Путешествие по Чуйскому тракту на автомобиле – давняя мечта моего мужа. После уговоров он все-таки убедил меня поехать туда с детьми на первых выходных июня. Перед отправлением мне захотелось посмотреть фото, на которых изображены достопримечательности Чуйского тракта, и я была очарована. Так как мы решили добираться на машине, нужно было заранее проложить маршрут, что мы и сделали – и не зря, как потом оказалось!

Я подготовила еду в дорогу нам и ребятам, а также вещи первой необходимости. Еще удалось расписать для поездки по Чуйскому тракту карту с достопримечательностями. На машине мы смогли без особых трудностей доехать до каждого места, которое отобразили в личном плане.

Приключение во время путешествия по Чуйскому тракту на автомобиле

Двое суток нам пришлось провести в дороге. Сразу было понятно, что путь от Москвы до места назначения не близкий. Семейная поездка прошла без происшествий, что не могло не радовать. Я была удивлена тому, что на улице стояла солнечная погода, хотя синоптики обещали грозы, которые как раз выпадали на дни, что мы провели в дороге. Чтобы совершить путешествие по Чуйскому тракту на автомобиле, пришлось преодолеть расстояние в 3700 километров. Прежде мы с супругом не решались выбирать такой долгий путь, если намеревались ехать с сыновьями.

Вынужденная остановка в гостинице

Дорога была длительной и утомительной. И нам нужно было хотя бы немного отдохнуть перед тем, как ехать смотреть достопримечательности Чуйского тракта на машине. Маршрут по этим местам уже проложен. А значит, мы могли в полной мере насладиться отдыхом в отеле, не отвлекаясь на такие мелочи.

Ближе всего к участку автомагистрали располагался трехзвездочный отель Altyn Tuyak Hotel. Здесь мы и остановились на ночевку. К счастью, нашелся номер, в котором нам удалось нормально разместиться большой семьей. За него заплатили 2000 рублей. За эту сумму нам был предоставлен доступ к таким услугам:

  • глажка белья;
  • выход в интернет;
  • завтрак, который подается в номер;
  • парковка.
  • В самом здании находились несколько магазинов, в которых можно было приобрести сувениры.
  • Экскурсионная поездка

Пора начинать путешествие по Чуйскому тракту на личном автомобиле. Первым делом мы посетили Семинский перевал. Здесь есть своя база отдыха, на которую люди приезжают с целью оздоровления. Я была в восторге от Озера под названием Ая.

В нем очень теплая вода. А о том, насколько она кристально чистая, можно даже не говорить. На этом список того, что посмотреть в этой окрестности, не заканчивается. Я смело могу рекомендовать посетить следующие места:

  • Источник Аржан-Суу, в котором течет целебная вода.
  • Каракольская галерея. В этом месте собраны уникальные рисунки и письмена, выбитые на плитах.
  • Катунские террасы. Чтобы добраться до них, придется подняться высоко в горы.
  • Мы многое ожидали увидеть. И это нам действительно удалось. Благодаря тому, что у нашей семьи был свой транспорт, мы успели за день осмотреть несколько мест, которыми славится этот край.
  • Развлечения

Большая часть туристов приезжают сюда ради великолепных пейзажей, которые не увидишь нигде в мире, кроме этого места. Однако находятся еще и поклонники здешних развлечений. К сожалению, в самом Чуйском тракте практически нечем заняться. Отдыхающим придется искать для себя что-нибудь интересное в ближайших окрестностях.

Многие местные базы отдыха предлагают своим постояльцам и другим желающим отправиться на рыбалку. Стоимость такого развлечения колеблется в пределах 500 руб.

Жаль было прощаться с этой местностью. В теплое время года она, как магнитом, манит любопытных туристов. Главное в поездке на Чуйский тракт – карта с достопримечательностями. На машине можно объехать все отмеченные на ней места за несколько часов. Наше приключение продлилось немного дольше, так как мы часто делали остановки и просто любовались природой. Да и детям было намного веселее и приятнее проводить время не в кресле автомобиля, а за его пределами.

Совет для тех, кто еще думает, стоит ли ехать сюда. Это место достойно того, чтобы потратить на него свое время. Особенно с детворой, которой точно пойдет на пользу свежий и чистый горный воздух.

Все достопримечательности Чуйского тракта (трасса М52).

318 км
Мемориал памяти М. Евдокимова
354 км
Город Бийск, Музей Чуйского тракта
366 км
Село Верх-Катунское
371 км
Поселок Чуйский
377 км
Село Полеводка
384 км
Село Сростки, Музей Василия Шукшина, Гора Пикет, Парк деревянных скульптур в Сростках
394 км
Село Образцовка
398 км
Село Березовка
404 км
Село Быстрянка
416 км
Река Иша
425 км
Село Долина Свободы
428 км
Скульптура «Пилигрим»
435 км
Районный центр Майма, далее: Город Горно-Алтайск, Национальный музей РА имени А.В.Анохина, Принцесса Укока
444 км
Село Карлушка. Аэропорт Горно-Алтайска.
450 км
Село Дубровка. «Скоростной Канатный Спуск».
452 км
Село Рыбалка. Особая экономическая зона Алтайская Долина
455 км
Село Соузга.

Озеро Ая. Гора Чертов палец
459 км
Туркомплекс “Финская дача”
460 км
Усадьба “Аврора”, Гостиничный комплекс “Лесотель”
461 км
Село Черемшанка
462 км
“Деревенька Шпили Village”, Черемшанский водопад
464 км
Источник Черемшанский
465 км
База отдыха “Любава”
467 км
Памятник В.Я. Шишкову
469 км
Туркомплекс “Манжерок”
470 км
Село Манжерок, Источник Манжерокский, Манжерокские пороги, Горнолыжный комплекс и другое
472 км
Озеро Манжерокское, Горнолыжный комплекс «Манжерок»
477 км
Тавдинские пещеры, Аквапарк Бирюзовая Катунь, Гостиница Бирюзовая Катунь
478 км
База отдыха Глобус плюс, Источник Аржан-Суу
479 км
Турбаза Два Медведя
480 км
Турбаза Тавдинские пещеры, Коттедж Кремлевский дом
481 км
Село Известковый, Туркомплекс «Гелион», «Коттедж Аржан и коттедж Гостевой», Усадьба «На Притоке»
485 км
Село Усть-Муны, Турбаза “Логово”, “Коттедж в Усть-Мунах”
488 км
“Караван-парк Кызыл-Таш”
489 км
Усадьба “Тещина роща”, Отель “Золотые пески”
490 км
Туркомплекс “Орлиное гнездо”, “ЭКО-отель АлтикА”
492 км
Село Барангол, Турбаза “Лесная сказка”, Турбаза “Тихий берег”, Туркомплекс “Лилианна”, Турбаза “Садко”
493 км
Гостевой дом “Вариант”
495 км
Усадьба “Муза”
497 км
Село Усть-Сема, “Усадьба в Усть-Семе”
500 км
Катунские (семинские) ванночки
502 км
Село Камлак, Горно-Алтайский ботанический сад
509 км
Зубровый питомник
515 км
Село Черга
535 км
Село Мыюта
547 км
Районный центр Шебалино
561 км
Село Кумалыр
572 км
Село Топучая
581 км
Гостиница “Золотой кедр”
583 км
Перевал Семинский, Турбаза Динамо
605 км
Турбаза “Маральник Айхал”
614 км
Село Туекта
618 км
Природный парк Уч-Энмек
619 км
Село Каракол, Туркомплекс “Каракол”, База отдыха “Эзлик”
621 км
Село Курота
628 км
Село Шашикман, “Туркомплекс АиЛ”
633 км
Районный центр Онгудай
643 км
Село Улита
647 км
База отдыха «Янтарный сад»
652 км
Село Хабаровка
659 км
Перевал Чике-Таман
672 км
Село Купчегень
678 км
Кордон «Кур-Кечу», Ильгуменский порог
687 км
Песчаные скалы
690 км
Катунские террасы. Кордон «Катунские террасы»
693 км
Яломанское городище, Река Большой Яломан
695 км
Село Малый Яломан
703 км
Село Иня, Ининский (Цаплинский) мост
706 км
Ининские стелы
712 км
Река Чуя, Слияние Чуи и Катуни
715 км
Парк и кафе Чуй-Оозы
716 км
Порог Турбинный
723 км
Калбак-Таш
728 км
Чуйский оленный камень (Адыр-Кан)
735 км
Село Иодро
741 км
Село Белый Бом, скала Ак-Боом, пещера Большая Белобомская
744 км
Памятник Кольке Снегиреву
Старый Чуйский тракт
759 км
Водопад Ширлак (Девичьи слезы)
760 км
Порог Бегемот
769 км
Порог Буревестник
781 км
Туркомплекс “Кочевник”
783 км
Село Чибит, Порог Малыш
787 км
Гостевой дом “Как дома”
788 км
Село Акташ, “Зеленый дом Оминых”, Музей сувениров и национальной одежды Оминых, База отдыха “У рыбака”
795 км
База отдыха «Чуйская долина»
796 км
База отдыха «Мёны», Гейзеровое озеро, База отдыха «Златогорье», База отдыха «Красный Лис»
798 км
Источник Кара-Тыт
818 км
Северо-Чуйский хребет
826 км
Село Курай, Турбаза «Чуйские Альпы»
830 км
Село Кызыл-Таш
857 км
База отдыха “Тулпар”
864 км
Село Чаган-Узун. Цветные земли Кызыл-Чина. Марсианские пейзажи.
874 км
Чуйская степь
876 км
Село Ортолык
890 км
Районный центр Кош-Агач
918 км
Село Жана-Аул
941 км
Село Ташанта. Граница с Монголией

Запись опубликована в рубрике Алтай с метками Алтай, трасса М52, Чуйский тракт. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Опубликовано30 июля 2015авторомkp74ru

Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года может также применяться номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай.

Протяжённость автомагистрали — 962 километра.

Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи).

Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией.

Тоннелей нет. Имеется два перевала — Семинский и Чике-Таман.

По характеру рельефа всю территорию, по которой проходит Чуйский тракт, можно разделить на равнинную, предгорную и горную. От Новосибирска до Бийска трасса пролегает по правобережью реки Оби и пересекает Бийско-Чумышскую возвышенность. Примерно на 52 градусах северной широты, где степная часть Алтая по тектоническому уступу граничит с горами Алтая (гора Бабырган (1008 м) — самая высокая точка этого уступа), тракт выходит на территорию Республики Алтай. Затем дорога пересекает Чергинский хребет, Семинский хребет и другие хребты Алтая, которые достигают 1900–2000 м над уровнем моря, а также крупные межгорные котловины Курайскую и Чуйскую (1500–1900 м).


История строительства.

На месте современного Чуйского тракта долгое время находился так называемый Мунгальский тракт, упоминания о котором содержатся ещё в китайских хрониках тысячелетней давности. На месте нынешней асфальтовой дороги долгое время находилась тропа, которой с древних времён пользовались торговцы и воины.

Поводом для начала торговли на реке Чуе послужило ежегодное религиозное шествие тюрбенцев в сопровождении монгольского войска для положения дощечки в верховье реки Катуни в урочище Байхач (Баих-гач), где находилось большое священное дерево. По дороге к паломникам присоединялись местные жители для обмена товарами. Но русские купцы, не желая иметь посредников, сами стали ездить в Чуйскую степь и основали поселение Кош-Агач. С 1850-х —1860-х годов в районе торгового пути действует ярмарка, начинают развиваться русско-монгольские торговые связи.

В течение 1860–1890 годов рассматривалось несколько вариантов дороги, которая должна была заменить караванную тропу, и после многочисленных и долгих дебатов летом 1901 года началось строительство Чуйского тракта. Оно осуществлялось на средства Комитета Сибирской железной дороги и пожертвования купцов под руководством инженера И. И. Биля. Смету, по ходатайству Томского губернатора князя С. А. Вяземского, составили исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. Расчётная ширина дороги была 5 аршин, а на бомах — 3,5 аршина. Подряд на строительство получили крестьяне местных сел.

В 1902–1903 годах вьючная тропа переоборудована в колёсную дорогу, пригодную для небольших таратаек. В некоторых местах для облегчения обходов были установлены паромные переправы.

В 1913 году начинает работу изыскательная экспедиция В. Я. Шишкова, предназначенная для улучшения и расширения тракта.

К середине 1920-х годов дорога пришла в сильный упадок. Дорога не ремонтировалась в течение 10 лет. Во время гражданской войны отступавшими белыми войсками были разрушены почти все мосты через горные реки. В 1924 году стоимость ремонта тракта оценивалась в 300 тысяч рублей.

В 1925 году автомобили Госторга впервые совершили семь рейсов по всей трассе от Бийска до Кош-Агача. В 1926 году по тракту прошли первые трактора, появление которых среди местных жителей вызвало большой переполох.

В 1930-х годах тракт выровняли и покрыли гравием, вместо опасных паромных переправ были сооружены мосты (в частности Ининский мост), у бомов устраняли опасные участки. Все работы по строительству тракта в довоенный период осуществлялись трудом жителей близлежащих сёл и силами заключённых, в том числе и репрессированных, числившихся за 7-м отделением сибирских лагерей. Строительство шло в тяжелых природных и климатических условиях: орудиями труда являлись — кирка, лом, тачка и лопата.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск — Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию.


Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, разместился на втором этаже отдела природы Бийского краеведческого музея имени В. Бианки по ул. Советская, 42. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена «курортная зона» Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Именно здесь планируется масштабное строительство туристских рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у деревни Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга). Трасса чрезвычайно популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена популярная гостиница «Ак-Туру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру.

источник: ru.wikipedia.org

Федера́льная автомоби́льная доро́га Р256 «Чу́йский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией.

Чу́йская доли́на — тектоническая впадина в среднем течении реки Чу, от Боомского ущелья до восточной окраины песков Мойынкум, ограниченная Чу-Илийскими горами и Киргизским Ала Тоо.

Чу́йская степь — межгорная котловина на юго-востоке Алтая в верхнем течении реки Чуя. Расположена в Кош-Агачском районе Республики Алтай.

Чуйское землетрясение произошло на Алтае, недалеко от районного центра села Кош-Агача. Главный удар 27 сентября 2003 года в 18:33 (15:33 по московскому времени).

Чуйский район (кирг.

Чүй району) — административная единица в составе Чуйской области Киргизии. Граничит на севере с Казахстаном, на востоке — с Кеминским районом, на западе — с Ысык-Атинским районом Чуйской области, на юге — с Кочкорским районом Нарынской области.

Чу́йские Белки́ (Чуйские Альпы) — горная система в Центральном Алтае. Состоит из двух крупных частей Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребтов.

Главная » Статьи

История Чуйского тракта – история Алтая

Появление большого пути через Алтай стало возможным с момента вхождения жителей южного Алтая в состав Российской империи. Произошло это в 1756 году (в честь 200-летия этого события на Семинском перевале в 1956 году был установлен специальный обелиск).

Первые русские купцы появились на Алтае (а точнее – у реки Чуя) в 1788 году. К 1864 году на Чуе стоял уже десяток избушек-складов, а купец из Бийска по фамилии Гипев построил для себя жилой дом. Торговля шла очень бойко, но нормальной дороги все еще, разумеется, не было построено. Чуйский торговый путь тогда был обычной горной тропой, узкой и опасной. Передвигаться по ней можно было только верхом, да и никаких особых тележек да саней использовать не получалось. В этом плане особенно много проблем доставлял русским купцам участок пути от Онгудая до Кош-Агача: там товары перевозили исключительно вьючным образом.

Во второй половине 19 века начались активные разговоры о необходимости прокладывания нормальной дороги по Чуйской долине.

Рассматривался один проект за другим… Вот только осуществить эти проекты оказывалось невозможным из-за недостатка средств: сооружение горной дороги дело особенно дорогостоящее и трудоемкое. Относительно удобная дорога появилась в 90-х годах, но и она была малопригодна для перемещений весной или зимой.

Большая стройка стартовала было в 1901 году, на нее было выделено около восьмидесяти тысяч рублей – то есть 160 рублей на версту. Привлекались к работе и крестьяне из близлежащих деревень. Однако, несмотря на вложенные усилия, колесная дорога, завершенная к 1903 году, оставалась далека от совершенства. Тем более, после строительства Чуйского тракта в том виде, он не ремонтировался и не улучшался вплоть до 1914 года, а горы дорогу принимали сложно.

Лето 1914 года вошло в историю Горного Алтая. Тогда сюда прибыла экспедиция, которую возглавлял инженер ведомства путей сообщения В.Я.Шишков, в будущем ставший известным писателем. Они провели огромную работу по изучению этих мест, составлению карт, созданию проекта будущей новой трассы… Но Первая мировая война и последовавшая за ней революция внесли свои корректировки.

Хоть какие-то ремонтные работы заново начались на Чуйском тракте в 1922 году. Тогда же был, наконец, построен мост через реку Чуя.

20-30-е годы – сложный и драматичный период в истории Чуйского тракта. Строительство дороги вошло в стратегические интересы государства, а вот осуществлять его приходилось вручную, в нечеловеческих условиях…

В 1924-1925 годах обсуждался вопрос о том, в каком направлении пойдет дорога. Появилось несколько спорящих сторон: сторонники одной предпочитали левобережное направление, существовавшее на тот момент. Другие считали, что дорогу нужно вести по новому пути, правым берегом Катуни. Был и третий вариант, предлагавший соединить новое направление со старым в селе Черта. Победил, как теперь нетрудно догадаться, Катунский вариант: он имел ряд заметных преимуществ, в том числе – сокращал путь до советско-монгольской границы.

30-е годы – время концентрационных лагерей.

Вдоль тракта каждые 15-20 километров находились лагеря, и тысячи заключенных работали над строительством новой дороги. Что и говорить – снежные заносы, низкие температуры, плохое питание, ужасные условия… Чуйский тракт построен на костях, и большинство их было сложено именно тогда. Что ж, зато дорога эта была построена в рекордные сроки.

Летом 1934 году был проведен первый автопробег Бийск — Кош-Агач, в 1935 году построили деревянный мост через Бию в Бийске, от которой теперь и ведет свой отсчет Чуйский тракт. В том же году появился мост через Катунь у села Усть-Сема. 1 января 1935 года Чуйский тракт на всем протяжении Бийск — Майма — Усть-Сема — Черга — Онгудай — Иня — Кош-Агач — Ташанта был сдан в эксплуатацию.

В 1950-е и 1960-е годы Чуйский тракт продолжали ремонтировать и совершенствовать. Последние кардинальные изменения были внесены в 1984 году, когда взамен старой узкой и опасной дороги появился новый путь через перевал Чике-Таман.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *