Содержание

1.

ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЯ.
Презентация
по географии.
9 класс.
Учитель:
Карамова В.А.

2.

НАУКОЁМКОСТЬ
МЕТАЛЛОЁМКОСТЬ
ВОЕННОСТРАТЕГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР
ТРУДОЁМКОСТЬ
ФАКТОРЫ
РАЗМЕЩЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫЙ
ФАКТОР
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И
КООПЕРАЦИЯ
ОРИЕНТАЦИЯ
НА
ПОТРЕБИТЕЛЯ

3. Заполним таблицу

ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ
ФАКТОР
ОТРАСЛИ
ГОРОДА

4.

НАУКОЁМКОСТЬ.
Ориентация на научный
потенциал –
ведущий фактор
размещения
машиностроительных
предприятий.
Электроника,радиотехника,
авиакосмическая и
атомная промышленности
концентрируются
в районах и центрах,
обладающих высокоразвитой
научной базой:
крупными НИИ,
конструкторскими
бюро, опытными заводами.
Москва, Санкт-Петербург,
Екатеринбург, Новосибирск.

5.

ВОЕННО-СТРАТЕГИЧЕСКИЙ
ФАКТОР.
Предприятия,
выпускающие
оборонную
продукцию,
в интересах
национальной
безопасности, чаще
всего
расположены в
городах,
удалённых от границ.
Доступ в эти города
ограничен.
Новоуральск,
Снежинск.

6.

ТРУДОЁМКОСТЬ.
Станкостроение,
приборостроениеэти отрасли требуют
больших
затрат труда.
Предприятия размещаются
В районах с высокой
концентрацией населения.
Москва, Воронеж,
Пенза, Рязань.

7.

МЕТАЛЛОЁМКОСТЬ.
Предприятия,
специализирующиеся на
выпуске
металлургического,
энергетического,
горно-шахтного
оборудования,
ориентированы
на металлургические базы.
Производство
таких видов машин требует
много металла.
Заводы тяжелого
машиностроения на Урале
(Екатеринбург), в Сибири (
Иркутск, Красноярск).

8.

ТРАНСПОРТНЫЙ ФАКТОР
Машиностроительные
заводы размещаются на
крупных транспортных
магистралях,
так как перевозка машин
осуществляется
на большие расстояния
и в разных направлениях.

9.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ.
Размещение
машиностроительных
предприятий,
производящих
продукцию, которую
сложно
транспортировать изза большого
веса или крупных
размеров,
ориентированы
на потребителя.
Ростсельмаш.
Петрозаводск.

10.

Специализация и кооперирование.
Специализация и
кооперирование –
важнейшие принципы
размещения
отраслей машиностроения.
Специализация – связь
между предприятиями
по сборке одного изделия.
Кооперация – обмен
специаллизированной
продукцией
между предприятиями.

11.

ЗАДАНИЕ: найди соответствие.
Электроника,радиотехника,
авиакосмическая и
атомная промышленности
Ориентированы
на металлургические
базы.
Станкостроение,
приборостроение
В городах,
удалённых от
границ.
Предприятия, выпускающие
оборонную продукцию,
В районах с высокой
концентрацией
населения
Металлургического,
энергетического,
горно-шахтного
оборудования,
В районах и центрах,
обладающих
высокоразвитой
научной базой.

Факторы размещения машиностроения. (9 класс)

English     РусскийПравила

Похожие главы из других работ:

Зависимость численности населения от экономического развития и национального состава населения

3. Влияние национального состава на численность населения субъектов Российской Федерации.

На территории России проживает свыше ста наций и народнос-тей.

Каждой нации присущи свои черты материальной и духовной куль-туры, отражающие конкретные природно-исторические и социально-экономические условия ее развития…

Закономерности и показатели размещения населения

Раздел 1. Теоретический обзор основных положений темы: понятие населения, его классификация по различным признакам, демографические коэффициенты

урбанизация миграция демографический…

Определение отрасли специализации региона, отрасли рыночной специализации Центрального Федерального округа

6. Определить какие из отраслей являются отраслями специализации Приволжского федерального округа:

А) машиностроение; Б) цветная металлургия; В) легкая промышленность; Г) сельское хозяйство; Д) лесная промышленность; Е) химическая промышленность; Ж) топливная промышленность; З) электроэнергетика. Ответ: А, Е, Ж, З…

Современное состояние машиностроения Сибири

1.4 Классификация отраслей машиностроения

Машиностроение представляет собой самую сложную и дифференцированную отрасль промышленности…

Сравнительный анализ химического и органолептического состава минеральной воды

1. Сводная таблица химического состава минеральной воды

Минерализация мг/л Газ/ не газ Личный рейтинг Святой источник 50 15 20 25 5 20 100 Не газ. 1 Архыз 150 _ _ 25 5 5 200 Газ 3 Новотерская 1300 300 1200 300 100 800 4000 Газ. 6 Тверская чистая 100 _ _ 20 10 _ 200 Газ…

Территориальная организация населения и хозяйства экономического подрайона: Магаданская область

5.2 Территориальные особенности состава населения

Главной особенностью в изменении возрастного состава населения Магаданской области, как и по всей России, начиная с 90-х годов…

Территориальное прогнозирование половозрастного состава населения России (младше трудоспособного населения)

1.3 Методы прогнозирования половозрастного состава

Математическое моделирование. В современной статистике сложился ряд методов прогноза населения, имеющих разную точность и основывающихся на различных моделях. Самые простые из них характеризуют изменение его численности в целом. Это модели…

Территориальное прогнозирование половозрастного состава населения России (младше трудоспособного населения)

2.ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ КАРТИНА ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рис.1. ВОЗРАСТНОЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ — моложе трудоспособного возраста (на 1 января; в процентах от общей численности населения) — 2000г…

Характеристика малоградиентных полей давления в Нижнем Поволжье

2. Выделение Нижнего Поволжья в регион по циркуляционным признакам

Существенные особенности циркуляции атмосферы, присущие Юго-востоку европейской части России…

Характеристика Уральского региона

3.

Какие субъекты Федерации, входящие в состав Уральского федерального округа специализируются на добыче нефти и газа. Дайте экономико-географическую характеристику нефтяной отрасли по плану

а) Значение отрасли для хозяйства Урала и ее структура. б) Экономическая оценка сырьевой базы отрасли. в) Современная оценка состояния в условиях перехода к рынку. г) Размещение отрасли по территории Урала, особенности размещения…

Экономическая география

55. Какие виды лесов в наибольшей степени пострадали от хозяйственной деятельности человека? С чем это связано?

Используемые человеком природные богатства можно разделить на исчерпаемые и неисчерпаемые. К исчерпаемым богатствам относятся полезные ископаемые, к возобновимым — растения, животные и почвы…

Экономическая география

61. Какая закономерность существует в распределении природных зон на территории Земли? Какие из них не образуют сплошных полос?

Природные условия каждого материка определяются географическим положением, историей его формирования, рельефом, климатом…

Экономическая география

156. Какие основные отрасли хозяйства формируются в экономических районах, образующих Центральную Россию? Почему?

В центре Европейской части страны созданы и работают металлургические предприятия на базе железных руд КМА и донецком угле. Они размещены в Туле и Липецке. На базе руд КМА работает мощный Оскольский электрометаллургический комбинат…

Экономические закономерности формирования и принципы развития промышленных агломераций

1.8 Закономерность роста отраслевого разнообразия при приближении к ядру агломерации

Связана с общим экономическим законом разделения труда. В границах высокоагломерированной среды существенно увеличивается количество разных видов экономической деятельности, активизируются межотраслевые связи…

Этнические факторы регионализма (диффузия рас, Родина, этногенез, этические признаки и контакты) на примере Бельгии

2.3 Особенности этнического состава Бельгии: этносы, языки, религия

2.3.1 Этнический состав Бельгии Две главные группы, составляющее население страны — фламандцы (около 60 % населения) и валлоны (около 40 % населения). Фламандцы живут в пяти северных провинциях Бельгии (см…

География машиностроения

Составитель урока Никитина Наталья Владимировна, учитель географии МОУ «Новоакшинская средняя (полная) общеобразовательная школа» Старошайговского района

(высшая категория)

Предмет география
Класс 9
Учебник Дронов В.П. и др, География России: Хозяйство и географические районы.- М.: Дрофа, 2012

Тема урока: География машиностроения

Цель урока: познакомить с факторами и географией размещения машиностроения.
Задачи:

-дать понятие факторам, оказывающим влияние на размещение отраслеймашиностроения: наукоёмкость, военно — стратегический, трудоемкость,металлоемкость, специализация, кооперирование, потребительский,транспортный.
-раскрыть особенности размещения машиностроительных предприятий;
-выявить особенности географии российского машиностроения;
-научить показывать и называть центры машиностроения;

— развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие),

-формировать умение анализировать экономические карты и обосновывать принципы размещения машиностроительных предприятий различного типа;
-совершенствовать умения работать с учебником, анализировать картосхемы, таблицы;

-воспитывать чувство гордости за достижения ВПК России
Тип урока: комбинированный
Оборудование
: карта «Машиностроительный комплекс России», схемы «Роль и значение машиностроительного комплекса», «Состав МК», «Факторы размещения»,«Проблемы развития МК» из библиотеки электронных наглядных пособий, номенклатура урока, видеофрагмент «Новые лайнеры России» — http://www.youtube.com/watch?v=XJlhMmKnJr8

Основные этапы урока:

1. Актуализация знаний (фронтальная беседа)

2. Формирование новых знаний: рассказ учителя, работа с картой, просмотр видеофрагмента)

3. Организация учебно-познавательной деятельности (беседа по ходу урока, ответы на задания, выполнение практической работы, решение задачи, работа на доске)

4. Рефлексия 5. Домашнее задание

Ход урока

1.Мобилизующее начало

2.Актуализация знаний в ходе фронтальной беседы
Каково же значение машиностроительного комплекса?

Почему машиностроение играет ключевую роль в научно-техническом прогрессе?

Какие отрасли будут развиваться наиболее высокими темпами и почему?

Начертите схему межотраслевых связей машиностроительного комплекса.
3. Изучение нового материала
И так, мы с вами еще раз убедились, что машиностроительный комплекс чрезвычайно сложный по своей структуре. Давайте разберемся: Какова же география МК?
Какие факторы влияют на размещение предприятий?
Фактор размещения — это требования, предъявляемые размещаемым объектам к окружению.
Без удовлетворения этих требований объект не сможет нормальнофункционировать.
Познакомьтесь со схемой «Факторы размещения предприятий МК».

А)Как вы понимаете фактор наукёемкость и трудоемкость?

Откройте карту в атласе «Машиностроительный комплекс» на стр.16
Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно-технический прогресс: электротехнической промышленности, приборостроение, радиотехники, электроники, авиакосмической и атомной промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.
Аэрокосмическая промышленностьориентирована на высокий научный потенциал Московского региона. Основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в глубине страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Просмотр и обсуждение кинофрагмента «Новые лайнеры России». Комментарий учителя:

— Мы можем гордиться достижениями Российского ВПК, который в результате конверсии начинает производить необходимую в повседневной жизни продукцию.

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?
Б)Как вы понимаете фактор специализация, кооперирование?

Специализация и кооперирование— важнейшие принципы размещения предприятий машиностроения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий.

Например, КамАЗ включает шесть крупнейших специализированных заводов: литейный, прессово-рамный, кузнечно-прессовый, ремонтно-инструментальный, автосборочный. Крупнейшие автозаводы — ВАЗ и ЗИЛ — связаны кооперированными поставками более чем с 300 предприятиями-смежниками каждый, которые поставляют более 500 наименований материалов, на их долю приходится 55% себестоимости производства автомобилей.

В ряде машиностроительных отраслей сложилась слишком узкая специализация. Например, в России существует только по одному предприятию, выпускающему троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

В отличие от других отраслей промышленности на размещение машиностроения природно-ресурсный фактор влияет в наименьшей степени, однако весьма существенными факторами становятся такие, как обеспеченность трудовыми ресурсами, их квалификация, развитая транспортная инфраструктура. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Однако уровень развития машиностроения, набор машиностроительных отраслей и их значение в различных частях страны неодинаковы.

В одних районах машиностроительные отрасли имеют общегосударственное значение, то есть являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

В)Назовите основные центры размещения отраслей, определяющих научно – технический прогресс (среднее машиностроение): станкостроение и индустриальная промышленность, автомобилестроение, авиастроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Проанализируйте дополнительный текст.

Станкостроениеобеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные, сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Сухиничи (Тверская область).

Автомобилестроение

Сегодня главным «автомобильным цехом» страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КамАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЖ — Ижевск). Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицына, Яхрома, Курган; микроавтобусов — Нижний Новгород (на базе ГАЗ). В последние годы на российских предприятиях быстро растет сборочное производство автомобилей.

Российское автомобилестроение

Мировые бренды География
Шевроле Тольятти
Тойота Шушары (Санкт-Петербург) 15 тыс в год
Фольскваген Калуга
Киа Таганрог, Каменка (Санкт-Петербург)
Форд Елабуга, Всеволжск
Ниссан Тольятти, Каменка
ПСА (Пежо-Ситроен),

Мицубиси

Калуга
Рено Москва, Калуга 150 тыс в год
Крайслер (Джип Чероки) Москва (бывший ЗиЛ)
Фиат Нижний Новгород, Воронеж, Набережные Челны, Санкт-Петербург
БМВ Калиниград
Мерседес Нижний Новгород
Итого за год вместе с «Ладой»: 2231000

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Г)Как вы понимаете фактор потребительский, транспортный?

Назовите центры размещения отраслей общего машиностроения: железнодорожного машиностроения, судостроения, машин для легкой и пищевой промышленности. Проанализируйте дополнительный текст.

Локомотива и вагоностроениевозникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны. Пассажирские тепловозы — Коломна, маневровые тепловозы — Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, грузовые — Абакан, Нижний Тагил, электрички — Тверь и Демихово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.
Транспортное машиностроениеобеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение, как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Санкт-Петербург и Выборг, Архангельск и Мурманск, Нижний Новгород (АО «Красное Сормово») и Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы возникли в довоенный период в Волгограде и Челябинске. Позднее тракторные заводы были построены в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), в Сибири (Рубцовск) и на Северо-Западе (завод трелевочных тракторов — Петрозаводск). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например зерноуборочных (Таганрог, Красноярск, Ростов-на-Дону).
Д)Как вы понимаете фактор военно-стратегический, металлоемкость?

Назовите центры размещения отраслей тяжелого машиностроения: отрасли, производящие машины, для горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортное машиностроение, машины для химической и нефтяной промышленности, металлургическое, энергетическое оборудование. Проанализируйте дополнительный текст.

 Тяжелое машиностроениеотносится к материалоемким отраслям и отличается относительно малой трудоемкостью. Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург) — выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭКа) и предприятия Кузбасса (в Новокузнецке, Прокопьевске, Анжеро-Судженске, Кемерове). Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металлургические базы, но и на квалифицированные кадры и научные разработки. Исторически эта отрасль развивалась в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и для АЭС. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» — построен в Волгодонске.

Какие факторы играют решающую роль в размещении этих предприятий?

Вы обратили внимание что факторы, влияющие на размещение отраслей машиностроения очень многообразны и потребность в машинах на территории России повсеместная. Но уровень развития и особенности машиностроения значительно различаются в разных районах.
Анализируем карту.
Во-первых, очень велики различия в уровне развития 90 % продукции машиностроения производит Европейская часть России.
Во-вторых, районы России отличаются по уровню развития машиностроения. Три района -Центральная Россия, Урал и Поволжье дают 70% машиностроительной продукции. В промышленности каждого района машиностроение занимает разное место.
В-третьих, российское машиностроение сосредоточено главным образом в крупных городах.
4.Организация учебно-познавательной деятельности: выполнение практической работы» Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам атласа»

Для экономии времени можно распечатать готовую таблицу на каждую парту, разрезать и предложить учащимся выбрать необходимую информацию, затем прикрепить её на магнитную доску

Группа отраслей Название отрасли Крупные центры Фактор размещения
Трудоёмкое 1.Авиастроение
2.Автомобили
Жуковский, Самара, Новосибирск

Ижевск, Елабуга, Тольятти

Трудовой, наукоёмкость
Трудовой, транспортный
Металлоём-кое 1.Судостроение
2. Тяжёлое
3. Тракторы
Мурманск, Северодвинск, Владивосток

Курск, Электросталь, Новокузнецк

Липецк, Челябинск, Рубцовск

Сырьевой,

транспортный

Сырьевой
Сырьевой, потребительский

Реши задачу:

Что, кроме близости к металлургической базы, способствовало строительству в Волгограде тракторного завода? Укажите две причины

Ответ: Размещение в Волгограде тракторного завода способствовали близость к потребителю (Поволжье, Урал, Европейский Юг – районы развития сельского хозяйства) и положение на пересечении транспортных путей (речных и железнодорожных)
Найти соответствие:

Обучающиеся выполняют задание на листочках (как вариант, на магнитной доске) 

автобусы

троллейбусы

трамваи

легковые автомобили

грузовые автомобили

самолеты

вертолеты

зерноуборочные комбайны

трактора

тепловозы

электровозы

вагоны

ядерные реакторы

морские суда

речные суда

оборудование для металлургии

Нижний Тагил

Волгодонск

Екатеринбург

Казань

Коломна

Санкт-Петербург

Ростов-на-Дону

Саратов

Усть-Катав

Липецк

Курган

Новочеркасск

Нижний Новгород

Тольятти

Энгельс

Набережные Челны

5.

Рефлексия:

— на уроке я понял…

-мне понравилось…

-я узнал…

-мне было трудно понять…

6. Подведение итогов урока. Домашняя работа: § 11


Поделиться в соцсетях

Похожие:

География

geo.na5bal.ru

Машиностроение  — Определение отрасли, ее значение

   Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения. В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие подотрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др.); производство оборудования для отраслей народного хозяйства (строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др.); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др.); для непроизводственной сферы (коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др.). Кроме отраслевой классификации, машиностроение можно расчленить по стадиям технологического процесса на заготовку; механическую обработку и сборку. По металлоемкости, а также по трудо- и энергоемкости принято выделять тяжелое, общее и среднее машиностроение. Тяжелое машиностроение отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и энергоемкостью.

Оно включает производство металлоемких и крупногабаритных изделий. Для общего машиностроения характерны средние нормы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость. В основном это производство оборудования для отдельных отраслей промышленности. Общее и среднее машиностроение довольно похожи и четко выраженных закономерностей в географии не имеют. В машиностроении имеется хронологическая классификация. Выделяются новейшие отрасли, возникшие во второй половине XX века. Прежде всего, это отрасли высших этажей машиностроения: электроника, радиотехника, роботехника, ракетно-космическая промышленность и др. Новые отрасли, которые возникли во второй половине XIX и первой половине XX вв.: авиа- и автотранспортная техника, паровозо- и тепловозостроение, производство оборудования для многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности и др. К старым отраслям, возникшим еще в XVIII и первой половине XIX вв. относится производство металлических изделий для первичных отраслей экономики – сельского и лесного хозяйства, добывающей промышленности. Большое значение приобретают в наше время новые формы сотрудничества между странами.    Значение машиностроительного комплекса трудно переоценить. Важнейшая его задача – реализация достижений научно-технического прогресса, обеспечение комплексной механизации и автоматизации производства, снабжение народнохозяйственных отраслей новой техникой, удовлетворение населения современными потребительскими товарами.2. Сырьевые ресурсы отрасли    Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой. Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли. Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.3. Размещение отраслиРазмещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда. Одной из наиболее характерных, в плане широкого развития специализации и кооперирования предприятий, в машиностроении является автопромышленность.5. Структура отрасли   Высшие этажи машиностроения (тонкое, точное, прецизионное машиностроение). Эта группа новейших отраслей включает электронную и радиопромышленность, производство точных машин, станков, приборов и инструмента, робототехнику, ракетно-космическую технику и выделяется наименьшей металлоемкостью и наибольшей трудо- и наукоемкостью. Технологический процесс сводится в основном к точной механической обработке и сборке.Автостроение является типичным представителем среднего машиностроения, производящего сложные машины и оборудование средних габаритов для отраслей народного хозяйства, специализированного по стадиям технологического процесса, с развитым кооперированием и ориентацией основного производства на районы концентрации квалифицированных трудовых ресурсов, выделяющиеся высокой технической культурой. Автомобильная промышленность включает предприятия по производству автомобилей всех видов, автобусов, троллейбусов, мотоциклов, велосипедов, а также автомобильных, мотоциклетных, велосипедных и лодочных двигателей и запасных частей.Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горношахтного, горнорудного, крупного энергетического и подъемно-транспортного оборудования, тяжелых станков и  кузнечно-прессовых машин, а также других металлоемких и крупногабаритных изделий.Сельскохозяйственное машиностроение включает предприятия по производству сельскохозяйственных машин для механизации всех видов сельскохозяйственного производства (обработка почвы, посев культур, сбор урожая), в том числе в животноводстве.Тракторное машиностроение включает предприятия по производству тракторов, тракторных и комбайновых двигателей, специализированные предприятия по производству агрегатов, узлов, деталей и запасных частей к тракторам.6. Мировое машиностроение в конце 90-х годов    Машиностроение занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции. Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии. В странах «Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение практически отсутствует.                                         7. Автомобилестроение мира    90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые. Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. Крупнейшими производителями легковых автомобилей в мире являются: 1) Япония (8,5 млн. шт.); 2) США (6,8 млн. шт.) 3) Германия (4,4 млн. шт.)    В десятку крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания. Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).8.

Железнодорожное машиностроение мира.    Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.9. Судостроение мира    Странами – лидерами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия    Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.10. Авиационная промышленность    Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу и высококвалифицированные кадры, получила развитие только в экономически развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).11. Электротехническая промышленность    Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай. По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Южная Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.)    По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (свыше 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.)    По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (почти 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.)    По производству стиральных машин выделяется Китай, магнитофонов – Япония, компьютеров – США и Япония, промышленных роботов – США, Германия и Япония.12. Станкостроение мира    Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.) А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков.13. Сельскохозяйственное машиностроение мира.    Сельскохозяйственное машиностроение имеет потребительский фактор размещения и поэтому сосредоточено в главных сельскохозяйственных регионах мира. Развитые страны, добившиеся высочайшего уровня механизации сельского хозяйства, сокращают производство сельскохозяйственной техники, уделяя внимание повышению ее качества и технологических возможностей, постепенно уступают свое лидерство развивающимся странам по абсолютным показателям производства. В настоящее время по производству тракторов выделяются: 1) Япония (150 тыс. шт.) 2) Индия (100 тыс. шт.) 3) США (около 100 тыс. шт.)    Лидирующее положение Японии объясняется ее специализацией на производстве мини-тракторов, а в остальных странах мира, как правило, производят средние и мощные тракторы.Таблица 714. Группировка стран по уровню развития машиностроения

Страны с высокоразвитым машиностроением Страны со среднеразвитым машиностроением Страны со слаборазвитым машиностроением Страны, где машиностроение отсутствует

США                                   Бразилия                       Монголия     Саудовская Аравия           Канада                                 Китай                            Иран                  Ливия Германия                            Австралия                     Перу                   Мадагаскар       Россия                                 Индия                            Куба                   Сомали Франция                             Аргентина                     Албания             Исландия         Швеция                               Мексика                        Индонезия         Лаос Италия                                 ЮАР                              Алжир               Ботсвана               Япония                                Корея                             Египет              Конго            Великобритания                Испания                          Чили                 Панама      Швейцария                         Португалия                    Ирак                  Коста-Рика    Австрия                               Ирландия                       Турция             Гаити  Голландия                           Дания                              Заир                 Тунис          Бельгия                                Норвегия                        Нигерия           Судан  Польша                                Финляндия                     Вьетнам          Свазиленд        Румыния                              Греция                            Таиланд           Непал 15. Распределение продукции машиностроения    Почти ¾ продукции машиностроения перераспределяется между развитыми странами.

Это обусловлено тем, что развивающиеся страны не могут позволить себе больших затрат на науку. Развитые капиталистические и новые индустриальные страны выделяются масштабами продукции машиностроения, предназначенной на экспорт, а отсюда их повышенное внимание к улучшению качества выпускаемой продукции. Основные грузопотоки машиностроительной продукции распределяется следующим образом:    Япония Þ США    США Þ Западная Европа    Машиностроительный комплекс России, Украины и других стран СНГ, Китая, Индии, Бразилии работает преимущественно на внутренний рынок, а это зачастую приводит к производству продукции низкого качества.

Отраслевая структура машиностроения

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Отрасль машиностроения представляет собой совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однорядное потребительское или функциональное назначение. При этом отрасль характеризуется однородностью производственно-технической базы, специфичностью состава кадров и условий труда.

Отрасли, в состав которых входит несколько однородных специализированных отраслей включаются различные подотрасли и производства, которые характеризуются теми же признаками, что и отрасль, но являются более узко специализированными, выпускают более однородную продукцию по сравнению с отраслью и располагают меньшим количеством предприятий.

В настоящее время отрасли машиностроения объединены в единый машиностроительный комплекс, который включает в себя 12 крупных отраслей и около 100 специализированных отраслей, подотраслей и производств. К комплексным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электрическая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроителная и инструментальная промышленность; приборостроение; автомобильная промышленность; транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; строительно-дорожное и коммунальное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов; авиационная промышленность; судостроительная промышленность; промышленность средств связи.

Комплексные отрасли, в свою очередь, включают в себя ряд специализированных первичных отраслей. Например, в такую комплексную отрасль, как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение, входят: производство турбин и котлов паровых; дизелей и дизельгенераторов; комбайнов, проходческих машин и машин шахтных погрузочных; кранов мостовых электрических, кранов на автомобильном ходу и кранов башенных; тепловозов магистральных, грузовых, пассажирских магистральных вагонов, вагонов метрополитена.

В составе автомобильной промышленности выделяются: производство троллейбусов; грузовых и легковых автомобилей; автобусов; прицепов и полуприцепов тракторных; мотоциклов и мотороллеров; велосипедов.

В зависимости от того, на какой сектор ориентирована выпускаемая продукция, предприятия условно разделяют на группы:

· инвестиционное машиностроение (тяжелое, энергетическое, транспортное, химическое, нефтяное, строительно-дорожное), развитие которого определяется инвестиционной активностью ТЭКа, строительного и транспортного комплексов;

· транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, зависящее от платежеспособности сельхозпроизводителей, переработчиков сельхозпродукции, а также спроса населения;

· электротехника, приборостроение, станкостроение — наукоемкие подотрасли, развивающиеся вслед за потребностями всех иных отраслей промышленности, включая и само машиностроение;

· автомобильная промышленность, продукция которой ориентирована на спрос конечных потребителей (производство легковых автомобилей), а также на потребности предприятий, фирм и исполнительных органов власти (производство грузовиков и автобусов);

· другие подотрасли машиностроения

Предыдущая1234567891011121314Следующая

Date: 2015-04-19; view: 223; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *