Какие птицы перелетные?

Птицы – это прекрасные создания. Они теплокровные существа, со средней температурой тела 41°С. По идее, они могли бы прекрасно пережить студеную зиму. Но под снегом и льдом пищу найти практически невозможно. Поэтому птицы не остаются в родных местах на зимний период. Этим хрупким созданиям приходится улетать на юг. Местность, куда они улетают, практически не отличается от их места жительства. Кроме этого миграция птиц связана с особенностями размножения. И все же, какие птицы перелетные?

Каких птиц называют перелетными

Россия может похвастаться достаточно богатым разнообразием птиц. Каждый вид уникален – одни живут в лесах, а другие – вблизи водоемов- одни питаются зерном, другие – насекомыми.

С наступлением холодов, перелетные птицы России обычно летят в Африку, Средиземноморье, Азию или Южную Европу.

Они регулярно совершают сезонные перемещения между местами, где они гнездятся и местами зимовок. Они могут лететь как в близкие, так и в дальние страны. Орнитологи определили среднюю скорость полета: для мелких птиц — это скорость около 30 км/час, а для крупных — 80 км/час.

По пути птицы делают несколько остановок для отдыха и кормления. Чем больше по размеру птица, тем дальше дистанция. Поскольку маленьким птичкам длинные расстояния не осилить. Птицы небольших размеров способны беспрерывно лететь 70-90 часов, при этом способны преодолевать расстояние до 4000 км.

В средней полосе России насчитывается 58 видов перелетных птиц. Таких как: зяблик, трясогузка, дрозд певчий, пеночка-теньковка, ласточка, чибис, конек лесной, жаворонок, славка черноголовая, иволга, кукушка, аист, соловей и другие.

Но есть кое-что, что их всех объединяет — стремление вернуться, с началом весны, обратно. Поскольку снова появляется пища и комфортные условия для проживания. Птицы начнут снова радовать нас своим пением и неповторимым внешним видом. О том, почему они улетают, вы можете найти в статье: «Почему птицы улетают?».

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Перелеты и кочевки птиц всегда связаны с ухудшением погодных условий и условий жизни для птиц. В летнее время птицы растут, запасают питательные вещества, у них происходит процесс линьки. После похолодания птицы не теряют своей жизненной активности, как земноводные и рептилии, а, наоборот, активизируются его, увеличивая свою подвижность, и перелетают в поисках корма. Помимо этого, птицы наращивают толстую жировую прослойку и таким образом приспосабливаются к зимовке.

 

Оседлые птицы (белая куропатка, воробьи, синицы, сойки, вороны и др.) с наступлением осени и зимы остаются в одних и тех же местах. Кочующие птицы (снегири, свиристели, клесты, чечетки и др.) покидают места, где они обитают летом, и улетают на относительно небольшие расстояния. Перелетные птицы (аисты, кулики, гуси , стрижи, соловьи, иволги, ласточки, кукушки и др.) покидают места гнездового ареала и отправляются на места зимовок в места, которые могут находиться в нескольких тысячах километров. почти все виды перелетных птиц летят стаей, только кукушка летит одна. Крупные виды птиц летят определенным видом строя (журавли — клином, гуси — шеренгой), мелкие — стайками. Первыми места гнездовья покидают насекомоядные птицы, после них — зерноядные. Позже всех улетают водоплавающие и болотные птицы.

Существует гипотеза, что перелеты птиц появились после периодических изменений климатических условий, связанных со сменой времен года.

Конкретными причинами перелетов считаются сложная связь как внешних (укорочение светового дня, ухудшение условий добывания пищи, понижение температуры), так и внутренних факторов (физиологические перемены в организме из-за окончания периода размножения).

Решающую роль при изучении перелетов птиц стал метод кольцевания. Пойманным птицам надевают на лапку кольцо с их номером и учреждением, которое проводит кольцевание.

В СССР кольцевание велось с 1924 года. Все полученные в ходе исследования данные о кольцевании и добыче окольцованных птиц фиксируются в Центре кольцевания РАН (Москва). Метод кольцевания дал возможность ученым выяснить маршруты и скорость перелета птиц, регулярность возврата особей с зимовок к старым местам гнездования, места зимовок и многое другое.

Дополнительные материалы по теме: Перелеты и кочевки птиц.

  

Класс птицы

Биологические характеристики класса птиц
Класс птицы
  

Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА

Строение и работа всех функций живых организмов, растений, грибов, микроорганизмов — вся биология
Биология 5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА
  

Класс Птицы. Общие сведения.

Птицы – это теплокровные хордовые животные, имеющие высокую организацию и способные летать
Класс Птицы. Общие сведения.
  

Происхождение птиц.

Птицы являются «дальними родственниками» пресмыкающихся
Происхождение птиц.
  

Пищеварительная и выделительная системы птиц.

Система пищеварительных органов птиц имеет ряд особенностей из-за того, что птицы вынуждены вести высокоактивный образ жизни
Пищеварительная и выделительная системы птиц.

    

Какие птицы перелетные?

Птицы – это прекрасные создания. Они теплокровные существа, со средней температурой тела 41°С. По идее, они могли бы прекрасно пережить студеную зиму.

Но под снегом и льдом пищу найти практически невозможно. Поэтому птицы не остаются в родных местах на зимний период. Этим хрупким созданиям приходится улетать на юг. Местность, куда они улетают, практически не отличается от их места жительства. Кроме этого миграция птиц связана с особенностями размножения. И все же, какие птицы перелетные?

Каких птиц называют перелетными

Россия может похвастаться достаточно богатым разнообразием птиц. Каждый вид уникален – одни живут в лесах, а другие – вблизи водоемов; одни питаются зерном, другие – насекомыми.

С наступлением холодов, перелетные птицы России обычно летят в Африку, Средиземноморье, Азию или Южную Европу.

Они регулярно совершают сезонные перемещения между местами, где они гнездятся и местами зимовок. Они могут лететь как в близкие, так и в дальние страны. Орнитологи определили среднюю скорость полета: для мелких птиц — это скорость около 30 км/час, а для крупных — 80 км/час. По пути птицы делают несколько остановок для отдыха и кормления. Чем больше по размеру птица, тем дальше дистанция. Поскольку маленьким птичкам длинные расстояния не осилить. Птицы небольших размеров способны беспрерывно лететь 70-90 часов, при этом способны преодолевать расстояние до 4000 км.

В средней полосе России насчитывается 58 видов перелетных птиц. Таких как: зяблик, трясогузка, дрозд певчий, пеночка-теньковка, ласточка, чибис, конек лесной, жаворонок, славка черноголовая, иволга, кукушка, аист, соловей и другие.

Но есть кое-что, что их всех объединяет — стремление вернуться, с началом весны, обратно. Поскольку снова появляется пища и комфортные условия для проживания. Птицы начнут снова радовать нас своим пением и неповторимым внешним видом. О том, почему они улетают, вы можете найти в статье: «Почему птицы улетают? ».

Ещё больше интересного

Рекомендуем ознакомится: http://elhow.ru

Почему мы так говорим?

Как птицы получили свои названия

Названия птиц не возникают случайно. Народ часто обращал внимание на какой-то достаточно характерный признак, отличающий одну птицу от другой. Это внешний вид, крик, который издает птица, место ее гнездования, сходство с чем-либо и другие внешние и внутренние качества.

Как по-вашему, за что кукушка получила свое название? Конечно, за то, что она кукует, кричит: «Ку-ку! ку-ку!» Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее называть. И это услышали не только русские. Во многих странах название «кукушка» звучит похоже на русское. Чехи, например, называют эту птицу «кукачка», болгары — «кукувйца», немцы — «кукук», французы — «куку», итальянцы-«кукуко». Все эти народы обратили внимание на один признак — крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже. Значит, птица может получить название за голое, за песню, за то, как она кричит.

Не ворона, не синица,-
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку».

(М. Лапыгин)

Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: «Чьи вы? чьи вы?». Это чибис, он тоже получил название по крику.

А вот над болотом летит длинноклювая птица, да и клюв-то какой интересный, загнут вниз. Внимание: птица закричала. «Куулик… куулик!» И всем понятно, как ее зовут. Кулики бывают разные, большие и маленькие, потемнее и посветлее, у одних клюв длиннее, у других короче, и все они по-разному называются. Есть и другие названия, в которых отражены особенности птичьих голосов, например: чайка, чиж, щегол, дрозд, гагара, удод, скворец.

Внешний вид птицы (цвет «костюма», необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия. Так были названы рябчик, зеленушка, горихвостка, клест. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот, например, что пишет Виталий Бианки о рябчике: «У него перо — невидимка. Самого защитного цвета в лесу — пестрого. Все в серых, да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит». Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

Горихвостка так названа за свой интересный хвост. Красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает огоньком, как будто горит.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом,-
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит —
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.

(Е. Ильин. Горихвостка)

Название птицы клест произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова клестить произошло и слово клещи. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

Некоторые птицы получили название в соответствии с тем, чем они питаются. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка. Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе России, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

Есть птицы, получившие название за свое поведение.

Вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птичка сумеет защитить свое потомство в случае опасности. Она вытягивает шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда,
Разве в этом есть нужда?

(И. Беляков)

Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы, которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы около воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить, если все перед глазами колышется.

Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может. Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит з камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры — касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И «костюм» у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, — бурый.

Важным для выбора птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Так, снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а весной отправляется на север.

Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, Прямо с севера сюда.

(И. Кульская)

Зорянка… Это имя очень подходит к птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло.

В чаще лесной у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная зорянка
Песню запела заре.

(Е. Трутнева. Зорянка)

Или вот еще название — зяблик. Почему же так называется эта птица? Потому что зябнет? Так ли? Вот что говорится об этом в одной сказке:

Октябрь так птиц пугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон -хоть бы ей что! Каркает. Галки остались. Воробьи. Ну да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая — Зяблик и должны они Октября бояться. Взялся — и всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.
— Зяблик ты, так зябни, — рассердился Октябрь. — И стряхнул термометр. А Зяблик не зябнет!
— Небось, озябнешь! — разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.
А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство — тугой животок. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает: то жука, то семечко. А раз животок тугой, то и температура у него нормальная птичья — плюс сорок четыре градуса. А с такой температурой и в октябре май!

(Н. Сладков. Упрямый зяблик.)

Оказывается, зяблик совсем не зяблик, он не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в зяблое время, и назвали ее зябликом.

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название.

По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка — пищуха. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинки. При этом она все время тихонько попискивает.

Вот выплывает из камыша черная птица — лысуха. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой.

За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может, он и правда глухой? Вот разговор Глухаря и Сороки:

— Глухарь, охотник идет!
— Тэке-тэке-тэке…
— Глухарь, слышишь! Оглох, что ли?!
— Тэке, тэке-вжжиу… Ась? Кто? Чего? И ведь когда пою, ничего не слышу…
— Охотник, говорю, идет!
— Ах ты, елки-сосенки, верно ведь! Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка!

(Э. Шим)

За что же глухаря так назвали? Когда глухарь поет, или, как говорят, токует, он действительно не слышит постороннего шума. В это время и подкрадываются к нему охотники. Но как только смолкла песня глухаря, стой, замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.

Вы убедились, что названия многих птиц даны по внешнему виду (зеленушка, рябчик, лимонница, горихвостка, голавль, колюшка, лысуха), месту жительства (камышовка, канарейка, пескарь, подкаменщик), времени прилета, пения (снегирь, зяблик, зорянка), поведению (трясогузка, вертишейка, скакун, вьюн), по тому, чем питаются (мухоловка, ореховка, крапивница, капустница), по крику, песне (кукушка, пищуха, чайка, чибис, кулик, дрозд).

Но не всегда люди придумывали новые названия для птиц. Могло быть и по-другому. Если птица своим внешним видом, своим поведением походила на какой-нибудь знакомый предмет, то ее могли назвать так же, как и этот предмет. Так у слова появлялось новое значение.

Хохлатую синицу зовут гренадером (гренадеркой). За хохолок она и получила свое название. Он похож на украшение головного убора солдат-гренадеров. Был в царской армии особый род войск — гренадеры, отборные воинские части, служить в которых считалось почетным.

Небольшого кулика называют перевозчиком, хотя он никого не перевозит. Живет эта птица всюду по берегам рек и любит перелетать с одного берега на другой. За эту привычку и зовут птицу перевозчиком.

Бывают и названия-ошибки. Небольшую серовато-бурую птичку назвали козодоем. Неужели она умеет доить коз? Да нет! Птичка днем скрывается, а с наступлением темноты вылетает на охоту. Возвращается вечером стадо в деревню, из-под ног животных вылетают вспугнутые насекомые, а птичка тут как тут. Рот у нее огромный, как сачок. Много мошкары попадает туда. Да и слепни, мухи, комары, которые так тревожат скот, не минуют этой ловушки. Люди думали, что птичка прилетает коз доить. Из-за этих глупых выдумок прогоняли полезную птицу. А козодою молока не надо, ему насекомых подавай. Но все-таки он так и остался козодоем.

Но таких названий-ошибок немного. Птицы, звери, насекомые, рыбы получили свои имена по самым разным признакам. Например, птица иглоклювка своим именем обязана кривому, загнутому кверху клюву, похожему на сапожное шило.

А речную утку сероватого цвета называют шилохвость. Как вы уже догадались, это прозвище она получила за длинные средние перья хвоста. За этот острый хвост в разных местах нашей страны ее называют по-разному: шилень, острохвостка, шилохвостка. Хотя названия и разные, но все они даны по одному признаку — острому хвосту.

Названия шилень, шилохвостка, острохвостка — это названия-синонимы. Одна и та же птица названа разными словами. А бывает так, что одной и той же птице дают разные названия по разным признакам. Мы упоминали о птице зорянке, название которой дали за то, что она песней встречает и провожает зарю. Так эту же птичку за желтовато-красный, малиновый нагрудничек называют еще и малиновкой.

Может быть, вы слышали, что чибиса иногда называют луговкой, потому что живет эта птичка чаще всего на лугу. Трясогузку называют также плиской за ее незатейливую песенку: «Плись, плись, плись». Птицу лысуху в Астраханской области называют чиновник. Оперение у лысухи черное. В старое время чиновники носили черный костюм, а на фуражке кокарду. Ходит лысуха медленно, лениво, как важный чиновник в черной одежде, а бляшка (кожистый нарост на голове), за которую птица получила первое имя, вполне заменяет кокарду. Чиновник, да и только!

Самую маленькую птичку наших лесов называют королек. На голове у нее желтые перышки, как золотая корона. Маленький — вот и королек, будь побольше, был бы королем. А в народе его называют гвоздиком. Очень меткое название! Подлинно гвоздик: во всякую щелку, куда б ни спрятались мошки и паучки, пролезет его остренький носик. Да и ростом с гвоздик.

Бывает не два, а три-четыре названия, и каждое характеризует птицу с какой-то одной стороны. Среди каменистых осыпей, скал и просто в кучах камней, а то и в каменных заборах или трещинах каменных стен устраивает свое гнездо маленькая серенькая птичка — каменка. Птичку так назвали по «месту жительства». За тревожный крик «чек-чек, чек-чек, чек-чек» пичуга получила другое имя — чеканчик. Каменка-чеканчик — птичка осторожная. Стоит пройти мимо того места, где она свила гнездышко, каменка тут как тут. Беспокойно «чекает», перелетает с места на место вдоль дороги, по которой идет человек, как бы провожая его. За это каменка получила еще одно название — попутчик. А все это объясняется очень просто: птичка тревожится за свое гнездо и провожает человека до тех пор, пока не увидит, что ее потомство в безопасности.

Нерусскими по происхождению являются названия некоторых животных. Вспомните, по каким признакам русский народ давал названия животным и растениям.

Посмотрим, какие признаки принимали во внимание другие народы. В средней полосе России водятся две длинноносые птицы — бекас и вальдшнеп. Бекас — так назвали птицу французы за ее длинный клюв. Клюв — по французски «бек», а отсюда и бекас. Из Франции это название перекочевало к нам. Другое название — вальдшнеп — пришло к нам из немецкого языка. Оно означает «лесной бекас» (немецкое «вальд» означает «лес»). Значит, вальдшнеп — родной брат бекаса, но место для жилья он выбрал другое — лес. А бекасу и в болоте хорошо! Не зря же говорят: «Всякий кулик свое болото хвалит». Но при чем тут кулик! А при том, что и бекас и вальдшнеп из породы куликов, у обоих длинные ноги и длинные носы, только у вальдшнепа он загнут вверх.

«Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы». ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Людмила Правилова
«Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы». ООД по познавательному развитию в подготовительной группе

Экология. Тема: «Перелетные, зимующие и водоплавающие птицы.

Цель. Обобщить знания детей о зимующих, перелетных и водоплавающих птицах, выявить экологические знания детей.

Образовательная задача. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, между средой обитания и внешним видом птиц. Закреплять и углублять знания детей о перелетных и зимующих птицах. Учить понимать образный смысл загадок.

Развивающие задачи. Формировать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической деятельности, развивать представление о человеке как о части природы. Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, сравнивать, рассуждать делать выводы. Активизировать речь детей, обогащать их словарь.

Воспитательные задачи. Воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, желание охранять пернатых друзей, помогать им. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия к

«братьям нашим меньшим».

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за птицами. Чтение художественной литературы о зимующих и перелетных птицах.

Заучивание пословиц, народных примет об осени.

Демонстрационный материал. Аудиокассета «Времена года» П. И.

Чайковского, «Голоса птиц в природе». Картина с изображением поздней осени, иллюстрации с летящими птицами.

Словарная работа. Золотая, разноцветная, величавая, ранняя, поздняя; белогрудая, красногрудый, длинноногий. Образование сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Оборудование. Письмо, шкатулка, поделки (бумажные снегири, мешочек с семенами, стаканчики с водой, гусиные и куриные перья, кормушки из фанеры.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем очень много интересного. Мы будем отгадывать загадки, много беседовать, рассматривать иллюстрации, и обязательно вы узнаете, что-то новое, интересное. А о чем мы будем говорить вы догадаетесь сами, когда отгадаете загадку.

Прошла по лугам, по лесам, по полям

Припасы она приготовила нам

Упрятала их в погреба, в закрома

Сказала: «За мною нагрянет зима».

Воспитатель. Правильно, молодцы. А что значит «прошла по лесам, по полям? »

Дети. Лес стал другим: деревья изменили свой цвет, появились в лесу грибы, созрели лесные орехи, созрела рябина и в полях картофель, свекла, морковь. Люди стали делать заготовки на зиму: компоты, сушить и солить грибы.

Воспитатель. Молодцы. Вы знаете, что каждое время года состоит из трех месяце. Назовите месяцы осени.

Дети. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Ребята, а какими бы цветами вы закрасили каждый месяц осени и почему?

Дети. Сентябрь – желтый, потому что на огорода и садах начали созревать и спеть овощи и фрукты. Листья в сентябре начали желтеть в сентябре много солнца. Октябрь – сиреневый, потому что солнечных дней становится меньше. Прячутся все насекомые, улетают птицы, дуют холодные ветры, листья опадают.

Воспитатель. Молодцы, вы очень наблюдательны. Ребята, в нашей группе есть волшебная шкатулка, куда мы собираем приметы времен года. Давайте откроем её и положим туда осенние приметы, которые вы будете называть во время нашего путешествия.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, ели дождик льется,

Это время года как зовется? (М. Ходякова)

Работа с картиной.

Воспитатель. (выставляется картина на панно с изображением поздней осени). Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение вызывает у вас осенний пейзаж?

Дети. Грустное, задумчивое.

Воспитатель. Назовите, пожалуйста, приметы поздней осени.

Дети. День короткий, а ночь длинная, дожди, с деревьев облетела листва, холодно, иногда идет снег, птицы улетают в теплые края.

Воспитатель. Молодцы! Вы точно назвали осенние месяцы описали приметы, вы очень наблюдательны.

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Ласточки» (речь с движением) .

Ласточки летели, Бегут по кругу, взмахивая руками, как

Все люди глядели. крыльями.

Ласточки садились, Приседают, сложив руки за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головы.

Взвились, полетели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Воспитатель. Ребята, слышите, кто-то стучит в окно, посмотрите, здесь письмо на подоконнике. От кого же оно? Давайте прочитаем.

Детский сад «Зернышко», детям подготовительной группы.

Обратный адрес: речка «Бейсуг».

«Здравствуйте, дорогие ребята. Помогите нам разобраться. Утки зовут на юг вслед за скворцами и ласточками. Гуси хотят остаться вместе с воробьями и синицами. Кто прав? Что делать? » Гуси и утки.

Интересное письмо прислали нам гуси и утки. Мы должны помочь им, и подсказать улетать в теплые края или зимовать здесь.

Ребята, а как называются птицы, которые улетают осенью на юг?

Дети. Перелетные птицы.

Воспитатель. А, которые остаются?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. А почему птицы улетают?

Дети. Потому что нет еды.

Воспитатель. А почему сначала в сентябре улетели ласточки и соловьи, а потом грачи и скворцы?

Дети. Потому что исчезли насекомые.

Воспитатель. А почему синицы, дятлы, как говорится в письме, не улетели?

Дети. Потому что у них есть еда: ягоды, шишки.

Воспитатель. Как называются эти птицы?

Дети. Зимующие птицы.

Воспитатель. Что делать уткам и гусям? Пора ли им улетать?

Дети. Нет, потому что еда у них еще есть: головастики, жучки, болотные и речные растения, вода еще не замерзла.

Воспитатель. Давайте поиграем, пусть все послушают, какие мы с вами знатоки птиц.

Отгадайте загадки о птицах (воспитатель загадывает загадку, ребенок выбирает отгадку из разнообразных картинок перелетных и зимующих птиц и показывает детям, воспитатель берет у птички

В черной в крапинку рубашке

Щеголяет эта пташка

Прилетает к нам весной,

Домик обживает свой.

Все личинки соберет,

Песню по весне споет.

Воспитатель. Почему, ты птичка, улетаешь?

Ребенок. Это скворец. Потому что наступила осень.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Я люблю червячков, насекомых.

Прыгает мальчишка в коричневом пальтишке,

Прыгает он у крыльца – покормите молодца.

Крошек, зерен ему дайте,

Ну и кто он, отгадайте.

Ребенок. Это воробей.

Воспитатель. А ты птичка улетаешь?

Ребенок. Нет я холода не боюсь.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Зернышки клевать люблю, на деревьях ягоды.

По лужам он важно бродит,

Из воды сухим выходит

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Ребенок. Это гусь.

Воспитатель. А ты птичка улетаешь?

Ребенок. Только, когда замерзнет речка.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Головастиков, жучков, речные растения.

Птица в платье черно-белом

Растрещалася без дела.

Эту птицу назовите,

Ребенок. Это сорока.

Воспитатель. А ты птичка улетаешь?

Ребенок. Я морозов не боюсь.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Ягоды, шишки.

Курлычет он, к нам прилетая,

Живет в болотах, на лугах,

Он птица серая, большая,

На длинных тоненьких ногах.

Ребенок. Это журавль.

Воспитатель. А ты птичка улетаешь?

Ребенок. Да, я улетаю в теплые края.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Я люблю лягушек.

Кто в беретке ярко-красной

В черной курточке атласной

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

Ребенок. Я дятел.

Воспитатель. А ты птичка улетаешь?

Ребенок. Я морозов не боюсь.

Воспитатель. А что ты любишь на обед?

Ребенок. Жучков, которые живут по корой деревьев.

Воспитатель. Вы молодцы, ни разу не ошиблись. Ребята, а как можно назвать птиц одним словом, которые обитают в воде?

Воспитатель. Вы не задумывались, почему они не намокают, находясь, целый день в воде. Давайте проведем опыт.

Воспитатель. Для опыта мы возьмем с вами гусиное перо и перо любой птички, которая не живет на водоемах. Это может быть перо голубя, воробья и т. д. Конечно, найти их очень сложно и мы воспользуемся пером курицы.

Цель: Учить устанавливать связь между средой обитания и внешним видом птиц.

Материалы и оборудование. Перья куриные и гусиные, емкости с водой.

Дети рассматривают перья, смачивают их водой.

Воспитатель. Ребята, что вы увидели?

Дети. На гусином пере вода не задерживается, а куриное намочилось. Воспитатель. Как вы думаете, почему? Давайте мы вместе с вами сделаем вывод нашему опыту.

У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой

гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вода с жирных перьев

скатывается, и перья гусей и уток остаются сухими. Это жизненно необходимо перелетным птицам. Если во время перелета птиц застанет дождь их перья не намокнут («как с гуся вода») и в воде они не замерзнут,

потому что сквозь жирные перья вода не проникнет к их телу.

Воспитатель. (рассказывает и показывает иллюстрации с изображением летящих птиц) А знаете ли вы, как выстраиваются гуси, когда летят? (треугольником, клином). Впереди летит вожак, он самый сильный, самый большой гусь. Он сильно машет крыльями, создает воздушный поток и тем, кто летит за ним лететь в этом потоке легче. Воздушная струя передается от одного гуся к другому по цепочке и поэтому все молодые гуси летят позади, так легче лететь. Потом во время полета гуси меняются. То есть, те, что были впереди, перестраиваются и летят сзади. Но перелеты длинные, многие не долетают, погибают. А что будет, если не станет птиц, если мы не убережем зимующих, не накормим их вовремя?

Дети. Насекомых станет много, они съедят листья, мы задохнемся без кислорода, который вырабатывают листья.

Воспитатель. Мы все нужны друг другу, мы часть природы. То что вы настоящие друзья птиц я убедилась, потому что мы собрали с вами

целый мешок семян. (показать мешочек). Здесь и пшеничные зернышки, тыквенные семена и подсолнуха. Молодцы.

(воспитатель вносит готовые кормушки) Эти кормушки сделали ваши папы.

Мы с вами повесим их на деревья, чтобы корм не заносило снегом, и птицы знали где есть корм.

Давайте с вами поиграем в игру «Снегири» (речь с движением) .

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

В красных майках снегири.

Распушили перышки, Частые потряхивания руками, опущенными

Греются на солнышке. вниз.

Головой вертят, 2 поворота головы на каждую строку.

— Кыш! Кыш! Улетели! Разбегаются по комнате, взмахивая руками,

За метелью, за метелью! как крыльями.

Воспитатель. Ребята, наше путешествие заканчивается. Вы настоящие друзья птиц. Много о них знаете. О чем мы говорили? В какие игры играли? А теперь скажем шкатулке последние приметы, по которым наши водоплавающие сразу поймут, пора ли им лететь. «Вода замерзает – гусь улетает».

«В ноябре зима с осенью борются».

«Гусь улетает – снег выпадает».

И закроем нашу шкатулку, попросим наших гостей, чтобы они отправили нашу посылочку на речку.

И подарим им снегирей, которых мы сделали на занятии по ручному труду. Пусть не забывают о братьях наших меньших.

Рекомендуем ознакомится: http://www.maam.ru

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *