Народы мира

Народы Австралии и Океании
Народы Азии
Народы Африки
Народы Европы
Народы Северной Америки
Народы Южной Америки

Костюмы народов мира

Жилища народов мира

Религии мира

Страны мира

Страны Австралии и Океании
Страны Азии
Страны Африки
Страны Европы
Страны Северной Америки
Страны Южной Америки

Международные организации

главная / народы мира / Туареги

Туареги

Страны проживания:Мали, Буркина Фасо, Нигер, Алжир, Ливия
Регион проживания:Африка

ТУАРЕГИ, имошаг (самоназвание), народ группы берберов в Мали (600 тыс. человек), Буркина Фасо (270 тыс. человек), Нигере (240 тыс. человек), Алжире (20 тыс. человек), Ливии (20 тыс. человек). Общая численность 1150 тыс. человек. Говорят на языке тамашек, распространён также арабский язык. Письменность на основе арабской графики, лишь туареги Сахары сохраняют в быту остатки древнеберберской письменности тифинаг. Верующие — мусульмане-сунниты.

Туареги — потомки коренного берберского населения Северной Африки, в эпоху арабских завоеваний продвинувшиеся в Сахару (где часть их, возможно, кочевала и раньше), а оттуда — в Сахель (полоса полупустынь и опустыненных саванн к югу от Сахары) и Судан. Образуют несколько объединений племён или соплемённостей (теджехе): в Сахаре — кель ахаггар, или ихаггарен, и кель аджер, в Судане и Сахеле — кель аир, кель грес и юллемиден.

Южные, или суданские, туареги — частью оседлые земледельцы и скотоводы, частью полукочевники. Выращивают зерновые, бобовые, овощи, разводят мелкий рогатый скот. Земледелие преимущественно ручное, реже пашенное. Северные, или сахарские, туареги — кочевые скотоводы, лишь в немногих оазисах занимаются земледелием. В прошлом те и другие были заняты также в транссахарской торговле и караванном извозе. С середины XX века беднейшая часть туарегов стала работать на нефтепромыслах. После сильнейшей засухи начала 1970-х годах резко усилился процесс оседания туарегов на земле.

Поселения оседлых и полуоседлых туарегов — кучевого плана. Жилища — полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Основа традиционного питания туарегов — молоко (верблюжье, овечье, козье), сыр, масло (его сбивают в тыквенных сосудах или бурдюках), изредка мясо. Из толчёной пшеницы или проса готовят каши. Во время продолжительных переходов употребляют своеобразный концентрат — мясной порошок, смешанный с мукой. В оазисах дополнительным питанием служат финики.

Мужская и женская одежда состоит из просторной и длинной рубахи с широкими короткими рукавами. Мужчины носят чёрную (тёмно-синюю) или белую повязку, которой обматывают голову и лицо, закрывая рот, нижнюю часть носа и лоб (её не снимают даже ночью); женщины лица не закрывают.

Общество туарегов делится на несколько сословий-каст, включающих как отдельных лиц, так и целые племена. Основные из них: «благородные» (имаджеган), в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию — воины; имгад, т. е. козопасы (в прошлом основная масса скотоводов и земледельцев); иклан, т. е. чёрные (в прошлом рабы-негры, ныне вольноотпущенники). Выделяются также категории инислимен — служителей исламского культа, инеден — ремесленников и др., варьирующие в разных объединениях. Несколько «благородных», имгадских и икланских племён составляют соплеменность эттебел, несколько эттебелов — вождество теджехе во главе с правителем — аменукалом. Символ власти аменукала, как и нижестоящих вождей, — священный барабан (эттебел).

Другая особенность туарегов — сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщины у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Распространены очень редкие ортокузенные браки между детьми сестёр. Брачное поселение смешанное: сперва матрилокальное, затем патрилокальное и, наконец, авункулокальное. Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала, некогда предназначенного взаимно обезопасить от враждебных сил пришельца-мужчину и членов того рода, где он поселился. Этот аналог женского лицевого покрывала у народов мира едва ли не единичен. Отсюда второе самоназвание туарегов — кель тигельмуст (народ покрывала).

Устный, музыкальный и танцевальный фольклор южных туарегов в сильнейшей степени суданизирован, северных туарегов — арабизирован. Самобытно изобразительное искусство, в котором распространён мотив креста, поэтому в прошлом туарегов даже считали потомками крестоносцев. Основные хранители традиционной духовной культуры (в частности, письменности тифинаг) — женщины.

К северу от стран, населенных хауса, живут туареги. Они делятся на шесть племен. Два из них живут в Сахаре: на плато Ахаггар живут кель-ахаггар, или ихаггарен; к северу от них живут кель-аджер. Эти племена в большой мере сохранили пережитки древних порядков материнского рода, существовавшего у берберов в Северной Африке еще во времена карфагенского и римского владычества.

Остальная часть туарегов — племена кель-аир, кель-грес, ифорас и юлеммиден — живет по среднему течению Нигера от Тимбукту до Ниамей, далее, к востоку, севернее английской Нигерии вплоть до Агадеса и Зиндера и, наконец, к востоку от этих городов. Туареги племени юлеммиден со своими стадами кочуют в странах по среднему течению Нигера.

Племена туарегов до сих пор сохранили кочевой образ жизни. Туареги юлеммиден, кроме скотоводства, занимаются земледелием, которое имеет подсобный характер. В период дождей, т. е. в июле — августе, они возвращаются к своим постоянным жилищам и принимаются за обработку полей. Сеют обычно просо и пшеницу, бобы, помидоры, лук, а также турнепс, морковь, арбузы и дыни. Продукты скотоводства составляют основу .питания туарегов: молоко верблюжье, овечье или козье во всех видах,

сыр, изредка мясо. В тыквенных сосудах или небольших бурдюках сбивают масло. Из толченой пшеницы и проса, иногда приправленных мясом, варят кашу. Во время продолжительных переходов употребляют своеобразный концентрат: мясной порошок, смешанный с просяной или пшеничной мукой. Его разводят в воде и пьют, не подвергая кипячению.

В оазисах дополнительным питанием служат финики. Во время кочевок туареги живут в шатрах, покрытых кожами или грубой тканью.

Одежда туарегов состоит из просторной и длинной рубахи с широкими короткими рукавами, сшитой из нескольких полос хлопчатобумажной ткани. Мужчины всегда закрывают лицо. По достижении двадцати пяти лет они получают право носить черную повязку, которой обматывают голову, закрывая рот’, нижнюю часть носа и лоб; они не должны снимать ее даже ночью. Женщины, наоборот, лица не закрывают.

Общественный строй туарегов довольно сложен, и многие черты его до сих пор не изучены. В недалеком прошлом каждое племя делилось на роды «благородных» (имаджеган) и «зависимых» (имгад). Отношение «благородных» родов к «зависимым» носило экономический характер: имаджеган давали имгад на выпас стада верблюдов за половину приплода. Население некоторых оазисов, находившееся в зависимости от туарегов, представляло собою как бы крепостных; оно распадалось на две группы: «домашних» (икелан), которые обрабатывали поля исполу, и «удаленных» (иравелан) — пастухов. Как те, так и другие располагали своей движимой и недвижимой собственностью, на которую туареги не посягали. Икелан и иравелан принадлежали не отдельным лицам, а зависели от целых туарегских родов. С развитием классовых отношений и ростом имущественного неравенства положение туарегов в обществе определяется не столько древними традициями, сколько размерами имущества, независимо от принадлежности к той или иной группе.

Схема племенной организации туарегов во многом сходна с организацией племен у арабов. Племена управляются советом старейшин под главенством султана. Титул султана появился у туарегов с XVI в., со времени захвата Северной Африки турками. Султанами, повидимому, стали называть военных вождей уже сформировавшихся к тому времени крупных союзов племен. Власть султанов ранее была наследственной. Султану наследовал сын его старшей сестры. Сейчас султана выбирают из своей среды вожди «благородных» родов, и он на определенный срок утверждается в этом звании французскими колониальными властями. Султан— главное лицо в системе косвенного управления — несет ответственность перед колониальной администрацией за сбор налогов.

Туареги исповедуют ислам. Мусульманское духовенство (марабуты) пользуется ’большим влиянием. По всей стране разбросаны многочисленные «святыни»: могилы прославленных шейхов, развалины старинных мечетей и т. д. Вместе с тем есть основание предполагать, что туарегам в доисламский период не были чужды идеи христианства, пришедшие из Александрии. В орнаменте и украшениях часто повторяется фигура креста, совпадающая по форме с крестом коптской церкви. Среди северных племен туарегов отмечены пережитки тотемизма.

Народы атлантического побережья и средней полосы Западного Судана

Население этой части Западного Судана занимается земледелием. Способы обработки земли еще более примитивны, чем в других районах. Здесь господствует отсталая подсечно-огневая система земледелия. Важнейшие культуры — кукуруза, разные виды проса, рис, маниока, бататы, бобовые культуры, земляной орех, сахарный тростник, красный перец, дыни, тыквы, табак и т. п. Питаются главным образом рисом. Скотоводство здесь почти отсутствует. Крупного рогатого скота нет совершенно. Большое значение имеют рыболовство и охота. У большинства племен ремесла, кроме кузнечного, не отделились еще от земледелия. Все необходимое в хозяйстве, всю домашнюю утварь, вплоть до каменных зернотерок, изготовляет сам крестьянин.

Селения располагаются на вершинах холмов. Обычно деревня, как, например, у кпелле, насчитывает всего несколько десятков хижин, однако в некоторых районах Либерии, например, среди тома, селения состоят из 250—300 хижин, а население их превышает тысячу человек. Для безопасности в прежние времена эти поселки обносились стенами. В Сьерра-Леоне и в Либерии, а отчасти и на Береге Слоновой Кости, жилище строится на специально сооруженной глиняной платформе, чтобы предотвратить затопление его во время периода дождей. У всех народов этой части Африки хижины имеют круглую в плане форму, диаметром 6—7 м, конусообразную крышу. Посреди хижины устраивается очаг. Окон нет, нет и дымового отверстия; верхнюю часть конуса крыши ддя защиты от тропических ливней тщательно закрывают. Крышу стараются делать возможно более крутой, чтобы потоки дождя скатывались быстрее. Такие дома рассчитаны на небольшую семью.

Все работы по постройке дома производятся в сухое время года, потому что во время дождливого сезона воздух настолько влажен, что, несмотря на жаркий климат, глиняные стены хижины долго не просыхают. В постройке дома участвует все селение; также всем селением строят дома общественного пользования: общедеревенский дом собраний и кузницу. В отличие от обычных хижин эти последние имеют четырехугольную форму. Общедеревенский дом собраний отличается большими размерами. Это, в сущности, крытый навес; глинобитная стена, в один метр высотой, служит сиденьем во время собраний; над ней возвышаются столбы, покрытые резьбой, на которых покоится крыша. Отделке общественного дома уделяют много внимания: потолок, полы и стены отличаются тщательностью работы. Такие дома служат центром всей общественной жизни селения. Здесь мужчины занимаются плетением корзин, цыновок, резьбой по дереву и т. п., здесь же производится суд.

Общественный строй народов лесной полосы Либерии, например кпелле, манья, тома, менде и др., до сих пор сохраняет много архаических черт.

В этой части Западного Судана, особенно в глухих районах тропического леса, сохранились еще тайные союзы, хотя претерпевшие уже решительные изменения. В условиях развивающегося товарного хозяйства вожди и руководители тайных союзов превращаются в кулаков, эксплуатируют подчиненное им местное население. В Сьерра-Леоне, например, руководители Поро заставляют членов тайного союза изготовлять ткани, плести корзины, выращивать хлопок и т. п. Вся продукция поступает в распоряжение руководителей, которые сбывают ее на побережье. Так прежний колдун, скрывающийся под маской верховного духа — прародителя племени, превращается в эксплуататора.

Племена Либерии, этой негритянской республики, созданной более ста лет назад американским капиталом, сейчас самые отсталые среди всех народов Африки. Потрясающая бедность, эпидемические заболевания, абсолютная неграмотность, господство суеверий, дикий произвол властей— таковы характерные черты жизни этих племен, опекаемых американским империализмом. Последние два десятилетия здесь господствовала компания Файерстона. После второй мировой войны новые десятки тысяч крестьян были согнаны на рудники в Боми-Хилс и на строительство железной дороги Боми-Хилс — Монровия.

В 1861 году появилась книга, сразу привлекшая внимание специалистов, но оставшаяся почти незамеченной широкой публикой. Выдержки из этой работы, носившей название "От царства матери к патриархату", были опубликованы во Франции в 1938 году. Ее автор, Жан Жакоб Башофен, родился в 1815-м и умер в 1887 году. Он был магистратом, и на написание книги его вдохновили исследования в области юриспруденции. Вот, вкратце, основной тезис Башофена: вначале мужчины жили в обществе, где не существовало никаких преград в плане сексуальных отношений, после чего наступила эра матриархата.

Селин Ренноз, воинствующая феминистка, опубликовала в Лондоне, где феминизм в начале века имел сильные позиции, "Историю человеческой мысли и эволюции человечества на протяжении веков". В этом монументальном труде (3 тысячи страниц) последовательно рассматриваются первобытный мир, древний мир, израильский мир, кельтский мир, латинский мир, современный мир. Селин Ренноз выдвигает в своей работе тезис: "История человечества — это постоянная борьба между мужчиной и женщиной, которую он постепенно лишил принадлежавшей ей поначалу главенствующей роли и притесняет в современную эпоху". (Библиография матриархата столь скудна, что имеет смысл упомянуть имена всех тех, кто занимался изучением этого вопроса.)

Вот что по поводу матриархата говорит мадам де Паини: "Матриархат был вытеснен патриархатом в начале четвертичного периода. Арийские народы пришли на смену народам матриархальным, хотя последние не исчезли полностью и какая-то их часть еще продолжала существовать в течение продолжительного времени. Мужчины приложили все усилия, чтобы уничтожить любые напоминания о былом царстве женщин. Древние историки дружно обошли эту эпоху молчанием. Единственное, что можно утверждать с уверенностью: в истории человечества был этап, когда женщина взяла на себя функции руководителя и защитника".

Следы матриархата

Юристы констатируют наличие определенных элементов материнского принципа организации как в семейной, так и в социальной сфере жизни. Например, в некоторых группах мужчина, женившись, остается жить в доме матери, нанося время от времени визиты своей супруге.

Или еще более распространенный случай: муж обязан жить в семье своей жены, где он занимает зависимое положение. Передача в наследство имущества или властных полномочий осуществляется женщинами. У латинов царская власть передавалась по женской линии.

В древние времена в Греции такое понятие, как отцовство, было неизвестно. Первый афинский царь, Цекропс, ввел систему индивидуального брака.

Греческие обычаи позволяли мужчине жениться на своей сестре по отцу, но ни в коем случае не на сестре по матери. Понятие родства существовало только для женщин.

Наследие матриархата прослеживается у кельтов: принцессы, выбиравшие себе мужей, многочисленные богини-матери, симуляция отцом родового акта. Ж. де Врие, специалист по кельтским традициям, по этому поводу пишет: "Нам известно, что симуляция отцом родового акта была присуща древним жителям Европы, и этот обычай до сих пор сохранился у басков". И добавляет: "В Великобритании отмечены случаи полиандрии (многомужества), а в Новой Каледонии существует женская община".

В Древнем Египте предки определялись по женской линии, и родословную всегда составляла мать семейства. На супруга была возложена лишь одна функция. Женщина была подлинной хозяйкой дома.

В племенах германцев царил патриархат, но тем не менее в их жизненном укладе оставались пережитки матриархата. Тацит пишет так: "Племянники были гораздо ближе к дяде по матери, нежели к собственному отцу. Считалось, что это более близкое и более священное родство". В общинах, где сохранились воспоминания о матриархате, дядя играл важную роль. Зачастую он являлся главой семьи.

Матриархат, оставил следы в Испании, а на юго-востоке Франции сохранился древний обычай, согласно которому наследником является не сын, но зять, рассматриваемый как своего рода служащий при родителях своей жены. Такой же обычай был некогда столь распространен в Индии, что там даже встречался особый вид брака, называвшийся "служебным". Еще одним пережитком матриархата является обычай, в соответствии с которым женщина остается жить со своей матерью, а муж приходит ее навещать.

Матриархат в Полинезии

Питер Бак, английский писатель полинезийского происхождения, рассказывает следующее: "На Гавайях брак между братом и сестрой считался высшей формой супружеского союза в среде племенной знати. На островах Тонга сестра занимает более высокое социальное положение, нежели ее брат. На островах Фиджи муж является, по сути дела, гостем в доме своей жены, и все заботы о детях лежат на их дяде с материнской стороны".

Матриархат на Антильских островах

На Антильских островах в XVIII веке существовал тип матери семейства, живущей только с многочисленными детьми. Матери полагали, что их дочери могут свободно отдаваться любым мужчинам, и не видели в этом ничего предосудительного. Девственность считалась чем-то вроде изъяна. Незаконнорожденные дети были обычным явлением.

Так, на Мартинике, когда священник призывал женщину выйти замуж за отца своих многочисленных детей, она отвечала ему: "Я не знаю, кто он. Когда садишься на муравейник, разве можно определить, какой именно муравей укусил тебя?" Этот тип матриархата сочетается с наличием у мужчины нескольких семейных очагов. Местные обычаи допускают своего рода полигамию (многоженство). Богатые белые подавали пример, а цветные креолы подражали им.

/ Матриархат

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *