Храм Изумрудного Будды, Бангкок, Таиланд: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Храм Изумрудного Будды (Ват Пхракэу) – культовая постройка неподалеку от королевского дворца в Бангкоке, Таиланд. По традиции буддистских храмов, он весь сверкает золотом и цветной черепицей, имеет сложное многоступенчатое строение, украшен множеством искусно выполненных статуэток реальных и мифических птиц и животных, а охраняют его фигуры демонов с оружием в руках. Но любая роскошь меркнет по сравнению с главной святыней, которая хранится здесь – семидесятисантиметровым Буддой, вырезанным из цельного куска жадеита. Несомненно, в мире много статуй, посвященных Будде, которые имеют куда больший размер, но по значению именно этот находится на одном из главных мест.

История создания статуи теряется в веках, предположительно она была вырезана в XV веке, первое упоминание о ней относят к 1431 году.

Версии возникают самые разнообразные: от проявления воли небес до указания конкретных мастеров. С тех пор Изумрудный Будда сменил множество обладателей и мест, пока специально для него не был выстроен в 1782-1785 годах этот храм. Во внутреннем помещении всегда царит полумрак, но статуя вознесена высоко над людьми и ярко подсвечена, что сразу обращает на себя внимание посетителей. Будда одет в золото и имеет пять корон на голове, время от времени его переодевает сам король с помощью священнослужителей высокого сана, причем сияющая одежда статуи должна соответствовать сезону. Только члены королевской семьи имеют право входить сюда через центральный вход, для остальных предназначены боковые, обязательное условие посещения – скромная одежда, закрывающая плечи и колени, а так же отсутствие обуви. Окружают святыню богато одетые статуи, символизирующие правящую династию, на стенах изображены сюжеты священного писания. Таиландцы входят в храм свободно, плата взимается только с туристов, причем довольно значительная, но это не влияет на число людей, пожелавших взглянуть на Изумрудного Будду.

Остановка называется «Министерство защиты» (กระทรวงกลาโหม), напротив которого собственно храм и стоит, улица — Thanon Sanam Chai, район Phra Nakhon.

 

Фото достопримечательности: Храм Изумрудного Будды

 

Храм Изумрудного Будды на карте:

 

Ват Пра Кео (Wat Phra Kaew), или Храм Изумрудного Будды — главный храм Бангкока и всего Таиланда, построенный специально для хранения самой почитаемой в Таиланде реликвии — статуи Изумрудного Будды.

Ват Пра Кео находится в исторической части Бангкока, на острове Раттанакосин. Именно здесь, на месте поселения Бангк Маког основатель нынешней правящей династии Чакри король Рама I в конце восемнадцатого века основал новую столицу, превратившуюся со временем в современный Бангкок. Для закрепления столичного статуса было принято решение перевезти в новую столицу статую Изумрудного Будды, хранящуюся до этого в храме Ват Арун и являющуюся на тот момент одной из самых почитаемых реликвий в Таиланде. Для хранения статуи рядом с территорией королевского дворца был построен храмовый комплекс Ват Пра Кео.

 

Главный бот, здесь хранится Изумрудный Будда:

По легенде, Изумрудный Будда был найден в руинах развалившейся от удара молнии старой пагоды в городе Чианг Рай на севере Таиланда.

Разумеется, такое появление не могло не привести к тому, что статую объявили священной и перенесли в столицу королевства Ланнатхай — город Чианг Май, где статуя находилась вплоть до захвата в шестнадцатом веке города войсками лаосского королевства Лан Санг, которые, уходя, забрали ее с собой в свою столицу — Луанг Прабанг. Позже Изумрудного Будду перевезли во Вьентьян, откуда ее во второй половине восемнадцатого века вывез генерал Чакри, будущий король Рама I.

К слову, для создания статуи использовался вовсе не изумруд, а жадеит.

Ват Пра Кео один из немногих храмов Таиланда, съемка внутри которых запрещена. Но желающие запечатлеть Изумрудного Будду на фото или видео могут сделать это и снаружи бота:

Статуя одета в одежды из золота, которые три раза в год меняет лично король Таиланда.

На территории Ват Пра Кео расположены и другие интересные объекты.

В центре комплекса, на возвышающейся террасе располагаются Королевский пантеон Прасат Пра Дхепбидон, в котором установлены восемь статуй королей династии Чакри, Мондоп — хранилище священных буддийских текстов, записанных на свитках из пальмовых листьев, покрытая золотом пагода Пра Сиратана, внутри которой находится кость Будды, и копия кхмерского Ангкор Вата, установленная при короле Раме IV, в честь присоединения кхмерского королевства к Сиаму.

Общий вид на террасу:

Королевский пантеон:

Мондоп:

Стены мондопа украшают статуэтки мифических Гаруд:

Пагода Пра Сиратана:

Копия Ангкор-вата:

 

Севернее террасы находятся библиотека Хор Пра Монтиан Дхарма, вихан Йод и Хор Пра Нага — королевский мавзолей.

Вихан Йод:

 

Одна из двух позолоченных пагод, расположенных около Королевского пантеона:

 

Стражи-Киннари:

 

Буддийская колокольня:

 

Храмовый комплекс окружает стена, внутренняя сторона которой расписана сценами из тайского национального эпоса Рамакиен, происходящего от индийской Рамаяны:

 

Вплотную к Ват Пра Кео примыкает территория бывшей королевской резиденции. Предыдущие короли жили здесь постоянно, нынешний король появляется здесь только для проведения церемоний.

Дворец Чакри Маха Прасат, построен при Раме V в конце девятнадцатого века. Как нетрудно заметить, нижняя часть здания построена в европейском стиле, т.к. проектировали его английские архитекторы.

В настоящее время используется для королевских приемов.

Площадь перед дворцом:

 

Дворец Дусит Маха Прасат:

Дворец построен при Раме I по образу и подобию дворца Суриямарин в Аютайе для погребения королей и членов их семей. Несмотря на это также используется для проведения ежегодных церемоний, приуроченных ко дню коронации, который отмечается как национальный праздник. Здесь стоит подлинный трон Рамы I.

 

Зал Амариндра Виничай, построен при Раме I, единственный открытый для посетителей зал Большого Дворца. До постройки Дусит Маха Прасат использовался как королевская приемная, здесь и сейчас стоит богато украшенный королевский трон, выполненный в форме лодки. К залу примыкают королевские покои. По традиции, каждый новоявленный король после коронации должен провести здесь как минимум одну ночь.

 

В заключение, немного полезной информации:

— проход в Храм Изумрудного Будды и на территорию королевского дворца осуществляется по одному билету (стоимость для иностранцев — 400 бат, кроме этого этот билет дает право на посещение дворца Виманмек в парке Дусит);
— лучшее время для посещения — сразу после открытия, позже будет очень людно;
— на территории действует строгий дресскод — одежда обязательно должна закрывать ноги и плечи, обувь должна закрывать всю ступню (никаких шлепок), при входе на территорию есть возможность взять недостающую одежду напрокат;
— на подходах к храму туристов отлавливают мошенники, которые рассказывают байки про то что храм и дворец закрыты. Верить им не стоит, комплекс открыт ежедневно с половины девятого до половины четвертого;
— второй опасностью, подстерегающей доверчивых туристов рядом с храмом, являются торговцы кормом для птиц. О том что это торговцы и за корм придется заплатить немаленькую по местным меркам сумму, турист как правило узнает уже после того как взял из их рук пакетик с кормом и высыпал его птицам — «на счастье». Отбиться после этого от мошенников — задача не из легких.

.

В наших школах историю мира преподают, увы, однобоко, — считает путешественник и исследователь цивилизаций Востока Яков Осканов. Все ли, к примеру, знают, что Королевский дворец и Храмовый комплекс в Бангкоке — настоящее Восьмое чудо света? Ведь одного золота на отделку тут пошло, наверное, тоннами. А драгоценного Изумрудного Будды может касаться только король Таиланда и то всего три раза в год.

Храмовый комплекс Изумрудного Будды

…Мы зашли на территорию храмового комплекса, увлекаемые пёстрым людским потоком…

Храмовый комплекс Изумрудного Будды. Якши

Вход на территорию охраняют гигантские якши, но дабы не углубляться в дебри индуизма назовём их просто — «демоны». И тут я предвижу ваш недоумённый вопрос: при чём тут индуизм, ведь всем известно, что в Таиланде официальная религия — буддизм… Да к тому же ещё и самый, что ни на есть, ортодоксальный — «тхеравада», известный также под именем «хинаяна». Сами последователи тхеравады не приветствуют термин «хинаяна», который переводится как «малая колесница» ибо он способствует невыгодному сравнению с «махаяной» — «большой колесницей» — ещё одним крупным направлением в буддизме.

Если не вдаваться в глубины канонов, то эти два направления имеют одно кардинальное различие: последователи тхеравады практикуют буддизм для собственного индивидуального просветления, последователи же махаяны желают обрести просветление ради того, чтобы помочь остальным людям также его обрести и освободится от земных страданий и иллюзий.

Поэтому эти два течения так и называются: «малая и большая колесницы». В малую сядет лишь один человек, в большую — много. Слово «тхеравада» обозначает «учение старейшин», и подчёркивает ортодоксальность и первенство появления данного направления в буддизме.

Но причём тут индуизм, снова спросите вы? А притом, что древние времена очень трудно было не допустить взаимопроникновения религий, а потому буддизм на территории Таиланда очень сильно смешался с индуизмом, весьма распространённым в Камбодже. Случилось это, насколько я понимаю, примерно в XII-XIII вв. н.э., во времена расцвета тайского княжества Сукотай, которое, как известно, имело политическую зависимость от кхмерской империи Ангкор. Это не единственный случай, когда религии смешиваются. Напротив — данное явление весьма распространено и имеет название «религиозный синкретизм».

Хануман — персонаж скорее индуистский нежели буддийский

Кроме влияния индуизма в буддизме Таиланда также заметно влияние ещё более древнего, вероятно даже первобытного, явления — анимизма. Тайцы верят в одухотворённость природы. Нечто подобное встречается и в русской культуре. У нас тоже есть домовые, водяные и лешие. Только наши домовые живут с нами в домах, а тайцы для своих «домовых» строят отдельные домики-святилища, куда приносят небольшие подношения. Подобные мини-храмы встречаются в Таиланде повсеместно. Но, хватит, пожалуй, религий, предлагаю вернуться к архитектуре.

Архитектура храмового комплекса поражает обилием деталей, форм и цветов. Поначалу просто разбегаются глаза.

Итак, мы вошли на территорию Ват Пра Кео. Туристам это переводят как «Храм Изумрудного Будды», но я немного сомневаюсь в правильности подобного перевода. Полное название храма Ват Пра Си Раттана Сатсадарам. Скорее всего, именно оно переводится как «Храм Изумрудного Будды». Как переводится «Ват Пра Кео» я точно не знаю, понятно, что «Ват» — «храм», «Пра» —"священный«, а «Кео» — «драгоценность». Получается, примерно, «Храм Священной Драгоценности».

Не знаю кто это, но могу предположить, что Шива, судя по трезубцу.

Кстати, «ват» — это не храм, а скорее храмовый комплекс, состоящий из множества элементов. А само строение, где хранится Изумрудный Будда, называется «убосот» (в разговорной речи его называют «бот»). Это основной зал для священных обрядов. Это главное здание любого храмового комплекса. Именно здесь послушников посвящают в монахи. Туристы попадают в убосот не сразу. Сначала нужно обойти это здание слева, где располагаются несколько интереснейших объектов. И этот обход затягивается на часок-другой.

Первое на что обращаешь внимание — знаменитая чеди Пра Си Раттана. Я полагаю, что это переводится как «чеди Священной Драгоценности». Чеди — это одна из разновидностей ступ, религиозных сооружений, предназначенных, в основном, для использования в качестве реликвария — места, где хранятся мощи святых или какие-нибудь другие реликвии. Ступы встречаются во всех странах, где распространён буддизм. В каждом регионе имеются свои архитектурные особенности и названия ступ. Собственно слово «ступа» употребляется в Индии, а Шри-Ланке, например, подобные сооружения называют «дагоба». Ступы символизируют собой связь земного и небесного, а потому играют важную роль в миропонимании буддистов. Согласно преданию, первые ступы появились после смерти Будды. Его тело кремировали и шесть благочестивых семейств, один царь и ещё один брахман претендовали на право обладания его прахом. Их спор решил другой авторитетный брахман по имени Дона, который разделил прах на восемь частей. Себе же Дона забрал сосуд, в котором хранился прах.

Позже ещё одно семейство попросило себе прах, но остальные уже разъехались, забрав с собой весь прах, и потому опоздавшие зачерпнули себе золы из погребального костра. Далее было воздвигнуты первые ступы общим числом десять — восемь ступ возвели над прахом Будды, одну над сосудом в котором хранился прах, и одну над золой из погребального костра. Позже чеди стали возводить на месте захоронения мощей святых и праведных людей.

Чеди и Пра Мондоп — библиотека буддийских текстов

Чеди Пра Си Раттана, пожалуй, самая красивая из виденных мной в Таиланде. Она построена в ланкийском стиле и это не случайно: ведь в ней хранится фрагмент ключичной кости Будды, привезённый из Шри-Ланки. Внутри находится круглый зал, в котором находится уменьшенная копия чеди Пра Си Раттана покрытая черным лаком и накрытая многоярусным ритуальным зонтом «чатра».

Чеди была сооружена в 1855 году по приказу короля Рамы IV Монгкута. Этот монарх из династии Чакри был умелым политиком и своей тонкой дипломатической игрой сумел предотвратить колонизацию Таиланда европейцами. Рама IV был человеком просвещённым, изучал европейские языки и науку. Именно о нём снят фильм «Анна и Король», основанный, впрочем, значительной частью на художественном вымысле и запрещённый в Таиланде, как «порочащий образ короля». Как бы то ни было, но король был широких новаторских взглядов, а потому для украшения чеди Пра Си Раттана заказал золотую мозаику не где-нибудь, а в Италии.

Здесь хорошо видно мозаику

Следом за золотой чеди расположено ещё одно красивейшее здание, не позволившее нашим разинутым от восхищения ртам закрыться. Называется оно Пра Мондоп. «Мондоп» — это ещё структурный элемент храмовых комплексов Таиланда. В отличие от индийских и кхмерских «мандап» он является не элементом здания, а самостоятельным строением. Обычно это сооружение кубической или крестообразной формы, с пирамидальной крышей, оканчивающейся шпилем. Часто крыша поддерживается колоннами. Назначение мондопа может быть различным — там могут храниться реликвии, священные тексты, или просто находится святилище. В нашем случае Пра Мондоп — это библиотека, место хранения священных текстов.

Напротив Пра Мондопа возведена модель знаменитого Ангкор Вата, которую установили в честь присоединения Камбоджи к Сиаму. Потом французские колонизаторы отняли эти владения, а модель Ангкор Вата осталась как память о былом величии сиамского королевства. За макетом этого знаменитейшего храма располагается ещё одно чудесное строение — Пра Вихан Йод.

Ангкор Ват на фоне Пра Вихан Йод

«Вихан» — это особое часть храмового комплекса, в котором обычно помещают основные изображения Будды. Здесь собираются монахи и последователи для проведения религиозных церемоний. Это нарядное белое здание напоминает свадебный торт с затейливо украшенной глазурью и кремом верхушкой.

Пра Вихан Йод — архитектурный торт

Всё внутреннее убранство храмового комплекса «охраняется» множеством скульптур на радость фотографирующимся с ними туристов. В Таиланде образ совершенных любовников немного переосмыслили и стали изображать их в виде полулюдей-полуптиц, одетых в ангельские одежды, и с крыльями, чтобы они могли летать меж миром людей и богов. Мужчина в данной сладкой парочке зовётся «киннон», а женщина — так же как и в Индии: «кинари»…

Киннон

Ещё одной интересной скульптурой является так называемый «китайский лев», впрочем, больше похожий на пекинеса. Согласно китайской традиции эти мифические животные охраняют храмы. Обычно они устанавливаются парами: лев и львица — по одному с каждой стороны от входа и могут изображаться как с открытыми пастями, так и с закрытыми в зависимости от сакрального смысла, который скульптор хотел передать. Лев, как правило, придерживает одной лапой шар — символ драгоценного буддийского знания, львица же придерживает львёнка. В англоязычной литературе подобных созданий часто называют «Foo dogs», в тайской традиции это «Singha».

Сингха

С правой стороны от убосота находится крытая галерея, на стенах которой чудесные росписи по мотивам Рамакиен, тайского народного эпоса, являющегося, по сути, локальной версией классической индийской Рамаяны, адаптированной под тайский быт и реалии. Всего нарисовано более ста сцен.

Красавица и чудовище по-восточному

Неподалеку от галереи имеется храмовая колокольня, которая также является неотъемлемой частью любого буддийского монастыря. Обычно это высокое здание с перекрытиями, без стен, на вершине которого расположен колокол.

Звуки колокола регулируют распорядок дня той или иной обители, служат монахам сигналами к началу молитв, работ и медитаций.

Ват Пра Кео нельзя в полной мере назвать монастырём, так как в нём отсутствует «кути» — место проживания монахов. Монахи действительно не живут в Ват Пра Кео, который имеет особый статус личного храмового комплекса действующего монарха и его семьи.

Здесь всё напоминает о монархе — и пышность отделки и даже вход стилизован под королевскую корону

Осмотрев всё вокруг, мы, наконец, решились посетить святая святых тайского королевства — убосот, в котором хранится статуя Изумрудного Будды. Вход в обуви туда запрещён, поэтому на специальной террасе можно разуться и с удовольствием ощутить босыми ногами теплоту нагретых солнцем камней. Здесь больше всего народу, и не потому, что это здание самое красивое (на мой взгляд, кстати, не самое), а потому, что большое количество людей заходят в убосот помолиться, ведь среди туристов много китайцев, корейцев, японцев, да и самих тайцев, приехавших в столицу на экскурсию. Для них это прекрасная возможность поклониться самой большой святыне Таиланда — статуе Изумрудного Будды.

Изумрудный Будда, самая почитаемая реликвия и духовный символ нации восседает на возвышении, облачённый в золотые одежды.

Одеяний имеется три вида: летняя, зимняя и демисезонная (для сезона дождей). «Переодевает» статую не кто-нибудь, а лично монарх. Нам повезло застать Изумрудного Будду в зимнем — самом пышном облачении.

Изумрудный Будда…

Собственной персоной…

Существует несколько легенд о том, как появилась данная статуя. Одна из них рассказывает о том, что однажды, где-то в начале XV в. н.э. в далёком городе Чианг Рай в чеди одного из храмов ударила молния и разрушила её. На руинах чеди нашли статую, вырезанную из цельного куска изумруда, чудесным образом возникшую из ниоткуда. И хотя с точки зрения визуализации и драматизма эта версия наиболее подходит для голливудского сценария, мне больше импонирует история, написанная в мини-путеводителе по храмовому комплексу. Там говорится, что в один из дней, монах, совершающий обход по монастырю обнаружил, что на одной из статуй Будды откололся кусок и под ним блестит нечто зелёное. Оказалось, что статуя сделана из цельного кристалла и была покрыта слоем штукатурки.

Монахи приняли самоцвет за изумруд и назвали статую «Изумрудный Будда». На самом же деле камень оказался жадеитом, минералом похожим на нефрит. Однако традиция называть скульптуру «Изумрудный Будда» прижилась.

Судьба этой реликвии, впрочем, заслуживает отдельного очерка. Она меняла «места своего жительства» как переходящий спортивный трофей, пока, наконец, первый из королей династии Чакри не отвоевал её у лаосцев и не привёз в Бангкок.

Первоначально «Изумрудный Будда» был установлен в королевском храме Ват Арун, но позже для него построили отдельный храмовый комплекс по соседству с королевским дворцом. Если честно, меня сама судьба статуи не очень взволновал. Глядя на нее, я подумал о безымянном мастере, вырезавшем её из камня. Что он думал в тот момент, знал ли, что его творение станет главной государственной реликвией, зачем и от кого спрятал под слоем штукатурки? Может быть, он укрыл свой шедевр от захватчиков, а сам погиб, никому не рассказав о своей тайне?

Увы, скорее всего ответы на данные вопросы останутся, похоже, в плоскости моих домыслов, а реалистичная история рождения статуи так и останется тайной. Хотя, почему бы и нет. Должно же в жизни быть место тайнам и чудесам? Лишь немного жалко, что мастер остался неизвестным…

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *