Пожалуй, ни одна достопримечательность так сильно не страдает от туристической невнимательности, как ростральные колонны (Санкт-Петербург).

Я не знаю, чем и как это можно объяснить, но очень часто название пишут через «а» вместо того, чтобы употреблять, как и нужно, букву «о». Не надо так, пожалуйста. Как раз в этом случае правило про «-раст-/-рос-» не работает. Просто запомните, что слово происходит от латинского rostrum (rostra во множественном числе), что означает «нос корабля», поэтому подходить к вопросу с точки зрения грамматики русского языка неправильно.

Прошу извинить меня за эту минутку негодования, но наболело, на самом деле. Тем более что я живу на Васильевском острове и нередко бываю в месте расположения ростральных колонн Санкт-Петербурга. Вообще, как ни странно, после переезда из Великого Новгорода город на Неве я сильнее ощущаю своим домом, чем родные края, хотя прошло всего-навсего три года.

Скульптуры ростральных колонн – что и зачем

Думаю, пришло время рассказать подробнее о том, что представляют собой ростральные колонны, которыми известен Санкт-Петербург. Я думаю, все слышали о том, что скульптурами ростральных колонн являются корабельные носы. Когда-то в римской традиции это было наглядным подтверждением силы военного флота, поэтому украшения были не искусственными, а вполне реальными трофеями. Сейчас, конечно, все это только декоративные формы.

Традиционный краткий исторический экскурс: то, что сейчас является архитектурным украшением стрелки Васильевского острова, в начале своего существования имело важное функциональное значение. Это были гигантские по меркам 1810 года фонари, которые в темное время суток и туманную погоду указывали кораблям вход в Большую и Малую Неву. Собственно, для этого вся постройка и задумывалась.

До конца века в качестве топлива использовалось конопляное масло, потом – электричество, а в 1950-е годы ему на смену пришел природный газ.

С того же момента эти портовые светильники перестали регулярно использоваться по начальному практическому назначению и ограничились ролью городского украшения, которую играют и сейчас, полвека спустя.

Эта визитная карточка Питера – детище французских умов. Проект конструкции высотой 32 метра разработал архитектор Том де Томон, а авторы моделей человеческих фигур у подножия – скульпторы Камберлен и Тибо. Правда, к реализации задуманного приложил руку известный русский каменотес Самсон Суханов.

Время, когда зажигают ростральные колонны

Конечно, гости Северной столицы ждут момента, когда зажигают василеостровские ростральные колонны. Но тут не все так просто: в силу того, что конструкция была разработана и построена еще в самом начале XIX века, загораются они буквально – открытым огнем. Сейчас это небезопасно и неприемлемо в городе, поэтому такое случается только по большим праздникам типа круглых годовщин Дня Победы. В остальное время в темное время суток просто включается художественная подсветка.

Ростральные колонны, СПб, а что еще?

Ростральные колонны в СПб не просто сами себе памятник, но часть композиции Биржевой площади. Этот вид считается настолько классическим, что часто фигурирует на открытках. Пожалуй, это вообще одна из первых картинок, которые приходят на ум, когда начинаешь думать о Северной столице.

Соответственно, вокруг них внимания заслуживает целая обойма культурных объектов. Тут вам и здание Двенадцати коллегий, и Кунсткамера, и дома знатных семей вроде Демидовых и Нарышкиных. Выбор велик, и, возможно, на осмотр всего придется потратить не один день, а для того, чтобы об этом рассказать, потребуется еще не один пост.

 

Традиция устанавливать ростральные колонны после победных сражений идет с древнеримских времен. Во все времена они являлись символом морской славы.

Уже много лет Питерские Ростры являются и симвлолм города.

 

Первое подобное сооружение было установлено на форуме в древнем Риме, в честь победы над флотом Карфагена в сражении при Милах ( Первая Пуническая война, 260 до н. э.).

Название Ростральные произошло от латинского rostra, что было множественным числом от rostrum — нос корабля.

 

Ростральные колонны находятся в самой видовой точке Санкт-Петербурга – на Стрелке Васильевского острова.

Напротив – Петропавловская крепость, правее, через Неву и Дворцовый мост – Эрмитаж.

Позади – здания Биржи и Кунсткамеры.

Автор — архитектор Тома де Томон.

 

 

Они установлены одновременно со строительством здания Биржи в 1805-1810 годах.

Колонны украшены выполненными из меди рострами, то есть, носами трофейных кораблей, якорями и наядами.

У подножия расположены по две статуи, высеченные из пудостского камня. Фигуры символизируют реки.

Южную ростральную колонну украшает женская статуя, изображающая Неву, и мужская – Волхов. Символ реки, кувшин с льющейся из него водой, держит мужская статуя.

У подножья северной ростральной колонны также стоят две статуи: Волга и Днепр, и снова символический кувшин держит мужчина.

Все статуи, за исключением Днепра, выполненного антверпенским мастером Камберленом, остальные три создал француз Тибо.

 

Согласно проекту, фигуры должны были быть чугунными, но в начале 19 века литейные технологии еще были слабыми и не нашлось мастера, взявшегося бы за такую сложную работу.

 

 

Первоначальное предназначение Ростральных колонн — маяки.

В темное время, они помогали найти дорогу кораблям, входящим в Петербургский морской порт.

На вершине каждой помещались чаши на металлических треногах. Поднимаясь по винтовым лестницам внутри колонны, смотритель заливал в них масло, или смолу, и, с наступлением сумерек, поджигал.

Газ подвели только в 1957 году. Сейчас здесь иногда зажигают огонь, но происходит это только по большим праздникам.

 

 

Ростральные колонны реставрировали трижды за время их существования. Первый раз это произошло в 1926-1928 годах. Затем, сразу после войны, в 1947-1949 годах, когда бомбежками была разрушена или повреждена большая часть города.

Последний раз их отреставрировали совсем недавно — в 1998-1999 годах.

 

 

Все обзорные экскурсии по Петербургу так или иначе проходят через это место, так, что туристу не увидеть Ростральные колонны невозможно.

 

У ног скульптур принято делать фотографии, рядом можно посидеть в открытом летнем кафе. Ну, а если не повезло, и Вы приехали в Питер в плохую погоду, добежать до них можно и под дождем. в крайнем случае — увидеть из окна туристического автобуса.

 

Особо привлекательно это место в дни белых ночей и Алых парусов. Сотни выпускников приезжают на Васильевский остров на автобусах, чтобы выпустить на Стрелке в небо тысячи и тысячи разноцветных шаров.

 

 

Ростральные колонны, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Ростральные колонны в Санкт-Петербурге – неотъемлемая составляющая архитектурного комплекса Стрелки Васильевского острова. Название дано по прикрепленным на колоннах изображениям ростров (в переводе с латинского – «клюв») — носовых элементов кораблей. Традиция ставить ростральные колонны после победоносных битв идет с древнеримского периода. Таким «клювом» часто таранили корабль неприятеля и побеждали.

Этот символ города был сооружен по чертежам Тома де Томона в 1805-1810 г.г., вместе с возведением здания Биржи. Выбрать лучший проект ему помогал зодчий А. Захаров. У подножия колонн расположены по два изваяния, символизирующие реки.

Южный ростр украшен женской скульптурой, представляющей Неву, и мужской, изображающей Волхов. Кувшин с изливающейся из него водой, держит фигура Волхова. Подножие северной колонны украшают еще две фигуры: Волга и Днепр. Здесь тоже кувшин находится в руках у мужской статуи. Статую Днепра создал мастер Камберлен, остальные —  французский мастер Тибо. Якоря и ростры выполнили кузнецы Корольков, Шапов и Васильев. Кирпичную кладку и отёс камней исполнила артель мастера С.Суханова.

Было время, когда 32-х метровые колонны служили маяками кораблям, приходящим в порт. Смотритель маяка по винтовой лестнице поднимался на верхнюю  площадку, наливал смолу в треноги для сигнальных огней и поджигал. Иногда наливали конопляное масло, тогда брызги летели на головы проходящих мимо людей.

В 1896 году к рострам подвели электричество. Но электричеством колонны освещались недолго по причине его дороговизны. И только в 1957 году к Ростральным колоннам был  подведен газ, тогда в горелках вспыхнули огнем 7-метровые мощные факелы. Огни на колоннах зажигают лишь только в самых торжественных случаях и при проведении праздников. 

Во время войны Ростральным колоннам был нанесен немалый ущерб. Они были исковерканы снарядами и проржавели.

После войны были отреставрированы украшения колонн и заменены площадки с чашами- светильниками. Руководство восстановлением Ростральных колонн было поручено скульптору И.Крестовскому. Последний раз колонны были отреставрированы в 1998-1999 годах.

Добраться до Ростральных колонн ближе всего от станции метро «Спортивная 2».

 

Фото достопримечательности: Ростральные колонны

Волга

Днепр

Волхов

Нева

 

Ростральные колонны на карте:

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *