29 июня на территории УЛГУ во время фестиваля уличных искусств состоялась презентация нового памятника — памятника халяве.

Перед третьим корпусом университета в раме теперь красуется женщина-сирена, держащая в коготках студенческую зачётку.

«Благодарные студенты», — гласит надпись на монументе.

Для справки:

Сирена — демоническое существо: полуженщина-полуптица, которая прекрасным пением завлекала путников и убивала их. Часто являлась аналогом ангела смерти.

Ритуал ловли халявы – ровно в полночь студент должен высунуться в форточку с зачёткой, прокричать 3 раза «Халява, ловись», перевязать книжку красной ниткой и не открывать до самого экзамена. Согласно студенческим преданиям, этот ритуал помогает сдать экзамен, даже не готовясь к нему.

Инициатором появления особого студенческого памятника стал известный ульяновский краевед Сергей Петров.

Как сказал на открытии памятника ректор УЛГУ Борис Костишко, его «работа» будет ощущаться уже со следующего учебного года: «Халява будет приносить удачу студентам во время экзаменов и станет одним из символов их жизни».

А как вы относитесь к студенческим обычаям вообще и к ловле Халявы, в частности? Делали ли так сами и насколько успешно?

Вернуться к списку новостей

Достопримечательности Ульяновска

УЛЬЯНОВСК – административный центр Ульяновской области, расположен на Приволжской возвышенности, на берегах Волги и Свияги.

Город был основан в 1648 году по указу царя Алексея Михайловича как крепость Синбирск. С 1780 года он известен как Симбирск, а в 1924 году в память об уроженце города В.И. Ульянове (Ленине) получил название Ульяновск.

В Симбирске-Ульяновске жили и творили многие знаменитые писатели: И.А. Гончаров, Д.П. Ознобишин, С.Г. Скиталец, Д.В. Григорович; историк Н.М. Карамзин; поэты Н.М. Языков, Д.В. Давыдов, Д.Н. Садовников; сатирик Д.Д. Минаев, многие ученые, артисты, художники, архитекторы.

В Симбирске был открыт один из первых театров России (1789), одна из первых библиотек Поволжья – Карамзинская общественная библиотека.

Ульяновск и ныне располагает огромными культурными богатствами. Бесценными для потомков «свидетелями» исторических событий являются здания и сооружения, а также памятные места, в большинстве своем уже давно вошедшие в границы современного Ульяновска.

Ульяновск по праву можно назвать городом-музеем. Музеев здесь действительно огромное множество и все они органично вплетены в культуру и архитектуру города. История многих ульяновских музеев уходит корнями в далекое прошлое, когда симбирские ученые и коллекционеры собрали и подарили родному городу громадное культурное и научное наследие.

Ульяновск – крупный промышленный и культурный центр Среднего Поволжья. Население Ульяновска составляет более 600 тысяч. Это многонациональный город.

Ульяновск официально разделен на 4 городских района: Железнодорожный, Заволжский, Засвияжский, Ленинский. Ленинский район — старейший в городе — находится в северной части междуречья Волги и Свияги, традиционно делится на так называемые «Центр» и «Север». В южной части междуречья находится Железнодорожный район, южные окраины которого традиционно называют «Киндяковкой». На левом берегу Свияги — Засвияжье, здесь находится Ульяновский автомобильный завод.

На левом берегу Волги расположен Заволжский район, который состоит из трех отдаленных друг от друга частей: Нижней Террасы, Верхней Террасы и Нового Города (района авиастроительного завода). Заволжский и Ленинский районы соединены железнодорожным и автомобильным мостом через Волгу.

 

Музеи Ульяновска

Ульяновск по праву можно назвать городом-музеем. Музеи Ульяновска органично вплетены в культуру и архитектуру города. История многих ульяновских музеев уходит корнями в прошлое, когда симбирские ученые и коллекционеры собрали и подарили городу громадное культурное и научное наследие.

Ульяновский краеведческий музей им. И.А. Гончарова

Основан в 1895 году. В коллекции музея около 130 тысяч единиц хранения.

Отдел природы имеет экспозиционные комплексы, рассказывающие о строении рельефа, климате, воде, полезных ископаемых области. Преобладают диорамы, знакомящие с ландшафтами, флорой и фауной края. Уникальной является палеонтологическая коллекция. Отдел истории рассказывает об истории края от первобытнообщинного строя до победы февральской буржуазно-демократической революции. Многочисленные экспонаты дают представление о вкладе симбирян в русскую и мировую культуру. Четыре выставочных зала позволяют показать посетителю наиболее ценные и уникальные экспонаты и коллекции музея.

Ульяновский областной художественный музей.

Коллекция музея основана в 1895 году. Для посещения музей был открыт с 1920 года. Музей создан на основе частных коллекций, включает произведения западноевропейских и русских мастеров XVI-XX в.в. Отдел западноевропейского искусства содержит живопись Италии, Испании, Германии, Франции, Нидерландов, Голландии, Фландрии, а также оригинальную и печатную графику художников этих стран. Большой интерес посетителей вызывает коллекция декоративно-прикладного искусства, которая содержит античную керамику, фарфор России, Германии, Франции XVIII-XIX в.в., русскую мебель. Музей обладает богатым собранием русского искусства XVIII-XX в.в. В залах музея проводятся концерты, музыкальные и поэтические вечера, научные конференции, встречи.

Историко-литературный музей И.А. Гончарова

Единственный в стране историко-литературный музей И.А.Гончарова был открыт 17 июня 1982 года в доме, где родился будущий великий романист. Музей знакомит с жизнью и творчеством писателя.

В залах размещены материалы, рассказывающие о возникновении и истории создания романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Представлены первые издания романов и критические отзывы о них, иллюстрации, письма, фотографии и портреты И.А. Гончарова и его современников. Кроме крупнейшей в стране коллекции подлинных вещей писателя и членов семьи Гончарова, в музее представлены предметы быта и мебель века, рукописи, редкие книги.

Музей современного изобразительного искусства им. А.А. Пластова.

Музей был открыт в 1992 году. В постоянной экспозиции представлены искусство начала ХХ века, русский авангард, советское искусство 1930-1980 годов, экспозиция произведений А.А. Пластова.

Существует несколько направлений в выставочной работе: выставки ульяновских художников, концептуальные выставки и выставки-версии из фондов, выставки из других музеев, городов и стран. Проводятся ежегодные концерты, особенно популярны «летние ассамблеи в музее».

Музей «Симбирская фотография»

Музей открыт 5 февраля 2004 года на месте бывшей усадьбы статского советника А.М. Сахарова, где в 1904 году находилось фотоателье. В нем работали симбирские фотографы.

Музей знакомит посетителей с историей фотографии в Симбирской губернии. В музее воссоздан фотографический павильон конца ХIХ-начала в.в., фотолаборатория, представлены старинные фотоаппараты. Выставочный зал музея представляет творчество современных фотографов.

Музей «Симбирская классическая гимназия»

Единственный в России музей, который практически полностью воспроизводит обстановку русской классической гимназии второй половины ХIХ века, позволяет составить представление о ее учебно-воспитательном процессе, важнейшими составляющими которого являлись фундаментальная научная подготовка, возможность безэкзаменационного поступления в любой университет России, творческая работа высококвалифицированных педагогов.

В музее восстановлены интерьеры гимназии: учебные классы, в которых представлены подлинные учебные пособия (глобус звездного неба, карта полушарий 1841 года и др.); физический кабинет (ок. 100 подлинных учебных приборов, могут демонстрироваться в ходе экскурсии); актовый зал, восстановленный на период экзаменов на аттестат зрелости; «шинельная».

В документальной экспозиции раскрывается история гимназии (1809-1918), система ее воспитательной работы, материал о преподавателях и наиболее известных выпускниках. Представлены пространственно-объемные экспозиции: фрагмент интерьера директора гимназии, домашний уголок гимназиста.

В музее представлена диорама «Центр старого Симбирска» с макетами интерьеров гимназии, а также подлинные открытки и фотографии с видами города. Историко-педагогическая направленность музея делает его особенно привлекательным для школьников, учащихся, студентов.

Музей «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска»

Был открыт в 2001 году. Музей разместился в старинном особняке, расположенном на ул. Л. Толстого. Особняк являлся частью усадебного комплекса и был типичным для архитектуры Симбирска середины XIX века.

Музей раскрывает историю застройки Симбирска-Ульяновска, показывает своеобразие архитектурного облика поволжского города. В музее представлены подлинные градостроительные планы, чертежи, фотографии сохранившихся и утраченных зданий, а также почтовые открытки начала ХХ века и живописные работы с видами города. В музее также находятся макеты Симбирского кремля и Гостиного двора. Достойное место в экспозиции музея отведено деятельности выдающихся архитекторов ХIХ-ХХ в.в.: М.П. Коринфского, Ф.О. Ливчака, А.А. Шодэ, М.С. Давыдовой, Е.И. Голенко и др.

Музей городского быта «Симбирск конца XIX-начала ХХ века»

Музей городского быта располагается в бывшей усадьбе священника И. А. Анаксагарова. На территории усадьбы находятся большой дом с мезонином, где жила семья священника, два флигеля, а также надворные постройки, воссозданные по чертежам, рисункам и фотографиям (летняя кухня, баня, каретный сарай, беседка, колодец).

Музей открыт в декабре 1999 года. В настоящее время экспозиция музея воспроизводит жизнь типичной семьи среднего достатка. Уютная обстановка этого дома и подлинные предметы обихода позволяют окунуться в атмосферу семейного быта горожанина.

Посетив этот музей, вы словно побываете в гостях у симбирянина: пройдетесь по столовой, буфетной, спальной, гостиной и сможете оценить интерьеры дома, выполненные в стиле модерн; услышите звучание рояля фирмы «Ибах» 1900 года, увидите кузнецкий фарфоровый сервиз, познакомитесь с традициями русского чаепития и этикета, а также узнаете, чем отличается мода ХIХ века от современной.

Историко-архитектурный комплекс «Симбирская засечная черта»

В 2001 году на месте чудом сохранившегося в пределах города фрагмента вала Симбирско-Карсунской засечной черты был построен историко-архитектурный комплекс «Симбирская засечная черта».

В середине ХVII века границей Московского государства являлась засечная черта, закрывающая страну от разорительных набегов кочевников.

На многие сотни километров протянулась великая русская стена от Украины до Урала. Непроходимые лесоповалы-«засеки» сменялись рвами и валами, усиленными частоколами и башнями из бревен. На территории Ульяновской области сохранились участки оборонительных сооружений Симбирской засечной черты. Часть этой древней оборонительной линии Московского государства обнаружена и обследована археологами в районе ул. Ленина и Л. Толстого. Участок располагался во дворе жилого дома. Это обстоятельство помогло ему сохраниться, а в 2001 году здесь был открыт музей под открытым небом.

Музей-мемориал В.И. Ленина

Открыт в Ульяновске 2 ноября 1941 года. С апреля 1970 года размещается в здании Ленинского мемориала – памятника истории, культуры, архитектуры ХХ века. Экспозиция музея – единственная в стране, раскрывающая жизнь и деятельность В.И. Ленина на фоне политической истории Российского государства конца XIX-начала ХХ веков, его современников, соратников, оппонентов.

Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина»

Уникальный комплекс памятников истории, культуры и архитектуры старого Симбирска. В настоящее время деятельность заповедника направлена на сохранение и воссоздание облика старого Симбирска — провинциального города второй половины XIXвека.

Руководитель работы: Салихова Марина Асадулловна

1   2   3   4

Литературные места Симбирска-Ульяновска

В г. Ульяновске и Ульяновской области существует много мест (не музеев) связанных с писателями, их творчеством и носящих их имя. Центральная улица города носит имя известного писателя-реалиста И.А. Гончарова. На этой улице находится дом-музей писателя, о котором говорилось выше. В октябре 2005 г. по заказу торгового комплекса «Мебельград» был изготовлен «Философский диван И.И. Обломова» как памятник И.А. Гончарову и И.И.Обломову, герою его всемирно известного романа. Установлен памятник в сквере на углу улиц Гончарова и Ленина, напротив дома, в котором родился писатель. К 100-летию со дня рождения Гончарова в 1912 г. была установлена беседка-памятник в Киндяковке-Винновке, на волжском обрыве, в местах, которые наш земляк описал в романе «Обрыв». Памятник построен на средства Е.М.Перси-Френч, последней из симбирского рода Киндяковых. Автор проекта – симбирский архитектор А.А.Шодэ. В 1967 г., после сооружения Куйбышевского водохранилища, перенесена на новое место,  несколько севернее своего первоначального расположения. В 2009 г. беседка была реконструирована. На Венце находится Краеведческий музей им. Гончарова, который является домом-памятником великому писателю, построенный в 1916 г. на средства, собранные по Всероссийской подписке, по проекту местного архитектора А.А.Шодэ. В Ульяновской области установлены три памятника И.А. Гончарову.
Один из них, бронзовый бюст работы скульптора А.В. Ветрова был установлен в год 300-летия Симбирска-Ульяновска (1948 г.), у Дворца книги, где и сейчас хранится собрание книг и журналов, подаренных Гончаровым городу. Второй, работы скульптора Л.М.Писаревского был установлен в 1965 г. на углу улиц Гончарова и Ленина, напротив дома, в котором родился писатель. Третий памятник Гончарову работы И.Л. Замедянского был установлен в2003 г. в г. Димитровграде Ульяновской области.

На улице Кирова расположена Центральная городская библиотека им. Гончарова, основанная в 1964 году. Сейчас библиотека специализируется как «Центр деловой информации» и комплектует литературу по экономике, предпринимательству, маркетингу, бизнесу, праву, осуществляет информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей, оказывает квалифицированную помощь в формировании нового экономического мышления, поддерживает связь с деловыми кругами города.Ульяновский областной драматический театр носит имя И.А. Гончарова, на сцене которого ставят спектакли по произведениям писателя-реалиста. Немало мест в нашем городе связано с именем еще одного великого человека – писателя и историографа Н.М. Карамзина. В 1838 г. по ходатайству симбирского дворянства были получены Высочайшие разрешения и циркуляр министра внутренних дел на подписку пожертвований для сооружения в Симбирске памятника Карамзину. Проект монумента было поручено составить известному художнику С.И. Гальбергу из Санкт-Петербурга. Под бюстом Карамзина начертана надпись: «Николаю Михайловичу Карамзину, историку Россiйскаго Государства повелънiемъ Императора Николая I». На вершине памятника стоит статуя Клио, Музы истории, покровительницы Карамзина. Открытие монумента состоялось 22 августа 1845 г. Для произнесения приветственного слова был приглашен академик М.П. Погодин. Позже он писал: «Казалось, вся Россия собралась сюда из лучших и достойнейших сыновей своих». Сейчас памятник стоит в сквере Карамзина. В 1838 г. губернатор И.П. Хомутов через губернского предводителя дворянства Г.В. Бестужева внес в Дворянское собрание вопрос об учреждении в Симбирске публичной библиотеки, которую предложил назвать Карамзинской, в память о знаменитом симбирском уроженце. Открытие общественной Карамзинской библиотеки состоялось 18 апреля 1848 г. при торжественной обстановке. С тех пор это учреждение стало общим достоянием симбирской публики. Она была украшена бюстами Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, Н.М. Языкова; портретами: Н.М. Карамзина, Н.М. и П.М. Языковых, братьев Тургеневых, И.А. Гончарова, Д.В. Давыдова и другими. Основу книжных богатств Карамзинской общественной библиотеки составили 2325 томов личной библиотеки Н. М. Языкова. Они были переданы после смерти поэта его братьями — Петром и Александром, принимавшими самое деятельное участие в учреждении библиотеки в Симбирске. Богатством и разнообразием фондов библиотека обязана многим видным деятелям отечественной культуры, книгоиздателям, общественным обществам. Среди ее первых жертвователей были С.Т. и К.С. Аксаковы, М.А. Дмитриев, Д.В. Давыдов, И.А. Гончаров, М.П. Погодин, семья Карамзиных. Карамзинская общественная библиотека была одной из важнейших нитей, связывавших писателя И.А. Гончарова с Симбирском. Он неоднократно откликался на просьбы комитета библиотеки прислать свои книги. В 1881 г. писатель передал всю свою личную библиотеку Карамзинской общественной библиотеке. Особую гордость библиотеки составляют книги из личного собрания Н.М. Карамзина. Это книги, которыми Карамзин пользовался при написании «Истории государства Российского». Среди книжных коллекций Карамзинской общественной библиотеки часть личной библиотеки князя В. Ф. Одоевского, усадебная библиотека симбирских дворян Соловцовых, переданная владельцами в 1894 г. В настоящее время библиотека сохраняет свое предназначение и служит делу просвещения ульяновцев.Н. М. Карамзин явился первым автором и издателем, использовавшим букву «Ё». 4 сентября 2005 г. перед новым зданием Ульяновской областной научной библиотеки им. В.И. Ленина состоялось торжественное открытие памятника букве «Ё». Это знаменательное событие пришлось на день 160-летия со дня открытия и освящения памятника Карамзину. В 1900 г. в южной части г. Симбирска началась застройка улицы, получившая названиеКарамзинской. В 2011 г. было принято решение о переименовании ул. Коммунистической в Ленинском районе г. Ульяновска в переулок Карамзина. Именем Д.Д. Минаева в нашем городе названа одна из центральных улиц Ульяновска. На ней стоит дом, в котором родился поэт-сатирик.На улице Карла Либкнехта, 34 (Матросова, 5) стоит дом, в котором провел последние годы своей жизни поэт Н.Н. Благов. На этом доме установленамемориальная доска. Также имя Благова носит Андреевская средняя школа, на которой установленапамятная доска, улица в Железнодорожном районе и городская библиотека № 15 (присвоено в 2010 г.).

    1. Литературная жизнь Симбирска-Ульяновска

Литературная жизнь Симбирска-Ульяновска представлена не только литераторами, прославившими отечественную словесность. Важной частью культуры Симбирска было народное творчество.

В центре эпоса Симбирского Поволжья – песни и предания о крестьянских войнах под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева («Подплыл Стенька Разин под Синбирский город», «Как над городом Синбирском думу думает Степан», «Панин и Пугачев» (допрос в Симбирске»).

Значительно распространение имели сатирические сказки («Барин и мужик», «Про нужду»). В лирических песнях – семейных, бурлацких, рекрутских, разбойничьих – воспевались удалые добрые молодцы, которые не смирились с крепостническим гнетом и уходили на вольную Волгу-матушку.

Народная поэзия – один из самых важных элементов культуры старого Симбирска. Освоение этой культуры, приобщение к ней, собирание народного творчества стало делом многих видных писателей, поэтов, связанных с Симбирском. Собирательной деятельностью занимались братья Языковы, П.В. Шейн, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин и др.

Устное народное творчество находило отражение в литературе. «Аленький цветочек» С.Т. Аксакова – это сказка ключницы Пелагеи. Народная поэзия пронизывала также все творчество Д.Н. Садовникова. Яркое тому подтверждение – книга песен и легенд «На старой Волге», вышедшей в Симбирске в 1906 г.

На общественную жизнь Симбирска в 20-30-е годы XIX в. прогрессивное влияние оказывала гражданская лирика Н.М. Языкова, Д.В. Давыдова, Д.П. Ознобишина.

Последний роман И.А. Гончарова «Обрыв» наиболее тесно связан с Симбирском. Место действия, образы, природа, заголовок – все взято из родных мест, которые в 1849 г. и натолкнули писателя на создание этого произведения. «Этот роман – была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, свою и близкую мне жизнь», писал Гончаров. В Симбирске роман читали «запоем».

Тесные узы связывали с Симбирском С.Г. Скитальца, Д.В. Григоровича, Д.Н. Садовникова, В.Н. Назарьева, Н.В. Симборского, Н.А. Мандрыкина, А.А. Коринфского.

После Октябрьской революции 1917 г. в Симбирск пришла новая литературная жизнь. Возник Пролеткульт, затем – объединение писателей-самоучек из народа – «Симбирский дом народного творчества», создаются литературные группы «Стрежень», «Ульяновское литературное объединение», «Перевал», «Молодняк», «Ульяновская ассоциация пролетарских писателей».

Активное участие в литературном процессе того времени принимали В. Билль-Белоцерковский, К. Федин, В. Никонов, А. Швер, А. Караваева, К. Горбунов и др.

Заметно оживилась литературная жизнь в Ульяновске в послевоенное время, чему немало способствовало появление областного издательства, отделения Союза писателей СССР и альманаха «Литературный Ульяновск».

Ульяновская писательская организация была образована Постановлением Секретариата Союза советских писателей 25 июня 1951 г. Инициатором создания организации и ее вдохновителем был классик советской литературы Григорий Коновалов.

Современные деятели литературы ни в чем не уступает писателям прошлых лет. В настоящее время они являются активными участниками всех мероприятий: Обломовского фестиваля, Гончаровских и Пушкинских дней, библиотечных форумов.

    1. Сатирические традиции в произведениях земляков

Литературный процесс любого исторического периода немыслим без пародийной, подражательной литературы, то есть таких произведений, которые создаются на основе наиболее популярных стихотворений, повестей, романов. Блестящим представителем отечественной словесности является наш земляк, поэт-сатирик Д.Д. Минаев. Его перу принадлежат десятки сатирически заостренных поэм и стихотворений, написанных по мотивам творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Л.Н. Толстого, А.А. Фета и др.

Минаев вошел в историю русской литературы не только как видный пародист, ему подвластны были едва ли ни все сатирические жанры. «Его пародии, экспромты, эпиграммы облетели всю Россию и повторяются, и повторяются, переходя из уст в уста», — писал о Минаеве один из его современников. Успех Минаева у читающей публики объясняется не только остроумием и поэтическим дарованием, но также идейным направлением его литературной деятельности, его позицией в литературно-общественной борьбе 1860-1870 гг. Незаурядный мастер стиха поставил свой талант на службу передовым идеям своего времени. Сатира Минаева обличает дореформенные, крепостные порядки и направлена против буржуазно-помещичьего строя России. В своих сатирических произведениях он мгновенно откликается на политические и литературные события, актуально и политически остро реагируя на факты, существенные для данного исторического момента и социальной среды: идет «по горячим следам событий». В этом — сильная сторона его поэзии. Минаев — поэт некрасовской школы. В его творчестве можно выделить как использование некрасовских тем, мотивов и образов, так и близость к самой поэтической манере Некрасова. Но его нельзя считать эпигоном поэта-демократа: принимая дух и принципы некрасовской поэзии, Минаев, опираясь на них, создавал свои, оригинальные произведения. Одним из ведущих жанров сатирического творчества поэта был фельетон, в котором он сумел соединить вместе литературную пародию, эпиграмму, сатирические сценки, стихотворные перепевы, иронические рецензии на литературные произведения и художественные выставки. Фельетонные обозрения под названием «Дневник Темного человека» занимали важное место в идейном строю журнала «Русское слово» (1861-1864) и были продолжены поэтом в журнале «Дело» (1868-1873) под названием «С невского берега» (подписывались «Аноним»). Фельетон Минаева представлял собой многожанровое сатирическое произведение, в котором сочетались прозаические и стихотворные элементы, а также другие жанры сатиры. В конце жизни, печатаясь в газетах, поэт создает стихотворный газетный фельетон на злобу дня. Этот жанр, родоначальником которого является Минаев, занял с конца XIX в. постоянное место на страницах столичной и провинциальной прессы. Для сатиры Минаева характерно обилие намеков, создание литературных масок и прием использования в новых целях художественных образов, созданных классической литературой прошлого. По этому принципу построены и некоторые поэмы Минаева: «Юлий Цезарь», «Евгений Онегин нашего времени» и др. Он широко использовал грибоедовские образы (Молчалин, Репетилов), лермонтовские (Демон) и др. Изменял обстановку и переносил эти образы в новые социальные условия, чем достигал определенного сатирического эффекта. В пародиях Минаев вскрывал идейные тенденции, эстетические принципы, пародировал литературную манеру поэтов «чистого искусства», особенно Фета.

Минаев — мастер каламбура и рифмы. Он обладал способностью находить новые, неожиданные рифмы, сопоставлять, казалось бы, несопоставимые явления и вещи, владел гибкостью и непринужденностью стиха, даром импровизации.

Творчество Д.Д. Минаева – яркая страница в истории русской литературы XIX в., пример честного и талантливого служения идеалам добра, правды и справедливости.

  1. События культурной жизни Ульяновской области
    1. Ульяновск – культурная столица

Главной целью реализации проекта «Ульяновск – культурная столица» является формирование новой культурной политики, связанной с глобальной задачей не только модернизации инфраструктуры сферы культуры, но и образа жизни людей, их мышления. Реализация данного проекта не предусматривает развитие культуры ради самой культуры. Здесь культура должна выступить «локомотивом» региональной экономики.

За 5 лет накоплены ресурсы, которые позволяют реализовать глобальные проекты не только российского, но и международного масштаба. В первом полугодии 2011 г. только двумя ведомствами – Министерством искусств и культурной политики и Министерством образования было проведено 27мероприятий, имеющих международный, всероссийский и межрегиональный уровень. Этому способствует то, что коренным образом улучшена материально-техническая база учреждений культуры – отремонтированы здание Областной научной библиотеки, Драматический театр имени И.А. Гончарова, Театр кукол имени В.М. Леонтьевой и другие, музея А.А. Пластова.

Кроме того, в регионе открыты модельные библиотеки, центры правовой информации. Проводится реставрация памятников истории и культуры, восстанавливаются утраченные памятники. В целом, только за три года на развитие сферы культуры было привлечено более 120 миллионов рублей из федерального бюджета. Ульяновская область стала площадкой для проведения крупных культурных мероприятий. Перспективы модернизации сферы культуры были «закреплены» в декабре 2010 г., когда между Правительством Ульяновской области и Министерством культуры РФ было подписано Соглашение о сотрудничестве. Ульяновская область стала первым регионом, который ведет активную совместную работу с Федеральным центром по вопросам развития культуры. Были подписаны два важнейших стратегических документа – Указы Президента «О праздновании 200-летия со дня рождения И.А. Гончарова» и «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина». Ульяновск имел статус «культурной столицы Поволжья» в 2001 г. Тогда всего лишь за год в городе состоялось около 70 крупных культурных событий и акций. Нельзя не сказать, что в 2001 г. было немало споров по поводу того, культурная ли столица наш город. Многие увидели в этой акции возможность изменить имидж Ульяновска, и они не ошиблись. Фестиваль «Ульяновск – культурная столица 2001» наметил перспективы развития культурного бизнеса, инфраструктуры города и положил начало развитию проектно-грантовой деятельности в Ульяновской области и даже в глубинке.

Сейчас Ульяновск претендует на статус «Культурная столица Европы-2020».Культурная столица Европы – инициатива Евросоюза, состоящая в ежегодном избрании того или иного города центром культурной жизни континента с целью привлечения внимания к его культурному развитию. Первой культурной столицей Европы стал город Афины в 1985 г. Что же касается российских регионов, только Ульяновск и Пермь рискнули претендовать на статус культурной столицы Европы. Такой порыв, действительно вызвал много споров. Всех волнует один вопрос: достаточно ли развита культура нашего города, чтобы представлять её на обозрение всей Европы? Программа культурных мероприятий на 2011–2016 гг. обширна. Она потребует от общественности и чиновников очень больших усилий. И если всё-таки Ульяновск будет культурной столицей Европы, это, безусловно, даст серьезный толчок для развития культуры Ульяновской области.

    1   2   3   4


    Похожие:

    История

    ist.na5bal.ru

    .

    (1893-1972) – выдающийся русский художник советской эпохи, Народный художник СССР, лауреат Государственной и Ленинской премий, действительный член Академии художеств СССР.

    Родился 31 января 1893 г. в с. Прислониха Симбирского уезда Симбирской губернии (ныне Карсунского района Ульяновской области). В 1908 г. закончил Симбирское духовное училище. Занимался рисованием у художника Д.И. Архангельского. Учился в духовной семинарии (1908–1912), на отделении скульптуры Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914), на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917). В 1917 г. вернулся на родину, с 1925 г. зимой работал в Москве, летом – в Прислонихе. Основные темы творчества находил в жизни и быте родного села. Скончался 12 мая 1972 г. в Прислонихе.

    Произведения А.А. Пластова хранятся во многих музеях страны.

    В 1993 г. в Прислонихе открылся мемориально-документальный музей А.А. Пластова.

    31 января 2003 г. в Ульяновске на бульваре Пластова был открыт памятник художнику. Памятник представляет собой трёхметровую бронзовую фигуру художника с палитрой и кистью в руке. Автор – скульптор А. Бичуков.

    В 2006 г. Правительством Ульяновской области учреждена ежегодная премия в области изобразительного искусства им. А.А. Пластова.

    15 ноября 2010 г. в Ульяновске открылся музей А.А. Пластова. 25 сентября 2011 г. памятник мастеру был открыт в с. Прислониха.

     

    Авдонин-Бирючёвский А. М. Аркадий Александрович Пластов. – Ульяновск, 2006. – 56 с.

    Антонова А. К. Произведения А. Пластова в Государственном Русском музее.  –  Л., 1966. – 40 с.

    В гостях у народного художника А. А. Пластова. – Ульяновск, 1957. – 20 с.

    Дедюхин В. Краски Прислонихи. – Саратов, 1970.

    – 104 с.

    Жукова А. С. Пластов из Прислонихи : докум.-худож. повесть. – М., 1982. – 192 с.

    Идрисова А.

    Открыт памятник А. Пластову // Симбирский курьер. – 2003. – 1 февр. – С. 7.

    Козлов Ю. Жизнь и судьба Аркадия Пластова : докум. очерк / Ю. Козлов, А. Авдонин. – Ульяновск, 1992. – 120 с.

    Лежнин И. В. Мои встречи с Пластовым. – Ульяновск, 2007. – 136 с.

    Николаев А. Пластовская весна // Народная газета. – 2003. – 4 февр.

    Аркадий Пластов : альбом / авт. текста В. Сысоев. – М., 2001. – 47 с.

    Творчество А. А. Пластова в контексте культуры ХХ века : материалы III Поливановских чтений, 19 мая 2003 г. / Ульян. обл. худож. музей. – Ульяновск, 2004. – 160 с.

    Русинов А. Давала темы Прислониха, и Прислониху он прославил  // Ульяновская правда. – 2003. – 4 февр.

    .

    Рубрики: Путешествия

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *