Нет никаких оснований для предположений, будто Африка была заселена постепенно различными волнами переселенцев. Данные пале- антропологии показывают, что все основные расы Африки сложились на ее территории: средиземноморская раса издревле населяла всю северную часть Африки и большую часть Сахары; к югу от нее, в пределах южной части Судана, складывалась негроидная раса; в Южной Африке происходил процесс формирования койсанской расы, а в Восточной и Северо-Восточной Африке — эфиопской расы. Кроме того, в пределах Центральной Африки издавна жили племена пигмейской расы.

Как же представляется нам древнейшее расселение народов Африки?

Древнейшие сведения о расселении африканских народов

Наиболее ранние древнеегипетские памятники, относящиеся примерно к 3200—3000 гг. до н. э., называют все племена, жившие к западу от Египта, одним общим именем — техену. Позднее, с конца Древнего царства, в египетских надписях появляются упоминания о племенах темху. Техену изображались египтянами рослыми, довольно смуглыми, темху — также рослыми, но, в отличие от техену, светлокожими. Таким образом, египтяне различали два типа древнего населения Сахары и Северной Африки — смуглый и светлый. Начиная с V в. до н. э., древнегреческие писатели объединяют все эти племена под одним общим названием ливийцев и сообщают, что ливийцы отличались светлым цветом кожи; среди них встречались белокурые и голубоглазые. Несомненно, что ливийцы были предками современного берберского населения Северной Африки. Наряду с этим светлокожим типом в Сахаре жили племена с более темным цветом кожи. Геродот называет их мелано- эфиопами, т. е. черными эфиопами. Древние египтяне называли себя «красным народом» и изображали своих соседей-ливийцев белыми, негров — черными, азиатов — желтыми, а себя красно-коричневыми.

О темнокожих народах юга упоминают уже самые ранние надписи древнего Египта. Один из первых фараонов, Ден, сообщает о своих походах в Нубию и о победах над местным населением. Древнеегипетские памятники называют племена юга общим именем нехси. Повидимому, нехси эпохи Древнего царства были народами эфиопской антропологической группы и говорили на кушитских языках. Со времени Среднего царства, т. е. примерно около 2000 г. до н. э., в египетских памятниках появляются упоминания о неграх. Вероятнее всего, это были племена нилотов, которые и теперь живут в верховьях Нила. Еще со времени Древнего царства в египетских памятниках говорится о стране Пунт, стране богов, находившейся где-то далеко на юге. На стенах храма в Дейр-эль-Бахари (в Среднем Египте), выстроенного царицей XVIII династии Хатшепсут, сохранились изображения жителей этой страны, кораблей, посланных в эту страну, и даров, привезенных оттуда: редких растений, доставленных из далекого Пунта в специальных кадках, животных, а также людей. Судя по этим росписям, жители Пунта имели негроидные черты. До сих пор не удалось выяснить местоположение этой страны. Несомненно одно, что страна Пунт должна была находиться где-то в тропиках. Немецкий лингвист Мейнхоф высказал предположение, что ее название обозначает «берег». Дело в том, что в языке суахили, современного населения восточного побережья Африки, берег называется pwani, что в точности соответствует древнеегипетскому названию этой страны. Сопоставление это, конечно, не может служить безусловным доказательством того, что в эпоху Хатшепсут, а может быть и раньше, египтяне застали на восточных берегах Африки народы банту1.

Однако несомненно, что уже в это время Восточная Африка была населена негроидным населением. Кроме них, в центральной части Африки в области тропических лесов жили также низкорослые карликовые народы, которых обычно называют пигмеями.

Пигмеи

Наиболее древнее упоминание о пигмеях содержится в рассказе египтянина Хирхуфа, вельможи эпохи Древнего царства, который похвалялся, что ему удалось привезти из своего похода карлика для потехи молодого царя. Эта надпись относится к III тысячелетию до н. э. В египетской надписи карлик, привезенный Хирху- фом, назван днг. Название это сохранилось до наших дней в языках народностей Эфиопии: по-амхарски карлик называется денг, или дат. Древнегреческие писатели рассказывают всевозможные истории об африканских пигмеях, но все их сообщения носят фантастический характер.

В настоящее время племена пигмеев сохранились лишь в области тропического леса. Они рассеяны небольшими группами по всему бассейну рек Конго, Огове и Итури. Ко времени появления банту в районе Конго пигмеи были, по всей вероятности, более многочисленны и занимали почти всю Западную Тропическую Африку. Теперь они живут отдельными разобщенными группами. В северо-западной части Конго — в Габоне и в пределах Камеруна — живут пигмеи бекви и акоа, в устье р. Убанги — ба- бинга. К югу от р. Конго рассеяны группы пигмеев бачва, общая численность их, возможно, преувеличенная — около 50 тыс. Особую группу составляют пигмеи, живущие в бассейне р. Итури и менее всех остальных подвергшиеся смешению с племенами негроидной расы. Общая численность пигмеев группы р. Итури достигает 35—40 тыс. В ее состав входят и племена эфе, бамбути-баканго и акка. Эфе живут в верховьях р. Итури, на окраинах девственного леса, и на берегах оз. Альберт — от горы Рувензори до р. Непоко, бамбути-баканго — по обоим берегам р. Итури и по течению рек Ленда, Нгаю и Апара, пигмеи акка — на реках Бомо- канди, Ноко и Руби. Отдельные группы пигмеев встречаются также на горе Рувензори и в Уганде. Несколько особняком от всех остальных пигмеев стоит группа пигмеев батва в области Руанда. Частьбатва живет на бельгийской подопечной территории Руанда-Урунди, другая часть — на западном берегу оз. Танганьика среди племен балуба. Возможно, что обе группы батва еще недавно составляли одно целое. Шебеста, крупнейший исследователь пигмеев, определяет общее их число, причисляя сюда и пигмеев, смешанных с негрским населением, в 80 тыс. Пигмеи не имеют общего самоназвания. Окружающие же их народы банту называют все низкорослые племена батва, или бачва, батуа и т. п., что означает «люди низкорослые», «маленькие люди».

Пигмеи ведут охотничий образ жизни. В хозяйстве пигмеев собирательство занимает, повидимому, первое место и определяет в основном питание всей группы. На долю женщин падает большая часть работы, так как добыча растительной пищи — дело женщин. Женщины всей совместно живущей группы ежедневно в сопровождении детей собирают вокруг своего лагеря дикорастущие корнеплоды, листья съедобных растений и плоды, ловят червей, улиток, лягушек, змей и рыб.

Пигмеи принуждены оставлять стоянку, как только в окрестностях лагеря съедены все пригодные растения и уничтожена дичь. Вся группа переходит в другую область леса, но странствует в пределах установленных границ. Эти границы известны всем и строго соблюдаются. Охота на чужих землях не допускается и может повести к враждебным столкновениям.

Почти все группы пигмеев живут в тесном соприкосновении с высокорослым населением, чаще всего — с банту. Обычно пигмеи приносят в деревни дичь и лесные продукты в обмен на бананы, овощи и железные наконечники для копий. Все группы пигмеев говорят на языках своих высокорослых соседей.

Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Что представляют собою пигмеи? Автохтонное ли это_ „население Центральной Африки? Составляют ли они особый антропологический тип, или их происхождение есть результат деградации высокорослого типа? Таковы основные вопросы, составившие сущность пигмейской проблемы, одной из наиболее спорных в антропологии и этнографии. Советские антропологи считают, что пигмеи — это аборигены тропической Африки особого антропологического типа, самостоятельного происхождения.

Банту

Основное население всей южной оконечности африканского материка, начиная от границ Судана, составляют банту. На основании некоторых соображений можно утверждать, что предки банту жили некогда в северной части бассейна Конго, на рубежах тропического леса и саванн. Позднее они продвинулись к югу, вытеснив из района тропических лесов пигмейские племена, а из Восточной и Южной Африки — бушменов и готтентотов. Бушмены и готтентоты под давлением племен банту отошли на юг в пределы нынешней Капской области, Драконовых гор и Юго-Западной Африки.

Трудно сказать, к какому времени относится продвижение банту на юг. Первыми достоверными упоминаниями о банту являются сообщения .арабских путешественников, которые в VIII—IX вв. н. э. нашли все восточные берега Африки, начиная от Сомалийского полуострова иплоть до Софалы, заселенными племенами, говорившими на языках банту.

Об этом свидетельствуют отдельные слова, сохранившиеся у Аль-Хамазани в его «Книге стран» (около 902 г. н. э.), у Масуди в его труде «Золотые луга» (середина X в. н. э.) и у многих других, вплоть до Ибн-Маджида, арабского лоцмана, ведшего в Индию корабли Васко да Гамы. Все они упоминают географические названия и отдельные слова, которые, несомненно, происходят из языков банту.

Выяснить пути передвижения отдельных племен и целых групп банту очень трудно. Нельзя положиться на предания о переселениях и войнах, записанные исследователями со слов местных жителей. Предания эти противоречивы, содержат много неточностей и поэтому не всегда могут служить надежным источником.

Лишь сопоставляя данные языковедения, этнографии и археологии, можно выяснить общую картину, но многое остается неясным.

В пределах нынешнего Камеруна распространены языки, весьма близкие по грамматическому строю и отчасти словарному составу к языкам банту. Поэтому вероятнее всего, что предки банту жили в непосредственном соседстве с бантоидными племенами Камеруна и оттуда распространились по южной оконечности материка. Переселение банту шло, очевидно, в обход тропического леса по степям Восточной Африки. Часть племен банту, возможно, проникла в центральные леса с севера или северо- запада и смешалась с аборигенами. В языках северо-западной группы банту наблюдаются существенные отклонения от всех остальных языков этой семьи. Банту, проникшие в Восточную Африку, в районы Конго продвинулись с востока. Этим объясняется близость языков центрального Конго к языкам Восточной Африки. Другая часть племен банту из Восточной Африки продвинулась на юг и оттеснила аборигенов этой части материка — бушменов и готтентотов. Несомненно, что продвижения эти относятся к очень давним временам.

О древней и довольно высокой культуре народов Восточной Африки говорят открытые в 1927 г. в Родезии в горах Матопо наскальные изображения.

Родезийские рисунки изображают сюжеты мифологического характера, различные обряды — вызывание дождя, ритуальное убиение вождя, моление богине дождя. Все это показывает, что рисунки сделаны земледельческим народом, предками современных народов банту. Изучение фольклора народностей современной Родезии дало возможность выяснить многие сюжеты, изображенные на скалах.

О высокой земледельческой культуре свидетельствуют и следы ирригационных сооружений, по преимуществу террас и мтута — особого типа гряд, обнаруженных на протяжении нескольких сот километров на территории Танганьики. Датировать все эти сооружения пока еще не удалось.

Пигмеи впервые упоминаются в древнеегипетских надписях 3-го тыс. до н. э. в более позднее время — в древнегреческих источниках. В XVI—XVII вв. они под названием «матимба» упоминаются в описаниях, оставленных исследователями Западной Африки. В XIX веке их существование подтверждено немецким исследователем Г.

Швейнфуртом, русским исследователем В. В. Юнкером и др. обнаруживавших эти племена в тропических лесах бассейна рек Итури и Узле . В 1929—1930 гг. экспедиции П. Шебеста описала пигмеев бамбути, в 1934—1935 исследователь М. Гузинде нашёл пигмеев эфе и басуа.

Численность и население

Общая численность население пигмеев — около 300 тысяч чел. . В том числе в Бурунди, Руанде и Уганде свыше 100 тыс. чел. Заире — 70 тыс. Конго — 25 тыс. Камеруне — 15 тыс. Габоне — 5 тыс. Говорят на банту языках, пигмеи реки Итури — на языках сере-мунду.

Пигмеи составляют пигмейскую негроидную рассу, отличаются низким ростом , желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким переносьем. До расселения банту пигмеи занимали всю Центральную Африку, затем были вытеснены в область тропических лесов. Находились в сильной изоляции. Сохранили архаичную культуру. Занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Оружие — лук со стрелами, часто отравленными, с железным наконечником , иногда — небольшое копье. Широко используют западни и ловушки. Развито прикладное искусство. Сохраняют многие черты родоплеменной структуры, кочуют группами из 2-4 семей.

Род занятий

Пигмеи питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях. Они великолепные охотники и их любимое мясо – слоновье, но чаще им удается добыть не очень крупных животных или рыбу. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы. Метод, который они применяют, основан на отравлении рыбы растительными ядами. Рыба засыпает и всплывает на поверхность, после чего её можно собирать просто руками. Пигмеи живут в гармонии с природой и берут ровно столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается спустя полчаса без каких-либо повреждений.

Кто такие пигмеи ПИГМЕИ — народ, проживающий в экваториальных лесах и мигрирующий от стоянки к стоянке в зависимости от времени года. Пигмеи составляют пигмейскую негроидную рассу, отличаются низким ростом , желтоватым оттенком кожи, узкими губами, узким и низким переносьем. Средняя продолжительность жизни пигмеев – от 16 до 24 лет в зависимости от конкретного народа , поэтому эволюция позаботилась о том, чтобы они быстро достигали состояния взрослого, хотя и невысокого человека, чтобы успеть обзавестись детьми. Считается, что это самые древние обитатели бассейна реки Конго. Согласно последним подсчетам, численность пигмеев в мире варьирует от 150 тыс. до 300 тыс. чел. Абсолютное большинство из них проживает в странах Центральной Африки: Бурунди, Габоне, ДРК, Заире, Камеруне, Конго, Руанде, Экваториальной Гвинее, Уганде и ЦАР.

Первые упоминания о пигмеях были сделаны в древнеегипетских записях, датирующиеся 3-им тысячелетием до н.э.

Позже о пигмеях писали древнегреческие историки Геродот, Страбон, Гомер. Реальное существование этих африканских племен было подтверждено только в 19 веке немецким путешественником Георгом Швейнфуртом. русским исследователем Василием Юнкером и другими.

Рост взрослых мужчин пигмеев от 144-150 см в высоту. Женщин около 120 см. Имеют короткие конечности, кожа светло-коричневого цвета, служащая отличным камуфляжем в лесу. Волосы темные, курчавые, губы тонкие.

Живут пигмеи в лесах. Лес для них высшее божество источник всего необходимого для выживания. Традиционный род занятий для большинства пигмеев охота и собирательство. Охотятся они на птиц слонов, антилоп и обезьян. Для охоты используют короткие луки и отравленные стрелы. Помимо разного мяса, пигмеи очень любят мед диких пчел. Для того, чтобы добраться до любимого лакомства, им приходится взбираться на 45-ти метровые деревья, после чего они используют золу и дым, чтобы разогнать пчел. Женщины же собирают орехи, ягоды, грибы и корни.

Живут пигмеи небольшими группами, численностью не менее 50-ти членов. У каждой группы существует специальная территория для строительства хижин. Браки между членами разных племен здесь вполне распространенное явление. Также, абсолютно любой член племени, когда он пожелает, может свободно уйти и присоединиться к другому племени. В племени нет никаких формальных лидеров. Возникшие вопросы и проблемы решаются открытыми переговорами.

Оружие – это копье, небольшой лук, стрелы . Железо для наконечников стрел пигмеи выменивают у соседних племен. Широко используются различные ловушки и западни.

Пигмеи являются наиболее известными карликовыми племенами, живущими в лесах тропической Африки. Главные районы сосредоточения пигмеев сегодня: Заир , Руанда, Бурунди , Конго , Камерун и Габон .

Мбутис племя пигмеев проживающих в лесу Итури в Заире. Большинство ученых считают, что именно они, вероятнее всего, были первыми жителями данного региона.

Тва племя пигмеев в экваториальной Африке. Обитают как в горах, так и на равнинах вблизи озера Киву в Заире, Бурунди и Руанде. Они поддерживают тесные связи с соседними скотоводческими племенами, умеют изготавливать глиняную посуду.

Тсва это большое  племя проживает недалеко от болота южнее реки Конго. Они, как и племя Тва, живут в сотрудничестве с соседними племенами, приняв их культуру и язык. Большинство из Тсва занимаются охотой или рыболовством.

Пигмеи — группа народов, относящихся к негрилльской расе, коренное население тропической Африки. Говорят на языках банту , адамауа-восточной группы и шари-нильской группы . Многие пигмеи сохраняют бродячий образ жизни, архаичную культуру, традиционные верования.

Пигмеи — в греческой мифологии племя карликов, символизирующее варварский мир. Название связано с маленьким ростом пигмеев и символизирует искаженное восприятие подлинного этноса. Греки определяли размер пигмеев от муравья до обезьяны. По разным данным, это племя обитало на южной периферии Ойкумены — к югу от Египта или в Индии. Геродот относил место обитания пигмеев к верховьям Нила. Страбон перечислял пигмеев вместе с большеголовыми, гнездоухими, безусыми, безносыми, одноглазыми и крючкопалыми полупсами.

Существовала легенда, что пигмеев порождает плодородный слой земли долин египетской реки, поэтому они иногда выступали в качестве символа плодородия полусказочных земель юга. Для жатвы колосьев они вооружались топорами, словно собирались рубить лес. Плиний Старший утверждал, что пигмеи строят свои хижины из грязи, смешанной с перьями и яичной скорлупой, а Аристотель поселял их в подземные пещеры.

Характерный мотив мифологии пигмеев — гераномахия. Легенды гласили, что пигмеи ежегодно по три месяца сражаются с журавлями, сидя верхом на баранах, козлах и куропатках, стремясь похитить или разбить яйца птиц. Причем военные походы, занимавшие у пигмеев три месяца в году, они совершали в южнорусские степи, где находились журавлиные гнездовья. Их вражда объяснялась преданием о превращении в журавля пигмейской девушки, выступившей против племени. Символика гераномахии встречалась на вазах, мозаиках, помпейских фресках и геммах.

Другим символическим мотивом, связанным с пигмеями, являлась геракломахия: мифы повествуют, что пигмеи пытались убить спящего героя, мстя ему за победу над их братом Антеем. Геракл собрал пигмеев в шкуру Немейского льва и отнес к Эврисфею. Родственные отношения с Антеем призваны были подчеркнуть семиотический образ пигмеев, его астонический аспект. Популярным приемом в художественном творчестве являлось и сведение в единую сюжетную линию пигмеев и великанов.

Пигмеем также называлось карфагенское божество, голову которого, вырезанную из дерева, карфагеняне помещали на военных судах для устрашения неприятелей.

Пигмеи в Африке

Слово «пигмей» обычно обозначает что-нибудь небольшое. В антропологии, это относится к члену любой человеческой группы, рост взрослых мужчин которой не превышает полутора метров в высоту. Но основное понятие этого слова, как правило, относится к африканским племенам пигмеев.

Рост большинства африканских пигмеев от 1 м 22 см до 1 м 42см в высоту. Они имеют короткие конечности. Кожа красновато-бурого цвета и служит камуфляжем в лесу. Голова обычно круглая и широкая, с вьющимися волосами.

Большинство пигмеев традиционные охотники и собиратели. Они охотятся на антилоп, птиц, слонов и обезьян. Для этого используются небольшие луки и отравленные стрелы для охоты. Женщин обычно собирают ягоды, грибы, орехи и корни.

Пигмеи живут небольшими группами. Каждое племя состоит из не менее пятидесяти членов. Существует территория для постройки хижин у каждой группы. Но при угрозе исчезновения продуктов питания, каждое племя может занять другую территорию. Распространены браки между членами разных племен. Кроме того, любой член группы, может свободно уйти от одного и присоединиться к другому племени, когда он пожелает. Нет никаких формальных лидеров племени. Все проблемы решаются путем открытых переговоров.

Источники: www.africa.org.ua, ppt4web.ru, www.worldme.ru, c-cafe.ru, www.e-allmoney.ru

Это интересно

Технология асфальтирования дорог

Чтобы асфальтированные дороги отвечали всем техническим требованиям, следует четко соблюдать весь комплекс определенных работ. Асфальтирование включает в …


Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери – центр Парижа во всех отношениях.

Мало того, что это главный городской храм, так еще …


Бог ветра – Стрибог

В древней Руси мореплавателями очень был почитаем бог ветра Стрибог. На морских островах, где часто пришвартовывались купеческие корабли, …


Корабль Ясона

Чтобы помочь Ясону добыть золотое руно, собрались герои со всей Эллады. Был построен корабль, названный в честь …


    &#13

  • Культура России в 17 веке

    Ракшасы , в древне-индийской мифологии один из основных классов демонов. В отличие от асуров. являющихся соперниками богов, Ракшасы выступают главным образом врагами людей. В ведийской литературе…

  • &#13

  • Замок Баттяни

    Текстильные этикетки для одежды можно классифицировать по используемому материалу. Бирки могут быть изготовлены на сатине, на нейлоне или полиэстере, а также на других редких…

  • &#13

«Самые-самые» народы мира

Самые высокие

Наиболее высокорослым народом Африки считаются тутси. Они же, вероятно, являются самыми высокими людьми на земле. Хотя существует точка зрения, что самой высокой нацией в мире являются голландцы, средний рост мужчин у которых составляет 184 см. Для сравнения, средний рост тутси: у женщин – 175 см, у мужчин – 193 см. Тела тутси вытянулись в процессе эволюции, чтобы приспособиться к жаркому африканскому климату степей и пустынь. К народности тутси принадлежал отец певца Стромая (в жизни – Поль Ван Авер).

Самые низкие

Самые низкорослые люди на земле принадлежат к пигмейской группе мбути. Пигмеи (в переводе с греческого «размером с кулак»; от «пигме» – кулак) – это группа низкорослых негроидных народов тропической Африки. Рост взрослых мужчин-пигмеев в среднем не превышает 1,5 м. Пигмеи мбути живут на территории Демократической Республики Конго (в 1971-1997 – Республика Заир). Самыми низкорослыми среди мбути являются представители племени эфе.

Средний рост у мужчин племени эфе не превышает 143 см, у женщин – 130-132 см. Племя эфе было открыто в 1934 экспедицией немецкого антрополога Мартина Гузинде.

Как считается, рост пигмеев является результатом приспособления к окружающей среде. В племени эфе дети изначально рождаются маленькими (во время внутриутробного развития включается ограничитель роста). Человеку небольшого роста требуется меньше пищи, в жарких и влажных тропических лесах его тело быстрее охлаждается.

К тому же, маленькому человеку в лесу сподручнее передвигаться и достать еду.

Однако существует и другая точка зрения, согласно которой причина малорослости пигмеев – не результат адаптации к окружающей среде, а побочный эффект эволюции. Жизнь пигмеев трудна и коротка. Поэтому природа выбирает среди них тех, кто рано взрослеет и рано способен произвести потомство. Раннее развитие сопровождается остановкой роста. Но и здесь продуктовый фактор, конечно, имеет важнейшее значение.

Самые маленькие люди в мире

Родина человечества

Народностей в мире много, отличаются они друг от друга культурой, мировоззрением и внешними антропологическими признаками. Одним из основных антропоморфных различий является рост человека. Бывают очень высокорослые народности, бывают низкорослые. Самые маленькие люди в мире живут на «родине человечества» – в Африке. Но и среди низкорослых народов, не достигающих 150 см (бушмены и др.), выделяется племя с самым маленьким ростом. Это пигмеи мбути, проживающие на побережье реки Итури в Восточной Африке. Рост у мужчин этого племени, в среднем, колеблется в пределах 140-145 см, а у женщин — 130-135 см.

Карликовый народ

Эта группа пигмеев давно привлекала путешественников своим образом жизни и необычным внешним видом. Первые упоминания о пигмеях можно найти у Геродота, Плиния Старшего и у других античных авторов. Но о культуре пигмеев научный мир узнал только после описания Ливингстоном, знаменитым африканским исследователем, своей встречи с одной из групп этого народа. Сначала он думал, что все рассказы о карликовом народе в тропических лесах Центральной Африки выдумки, но вскоре своими глазами увидел, что они существуют на самом деле.

Споры и теории

Возникло множество теорий, почему на определенном отрезке времени у пигмеев начинает задерживаться рост. Одни исследователи говорили о специфической растительной пище, которая приводит к переизбытку животных белков.

Другие упоминали о ранних браках, часто внутриродовых, которые длительное время существовали у пигмеев. Споры идут до сих пор, появились и генетические исследования.

Существует несколько групп пигмеев, в настоящее время проживающих в Центральной Африке, в лесах Малакки, на Филлипинах и Андамандских островах. У пигмеев тёмная, немного желтоватая кожа, широкий нос, узкие губы, низкая переносица.

Безобидные мбути

Мбути совершенно безобидны, они живут посредством обмена с соседними бантуязычными племенами. Если раньше они одевались в одежду из листьев и коры, то сейчас они, в основном, перешли на европейскую одежду, которую выменивают у соседей. Кроме одежды, мясо, шкуры и плоды меняются на соль, спички, вещи из металла, посуду.

Длительное время пигмеи не знали огня, женщины собирали коренья, а мужчины охотились. Сейчас нет необходимости вести кочевой образ жизни, потому что, кроме собирательства и охоты пигмеи начали заниматься земледелием. В настоящее время самые маленькие люди в мире живут в небольших земляных хижинах. Многие дети ходят в школы, расположенные в ареале их расселения.

Юлия Мисюра, Samogo.Net

ПИГМЕИ — на­ро­ды, от­но­ся­щие­ся к цен­траль­но­аф­ри­кан­ской ра­се.

Жи­вут в зо­не тро­пических ле­сов Эк­ва­тори­аль­ной и Восточной Аф­ри­ки. Из­вест­ны под на­зва­ния­ми: тва (бат­ва, абат­ва) — в Ме­жо­зе­рье и Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (ДРК) (тер­мин «тва» ино­гда при­ме­ня­ет­ся по от­но­ше­нию к охот­ничь­им груп­пам Южной Аф­ри­ки — Южной Ан­го­лы, На­ми­бии, Зам­бии, ЮАР, в том числе к сан); ква/чва (ДРК), мбу­ти / бам­бу­ти (се­ве­ро-вос­ток ДРК), бин­га / ба­бин­га, мбен­га / бам­бен­га (за­пад Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки). Раз­де­ля­ют­ся на восточных и западных пигмеев. К вос­точ­ным пигмеям от­но­сят­ся: тва Ме­ж­о­зе­рья (свыше 200 тысяч человек в Ру­ан­де, около 100 тысяч человек в Бу­рун­ди, 35 тысяч человек на вос­то­ке ДРК, 5 тысяч человек в Тан­за­нии и 3 тысячи человек в Уган­де); суа (асуа; 35 тысяч человек), эфе (35 тысяч человек) и кан­го (10 тысяч человек) в бас­сей­не реки Уэле на се­ве­ро-вос­то­ке ДРК. За­пад­ные пигмеи: мон­го-тва (в рай­оне озёр Тум­ба и Маи-Ндом­бе на се­ве­ро-за­па­де ДРК); гбан­зи­ри (бан­зи­ри, гбан­зи­ли, гбан­де­ре; 50 тысяч человек), ба­мас­са (15 тысяч человек) и бу­ра­ка (5 тысяч человек) в вер­ховь­ях реки Убан­ги на юге ЦАР и се­ве­ро-за­па­де ДРК; бо­фи (30 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР) и ака (яка, бая­ка, бе­бая­ка, би­байя, ба­бин­га, мбен­зе­ле, ба­бен­зе­ле, ба­се­се, са­мо­на­зва­ние — биа­ка; 30 тысяч человек на се­ве­ро-вос­то­ке Рес­пуб­ли­ки Кон­го — РК, 20 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР и 5 тысяч человек на се­ве­ро-за­па­де ДРК) в ни­зовь­ях реки Ло­бае; гун­ди в вер­ховь­ях реки Сан­га (15 тысяч человек на юго-за­па­де ЦАР); ба­ка (би­байя, бин­га, ба­бинга) в бас­сей­не рек Джа и Бум­ба на юго-вос­то­ке Ка­ме­ру­на (45 тысяч человек) и в вер­ховь­ях реки Ай­и­на на се­ве­ро-вос­то­ке Га­бо­на (5 тысяч человек); гье­ле (ги­ел­ли / бай­е­ле, ко­ла / ба­ко­ла, койя / ба­койя) к югу от ни­зовь­ев реки Ньонг (5 тысяч человек на юго-за­па­де Ка­ме­ру­на и се­ве­ро-за­па­де Эк­ва­то­ри­аль­ной Гви­неи). Вы­де­ля­ют­ся так­же юж­ные пигмеи: тва бас­сей­на Ка­саи на юго-за­па­де ДРК; упем­ба-тва (лу­ба-хем­ба-тва) в за­бо­ло­чен­ных рай­онах в вер­ховь­ях реки Луа­ла­ба на юго-вос­то­ке ДРК; бан­гве­улу-тва в бо­ло­тах Бан­гве­улу на се­ве­ро-вос­то­ке Зам­бии; лу­кан­га-тва в Центральной Зам­бии; ка­фуэ-тва в ни­зовь­ях реки Ка­фуэ на юге Зам­бии и др.

Об­щая чис­лен­ность до 500 тысяч человек. Пигмеи ут­ра­ти­ли свои язы­ки и го­во­рят на язы­ках ок­ру­жаю­щих на­ро­дов бан­ту, а так­же на язы­ках убан­гий­ской под­се­мьи ада­ма­ва-убан­гий­ских язы­ков и цен­траль­но­су­дан­ских язы­ках. Со­хра­ня­ют тра­диционные ве­ро­ва­ния, часть — хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: баптисты, лютеране и др.).

По наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ной тео­рии, пигмеи — по­том­ки або­ри­ген­но­го на­се­ле­ния Эк­ва­то­ри­аль­ной Аф­ри­ки, вы­тес­нен­ные во 2-м тысячелетии до нашей эры в труд­но­дос­туп­ные об­лас­ти по­сле рас­се­ле­ния зем­ле­дельческих на­ро­дов, го­во­ря­щих на язы­ках бан­ту, убан­гий­ских и цен­траль­но­су­дан­ских, ко­то­рые вы­тес­ни­ли из­на­чаль­ные язы­ки пигмеев.

Со­глас­но ге­не­тическим ис­сле­до­ва­ни­ям, их пред­ки жи­ли в изо­ля­ции около 60 тысяч лет. Древ­ней­шие из­вес­тия о них име­ют­ся в древнеегипетских над­пи­сях III тысячелетия до нашей эры. У древнегреческих ав­то­ров (в «Илиа­де» Го­ме­ра, у Ге­ро­до­та и Стра­бо­на) пигмеями на­зы­ва­лись ми­фические кар­ли­ки, жив­шие в Аф­рике. В ев­ропейских опи­са­ни­ях Западной Аф­ри­ки XVI-XVII веках пигмеи упо­ми­на­ют­ся под названием «ма­тим­ба». Их су­ще­ст­во­ва­ние под­твер­жде­но в XIX веке немецким ис­следо­ва­те­лем Г. Швейн­фур­том и русской экс­пе­ди­ци­ей В.В. Юн­ке­ра. Основные груп­пы пигмеев об­на­ру­же­ны в XX веке. П. Ше­бе­стой (1929-1930 годы) и М. Гу­зин­де (1934-1935 годы).

За­ни­ма­ют­ся бро­дя­чей охо­той (ору­жие — лук, ко­пьё), ры­бо­лов­ст­вом и со­би­ра­тель­ст­вом, об­ме­ни­вая до­бы­тые про­дук­ты у ок­ру­жаю­щих на­ро­дов на зер­но, ме­талл и гли­ня­ную по­су­ду; бы­ли по­став­щи­ка­ми сло­но­вой кос­ти. Вы­де­лы­ва­ют лу­бя­ную ма­те­рию (мбу­гу). Не зна­ли спо­со­бов до­бы­чи ог­ня (кро­ме ба­ка, до­бы­вав­ших его тре­ни­ем). Ос­но­ву со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют ло­каль­ные груп­пы  по 2-6 нук­ле­ар­ных се­мей (от 15 до 60 человек). Счёт род­ст­ва пат­ри­ли­ней­ный, рас­про­стра­нён брач­ный об­мен сё­ст­ра­ми. Во­ж­ди и со­ци­аль­ная ие­рар­хия от­сут­ст­ву­ют. Тва Ме­жо­зе­рья об­ра­зу­ют эт­но­ка­сто­вую общ­ность — низ­ший ие­рар­хический уро­вень в со­ста­ве рун­ди и ру­ан­да. Со­хра­ня­ет­ся тра­диционный фольк­лор: сказ­ки, ми­фо­ло­гия, му­зы­ка (ин­ст­ру­мен­ты — во­дя­ной ба­ра­бан, ар­фа, музыкальный лук); у мбу­ти и мбен­га раз­ви­та по­ли­фо­ническая му­зы­ка.

В XX веке пред­при­ни­ма­лись по­пыт­ки пе­ре­се­ле­ния пигмеев в ста­цио­нар­ные по­сёл­ки, как пра­ви­ло, при ка­то­лических мис­си­ях. С конца XX века ин­тен­сив­ная вы­руб­ка ле­сов, а так­же ор­га­ни­за­ция в них за­по­вед­ни­ков спо­соб­ст­ву­ют вы­тес­не­нию пигмеев с ис­кон­ных тер­ри­то­рий и раз­ру­ше­нию тра­диционного об­раза жиз­ни. Часть пигмеев пе­ре­хо­дит к осед­ло­сти. Под­вер­га­ют­ся дис­кри­ми­на­ции, ге­но­ци­ду в хо­де гражданских кон­флик­тов.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Литература

  • Central African hunter-gatherers in a multidisciplinary perspective. Challenging elusiveness. Leiden, 1999
  • Klieman K.A. «The Pygmies were our compass»: Bantu and Batwa in the history of west central Africa, early times to c. 1900 C.E. Portsmouth, 2003
Статью разместил(а)

Чесноков Алексей Николаевич

редактор

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *