Машиностроение, на долю которого приходится около 1/5 объема произведенной промышленной продукции в стране, 1/4 основных промышленно- производственных фондов и 1/3 промышленно-производственного персонала, относится к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей хозяйства России (представлено своими предприятиями во всех экономических районах). Размещение предприятий отраслей машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемых изделий — их габаритов и массы, трудоемкости, материалоемкости, наукоемкости, энергоемкости их производства, транспортабельности и т.п.

Тяжелое машиностроение, осуществляющее выпуск металлоемких и крупногабаритных изделий (металлургическое, горно-шахтное, горнорудное, крупноэнергетическое и подъемно-транспортное оборудование, кузнечно-прессовые машины, тяжелые станки и др.), наибольшее развитие получило в районах, сочетающих наличие металлургических баз и потребителей готовой продукции, — на Урале, в европейском Центре и в Сибири.

Уральский район — первая металлургическая база страны, одновременно является главным районом тяжелого машиностроения России. Здесь производят металлургическое и горно-шахтное оборудование, тяжелые станки, экскаваторы, турбины и гидрогенераторы (Екатеринбург, Орск, Нижний Тагил, Копейск в Челябинской области и др.).

В Западной и Восточной Сибири на металле Сибирской металлургической базы возникли предприятия по производству горно-шахтного оборудования (Кемерово, Прокопьевск в Кемеровской области), турбин и тяжелых станков (Новосибирск), металлургического и горного оборудования (Иркутск, Красноярск), паровых котлов (Барнаул).

В Центре европейской России металлургическая база (Центральная) обеспечивает металлом производства паровых котлов (Подольск и Белгород), тяжелых станков (Коломна), металлургического оборудования (Электросталь), кузнечно-прессового и горно-обогатительного оборудования (Воронеж).

Крупные центры тяжелого машиностроения размещаются и вне металлургических баз — Санкт-Петербург (производство паровых и гидравлических турбин, турбогенераторов), Таганрог (производство паровых котлов), Волгодонск в Ростовской области и Колпино в Ленинградской (производство атомных реакторов), Ульяновск (производство тяжелых станков) и др.

К металлоемким относятся и отдельные отрасли транспортного машиностроения: локомотивостроение, вагоностроение, судостроение.

Локомотивостроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть России (Центральный район). Впоследствии оно получило развитие вблизи металлургических баз (Северный Кавказ). В настоящее время большую часть тепловозов изготавливают заводы, расположенные в Центральном районе (Коломна, Людиново, Муром, Брянск), электропоездов — на Северном Кавказе (Новочеркасск). В Центральном районе (Демихово) начато производство пригородных электропоездов.

Вагоностроение — крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем, — на Урале (Нижний Тагил, Усть-Катав), в Западной Сибири (Новоалтайск) и Восточной Сибири (Абакан), в Центре (Тверь, Брянск, Мытищи, Торжок). В центрах, расположенных на Северо-Западе (Калининград, Санкт-Петербург), вагоностроение ориентировано в основном на привозные металл и древесину.

Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей — geoglobus.ru. Верфи морского судостроения находятся на побережье Балтийского (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), Баренцева (Мурманск), Белого (Архангельск), Каспийского (Астрахань) и Японского (Владивосток) морей. В производстве речных судов наиболее велика роль центров, расположенных на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск).

Среди отраслей транспортного машиностроения ведущая — автомобилестроение. Оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства, развитой сетью путей сообщения, занимающих удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников — поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины, стекло и др.).

Этим требованиям в наибольшей мере соответствуют районы европейской части страны: Поволжский (здесь расположены Волжский автомобильный завод в Тольятти, на который приходится 80% производства легковых автомобилей в стране, Камский комплекс заводов в Набережных Челнах, автомобильные заводы в Ульяновске, Елабуге, троллейбусный завод в г. Энгельсе Саратовской области и др.), Волго-Вятский (Нижегородский завод — ГАЗ, дающий более половины производства грузовых автомобилей в стране, заводы в Саранске и Павлово-на-Оке), Центральный (Москва, Брянск, Серпухов, Ликино, Голицыно), Уральский (Ижевск, Миасс, Курган).

В восточных районах, где нет необходимых условий для развития отрасли, автомобилестроение представлено лишь автосборочными заводами (Чита в Восточной Сибири).

Предприятия по производству автомобильных моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени, Заволжье Нижегородской области.

В основном та же группа факторов (наличие высокой технической культуры и научно-производственного потенциала, высококвалифицированных кадров и т.п.) определяет размещение авиационной и ракетно-космической промышленности, станкостроения, приборостроения, производства различного рода точных машин, инструмента и т.п.

Основная часть авиационных предприятий находится в центральных районах европейской части (Москва, Смоленск, Воронеж), в Поволжье (Ульяновск, Самара, Саратов, Казань) и в Западной Сибири (Омск, Новосибирск). Предприятия ракетно-космической промышленности размещаются в Москве, Самаре, Омске, Красноярске.

Производство вычислительной техники, приборов, точных станков, инструмента и т.п., отличающихся наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудоемкостью продукции, сосредоточено в крупных городах многих районов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Воронеж, Екатеринбург, Ростов-на-Дону и др.).

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции. Специализация предприятий, выпускающих сельскохозяйственную технику (комбайны и др.)» находится в полном соответствии с направлением развития сельского хозяйства районов страны — geoglobus.ru. Заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены в районах развитого зернового хозяйства — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), на юге Восточной Сибири (Красноярск), льноуборочных — в районах возделывания льна (Бежецк в Центральном районе), силосоуборочных — в Центральном районе (Люберцы), картофелеуборочных — в Центральном районе (Рязань, Тула), рисоуборочных — в Дальневосточном районе (Биробиджан). Различные сельскохозяйственные машины производят также заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

Тракторостроение, наиболее металлоемкая отрасль сельскохозяйственного машиностроения, получило развитие как в районах, располагающих крупными источниками металла — Центрально-Черноземном (Липецк), Поволжском (Волгоград), Уральском (Челябинск), Западно-Сибирском (Рубцовск), так и у потребителей — в Северо-Западном (Санкт-Петербург), Северном (Петрозаводск), Центральном (Владимир), Волго-Вятском (Чебоксары) районах.

Среди стран СНГ в области машиностроения выделяются Украина (производство тяжелых станков, металлургического и горно-шахтного оборудования — Краматорск, Днепропетровск, Донецк, Мариуполь; судостроение — Николаев, Херсон; автомобилестроение — Запорожье, Кременчуг, Львов; тепловозостроение и вагоностроение — Луганск, Днепродзержинск; тракторостроение — Харьков; комбайностроение — Херсон; точное машиностроение — Киев, Харьков, Львов), Белоруссия (точное машиностроение — Минск; автомобилестроение — Минск, Жодино; тракторостроение — Минск; сельхозмашиностроение — Гомель), Узбекистан (производство хлопкоуборочных комбайнов — Ташкент), Азербайджан (оборудование для нефтяной и газовой промышленности — Баку, Кировабад).

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.html

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-01-17

Практическая работа №2.

Тема: Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого

        машиностроения по картам.

Цель: определить факторы и главные центры трудоемкого и металлоемкого   

        машиностроения.

                               Ход работы.

Задание 1.Привести примеры разных типов отраслей машиностроения (опираясь на      приложение)

— «наукоемкие» — …

— «трудоемкие» — …

— «металлоемкие» — …

Задание 2. По карте «машиностроительный комплекс» определите долю машиностроения в отраслевой структуре промышленности России в %.

Задание 3.Используя карту атласа, учебник и приложение, заполните таблицу.

Типы отраслей

Отрасли машиностроения

Крупные центры

Принципы размещения предприятий

(где и почему строят)

Трудоемкие

1.Электротехническое

2. Транспортное машиностроение

Металлоемкие

1.

Металлургическое

(тяжелое)

2. Энергетическое

Сделайте вывод :

В ходе работы я выяснил(а), что трудоемкие отрасли машиностроения  размещают в …

Металлоемкие отрасли машиностроения размещают в …

ПРИЛОЖЕНИЕ

При размещении машиностроения учитываются несколько факторов:

1. Наукоемкостъ

— Новейшие отрасли (электроника, авиакосмическая, атомная промышленность)
опираются на научную базу — НИИ, КБ, опытные заводы, так как являются наукоемки
ми.

География наукоемких производств совпадает с крупнейшими городами Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург) и наукоградами — в Подмосковье: Зеленоград, Жуковский, Обнинск, Королев.

2. Трудоемкость

— Машиностроение делится на трудоемкое и точное, выпускающее продукцию, для изготовления которой требуются затраты квалифицированного труда (приборостроение, электротехническое, машиностроение,

авиастроение и др.).

География трудоемких производств.

 Трудоемкие производства размещают в крупных городах, где имеются учебные заведения, готовящие квалифицированные кадры. Центрами трудоемкого машиностроения являются Москва, Казань, Самара и другие крупные города в европейской части России, имеющей высокую концентрацию населения.

3. Металлоемкость

Металлоемкое (тяжелое) машиностроение (металлургическое, энергетическое, горно-шахтноё) требует много металла. Поэтому предприятия размещают в районах металлургических баз — на Урале (Екатеринбург, Челябинск).


Размещение и специализация машиностроения.

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 30Следующая ⇒

Среди отраслей машиностроения в зависимости от особенностей размещения производства (взаимодействия таких факторов, как трудоемкость изделий, их материалоемкость, потребности в квалифицированном труде) выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, отрасли по производству точных машин, приборов и инструмента.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, крупного энергетического, горно-шахтного, подъемно-транспортного оборудования, кузнечно-прессовых машин, тяжелых станков. Для тяжелого машиностроения характерны предприятия полного производственного цикла (заготовка — механическая обработка — сборка) с выпуском продукции небольшими сериями и даже индивидуального назначения.

Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления. Одна из важнейших отраслей тяжелого машиностроения — это производство оборудования для металлургической промышленности (оборудование для доменного сталеплавильного и литейного производства, прокатного производства).

Большая металлоемкость продукции, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

К металлоемким отраслям относится и производство оборудования для угольной промышленности: крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири — Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово; в Красноярске построен завод по производству тяжелых экскаваторов (используются для добычи бурого угля КАТЭКа).

Производство крупного энергетического оборудования (паровые турбины и генераторы, гидротурбины, паровые котлы, атомные реакторы) возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на выпуске отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Крупнейшими центрами по производству турбин для ГЭС являются Санкт-Петербург и Таганрог, который производит половину всех паровых котлов страны. Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Газовые турбины производят в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для АЭС: Санкт-Петербург (атомные реакторы), Волгодонск (Атоммаш). В развитых центрах машиностроения получило развитие производство тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Как правило, такие станки выпускаются небольшими сериями по заказам машиностроительных предприятий. Такие предприятия работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске, Ульяновске.

Общее машиностроение включает группу отраслей, характеризующихся средними нормами потребления металла, энергии, невысокой трудоемкостью. На этих предприятиях преобладает сборка металлических конструкций, а также изготовление относительно простых, но довольно крупных по размерам заготовок. Типичные представители этой группы отраслей — транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (кроме легкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения). Предприятия общего машиностроения — одни из самых многочисленных в отрасли и широко размещены по территории России.

Железнодорожное машиностроение исторически возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны, впоследствии оно продвинулось к источникам сырья. В настоящее время производство локомотивов имеется в следующих районах: тепловозы магистральные в Коломне, маневрово-промышленные в Брянске, Калуге, Людиново, Муроме (Центральный район), электровозы — в Новочеркасске, в Демихово, начато производство пригородных электропоездов.

Для производства вагонов нужен не только металл, но и древесное сырье. С учетом этих факторов получило развитие вагоностроение в Нижнем Тагиле (повышенной грузоподъемности), Калининграде, Новоалтайске. На производстве изотермических вагонов специализируется Брянск; пассажирских вагонов дальнего следования и двухъярусных вагонов для перевозки легковых автомобилей — Тверь; вагонов для метрополитена — Мытищи и Санкт-Петербург; грузбвых вагонов, контейнеровозов и — битумовозов — Абаканский вагоностроительный завод. Кроме того, в Усть-Катаве (Урал) производятся трамвайные вагоны, в Энгельсе (Поволжье) — троллейбусы.

Судостроение тяготеет к морским побережьям и речным портам. Сложность строительства современных судов определяет установку на них разнообразного типового и специального оборудования, поэтому в судостроении сильно развито кооперирование с предприятиями -поставщиками оборудования, агрегатов, секций судов. Основные центры морского судостроения сформировались на Балтике (Санкт-Петербург, Выборг), специализирующиеся на производстве пассажирских, грузопассажирских и наливных судов, ледоколов-атомоходов, научных судов. На Белом море главный центр судостроения — Архангельск, на Баренцевом — Мурманск, на Каспии — Астрахань, в Японском -Владивосток. Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров речного судостроения является Нижний Новгород, где выпускаются суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа "река-море", суда на подводных крыльях, морские железнодорожные паромы. Речные суда сходят со стапелей Волгограда, Тюмени, Тобольска, Благовещенска.

Авиационная промышленность ориентируется на районы высокой технической культуры, располагающие необходимым научно-производственным потенциалом и квалифицированными кадрами. Ее предприятия размерены преимущественно в центральных районах европейской части, в Поволжье, на Северном Кавказе и в Западной Сибири. Они специализируются на производстве определенных типов самолетов: Москва, Смоленск, Воронеж, Таганрог, Казань, Ульяновск, Самара, Саратов, Омск, Новосибирск.

Ракетно-космическая промышленность представлена в основном предприятиями Москвы, Омска и Красноярска, специализирующимися на производстве орбитальных космических кораблей, а также ракет для запуска спутников и обитаемых кораблей (в том числе самых мощных в мире ракет типа "Энергия").

Ориентация на потребителей готовой продукции характерна для отраслей, выпускающих технологическое оборудование. Производство химического оборудования и нефтеаппаратуры представлено в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске. Строительные и дорожные машины изготавливают в Санкт-Петербурге, Воронеже, Костроме, Коврове. Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая, ухода за животными. Производство зерновых комбайнов сосредоточено в Ростове-на-Дону, Таганроге, Красноярске; льноуборочной техники — в Бежецке; картофелеуборочной — в Рязани и Туле; силосоуборочной — Люберцах.

Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной трудоемкости и энергоемкости.

В него включают отрасли, производящие автомобили, тракторы, станки, машины и оборудование средних габаритов. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узко специализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция отличается массовостью и крупносерийностью. Предприятия имеют разнообразные варианты размещения.

Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автостроение, где наиболее ярко выражена специализация и прослеживаются обширные связи по кооперации. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили выпускают Московский (ЗИЛ) и Нижегородский (ГАЗ) заводы, КамАЗ (Набережные Челны), УАЗ (Ульяновск) и УралАЗ (Миасс). Самый крупный поставщик легковых автомобилей (почти 70% общего количества) — Волжский, автомобильный завод в Тольятти (ВАЗ). Легковые автомобили производят также на АЗЛК в Москве (автомобильный завод Ленинского комсомола), в Ижевске, на ГАЗе, на ЗИЛе и УАЗе. Начато производство легковых автомобилей особо малого класса на КамАЗе и СеАЗе (Серпухов). По производству грузовых автомобилей на первом месте Волго-Вятский район (43% общего количества), Центральный район (28%), Поволжье (25%), Урал (3%). По выпуску легковых автомобилей лидирует Поволжье (82%), Центральный (1 \%) и Волго-Вятский (7%) районы.

Основные центры производства автобусов: Ликино-Дулево, Курган, Краснодар. Создаются сборочные производства в Голицино, Санк-Петербурге, Омске, Белгороде. Автомобильная промышленность включает в свой состав также моторное производство (Ярославль, Заволжье, Омск, Тюмень, Уфа), производство подшипников (Самара, Саратов, Волжск, Москва). Станкостроение является базой научно-технического прогресса всего машиностроения. Среди факторов, определяющих размещение предприятий станкостроения, главным выступает обеспеченность отрасли квалифицированными трудовым ресурсами, инженерно-техническим персоналом. Наряду со старыми сложившимися районами станкостроения Центра (Москва, Коломна, Иваново, Рязань) и Северо-Запада (Санкт-Петербург), станкостроение получило большое развитие в Поволжье и на Урале.

Тракторостроение размещается основных сельскохозяйственных зонах, страны и в территориальной близости от металлургических баз. Первоначально производство тракторов появилось на Кировском заводе (Санкт-Петербург), в настоящее время тракторные заводы имеются в Челябинске, Владимире, Липецке, Волгограде, Чебоксарах, Рубцовске, Новотроицке, Люберцах, Петрозаводске, на которых выпускают тракторы не только для сельского хозяйства, но и для промышленности (на базе тракторов создаются землеройные машины бульдозеры, скреперы, тягачи, трелевочные тракторы). Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластиков и т.п.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Особенно велико в размещении предприятий значение центров, где ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Предприятия электротехнической промышленности, в том числе по производству радиоприемников и телевизоров, возникли в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Воронеже, Александрове и других районах. Выпуск электронной техники сложился как в крупных городах, так и в средних (Москва, Пенза, Рязань. Орел, Смоленск).

Сложная аппаратура выпускается теперь не только в западной части страны, но и в большинстве городских поселений Сибири и Дальнего Востока (Омск, Новосибирск, Томск, Хабаровск, Красноярск).

 

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Читайте также:


Тема: «Машиностроение»

Научные центры и технополисы: Москва и города подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск,

Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, Нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.

Центры металлоемкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск, Орск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск.

Тема: «ТЭК»

Нефтегазоносные месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское.

Трубопроводы: с Тюменской области на запад.

ТЭЦ: Сургутская, Костромская, Рефтинская.

ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, Братская, Усть-Илимская.

АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белояская, Кольская.

ЕЭС: Единая энергосистема.

Тема: «Комплек конструкционных материалов и химических веществ»

Центры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк.

Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, Орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск.

Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск, Усть-Илимск, Братск, Комсомольск-на-Амуре.

Тема: «Инфраструктурный комплекс»

Порты: Новороссийск, Астрахань, Калиниград, Санкт-Петербург, Выборг, Архангельск, Мурманск, Дудинка, Тикси, Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский.

Ж/Д магистрали: Транссибирская, БАМ.

Тема ”Русская равнина”

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, Среднерусская возвышенность, Тиманский Кряж.

Горы: Хибины.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Месторождения: Печерский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, КМА, апатиты, руды черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Соли Баскунчак.

Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута, Москва, Пущино, Дубна, Троицк, Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк, Казань, Пенза, Самара, Ульяновск, Саратов, Волоград, Астрахань

ЭС: Кислогубская ПЭС, Кольская АЭС.

Тема ”Кавказ”

Моря: Азовское, Чёрное.

Заливы: Таганрогский.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Крайние точки: район горы Базардюзи.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Каналы: Ставропольский.

Заповедники: Тебердинский.

Месторождения: цветные металлы Большого Кавказа.

Города: Ростов-на-Дону, Новороссийск, Ставрополь, Краснодар, Сочи, Анапа, Туапсе, Пятигорск, Ессентуки, Кисловодск, Теберда.

Тема ”Урал”

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Города: Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Оренбург, Магнитогорск, Соликамск, Березники, Краснотурьинск, Салават, Орск, Медногорск, Златоуст, Миасс, Соль-Илецк.

Тема ”Западная Сибирь”

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский.

Тема ”Средняя и Северо-Восточная Сибирь”

Моря: Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых.

Заливы: Енисейский, Хатангский.

Проливы: Вилькицкого, Дмитрия Лаптева.

Острова: Новосибирские остова, Северная Земля.

Полуострова: Таймыр.

Крайние точки: мыс Челюскин.

Равнины: Колымская низменность, плато Путорана, Приленгское плато, Северо-Сибирская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Центрально-Якутская, Яно-Индигирская низменность.

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж, Оймяконское нагорье, хребет Черского.

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна.

Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский.

Тема ”Горы Южной Сибири”

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Тема ”Дальний Восток”

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

Сибирь и Дальний Восток

Месторождения: Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузнецкий каменноугольный бассейн, железные руды Горной Шории, цветные и редкие металлы Рудного Алтая, Тунгусский, Таймырский, Минусинский, Улуг-Хемский, Южно-Якутский каменноугольные бассейны, железные руды Хакасии, Забайкалья, Удоканское месторождение меди, цветные и редкие металлы Путорана и гор Забайкалья, Ленский, Зыранский, Нижнезейский буро– и каменноугольные бассейны,Охотский нефтегазоносный бассейн, цветные металлы Северо-Востока Сибири, золотые прииски Алдана и Бодайбо, Сихотэ-Алинь.

Города: Новосибирск, Омск, Томск, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Кемерово, Новокузнецк, Горно-Алтайск, Барнаул, Диксон, Дудинка, Норильск, Хатанга, Красноярск, Минусинск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Усть-Илимск, Братск, Ангарск, Тикси, Мирный, Якутск, Верхоянск, Анадырь, Магадан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Владивосток, Хабаровск, Уссурийск.

ЭС: Сургутская ТЭЦ.

Технополисы: Томск, Новосибирск, Омск.

Нефтяные концерны: «Лукойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз».

Железнодорожные магистрали: Транссибирская, БАМ (Большая и Малая), Амуро-Якутская.

Тема ”Природные комплексы Волгоградской области”

Возвышенности: Калачская, Приволжская, ЕргенинскаяМедведецкие яры, Донская гряда.

Равнины: Хоперско-Бузулукская

Низменности: Прикаспийская

Реки: Волга, Ахтуба, Дон, Иловля, Хопер, Медведица.

Водохранилища: Волгоградское, Цимлянское.

Каналы: Волго-Донской.

Месторождения полезных ископаемых: нефть, газ, стройматериалы, химическое сырье.

ПТК области: Калачевский, Задонский, Хоперско-Бузулукский, Волго-Медведицкий, Ергенинский, Прикаспийский, Донской, Волго-Ахтубинский.

Города: Волгоград, Волжский, Камышин, Урюпинск, Михайловка.

Тема "Экономические районы"

Знать основные центры, перечисленные в первом разделе и их принадлежность экономическому району и специализацию.

Назад

Номенклатура и задания на контурную карту

Главная

Перечень обязательной географической номенклатуры

9 класс:

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *