная масса фото и видео, снятых в этот день годятся только для сугубо домашнего архива, но несколько фото я вам покажу. Вот так примерно это выглядит:

Этот указатель вселял надежду, но было слишком рано радоваться…

До пути нам встречались такие же «непосвященные», умирающие после каждого подъема туристы.

Где-то ближе к концу маршрута мы повстречали «местное население», настоятельно требующее пожертвований на содержание парка

Долго я тянуть не буду — дошли мы без потерь. Скажу больше: с удовольствием прошлись бы по всем маршрутам парка! Но только при условии, что будем подготовленными (обувь, вода и прочее).

На самом деле очень интересно и безусловно красиво. А в награду получаешь отдых в самой, на мой взгляд, живописной деревушке парка — Верназза (картинку можно увеличить):

Едва добравшись до Верназзы мы поспешили пообедать. Благо сделать это можно практически не сворачивая с маршрута, достаточно увидеть вот такой темный закоулок со «светом в конце тоннеля». Дальше — вкусная итальянская еда и отдых для дрожащих конечностей! 🙂

Немного видео, снятого в тот знаменательный день. Снято на телефон, так что особо красиво виды не получились, к сожалению.

Вот таким у нас выдалось первое знакомство в парком Чинкве-Терре. Будет что вспоминать долгими зимними вечерами 🙂

В следующем посте я покажу как выглядит Чинкве-Терре с моря. Покатаемся, так сказать, немного на катере. Не переключайтесь!

Продолжение: Чинкве-Терре. Часть вторая: опять приключения…

Начало репортажа здесь: Европробег 2014. Пост первый

Выбор Риомаджоре в качестве своеобразной базы для исследования Cinque Terre во-первых был продиктован автомобильной доступностью и, во-вторых, более низкими ценами на гостиницы. Дело оставалось за малым: придумать, как за день объехать остальные четыре деревни.

Конечно, всё вышесказанное требует оговорок, о которых напишу немного позже, а начну я рассказ о нашем путешествии по Чинкве Терре с пары слов про этот восемнадцати километровый участок береговой линии между Леванто и Ла Специей на лигурийском побережье Италии.

Пять земель 

Включенные в 1997 году в список Всемирного наследия Юнеско пять городков: Монтероссо (Monterosso al Mare), Вернацца (Vernazza), Корнилья (Corniglia), Манарола (Manarola) и Риомаджоре (Riomaggiore), а вместе Cinque Terre или, в дословном переводе, «пять земель», — понятное дело существовали и до этого события.

Первые письменные упоминания о Монтероссо и Вернацце относятся к XI веку, затем были времена развития и упадка, связанные с Генуэзской Республикой, набегами пиратов, строительством железной дороги и так далее, но на протяжении всего этого времени жители деревень занимались сельским хозяйством и виноделием, устраивая свои плантации и разбивая виноградники прямо на склонах гор. Как бы то ни было, признание Юнеско и создание национального парка в 1999 году стимулировало рост туризма и, коль скоро мы наведались в Чинкве Терре именно в этом амплуа, — самое время вспомнить про обещанные оговорки.

Итак, все пять городков провозгласили отказ от использования автотранспорта. Конечно, Вернацце, Корнилье и Манароле это было легче сделать ввиду своей географической труднодоступности, Риомаджоре и Монтероссо приходилось следовать этому ограничению, но сказать, что машин в этих городах не было вообще, конечно, было нельзя. Мы выбирали между последними двумя городами, куда вела более-менее приличная дорога и где была парковка и решающей стала стоимость ночлега.

Но и с отелями, мягко говоря, было не так всё просто. Если взять гостиницу в общепринятом понимании этого слова с ресепшеном на первом этаже, помещением для завтрака там же или этажом выше и номерным фондом на сколько позволяет высота здания и подорвать разбросать её по городу, — получим нашу Locanda Ca dei Duxi в Риомаджоре с офисом в одном здании, столовой — в соседнем и нашим номером в другом конце квартала.

Как бы необычно это ни выглядело, с заселением мы управились ровно за час. Пришлось правда заплатить лишние три евро за парковку и пройти около километра с чемоданом и без, — зато мы получили неплохой вид из номера и скидку для нашего автомобиля, так что оставшиеся сутки он простоял всего за десятку.

Закончив с гостиницей, мы устремились по главной улице Риомаджоре Via Colombo вниз — к морю, но не дойдя до него каких-то ста метров, не смогли пройти мимо длиннющего пешеходного туннеля, соединявшего центральную улицу города с железнодорожным вокзалом, где, собственно говоря, и нашли ответ на главный свой вопрос: как перемещаться между городами Чинкве Терре — на поездах! Остаток вечера мы провели в ресторане Il Grottino, дегустируя белые вина местного изготовления и изучая расписание электричек.

Риомаджоре 

Риомаджоре был самым южным (или самым восточным, кому как удобней) городом Чинкве Терре. Ориентироваться в нём было достаточно просто: городские дома «облепляли» склоны оврага, по дну которого проходила центральная улица Via Colombo, ведущая от парковки к морю.

Согласно легенде деревня Риомаджоре вёл свою историю с VIII века, когда группа греческих товарищей, бежавшая от иконоборца византийского императора Льва III Исавра, нашла пристанище на мысе Монтенеро (Montenero). Первые исторические сведения относились к 1251 году, когда местные жители собрались, чтобы присягнуть на верность Республики Генуи в войне против Пизы.

Спустя несколько лет был возведён замок (Castello di Riomaggiore). Строительство прихода Иоанна Крестителя (San Giovanni Battista) началось в 1340 году — обе эти достопримечательности располагались на северном склоне оврага. На церковь Иоанна Крестителя как раз выходили окна нашего номера, а оставшиеся от замка фрагменты стен и две башни, теперь были украшены часами с большим белым циферблатом.

Позавтракав, расплатившись за номер, сгрузив вещи в машину и добравшись до замка, мы устремились обратно на Via Colombo и ещё раз побалдев от видов городского порта, двинулись по пешеходному туннелю к станции.

Монтероссо 

Билеты на электричку обошлись нам по 1.60 евро на каждого. Решив вначале уехать в самый дальний от Риомаджоре городок, а затем возвращаться обратно, через четверть часа мы уже были в Монтероссо. Железнодорожная станция располагалась напротив пляжа — единственного песчаного пляжа в Чинкве Терре.

Согласно некоторым источникам первое поселение Альбарето (Albareto) возникло здесь в VII веке, однако, большинство датируют возникновение в устье реки Буранко (Buranco) первобытной деревни Монтероссо IX веком. Первое же документальное свидетельство относится к XI веку, согласно которому в 1056 году Гвидо из Обертеньи (Guido degli Obertenghi), сын Адальберто II (Adalberto II) пожертвовал территории Монте Руссо определённую сумму денег.

В XIII веке здесь шла война между Генуей и Пизой и с 1241 по 1254 год Монтероссо принадлежал Пизе. Дальнейшая история города была тесно связана с Генуэзской Республикой. Жители возделывали пшеницу, выращивали виноград, а также занимались рыболовством. Вопреки известному заблуждению, из всех городов Чинкве Терре только в Монтероссо рыбная ловля велась в промышленных масштабах, а в XVII веке выловленный здесь тунец пользовался большим спросом.

Сделав круг по центральной части города, мы забрались на гору — к монастырю Каппуцинов (Convento dei Cappuccini), затем спустились обратно к железнодорожной станции, купили ещё два билета и устремились к следующей деревне.

Вернацца 

Наверное с происхождением деревни Вернацца тоже связана какая-нибудь легенда, уж, по-крайней мере с именем точно. Считается, что название города произошло от сорта винограда «верначча» («vernaccia»), означающего «свой», «местный».

Так это было или нет, но Вернацца действительно была «своей» во времена становления Генуэзской Республики, снабжая её в XIII веке всем необходимым: своими портом, флотом и солдатами. В 1209 году около девяносто самых влиятельных семей города присягли на верность Республики.

Как и в Монтероссо, центральная улица Вернаццы называлась Via Roma — по ней мы быстро добрались от станции до городской пристани, по дороге перекусив в каком-то кафе. Что и говорить, вид, который нам открылся у городского порта был одним из самых живописным за день. Здесь располагалась главная городская достопримечательность — церковь Святой Девы Марии Антиохийской (Santa Margherita di Antiochia).

Решив не останавливаться на достигнутом, мы устремились вверх — к развалинам замка Дория (Castello Doria), от которого по-сути осталась единственная башня. Вход в неё нам обошелся в три евро на двоих, но благодаря потраченным деньгам эта глава рассказа получила титульную фотографию.

Корнилья 

Из всех деревень Чинкве Терре Корнилья не имела непосредственного выхода к морю, а располагалась на практически отвесном утёсе высотой около ста метров. В связи с этим, чтобы добраться до города от железнодорожной станции необходимо было преодолеть Лардарину (Lardarina) — лестницу, состоящую из 33 пролётов и суммарно 382 ступеней.

Истоки деревни относились к римским временам и одному из знаменитейшему древнеримских родов Корнелии. Один из интересных фактов свидетельствовал, что при раскопках Помпеи были найдены винные амфоры с названием «Cornelia», вопрос — из Корнильи было то вино или нет.

Признаться честно, карабканье по ступенькам вверх — было главным развлечением и главной достопримечательностью Корнильи. Понятное дело, все начинали их считать, мы, например сбились где-то на второй сотне. Сама деревушка хоть и относилась административно к Вернацце, выглядела куда менее выигрышно: некоторые дома были заброшены.

Манарола 

К последней, пятой деревне, особенно после такого подъема по ступенькам мы добрались буквально с высунутыми языками. Манарола была самым маленьким городком Чинкве Терре, но имела весьма схожее с ними строение. Центральная улица называлась Via Renato Birolli и вместо припаркованных машин была уставлена припаркованными лодками.

Заканчивалась она не портом, как можно было предположить, а обрывом в виде колодца, спиралевидные края которого также были заняты лодками — нам удалось добраться по ним до моря, но рыбаки использовали более эффектный способ, чтобы поднять свою лодку из воды (см. видео).

О происхождении названия города до сих пор идут споры. По одной из версий Манарола произошло от латинского «magna rota», на местном диалекте звучащего как «magna roea» и означающего дословно «большое колесо» водяной мельницы. По другой — от латинского «Manium arula» или «маленький храм, посвященный Мани».

Из достопримечательностей можно было отметить церковь Сан-Лоренцо (Chiesa di San Lorenzo) датируемую 1338 годом, а также пешеходный маршрут «Тропа любви» (Via dell`Amore), соединяющий Манаролу и Риомаджоре.

Подумывая первоначально вернуться по этой полутора километровой панорамной дороге в свою деревню, мы в итоге воспользовались электричкой, так как силы были на исходе, а впереди нас ждали ещё три часа пути до Сиены.

Известность на этот национальный парк в Лигурии (Италия) обрушилась после того как в 1997 году Чинкве-Терре включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Спустя почти 20 лет интерес к заповедной территории не угасает.

Одного взгляда на фотографии Чинкве-Терре достаточно, чтобы понять, почему путешественники со всего мира «болеют» идеей пешего маршрута по Пятиземью (так дословно можно перевести название парка с итальянского «сinque terre»).

На территории парка находятся пять старинных деревень, расположенных на Итальянской ривьере, между скал, у самой кромки Генуэзского залива. Если двигаться с юга на север, то городки будут появляться перед путешественником в такой последовательности:
— Риомаджоре
— Манарола
— Корнилья
— Вернацца
— Монтероссо.

Как передвигаться по Чинкве-Терре?

Как и любой национальный парк, Чинкве-Терре имеет свои ограничения, главное из которых – запрет на автомобильный транспорт. На всей территории Чинкве-Терре, в самих деревнях и между ними въезд авто заказан. Исключением с очень большими оговорками является Монтероссо, но, учитывая его крайнее положение, это не очень влияет на возможности передвижения путешественника.

Парк предлагает своим гостям перемещаться между населенными пунктами несколькими способами:

— пешком;
— на рейсовом эко-автобусе;
— на катере по воде;
— на поезде.

Пройти пешком расстояние между всеми коммунами не составит труда даже для неспортивных путешественников. Время в пути:

Риомаджоре — Манарола — 20 минут.

Манарола — Корнилья — 45 минут.

Корнилья — Вернацца — 1,5 часа.

Вернацца — Монтероссо — 1,5 часа.

Пешие тропы являются  главной природной достопримечательностью Чинкве-Терре. Их на территории заповедника более сотни. Самые посещаемые из них:

— Лазурная тропа;
— Кольцо Риомаджоре;
— Высокая тропа;
— Порчиано;
— Тропа любви.

Каждая из них имеет свои особенности: продолжительность маршрута, сложность, дальность, достопримечательности и виды, которые открываются по дороге.

Эко-автобусы передвигаются между населенными пунктами и внутри коммун.

Поезда следуют от Риомаджоре до Монтероссо. Время в пути от станции до станции не занимает более 10 минут. Для проезда необходимо приобрести билет. В зависимости от типа, его цена варьируется от 1.4 EURдо 8.5 EUR.

Катера  курсируют по расписанию, как и поезда. Стоимость проезда также варьируется по типу билета: от 3 EUR до 25 EUR.

Деревни Чинкве-Терре

Риомаджоре

Количество отелей:  >60. Бронировать тут.

Стоимость проживания от:
3576 руб.сутки

Пляжи:
скалистые, галечные

Достопримечательности:
—  замок Риомаджоре;
— церковь святого Иоанна Крестителя;
— храм Монтенеро;
— Тропа любви (дорога, связывающая этот пункт с соседней Манаролой).

Самая южная из коммун, была основана в XIII веке. Является наиболее крупным населенным пунктом в системе Чинкве-Терре.

Манарола

Количество отелей: >20. Бронировать тут.

Стоимость проживания от: 
5364 руб.сутки

Пляжи:
скалистые, галечные.

Достопримечательности:

— Храм Девы Здоровья;
— Музей вина Sciacchetrà в Гроппо;
— Тропа любви (по-братски поделенная с Риомаджоре живописная дорога, связывающая два населенных пункта).

Благоухающая мятой и шалфеем коммуна славится рыбным промыслом и тысячей способов приготовления обитателей морских глубин. Самым известным сувениром деревни является особый сорт вина Sciacchetrà (шакетра).

Корнилья

Количество отелей:  20 . Бронировать тут.

Стоимость проживания от: 4470 руб.сутки.

Пляжи:
отсутствуют.

Достопримечательности:
— Руины генуэзской крепости;
— Церковь Святого Петра, датированная  XIVвеком.

Корнилья — единственная из пяти деревень, не имеющая собственного пляжа и выхода к морю, а все из-за своего «высокого положения». Селение расположено на порядок выше, чем его соседи. Компенсирует отсутствие синих волн зеленое море виноградников, окружающих Корнилью.

Вернацца

Количество отелей:  >30.Бронировать тут.

Стоимость проживания от:
5364 руб.сутки.

Пляжи:
песчаные.

Достопримечательности:

— Церковь Святой Маргариты Антиохской XI-XIII веков;
— Башня Белфорте и замок А. Дориа, построенный для защиты города и «мониторинга» побережья;
— Дворец с галереями.

Вернацца спорит с остальными деревнями за звание первой красавицы Чинкве-Терре, пуская в ход все свое обаяние и рекреационные возможности. Тут находится сразу два пляжа. Оба, как и все пляжи на территории Чинкве-Терре, бесплатные, но услуги, например, аренда лежаков или напитки в кафе, предоставляются за отдельную плату.

Монтероссо

Количество отелей: >60.Бронировать тут.

Стоимость проживания от:
4381 руб.сутки.

Пляжи:
песчаные.

Достопримечательности:

— Церковь Святого Джованни Баттисты;
— Монастырь Капучини;
— Часовня Мортис-эт-Оратионис, что в переводе означает «Смерть и молитва».

Заключает список коммун Чинкве-Терре деревня Монтероссо-аль-Маре или просто Монтероссо. Он разделен на две части  — Старый и Новый город, также здесь находится самый большой на территории Чинкве-Терре пляж.

Поделиться ВКонтактеРассказать в FacebookОдноклассникиGoogle+

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *