Природа города-курорта

Боржоми расположился в потрясающе красивом Боржомском ущелье, в юго-восточной части страны. Окруженный со всех сторон горными массивами, Боржоми является идеальным местом для отдыха и лечения. Небольшой городок является бальнеоклиматическим курортом. Все кругом покрыто широколиственными и хвойными лесами. Следует также сказать и об уникальности и широком разнообразии растительного и животного мира. Чтобы сохранить уникальность данного места, был создан национальный парк, который может похвастаться редкими и исчезающими видами представителей флоры и фауны.

Лечение в Боржоми

Наверняка, каждый хоть раз слышал о целебной силе минеральной воды Боржоми. Вода оказывает чудодейственное воздействие на различные системы организма, в том числе дыхательную и пищеварительную, укрепляет иммунную систему и положительно влияет на обмен веществ.
В наше время лечение водой происходит путем употребления ее внутрь, а также вдыханием паров Боржоми.

Одна из самых популярных процедур в Боржоми

В городе имеется несколько десятков учреждений, которые занимаются лечением минеральной водой. Есть здесь и различные дома отдыха, рекреационные центры и санатории. Отдыхающим предлагается целый ряд оздоровительных и диагностических процедур, лечение в минеральной или серной ванной, а также многое другое.

Что посмотреть и куда пойти в Боржоми

Помимо лечения и оздоровления, город может предложить множество мест, которые непременно стоит посетить. Здесь располагается более двух сотен культурных и архитектурных памятников. Туристы могут отправиться на экскурсию по храмам и монастырям, крепостям.
Одним из самых популярных мест, считается дворец семьи Романовых. Строение интересно не только с исторической точки зрения. Построенное в 18 столетии, здание поражает своей красотой и изяществом.

Дворец семьи Романовых в Боржоми

Достаточно известным является городской парк. Здесь можно посидеть в кафе, подняться в горы по канатной дороге, повеселиться на аттракционах и просто насладиться атмосферой тепла и уюта. Именно в парке располагается несколько источников известной минеральной воды «Боржоми». Целебная вода является настоящей визитной карточкой не только курорта, но и страны. В парке есть множество небольших фонтанчиков-поилок. Здесь можно приобрести небольшие емкости. В которые возможно набрать немного целебной воды.
За парком есть лес. В котором есть бассейны с серной водой. Совсем недавно они были отреставрированы. Сейчас искупаться в бассейне под открытым небом можно совершенно бесплатно.

Природный бассейн с серной водой в парке Боржоми

Рядом с центральным парком есть еще одна популярная достопримечательность – Дом Мирза-Риза-хана. Возведено строение было еще в 19 столетии. Уникальным оно является из-за того, что основная часть его построена из камня, а вот крыша и балкон сделаны умелыми мастерами из резного дерева.

Следует сказать также, что дерево украшено камнями бирюзы. Дом был построен иранским консулом специально для отдыха на курорте. А после смерти консула дом стал служить гостиницей и музеем.
Инфраструктура места вполне развита. Еду можно приобрести не только в магазинах и ресторанах, кафе и барах, которых здесь, к слову, достаточное количество. Некоторые местные блюда можно купить прямо на улице.
Есть в городе два вокзала, которые могут доставить практически в любую точку страны, а также множество мест для развлечения.

Как добраться в Боржоми из Тбилиси

Маршрут из Тбилиси в Боржоми на карте

Узкоколейная железная дорога Боржоми-Бакуриани (ბორჯომი-ბაკურიანის სარკინიგზო ხაზი) – единственная на всю Грузию узкоколейка, удивительным образом совмещающая в себе сущности транспорта и аттракциона. Она завоевала себе великую славу по всей России, и о ней слышали даже те, кто вообще ни о чем другом грузинском не слышал. От себя скажу, что это действительно забавная штука, соединяющая город Боржоми и курорт Бакуриани в некий единый комплекс.

 

 

Что это такое

Узкоколейка – это 38 километров железнодорожного полотна шириной 911 миллиметров, которая начинается в Боржоми, идет через села Цеми и Цагвери и заканчивается в Бакуриани.  За 1 или 2 лари и 2,5 часов она позволяет вам набрать 1000 метров высоты и попасть в Бакуриани, что медленнее, чем на маршрутке, зато интереснее и чуть дешевле. По дороге ходит два локомотива: зеленый и голубой, к каждому цепляют два вагончика. Все это неторопливо движется со скоростью примерно 25 километров в час. Самые красивые участки – верхние, ближе к Бакуриани. На маршруте есть один мост и один тоннель.

Двухларовый вагон

История

Узкоколейка появилась еще в самом конце XIX века, но депо и станции появились позже. В 1897 году из Англии привезли первый паровоз, а постоянное движение открылось в 1902.

Станции строились в первые годы ХХ века и сейчас на них местами остались надписи с годом постройки. В те годы по дороге ходил небольшой паровозик – его можно видеть на постаменте в нескольких десятках метров от станции «Боржоми-Товарная». Поезд проходит как раз мимо него.   

В советское время дорога выполняла какие-то важные транспортные функции – например, вывозила минеральное сырье из поселка Андезит. Грузовые перевозки кончились вместе с советской эпохой, и на некоторых станциях сейчас можно видеть ржавеющее товарные вагончики. Кое-где от основной линии ответвляются и уходят куда-то в лес другие, не действующие. В 1966 году паровозы заменили на электические локомотивы ЧС11, которых сейчас во всем мире 12 штук.

В свое время сестра жены Саакашвили выделила деньги на раскраску вагончиков и станций и придумала какой-то сложный проект по катанию детей, но долго этот проект не прожил. А раскраска осталась.

Расписание

Важно знать, что поезда отходят не с центральной боржомской станции, а со станции "Боржоми-Грузовая", которая на 2 километра восточнее центральной. Грузовая она потому, что там рядом завод "Боржоми" и там грузят минералку. В Бакуриани поезд приходит на единственную станцию, практически в центре курорта.

 

Боржоми-Бакуриани: 07:15 — 09:40

Бакуриани-Боржоми: 10:00 — 12:23

 

Боржоми-Бакуриани: 10:55 — 13:21

Бакуриани-Боржоми: 14:15 — 16:30

 

Стыковки. Расписание подогнано так, что узкоколейные поезда стыкуются с тбилисскими электричками. Причём между ними есть запас в полчаса. Например, поезд УЖД приходит в Боржоми в 16:30, а в 16:50 проходит электричка на Тбилиси. Соответственно, если поезд уходит из Боржоми в 10:55, то чуть раньше тут проходит тбилисская электичка на Боржоми (которая 6:40 из Тбилиси).

Технические детали

Каждый состав состоит из локомотива и двух вагончиков. Задний вагончик чем-то напоминает обычную электричку. Это как бы второй класс и стоит 1 лари. Передний вагончик уже современный, с приличным дизайном и стоит 2 лари. В дешевом всегда больше народу, больше орущих детей и неспокойных подростков. Так что советую дорогой вагончик – там гораздо приятнее созерцать пейзажи. Каждый вагон имеет 32 сидячих места, итого каждый поезд перевозит 64 человека, не считая стоящих.

Вагон второго класса

 

Вагон первого класса

Оплата производится уже внутри вагона по ходу движения. Вам выдают настоящий билет, который можно сохранить как сувенир. На остановках из вагончика можно спрыгивать на платформу. Все остановки короткие, но можно как минимум успеть фотографироваться.

Билет

 

Теперь про локомотив. Он электрический (потребляет 1500 вольт), чешский, 1966 года производства, весит 66 тонн. Моторы затягивают поезд наверх, а вниз он идет уже своим ходом, причем машинист контролирует скорость тормозом. Главный инструмент управления локомотивом – большое колесо, функции которого различны. При некотором везении можно попасть в этот локомотив и проехать веь путь именно на нем. Как минимум, это избавит вас от орущих детей.

 

Некоторые виды из локомотива

 

Безопасность

У всей этой системы множество подстраховок и проверок. Например, машинистов перед каждым рейсом проверяют на давление и еще на какие-то состояния. За нетрезвость сразу отстраняют от рейса. В локомотиве стоит хитрый прибор, который фиксирует все данные о движении – своего рода «черный ящик». Сама колея имеет тупиковые ответвления на случай, если тормоза откажут. Так что здесь все продумано.

Экономические аспекты

Билеты – штука символическая. Поезда себя не окупают и живут за бюджетные деньги, как и все поезда в Грузии. Зарплата машиниста сейчас – 300 евро, а всего машинистов вроде бы четверо. Итого 1200 евро уходит только на зарплату машинистам. А еще есть механики, стрелочники и прочий персонал. Ну и энергия. Один рейс при полной загрузке (64 человека) дал бы 46 евро, но на деле поезд загружается чуть более, чем на половину.

 

 

пассажирский
№618 Тбилиси — Боржоми №617
приб ст отпр раздельные пункты расст. код приб ст отпр
    07.20 Тбилиси-пасс. 0 560148 21.10    
    07.23 Тбилиси-тов. 2 560203     21.07
  1   о.п. Дидубе 4 560218   2  
07:32 1 07:33 Авчала 10 560307 20:54 1 20:55
07:36 1 07:37 рзд. Загэс 14 560311 20:50 1 20:51
  1   о.п. Карсани 19 560326   1  
07:46 1 07:47 Мцхета 21 560400 20:41 1 20:42
  1   о.п. Армази 24 560420   1  
07:54 1 07:55 Дзегви 28 560504 20:32 1 20:33
  1   о.п. Шио-Мгвиме 30 560519   1  
08:02 1 08:03 Ксани 33 560608 20:24 1 20:25
  1   пл. 2468 км. 35 560267   1  
  1   о.п. Хандаки 38 560612   1  
08:15 1 08:16 рзд. Кавтисхеви 43 560701 20:11 1 20:12
  1   о.п. Микелцкаро 47 560716   1  
08:23 1 08:24 Каспи 48 560805 20:02 2 20:04
08:30 1 08:31 Метехи 56 560909 19:55 1 19:56
08:36 1 08:37 Гракали 61 579604 19:47 1 19:48
  1   о.п. Квахврели 66 579515   1  
08:47 1 08:48 рзд. Уплисцихе 68 579106 19:37 1 19:38
  1   о.п. Хидистави 73 579017   1  
08:55 2 08:57 Гори 76 579002 19:28 2 19:30
09:07 1 09:08 Скра 84 578902 19:21 1 19:22
  1   о.п. Урбниси 87 578813   1  
09:17 1 09:18 Карели 94 578809 19:10 1 19:11
09:24 1 09:25 Агара 100 578705 19:03 1 19:04
  1   о.п. Мохиси 104 578616   1  
09:34 1 09:35 Гоми 109 578601 18:53 1 18:54
  1   пл. 2391 км. 113 577280   1  
  1   о.п. Осиаури 115 577219   1  
09:47 12 09:59 Хашури 120 577204 18:30 10 18:40
  1   пл.

3 км.

123   1  
  1   о.п. Тезери   1  
  1   о.п. Квишхети 129 577242   1  
  1   о.п. Ташискари 130 577276   1  
  1   пл. 8 марта 132 577257   1  
10:31 3 10:34 Ахалдаба 134 577505 17:56 3 17:59
  1   о.п. Кортанети 142 577515   1  
  1   о.п. Вардгинети 145 577524   1  
  1   о.п. Квибиси 147 577539   1  
11:26 5 11:31 Боржоми 150 577609 16:59 5 17:04
11.40     Боржоми-парк 152 577613     16.50

Поезд курсирует постоянно, круглогодично, ежедневно.

Обслуживается составом электропоезда.


Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *