Материал из Энциклопедия буддизма

Перейти к: навигация, поиск

Тайланд (Сиам)

Государство Юго-Восточной Азии, где распространение получил южный буддизм, в котором следуют такой большой традиции мирового буддизма как  Хинаяна, «Малая колесница». Поскольку сейчас этот термин считается устаревшим,  вместо него чаще употребляют самоназвание этой большой традиции мирового буддизма: Тхеравада, «Учение старейших». С XVIII века буддизм Тхеравады является в Тайланде государственной религией.

Тайланд расположен на юго-западе полуострова  Индокитай и на севере полуострова Малакка. Он граничит с другими буддийскими странами: на востоке с Камбоджей и Лаосом, на западе — с Мьянмой, и на юге — с Малайзией, в которой проживает много китайцев-буддистов.
   До 1939 года страна носила название Сиам, под этим именем она существовала с 1239 года, когда сиамцы добились независимости от правивших ими ранее кхмеров и образовали собственное  государство. Оно сделалось могущественным и одним из крупнейших в Индокитае. В его вассальном подчинении находились Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, и часть Малайзии.
 В 1932 году в стране произошла революция, а в 1939 году государство было переименовано в Тайланд, и изменено гражданство с сиамского на тайское.
80% населения Тайланда, «Страны тайцев» — этнические тайцы, кроме них здесь проживают группы лаосцев, китайцев, малайцев, кхмеров и хмонгов, а также после вьетнамской войны здесь появились и вьетнамцы.
94, 6 % всех жителей Тайланда — буддисты.

История: самые ранние буддийские сооружения на территории современного Тайланда датированы археологами II-III вв., но нужно учесть, что построены они были во время индийской колонизации этих мест. В основном все архитектурные памятники того времени — это ступы. Вплоть до XIII века страна входила в состав различных империй Индокитая, причем все эти империи были буддийскими.
Сами тайцы — выходцы из Южного Китая. Их предки в долине реки Янцзы уже в III веке образовали собственное государство, существовавшее в различных вариантах до XIII века, когда потерпели поражения от войск монгольской империи. По мнению В.П.Андросова, тогда тайцы были анимистами, знакомыми, по-видимому, с отдельными культами Ваджраяны.
  В VII веке под давлением Китая началась постепенная миграция этого народа на юг.
  В то время, начиная с VII века, на территории современного Тайланда преобладающее влияние имела Махаяна, другая большая традиция мирового буддизма.
  Буддизм был принят  в Сиаме в качестве государственной религии  в XIII веке, то есть с  основания независимого государства.
В течение столетий он оставался главной движущей силой в развитии тайской культуры.
 Ко  второй половине XIII века тайцы буквально заполонили государства Юго-Восточной Азии и на новых местах создали свои княжества с собственной национальной формой буддизма. Это был синкретический буддизм Тхеравады, Махаяны и Ваджраяны, к которому тайцы пришли в течение 150 лет. Еще одной особенностью тайского буддизма стали заимствованные культы. Так под влиянием культуры кхмеров, в Сиаме в середине XV века установился индуинизированный культ «Бога-царя» («дэва-раджи»), заимствованный у кхмеров. Он был включен в буддийскую идеологию, и постепенно был переосмыслен к концу XIX  века в идею просвещенного монарха, которого в Тайланде окружают  божественными почестями и которому всецело принадлежат народная любовь и  

      В XVIII веке с приходом к власти династии Чакри, которая правит вплоть до настоящего времени, государственной религией стал буддизм Тхеравады, опирающийся на монастырскую традицию. С этого времени буддийские монастыри превратились в центры образования и культуры. Буддийские монахи стали играть важную роль в социально-политической жизни страны: они были не только священниками, или преподавателями Дхармы («Учения Будды»), но и нередко чиновниками. Раз в три года все были обязаны сдавать экзамен по духовной квалификации.

До XIX  века в стране существовало большое множество традиций, школ и подшкол буддизма. Но в XIX веке все их включили в две: маханикая и дхаммаютика-никая. Обе они достаточно влиятельны. В.П.Андросов: «Первая — очень многочисленная и считается народной, а вторая — элитарная».
 Со временем монастыри стали играть важную роль в социальном укладе страны, и превратились в административную единицу, включающую от двух до пяти деревень.

Современность:
Тхеравада — монашеская традиция,в Тайланде с преимущественно мужскими монастырями.

Являясь государственной религией она не препятствует рождаемости и пополнению населения,  ведь большинство мужчин становятся монахами не небольшой период раз в году, это «временное» монашество. С давних пор здесь заведено, чтобы мужчины старше двадцати лет принимали монашеские обеты в сезон дождей. Стать монахом на какое-то время — от нескольких дней до трех месяцев в году, в Тайланде обязан каждый мужчина, даже король и наследный принц. В.П.Андросов: «Всего в 80-е гг XX в. насчитывалось 32 тыс. монастырей, в которых проживало 400 тыс. «постоянных» монахов. ,то примерно 3% мужского населения страны, но в иные месяцы монахами временно становятся от 40 до 60% мужчин, включая короля и министров». Пребывание в монастыре, где можно без отвлечений изучать Дхарму — прекрасная возможность накопить заслугу, то есть психологические равновесие и избыток, внутреннюю гармонию, и очистить омрачения  смешанных чувств. Благодаря этому накапливается позитивная карма, которая обеспечивает следующее благоприятное рождение.
В Тайланде можно получить буддийское образование, здесь есть множество буддийских университетов, их больше всего в столице Тайланда — Бангкоке.
  В столице расположена и штаб-квартира Всемирного братства буддистов.
  В XXI веке стали появляться новые молодежные буддийские организации, ассоциации буддистов, где традиционная Тхеравада подверглась ряду реформ.
В стране сейчас существует около 27 тысяч буддийских храмов, большинство из которых находятся в сельской местности. Чтобы у тайцев была возможность уделять должное внимание и время духовной практике и ритуалам, все основные священные буддийские даты объявлены национальными праздниками.

Наиболее известные храмы Бангкока:
Wat Phra Thaew, Храм Изумрудного Будды

Wat Trimit, Храм Золотого Будды

Wat Arun, Храм Рассвета

Литература:
Андросов В.П. Индо-тибетский буддизм: энциклопедический словарь. М., «Ориенталия», 2011. С.153-154.

Страница 4 из 4

Сиам (Таиланд)

К началу XIX в. Сиам был достаточно сильным централизованным государством, выгодно отличавшимся от Бирмы и Вьетнама своим сравнительным отдалением от стратегически важных торгово-колониальных морских путей. В те годы, когда Англия вела войны с Бирмой и упрочивала свои позиции в Малайе, а Франция пыталась укрепить свои позиции во Вьетнаме, Сиам жил по-своему, хотя и постепенно втягивался в контакты с этими же и иными державами. Политическая мощь Сиама – при всей сравнительно незначительной численности его населения, особенно при сопоставлении его с бирманским или вьетнамским, – обеспечила его правителям не только прочную власть в собственной стране, где крестьяне традиционно были порабощены как нигде более, но и сюзеренитет над ослабленными, отставшими в развитии и политически неустойчивыми Лаосом и Камбоджей.
Внешняя торговля Сиама в основном была функцией правительства, а то и монополией короля; ремесленно-торговое население городов в значительной мере состояло из китайских мигрантов, приток которых в Сиам, как и в Малайю, все возрастал. Официальные представители колониальных держав, особенно англичане, в первой половине XIX в. предпринимали энергичный нажим на сиамские власти с целью заставить их шире открыть двери для свободной торговли. Но сиамские короли не спешили пойти навстречу этим требованиям; напротив, они сами стремились развивать торговые связи, для чего с помощью китайских мастеров строили большие торговые корабли, и, главное, укрепить армию (в 1830 г. Рама III пригласил европейских инструкторов, которые создали ему боеспособные армейские части, включая артиллерию и военный флот).
При Раме IV (1851–1868) Сиаму были навязаны державами неравноправные договоры, открывшие страну для колониальной торговли, следствием чего были упадок собственной, с трудом налаженной и экономически крайне слабой сиамской промышленности, а также энергичный натиск европейцев с их промышленными товарами.

Этот натиск ослабил Сиам, чем не преминули воспользоваться французы, вынудившие в 1867 г. Раму IV отказаться от его сюзеренных прав на Камбоджу, ставшую французским протекторатом. Политическое унижение, равно как и опасения, связанные с угрозой дальнейшего нажима на Сиам с запада (английская Бирма) и востока (французский Индокитай), побудили Раму V (1868–1910) провести в стране ряд важных реформ, суть которых сводилась к освобождению крестьян, развитию в стране частнособственнических отношений, реформе финансов с введением твердых норм оплаты труда. Была также создана реформированная по европейскому образцу политическая администрация – Государственный совет с совещательными функциями, центральное правительство из 12 министерств, губернаторы провинций, чиновники центра на местах и выборное самоуправление в общинах.
Реформы сыграли важную роль в трансформации традиционной структуры. Резко увеличилось производство товаров, в том числе и на экспорт, многократно возросли доходы казны. Стали предприниматься дорогостоящие, но необходимые для развития экономики Сиама проекты, включая железнодорожное строительство, для чего правительство прибегало к займам в Европе. Но самым существенным результатом всей программы реформ было укрепление международного престижа. Реорганизованная и умело функционировавшая дипломатия, проявлявшаяся в официальных миссиях в страны Европы и в умелом лавировании между соперничавшими державами, способствовала сохранению независимости Сиама, пусть даже подчас ценой некоторых потерь: в 1893 г., например, основная часть вассального Сиаму Лаоса стала французским протекторатом, да и сам Сиам был как бы поделен на английскую и французскую сферы влияния.
На рубеже XIX–XX вв. в результате осуществленных реформ (их функционально можно приравнять к структурной ломке того же типа, что осуществлялась в соседних странах колониализма и была много более болезненной для этих стран хотя бы потому, что осуществлялась чужими руками, насильственно и бесцеремонно) Сиам начал развиваться сравнительно быстрыми темпами: успешно функционировала горнодобывающая и перерабатывающая промышленность, увеличивались производство олова и риса, вывоз драгоценного тикового дерева, создавались банки. Формировался рабочий класс, пока еще в основном за счет приезжавших в Сиам китайцев. Появилась буржуазия, вначале тоже преимущественно китайская по происхождению. Начинали издаваться газеты, журналы, книги; совершенствовалась система образования; рождалась сиамская интеллигенция, частично тоже из числа иммигрантов. Достаточно резкая ломка привычных норм жизни вела к усилению националистических настроений, а то и к антимонархическим заговорам (неудавшийся переворот 1912 г.). Но основным итогом всего процесса было все же движение за продолжение реформ.
Вопрос был в том, как и в каком направлении идти дальше. Именно по этому поводу и выявились существенные разногласия.

Вначале на переднем плане оказалась идея укрепления монархии и создания на этой основе сильного государства, способного противостоять колониальному капитализму. Сам Рама VI Вачиравуд (1910–1925) стал идеологом монархического национализма. Делая акцент на возвеличение героического прошлого, стремясь возродить национальный дух и апеллируя к великотайским чувствам народа, король лично писал статьи и пьесы, ставил театральные постановки и даже принимал в них участие. Будучи равнодушным к религии, он апеллировал к буддизму, стремясь использовать его колоссальное влияние для пропаганды националистических идей. Неясно, как сложилась бы судьба монархического национализма, если бы не верхушечный переворот 1932 г., положивший конец этой идее.
Во главе переворота, приведшего в конечном счете к радикальным изменениям в системе политической администрации и в социальной структуре общества (поэтому далеко не случайно некоторые специалисты именуют его революцией), стояли военные и гражданские чиновники, в основном получившие образование за границей, в Германии и Франции.

Выступив против засилья в руководстве страной близких к королю принцев крови (число их стало весьма велико за счет многоженства короля и его ближайших родственников), руководители переворота предложили и осуществили ряд важных преобразований, приведших к замене идеи монархического национализма реалиями национализма государственного. Новые руководители страны, из которых наиболее заметную роль вскоре стали играть Приди Паномионг и Пибун Сонграм (Пибунсонграм), в острой междоусобной борьбе пришли к созданию в Сиаме конституционной монархии с парламентарной системой (парламент частично состоял из выбранных членов, частично – из назначенных) и кабинетом министров, но практически без партий и открытой партийной борьбы. В сфере экономики была сделана ставка на укрепление государственного начала, постепенное уменьшение роли иностранного капитала с соответствующей заменой его капиталом национальным в форме прежде всего госкапитализма и государственных монополий. В соответствии с этой программой в 30-х годах был национализирован ряд отраслей промышленности (табачная, судоходная), государство заняло ключевые позиции в торговле и стало пропагандировать создание смешанных государственно-частных сиамских предприятий, призванных конкурировать с китайскими и постепенно вытеснять их.
Отчетливый курс на создание крепкого национального государства, которое на модернизированной основе вновь оказалось политически и экономически господствующим, проявился также и в сфере просвещения и культуры, в возрождении тех самых националистических великотайских традиций, к которым апеллировал в свое время король Вачиравуд. Этот националистический курс сопровождался яростными выпадами против экономически преобладавшей в Сиаме китайской обшины (вплоть до официальных выпадов с предложением решить китайский вопрос так, как решал еврейский вопрос Гитлер) и достаточно заметной ориентацией на Японию и японский опыт. Успехи Японии в промышленном развитии страны, победа ее в русско-японской войне и рост ее политического могущества создали этому государству большой престиж в националистически ориентированном предвоенном Сиаме, в 1939 г. переименованном в Таиланд (государство тайцев). В противовес Англии, чьи позиции в торговле с Таиландом продолжали быть ведущими, власти страны всячески поощряли укрепление связей с Германией и Японией. Неудивительно, что, когда началась вторая мировая война, чаша весов вначале заметно склонялась в их сторону, тем более что с помощью этих держав и зависимого от Германии правительства Виши Таиланд рассчитывал вернуть утраченные им позиции в Лаосе и Камбодже.
Таиланд не только не протестовал против оккупации его японскими войсками в 1941 г., когда Япония захватила весь Индокитай, но и стал активно сотрудничать с японцами. Лишь в конце войны ситуация в этом смысле стала меняться. В стране возникла и начала активно действовать организация “Свободное Таи”, которой помогали США и деятельность которой негласно поддерживал, даже контролировал стоявший в оппозиции к правительству регент Приди (малолетний король находился в Швейцарии). Сразу же по окончании войны Приди от имени короля официально заявил, что он не подписывал формальное объявление войны Англии и США и считает этот акт неконституционным; на это правительство США заявило, что и оно не относилось к Таиланду как к воюющей стороне. Правда, правительство Англии заставило Таиланд выплатить компенсацию за понесенный англичанами экономический ущерб, а Франция восстановила статус-кво в Лаосе и Камбодже, но в целом Таиланду удалось сохранить свой международный престиж и даже упрочить статус независимого государства, став членом ООН.
В послевоенные годы продолжалась политика укрепления позиций государства в экономике страны и содействия упрочению положения молодой сиамской национальной буржуазии. Были приняты важные законы о земельных отношениях, упорядочивавшие землевладение и земельную аренду; разрешалась деятельность партий и профсоюзов, но не компартии, официально сформировавшейся в 1942 г. и находившейся, как правило, на нелегальном положении.

Продолжался недвусмысленный нажим на иностранный капитал, причем это касалось даже не столько англичан, сколько живших в стране богатых китайцев. В политической администрации преобладали военные, нередко приходившие к власти в результате переворотов. Правительство Таиланда активно сотрудничало с США, было членом СЕАТО и не уставало напоминать о своих антикоммунистических позициях. Внутренняя политика и мировая экономическая конъюнктура в послевоенное время способствовали сравнительно быстрым темпам экономического развития страны.
Заключая раздел о Таиланде, стоит специально заметить, что исключительность ситуации, в которой оказался Сиам в период активной колониальной экспансии держав в Юго-Восточной Азии, во многом объясняется случайными факторами: Сиам был своего рода буфером между двумя соперничавшими державами, Англией и Францией, и, кроме того, эта страна оказалась на историческом подъеме, имела сильное правительство и была внутренне единой в тот момент, когда могла решиться ее судьба. Не лишено смысла также и напоминание, что Сиам как колония мало что мог дать захватившей ее державе, – впрочем, этот фактор далеко не был решающим, достаточно напомнить, скажем, о судьбе Лаоса.
Но, как бы то ни было, совокупность случайностей избавила Сиам от нелегкой доли колонии. С точки зрения анализа исторического процесса этот факт весьма важен, и в следующих главах мы к нему еще вернемся.

<< Первая < Предыдущая1234Следующая > Последняя >>

.

План
Введение
1 Археологические факты
2 Распад государства
Список литературы

Введение

Сиам, Муанг-Таи[1] (тайск. สยาม, произношение (info)) был самым могущественным и крупнейшим тайским государством в Индокитае, включая вассальные государства Камбоджа, Ланна, Лаос, Пегу, а также части Малайзии. Царство было основано династией Phra Raung и просуществовало до 1932 года. Первоначально Королевством Сиам правили кхмеры, пока в 1238 тайцы не добились независимости.

Во времена правления Рамы Камхенг, сына Шри Индрадитья, Сукхотхай было могущественным Королевством, имеющим связи с Монгольской империей. После смерти Рамы Камхенг Королевство Сукхотхай пришло в упадок и было завоевано Королевством Аюттхая после многолетней войны. Аюттхая завоевали Ангкор, Сукхотхай, Табмбралинга. Позже Королевство Аюттхая воевало с Ланна, затем с Бирмой (во времена династии Тоунгоа), и Бирма разграбила Аюттхая. В Тонбури (сейчас район Бангкока) правил король Фрайя Таксин. Король Таксин вел войны с Ланной и другими царствами, чтобы воссоединить Сиам.

1. Археологические факты

Наиболее известные доисторические поселения в Таиланде часто ассоциируются с основными археологическими раскопками в Банчианг; датировки артефактов с этого места позволяют предположить, что, по крайней мере к 1500 году до н.

э., жители изготавливали бронзовые инструменты, а также выращивали рис. Множество археологических раскопок в Таиланде датируется бронзовым (1500 до н. э.-500 до н. э.) и железным веками (500 г. до н. э.-500 н. э.). Наиболее подробно исследованные места находятся в северо-восточной части страны, особенно в речных долинах Мун и Чи. Река Мана, в частности, является «домом» для многих обнесенных рвом поселений, которые состоят из курганов, окруженных рвами и крепостными валами. Курганы содержат свидетельства доисторического проживания здесь людей. Около первого столетия христианской эры, в соответствии с Фунаньскими историческими хрониками и записями китайских историков (Coedes), некоторое количество населенных пунктов Юга было организовано в несколько княжеств, наиболее ранними из которых предположительно были Лангкасука и Тамбралинга.

2. Распад государства

С момента, как Кхана Ратсадон совершил революцию 24 июня 1932 года и изменил государственный режим на парламентскую демократию, в стране происходило множество государственных переворотов. Третий госсекретарь Плек Пибунсонграм решил вернуть народу национальную независимость. Он переименовал государство в Таиланд и изменил гражданство населения с сиамского на тайское 24 июня 1939 года. Основанием было названо, что Сиамом страну называли исключительно за рубежом, и по предложению Японии, королевству был нужен новый имидж. Однако принято считать, что государство Сиам прекратило существование в 1932, когда был изменён государственный режим.

Список литературы:

1. Двойное название в русском языке «Муанг-Таи (Сиам)» согласно атласу СССР 1940 года

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Сиам


Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *