Северный полюс

Северный полюс Земли, North Pole (англ. ) — точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью в Северном полушарии. Северный полюс также называют "географическим Северным полюсом", чтобы отличить его от Северного магнитного полюса.

Физико-географическое положение

Северный полюс находится в Арктике, в центральной части Северного Ледовитого океана, воды которого почти постоянно покрыты толстым слоем многолетнего льда, периодически дрейфующего. Максимальная глубина океана у Северного полюса — 4261 м [1]. Расстояние до ближайшей земли 707 км: остров Кофейного клуба (Kaffeklubben Ø дат., Kaffeklubben Island или The Coffee Club Island англ., 83°40′ с. ш., 29°50′ з.

д) [2] в 37 км от мыса Морриса-Джесупа на северной оконечности Гренландии [3].

Из-за наклона земли на Северном полюсе солнце постоянно стоит над горизонтом в течение 6 месяцев, когда верхняя полусфера повернута к солнцу; в период северной осени и зимы, на Северном полюсе стоит ночь 6 месяцев подряд. Восход солнца начинается незадолго до весеннего Равноденствия (19 марта) и в течение следующих 3-х месяцев солнце достигает наивысшей точки подъема в день летнего Солнцестояния (21 июня), после чего начинает снижаться, пока не закатится после осеннего Равноденствия (24 сентября)

На Северном полюсе сходятся в одну точку меридианы и одновременно все часовые пояса, поэтому время здесь не определено.

Полярные экспедиции обычно пользуютcя отсчетом времени, принятым в их стране.

Климат

Климат на Северном полюсе полярный, хотя здесь гораздо теплее, чем на Южном полюсе. Зимой температура меняется от −43°C до −26°C, средняя −30°C; в летние месяцы средняя температура сохраняется около 0°C [4]. Толщина льда от 2 до 3 м, причем в последние годы толщина льда постепенно уменьшается. Причину этого процесса некоторые ученые связывает с глобальным потеплением [5]. Высказывается мнение, что к 2050 ледовый щит Северного полюса полностью растает [6].

Памятные даты освоения Северного полюса

1827: Уильям Эдвард Пэрри, английский контр-адмирал, попытался достичь Северного полюса от северной оконечности Шпицбергена, сумев дойти до 82°45’ с. ш. [7]

1871 — 1881: экспедиции американцев Чарльза Ф. Холла (1871) и Джорджа В. ДеЛонга (1881) окончились неудачей, причем оба исследователя погибли [8]

1893 — 1895: Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен на специально сконструированном судне "Фрам" намеревались достичь Северного полюса, используя дрейф арктических льдов. После того как корабль затерло льдами северо-западнее Новосибирских островов, путешественники дрейфовали 35 месяцев, пока 8 апреля 1895 не достигли крайней северной точки с координатами 86°14′ с. ш. и 98° в. д., где Нансен принял решение возвращаться в направлении Шпицбергена [9]

1897, июль: Соломон Андре и 2 его спутника попытались долететь до Северного полюса на воздушном шаре с острова Датский на западе Шпицбергена. Известно, что они пролетели около 475 км и сели на паковые льды, откуда пытались двигаться в восточном направлении, но вынуждены были повернуть обратно. После долгих мытарств они смогли добраться до острова Белый (Kvitøya норвеж) немного восточнее Шпицбергена, где и погибли [10]

1899, 12 июля: Луиджи Амедео, герцог Абруцци, снарядив корабль "Полярная звезда", отплыл из Архангельска, намереваясь достичь Земли Франца-Иосифа и зазимовать там, чтобы затем добраться до Северного полюса на собачьих упряжках.25 апреля 1900 капитан Умберто Каньи достиг точки 86°34’ с. ш., побив рекорд Нансена на 40 км [11]

1908, 21 апреля: Фредерик Кук утверждал, что первым в истории человечества достиг географического Северного полюса [12]. Его приоритет оспорил Роберт Пири, побывавший на Северном полюсе 6 апреля 1909 и обвинивший Кука в обмане, утверждая, что только ему принадлежат лавры первооткрывателя. В настоящее время подвергается сомнению приоритет обоих полярных исследователей [13]

1926, 9 мая: Американские летчики Ричардм Бэрд и Флойд Беннет утверждали, что они достигли Северного полюса, но тщательное изучение дневников Бэрда показало, что записи отличаются от его официального отчета о путешествии [14]

1926, 12 мая: Руаль Амундсен из Норвегии с командой из 15 человек на дирижабле "Норвегия" пролетел над Северным полюсом со Шпицбергена до Аляски [15]

1937, 6 июня: над Северным полюсом был поднят флаг СССР, официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе — "СП-1" [16]

1948, 23 апреля: "прыгающая" экспедиция "Север-2" впервые измерила глубина в точке Северного полюса (4039 м) [17]

1949, 9 мая: участники экспедиции В. Г. Волович и А. П. Медведев впервые в истории опустились на Северный полюс с парашютами [18]

1958, 3 августа: первая подводная лодка (атомная субмарина США "Наутилус" SSN-571) достигла под водой Северного полюса, зайдя под лед со стороны Берингова пролива [19]

1962, 17 июля: первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол", под командованием Л. М. Жильцова (руководитель похода А. И. Петелин) достигла Северного полюса, на следующий день всплыв и водрузив Государственный флаг СССР [20]

1968,19 апреля: Ральф Плестед с командой из 4 человек впервые достиг Северного полюса, выступив с острова Уорд Хант (Канада) [21]

1969, 6 апреля: Вальтер Герберт из Великобритании, возглавлявший трансарктическую экспедицию, впервые достиг Северного полюса, пройдя пешком от Аляски до Шпицбергена [22]

1977, 17 августа: первое в мире достижение Северного полюса советским атомным ледоколом "Арктика" [23]

1988, 25 апреля: совместная лыжная советско-канадская команда достигла Северного полюса, впервые пройдя от мыса Арктического (остров Комсомолец, Северная Земля, Россия) до острова Элсмир (Нунавут Канада) [24]

2006, 16 апреля: Альбер II, князь Монако, первым из монархов побывал на Северном полюсе

2007, 2 августа: первое в мире глубоководное погружение в точке Северного полюса на российских батискафах "Мир-1" и "Мир-2" [25]

История

Возможно, первыми достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам на собачьих упряжках экспедиции американцев Фредерика Кука 21 апреля 1908 и Роберта Пири 6 апреля 1909, хотя доказательств достижения ими заявленной цели не имеется. Впервые доказано достигли Северного полюса после перехода по паковым льдам члены группы Уолли Герберта 6 апреля 1969 г., в 60-летнюю годовщину похода Пири.

В мае 1937 при помощи самолёта в районе Северного полюса (в момент высадки примерно в 30 километрах) была организована первая научно-исследовательская дрейфующая станция "Северный полюс-1" (СССР) под руководством Ивана Папанина. Однако высадка непосредственно на полюсе была осуществлена лишь 23 апреля 1948 года другой советской экспедицией в составе Павла Гордиенко, Павла Сенько, Михаила Сомова и Михаила Острекина. Они были доставлены самолетом на точку 90°00’00" северной широты, а затем, самолетом же, забраны оттуда.  [2]

Американская подводная лодка SSN-578 всплыла у полюса в 1959, а в 1962 — советская атомная подводная лодка "Ленинский комсомол".17 августа 1977 советский атомный ледокол "Арктика" впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании. Первым человеком, достигшим Северного полюса в одиночку, в 1978 году стал японский путешественник Наоми Уэмура.

Согласно данным "Российской газеты", к 19 сентября 2006 г. на полюсе побывало 66 ледоколов и специальных судов ледового класса, из которых

54 были под советским и российским флагом, 4 раза здесь работал шведский ледокол Oden, 1 раз канадский ледокол Louis S. St Laurent, 3 раза германский Polarstern, 3 раза американские ледоколы Healy и Polar Sea и норвежское буровое судно Vidar Viking.  [3]

2 августа 2007 года впервые в мире было достигнуто морское дно северного полюса глубоководными аппаратами "Мир", которые разместили на глубине 4261 метров Российский флаг и капсулу с посланием будущим поколениям.

Полёты над Северным полюсом

Впервые документированная попытка проникнуть в пространство над Северным полюсом принадлежит шведу Соломону Андре и его двум спутникам, которые в июле 1897 года отправились на воздушном шаре с острова Датский архипелага Шпицберген в сторону Северного полюса.

Известно, что экспедиция преодолела 475 километров, села на льды, после чего была вынуждена отправиться обратно. Им удалось добраться до острова Белый, где они и погибли [4] .

Первой удачной попыткой полёта над Северным полюсом стала в 1926 году экспедиция норвежца Руаля Амундсена на дирижабле "Норвегия" [5] .

В 1928 году полёт над Северным полюсом совершил итальянец Умберто Нобиле на дирижабле "Италия". К сожалению, недалеко от Северного полюса дирижабль потерпел крушение. Из 16 участников экспедиции выжили только восемь, семерых из них спас советский ледокол "Красин".

В 1935 году советский лётчик Сигизмунд Леваневский в команде с Георгием Байдуковым и Виктором Левченко совершил попытку перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Попытка окончилась неудачей по причине неполадок с маслопроводом.

Первые удачные авиаперелёты через Северный полюс из СССР в Америку были осуществлены в 1937 году экипажами сначала Валерия Чкалова (18-20 июня), а затем и Михаила Громова (12-14 июля).

Экспедиции на полюс

21 сентября 2007 года в Арктике была открыта дрейфующая научная станция "Северный полюс-35". В составе экспедиции 22 человека. В составе участников, помимо специалистов ААНИИ, есть иностранный учёный — сотрудник Института полярных исследований Альфреда Вегенера (Германия). По традиции открытие станции ознаменовывается поднятием российского флага, и также участники экспедиции поднимут флаг города Санкт-Петербурга, поскольку в составе коллектива в основном сотрудники ААНИИ. Флаги на СП-35 подняты в 18: 00 мск в точке с координатами 81 градус 26 минут северной широты и 103 градуса 30 минут восточной долготы.

Астрономические особенности

Северный полюс имеет координаты 90 градусов с. ш. Долготы полюс не имеет: фактически Северный полюс — это точка, которая принадлежит любому меридиану.

День на полюсах длится около 187 суток. Ночь — 178 суток, из которых в течение 15-16 суток до восхода и после заката наблюдается белая ночь. При этом день и ночь сменяются только за счёт вращения Земли вокруг Солнца, а не Земли вокруг своей оси, в течение суток Солнце ходит по небосводу горизонтальными кругами, точнее, по пологой спирали. Выйдя из-под горизонта, Солнце в течение чуть более 3 месяцев (до летнего солнцестояния) поднимается, в момент солнцестояния достигает наибольшей высоты (продолжая горизонтально кружить по небу), затем в течение ещё чуть более 3 месяцев опускается, пока не уйдёт под горизонт. Из-за вариаций атмосферной рефракции при восходе или заходе Солнца на полюсе в ясную погоду можно наблюдать одну-две "попытки".

Максимальная высота Солнца над горизонтом на полюсе не превышает склонения Солнца в день летнего солнцестояния: ≈23°26′.

Это относительно немного, примерно на такой высоте Солнце находится на широте Москвы в полдень 21 февраля или 21 октября.

Видимое движение Луны по небосводу на полюсе напоминает таковое для Солнца с той разницей, что полный цикл занимает не год, а тропический месяц (приблизительно 27,32 суток). Луна выходит из-под горизонта, в течение недели по пологой спиральной траектории поднимается до высшей точки, в течение следующей недели опускается, а затем почти две недели находится под горизонтом. Наибольшая возможная высота Луны над горизонтом на полюсе равна 28°43′.

Видимая фаза Луны на полюсе зависит от времени года:

Зимой Луна восходит в первой четверти, проходит высшую точку в полнолуние и заходит в последней четверти.

Весной Луна восходит в новолуние (рядом с Солнцем), проходит высшую точку в первой четверти и заходит в полнолуние.

Летом Луна восходит в последней четверти, проходит высшую точку в новолуние и заходит в первой четверти.

Осенью Луна восходит в полнолуние, проходит высшую точку в последней четверти и заходит в новолуние.

Небесный экватор на Северном полюсе совпадает с линией горизонта. Все звёзды к северу от небесного экватора не заходят, а все южные — не восходят, так как нет изменений высоты звёзд над горизонтом. В зените находится Полярная звезда (а точнее — Северный полюс мира), в надире — Южный полюс мира. Высота звёзд над горизонтом постоянна и равна их склонению (если пренебречь рефракцией).

Дрейфующая станция "Северный полюс"

("Северный полюс-1", "СП", "СП-1") — первая в мире советская полярная научно-исследовательская дрейфующая станция.

Официальное открытие "СП" состоялось 6 июня 1937 года (вблизи Северного полюса). Состав: руководитель станции Иван Дмитриевич Папанин, метеоролог и геофизик Евгений Константинович Фёдоров, радист Эрнест Теодорович Кренкель, гидробиолог и океанограф Петр Петрович Ширшов.

Созданная в районе Северного полюса станция "СП" через 9 месяцев дрейфа (274 дня) на юг была вынесена в Гренландское море, льдина проплыла более 2000 км.

Ледокольные пароходы "Таймыр" и "Мурман" сняли четвёрку зимовщиков 19 февраля 1938 года за 70-й широтой, в нескольких десятках километров от берегов Гренландии.

Подготовка

13 февраля 1936 года в Кремле на совещании об организации транспортных полётов Шмидт изложил разработанный план воздушной экспедиции на Северный полюс и основании станции в его районе. Сталин и Ворошилов на основании плана приняли правительственное постановление, поручавшее Главному Управлению Северного морского пути (Главсевморпуть) организовать в 1937 году экспедицию в район Северного полюса и доставить туда на самолётах оборудование научной станции и зимовщиков. Руководство возложили на Шмидта.

Для выбора места (аэродрома) создания промежуточной базы для штурма полюса на о. Рудольфе (Земля Франца-Иосифа) весной 1936 года в разведку отправились лётчики Водопьянов и Махоткин. В августе туда направился ледокольный пароход "Русанов" (начальник экспедиции И. Д. Папанин) с грузом для строительства новой полярной станции и оборудования аэродрома. На станции о. Рудольф осталось 24 человека, Папанин вернулся в Москву.

Палатку для жилого лагеря строил московский завод "Каучук". Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены — брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол — резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.

Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции — мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.

По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.

Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.

13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.

Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).

Зам. Шмидта — начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда — Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции — Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.

Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот — М. С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевичй Молоков. Третьим — Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым — Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком — Павел Георгиевич Головин.

Синоптик экспедиции — Дзердзеевский. Специальный корреспондент "Известий" Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции — Марк Трояновский.

Дрейф Размер льдины: 3×5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.

С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:

"В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров.

Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится".

На спасение отважной четвёртки были направлены пароход "Мурманец", а затем и "Мурман" с "Таймыром". Последние два и сняли папанинцев с льдины. "… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой,19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу".

Вскоре полярники пересели на ледокол "Ермак", который 15 марта доставил их в Ленинград.

Покорители Северного полюса

К началу ХХ века практически все районы Земли были уже исследованы географами. Время традиционных географических открытий, заключавшихся в описании ранее неизвестных земель, в основном прошло. В ХХ веке родилась новая география, которая попыталась ответить на вопрос: "Почему наша Земля устроена так, а не иначе?".

Но и в ХХ веке на карте Земли оставалось еще много "белых пятен" К ним относились в первую очередь огромные неизведанные районы Арктики и Антарктики. Эти суровые пространства с суровым, подчас смертельным для человека климатом долгое время были недоступны. Лишь когда появилась более совершенная техника, попытки обследовать эти районы стали успешными. Впрочем, успешность в данном случае — понятие относительное, ибо путь к Северному полюсу стоил многим исследователям жизни…

Полярник № 1

Вот уже целое столетие настоящим кумиром миллионов людей является Фритьоф Нансен (1861-1930). Для многих поколений полярников разных национальностей Арктика начиналась с его имени и книг. В 27 лет Нансен впервые пересек на лыжах Гренландию — огромный, покрытый вечными снегами остров. А к 35 годам осуществил знаменитую экспедицию на "Фраме". Предварительно вморозив судно в дрейфующие льды, Нансен решил действовать заодно со стихией: он надеялся, что течения и льды увлекут "Фрам" в Центральную Арктику — околополюсное пространство, откуда рукой подать до вожделенного полюса. Когда весной 1895 года выяснилось, что дрейф проходит несколько южнее, начальник экспедиции вместе с молодым штурманом Фредериком Ялмаром Иогансеном отважился покинуть борт "Фрама", чтобы на лыжах и собачьих упряжках достичь легендарной точки. Риск был огромен: стоило отойти от судна на десяток миль — и найти потом "Фрам", уносимый дрейфом, было бы невозможно, Всемогущее радио, без которого немыслима современная жизнь, только изобрели, и о сигнале SOS не могло быть и речи. Пройдя по льдам более 200 км и достигнув рекордной по тем временам отметки, двое смельчаков вынуждены были отступить: нагромождения ледяных глыб, протянувшихся до самого горизонта, преградили им дорогу.

И тем не менее Нансен стал полярником номер один на все времена.

Уже во времена Нансена мечта о полюсе овладела американцем Робертом Эдвином Пири (1856-1920) и не оставляла его 23 года, из которых почти 20 лет он провел в высокоширотных льдах. Поистине нет границ его энтузиазму, великой силе его духа — с каждым годом он все ближе к цели. В одном из дальних походов Пири отморозил ноги, пришлось ампутировать почти все пальцы, однако уже несколько месяцев спустя он вновь ушел во льды, положив на нарты костыли. Всякий раз, достигнув очередной рекордной точки, Пири оставляет там кусочек американского флага.

Рекорд Нансена и Иогансена продержался пять лет. В апреле 1900 года представитель арктического народа, итальянец Умберто Каньи, потеряв трех спутников, передвинул воображаемый флажок еще на несколько десятков километров к северу. В упрямец Пири, увы, отнюдь не молодеет, ему уже перевалило за 50. Четырежды он напрямую безуспешно штурмует полюс, и в 1906 году ему удается подойти к ближайшим "окрестностям" этой абстрактной математической точки в ледяном пространстве — преодолена 87-я параллель. Но очередная неудача приводит его в отчаяние, рождает горькие мысли: "Я не могу совершить невозможное…"

Тем не менее каждую новую весну Пири опять уходит на север. И 6 апреля вместе со слугой-негром Хенсоном, четырьмя эскимосами и четырьмя десятками ездовых псов Пири Наконец оказывается в точке полюса. Северный полюс, или "Большой гвоздь" на языке эскимосов, покорен.

А вскоре разразился небывалой силы скандал, отголоски которого громко звучат даже в наши дни. Соотечественник Пири доктор Фредерик Альберт Кук (1865-1940) буквально в те же самые дни, когда ликовал первооткрыватель полюса, объявил на весь мир, будто ровно за год до Пири, в апреле 1908 года он сам в сопровождении двух эскимосов побывал на Северном полюсе. Доказательства? — Пожалуйста. Вот фотография, на ней — снежная хижина-иглу, а рядом — звездно-полосатый флаг, воткнутый в сугроб. Почему столько времени молчал? — Потому что обратный путь растянулся более чем на год. Споры и препирательства растянулись на добрый десяток лет. В мошенничестве обвиняли поочередно то Кука, то Пири. И вот в 1920 году Роберт Пири скончался.

Согласно его завещанию, почти 70 лет к личному архиву путешественника не было доступа. Когда же истек срок запрета, выяснилось, что Пири не сумел достичь Северного полюса — он повернул назад из-за нехватки продовольствия и полного упадка сил примерно в 200 км от цели… Добрался ли до полюса Кук? Его собственное признание заставляет усомниться: "Дошел ли я действительно до Северного полюса? Может быть, я ошибаюсь, а может быть, и нет…"

Даешь российский флаг на Северном полюсе!

Спор между Пири и Куком сыграл роковую роль в судьбе российского полярного исследователя Георгия Седова. Он работал как гидрограф на Колыме, на архипелаге Новая Земля, и после известного скандала в США замыслил собственную экспедицию на Северный полюс: полюс до сих пор не был покорен — значит, настало время водрузить на нем российский флаг!

Цель, несомненно, благородная, но средств для ее осуществления было явно недостаточно. Да и сам Седов не обладал качествами, необходимыми для организации предприятия такого масштаба. Его ждала героическая гибель. Пообещав себе и России достичь полюса, Седов вышел весной 1914 года в поход по льдам, из которого — он понимал это лучше кого бы то ни было — уже не мог вернуться… За время двух зимовок — на Новой Земле и на Земле Франца-Иосифа — почти все участники экспедиции перенесли цингу, сильно ослабели, утратили твердость духа, ни о каком полюсе невозможно было и мечтать.

Тем не менее Седов покинул вмерзшее в лед у берегов Земли Франца-Иосифа судно и в сопровождении двух матросов, тоже тяжело больных, отправился в путь.

Путь этот был недолгим. 5 марта 1914 года, пройдя чуть более 100 км по 1000-километровому маршруту к полюсу, Седов умер недалеко от острова Рудольфа, на руках едва живых матросов. Тем чудом удалось возвратиться на зимовку, и в августе 1914 года экспедиция на "Святом Фоке" вернулась в Архангельск. Бушевала Первая мировая война, до полярников никому не было дела. И лишь в советское время имя старшего лейтенанта Седова стремительно заняло центральное место в русской истории покорения Арктики.

К Северному полюсу на воздушном шаре

Первую треть наступившего ХХ столетия можно по праву назвать эрой дирижабля, если иметь в виду полеты над Арктикой. Впрочем, уже в 1914 году российский военный летчик Ян Нагурский совершил на гидроплане пять полетов над Баренцевым морем общей продолжительностью 11 часов (он искал злополучную экспедицию Седова, связи с которой не было, так как ее начальник так и не удосужился нанять радиста…). Однако полеты самолетов на Северный полюс и дальше, в Соединенные Штаты Америки, состоялись лишь в конце 30-х годов. А пока пальму первенства получил дирижабль, и произошло это после того, как в 1924 году было создано Международное общество "Аэроарктика" во главе с Фритьофом Нансеном.

В 1926 году успешный рейс через всю Центральную Арктику и Северный полюс проделал воздушный корабль "Норге" ("Норвегия"), который создал итальянский авиаконструктор Умберто Нобиле (1885-1978). На борту "Норге" находились 16 человек — итальянцы, норвежцы во главе с Руалом Амундсеном, шведский геофизик Финн Мальмгрен и американец Линкольн Элсуорт, полярный исследователь и пилот. Командиром дирижабля стал, естественно, Нобиле. Старт его со Шпицбергена назначили на 11 мая 1926 года. Однако за двое суток до этого…

9 мая 1926 года с берегов той же шпицбергенской бухты, где экспедиция Нобеля уже "раскочегаривала" свой дирижабль, поднялся в воздух трехмоторный самолет "Жозефина Форд", пилотируемый американцами Ричардом Бэрдом и Флойдом Беннетом. В "век дирижабля" они сделали попытку достичь Северного полюса на аэроплане (за год до них неудачу в подобном предприятии потерпел сам Амундсен). Через 15,5 часа американские летчики возвратились на Шпицберген, объявив, что впервые в истории человечества побывали в воздушном пространстве над полюсом!

Впрочем, по свидетельству Нобиле, встречавшего вместе с другими обоих триумфаторов, те по непонятным причинам "оставили без ответа вопрос журналистов о том, достигли ли они полюса, однако на следующий день принялись утверждать, что полюс ими покорен". У многих тогда появилось подозрение, что за эти 15,5 часа американцы никак не могли успеть долететь до полюса и вернуться обратно, но потребовалась добрая четверть века, прежде чем в прессе прозвучали серьезно аргументированные разоблачения. Одна из газетных заметок так и называлась: "Ложь, которой не хватило всего одного часа". Не хватило, видимо, не времени, а горючего, чтобы суметь побывать над полюсом и безаварийно вернуться на Шпицберген. Не исключено, что авиаторам пришлось прервать полет примерно в 150 от вожделенной точки, в чем они так и не решились признаться… Правда, окончательного решения эта загадка не получила по сей день.

А вот "Норге" те же 15,5 часа полета принесли неоспоримую победу: 12 мая штурманы радостно возвестили о том, что они находятся над Северным полюсом, пилоты замедлили ход (вот великое преимущество дирижабля!), и вниз на лед полетели государственные флаги Норвегии, Италии и США. Полет продолжался. Дирижабль направился к берегам Северной Америки, но сгустился туман, началось обледенение металлических конструкций воздушного корабля. Струя воздуха из пропеллера отбрасывала кусочки льда, которые могли прорвать оболочку дирижабля. Над Беринговым проливом ветер достиг силы шторма. "Норге" швыряло, словно мячик, однако до Аляски было уже рукой подать. На третьи сутки полета дирижабль не без труда приземлился недалеко от поселения Ном. Первый трансарктический полюсный перелет завершился полным успехом.

…Арктические снега хранят имена многих национальных героев, так и не достигших заветной точки — Северного полюса.

Все они тем не менее совершили важный географический подвиг, ставший неотъемлемой частью того или иного открытия. Мы рассказали о самых ярких эпизодах героического освоения Арктики.

ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ ДРЕЙФУЮЩЕЙ ПОЛЯРНОЙ СТАНЦИИ

Тысячи исследователей Севера десятилетиями стремились попасть на Северный полюс, пытались первыми достичь его новых широт, во что бы то ни стало водрузить там флаг своей страны, тем самым ознаменовав победу своего народа над суровыми силами природы.

Развитие авиации в начале ХХ века создало принципиально новые возможности для достижения Северного полюса. Полеты самолетов Р.

Амундсена и Р. Берда, дирижаблей «Норвегия» и «Италия» продемонстрировали это. Но для научных исследований эти экспедиции были не столь значительными. Настоящее завоевание этого района началось после успешного завершения первой воздушной высокоширотной советской экспедиции и высадки на дрейфующий лед в 1937 году героической «четверки» под руководством И. Д. Папанина.

О.Ю. Шмидт возглавил воздушную часть переброски на Полюс, а Иван Дмитриевич отвечал за ее морскую часть и зимовку на дрейфующей станции «СП-1». Предполагалось высадить экспедицию в районе Северного полюса на год, в течение которого собрать научные данные по широкому кругу параметров атмосферных явлений, метеорологии, геофизики, гидробиологии.

Полет пяти самолетов, начавшийся в Москве 22 марта, завершился 21 мая 1937 года. В 11 часов 35 минут флагманский самолет под управлением командира летного отряда Героя Советского Союза М.В. Водопьянова опустился на лед, перелетев 20 км за Северный полюс. А последний из самолетов приземлился только 5 июня, столь трудными были условия полета и посадки. Над Северным полюсом 6 июня был поднят флаг СССР, и самолеты отправились в обратный путь.

На льдине осталась четверка отважных исследователей с палаткой для жизни и работы, двумя радиостанциями, соединенными антенной, мастерской, метеорологической будкой, теодолитом для измерения высоты солнца и складами, сооруженными изо льда. В составе экспедиции были: П.П. Ширшов — гидробиолог, гляциолог; Е.К. Федоров — метеоролог-геофизик; Э.Т. Кренкель — радист и И.Д. Папанин — начальник станции. Предстояли месяцы изнурительного труда, нелегкого быта. Но это было время массового героизма, высокой духовности и нетерпеливого стремления вперед.

Каждый день пребывания на Северном Полюсе приносил исследователям новые открытия, и первым из них была глубина воды подо льдом в 4290 метров. Ежедневно в определенные сроки наблюдений отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.

Вскоре обнаружился дрейф льдины, на которой располагался лагерь исследователей. Начались ее странствования в районе Северного Полюса, затем льдина устремилась на юг со скоростью 20 км в сутки.

Через месяц после высадки папанинцев на льдину (так окрестили отважную четверку во всем мире), когда в Кремле состоялась торжественная встреча участников Первой в мире воздушной экспедиции на Северный полюс, был зачитан указ о присуждении О.Ю. Шмидту и И.Д. Папанину званий Героя Советского Союза, остальные участники дрейфа были награждены Орденами Ленина.

Льдина, на которой располагался лагерь папанинцев, через 274 дня превратилась в обломок шириной не более 30 метров с несколькими трещинами.

Было принято решение об эвакуации экспедиции. Позади остался путь в 2500 км по Северному Ледовитому океану и Гренландскому морю. 19 февраля 1938 года полярников сняли со льдины ледоколы «Таймыр» и «Мурман». 15 марта полярники были доставлены в Ленинград.

Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены ученые степени. Иван Дмитриевич Папанин получил звание доктора географических наук.

С героического дрейфа папанинцев началось планомерное освоение всего Арктического бассейна, что сделало регулярной навигацию по Северному морскому пути.

Несмотря на все гигантские препятствия и трудности судьбы, папанинцы своим личным мужеством вписали одну из самых ярких страниц в историю освоения Арктики.

Для начала, хочется сказать, что Северного полюса не существует, как конкретного географического объекта. Северный полюс – это определенная точка, отмечающая ось вращения земли. Соответственно, она периодически меняет свое расположение.

Одними из первых, кто поведал миру о существовании Северного полюса, были британцы Джон и Джеймс Росс. Им и приписывают открытие этой земли в 1829-1233 гг.

Первыми за право вступить на эту землю боролись полярники Фредерик Кук и Роберт Пири. 6 апреля 1909 года Пири заявил, что достиг Северного полюса, но никаких доказательств предоставить не смог. В этом же месяце Кук тоже говорит о своем достижении северной земли. Между исследователями вспыхнула долгая дискуссия за право быть первооткрывателем. Спор так и не разрешился.

Лишь спустя полвека русская экспедиция во главе с Александром Кузнецовым ступила на земли Северного полюса. Высадка была с самолета. По сути, они и являются первыми людьми, которые вступили на этот заснеженный край земли.

Таким образом, до сих пор историки спорят, кто открыл Северный полюс.

Северо-Восточный морской путь (Северный морской путь). В XIX в. важность освоения Северного морского пути недооценивалась правительством России, несмотря на многочисленные заявления и докладные записки, представляемые передовыми людьми (П.А. Кропоткиным, С.О. Макаровым, Д.И. Менделеевым и др.), хорошо понимавшими его экономическое и стратегическое значение. В докладной записке «Об исследовании Северного Ледовитого океана» Менделеев писал: «Победа над его льдами составляет один из экономических вопросов будущности северо-востока Европейской России и почти всей Сибири… Помимо большого экономического значения военно-морская оборона страны должна много выиграть, когда можно будет без Суэцкого и иных каналов теплых стран — около собственных своих берегов переводить военные суда или хотя бы часть их из Атлантического океана в Великий и обратно…»
Среди русских промышленников были такие, которые, понимая выгоду освоения Северного морского пути, не жалели на это средств. Так, М.К. Сидоров снарядил экспедицию под начальством П.П. Крузенштерна; он же обещал крупную денежную награду тому, кто проложит морской путь к устью Енисея. Сибирский золотопромышленник и общественный деятель А.М. Сибиряков был автором грандиозного проекта освоения Северного морского пути. Он дал средства на экспедицию А.Э. Норденшельда, достигшую устья Енисея, а затем участвовал в финансировании (вместе со шведским купцом Диксоном) знаменитой экспедиции Норденшельда на «Веге» в 1878—1879 гг. Плавание «Веги» было первым сквозным плаванием по Северному морскому пути и первым плаванием вокруг материка Евразии. Северный морской путь Hop-деншельд прошел с одной зимовкой (в Колючинской губе, в 200 км от входа в Берингов пролив).
После того как горький опыт русско-японской войны убедительно доказал необходимость изучения северных морей, в России организуется «Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана». В ее распоряжение поступили специально построенные ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач», базировавшиеся во Владивостоке и начавшие работы в 1910 г. Занимаясь обследованием восточных участков Северного морского пути, описью островов и берегов Сибири, экспедиция под начальством Б. Вилькицкого в 1913 г. открыла Северную Землю. В 1914—1915 гг. она прошла (с зимовкой) сквозным рейсом по Северному морскому пути с востока на запад.
Северо-Западный морской путь. В XIX в. англичане возобновляют попытки пройти Северо-Западным путем из Атлантического океана в Тихий. В 1819 г. Парри благополучно прошел большую часть Северо-Западного пути (до 113° з. д.).
С 1829 по 1833 г. в Западной Арктике находилась посланная на поиски Северо-Западного прохода экспедиция Джона Росса. Она открыла п-ов Бутия и определила тогдашнее местоположение Северного магнитного полюса (70°5′ с. ш., 96°46′ з. д.).
В 1845 г. на поиски Северо-Западного прохода отправилась английская экспедиция на судах «Эребус» и «Террор» под начальством опытного полярного исследователя Джона Франклина. Экспедиция погибла. Ho в результате ее поисков была обследована большая часть Канадского архипелага.
Участник поисков Франклина капитан Мак-Клур подошел к Канадскому архипелагу с запада, от Берингова пролива. Путь Мак-Клура сомкнулся с путем прошедшего в 1819 г. с востока Парри. Таким образом, Северо-Западный проход был найден, но его восточный и западный участки были пройдены разными экспедициями в разное время.
Впервые из Атлантического океана в Тихий вдоль северных берегов Америки прошел в 1903—1906 гг. Руал Амундсен на небольшой яхте «Иоа».
Достижение Северного полюса. Первые попытки проникнуть в Центральную Арктику были связаны с надеждой открыть кратчайший морской путь от Северной Атлантики в Тихий океан через полюс; в его районе предполагалось широкое водное пространство, свободное в летнее время от тяжелых льдов.

Co второй половины XIX в. достижение полюса становится главной целью экспедиций, отправлявшихся в Центральную Арктику. Из многочисленных попыток (их было более 15) достигнуть 90° с, ш. наиболее ценной является попытка, предпринятая норвежским ученым ФритьофомНансеном.

Нансен отправился к полюсу (1893) во главе хорошо оборудованной и очень продуманной экспедиции на специально построенном судне «Фрам» («Вперед»). Особая форма подводной части не позволяла льдам раздавить судно, оно выдавливалось на льды и вместе с ними должно было пересечь Ледовитый океан. Дрейф «Фрама» начался у Новосибирских о-вов (78°50′ с. ш., 133°37′ в. д.) и продолжался три года. Крайняя северная точка пути «Фрама» — 83°24′ с. ш. Весной 1895 г. Нансен вдвоем с Я. Иогансеном совершили попытку достичь по льдам полюса, но у 8644′ с. ш. вынужден был повернуть обратно. Исследователи зимовали на Земле Франца-Иосифа, где встретились с английской экспедицией Джексона, доставившей их в порт Варде, куда благополучно прибыл и «Фрам». Экспедиция Нансена дала первые научные сведения о природе Центральной Арктики.
Достичь Северного полюса удалось американцу Роберту Пири 6 апреля 1909 г. Пири двигался к полюсу от Земли Гранта (766 км от полюса). В районе полюса он пробыл 30 часов и, произведя необходимые наблюдения и определив глубину океана (2750 м), благополучно возвратился на базу экспедиции. Двадцать три года с удивительной настойчивостью Пири добивался права считаться первым человеком, достигшим Северного полюса. Его путешествие носило спортивный, рекордсменский характер и сравнительно мало дало науке.
В 1912 г. к Северному полюсу направилась экспедиция Георгия Яковлевича Седова. Паровая шхуна «Св. Фока» не могла пройти севернее Земли Франца-Иосифа. Седов с двумя вызвавшимися сопровождать его матросами (Г.

Линником и А. Пустотным) на нартах двинулся на север. В начале пути Седов умер от цинги, и матросы, похоронив его на о-ве Рудольфа, возвратились на судно. Участники экспедиции Седова (В.Ю. Визе, Н.В. Пинегин и др.) провели разносторонние наблюдения природы посещенных «Св. Фокой» районов Арктики.
Достижение Южного полюса. Впервые после открытия русским» Антарктиды ее берега (Земля Эндерби и Земля Грейама) увидел в 1831—1832 гг. капитан английского зверобойного судна Джон Биско.
В 1839—1840 гг. к берегам Антарктиды (Земля Адели) подходила, французская экспедиция Дюмон-Дюрвиля.

Американская экспедиция Уилкса проследила в 1840 г. покрытый льдом берег Антарктиды (Земля Уилкса) на значительном протяжении между 100 и 150° в. д.
B 1840—1842 гг. английская экспедиция Джемса Росса на судах «Эльбрус» и «Террор»2 подошла к Антарктиде, она открыла Землю Виктории, вулканы Эребус и Террор, море Росса, ледяной барьер Росса и выяснила тогдашнее местонахождение магнитного полюса южного полушария. Первым высадился на берег Антарктиды норвежец К. Борхгревинк в 1895 г. В 1899 г. с группой ученых он зимовал у мыса Адэр, а летом 1899—1900 гг. поднялся на барьер Росса и прошел на нартах до 78°50′ ю. ш. С 1901 по 1904 г. серьезные исследования на побережье Антарктиды в районе моря Росса вела английская экспедиция: Роберта Скотта (при участии Э. Шеклтона).
В 1908—1909 гг. Шеклтон, пытаясь достичь Южного полюса, дошел до 88°23′ ю. ш. (до полюса оставалось менее 180 км). Участники экспедиции Шеклтона Т. Дейвид и Д. Моусон впервые произвели наблюдения на магнитном полюсе южного полушария и определил» его координаты (72°25′ ю. ш., 155°16′ в. д.). В 1910 г., используя опыт Шеклтона, англичане организовали новую экспедицию к Южному полюсу во главе с Р. Скоттом.

В это время норвежский исследователь полярных стран Р. Амундсен готовил экспедицию для достижения Северного полюса (на нансеновском «Фраме»). Ho Пири опередил Амундсена, и тот изменил свои планы: вместо Северного он отправился к Южному полюсу. Амундсен имел опыт плавания в антарктических водах. В 1898—1899 гг. он зимовал в море Беллинсгаузена на дрейфовавшем во льдах 13 месяцев бельгийском судне «Бельжика». Экспедиция Амундсена подошла к Антарктиде в море Росса, высадилась на ледяной барьер Росса в Бухте Китовой и организовала зимовочный лагерь. Весной пять человек во главе с Амундсеном на нартах, запряженных собаками, двинулись к полюсу по очень удачно выбранному маршруту и достигли его 14 декабря 1911 г. Научные результаты первой экспедиции к Южному полюсу были незначительными. Участники экспедиции, оставшиеся на базе, совершили походы по побережью; с борта «Фрама» под руководством русского моряка А. Кучина велись океанографические наблюдения.
Р. Скотт с четырьмя товарищами направился к полюсу по пути Шеклтона (от пролива Мак-Мердо). Полюс был достигнут ими 17 января 1912 г. На обратном пути в метель от истощения и холода все пятеро погибли. Ho сделанные ими записи, собранные геологические образцы явились ценным материалом для изучения природы Антарктиды.
Одновременно с походом к Кожному полюсу члены экспедиции Р. Скотта (в их числе двое русских) исследовали, область, примыкающую к морю Росса: изучали горные породы, льды, вели геофизические и биологические наблюдения.
Экспедиции Шеклтона, Амундсена и Скотта впервые познакомили человечество с природой центральной части Антарктиды.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *