Поиск Лекций


Тема: География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Ев­ро­па — часть света, име­ю­щая пло­щадь около 10 млн. км² (из них на За­ру­беж­ную Ев­ро­пу, по от­но­ше­нию к стра­нам СНГ, при­хо­дит­ся 5,1 млн. км²) и на­се­ле­ние 740 мил­ли­о­нов че­ло­век (по­ряд­ка 10-11% на­се­ле­ния Земли).

Ев­ро­пу обыч­но делят на Се­вер­ную и Южную, За­пад­ную и Во­сточ­ную, это до­воль­но услов­но, тем более, что здесь всту­па­ют в дей­ствие не толь­ко чисто гео­гра­фи­че­ские, но и по­ли­ти­че­ские фак­то­ры.

В За­ру­беж­ной Ев­ро­пе скла­ды­ва­ет­ся еди­ное эко­но­ми­че­ское, по­ли­ти­че­ское, фи­нан­со­вое про­стран­ство. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство стран — члены ООН. Швей­ца­рия вошла в со­став ООН в сен­тяб­ре 2002 года, члены НАТО — 14 стран, члены ЕС — 15 стран. Боль­шин­ство стран от­но­сят­ся к груп­пе про­мыш­лен­но раз­ви­тых. Че­ты­ре стра­ны: ФРГ, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция и Ита­лия вхо­дят в со­став "боль­шой се­мер­ки стран За­па­да". Осо­бое место на эко­но­ми­че­ской карте ре­ги­о­на за­ни­ма­ют пост­со­ци­а­ли­сти­че­ские стра­ны или стра­ны с пе­ре­ход­ной эко­но­ми­кой.

Совет Ев­ро­пы — меж­ду­на­род­ная ор­га­ни­за­ция, со­дей­ству­ю­щая со­труд­ни­че­ству между всеми стра­на­ми Ев­ро­пы в об­ла­сти стан­дар­тов права, прав че­ло­ве­ка, де­мо­кра­ти­че­ско­го раз­ви­тия, за­кон­но­сти и куль­тур­но­го вза­и­мо­дей­ствия. Бу­дучи ос­но­ван­ным в 1949 году, Совет Ев­ро­пы яв­ля­ет­ся ста­рей­шей в Ев­ро­пе меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей. Наи­бо­лее из­вест­ны­ми ор­га­на­ми Со­ве­та Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся Ев­ро­пей­ский суд по пра­вам че­ло­ве­ка, дей­ству­ю­щий в со­от­вет­ствии с Ев­ро­пей­ской кон­вен­ци­ей о за­щи­те прав че­ло­ве­ка и ос­нов­ных сво­бод, и Ко­мис­сия Ев­ро­пей­ской фар­ма­ко­пеи.

В на­сто­я­щее время го­су­дарств в Ев­ро­пе на­счи­ты­ва­ет­ся более 40. Боль­шин­ство го­су­дарств по форме прав­ле­ния – рес­пуб­ли­ки, 12 мо­нар­хий. По ад­ми­ни­стра­тив­но — тер­ри­то­ри­аль­но­му устрой­ству все стра­ны (кроме Бель­гии, Гер­ма­нии, Ав­стрии и Швей­ца­рии) уни­тар­ные. Круп­ней­шие стра­ны по пло­ща­ди: Фран­ция, Ис­па­ния, Шве­ция, Гер­ма­ния, Фин­лян­дия. Круп­ней­шие стра­ны по на­се­ле­нию: Гер­ма­ния, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия. Че­ты­ре го­су­дар­ства За­ру­беж­ной Ев­ро­пы яв­ля­ют­ся чле­на­ми Боль­шой се­мер­ки: Фран­ция, Гер­ма­ния, Ита­лия, Ве­ли­ко­бри­та­ния. Глав­ной эко­но­ми­кой Ев­ро­пы счи­та­ет­ся Гер­ма­ния.

За­ру­беж­ная Ев­ро­па, как це­лост­ный ре­ги­он, за­ни­ма­ет пер­вое место в ми­ро­вом хо­зяй­стве по раз­ме­рам про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ства, по экс­пор­ту то­ва­ров и услуг, по раз­ви­тию меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма, ли­ди­ру­ю­щие по­зи­ции по за­па­сам зо­ло­та и валют. Эко­но­ми­че­скую мощь ре­ги­о­на в первую оче­редь опре­де­ля­ют че­ты­ре стра­ны, вхо­дя­щие в "Боль­шую се­мер­ку" стран За­па­да: Гер­ма­ния, Фран­ция, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ита­лия. Имен­но эти стра­ны об­ла­да­ют наи­бо­лее ши­ро­ким ком­плек­сом раз­лич­ных от­рас­лей и про­из­водств. Но со­от­но­ше­ние сил между ними за по­след­ние де­ся­ти­ле­тия из­ме­ни­лось. Роль ли­де­ра пе­ре­ш­ла к Гер­ма­нии, эко­но­ми­ка ко­то­рой раз­ви­ва­ет­ся более ди­на­мич­но. Ве­ли­ко­бри­та­ния же, утра­ти­ла мно­гие свои преж­ние по­зи­ции.

Осо­бую роль в хо­зяй­стве Ев­ро­пы иг­ра­ет ма­ши­но­стро­е­ние. На эту от­расль при­хо­дит­ся около 1/3 всей про­мыш­лен­ной про­дук­ции ре­ги­о­на и 2/3 его экс­пор­та. Осо­бен­но боль­шое раз­ви­тие по­лу­чи­ла ав­то­мо­биль­ная про­мыш­лен­ность. Ми­ро­вой из­вест­но­стью поль­зу­ют­ся такие марки ав­то­мо­би­лей, как "Рено" (Фран­ция), "Фолькс­ва­ген" и "Мер­се­дес" (Гер­ма­ния), ФИАТ (Ита­лия), "Воль­во" (Шве­ция) и др. В Ве­ли­ко­бри­та­нии, Бель­гии, Ис­па­нии, дру­гих стра­нах ра­бо­та­ют за­во­ды дру­гих ав­то­мо­биль­ных кон­цер­нов. Ма­ши­но­стро­е­ние, ори­ен­ти­ру­ю­ще­е­ся пре­жде всего на тру­до­вые ре­сур­сы, на­уч­ную базу и ин­фра­струк­ту­ру, более всего тя­го­те­ет к круп­ным го­ро­дам и аг­ло­ме­ра­ци­ям, вклю­чая сто­лич­ные.

Хи­ми­че­ская про­мыш­лен­ность в за­ру­беж­ной Ев­ро­пе за­ни­ма­ет вто­рое место после ма­ши­но­стро­е­ния. В осо­бен­но­сти это от­но­сит­ся к самой "хи­ми­зи­ро­ван­ной" стране не толь­ко этого ре­ги­о­на, но и прак­ти­че­ски всего мира — Гер­ма­ния.

Ме­тал­лур­ги­че­ская про­мыш­лен­ность за­ру­беж­ной Ев­ро­пы в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лась еще до на­ча­ла эпохи НТР. Чер­ная ме­тал­лур­гия по­лу­чи­ла раз­ви­тие пре­жде всего в стра­нах, об­ла­да­ю­щих ме­тал­лур­ги­че­ским топ­ли­вом и (или) сы­рьем: Гер­ма­нии, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Ис­па­нии, Бель­гии, Люк­сем­бур­ге, Поль­ше, Чехии. После вто­рой ми­ро­вой войны круп­ные ком­би­на­ты были по­стро­е­ны или рас­ши­ре­ны в мор­ских пор­тах с ори­ен­та­ци­ей на им­порт более вы­со­ко­ка­че­ствен­ной и де­ше­вой же­лез­ной руды и ме­тал­ло­ло­ма. Самый боль­шой и со­вре­мен­ный из ком­би­на­тов, со­ору­жен­ных в мор­ских пор­тах, на­хо­дит­ся в Та­ран­то (Ита­лия). В по­след­нее время стро­ят­ся пре­иму­ще­ствен­но не боль­шие ком­би­на­ты, а ми­ни-за­во­ды.

В целом доля эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния, за­ня­то­го в сель­ском хо­зяй­стве в За­ру­беж­ной Ев­ро­пе не ве­ли­ка (мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы). Доля сель­ско­го хо­зяй­ства в эко­но­ми­ке стран также мак­си­мум в стра­нах Во­сточ­ной Ев­ро­пы.

По ос­нов­ным видам сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции боль­шин­ство стран пол­но­стью обес­пе­чи­ва­ет свои по­треб­но­сти и за­ин­те­ре­со­ва­но в ее сбыте на внеш­них рын­ках. Ос­нов­ным типом сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия яв­ля­ет­ся круп­ная вы­со­ко­ме­ха­ни­зи­ро­ван­ная ферма. Но в Южной Ев­ро­пе еще пре­об­ла­да­ют по­ме­щи­чье зем­ле­вла­де­ние и мел­кое зем­ле­поль­зо­ва­ние кре­стьян-арен­да­то­ров. Глав­ные от­рас­ли сель­ско­го хо­зяй­ства за­ру­беж­ной Ев­ро­пы — рас­те­ние­вод­ство и жи­вот­но­вод­ство, ко­то­рые рас­про­стра­не­ны по­все­мест­но, со­че­та­ясь друг с дру­гом.

Транс­порт­ная си­сте­ма этого ре­ги­о­на от­но­сить­ся к за­пад­но­ев­ро­пей­ской мо­де­ли. Если го­во­рить о меж­го­су­дар­ствен­ных даль­них пе­ре­воз­ках, то ев­ро­пей­ские го­су­дар­ства зна­чи­тель­но усту­па­ют в этом Рос­сии и США. Но вы­со­кая обес­пе­чен­ность внут­рен­ни­ми транс­порт­ны­ми се­тя­ми вы­во­дит За­ру­беж­ную Ев­ро­пу в ми­ро­вой ли­дер­ство. Боль­шое зна­че­ние для ре­ги­о­на имеет реч­ной транс­порт. Оно под­ня­лось после ввода в экс­плу­а­та­цию вод­но­го пути Рейн-Майн-Ду­най. Порт на Рейне Дуйс­бург (Гер­ма­ния) – самый круп­ный по гру­зо­обо­ро­ту реч­ной порт мира. Ев­ро­па на­хо­дит­ся на пе­ре­крест­ке ми­ро­вых мор­ских транс­порт­ных путей. Это спо­соб­ству­ет раз­ви­тию в ре­ги­оне мор­ско­го транс­пор­та. Рот­тер­дам (Ни­дер­лан­ды) за­ни­ма­ет пер­вое место по гру­зо­обо­ро­ту среди мор­ских пор­тов мира. Дру­ги­ми круп­ны­ми мор­ски­ми пор­та­ми яв­ля­ют­ся Мар­сель, Лон­дон, Гам­бург, Ант­вер­пен, Генуя.

Наука и об­ра­зо­ва­ние.За­ру­беж­ная Ев­ро­па яв­ля­ет­ся одним из глав­ных цен­тров раз­ви­тия науки.

В за­ру­беж­ной Ев­ро­пе также воз­ник­ло много на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских пар­ков, тех­но­по­ли­сов, ко­то­рые уже в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ют гео­гра­фию науки ряда стран.

Ту­ризм и отдых. За­ру­беж­ная Ев­ро­па была и оста­ет­ся глав­ным рай­о­ном меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма. Здесь по­лу­чи­ли раз­ви­тие все виды ту­риз­ма, очень вы­со­ко­го уров­ня до­стиг­ла ин­ду­стрия ту­риз­ма. В ка­че­стве стран-ли­де­ров меж­ду­на­род­но­го ту­риз­ма также неиз­мен­но вы­сту­па­ют Ис­па­ния, Фран­ция и Ита­лия. К числу самых по­пу­ляр­ных стран при­вле­че­ния ту­ри­стов от­но­сят­ся также Ве­ли­ко­бри­та­ния, Гер­ма­ния, Ав­стрия, Швей­ца­рия, Гре­ция, Пор­ту­га­лия, Чехия, Вен­грия. А в таких мик­ро­го­су­дар­ствах, как Ан­дор­ра, Сан-Ма­ри­но, Мо­на­ко, об­слу­жи­ва­ние ту­ри­стов давно уже слу­жит глав­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов. Здесь на каж­до­го жи­те­ля при­хо­дит­ся по сто ту­ри­стов. На тер­ри­то­рии Ев­ро­пы есть все пред­по­сыл­ки для раз­ви­тия ту­ри­сти­че­ской де­я­тель­но­сти. В пре­де­лах За­ру­беж­ной Ев­ро­пы при­сут­ству­ют все виды ту­риз­ма.

Фи­нан­сы и кре­дит. В за­ру­беж­ной Ев­ро­пе на­хо­дит­ся 60 из 200 круп­ней­ших ми­ро­вых бан­ков. Эта­ло­ном стра­ны-бан­ки­ра давно уже стала Швей­ца­рия: в сей­фах ее бан­ков лежит по­ло­ви­на всех цен­ных бумаг мира. Осо­бен­но вы­де­ля­ет­ся так на­зы­ва­е­мая эко­но­ми­че­ская сто­ли­ца стра­ны — Цюрих. В по­след­нее время в стра­ну-бан­ки­ра пре­вра­тил­ся и Люк­сем­бург и Франк­фурт-на-Майне. Но все же круп­ней­шим фи­нан­со­вым цен­тром был и оста­ет­ся Лон­дон.

 

Задания (письменно в тетради):

1. Каковы главные особенности хозяйства Европы?

2. Что сделало Европы одним из самых развитых районов Европы?

3. Почему именно в Европе так активно проходит процесс интеграции?

 

 

Домашнее задание (письменно в тетради):

1. Ответьте на вопросы 2, 3, 4 стр.161 учебника Е.В.Баранчикова «География» (учебник размещен в группе «Смирнов А.В., кандидат психологических наук» vkontakte.ru).

2.

Принести атласы и учебники географии для выполнения практической работы.

 

(2. Почему в настоящее время большую часть потребляемых природных ресурсов Зарубежная Европа ввозит из других регионов мира?

3. Каким и показателями можно охарактеризовать современное кризисное состояние демографической ситуации в Зарубежной Европе?

4. Как изменялось участие Зарубежной Европы)

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Образование

Каковы характерные черты западноевропейского города? Структура типичных городов Западной Европы

8 февраля 2016

Каковы характерные черты западноевропейского города? География в XXI веке уже практически всё «открыла», поэтому она все больше сосредотачивается на проблемах современного общества. Геоурбанистика (наука о городах) — одно из самых актуальных её направлений сегодня. В этой статье речь пойдет о том, чем западноевропейский город отличается от русского, азиатского или австралийского.

Город — это… Основные типы городов в геоурбанистике

Город — это крупный населенный пункт, жители которого преимущественно заняты не в аграрном секторе производства. Разумеется, употребление эпитета «крупный» в данном определении является весьма условным. Так, в Дании или Эстонии есть города с населением в 600-800 человек. А вот в Японии населенный пункт имеет право именоваться городом только в том случае, если в нем проживает не менее 50 тысяч человек.

Чем еще отличаются города друг от друга? Некоторые урбанисты сводят их всего к трем основным моделям: римской, афинской и иерусалимской. И все же в геоурбанистике принято выделять несколько типов городов (в зависимости от планировки и характера застройки). Это:

  • западноевропейский тип;
  • восточный (азиатский);
  • африканский;
  • североамериканский;
  • латиноамериканский;
  • австралийский.

Каковы характерные черты западноевропейского города существуют? Об этом речь пойдет далее.

Структура западноевропейского города

Мадрид и Брюссель, Рим и Лиссабон — все эти города относятся к западноевропейскому типу и имеют схожую планировку и характер застройки. Прежде чем ответить, каковы характерные черты западноевропейского города, стоит вначале изучить типичные особенности его структуры.

Итак, классический город в данном регионе, как правило, включает в себя старую (историческую) часть и новую, где преобладает модерная застройка. Центр «старого города» обычно обозначен просторной площадью (рынком) с ратушей и костелом. От нее в разные стороны расходятся неширокие улочки. Именно старый город привлекает к себе огромное количество туристов, ведь здесь находятся почти все исторические и архитектурные памятники.

Вокруг старого города находится так называемое средместье — район, который застраивался значительно позже — в XIX-XX веках. Еще дальше, на окраинах, расположен пояс новостроек (новая часть города), состоящий из «спальных» районов.

Итак, каковы характерные черты западноевропейского города? Попробуем ответить на этот вопрос в следующем разделе.

Характерные черты западноевропейского города

Типичные города в Западной Европе очень маленькие по площади, весьма «тесные», но при этом весьма разнообразны в архитектурном плане. Какие характерные черты западноевропейского города можно выделить? Попробуем их перечислить:

  • разнообразная по стилям и возрасту архитектура: небоскребы могут соседствовать со старинными особняками, бароковые здания — с домами в стиле хай-тек и т. п.;
  • большое количество иностранных туристов и трудовых мигрантов;
  • обязательное наличие городского герба;
  • насыщенное автомобильное движение, постоянные проблемы с пробками на дорогах;
  • наличие одного или нескольких аэропортов (даже в том случае, если город маленький);
  • узкие улицы и дефицит зеленых насаждений;
  • очень большое количество архитектурных памятников — церквей, костелов, гражданских сооружений и скульптур.

Россия и Запад: сравнение городов

Русский город, по словам историка Владимира Махнача, это феномен, который только начинает серьезно изучаться. Чем он отличается от западноевропейского типа городов?

В Западной Европе полисы изначально занимали максимально небольшую площадь. Так было проще защититься от недругов, огородившись системой рвов и каменных укреплений.

А вот русские города — более свободны и просторны. Улицы в западноевропейских населенных пунктах узкие, дома в старых районах — каменные или фахверковые, тесно пристроенные друг к другу. В нашей стране дома всегда окружали обширные земельные участки.

В русских городах, даже в крупных, многие жители держали скот. Поэтому и улицы проектировались так, чтобы живности было легко передвигаться.

А попробуйте представить себе подобную картину, скажем, в Лондоне или Вене. Русские города всегда были гораздо ближе к сельской местности, а значит, и намного здоровее, нежели их западноевропейские «коллеги».

Заключение

Теперь вы знаете, каковы характерные черты западноевропейского города. Он состоит из трех частей: старого города, средместья и новой части. Города Западной Европы, как правило, отличаются большим архитектурным разнообразием, насыщенным транспортным движением, узкими улицами и недостаточным озеленением.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка…

Похожие материалы

Образование
Каковы характерные черты современного общества? Структура современного общества

Каковы характерные черты современного общества? Вопрос не из легких, но если говорить о нем глобально и обобщенно, то получится весьма основательный ответ. В основе современной общественной системы лежит постиндустриа…

Дом и семья
Китайская кошка с большими глазами: описание породы, характерные черты, фото

Китайская кошка наиболее загадочна, ведь она мало изучена в силу своих природных характеристик. Она занимает промежуточное место между домашним и диким представителем семейства. Имеются также две любопытные породы, ко…

Духовное развитие
Евсей (имя): значение, происхождение, характерные черты

В наступившем тысячелетии молодые родители все чаще обращают внимание на имена, вышедшие из широкого употребления. Что вы скажете, если новорожденного малыша назовут Евсей? Имя, значение и толкование будет подробно ос…

Закон
Иски о признании: определение, характерные черты

Иски о признании прав или их отсутствия массово распространены в юридической практике. Изрядная часть дел, рассматриваемых в судах, основана именно на них. Несмотря на то что их относят к одной категории, они обладают…

Искусство и развлечения
Ли Джордан: особенности и характерные черты персонажа

Ли Джордан описан Джоан Роулинг как темнокожий мальчик с черными волосами, заплетенными в дреды. Всем зрителям «Поттерианы» этот персонаж знаком в качестве озорного и остроумного комментатора спортивных матчей. Однако…

Искусство и развлечения
Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Псевдорусский стиль представляет собой архитектурное течение в России в 19-20 веках. Преобладающими элементами здесь становятся традиции зодчества и народного творчества. Он включает в себя несколько подгрупп, в том ч…

Искусство и развлечения
Северное Возрождение и его характерные черты

Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще назыв…

Новости и общество
Как называется плоский парк перед дворцом: термин и характерные черты

Множество красивых парков и дворцово-парковых ансамблей существует по всему миру.

Они поражают туристов, а некоторые жители ходят гулять в них каждый день. Садово-парковые зоны существуют уже много лет, свою популярно…

Новости и общество
Что такое бюст: характерные черты этого направления в скульпутре

Почти в любом городе можно увидеть памятники известным людям. Все они выполнены в различной форме и несут абсолютно разный смысл. Также часто можно увидеть бюсты известных людей. Они встречаются как на улицах города, …

Новости и общество
Характерные черты информационного общества. Плюсы и минусы информационного общества: таблица

Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для …

Развитие городов в колониально зависимых странах.

Латиноамериканский тип города. Особенностью градостроительства в Латинской Америке является тот факт, что задолго до появления первых европейцев здесь существовали крупные поселения городского типа с грандиозными общественными, культовыми и инженерными сооружениями, часть из которых сохранилась до наших дней. Но большинство этих построек были разрушены, а на их месте европейские колонисты построили современные города — латиноамериканский тип города. Типы сооружений и структура городов отражают влияние архитектуры Испании. Строительство строго регламентировалось действовавшими законами: прямоугольная планировка улиц с кварталами одинаковой величины, площадью в центре с одинаковым набором общественных зданий. В основном здания строились в романском, готическом, барочном или классическом стилях. Определенное влияние оказали традиции местного, индейского народного творчества. В результате в большинстве городов сложилась характерная структура с парадными центрами и обширными стихийно растущими районами. В XX в. большое развитие в городском строительстве Латинской Америки получила архитектурная школа функционализма: создание крупных архитектурных ансамблей, элементов парковой архитектуры и больших жилых районов. Латиноамериканские города окружены поясами нищеты — лачугами и хижинами.

Индийский тип города. В среднеи века в Индии многие города создавались, разрушались и вновь создавались. Дели и Агра в Центр. Индии -столицы Делийского султаната(XII-XIVв) — в долине Джамны. Здесь склад. центры, контролирующие долину Ганга и большую часть Индии. Города периодически разрушались.Примером этого может служить Дели — один из индийских султанов решил разрушить собственную столицу за то,что некоторые жители критиковали его политику.По его приказу сотни тысяч людей должны были покинуть город в 3-дневный срок. После этого один из величайших городов мира был полностью и до основания разрушен.
Калькутта расположена на р.Хугли в 140км от моря. Сеть судоход. речных путей удобно связывает е± с долиной Ганга, равниной Хиндустана, бассейном Брахмапутры; на юг удобные пути по при- морским низменностям ведут в Южную Индию. Е± эксцентрич. положение, возникновение и рост классич. пример города цитадели, колониального господства и хозяйственной эксплуатации страны. Очень выгодное ЭГП, поэтому европейские купцы закрепили за собой этот наиболее восточный и наиболее многообещающий путь внутрь Индии. До 1911г.Калькутта оставалась столицей Британской Индии;е± насел.в нач.XXв.превысило 1млн.чел и она был 2-м по численности городом Британской империи. В 1911 г. столицей вновь ставится Дели- историч. центр страны.
Бомбей был основан англичанами в 1672 году, хотя 1-я фактория на захваченном португальцами о-ве Бомбей была ещ± в 30-е гг XVI века. В XIX-нач. XX века с проведением ж/д в глубь Индии, Бомбей превратился в один из крупнейших торгово-промышленных центров.

 

Африканский и североамериканский тип развития городов. Города США 17-нач 20вв

Африканский город. Начало формирования этого типа города — конец XVI — начало XVII в. Города основывались европейскими колонистами по плану, с церковью и мэрией в центре, но в дальнейшем они развивались стихийно. Постройки колонистов были провинциальным отражением основных черт архитектуры метрополии (французский классицизм, португальское барокко и т.д.) Характерной чертой современного африканского города является соблюдение принципа городского районирования, т. е. разделения города на ряд секторов или районов по расовому и этническому признакам. В центре — главная площадь, куда сходятся основные магистрали. Центральная часть и деловые кварталы застроены многоэтажными зданиями в так называемом «тропическом стиле». Это современные здания из бетона, стекла и стали, эклектические по формам, оснащенные солнцезащитными устройствами и кондиционерами. Благоустроенные кварталы застроены особняками и виллами, много парков, садов и бульваров. Кварталы массового жилищного строительства — одно-двухэтажные дома дворового типа. Окраины застроены хижинами, типы которых изменяются в соответствии с климатическими условиями, способом ведения хозяйства и характером подручных материалов. Вокруг городов расположены поселки трущобного типа.

Североамерик. имеет специфические черты, большая часть которых объясняется сравнительной молодостью городов этого типа. Для них характерна четкая прямоугольная планировка, выделяется центральный деловой район, где сконцентрированы главные здания сферы управления и услуг (финансов, средств массовой информации и торговли). Центральная часть — многоэтажная застройка, но в остальных частях города преобладает малоэтажная (три — пять этажей), а еще дальше — районы индивидуальной застройки.

В основном здания строились в романском, готическом, барочном или классическом стилях. Определенное влияние оказали традиции местного, индейского народного творчества. В результате в большинстве городов сложилась характерная структура с парадными центрами и обширными стихийно растущими районами.

 

Древнерусские города.

Древнерусское государство в 9 – начале 13в, вплоть до монгольского нашествия, было одним из могущественных государств Европы. Его ядром являлись русские земли где еще в 6 в расселялись славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа.

Позднее образовалось обширное и сильное феодальное государство – Киевская Русь, достигшая могущества в конце 10 – 12вв. Масштабы градостроительства в киевской руси были велики, в 9-10 в насчитывалось 26 городов в 11 в возникло 62, в 12в – 120, в первой трети 13в – 32 города.

Макроположение древнерусских городов определялось их размещением:

1) на торговом пути "из варяг в греки";

2) в землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился основной ареал расселения Древней Руси;

3) на юго-восточной степной окраине русских земель, где строились города-заставы.

Микроположение древнерусских городов диктовалось требованиями обороны и торговли

Микрогеография древнерусских городов отличается четкостью. Структурно они состоят из двух частей: кремль (или детинец) и посад (подол), где селились ремесленники, купцы, землепашцы. К посаду прилегали слободы.

Киев, основанный более 1500 лет назад (482 г.), обладал выдающимся экономико-географическим положением. Он располагался в том месте, где Днепр — важнейшая речная артерия Древней Руси, путь из "варяг в греки" — пересекался широтной границей между лесным Полесьем и лесостепью. Через Киев с востока и далее через Львов и Краков в Западную Европу шел важный торговый путь из Средней Азии, Индии и Китая в обход Арабского халифата (от низовий Волги часть купеческих караванов поднималась вверх по Волге и через Новгород направлялась в Балтийское море) только город, контролировавший выход из Днепра в степь, прикрывавший с юга всю страну по греко-варяжскому пути, мог стать центром и средоточием всех сил тогдашней Руси.Историческое ядро Киева сложилось на нагорном плато (Старокиевской горе), возвышающемся над Днепром на 113 л*. Здесь возникли вначале город Владимира с церковью Андреевского монастыря и продолживший его к югу значительно более обширный город Ярослава с Софийским собором и Золотыми воротами. Под укрепленной частью города располагался Подол — большой торгово-ремесленный район у Днепра с торговой и вечевой площадью, домами торговцев и ремесленников, дворами для многочисленных немецких и азиатских купцов. Третьим районом застройки Киева, определившим его развитие позднее вверх по Днепру, был Печерск, где в XI в. возникла Киево-Печерская лавра. Глубокий овраг Крещатик к югу от Детинца и р. Лыбедь с ее большой поймой к западу от него служили естественными преградами, использовавшимися при обороне города. Со всех сторон город окрркали труднопроходимые леса.

Владимир.Владимир был основан в 1108 г. Владимиром Мономахом на высоком левом берегу судоходной Клязьмы, связывавшей его с западными и восточными краями Волго-Окского междуречья и далее на западе — через систему притоков и волоков — с бассейнами Днепра, Западной Двины и Волги, на востоке — по Волге — с Волжской Болгарией. Русские строители с незапамятных времен с удивительным мастерством сооружали на реках среди лугов одиночные церкви, служившие также маяками для судов и лодок в туман. Однако положение Владимира на южной окраине Волго-Окского между речья оказалось опасным в военном отношении и не столь благоприятным (периферийным) относительно основного массива русского заселения. В 1237 г. Владимир в числе первых русских городов, подвергшихся нашествию Батыя, был разрушен и сожжен. В дальнейшем ему уже не удавалось первенствовать среди русских земель.

Новгород. Древний Новгород возник на р. Волхов вблизи ее истока из оз. Ильмень на скрещении важнейших путей, ведших в Балтийское море, в бассейны Днепра и Волги, к Сев. Двине, Белому морю и на север Сибири. Он представлял собою в X — XIII, а затем XIV — XV вв. крупнейший торговый и политический центр, столицу "вечевой республики", распространявшей свою власть и влияние на огромную территорию.

Характерная для древнерусских городов структура, включающая две части: кремль и посад, — в Новгороде прослеживается особенно четко.

14) Города России в эпоху становления централизованного государства.Во второй половине XV-начале XVI вв. процесс объединения русских земель перешел в завершающую стадию формирования единого Российского государства во главе с Москвой. Знаменательным историческим событием этого времени стало окончательное освобождение от монголо-татарского ига (1480 г.). В годы правления Ивана III (1462-1505 гг.) и его сына Василия III (1505-1533 гг.) к Москве было присоединено большое число русских городов, к крупнейшим из которых относились Новгород (1478 г.), Чернигов (1503 г.), Псков (1510 г.), Смоленск (1514 г.), Рязань (1521 г.). Активно шел в это время процесс перехода мелких удельных князей и бояр на службу к московскому великому князю. Упрочению позиций великого князя и идеологическому утверждению Москвы в качестве новой столицы «всея Руси» содействовала церковь, ставшая в начале XVI в. крупнейшей политической и экономической силой государства. В конце XV в. развернулись грандиозные по размаху работы по перестройке Московского Кремля. Начаты они были с возведения нового Успенского собора. В дальнейшем Кремль был обнесен стенами. Московский Кремль, сложенный из кирпича с добавлением белокаменных деталей, стал мощной крепостью, отвечавшей требованиям европейского военно-инженерного искусства того времени. Его ворота были усилены отводными стрельницами, а угловые круглые башни, благодаря треугольной форме плана всей крепости, так сильно выступали вперед, что создавали возможность кругового обстрела. Со всех трех сторон Кремль был окружен водой: с юга его омывала Москва-река, с северо-запада — Неглинная, которая была запружена и превращена в широкий водный массив, тянувшийся вдоль всей кремлевской стены.

Перестройка Московского Кремля оказала сильное влияние на всю архитектурную и градостроительную практику XVI в. В рассматриваемый период это влияние сказывалось в первую очередь в крепостном строительстве, которое развернулось по всей стране. Хотя преобладающими оставались деревоземляные городские укрепления, все большее значение стали приобретать каменные крепости, что обусловливалось существенными переменами в военном деле, а именно развитием огнестрельного оружия и артиллерии. Так же как и в Московском Кремле, крепостные стены в других городах делали прямолинейными на отдельных участках, снабжали амбразурами и увенчивали зубцами. По их верху по всему периметру крепости устраивали крытую тесом боевую галерею. Особо важное значение приобрели крепостные башни, которые стали сильно выдвигать за линию стен для увеличения угла обстрела.

15. Города России 17-19вв В 19 в в связи с развитием пром произв-ва условия для развития городов стали более благопр. В конце 19 в насчитывалось 7 больших городов-С-П, Москва, Саратов, Казань, Ростов-на-Дону, Астрахань и Тула убить вас мало. Пром-ть развивалась как в городах, так и вне. Появился новый тип поселений-фабричные и кустарные села. В 19-20 в урбанизация в России хар-сь2 противоп направлениями: 1)деградация многих адм городов 2) развитие "истинных" городов, которые считались сельскими насел пунктами, но при этом выполняли пром функции. К середине 20в в России насчитывалось 665 городов. Особ-ти: 1)форм в условиях постоянного увеличения площади территории 2) процесс форм городов сопровожд-ся изменениями в их составе. 3) города в рос гос-ве часто учреждались властью4) много исчезнувших и бывших городов 554583498) часть городов приобрела свои функции за счёт поселения в город.4562) большинство городов-ресурсные города или города-крупн строит предпр.54789)урбанизация по-деревенски

 


Страны Центрально-Восточной Европы образуют широкую полосу от Балтийского до Адриатического моря, к западу от границы бывшего СССР и объединены не столько географически, сколько исторически. В конце 1940-х гг. там были установлены тоталитарные коммунистические режимы и в течение более 40 лет большинство из них были включены в социалистический блок под эгидой СССР. В географической и геополитической литературе второй половины XX в. все социалистические страны к западу от СССР объединяли в регион Восточная Европа в противовес Западной — капиталистической.

В конце 1980-х гг. волна революций в странах Восточной Европы положила конец власти коммунистических партий и привела к развалу социалистического блока в Европе. После образования новых независимых государств к западу от современных границ России — Эстонии, Латвии, Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии — в большинстве источников для идентификации региона используется термин «Центрально-Восточная Европа».

На общем фоне Зарубежной Европы страны ЦВЕ объединяют следующие общие черты:

  • преимущественно славянское население;
  • в разной степени проявляющаяся технологическая отсталость, устаревшая отраслевая и незрелая территориальная структуры хозяйства;
  • более низкий уровень жизни, чем в Западной Европе;
  • проведение реформ, направленных на системный переход от административно-командной к рыночной экономике, что в большинстве случаев сопровождается обострением экономических, социальных, национально-религиозных отношений и как следствие — политической нестабильностью.

В качестве важнейшего направления внешней политики страны Центрально-Восточной Европы рассматривают вступление в европейские международные структуры, прежде всего в Европейский союз, и последовательно осуществляют это намерение.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Общие черты и особенности стран Центрально-Восточной Европы. Типологические признаки. википедия
Поиск по сайту:

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *