Для почитателей литературы или по следам Гоголя

Великий русско-украинский писатель проживал в доме 126 на via Felice (Счастливой улице — сейчас это via Sistina) в 1838—1842 гг.

Она находится справа от церкви Тринита-деи-Монти (если стоять к ней лицом). Считается, что именно здесь, а также в кафе Греко на улице Кондотти (via Condotti) и был написан первый томгениальных «Мертвых душ». Маршрут стоит начать именно отсюда — с дома 126 по via Sistina.

Он расположен между баром и ювелирной лавкой, здесь можно сфотографироваться на фоне соответствующей мемориальной доски, поднявшись с площади Испании на 138 ступеней к церкви и повернув направо. Как выглядит комната Гоголя сейчас, мы посмотреть не можем. Квартира Гоголя была на третьем этаже, который в то время был последним; теперь над ним уже надстроен новый. В этом доме Гоголь с перерывами прожил около четырех лет. К 50-летию со дня смерти писателя русская колония в Риме прикрепила на стене дома мемориальную доску с надписью на русском и итальянском языках: «Здесь жил в 1838-1842 годах Николай Васильевич Гоголь. Здесь писал «Мертвые души». А может быть, лучше начнем наш маршрут со старинного кафе «Греко», предварительно подкрепившись чашечкой дорогого кофе (у стойки выйдет дешевле)? Впрочем, в любом случае начальная точка — станция линии А «Spagna.

Рассмотрим первый вариант маршрута: от дома № 126 по via Sistina. Итак, со 138-й ступени лестницы, ведущей с площади Испании, идем мимо церкви по аллее Тринита-деи-Монти в сторону площади Пополо до виллы Медичи (Villa Medici, постройка XVI века). Вилла в XIX веке перешла к Франции и стала резиденцией Французской академии изящных искусств (Ассаdemia della Francia), учрежденной королем Людовиком XIV для молодых французских художников, граверов, скульпторов и архитекторов (в 1803 г. к ним добавились композиторы). Сквозь ограду виллы Медичи с ее типичным итальянским парком мы можем полюбоваться на белое двух-башенное здание XVI века с великолепным фасадом и, как в «Мастере и Маргарите», горько посетовать, что Бог не наградил нас каким-нибудь художественным талантом.

Потому что здесь, в здании, как когда-то в наших домах творчества, навеем готовом живут и творят современные западные молодые писатели, композиторы и художники. Эта роскошь началась задолго до приезда Николая Васильевича в Рим, в 1666 г. Обладатели Большой Римской премии, присуждавшейся Accademia della Francia, получали право жить в Риме в течение года за счет патрона премии (поначалу им был король Людовик XIV). А с 1803 г., и Гоголь эти времена уже застал, Accademia della Francia переехала на виллу Медичи. До 1968 г., когда Римская премия была закрыта, здесь побывали многие выдающиеся деятели культуры. Среди них художники Фрагонар, Энгр, композиторы Берлиоз, Визе, Дебюсси… Впрочем, последние 40 лет гранты на бесплатное проживание в Риме не только продолжаются, но даже разветвляются.

Срок проживания может теперь достигать двух лет (вдвое дольше, чем для обладателей Римской премии), а претендентами на них являются представители всех творческих профессий, даже таких, как повара! И наконец-то, среди получателей грантов появились писатели. Во времена Гоголя эта профессия во Франции, видимо, к числу «изящных искусав» не относилась. Недалеко от гоголевской римской обители находится дом еще одного знаменитого писателя, жившего в «центре мира» за свой счет, — Ганса Христиана Андерсена (ориентир для девушек: напротив него на втором этаже — магазин интересных свадебных нарядов авторской работы). Что ж, теперь попробуем начать от кафе «Греко». В которое, впрочем, мы бы и направились в первом варианте нашего маршрута, возвращаясь от виллы Медичи и проходя мимо дома, в котором жил великий датский сказочник.

Заметим здесь же, что, посидев за чашечкой кофе во втором варианте нашего маршрута, мы ведь все равно отправимся потом по тем же адресам; вилла Медичи, дом Андерсена… Во времена пребывания Николая Васильевича в Риме на тогда еще не сплошь торговой улице Кондотти (via Condotti) в старинной кофейне «Греко» любили собираться не только русские художники и литераторы. Засветился здесь Джакомо Казанова, о чем не преминул упомянуть в своих мемуарах. Это кафе, основанное в 1760 г., являлось своего рода интернациональным клубом искусств, местом встреч и времяпрепровождения многочисленных художников, писателей и композиторов всего мира. Тут сиживали Гете, Байрон, Стендаль, Шелли, Ганс Христиан Андерсен, Бизе, Гуно, Мицкевич, Россини, Берлиоз, Мендельсон, Лист, Вагнер, Тосканини.

Тютчев, Шаляпин, Ницше, Шопенгауэр. Здесь на стенах, возле старинных мраморных столиков, и на витринах можно увидеть автографы, рисунки и личные вещи посещавших кафе знаменитостей. При входе в кафе также висит мемориальная доска со словами «Старинное кафе, Греко основанное. Взято под охрану государства как ценный памятник старины». В глубине кафе на стене, среди других, можно увидеть миниатюрный портрет Николая Васильевича Гоголя, а чуть далее, под стеклом, копия его письма к Плетневу от 17 марта 1842 года, со знаменитыми словами: «О России я могу писать только в Риме, только там она предстает мне вся во всей своей громаде…» Разделим чувства, испытанные Гоголем в Риме, пройдя, например, к следующему месту нашего маршрута — фонтану Треви. Точнее, к дворцу Поли, к задней стене которого и пристроен фонтан.

Кстати, сейчас творческая богема, имеющая возможность жить и делать вид, что творит за границей, массово мигрирует из Парижа в Рим. «Здесь жизнь значительно дешевле, а место значительно энергетичнее». Во дворце Поли (Palazzo Poli) в середине XIX века квартировала московская красавица княгиня Зинаида Волконская. Она и в Москве держала литературный салон, в котором считали за честь бывать самые крупные русские литераторы, включая Николая Васильевича. Да и «наше все» — Александр Сергеевич Пушкин нередко там появлялся, именно о княгине Волконской он написал: «царица муз и красоты».

Сейчас во дворце Поли расположен Институт графики. Но память о русской княгине, принимавшей у себя художников, музыкантов, писателей, здесь бережно хранится. По воспоминаниям современников, Гоголь любил показывать Рим своим знакомым, приезжающим его навестить. Ощущая себя настоящим старожилом, он обычно водил их по Римскому Форуму, Капитолию, также он требовал восхищений по поводу громадности собора Святого Петра

Безусловно, он провел в Вечном городе лучшие годы творчества. И если повесть «Рим» не стала шедевром (американец Роберт А. Мэгир назвал «Рим» Гоголя «коллажем из общих мест»), то уж по поводу «Мертвых душ» ни у кого, даже у американцев, сомнений не возникало. И уже за это надо сказать спасибо Риму.

Фонтаны Рима.

Сколько фонтанов в Риме? Вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос, но точно известно, что ни один город мира не насчитывает такого количество фонтанов как Рим.
Как сказал один поэт, влюбленный в Вечный город: «Фонтаны Рима достойны отдельного визита в этот город». Возможно, Шелли (а это был именно он) сказал немного по-другому, но смысл от этого не меняется, и фонтаны Рима составляют неотъемлемую историческую и культурную часть Вечного города.
Пышные, похожие на театральные декорации, великолепные, возвышающиеся на площадях, элегантные, спрятанные в уютных двориках, скромные, сделанные из древних камней, фонтаны Рима представляют огромное многообразие форм и размеров.

Первые фонтаны стали появляться на улицах во времена Древнего Рима, их насчитывалось более двух тысяч, некоторые сохранились до сих пор. Воду из фонтанов набирали в кувшины, используя для питья и домашних дел, поили животных и стирали прямо на улицах в фонтанах.
Позже водяные резервуары стали более грандиозными с большими ванными для стекающей каскадами воды и начали играть роль украшений улиц и площадей, создавая неповторимый облик Рима.

Фонтан Треви

Фонтан Треви (Fontana di Trevi) является самым известным и популярным среди римских фонтанов.
Он был построен в 1732-62 гг. архитектором Николой Сальви в стиле классического барокко.
Фонтан возведен на маленькой площади, образованной пересечением трех улиц (отсюда и название фонтана “Trevi” – “Trejo”).
Задней стороной фонтан упирается на дворец Поли, от этого кажется более монументальным и большим. Фонтан отражает морскую тематику: доминантной является выезжающая колесница с Океаном, которую тянут тритоны и морские коньки.
По известной традиции, надо бросить монетку в фонтан и обрести надежду на возвращение в Рим.

«Посетители бросают свои монетки весь день под хохот, радостные крики и щелканье фотоаппаратов.
Хотелось бы мне знать, когда родился этот обычай, ведь он не может быть старше, чем конец XIX столетия.
Коринна из книги мадам де Сталь встретила своего Освальда лунной ночью у фонтана Треви в 1807 году, но там и речи нет ни о каких монетах, Шарлот Итон, которая увидела фонтан в 1817 году и которой он не понравился, тоже ничего в него не бросала.
Самое раннее известное мне упоминание о монетах я обнаружил в «Мраморном фавне», опубликованном Натаниэлем Готорном в 1860 году. Его таинственный персонаж, Мириам, спускается ночью к Треви и говорит:
«Я выпью столько этой воды, сколько вместят мои сложенные ладони…Через несколько дней я покину Рим, а есть традиция: если отпить из фонтана Треви, то вернешься, какие бы невозможные препятствия не возникли на твоем пути».
Так что похоже сначала речь шла о том, чтобы пить отсюда воду, а традиция бросать монетки появилась позже.
В любом случае, к тому времени как вышло восьмое издание «Путеводителя Бедекера» в 1883 году, обычай уже устоялся, и «Бедекер» дает инструкцию: отпить из фонтана (чего современные туристы не делают) и бросить в него монету. Ничего не сказано о том, чтобы повернуться к фонтану спиной.
К 1892 году, когда Ч. Рассел Форбс написал свои «Прогулки по Риму», обычай уже превратился в ритуал.
«Если хочешь вернуться в Рим, — пишет Форбс, — придите сюда в последний день перед отъездом, зачерпните левой рукой воды из чаши фонтана, выпейте ее, потом отвернитесь и бросьте в фонтан полпенни через левое плечо».
Мэрион Кроуфорд через шесть лет писал: «Кто придет к великому фонтану в час, когда лучи высокой луны скользят по струям, и отопьет воды из чаши, и бросит монету далеко в середину чаши, в дар гению места, обязательно вернется в Рим, молодым или старым, рано или поздно».

Генри В. Мортон «Рим. Прогулки по Вечному городу»

Адрес: piazza di Trevi

Интересно: прогулка по Риму — Фонтан Треви — Испанская площадь.

Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi).

Фонтан Четырех рек, работы Бернини (1648-1651 гг), украшают аллегорические фигуры Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующие, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку, в центре фонтана установлен египетский обелиск из цирка Максенция.
Адрес: piazza Navona

Интересно: прогулка по Риму — От площади Навона до Пантеона.

Фонтан Мавра (Fontana del Moro).

Фонтан Мавра выполнен Бернини (1654 г.), скульптура самого Мавра реализована Джован Антонио Мари по модели Бернини, тритоны, которых мы видим сегодня, являются копиями, оригиналы хранятся на вилле Боргезе.
Адрес: piazza Navona

Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno).

Фонтан Нептуна строился в течение почти ста лет, так как его пытались вписать в общую стилистику площади. В работе принимали участие такие мастера, как Делла Порта, Бернини и Бита, последний создал статую Нептуна в 1878 году.
Адрес: piazza Navona

Фонтан Наяд (Fontana delle Naiadi).

Фонтан Наяд был установлен в 1870 году по приказу папы Пия IX, сначала находился он немного дальше, чем сейчас. На свое нынешнее место фонтан переехал в 1885 году, когда была разбита площадь Республики (piazza della Repubblica). В 1901 году фонтан был украшен нимфами работы Марио Рутелли.
Адрес: piazza della Repubblica

Фонтан Аква Паоло (Fontana dell’Acqua Paola).

Фонтан Аква Паоло работы Джованни Фонтана и Фламинио Понцо был открыт в 1612 году, он снабжается водой из античного акведука Траяна. Свое имя получил в честь папы Павла V Боргезе, который отреставрировал его.

Фонтан выполнен из белого мрамора и гранита, он представляет собой три великолепных арки и две ниши. Огромная чаша на земле была добавлена в 1690 году Карло Фонтана.
Вода падает в чашу с такой силой, что кажется, пробьет мрамор и выльется наружу.
Поводу этого фонтана даже был выпущен пасквиль: «О, святой отец, чудо с Вашей водой, которую Вы так любите, свершилось, но чудо было бы более радостным, если бы вместо воды текло вино!»
Адрес: Via Garibaldi

Фонтан Тритона (Fontana di Tritono).

Фонтан Тритона является символом Рима и одним из самых характерных. Тритон, в окружении дельфинов, дует в огромную раковину, из которой вытекает вода в низкую чашу.
Свой шедевр Бернини реализовал в 1642 году.
Адрес: piazza Bernini

Фонтаны на площади Святого Петра (Fontane di piazza San Pietro).

На площади Святого Петра находится три фонтана.
Первый фонтан работы Альберто да Пьяченца, которому возможно помогал Браманте был возведен по указу папы Иннокентия VIII. В 1614 году папа Павел V решил перестроить этот фонтан и пригласил Карло Мадерно.
После того, как на площади Святого Петра была возведена колоннада, Бернини добавил второй фонтан, построенный по модели фонтана Мадерно, единственные изменения которые сделал Бернини – опустил и расширил чашу фонтана.

Также на площади находится небольшой фонтанчик, появившийся здесь в 1852 году.
Адрес: piazza San Pietro

Фонтан Кораблик (Fontana della Navicella).

Фонтан установлен перед церковью Санта-Мария-ин-Домника на Целии. На основании находится мраморная модель римской галеры. Работа архитектора Сансовино (1518).
Адрес: Via della Navicella

Интересно: прогулка по Риму — Целий — один из семи римских холмов.

Фонтан у Пантеона (Fontana del Pantheon).

Работу над фонтаном у Пантеона начал Леонардо Сормани в 1515 году, позже к нему присоединился Джакомо делла Порта. Фонтан украшен забавными масками, дельфинами и гербами.
Адрес: Piazza della Rotonda

Дальше -> 23

А вы знаете, что в Риме не один фонтан Тритона? Или где находится этот красивый фонтан на картинке слева? А какой фонтан был возведен за одну ночь согласно легенде?
Нет? Тогда читаем дальше.
Весь Рим

К самой известной достопримечательности Рима можно отнести Фонтан Треви. Это действительно красивое сооружение, а в центре его находится скульптурная фигура бога Нептуна, сидящего в колеснице-раковине, которую везут морские коньки. Скульптура окружена со всех сторон аллегорическими скульптурными сооружениями штиля, бури, изобилия и здоровья. По краям расположены небольшие фигуры тритонов, которые указывают путь между скалами. По периметру фонтана расположена лестница.

Потоки воды, журча, струятся по остальным фигурам и с небольшой высоты обрушиваются на камни, в результате чего создается волшебный звук волн.

Фонтан окружают барельефы, на одном из них девушка показывает римским воинам на источник, которым является акведук, поставляющий воду из фонтана.

Ширина этой композиции – 20 м, а ее высота 26 м. Если же говорить в целом, то этот фонтан представляет собой грандиознейшую театральную декорацию среди амфитеатра зданий, которая в связи с такими своими размерами заняла практически всю площадь.

Фонтан Треви – это уникальнейшее место, которое обязательно должен посетить любой турист, приезжающий в Рим, не говоря уже о его жителях. Достаточно только разок взглянуть на этот фонтан, как можно буквально замереть от восхищения. Фонтан считается одним из самых знаменитых в городе, а построен он был по эскизам Бернини – скульптора, который увлекался созданием эффектов в театре. Строительство фонтана приходится на 1732-1762 года, а архитектор фонтана – Н. Сальви.

На дне бассейна Фонтана Треви все буквально усыпано монетами. Считается, что если бросить в фонтан монетку, то человек обязательно вернется в Рим. Интересно, что бросать монетку тоже надо правильно. Это надо делать обязательно правой рукой и только через левое плечо. Причем, стоять надо спиной к фонтану. Бросать монетку надо 3 раза: первая брошенная монетка обязательно даст возможность вернуться в Рим, вторая поможет найти в Вечном Городе любовь, а третья будет гарантией бракосочетания в Риме.

В 1991 году фонтан «претерпел» капитальный ремонт и местные власти запретили туристам бросать в него деньги. Между тем такая просьба «не дошла» до понимания туристов, так что монетки продолжают лететь в воду фонтана. Как-то был подсчитан «доход», который фонтан дает городу в сутки. Сумма его составляет не менее 1 500 евро.

К еще одной туристической «фишке» можно отнести то, что каждый человек, подошедший к фонтану, просто обязан испить воды из «трубочек влюбленных», которые находятся в правой части фонтана.

Чтобы найти эти трубочки, рекомендуется ориентироваться на каменную шляпу, которая лежит на скале.

В ночное время фонтан смотрится очень даже красиво. Это достигается, благодаря ненавязчивой подсветке, которая придает фонтану необычные оттенки в теплых тонах. Так что и сам фонтан предстает перед своими посетителями в совершенно ином виде.

Фонтан Треви одновременно является и фасадом дворца Поли. Замечательный по своей красоте фасад дворца и фонтан создают прекрасную картину и фонтан кажется еще грациознее. Второй этаж этого дворца в начале 19 века занимала княгиня З. Волконская, которая в свое время славилась своим меценатством, дружила с Пушкиным, Гоголем, Вяземским. Когда княгиня умерла, ее похоронили здесь же – на площади Треви в церкви Санти-Винченцо-э-Анастасио, которая находится перед Фонтаном Треви.

Фонтан настолько уникален, что его очень любят снимать режиссеры художественных фильмов, среди которых можно отметить фильм «Римские каникулы» и комедию «Безумно влюбленный».

Фонтан Треви на карте Рима

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *