Воскресенский собор стал композиционным центром Смольного монастыря. Место для строительства монастыря  было выбрано не случайно-в большой излучине реки Невы.

Еще в средневековые времена, когда эти земли принадлежали Великому Новгороду, здесь находилось богатое село Спасское. Получившее свое название по церкви Спаса.

Место считалось издревле намоленным. Во времена Шведского владычества, церковь была разрушена. После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда-то название «Смольное» и закрепилось за этим местом. Во времена правления Анны Иоанновны здесь находился Смольный Летний дворец, где  молодая  Елизавета-дочь Петра I, проводила счастливые дни своей юности.

Пожар 1744 года уничтожил главный корпус дворца. Взойдя на престол, Елизавета Петровна повелела на месте Смольного двора и Летнего дворца, построить Воскресенский Новодевичий монастырь.
В тишине и покое этого монастыря, императрица хотела завершить свои дни. Ею было указано строить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей, и себя, как их  будущей настоятельницы.Для каждой персоны повелено было предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же- отдельный дом.
Строительство монастыря было поручено в 1748 году Ф.Б.Растрелли. Придворному архитектору, который умел строить великолепные дворцы.

Собор монастыря было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле. Таким образом, Елизаветой Петровной было поручено создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. Смольный собор в обязательном порядке должно было венчать пятиглавие.

Растрелли создал простую планировку  монастырского комплекса – в виде креста, образованного жилыми корпусами  в которых расположились кельи для монахинь. Центром композиции стало здание Смольного собора, рассчитанное на шесть тысяч человек. Центральный купол поднимается на 92 метра, а по сторонам его подхватывают четыре малые главки звонниц.

Все здания, образующие ансамбль монастыря, наделены праздничным по истине дворцовым характером. Использование многочисленных декоративных элементов, а так же яркая окраска в два цвета и золочение деталей придают мажорное звучание этому ансамблю, созданному выдающимся архитектором эпохи  барокко.

Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)

К сожалению не все задуманное зодчим было осуществлено.

Растрелли планировал строительство    грандиозной  надвратной 140-метровой колокольни, которая бы превзошла по высоте колокольню Петропавловского собора. Макет колокольни сегодня хранится в Академии Художеств.
С началом Семилетней войны в 1757 году строительство было остановлено. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло. А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.
В 1762 году на престол взошла Екатерина II. В искусстве на смену пышному барокко, пришел иной более рациональный стиль-классицизм. Растрелли был отстранен от должности придворного архитектора.

Во времена правления Екатерины II на территории комплекса разместились два учебных заведения для девушек: Воспитательное общество Благородных девиц и Мещанское училище.
Впоследствии для обоих женских учебных заведений, которые стали называться Смольным и Александровским институтом, были построены специальные здания. А строительные работы в Смольном монастыре завершились только в 1832-1835, под руководством архитектора В.П.Стасова. Именно по его проекту была выполнена  отделка интерьеров собора. На месте колокольни и  перед главным входом в собор Стасов спланировал въездную площадь, огражденную высокой ажурной решеткой.

В 1835 году  храм получил наименование «Собор Всех учебных заведений», таковым он оставался до 1917 года.

  В первой половине 1830-х годов специально для Смольного собора были написаны иконы. Огромный запрестольный образ «Предстательство Божией матери за воспитанниц Смольного института» (1832-1835.ГРМ), был создан А.Г.Венециановым. Другие иконы писали его ученики, такие видные художники, как П.В.Басин, А.В.Тыранов и другие.

Возобновлён монастырь был при Николае I. Было решено переместить обитель на новое место. Первым стало решение перевести его на Васильевский остров к Благовещенской церкви. Однако затем, в 1848 году, монастырь был переведён на Царскосельскую дорогу (ныне Московский пр.)

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад, а площадь перед Смольным собором была названа в честь создателя ансамбля Монастыря-Ф.Б.Растрелли.
В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ,Павлов А.П.Храмы анкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007.

© Е. А. Паршина, 2009

Как добраться

Смольный собор находится на значительном удалении от станций метро. Около получаса идти от станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания».

Смольный собор: воскресение литургической жизни

Поэтому настоятельно рекомендуется добираться общественным транспортом:

  • от м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22, троллейбус 15;
  • от м. «Площадь Восстания» — автобус 22, троллейбусы 5, 7.

Дорога пешком от метро «Чернышевская»

Режим работы Смольного собора — лето 2018

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 20:00.

По субботам и воскресеньям в 13:00, 14:30 и 16:00, а также по заявкам, проводятся экскурсии.

Стоимость билетов в Смольный собор — лето 2018

Собор является действующим храмом, вход бесплатный.

Телефон Смольного собора

Телефон: (812) 900-70-15

Официальный сайт Смольного собора

В 2016 году храм передан Русской Православной церкви.

Официальный сайт: смольный-собор.рф

Панорама Смольной набережной. Литография Ф.В. Перро. 1841 г. Перед Смольным собором видны здания Градских богаделен.

Район вокруг Смольного монастыря был застроен еще до основания Петербурга. Нева здесь резко поворачивает с севера на запад, берег возвышенный, наводнения редки. Напротив шведского города Ниеншанца, что располагался в устье Охты, находилось село Спасское — археологи в 1994 году раскопали позади Смольного собора массу интересных находок. К водной переправе между Канцами (так русские именовали Ниеншанц) и Спасским сходились дороги, ведущие из Новгорода, Нарвы, Яма к Выборгу и Кореле. Смолу здесь гнали еще при шведах, для кораблей Ниена, при Петре же строят «смоляную каменную баню», давшую название всему району. В топонимике до сих пор преобладает «смола» — Смольный монастырь, набережная, улица, а началось все со Смольного двора и дворца. В 1714 году участок при подъезде к Смольному двору выбрала для своей дачи сестра царя Наталья Алексеевна, в 1716 году после ее смерти участок перешел к золовке — Екатерине I, которая построила небольшой увеселительный дворец с садом и прудами. Из окон открывалась широкая панорама на невские берега, на развалины Ниеншанца, на строящийся Александро-Невский монастырь. В правление Анны Иоанновны «смоляной дом» оставался во владении младшей дочери Петра — Елизаветы Петровны, которая всласть натанцевалась здесь в молодости и, став императрицей, захотела увековечить воспоминания в монументальной форме. В роскошном Смольном монастыре, построенном на месте усадьбы, она планировала провести Смольного двора и дворца. В 1714 году участок при подъезде к Смольному двору выбрала для своей дачи сестра царя Наталья Алексеевна, в 1716 году после ее смерти участок перешел к золовке — Екатерине I, которая построила небольшой увеселительный дворец с садом и прудами. Из окон открывалась широкая панорама на невские берега, на развалины Ниеншанца, на строящийся Александро-Невский монастырь. В правление Анны Иоанновны «смоляной дом» оставался во владении младшей дочери Петра — Елизаветы Петровны, которая всласть натанцевалась здесь в молодости и, став императрицей, захотела увековечить воспоминания в монументальной форме. В роскошном Смольном монастыре, построенном на месте усадьбы, она планировала провести свою старость. Потом все же передумала, и почти готовый монастырь-дворец вместо царской резиденции превратился в русский Сен-Сир — институт благородных девиц, лабораторию по воспитанию идеального человека. Сначала воспитанницы, изъятые для чистоты эксперимента на двенадцать лет из своих семей, жили в кельях, но после того, как в 1806 году по соседству был заложен огромный Вдовий дом (прославившийся впоследствии как «колыбель революции»), императрица Мария Федоровна велела произвести обмен.

Вдовий дом перебрался в корпуса Смольного института, а воспитанницы — в новое здание, построенное по проекту Джакомо Кваренги.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Еще раньше, в 1772 году, с другой стороны монастыря Юрий Фельтен возводит комплекс зданий для воспитанниц из мещан. К 1842 году это училище стало полностью самостоятельным и получило название Александровского института. Обо всех зданиях Смольного ансамбля, о его прошлых и нынешних обитателях читайте в специальном номере «КН». В этот раз мы обсудим лишь новаторскую архитектуру Смольного собора, ибо именно он определяет «лицо» квартала. Если Смольный монастырь более-менее сохранил свой исторический вид с XVIII века, то окружающий его район менялся каждые пятьдесят лет. Вначале здесь соседствуют скромные домики служащих Адмиралтейства и хоромы вельмож: царевича Алексея, его сторонника адмиралтейств-советника Кикина.

Когда последних казнили, их имущество было конфисковано в казну и в Кикиных палатах разместились коллекции петровской Кунсткамеры. После ее переезда на Васильевский остров в район приходит кирасирский Минихов полк.

В 1733 году Анна Иоанновна отдает весь квартал недавно созданной конной гвардии. К 1757 году на территории от нынешнего проспекта Чернышевского до Смольного и от Кирочной улицы до Шпалерной вырос целый военный городок со ста семью избамисветлицами, конюшнями и манежем на берегу Невы. Его регулярную планировку хорошо видно на плане 1749 года, «прославляющем славные деяния Елизаветы Петровны». Поскольку план был не фиксационный, а проектный (декларация о намерениях), на нем можно видеть и Смольный монастырь, существовавший тогда лишь на бумаге, на другом берегу Невы хорошо видна «звезда» Ниеншанца. Центром слободы опятьтаки были Кикины палаты, в которых в те времена размещался полковой госпиталь и полковая церковь, канцелярия, архив, караульное помещение, а на первом этаже — цейхгауз (склад оружия) и арестантская комната. Из-за надстройки над церковью круглого купола Кикины палаты стали зваться Круглым домом.

Странное название держалось в обиходе вплоть до начала ХХ века, хотя к тому времени Кикины палаты после очередной перестройки давно уже были «треугольными» (см. фото на стр. 233). Территорию Конной слободы постоянно «подрезали» — в пользу то строящегося Смольного монастыря, то Таврического дворца, наконец в июне 1801 года Павел велел вообще распродать все «конногвардейские участки» в частные руки. Полк был выведен в Царское Село, а после заграничных походов переехал в центр города — в район Поцелуева моста и нынешнего Конногвардейского бульвара. Манеж, Кикины палаты и прочее имущество отошли новым хозяевам — Офицерской кавалерийской школе.

Помимо девиц и офицеров в квартале были еще одни постоянные обитатели — сирые и убогие. Уже более двухсот лет участок между Невой и улицей Смольного занимают богадельни. Сейчас это психоневрологический интернат для неизлечимых больных, а началось все с Градских богаделен — учреждения для призрения инвалидов, нищих и престарелых. Они были открыты по указу Екатерины II в 1781 году в здании, купленном у Воспитательного дома. Число призреваемых росло с каждым годом и к началу ХХ века составило более трех тысяч человек. Поскольку принимали здесь не только православных, но и католиков (преимущественно поляков), и лютеран, то у каждой конфессии была своя церковь. При богадельнях, содержавшихся за счет казны и частных пожертвований, со временем открыли детский приют и отделение для неизлечимых больных. В 2002 году принято решение перевести интернат в Зеленогорск, а на его месте компания «Возрождение» построит новые корпуса, разумеется, элитные.

Фрагмент «Плана Столичного Города Санкт-Петербурга». 1753 г.
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *