Приглашаем на экскурсию в Таврический дворец

 

Таврический дворец – уникальный памятник архитектуры, истории и культуры.
История дворца богата событиями. Построенный для Г.

А. Потемкина, в 1792 г. он становится императорской резиденцией, а с 1906 по 1917 гг. — местом пребывания Государственной думы Российской империи. Сегодня здесь располагается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ.

Во время экскурсии гости совершат прогулку по трем парадным залам и другим помещениям Таврического дворца, узнают историю его обитателей, посетят великолепный Думский зал – место работы Государственной думы Российской империи, ознакомятся с выставками, посвященными истории российского парламентаризма и истории Таврического дворца.

 

Продолжительность экскурсии: 60 минут.
Режим работы: Пн. – Пт. с 10:00 до 16:00

 

Посещение Таврического дворца возможно только по предварительной заявке при наличии паспорта.

ТелефонРежим работыОтзывыПохожие места

Таврический дворец центр истории парламентаризма


Сделать VIP99 руб. (вместо 250 руб.)Вы владелец?


Адрес Санкт-Петербург, Шпалерная, 47
МО №80 "Смольнинское"
Почтовый индекс: 191015
Станция метро
Ближайшая остановка автобуса
  • Шпалерная (ул. Таврическая) — 220 метров
Факс +7 (812) 326‒69‒11
Официальный сайт www.parlament-history.ru

График работы

Закрытоcегодня среда и время сейчас в Санкт-Петербурге 18:19

Пн Вт Ср Чт Пт
10:00-17:00 10:00-17:00 10:00-17:00 10:00-17:00 10:00-17:00

Способы оплаты

Фаворит великой императрицы, и фактически — второй человек в государстве, Князь Григорий Потемкин, в 1783-89 годах построил дворец, а вокруг приказал разбить роскошнейший сад — лучший в Петербурге.

(до сих пор территория Таврического парка — одна из крупнейших в городе, и примерно в 2 раза больше Летнего сада)

 

На строительство ушло около 400 000 рублей, но вскоре постоянные дела в южных губерниях, и расходы заставили князя продать слишком дорогую «игрушку».

Отдавать без прибыли князю было «не солидно», а кроме казны, покупателей на такую роскошь не предвиделось. В результате поместье было выкуплено за 460 000 рублей в пользу государства.

Но не прошло и года, как «Светлейший», за взятие Измаила, был награжден Екатериной… все тем же, своим бывшим собственным дворцом.

 

Подарок Екатерина снабдила и титулом «светлейшего князя Таврического».

Забавно, но Измаил штурмовал Суворов, а Потемкин только формально был командующим южной армией русских.

Что получил Суворов в награду за Измаил?…

 

 

Первоначально пустынную местность поручили английскому садоводу Вильяму Гульду. Довольно быстро были прорыты каналы, устроены дорожки.

На месте небольшой речушки, устроили два живописных пруда, наполненные водой. В них стали выращивать стерлядь. Вынутую землю превратили в горки, покрытые дерном.

На Большом пруду устроили два острова, один из которых засадили деревьями, а на другом насыпали холм, с которого открывался великолепный вид на дворец.

Остров был соединен с «большой землей» мостиком, выполненным как макет будущей деревянной переправы через Неву.

Мост через Неву построен так и не был, а его точная копия, уменьшенная в 10 раз, появилась в Таврическом саду.

Но сам дворец строил и проектировал Иван Старов.

 

Особняк планировался с большим размахом. Стоит вспомнить, что позднее, на торжествах, по случаю взятия Измаила, был организован прием на 3000 гостей.

 

От города, Таврический сад был отделен рвом, по берегам которого были высажены высокие деревья. Через него перебросили несколько деревянных мостов.

 

 

После смерти Потемкина Екатерина снова купила дворец у наследников, обеспечив им безбедное существование на многие века.

На этот раз цена сделки составила более 2 миллионов 600 тысяч рублей!

Для сравнения: отличная корова тогда стоила меньше 3 рублей, а за 100 рублей можно было купить деревеньку с десятком домов и крепостных душ.

 

По возвращении Таврического в казну, дворец подвергся переделке.

Построили небольшую церковь, от Невы прорыли канал.

Архитектором Волковым были сделаны беседки, скамейки, оранжереи и теплицы, где круглый год выращивали овощи и фрукты для княжеского стола.

Вместе с арбузами и дынями, росла здесь и такая экзотика, как ананасы и абрикосы.

 

Екатерина очень любила это место и перевезла сюда свою богатую скульптурную коллекцию.

А вот ее сын, Император Павел Первый не питал к Таврическому дворцу никаких романтических иллюзий.

Более того, по восшествии на престол он приказал разместить в нем Конногвардейский полк.

 

Все ценное было вывезено, что-то пошло на строительство Михайловского замка. В зимнем саду устроили конюшню, в торжественных Екатерининском и Купольном залах – конный манеж, а в прочих помещениях — казармы.

 

Такой поворот событий как нельзя лучше характеризует отношение Павла и к матери, и к её «фавориту».

В принципе – ничего удивительного.

Екатерина не желала, чтобы сын становился царем, и настаивала на передаче трона в пользу внука Александра.

Только политическое сопротивление приближенных и смерть царицы позволили Павлу взойти на престол.

 

К счастью для дворца (и несчастью для Павла Первого), всего через четыре года в Михайловском замке произошел заговор.

Павла не стало, и престол занял таки внук Екатерины.

 

Память бабушки Александр уважал, и тотчас распорядился отреставрировать Таврический дворец.

Но, в целом, так дорого стоившее казне имение, перестало интересовать правящий дом Романовых.

Работы велись вяло, хотя с 1819 года к ним подключился сам Карл Росси.

 

 

Таврический не был публичным садом, он содержался в прекрасном состоянии благодаря прислуге императорского двора, так как входил в его ведение.

Так как его посещала исключительно избранная публика, стало возможным содержать в пруду лебедей.

По дорожкам беспрепятственно бродили павлины, а в Большом пруду жил морской тюлень, подаренный князю персидским принцем.

Открыт парк для массовых гуляний был в 1861 году.

В беседке, названной «Адмиралтейство», где хранились лодки, сделали ресторан. Зимой в Таврическом саду устраивали каток и катание на ледяных горках.

 

В 1906 году дворец был передан вновь созданной Государственной думе.

Как «избранники» отплатили Николаю Второму… известно. Но предательство не пошло им в прок. господа заседатели и так называемое «временное правительство» только и могли, что надувать щеки на трибуне.

Как дошло до дела, с этой кучкой смог легко справиться всего лишь один обыкновенный матрос.

 

Еще в 1910 году в на территории открыли выставочный павильон для садоводческого общества, который после революции перестроили в двухэтажный гараж.

Все это, и общественные сборища нанесли значительный урон Таврическому дворцу и саду. Было вырублено много деревьев, нарушена ландшафтная композиция.

Еще большие разрушения принесла война. На идеальных газонах организовали ремонт машин и обучение новобранцев, а в ноябре 1941 года сюда упали обломки вражеского самолета.

 

Восстанавливать Таврический начали сразу после войны. Вместо гаража, заработал первый панорамный кинотеатр «Ленинград».

 

В 1962 году в саду поставили памятник детям, погибшим в Блокаду. На территории работали кружки и пионерские лагеря.

 

К 300-летию Санкт-Петербурга починили мосты, посадили новые деревья, очистили пруды и поселили в них лебедей.

 

Адрес:

  • Санкт-Петербург, Шпалерная улица, дом 47
  • Почти напротив Таврического двроца находится музей Воды.

 

Как добраться:

Выйти из метро Чернышевская, повернуть… направо или на лево (все равно).

В первом случае – через 50 метров еще раз повернуть направо, на Фурштадскую улицу, и идти по ней до конца.

Фурштатская упрется в Потемкинскую улицу, за которой и начинается территория Таврического сада.

Если от метро повернуть налево, то тоже через 50 метров нужно сделать еще один левый поворот, и, уже по Кирочной улице дойти до ограды, при этом Вы попадаете его на юго-западный угол.

Таврический дворец находится в противоположном (по диагонали) углу.

 

Первый вариант предпочтительнее: Фурштатская – тихая улочка со сквером посередине, застроенная красивыми домами 19 века. Кирочная – шумная и оживленная городская трасса.  

 

 

 

 

 

 

Таврический дворец (1783-1789 гг.) строился в годы, овеянные славой побед, одержанных русской армией и флотом над Турцией. В торжественных формах архитектуры этого сооружения Старов запечатлел идею величия Русского государова.

      Дворец был построен для князя Потемкина на обширном участке близ Невы, по тому времени на окраине города. Старов расположил здание главным фасадом вдоль Невы, раскрыв парадный подъездной двор в сторону тогда еще не застроенной Воскресенской улицы.

      Здание имеет строго осевую композицию; в глубине двора расположен главный вход во дворец с шестиколонным римско-дорическим портиком. Этот вход ведет в центральный корпус с парадными залами, которые образовывали своего рода анфиладу, ориентированную по главной оси здания и приводившую в зимний сад дворца, обращенный в сторону парка. Более низкие одноэтажные промежуточные части здания соединяют центральный корпус с выдвинутыми к улице боковыми корпусами, образующими в плане замкнутое карре с внутренними двориками. Со стороны парадного двора боковые корпуса имеют отдельные выходы с четырехколонными портиками тосканского ордера. В сторону, противоположную от улицы, боковые корпуса образуют симметричные выступы меньшей ширины, к которым примыкают одноэтажные крылья дворца. Торцы выступов украшены шестиколоннымн ионическими портиками и служат боковыми ризалитами главного корпуса дворца со стороны парка, Главный портик дворца отмечает вход в центральный, квадратный в плане вестибюль.

     Наружная архитектура дворца отличается суровой простотой. Главный корпус здания, подчеркнутый портиком с фронтоном и мощным куполом и противопоставленный более низким флигелям, господствует в ансамбле. Существенную роль в композиционном построении фасадов играет изменение масштаба и ордера входных портиков в соответствии с их назначением: дорического на главном фасаде, имеющем официальный и представительный характер, ионического — на фасаде со стороны парка.

     Величавая простота и даже суровость внешнем архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов, создавших Таврическому дворцу мировую славу. Особенно эффектными были следующий за вестибюлем восьмигранный купольный зал, примыкающий к нему своей длинней стороной колонный зал — так называемая Большая галерея — н, наконец, обширный прямоугольный в плане зимний сад с полукруглым выступом.

     Купольный зал образует в плане форму квадрата со срезанными углами. Массивные стены угловых гранен зала служат устоями для четырех монументальных арок, на которых возвышается прорезанный окнами невысокий барабан, увенчанный куполом. Арки дополнительно поддерживаются колоннами ионического ордера, а на двух сторонах зала (со стороны вестибюля и Большой галереи) в пролетах арок размещены сквозные четырехколонные портики. Антаблемент ордера продолжен по всему периметру зала, создавая членение, подчеркивающее огромную высоту подкупольного пространства. В полукружиях северной и южной арок над антаблементом были сооружены хоры; в западном и восточном полукружиях устроены полуциркульные окна. Купольный зал богато декорирован; в угловых чалых гранях зала стоят облицованные фаянсом и расписанные в различные цвета печи.

выше, на пару сах сводов, их декоративной обработке отвечают овальные медальены со скульптурой. Внутренний купол ротонды представляети собой подвесной зеркальный свод, расписанный гризалью рядами кессонов, уменьшающихся к центру и дающих замечательный пример создания иллюзорного представления, будто бы над залом возведен сферический купол (гризаль — одноцветная живопись черной, белой, серой или коричневой краской, применяемая преимущественно для росписей, имитирующих скульптуру). Глухие стены в пролетах арок на боковых сторонах зала были покрыты ниже архитрава перспективной живописью.

     Наибольший интерес в общем архитектурном замысле Таврического дворца представляет его грандиозная Большая галерея — главный парадный зал дворца. Большая галерея ориентированна поперек главной оси здания и своей протяжонностью создает контраст компактному центрическому объему купольного зала.

     Архитектурное убранство Большой галереи по смелости и широте замысла не имело себе равных в мировой архитектуре того времени: величественные колоннады ионического ордера из тридцати шести колонн искусственного белого мрамора, поставленных в два ряда, составляли каждую из длинных сторон зала. Через открытую южную колоннаду колонный зал был связан с зимнем садом и парком, лежащим за ним. Северная стена галереи, обработанная по сторонам купольного зала полуколоннами, была декорированна зелеными тканями. Колоннады замыкались на концах полукружиями стен с высокими арочными окнами и люнетами над ними. Полы в этих полукружиях были несколько приподняты, отделяясь от остальной части галереи балюстрадами. Плоское покрытие колонного зала приподнято небольшими падугами над антаблементом колоннад и украшено по периметру широкой лентой живописного бордюра, написанного Д. Скотти в 1819 г.

  читать далее

Знакомясь с историческими достопримечательностями, я не мог не посетить Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Пошел я сюда целенаправленно, узнав от знакомых, что был когда-то фаворит у нашей великой царицы Екатерины II, который имел неплохой дворец. Звали этого фаворита Григорий Потемкин, и ему за заслуги в присоединении Крыма и Таврии передали во владение загородную резиденцию. Отсюда и взялось название особняка.

 

Недолго думая я решил осмотреть памятник архитектуры XVIII века. За время существования здание многократно переделывалось. В царские времена здесь селились почетные гости императора, проживал и умер великий придворный историограф Карамзин. После Февральской революции проходили заседания Временного правительства. В советское время владение носило имя Урицкого, но оно не прижилось, а после Великой Отечественной войны в нем размещалась Высшая партийная школа.

 

В настоящее время здесь находится Межпарламентская ассамблея стран – участниц СНГ, но также действует музей, который посещают туристы самых разных национальностей.

 

Пышный интерьер залов

 

На первый взгляд внешний вид Таврического дворца в Санкт-Петербурге довольно скромный, однако внутреннее убранство просто великолепно. Зимний сад украшает

мраморная статуя императрицы. Спроектировал загородную виллу и прилегающий к ней парк великий русский архитектор Старов. Таврический дворец стал одной из самых известных построек русского классицизма.

 

Потемкин часто организовывал здесь пышные балы, наиболее известным был вечер в стиле сказок «Тысячи и одной ночи», организованный специально для императрицы.

У меня ушло немало времени на осмотр трех корпусов, соединенных переходами. Центральный корпус венчает роскошный купол. Очень порадовали внутри части интерьера, сохранившиеся с потемкинских времен.

 

Зайдя во дворец, я сразу попал в большой Купольный зал с огромным духовым органом. Рекомендую всем посетить также вечер органной музыки. Билет на него мне обошелся в 1000 рублей, но были в продаже и более дешевые места. Из Купольного зала мы переходим в Екатерининский. Этот огромнейший зал, длиной почти 75 метров, проводит симфонические концерты и различные балы.

 

После того как был построен Таврический дворец, стиль архитектуры, характерный для этого здания, стал эталоном для дворянских усадеб. Многие особняки стали копировать его фасад. И.

Е. Старов, спроектировавший Таврический дворец, внес огромный вклад в отечественную архитектуру.

 

Кроме посещения самой усадьбы мне посчастливилось побывать здесь в Музее истории парламентаризма в России, на международной выставке цветов, картин, редких книг. Здесь очень часто проводятся различные выставки, которые можно посетить за весьма скромную плату. В свое первое посещение я заказал обзорную экскурсию. Экскурсовод попался отличный – рассказал, что представляет собой Таврический дворец, его стиль архитектуры и прочие интересные факты.

 

Таврический ледовый дворец

 

Любители активного отдыха могут провести время в крупном развлекательном комплексе «Таврический сад». Здесь есть фитнес-залы и каток с искусственным льдом. Теперь это мое излюбленное место для катания. Еще в давние времена на месте Таврического ледового дворца проводились массовые катания. Стоит отметить, что лучшего льда я не нашел ни на одной ледовой арене Северной

столицы.

 

Таврический дворец, посещение в Санкт-Петербурге

 

За мое недолгое время жительства в Северной столице я увидел множество самых разных достопримечательностей. Думаю, сам город можно назвать одним большим памятником истории. Приезжим туристам сложно осмотреть все, поэтому надо выбирать определенные маршруты, откладывая все остальное на следующий раз.

 

Описываемое имение Потемкина, думаю, следует записать в число обязательных мест для каждого путешественника. Любой желающий может осмотреть просторные залы, пышные интерьеры которых никого не оставят равнодушным. Время работы музея с 9:00 до 18:00 по будним дням.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *