Население Земли

1) Численность населения Земли … млрд человек.

В каком полушарии живет большая часть людей?

 

 

2) По рисунку 44 учебника сделайте вывод о том, как изменялась численность населения Земли во времени.

 

  • Ответ: В новейшее время численность населения заметно возросла.

 

3) Что такое естественный прирост населения? Как его определяют?

 

  • Ответ: Это разность между числом родившихся и числом умерших.

 

4) Постройте график или диаграмму роста численности населения Земли по приведенным данным.

Х в. – 300 млн человек;

XV в. – 450 млн человек;

XIX в. – 1650 млн человек;

XXI в. – 7000 млн человек.

 

  • Ответ:
  •  

 

5) как рассчитать плотность населения?

 

  • Ответ: Разделить численность на плотность.

 

6) Назовите территории с большой плотностью населения.

 

  • Ответ: Южная и Восточная Азия, Западная Европа, восток Северной Америки.

 

7) Как вы считаете, сохранится ли деление человечества на расы в будущем? Почему?

 

  • Ответ: Сохраниться, но европеоидная раса заметно сократится.

 

8) Обозначьте на картосхеме ареалы высокой плотности населения, а также основные направления миграции людей в прошлом и настоящем.

 

  • Ответ:
  •  

 

9) По тексту учебника установите признаки этноса.

 

  • Ответ:
  • 1) Одна территория
  • 2) Один язык
  • 3) Одна культура
  • 4) Общность исторической судьбы.

 

10) Назовите большие по численности людей этносы и очень малые.

 

  • Ответ: Крупнейшие – китайцы, хиндустанцы, американцы (США) и т.д.

    Малые – эскимосы Северной Америки, инуиты Гренландии, аборигены.

 

11) Какие народы относятся к индоевропейской семье языков? Сгруппируйте их по языковым группам.

 

  • Ответ: Албанцы, армяне, балты, венеты, германцы, греки, иллирийцы, иранцы, индоарийцы, италики (романцы), кельты, славяне.

 

12) Перечислите мировые религии и несколько национальных.

 

  • Ответ: Мировые – христианство, ислам, буддизм. Национальные – индуизм, синтоизм.

 

13) Отразите на схеме основные виды хозяйственной деятельности, начиная с собирательства.

 

  • Ответ:

 

14) По комплексной карте Австралии в атласе определите основные виды хозяйственной деятельности населения этой страны.

 

  • Ответ: Рыболовство, крупный рогатый скот, садовое хозяйство, овощеводство.

 

15) Установите отличия образа жизни горожанина и сельского жителя.

 

  • Ответ: Число жителей в городах отличается от села. Селсьские жители могут заниматься скотоводством, земледелием.

 

16) По карте плотности населения мира в атласе определите, сколько в мире городов с населением более 3 млн человек.

На каком материке их особенно много?

 

 

На каком – мало?

 

 

17) Перечислите основные функции городов, приведите примеры.

 

Функции

Примеры

Торговля

Торговые центры

 

18) Каковы различия между культурно-историческими регионами?

 

  • Ответ: История культурно-исторических регионов. Способы ведения хозяйства. Религия. Обычаи и привычки.

 

19) Как вы думаете, по каким причинам можно группировать страны мира?

 

  • Ответ: Размер занимаемой территории. Географическое положение. Состав населения.

Перейти к оглавлению

Изобретение относится к административно-территориальному делению ЕСНГ может быть использовано президентами и всеми людьми для организации управления и развития России и других территориально больших и административно сложных государств и групп государств, обществ и сообществ. Для управления любое государство и тем более империя разделяются на более мелкие административно-территориальные единицы: области, земли, штаты, края, кантоны и т.д. У разных государств свои административно-территориальные единицы и их названия. Разумное территориально-административное деление — важное условие управляемости, развития и процветания государства. Среди всех кризисов России как в прошлом, так и в настоящем, кризис управления является важнейшеим. Советский Союз развалился прежде всего из-за его неуправляемости. Из-за неуправляемости разваливается и Россия. Как можно было управлять этим сонмищем союзных и автономных республик, краёв, областей, округов и прочих обьектов и субьектов государства? Сколько в стране союзных республик, некоторые люди ещё знали, а сколько областей и тем более каких — кроме узкого круга специалистов — не знал никто. Не намного лучше обстоят дела с подсчётом субъектов федерации и теперь в России.

Целью настоящего изобретения является наиболее оптимальное административно-территориальное устройство Российской Евразии, т.е. определение сколько в Евразийском Союзе народов и государств должно быть административных единиц и каких именно. Для решения этой никому до этого непосильной и потому до сих пор нерешнной задачи сначало надо выяснить, почему некоторые люди и даже генеральные секретари все же знали, сколько в стране союзных республик. Для решения этой задачи генеральный секретарь начинал считать их по пальцам. Если пальцев рук не хватало, то в ход шли и пальцы ног. Для подсчёта союзных республик пальцев рук и ног хватало. Именно поэтому многие и знали, сколько их. Поэтому они и отделились, стали самостийными. И в этом нет никакой натяжки, иронии, сарказма и юмора. Вся мировая наука и практика жизни всего человечества подтверждает этот открытый Истиной закон, что для управления любым государством, империей, королевством, княжеством, родом или племенем количество управляемых единиц не должно превышать количества пальев на рукахх и ногах, короля, царя, генсека, президента, прочего правителя или повелителя.

Почему империя Чингизхана просуществовала 300 лет? Потому, что у Чингизхана для её управления хватало не только ума, но, главное, для подсчёта её субъектов хватало пальцев рук. А российские и советские империи постоянно и очень быстро разваливаются потому, что у их правителей-повелителей не хватает не только ума — это не самое главное, а потому, что не хватает пальцев. Почему 15-20 человек в любом классе любой высшей, средней или начальной школы является оптимальным количеством? Почему в армии, в ее первичной боевой ячейке, в отделении взвода тоже 10-15 человек? Это магическое число является оптимальным и для других производственных, государственных и иных управленческих структур. А все это потому, что любой начальник своих подчиненных, учитель своих учеников, командир своих солдат должен знать не только "в лицо", но и "как свои пять пальцев" на своих руках и ногах. В этих своих 10-20 пальцах рук и ног заложен не только величайший жизненный, философский и магический смысл, но и величайший исторический опыт, своими корнями уходящий в тысячелетия.

Почему теперь развал в России? Потому что у президента не хватает пальцев на руках для подсчета субьекетов федерации, и тем более он не знает "как свои пять пальцев" всех губернаторов в этих субьектах. Но кроме субьеков федерации есть еще министры и прочие сэры, мэры, пэры… Как без этого или после этого управлять страной?! Поэтому и развал везде и во всем, как в государстве, так и в субьектах, как в центре, так и на местах. Но Россия — не Литва и даже не Украина. Россия — это стержень всей Российской Евразии. Россия — основа всего Евразийского Союза народов и государств. Поэтому для того, чтобы разобраться с устройством ЕСНГ, прежде всего надо основатьельно разобраться с Россией. Разобравшись с Россией и русскими, разобраться "братьями ее меньшими", с другими народами и государствами Евразийского Союза народов и государств для евразийцев не составит большого труда.

Что надо сделать с Россией, чтобы вывести ее из кризиса? Для этого Россию надо сделать управляемой! А для этого субьектов федерации первого президентского уровня должно быть не больше, чем пальцев на руках президента, т.е. на сегодняшний день не более девяти. Для этого опять можно все в России разрушить до основания, как большевики в 1917 году, или как демократы теперь, а затем разделить ее на 9 новых частей по меридианам или параллелям, как штаты в Америке. Но евразийцы этим варварским путем пойти не могут принципиально, т.к. основной принцип евразийцев не разрушение, а параллельное созидание. Евразийцы с величайшей бережностью относятся ко всему, что было создано в Российской Евразии, и еще бережней ко всему, что еще осталось.

Поэтому евразийцы не посягают на современное, сложившееся столетиями и тысячелетиями, административное деление России и кладут его в основу, т.е. исторические губерни, области, края, республики, округа и прочие административные субьекты и обьекты — все оставляют как есть, без изменений. Но это бесчисленное множество областей надо сгруппировать в более крупные субьекты федерации. И в этом тоже нет ничего нового и оригинального и это еще раз подтверждает, что евразийцы в своих преобразованиях и реформах идут "от жизни", а не "от фонаря", как большевики или дерьмократы. Из жизни они берут и названия этих новых субьектов федерации — это РЕГИОНЫ. И хотя слово "регион" употребляется везде и всеми сплошь и рядом, но мало кто из публики и далеко не каждый "человек с улицы" может дать этому понятию более-менее вразумител ьное обьяснение и тем более определить границы, назвать столицы, руководителей и т.д. Как ни парадоксально и удивительно, но эти новые российские регионы, которые уже можно президенту пересчитать по своим пальцам, есть! Для этого, достаточно открыть учебник географии для 9 класса. Евразийской Истине остается только дать истинные названия этим российско-евразийским, назначить столицы и начальников.

1.

Северо-Западный регион. Школьное название этого региона никуда не годится. В названиях регионов надо избегать названий частей света, элементов геометрических фигур ("Центр") и других неопределенных и расплывчатых наименований. Название региона должно быть самобытным и уникальным, т.е. не только нигде не повторяться, но и ни с чем не отождествляться. Это название должно быть кратким и звучным, чтобы язык не заплетался при его произношении даже заикой или пьяным. Например, Россия, Урал, Кавказ, Сибирь, Поволжье — это звучит! А Северо-Запад, Юго-Восток или Центр не только не звучит, но и почти ничего не определяет. Северо-Восток или Центр может быть и у колхозного поля, или у огорода. Называть Северо-Западом огромный кусок территории России, на котором может уместиться не одно государство цивилизованной Европы — это от скудности ума и отсутсвия фантазии его авторов. Поэтому этот регион надо переименовать или в Беломор-Балтийский (но это тоже сложное и длинное название), или назвать его Беломорским, Поморским или Петровским регионом (Беломорье, Поморье, Петровье, беломорцы, поморцы, петровцы) по названию столицы региона и Петра (хоть царя, хоть апостола, хоть "Петровича" — кому как нравиться). Это действительно Его Петровьи, Беломорские, Поморские земли, что более приемлемо, со столицей, естественно, в Петрограде (с названием естественно по-евразийски — в Петровом граде), а не по-немецки — в Сан.Петербурге (в каком-то санитарном Петровом бурге, что противоестественно).

2. Центральный регион надо назвать Московским (Москва, Московская область, Московский регион, Московье, московцы). Москву знают все, ее не спутаешь ни с чем. Но столицей Московского региона может быть и не Москва, а Новгород, Владимир или Тула.

3. Поволжский регион (Поволжье, поволжцы, волжане). Оставить как есть со столецей в Нижнем Новгороде, Самаре или в Челнах. На столицу Поволжья может претентовать и Казань. Но Казань — столица суверенного Татарстана, а все Поволжье на суверенитет не претендует.

4. Кавказский регион. (Кавказ, кавказцы). Он единственный и неповторимый не только в России, но и в мире. Остается только назначить Кавказу столицу. Это или Ростов-на-Дону, или Краснодар, или Грозный с его свободной политической, экономической, национальной и прочей зоной.

5. Уральский регион (Урал, уральцы). Здесь тоже нечего ни отнять, ни добавить.

Столица — Екатеринбург, как город, занимающий срединное положение между двумя другими субстолицами Урала Пермью и Челябинском. Более того, Екатеринбург вполне может стать и столицей всей Российской Евразии, всего Евразийского Союза народов и государств, как единственный крупный город, лежащий почти точно на границе Европы и Азии и потому для столицы Евразии наиболее подходящий. Но для этого его надо будет обязательно переименовать в Евразийск, т.к. название Катькиного града для этой роли явно неуместно. В названиях столиц регионов, как и в названиях столиц государств, надо избегать имен царей, вождей, прочих политиков и тщеславных коньюнктурщиков из-за их временности, бренности и вредности.

6. Западно-Сибирский регион. Хотя в названии этого региона и есть уникальное и звучное слово "Сибирь", но низменный, заболоченный ландшафт этого края не характерен для остальной в большинстве своем возвышенной, холмистой и гористой части Сибири. Кроме того, под Сибирью подразумевается огромная территория от Урала до Тихого океана. Поэтому от Сибири можно и надо отделить ее западную, уже более-менее равномерно освоенную часть, в т.ч. ее нефтяной и газовый Север, и разделить этот регион на два:

6.1. Приобский регион, названный по главной реке этого региона Оби (Приобье, хлопцы-приобцы) со столицей в Тюмени, Омске, Томске и (или) Сургуте. Столецей любого и особенно большого и рассредоточенного региона совсем не обязательно должен быть один город. Столица региона вполне может быть "разнесена" в два и рассредоточена даже в три города. Например, административная столица — в Тюмени, культурная и научная — в Томске, нефтяная и газовая — в Сургуте, сельскохозяйственно-промышленная — в Омске.

6.2. Алтайский регион (Алтай, алтайцы) в составе Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областей со столицей в Барнауле и (или) в Новосибирске. В названии "Новосибирск" можно отбросить приставку "Ново-", т.к. ни Старо-Сибирска, ни Средне-Сибирска и никакого другого Сложно-Сибирска в Сибири больше нет. И тогда столицей Алтайского региона будет город Сибирск, что будет подтверждать, что Алтай и Кузбас по существу — это тоже Сибирь.

7. Сибирский регион. Т.к. Западно-Сибирский регион переименован в Приобский, то в названии Восточно-Сибирского региона теперь Восточную приставку можно отбросить и назвать этот регион просто Сибирским (Сибирь, сибирцы, сибиряки) со столицей в Красноярске и (или) Иркутске.

8. Дальне-Восточный регион можно переименовать в Азиатский с региональными столицами в Хабаровске, Владивостоке, Магадане, Якутске, Южно-Сахалинске и Петропавловске-Камчатском. Но этот региона можно пока и не переименовывать, т.к. этот огромный край России имеет перспективу дальнейшего освоения, развития и деления.

Перечисленные по школьному учебнику географии 9 регионов России не являются чем-то навсегда заданным. Они могут меняться, перегруппировываться и делиться. Но даже если поделяться все Сибирские регионы, всего их будет не больше десятка или около того и пальцев на руках президентов для их подсчета, учета и управления вполне хватит. И тогда никаких проблем с управлением регионов в России, а вместе с ними и управляемостью всей России почти не будет. Почему почти? Потому что пальцы президента должны быть еще крепко связаны проводниками— наместниками президентской власти в регионах. Но по этому ключевому вопросу управления в школьных учебниках ничего не написано.

Ничего по этому поводу не написано и в многочисленных диссертациях многочисленных профессоров и академиков. Т.к. евразийцы решают то, что не может решить нигде и никто, то этот провал в диссертациях ученых и столичных неучей восполняет Истина и вводит в регионах для пальцев президента должности генерал-губернаторов.

И в этом вопросе евразийцы тоже идут "от жизни". Эти должности были еще при царе. При советской власти для управления секретарями обкомов и других субьектов Союза были генеральные секретари. А вот теперь в демократической России губернаторы тех же областей и других субьектов федерации есть, а генеральных губернаторов над ними нет! Это же не только административно-государственный и территориально-управленческий, но и политический абсурд! Правда, жизнь берет свое и кое-где генерал-губернаторы появляются сами-собой, "от жизни". Например, генерал-губернатор огромного Красноярского края Лебедь или генерал-губернатор маленькой Курской области Руцкой или генерал-губернатор Московской области Громов. Какие имена! Какие должности! Должности губернаторов они занимают по доверию избравшего их народа, а звание генералов они носят по заслугам в армейском ратном труде. Поэтому Лебедь — уже готовый генерал-губернатор для Сибирского региона, а Громов и Руцкой — еще более готовые генерал-губернаторы для Московского или другого региона, т.к. Руцкой уже побывал даже вице-президентом "всея Руси", а Громов — генерал-губернатором Афганистана.

Генерал-губернаторство должно сочетать двуединую власть. В одном лице генерал-губернатора должны быть заложены два начала: современный демократический плюрализм гражданской власти и военное единоначалие генерала точно также, как и в президенте, в котором тоже заложены эти два противоположных начала: демократическое его избрание народом для гражданской власти и единоначалие военной власти главнокомандующего вооруженными силами страны. Отсюда следует, что генерал-губернаторы не должны избираться народом, а должны назначаться и сниматься указом или приказом президента, как в армии, или как назначаются и снимаются министры. Доверие народа генерал-губернаторы получают не непосредственно, как избираемые населением области простые губернаторы, а опосредственно через доверие президента, который избирается народом всей страны. По этому генерал-губернаторы должны и будут предсталять собой в регионе весь народ страны, а не только население своего региона, как простые губернаторы своей области.

При назначении генерал-губернатора ему одновременно и автоматически должно присваиваться и военное генеральское звание, как минимум генерал-майора, если такого звания у него нет. Генерал-губернаторы могут назначаться как с "гражданки", так и с армии. Это не столько "рабочая" должность, сколько надзорная, престижно-представительная. К кандидату на эту должность должны предьявляться высочайшие требования. Такой статус генерал-губернаторства будет эффективным противовесом сепаратизма краев, областей и республик, залогом единства, целостности и управляемости страны.

Для обеспечения такой целостности и управляемости страны генерал-губернаторам в их регионах должны быть переданы прежде всего армейские структуры, обьекты военно-промышленного комплекса, органы государственной безопастности, пограничные войска.

А для того, чтобы простые губернаторы областей не превратились для генерал-губернаторов в мальчиков на побегушках, то простым губернаторам кроме всех гражданских сфер жизни должны быть переданы и "силовые" структуры, прежде всего внутренние войска, органы внутренних дел, милиция, суды и т.д. Естественно, что и армия, и милиция, и военная, и гражданская промышленность должны сохранить и вертикальную министерскую структуру. Детальное распределение сфер влияния между губернаторами, генерал-губернаторами, министрами, их ставлениками на местах и прочей властью в регионах — это уже дело властей всех мастей, в т.ч. и президента, которые этим идеям Истины должны дать не только "зеленую улицу", прежде всего в прессе, но и обязаны быть по долгу службы двигателями этих реформ и в столице, и в регионах, в их центре и на местах.

Настоящие генерал-губернаторы регионов, имеющие большой опыт генерал-губернаторской работы и значительные региональные достижения — это уже почти готовые президенты страны. Это вам не мартышки-пустышки карманных политических партий и полумафиозных движений, ничего не имеющих за душой, и тем более в голове и в сердце, кроме затасканных популистских лозунгов и газетных штампов, почти никого не представляющих и почти ни на что не годных. Имея десяток настоящих генерал-губернаторов, уже почти готовых президентов, и, как президент, постоянно находящихся на виду у всего народа, только тогда этому народу в целом и каждому человеку в отдельности и будет из кого выбирать настоящего, Великого Президента Великой России.

А не так, как теперь приходится лихорадочно искать и вытаскивать из недр различных контор и предлагать народу, как кота в мешке, может быть и стоящих, но народу совершенно не известных кандидатов на этот важнейший пост в государстве. Поэтому народу и приходиться постоянно ломать голову, какой очередной "фокус" выкинет очередной российский "кот в мешке" или "шило на мыло" менять и только время терять. Разобравшись с Великой Россией, разобраться с "братьями ее меньшими" теперь уже не представляет большого труда. Но для этого уже надо не только интеллектуально раздеваться, но и разуваться, т.к. почти все пальцы рук уже заняты регионами России и для управления всей Российской Евразий, т.е. всем Евразийским Союзом народов и государств, надо начинать шевелить уже и пальцами ног, а не только языком, перечислив для начала, "для первого чтения" и усвоения
остальные евразийские регионы ближнего от Великой России зарубежья. Это:

10. Прибалтийский регион (Прибалтика, прибалты) в составе Эстонии, Латвии, Литвы и Калининградской области России с евразийскими центрами в Нарве, Таллине, Тарту, Риге, Лиепае, Клайпеде, Вильнюсе и со столицей в Калининграде.

11. Белославский (Белорусско-Славянский) регион (Белоруссия, белорусы, славяне) с евразийскими центрами в Минске, Гродно, Бресте, Гомеле и со столицей в Витебске.

12. Прикарпатский регион (Прикарпатье, карпатцы) в составе Западной Украины и Молдавии с евразийскими центрами в Ужгороде, Черновцах, Кишиневе, Тирасполе и со столицей в Одессе.

13. Черноморский регион — Восточная Украина. (Черноморье, черноморцы и с ними древний легендарный пушкинский "дядька Черномор") с евразийскими центрами в Харькове, Донецке, Запорожье, Севастополе и со столицей в Симферополе.

14. Закавказский регион (Закавказье, закавказцы) в составе Грузии, Армении и Азербайджана с евразийскими центрами в Сухуми, Тбилиси, Степанакерте, Баку и со столицей в Ереване.

15. Средне-Азиатский регион (Средняя Азия, братцы-азиатцы) в составе Туркмении, Узбекистана и Таджикистана с евразийскими центрами в Красноводске, Ашхабаде, Бухаре, Термезе, Андижане, Душанбе, Хороге и со столицей в Ташкенте.

16. Центро-Азиатский регион (Центральная Азия, те же братцы-азиатцы) в составе Казахстана и Киргизии с евразийскими центрами в Байкануре, Уральске, Кустанае, Петропавловске, Кокчетаве, Павлодаре, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, Бишкеке, Пржевальске и со столицей в Алма-Ате.

В конце перечисления евразийских регионов из-за шаблонности, инерции, консерватизма и ограниченности мышления многих людей, особенно политиков и властей всех мастей, — необходимо обязательно отметить, постоянно напоминать и всегда иметь в виду, что научно-теоретическое перечисление этих 16 евразийских регионов России и ее ближнего зарубежья ни коим образом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ВМЕШАТЕЛЬСТВОМ во внутренние национальные, политические, экономические и в разные другие дела как России, так и расположенных в этих регионах других суверенных государств и народов. Это никак не посягает на их суверенитет, независимость и территориальную целостность. Это в соответствии со свободой слова и правами человека касается пока только сознания и ТОЛЬКО ЕВРАЗИЙЦЕВ самого разного происхождения, проживающих там.

Из более отдаленного зарубежья надо отметить:

17. Балканский регион (Балканы, балканцы) в составе, прежде всего, Югославии с основным балканским центром в Косово. Но так как на Балканах кроме Югославии находиться еще много других государств и проживает еще больше разных народов, то Балканский регион может быть не только автономным, но и самостоятельным в Центральной Европе по образу и подобию Российской Евразии с той лишь разницей, что люди проживающие там и принявшие Балканскую Декларацию по образу и подобию Евразийской Декларации будут называться уже не евразийцами различного происхождения, а балканцами югославского, славянского, словацкого, словенского, сербского, боснийского, хорватского, воеводского, македонского, греческого, албанского, венгерского, румынского, болгарского, турецкого, немецкого и разного другого происхождения.

Для этого можно и надо создать и издать отдельную, самостоятельную ЦАРЬ-ИДЕЮ: балканская нация и цивилизация по образу и подобию евразийской царь-идеи, евразийской нации и цивилизации. Это и будет истинным решением на Балканах и национально-этнических, и других балканских проблем, как и в России — российских.

18. Славянский регион (Славия, славяне) в составе Польши, Чехии, Словакии, Сербии, Словении, Болгарии, Украины, Белоруссии и запада России, который, как и Балканский, как Балканский и Евразийский тоже может быть вполне самостоятельным регионом с вполне самостоятельной древней, но пока весьма разобщенной славянской общностью людей — славянами. Белоруссия может и должна стать центром обьединения и сплочения всех славянских если не государств, то хотя бы народов примерно так же, как Россия уже становится центром обьединения и сплочения евразийских народов. Причем, такое обьединение славян надо начинать с этно-культурного сплочения и развития, прежде всего, со сплочения и развития славянского языка, для чего в Бресте достаточно открыть хотя бы одну радиостанцию "Славянский Голос" для пропаганды общих славянских ценностей и славянской культуры.

Дальнейшее развитие евразийских, славянских, балканских и других и регионов, и идей читайте в других брошюрах патентованного букпака "Истина": "КТО ЕСТЬ КТО, кто кем был и будет в Российской Евразии", "ЕВРАЗИЙСКАЯ НАЦИЯ, семья, организация и цивилизация", "ЕВРАЗИЙСКИЙ МАНИФЕСТ", обсуждайте в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КЛУБЕ СТРАТЕГОВ, читайте ДЕЛОВЫЕ ПИСЬМА, создавайтеПАЛАТУ УМА.

IVArgion05"Истина"1999г.Наб.Челны

Учебник для 10 класса

§ 5. Какие историко-культурные районы выделяют в мире?

Культура как система ценностей и норм данного этноса всегда привязана к определённому месту в пространстве, к территории, освоенной и преобразованной деятельностью многих поколений.

Выделение культурных районов мира — сложная исследовательская задача, которую можно решать по-разному в зависимости от целей исследования и принципов (критериев), положенных в её основу. Но есть общее, что сближает разные подходы, — это стремление к целостному видению мира.

Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира. Этнография — наука, занимающаяся изучением сходства и различий в образе жизни народов, навыков хозяйственного использования природных ресурсов.

Этническое многообразие народов мира сводится к выделению хозяйственно-культурных типов — исторически сложившихся комплексов хозяйства и культуры, типичных для народов, различных по происхождению, но обитающих в сходных географических условиях и находящихся на одинаковом уровне социально-экономического развития. Таким образом, один и тот же хозяйственно-культурный тип, как утверждают этнографы, может быть присущ различным народам.

Процесс расселения и освоения человечеством новых ландшафтов сопровождался формированием различных хозяйственно-культурных типов, которые возникали в процессе исторического взаимодействия общества с географической средой.

Рис. 194. Удачная охота — залог выживания в суровых условиях провинции Ириан-Джайая (Индонезия)

Рис 195. Капоэйра — боевое искусство и танец, сложившийся из культур Африки и Латинской Америки (г. Рио-де-Жанейро, Бразилия)

Промышленная революция деформировала и даже разрушила сложившиеся хозяйственно-культурные типы, но многие из них и сейчас продолжают существовать в неизменном виде.

Таким образом, особенности материальной культуры как средства приспособления к существующим ландшафтам и духовной культуры предопределяются географической средой.

Историко-культурные районы мира. Первое упоминание об историко-культурных областях мира связано с именем Геродота, который выделил две области: эллинские полисы Европы и страны Ближнего и Среднего Востока, где в то время господствовала династия древнеперсидских царей. По мере накопления знаний об окружающем мире к историко-культурным областям была добавлена Эфиопия и Скифия.

В XIX в. наиболее известным учёным культурно-исторической школы был немецкий географ Фридрих Ратцель, а в XX в. — А.Тойнби. Главная посылка культурно-исторической школы: каждая культурная область имеет свой путь развития, поэтому нельзя говорить об «отсталости» каких-либо (неевропейских) народов. Геоисторические регионы — это «действующие лица» истории, они играют особую роль на каждом из этапов истории, формируя особые цивилизационные миры. Границы и состав цивилизационных миров непостоянны, они изменяются в ходе исторического развития.

Границы культурных районов мира определились на ранних стадиях формирования цивилизаций. Они, по сути, являются физико-географическими границами, именно в них происходило формирование культурных этносов. Невзирая на переселения народов, распространение религий и философских учений, хозяйственное освоение территорий и колонизацию, эти границы остаются стабильными (рис. 196).

Рис. 196. Хозяйственно-культурные типы на начало XX в. (по Б. В. Андрианову)

К числу историко-культурных областей в Старом Свете были отнесены:

    — Ближний Восток, или Левант, — исламская культурная область, захватывающая значительную часть Азии и Северную Африку;

  • Европейская область;
  • Индийская область;
  • Китайская (или Восточно-Азиатская) область;
  • Индокитайская область;
  • островная субкультурная область Тихого океана;
  • Евразийские степи.

К числу историко-культурных областей в Новом Свете были отнесены:

  • Африка к югу от Сахары (Мезоафриканская и Юго-Африканская культурные области);
  • циркумполярная область с рудиментарными этносами.

В Америке выделяются Англо-Саксонская и Латиноамериканская культурные области.

Жан Жак Элизе Реклю

    Жан Жак Элизе Реклю — политический деятель, автор всемирно известного труда «Новая всемирная география. Земля и люди».

    Рис. 196. Жан ЖакЭлизе Реклю (1830-1905)

    Около 100 лет назад французский географ Э. Реклю сформулировал сущность геоисторического подхода: «География по отношению к человеку — не что иное, как История в пространстве, точно так же как История является Географией во времени». Среди слушателей Реклю был и русский географ Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.

Рис.

198. Цивилизационные миры и геоисторические регионы

Южная Азия: 1. Северо-Запад — имперское ядро и ворота в мир номадов. 2. Центральная зона синтеза — колыбель «классической» цивилизации. 3. «Экстравертные» периферии Юга и Востока.

Индокитай и островная Азия: 4. Полуостровной Индокитай — общая периферия «миров за стенами». 5. Островной, или «малайский», Индокитай — сверхвосприимчивая окраина Старого Света. 6. Япония и Корея.

Восточная Азия: 7. Бассейн Хуанхэ — имперское ядро и зона смычки с миром номадов. 8. Бассейн Янцзы —зона культурного синтеза и «классической» цивилизации. 9. Тропический Юг — «экстравертная» периферия.

Центральная Азия: 10. Тибет. 11. Монголия. 12. Китайский Туркестан. 13. Внутренняя периферия Азии — степной коридор Казахстана.

Средний Восток и Кавказ: 14. Средняя Азия — восточный перекрёсток на пороге «миров за стенами». 15. Внутреннее ядро иранского мира — цитадель созидания культуры. 16. Кавказ — западный перекрёсток народов на пороге ближневосточного узла.

Ближний Восток и Северная Африка: 17а. Благодатный Полумесяц: колыбель мировых религий. 176. Аравийское «подбрюшье» Полумесяца. 18. Египет и нильская ось законсервированных культур. 19. Маг-риб — стык и периферия двух миров.

strong>Передняя Азия и Балканы: 20. Малая Азия — этнокультурный «тигель» азиатского моста в Европу. 21. Балканы — смешанное наследие европейского моста в Азию.

Россия: 22. Россия — периферийный «север» Евразии. 23а. Россия в Азии — культурный синтез в зоне старой колонизации. 236. Новороссия.

Восточная Европа: 24. Восточноевропейский буферный пояс: имперское соперничество на окраине Западной Европы.

Западная Европа: 25. Средиземноморский Юг — отпечаток античности. 26. Центр — зона культурного синтеза и средневекового расцвета. 27. «Протестантский» Север — колыбель буржуазной цивилизации.

Дальний Восток Евразии: 28. Зона фронтиера колонизации на бывшем фланге кочевого пояса: а) Русский; б) Китайский; в) Японский.

Латинская Америка: 29. Америка доколумбовых цивилизаций — евроиндейский культурный сплав: а) Мексиканский сектор; б) Андский. 30. Латинская Америка вне орбиты автохтонных цивилизаций —евро-негритянский сплав: а) Карибский сектор; б) Бразильский. 31. «Девиант-ная» Латинская Америка в умеренном поясе поздней колонизации

Англо-Саксонская Америка: 32.

Североамериканский плавильный тигель: а) область «присадки» от Европы, смотревшей в будущее; б) область «присадки» от Европы уходившей; в) зона недавнего фронтиера. 33. Последний фронтиер Европы —Австралия и Новая Зеландия.

Африка к югу от Сахары: 34. Южная Африка — столкновение европейской и африканской культур. 35. Африка тропических лесов —локальные мирки, разделённые лесными дебрями. 36. Африканские «берега», опалённые инокультурным воздействием: а, б) исламизованные районы; в) фланг евроколонизации.

Разбросанный мир Океании: 37. Редконаселённые убежища сминаемых внешним воздействием традиционных культур малых народов.

Карьера. Этнография

    Этнография (от греч. Ethnos — племя, народ) — наука, изучающая происхождение этносов, традиции материальной и духовной культуры, исторические взаимоотношения между этносами. Долгое время этнография развивалась как часть географии.

    Что делают этнографы? Выезжают в экспедиции, составляют подробные карты расселения этносов, распространения элементов материальной культуры (языков, определённых хозяйственных навыков), анализируют полученные материалы, прогнозируют этнополитические процессы.

    Где работают этнографы? В Институте этнографии Академии наук, в музеях (Музей антропологии и этнографии (г. Санкт-Петербург), в краеведческих музеях), в аналитических центрах органов государственного управления.

Рис. 199. Женщина в национальной одежде (Марокко)

В каждом конкретном исследовании можно подразделить территории на основе наиболее значимых элементов культуры. Так, каждую из областей можно подвергнуть более дробному членению на основе социальной организации, материальной культуры, языка, религии. При описании более мелких культурных общностей некоторые элементы культуры оказываются более значимыми. Так, в Африке культурный микрорегион племён банту можно выделить на основе характерного набора орудий труда и производственных навыков — занятия преимущественно земледелием, на основе характера поселений и по языковому признаку — как совокупность близкородственных языков.

На каждом последующем этапе районирования исследуемый культурный микрорегион становится всё меньше, ареал сужается. Основная задача состоит в том, чтобы, изучая местные особенности культуры, не упустить общую картину культурных районов мира.

Основные идеи раздела

  • Материальная и духовная культура человечества представляет собой сложное и всеобъемлющее явление; различия в культуре предопределяют особенности культурной и экономической жизни регионов, стран, народов.
  • Главными носителями культуры являются этносы — устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя другим. Этносы возникают в специфических географических условиях — на стыке двух и более ландшафтов и проходят ряд закономерных фаз развития.
  • Языки являются важнейшим связующим звеном культуры. Их формирование и распространение связано с географическими факторами. Языки объединяются в языковые семьи и группы; самой распространённой считается индоевропейская языковая семья. Религии распространены в чётко локализованных ареалах и оказывают влияние на социально-политическую жизнь, на психологию, правовое сознание и поведение, на использование ресурсов и восприимчивость к инновациям.
  • Основными концепциями, объясняющими культурные районы мира, являются этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов, историко-культурное районирование и выделение геоисторических регионов.

Вопросы для повторения

  1. Каковы основные задачи географии культуры?
  2. Какие элементы культуры можно выделить и в чём их смысл?
  3. Раскройте содержание понятия «этносы как носители культуры».
  4. Где и почему возникают новые этносы?
  5. Какие стадии этногенеза выделял Л. Н. Гумилёв?
  6. Каковы причины возникновения территориальных различий в языках?
  7. Что такое государственный язык?
  8. Какие языки считаются рабочими языками ООН?
  9. Какие языковые семьи вы знаете?
  10. Какая языковая семья является самой многочисленной по числу входящих в неё языков и говорящих на них людей?
  11. Какие примеры языков-изолятов вы можете привести?
  12. Какие религии являются наиболее древними? Существуют ли они сейчас и где проживают их последователи?
  13. Какие главные национальные религии вы знаете? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов, политику государств?
  14. Каковы современные ареалы распространения традиционных верований?
  15. Какие религии преобладают в Восточной Азии? Каково их влияние на особенности хозяйства и культуры народов?
  16. Какие мировые религии вы знаете? Каковы основные районы их распространения? Кратко охарактеризуйте их влияние на хозяйственно-культурную и политическую жизнь.
  17. Сравните основные концепции культурного районирования.
  18. Какие историко-культурные районы мира вы знаете? Какими учёными и на основании каких принципов они выделены?

Термины

  • Атеизм
  • Билингвизм
  • Геоисторические регионы
  • Государственный язык
  • Зоны пассионарных толчков
  • Историко-культурные области мира
  • Местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм)
  • Мировые религии (христианство, ислам, иудаизм)
  • Пассионарии
  • Рабочие языки ООН
  • Хозяйственно-культурные типы
  • Элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты)
  • Этногенез Этносы
  • Языковые семьи и группы

 

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *