ВЕЛИКАЯ АРМЕНИЯ, первоначально область в верхнем течении реки Тигр и вокруг озера Ван, куда после падения Урарту (1-я половина 6 века до нашей эры) переселились армянские племена из Малой Азии. Возникшее здесь армянское царство было завоёвано персами, возможно, в эпоху складывания Ахеменидов государства (6 век до нашей эры). После разгрома Ахеменидов Александром Македонским история армянского царства не ясна. Оно признало сюзеренитет Селевкидов, но пользовалось фактической независимостью. В 220 году до нашей эры селевкидский царь Антиох III Великий объединил эту область с армянским Айраратским царством (основано в 316 году до нашей эры), и эта территория получила название Великой Армении. Её правитель Арташес I после разгрома Антиоха римлянами при Магнесии (190 год до нашей эры) провозгласил независимость и основал династию Арташесидов. Первая столица Великой Армении — Арташат (основан в 176 году до нашей эры) — быстро стала международным торговым центром. Победы Арташеса I в столкновениях с Аршакидами, Римом и Селевкидами упрочили положение Великой Армении и позволили ей стать ведущей державой Закавказья и Малой Азии.

Столицы Армении

Эпоха наивысшего могущества Великой Армении относится к периоду правления Тиграна II (95-56 годы до нашей эры), который заметно расширил её границы. Он присоединил к своему государству Софену, часть Кавказской Албании и Иберии, затем в союзе с понтийским царём Митридатом VI, разгромив Селевкидов, присоединил к Великой Армении северо-западную область Парфии, Мидию Атропатену, Коммагену, Сирию, Финикию и равнинную Киликию. Столица Селевкидов Антиохия на реке Оронт стала одной из столиц Великой Армении. В 77 году до нашей эры Тигран II заложил новую столицу Великой Армении — Тигранакерт — в северной Месопотамии (современный юго-восток Турции). Огромное царство Тиграна II оказалось недолговечным, поскольку политические и экономические связи между частями его державы были непрочными. В результате войн с Римом Великая Армения утратила почти все завоёванные земли. Походы римских полководцев Лукулла (69 год до нашей эры), затем Гнея Помпея (66 год до нашей эры) привели к разгрому войск Тиграна II, утрате почти всех завоёванных территорий и разрушению Тигранакерта.

Реклама

Военно-политическая история Великой Армении 1-3 века нашей эры в значительной мере определялась развитием римско-парфянских конфликтов. В начале 1 века династия Арташесидов пресеклась, и в 66 году был найден компромисс между Римом и Парфией: представитель парфянской династии Аршакидов Трдат (Тиридат) был провозглашён царём Армении, но получил корону в Риме из рук императора Нерона. При Аршакидах, затем при представителях армянской ветви этой династии (Аршакуни) в религиозной сфере происходил синтез местных верований и иранских культов. Во время римско-парфянской войны (114-117) император Траян захватил Армению и превратил её в римскую провинцию, однако при Адриане царская власть в Великой Армении была восстановлена.

После установления в Иране власти Сасанидов (226) Великая Армения оказалась в центре римско-сасанидских противоречий.

Армянские Аршакиды потерпели поражение в борьбе с Ираном, были низложены, и только после поражения Ирана в войне с Римом их власть в Великой Армении была восстановлена. Нисибинский мирный договор двух держав (297) фактически подтвердил независимость Великой Армении при покровительстве Рима. Сближение с Римом способствовало распространению христианства на территории Великой Армении. При армянском царе Трдате (Тиридате) III оно стало государственной религией (традиционно принято считать, что это произошло в 301 году).

Усиление римского влияния на Великую Армению сопровождалось упадком её государственности и ростом крупного землевладения армянских удельных князей (нахараров).

Конфликты слабеющей царской власти и нахараров привели Великую Армению в состояние раздробленности. В 387 году Иран и Рим поделили между собой территорию Великой Армении: её западная часть (1/4 территории) отошла к Риму, а  восточная часть (в византийской традиции — Персармения) сохраняла автономию до 428 года, когда Сасаниды лишили власти династию Аршакидов.

Лит.: Манандян Я. А. Тигран Второй и Рим. Ер., 1943; Саркисян Г. Х. Тигранакерт. Ер., 1960; Дьяконов И. М. Предыстория армянского народа. Ер., 1968; Тирацян Г. А. Культура древней Армении VI в. до нашей эры — III в. нашей эры Ер., 1988.

Г. А. Кошеленко.

Сергей Варданян родился в 1952 году в Ереване. Член Союза писателей и Союза журналистов Армении. Работал в газете “Пионер”, журналах “Пионер”, “Советское искусство”, “Культура”, в Институте армянской архитектуры, Институте археологии и этнографии АН Армении. В 1991-2002 гг. заместитель председателя государственного совета по делам религии при правительстве Республики Армения. Автор многих статей, посвященных патриотическому воспитанию молодого поколения, в 1980 году получил за них премию Союза журналистов Армении. Его книга “Столицы Армении” была удостоена премии “Хайкашен Узунян” культурного союза “Текеян”. Сборник детских рассказов “Подсолнух” был напечатан в Ереване в 1989 году, а в 1994 году вышел
в Стамбуле на западноармянском. Статьи по истории, культуре, этнографии, фольклору армянского народа переводились на английский, французский, испанский, русский, словацкий и другие языки. В отечественной и зарубежной печати,
в отдельных томах составленного С.Варданяном сборника “Дзайн Амшенакан” выходили его исследования по внутреннему, советскому спюрку, в том числе по исламизированным амшенцам, которых автор обнаружил в 1984 году в Средней Азии. С 1992 года он заместитель председателя земляческой благотворительной организации “Амшен”, с 2004 — главный редактор газеты “Дзайн амшенакан”.

Предлагаем вниманию читателей интервью с Сергеем Варданяном.

Когда и как родился замысел книги “Столицы Армении”?

Идея возникла в 1982 году — если быть точным, идея не книги, а цикла статей. В это время я работал ответственным секретарем журнала “Пионер”. Пытался печатать статьи по истории армянского народа, но пионерский журнал представлял для этого мало возможностей. Тогдашний учебник “История армянского народа” большей частью был посвящен социалистической Армении, коммунистической партии, стахановскому движению и другим подобным темам, а вовсе не многовековой истории нашего народа и героическим страницам нашего прошлого. Была андроповская пора — пора давления, страха. Для публикации материалов по истории армянского народа требовались серьезные основания. И мне удалось найти оправдание своим статьям для вышестоящих. Чтобы показать, каких успехов добился Ереван благодаря социалистическому строю, нужно представить читателю тяжелую судьбу предыдущих 11 столиц Армении — Вана (Тушпы), Армавира, Ервандашата, Арташата, Тигранакерта, Вагаршапата, Двина, Багарана, Ширакавана (Еразгаворса), Карса и Ани. Так в 12 номерах журнала “Пионер” за 1983 год были напечатаны статьи по истории 12 столиц Армении. Журнал выходил тиражом 70 тысяч экземпляров, и публикации имели большой резонанс. Благодарные письма и телефонные звонки поступали от школьников и студентов, родителей и учителей. Все настаивали на печатании статей отдельной книгой. Воодушевленный таким теплым приемом, я год работал над материалом и в 1985 издал двадцатитысячным тиражом книгу “Армянские столицы” для детей старшего возраста, которую смели с прилавков книжных магазинов за несколько часов. Успеху книги способствовали и иллюстрации — около 130 фотографий, гравюр и др.

Насколько трудным оказался сбор материала? Какая из столиц далась легко, о какой было сложнее всего писать?

Трудностей, конечно, возникало много. Из 12 столиц только 5 находятся на сегодняшней территории Армении. Остальные — живые города или развалины — остались по ту сторону турецкой границы. Невозможно было найти современные снимки Вана, Карса, Ани. По другим столицам не удавалось отыскать даже старые фотографии, в некоторых городах вообще не проводились систематические раскопки. Что касается Тигранакерта, ученые спорят даже о его местонахождении: одни утверждают, что город находился на месте теперешнего Диарбекира, другие — на месте Нпркерта (Мартирополиса, Мийафаркина), есть и еще гипотезы. Поэтому сложней всего было писать именно о Тигранакерте. По Багарану и Ширакавану (Еразгаворсу) также очень мало исторических источников, и с этими двумя столицами мне тоже пришлось нелегко.
Проблемы возникали и со стороны советской литературной цензуры. О многих исторических фактах и личностях по идеологическим соображениям нельзя было упоминать. Часть книг в библиотеках оставалась закрытой для пользования. Однако после 1985 года, с началом горбачевской “гласности” многие запреты сняли, был разрешен доступ в закрытые библиотечные фонды, цензурные правила смягчились. Я решил восстановить все, вычеркнутое цензурой, дополнить свою книгу материалами из новых источников и переиздать ее для широкого читателя, тем более, что большинство рецензий заканчивалось этим пожеланием. Итогом нескольких лет работы стала научно-популярная книга объемом 320 страниц с 450 цветными и черно-белыми иллюстрациями на основе около 1000 источников — трудов историков, отчетов путешественников, современных статей и исследований на армянском, русском, грузинском, турецком, английском, немецком, французском, голландском, итальянском, чешском, польском и других языках. С большими трудностями книгу удалось издать тысячным тиражом в 1995 году, во время энергетического кризиса в Армении. Приняли ее благожелательно. Новое издание, как и предыдущее, было отмечено в прессе, в том числе в прессе спюрка, с публикацией отрывков. В течение трех лет книга печаталась частями в переводе на французский в армянской газете Гренобля “Azat magazine”.

Почему в книге не нашлось места столицам Киликийской Армении?

С самого начала я поставил себе целью писать о столицах Мец Хайка — Великой Армении, оставив за скобками столицы армянских царств, провозгласивших свою независимость в отдельных регионах: Малой Армении, Цопке, Сюнике, Ташир-Дзорагеде, Парисосе, Киликии.

И без того 12 столиц очень много для истории одной страны, я не видел нужды удваивать их число. Об остальных столицах пусть напишут другие, количество источников неисчерпаемо — одной жизни не хватит, чтобы основательно написать обо всех.
Кроме книги о столицах у меня были и есть иные интересы, иные темы. В советское время я издал два сборника народного фольклора, собранного по моему призыву армянскими школьниками из самой Армении, а также из Грузии, Абхазии, Нагорного Карабаха, Нахичевана, Азербайджана, Краснодарского края. Вышла книга моих рассказов для детей. Сейчас к печати готовится мое исследование, посвященное диалекту и фольклору исламизированных амшенских армян — частично оно было опубликовано еще в 1989 году, во втором томе составленного мною сборника “Дзайн амшенакан”. С 2004 года я издаю как главный редактор газету с тем же названием, 1000 ее экземпляров бесплатно распространяется в Абхазии и Краснодарском крае.

Какие из описанных в книге столиц Вы посетили лично?

Естественно, я не раз бывал в Армавире, Арташате, Вагаршапате, Двине, окрестностях Еревана. Знакомился с результатами раскопок, осматривал полуразрушенные или сохранившиеся строения.

Содрогался душой, видя разорение бесценных памятников, важной составной части мировой цивилизации. Во время раскопок открывались целые строения или остатки стен разных веков из необожженного кирпича. Приехав в следующий раз, я видел на их месте только бесформенные кучи земли. Достаточно было полазить здесь детям из близлежащих деревень, достаточно было сильного дождя, чтобы чудом сохранившиеся стены обвалились. Памятники исключительной ценности стояли бесхозными, не предпринималось ничего для их сохранения. Они превращались в свалку, на их месте устраивали огороды или кладбища.

12 исторических столиц Армении

Последнее было самым худшим, ибо территория кладбища на сотню лет становилась неприкосновенной для научных раскопок. Невозможно представить, сколько древностей погибло уже в наше время, а ведь некоторые из них заставили бы нас пересмотреть свое представление об истории, обогатили бы его.
В свое время я сделал много фотографий и слайдов с видом раскопанных памятников прошлого с видами раскопок — тех памятников прошлого, на месте которых вскоре остались лишь кучи земли. Эти материалы я передал в 1990 году институту археологии и этнографии, где работал в то время. В 1995 году, когда переиздавалась моя книга, я собирался поместить снимки на ее страницах, но не нашел их следа.

Глубокие вопросы изложены в Вашей книге очень ясным и доступным языком.

Сыграло ли роль то, что в первом варианте она писалась для юношества?

Я опубликовал около 200 статей по истории, этнографии, фольклору армянского народа. Всегда старался писать их ясным и доступным языком, считая, что информацию, в том числе научную, нужно передавать именно таким образом. Люди не читают многих книг по армянской истории, написанных чересчур научным языком — не в последнюю очередь по этой причине я и написал “Столицы Армении”. Высоко оценивая материалы, издаваемые археологами, должен откровенно сказать, что обычному читателю скучно читать книги и статьи, посвященные описанию найденных обломков керамических или стеклянных изделий. Я ознакомился со множеством таких монографий, научных статей, докладов, из которых решил воспользоваться в книге всего двумя-тремя предложениями. Большинство научных трудов предназначены только для узких специалистов, я же ставил себе целью писать книгу научно-популярную, для широкого читателя. Это диктовало и выбор слов, и способ изложения, и стиль.

Адана

Адана расположена на реке Сейхан, в 50 км от берега Средиземного моря. Город входил в состав Киликийского царства и имел стратегическое значение, вел значительную торговлю с городами Малой Азии и Сирии. К началу 20 века, население провинции Адана составляло 490 000 человек, 41.8 % из которых были армянами и лишь 15.9 % турками. Ранее здесь располагался центр Аданской епархии Армянской Апостольской церкви. Но решением турецких властей были уничтожены армянские школы, дома, сады, церкви и истреблено армянское население. На сегодня Адана является крупным промышленным центром, где развита текстильная, химическая и пищевая промышленность.

Ани

На востоке современной Турции, находится основанная более 1600 лет назад на берегу реки Ахурян древняя столица армянского Анийского царства, город-призрак Ани. На возвышенности, образованной ущельем реки Ахурян и долиной Бостанлар, располагался город на пересечении нескольких торговых путей треугольной возвышенности. Главными его торговыми партнёрами были Византийская и Персидская империи, арабы , а также народы Центральной Азии и сегодняшней России. В свое время Ани был одним из самых больших городов в мире, сейчас это город-призрак. После нашествия турок-сельджуков, разрушений и землетрясений, от города «1001 церкви» осталась лишь пустота и руины.

Битлис/ Багеш

Древнеармянский город Битлис, упоминается в истории под другим названием — Себеос и Багеш. Некоторые историки считают, что местоположение города с точки зрения торговли и военной стратегии, во все времена способствовало его росту и процветанию. По долине реки Битлис проходила одна из крупнейших дорог, связывающая портовый город Трапезунд и крупные города центральной Армении с Месопотамией. Город раз был захвачен арабами (7 в.), византийцами (9 в.), курдами (10 в.), сельджуками (12 в.), и турками-османами (16 в.). Напомним, что основное население города составляло 400 тысяч жителей , из них больше половины — армяне, которые до начала 19 века оставались самой многочисленной этнической группой. Те, кому удалось избежать гибели в период геноцида, нашли прибежище в Восточной Армении.

Ван

Территория современного города Ван была центральной частью древнего царства Урарту. Она входила в состав Великой Армении, царства Васпуракан, Византийской империи, государства сельджуков, Османской империи. Армяне веками составляли в нем большинство населения, пока их не выселили или истребили в период 1915-1923 годах.

Великая Армения

В то время, старый город Ван был полностью разрушен, а новый с таким же названием находится недалеко от старых руин, который населен сейчас турками и курдами. На сегодняшний день, в городе Ван сохранились архитектурные следы древних цивилизаций: крепость Ван, поместье царей Урарту 9 века до н. э., Урартские замки Кеф и Аянис, которым по 2,5 тыс. лет. Туристов привлекает сюда также озеро Ван. Еще одной особенностью в Ване являются кошки с разноцветными глазами.

Диарбакыр

Во времена государства Митанни, город носил название Амид, позже в эпоху Арташесидов — Тигранакерт . Город пережил многочисленные нападения, его захватывали ассирийцы, персы, римляне ,византийцы, арабы, сельджуки, османы и курды. В начале 20 века было вырезано более 50 % населения ; армян, ассирийцев, греков и болгар. В настоящее время город полностью занят курдами. В начале 30-х годов, Амид переименовали в Диарбакыр (в честь курдского племени Бекир) и сегодня он неофициально считается столицей турецкого Курдистана. Есть большая вероятность того, что кроме курдов в городе до сих пор проживают крипто-армяне, которые во избежании смерти, приняли ислам.


Карс

Согласно истории, город Карс был основан в 4 веке и имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, центром провинции Вананд в Араратской области и считался крупным центром ремесла, через который шли пути международной торговли. В начале 10 века город какое-то время был столицей Армении, пока армянский царь Ашот III не перевел новую столицу в город Ани. Так, в 10-11 веках Карс стал столицей армянского Ванандского или Карсского царства, которым правила армянская царская династия Багратидов. На сегодняшний день от Карса осталась армянская церковь, построенная царем Абасом из династии Багратидов (9 в.), которая в 1978 году была превращена крепость и мечеть Кумбет.

Муш

Муш расположен к западу от озера Ван, на северных склонах Армянского Тавра, у основания невысоких гор Кордук и Циранакатар. Через город течет река Меграгет. В окрестном пейзаже выделяется гора Немрут — одна из красивейших гор Армянского нагорья и Мушской долины. Считается, что название Муш происходит от армянского слова «Мшуш», что означает туман или мгла. Согласно армянской легенде, богиня Астхик часто спускалась по вечерам с горы Гргур, чтобы искупаться в реке. Она была очень красива и сельчане часто следили за ней, разводя костры на холмах, чтобы взглянуть на нее. Узнав об этом, Астхик напустила непроницаемую мглу, чтобы скрыть свою наготу во время купания. С тех пор город и весь район покрыт густым туманом. Так подобное явление стали называть Мшуш, что со временем преобразовалась в Муш. Сейчас, помимо горы Немрут, город больше не обладает особыми достопримечательностями.

Эрзурум/Карин

Особенность древнего города Карин — его расположение на высокой равнине с древней крепостью, замком и башнями. С древних времен Карин славился на весь восток, как центр армянского ковроделия. При основании древнеармянского города, Карин имел множество названий: Феодосиополь (при правлении византийского царя Феодосия II), Ардзн-Рум (при захвате персов и арабов, 6 в.), и Эрзурум (с нашествием турков и монголов, 12 в.).

Испанский историк, путешествуя по Самарканду, имя которого уже давно позабыли, написал в одной из своих работ, что в Карине его покорили необыкновенные церкви, которые принадлежали армянским христианам. В нынешнее время от армянского города остались руины, а в 1915-1923 годах все, что от церквей осталось османы разрушили, либо превратили в мечеть.

Урартское царство

В IV в. до н.э. ослабление государства Ахеменидов привело к тому, что подвластные персам области Закавказья либо вышли из-под власти Персидского государства, либо сохранили чисто номинальную зависимость от него. Поэтому завоевания Александра Македонского и перспективы подчинения армянских областей македонянам представляли угрозу независимости армян. В борьбе Дария против Александра армянские вожди держали сторону персов. После победы Александра над персами в битве при Гавгамелах (331 г. до н.э.) армяне, признав формально подчинение македонянам, продолжали упорно сопротивляться попыткам греков проникнуть в Закавказье. Сразу же после смерти Александра области Армянского нагорья фактически стали свободными и на базе политических объединений, сложившихся еще при Ахеменидах, возникли сильные, почти независимые армянские государства — Малая Армения, Софена и Великая Армения.

В первой половине II в. до н.э. Малая Армения вошла в сферу политического влияния Понтийского царства, а в конце II в. до н.э. была включена в состав владений понтийского царя Митридата Евпатора. В 72 г. она стала частью римских владений. Софена, лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, в качестве особого административного округа (стратегии), управляемого местными династами, вошла в состав государства Селевкидов. Зависимость от центрального правительства сводилась к уплате дани и обязательству выставлять военные контингенты. Благодаря широко развитым торговым связям с эллинистическим миром и наличию значительной прослойки греческого населения в городах Софены эта страна подверглась заметному воздействию эллинистической культуры.

В конце IV в. до н.э. наследник знатного рода Ервандуни, представители которого были правителями XIII сатрапии Ахеменидов, объявил себя царем Армянского царства с центром в Армавире (прежний Аргиштихинили). Развитие производительных сил и торгового обмена в это время создало предпосылки для начала широкой градостроительной деятельности правителей страны. Свидетельством тому служат сохранившиеся в армянских хрониках названия городов, связанные с наименованием династии Ервандуни: Ервандашат, Ервандакерт, Ервандаван. В 220 г. до н.э. Антиох III Селевкид захватил Араратское царство и объединил его с основной областью Армении (бассейн озера Ван). С этого времени объединенные районы стали называться Большой, или Великой, Арменией. Правителем (стратегом) Великой Армении Антиох утвердил местного династа Арташеса. В 189 г. до н.э. Селевкидское царство было завоевано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царем Великой Армении Арташесом I, присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке.

12 исторических столиц Армении: от Вана до Еревана

Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II.

Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке — армянском. В то же время эллинистическая культура послужила могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привела к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями — показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении — Арташат. Расположившись на магистральном пути к портам Черного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных — с Китаем. Плутарх называл Арташат «Карфагеном Армении» и писал о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.

С правлением внука Арташеса, Тиграна II (Тигран Мец, 96-55 гг. до н.э.), связано время наивысшего могущества Армянской державы. Столица государства — Тигранакерт — стала одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремесла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины. Официальной религией армянской аристократии в это время был иранский зороастризм и культ бога солнца Митры. Обширная империя Тиграна не была целостным государством, это была пестрая смесь племен и народов, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного моря, от Месопотамии до реки Куры, ее вассалами были сопредельные государства и народы — Иберия и Албания на севере, Парфия и арабские племена — на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна — Митридата Понтийского — она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с Запада и Востока. В 69-66 гг. до н.э. империя распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником римского народа».

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *