Александровский дворец

В северной части живописного Александровского парка стоит великолепное здание с двухвековой историей — Новый Царскосельский (впоследствии — Александровский) дворец. Он был заложен в 1792 году по распоряжению Екатерины II и строился к бракосочетанию ее любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года, в последний год правления императрицы, строительство было завершено, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец.

Архитектурный проект Александровского дворца принадлежит знаменитому итальянскому архитектору Д. Кваренги; работы велись под наблюдением зодчего П. В. Неелова. В последующей отделке и перестройке интерьеров участвовали известные архитекторы Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. А. Тон, В. П.

Стасов, Д. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. Ф. Видов, С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер.

Дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двойными флигелями по сторонам. В центре главного северного фасада два ряда колонн составляют великолепную сквозную колоннаду коринфского ордера. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом.

Интерьеры дворца, созданные по проекту Д. Кваренги, также соответствовали классическим канонам. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепка создавалась под руководством И. Моклорда, роспись плафонов и стен исполнили живописцы-декораторы А. делла Джакомо и Д. Феррари.

Залы Парадной анфилады, облицованные искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал, разделенный на три части широкими арками. Средняя его часть получила название Полукруглого зала, к которому с восточной стороны примыкал Портретный, а с западной — Бильярдный зал (или Мраморная гостиная). С левой стороны Парадную анфиладу замыкал Зал с горкой, из которого можно было пройти в помещения Библотеки и далее — в Угловую гостиную; в правом углу при последних владельцах находилась дворцовая Церковь (при Николае I — Опочивальня). В правом флигеле дворца располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.

Если Александр I предпочитал во время пребывания в Царском Селе останавливаться в Большом Царскосельском дворце, то его преемник Николай I очень любил Александровский дворец и уделял его благоустройству особое внимание.

Для внука Николая I, великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, Александровский дворец был великокняжеской резиденцией (его апартаменты располагались в левом крыле здания), однако, став императором, из летних дворцов Александр III отдавал предпочтение Гатчинскому.

С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который родился здесь в 1868 году и относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 года императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

В начале XX века в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев — 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.

В 1918 году Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания и жилые апартаменты семьи Романовых в правом флигеле дворца.

Позднее в левом крыле разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, на месте закрытых комнат детей Николая II — Детский дом имени Юных Коммунаров.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были эвакуированы люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Основная часть дворцового имущества была оставлена в залах.

Во время оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещались немецкие и испанские воинские части; площадь перед дворцом была превращена в кладбище нацистов.

По окончании войны дворец был законсервирован и в 1946 году отдан Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В связи с этим в 1947–1951 годах во дворце начались восстановительные работы, в ходе которых планировалось реставрировать сохранившиеся интерьеры Д. Кваренги и уцелевшие фрагменты убранства, а также воссоздать интерьеры времени императоров Николая I и Николая II. Однако во время работ многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Федоровны, а так же Уборной (Мавританской) Николая II были уничтожены. Эти залы дворца восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «согласно архитектурным нормам периода Кваренги и Пушкина».

В 1951 году постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а дворцовая коллекция, находившаяся в составе эвакуированных предметов в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, поступила в Павловский дворец-музей. В 1996 году на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF) и начались работы по ремонту кровли здания. Еще через год в правом крыле здания, где прежде находились личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны, была создана постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», подготовленная музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания. На этой выставке в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, утративших художественную отделку во время войны, представлены предметы убранства апартаментов и личные вещи последнего русского императора и его семьи.

 

В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ.
Планируемый срок окончания реставрации — середина 2018 года.

.

Николай II и Царское Село
Последний дом последнего императора

Парадная летняя императорская резиденция в Царском Селе с XVIII в. и на протяжении двух столетий была официальным загородным домом российских монархов, а зачастую царскосельские дворцы становилась излюбленным местом пребывания для членов императорской фамилии. Значительную часть года в резиденции проводила императрица Екатерина II, император Александр I, через всю жизнь особое отношение к Царскому Селу пронес император-освободитель Александр II. В 1868 г. в Александровском дворце родился будущий император Николай II, чья жизнь была тесно связана с Царским Селом, ставшим для последней императорской семьи частным домом.

С 1904 г. Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, который относился к Царскому Селу с особой теплотой. Здесь прошли последние 13 лет царствования российского императора; отсюда утром 1 августа 1917 г. императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск.

  

В начале XX в. в Александровском дворце происходили едва ли не все важные события, связанные с русской государственной жизнью: приемы послов и иностранных деятелей, празднование юбилеев – 200-летия Царского Села и 300-летия Дома Романовых.

В 1918 г. Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. До наших дней в собрании ГМЗ «Царское Село», пережив все катаклизмы ХХ в., сохранилась уникальная коллекция мемориальных предметов, рассказывающих о российских императорах, привычках и предпочтениях представителей династии Романовых.

  

Вниманию публики предлагается выставочный проект, освещающий частную сторону жизни последнего российского императора Николая II и его семьи.

На выставке могут быть представлены портреты членов императорской фамилии, живопись, костюм, оружие, книги, стекло и фарфор, художественная бронза и другие предметы декоративно-прикладного искусства, украшавшие интерьеры личной половины Александровского дворца, ставшей для Николая II и Александры Федоровны домом и любимым местом отдохновения.

Отдельный раздел выставки посвящен Детской половине Александровского дворца, ее художественному оформлению, осуществленному придворным архитектором С.

Данини в самом начале ХХ в. специально для семьи Николая II, а также правилам воспитания и сложившемуся укладу жизни императорских детей. Обогатить экспозицию могут фотографии начала ХХ в., на которых запечатлены члены императорской семьи на фоне дворцов и парков Царского Села.

В зависимости от экспозиционных пространств количество экспонатов и состав выставки может варьироваться.

Александровский дворец построен по распоряжению Екатерины II для ее внука великого князя Александра Павловича (впоследствии император Александр I).

Проект дворца был утвержден в 1792 году, а постройка закончена в первой половине 1796 года. В июне месяце того же года великий князь Александр Павлович с женой и многочисленной свитой переехал во дворец.

Дворец построен по проекту великого зодчего XVIII века Джакомо Кваренги.

Родился Кваренги в 1744 г., в небольшом городке северной Италии — Бергамо.

До приезда в Россию он тщательно изучал образцы античной архитектуры. Особенно большое влияние на Кваренги оказал зодчий эпохи итальянского возрождения Андреа Палладио (1518 — 1580).

В Россию Кваренги приехал уже подготовленным мастером. Приглашенный из Италии Екатериной Я в 1780 г., Кваренги прожил в России почти 40 лет (1780 — 1817). Имя этого зодчего тесно связано с историей развития русского классицизма.

Первыми работами Кваренги были небольшие церкви, построенные в окрестностях Царского Села (Кузьмино, Пулково, Московская Славянка) и павильоны в Екатерининском парке.

В Петербурге Кваренги построил: Академию наук, Эрмитажный театр, Государственный банк, Смольный. В Царском Селе, кроме Александровского дворца, Кваренги построил Лицей, который первоначально предназначался для детей Павла, а позже, при Александре I, здесь было устроено привилегированное учебное заведение, в котором воспитывался и величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Постройки Кваренги выполнены в строгом классическом стиле, в духе античных сооружений, для которых характерны ясные, четкие формы, строгие прямые линии и соразмерность всех частей. При этом, однако, в своем творчестве Кваренги не терпел рабского подражания античным образцам искусства. В письме к известному итальянскому скульптору Канова он пишет: „Путем изучения и наблюдения над всем, относящимся к области изящных искусств, я пришел к основному выводу, что здравый смысл и разум не должен подчиняться установленным правилам и примерам».

Александровский дворец является одним из лучших созданий Кваренги, памятником, который можно поставить наряду с лучшими образцами мировой архитектуры. По архитектурному замыслу дворец чрезвычайно прост: он представляет собой двухэтажное здание с четырьмя флигелями. Два крайних флигеля значительно выдвинуты вперед и в плане они, вместе с главным корпусом, образуют букву П. На фасаде дворца нет никаких мелких украшений. Единственным украшением является стройная колоннада, к которой с двух сторон примыкают два средних флигеля дворца.

Парадный вход во дворец сделан через колоннаду. Перед колоннадой, по бокам каменных ступеней лестницы, при Николае I были поставлены две скульптуры юношей, играющих в „свайку» и „бабки» (отлиты по оригиналам скульпторов А. Логановского и Н. Пименова). Со стороны парка центр дворца выделен полуротондой, увенчанной куполом.

Внешняя архитектурная отделка Александровского дворца осталась почти без всяких изменений, если не считать балконов, пристроенных со стороны парка при Николае I. Внутри дворца в разное время производились крупные переделки, исказившие архитектурную отделку Кваренги. Только в парадных залах сохранилась первоначальная отделка великого зодчего.

Александр I, для которого был построен дворец, жил здесь лишь несколько лет, еще будучи наследником. Постоянной его резиденцией был Большой дворец. Николай 1 со своей семьей жил в Александровском дворце каждую весну. Здесь же жил Александр Ш, будучи наследником. Последний царь Николай II с 1894 до 1905 г. проводил в Александровском дворце осень и весну, а с 1905 года Николай превращает этот дворец в свою постоянную резиденцию, лишь на летнее время выезжая отсюда в Нижнюю дачу в Петергофе или в Крым, в Ливадию. С начала империалистической войны и до 1917 г. Романовы безвыездно жили в Александровском дворце.

Здесь же они находились под арестом в дни февральской революции. И только 31 июля 1917 года Романовы оставляют Александровский дворец, когда по распоряжению Временного правительства их перевозят в Тобольск.

Превратив дворец в постоянную резиденцию, последние Романовы значительно изменили его внутреннее архитектурное убранство. Свои личные комнаты они отделывают в модном стиле модерн, характерном для буржуазной культуры конца XIX и начала XX столетия. В угоду этой моде Романовы не посчитались с творчеством Кваренги: по распоряжению Николая был уничтожен один из парадных зал дворца, прекрасный по архитектурной отделке. Личные комнаты Романовых отделывает и обставляет придворный фабрикант Мельцер, в духе буржуазных особняков того времени.

А. В. Савицкая

.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *