Тест по разделу «Накопление знаний о Земле»

Вариант 1

1. Кто из древнегреческих ученых впервые употребил слово «география»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей

2. Кто из европейцев в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай?
1) Васко да Гама 3) Фернан Магеллан
2) Марко Поло 4) Христофор Колумб

3. Кого из мореплавателей считают первооткрывателем Америки?
1) Христофор Колумб 3) Васко да Гама
2) Фернан Магеллан 4) Афанасий Никитин

4. Кто из путешественников открыл морской путь в Индию?

1) Васко Да Гама 3) Христофор Колумб
2) Бартоломеу Диаш 4) Фернан Магеллан

5. Кто из путешественников открыл Антарктиду?

1) Ю.Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв
3) Р.Пири и Р.Скотт
4) М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен

6. Назовите имя ученого, считающегося основоположником науки географии.
Тест по разделу «Накопление знаний о Земле»

Вариант 2

1. Кто из ученых считается автором самой древней из дошедших до нас географических карт?
1) Аристотель 3) Эратосфен
2) Птолемей 4) Геродот

2. Итогом странствий какого путешественника стали его путевые заметки «Хождение за три моря»?
1) Марко Поло 3) Васко да Гама
2) Афанасий Никитин 4) Христофор Колумб

3. Кто из мореплавателей совершил первое кругосветное путешествие?
1) Эратосфен 3) Христофор Колумб
2) Фернан Магеллан 4) Марко Поло

4. Кто из мореплавателей в 1642 году исследовал берега Новой Зеландии?
1) Васко да Гама 3) Абель Тасман
2) Ф. Беллинсгаузен 4) Виллем Янсон

5. Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие?
1) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
2) В. Беринг и А. Чириков
3) С. Дежнёв и Ф. Попов
4) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский

6. Укажите имя португальского мореплавателя, который в конце XV века открыл морской путь в Индию.
15

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader3 в рубрике Материалы для преподавателей.


© 2017 Образовательный портал «educontest.net». Обратная связь | Пользовательское соглашение | Распечатать страницу

Тест по разделу «Накопление знаний о Земле»

Вариант 1

1. Кто из древнегреческих ученых впервые употребил слово «география»?
1) Птолемей 3) Страбон
2) Эратосфен 4) Пифей

2. Кто из европейцев в XIII веке совершил путешествие в Индию и Китай?
1) Васко да Гама 3) Фернан Магеллан
2) Марко Поло 4) Христофор Колумб

3.

Кого из мореплавателей считают первооткрывателем Америки?
1) Христофор Колумб 3) Васко да Гама
2) Фернан Магеллан 4) Афанасий Никитин

4. Кто из путешественников открыл морской путь в Индию?

1) Васко Да Гама 3) Христофор Колумб
2) Бартоломеу Диаш 4) Фернан Магеллан

5. Кто из путешественников открыл Антарктиду?

1) Ю.Лисянский и И. Крузенштерн
2) Ф. Попов и С. Дежнёв
3) Р.Пири и Р.Скотт
4) М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен

6. Назовите имя ученого, считающегося основоположником науки географии.
Тест по разделу «Накопление знаний о Земле»

Вариант 2

1. Кто из ученых считается автором самой древней из дошедших до нас географических карт?
1) Аристотель 3) Эратосфен
2) Птолемей 4) Геродот

2. Итогом странствий какого путешественника стали его путевые заметки «Хождение за три моря»?
1) Марко Поло 3) Васко да Гама
2) Афанасий Никитин 4) Христофор Колумб

3. Кто из мореплавателей совершил первое кругосветное путешествие?
1) Эратосфен 3) Христофор Колумб
2) Фернан Магеллан 4) Марко Поло

4. Кто из мореплавателей в 1642 году исследовал берега Новой Зеландии?
1) Васко да Гама 3) Абель Тасман
2) Ф. Беллинсгаузен 4) Виллем Янсон

5. Кто из путешественников совершил первое русское кругосветное путешествие?
1) Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев
2) В. Беринг и А. Чириков
3) С. Дежнёв и Ф. Попов
4) И. Крузенштерн и Ю. Лисянский

6. Укажите имя португальского мореплавателя, который в конце XV века открыл морской путь в Индию.
15

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader3 в рубрике Материалы для преподавателей.

«Промежуточная аттестация по географии 5 класса Вариант — 1 1.Основоположником науки «география» является 1)Геродот 2)Эратосфен 3) Аристотель 2.Земля …»

Промежуточная аттестация по географии 5 класса

Вариант — 1

1.Основоположником науки «география» является

1)Геродот 2)Эратосфен 3) Аристотель

2.Земля имеет форму

1)шара 2) плоскости 3)геоида

3.Слово «география» в переводе с греческого означает

1.изучение Земли 2.измерение Земли 3.описание Земли

4.Солнце и вращающиеся вокруг него планеты называют

1.Вселенной 2.Галактикой 3.Солнечной системой

5.Экватор делит Землю на два полушария

1)северное и южное 2) западное и восточное

6.Прибор для ориентирования

1)термометр 2)компас 3)барометр

7.Земля совершает полный оборот вокруг Солнца

1)за сутки 2)за месяц 3)за год

8.Разница между экваториальным и полярным радиусами составляет

1.32 км 2. 42 км 3. 22 км

9. Чертёж, изображающий земную поверхность в уменьшенном виде

1)глобус 2) карта 3) аэрофотоснимок

10. Горы, равнины, вулканы – части

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

11.Воздушная оболочка Земли

1)атмосфера 2) гидросфера 3) литосфера 4) биосфера

12.Ледники, болота, айсберги входят в состав

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

13.Выберите части Мирового океана

1)болото 2)море 3)залив 4) река 5)пролив 6)озеро

14. Расставить океаны по возрастанию их площади

1. Тихий 2. Северный Ледовитый 3.Атлантический 4. Индийский

15.Расставьте материки по мере увеличения их площади

1)Африка 2)Антарктида 3)Евразия 4)Австралия 5) Южная Америка

16. Найти соответствие: (двухзначным числом)

1) литосфера 1) водная оболочка Земли

2) атмосфера 2) живая оболочка Земли

3) гидросфера 3) воздушная оболочка Земли

4) биосфера 4) твёрдая, земная оболочка Земли

17. Установите соответствие:

1) юг а) основная сторона горизонта

2) северо – восток б) промежуточная сторона горизонта

3) юго – запад4) запад

18. Дополните утверждение:

Материк, который омывается всеми океанами Земли, _____________.

Самый жаркий материк _____. Самый большой и глубокий океан______

Самый длинный с севера на юг океан ________. Самый влажный материк

Земли ________. Самый маленький и холодный океан _________. Самый

холодный материк _________.

19. Дополните предложение

Твёрдая оболочка Земли называется…….

20. Земля – планета, на которой есть жизнь. Объясните причины существования жизни на Земле. Как называется живая оболочка Земли, её составные части?

Промежуточная аттестация по географии 5 класса

Вариант — 1

1. «Отцом географии» является

1) Геродот 2)Эратосфен 3) Аристотель

2. На русский язык слово «география» переводится как

1)земленаписание 2) землеописание 3) землеочертаниие3.Земля совершает полный оборот вокруг своей оси

1.за сутки 2.

за месяц 3. за год

4.Земля имеет форму

1.окружности 2. плоскости 3. Шара

5. От Солнца в Солнечной системе Земля находится на:

1)1 месте 2)5 месте 3) 3 месте

6. Високосный год продолжается

1) 366 суток 2) 356 суток 3) 365 суток

7.Выберите полушария, образованные линией экватора

1.северное 2. восточное 3. южное 4. Западное

8. Экватор делит Землю на два полушария

1)северное и южное 2) западное и восточное

9. Выбрать промежуточные стороны горизонта

1) юг 2 ) северо-запад 3) восток 4) юго-запад

10. Реки, ручьи, озёра входят в состав

1)атмосферы 2) гидросферы 3) литосферы 4) биосферы

11. Радуга, дождь, ураган происходят

1)в атмосфере 2) в гидросфере 3) в литосфере 4) в биосфере

12.Твёрдая оболочка Земли

1)атмосфера 2) гидросфера 3) литосфера 4) биосфера

13. Все, что нас окружает, но не создано человеком называется:

1)животным миром 2)природой 3)растительным миром 4)космосом

14.Расставьте материки по мере уменьшения их площади

1)Африка 2)Антарктида 3)Евразия 4)Австралия 5) Северная Америка

15.Расставьте океаны по увеличению их размеров:

1)Атлантический 2) Индийский 3) Тихий 4) Северный Ледовитый

16. Установить соответствие (двухзначным числом)

Материк особенность

1.Евразия 1. Самый влажный материк

2.Африка 2. Самый сухой и маленький материк

3.Северная Америка 3. Самый холодный материк

4.Южная Америка 4. Третий по величине материк

5.Антарктида 5. Самый жаркий материк

6.Австралия 6. Самый большой материк

17. Установить соответствие (двухзначным числом)

1. атмосфера 1. море

2. гидросфера 2. медведь

3. литосфера 3. воздух

4. биосфера 4.овраг

18. Дополните утверждение:

Материк, который омывается всеми океанами Земли, _____________.

Самый жаркий материк _____. Самый большой и глубокий океан______

Самый длинный с севера на юг океан ________. Самый влажный материк

Земли ________. Самый маленький и холодный океан _________. Самый

холодный материк _________.

19. Дополните предложение

1.Водная оболочка Земли называется………

20. Земля – планета, на которой есть жизнь. Объясните причины существования жизни на Земле. Как называется живая оболочка Земли, её составные части?

Похожие работы:

«Мастер-класс по рисованию «Осенние звездочки – астры. Рисование восковыми мелками и акварелью» Назначение мастер-класса: занятие можно включить в курс для начинающих рисовать акварелью, рисунок оформ…»

«Утвержден           постановлением ПравительстваРеспублики Казахстан   от 9 июня 2014 года № 633 Стандарт государственной услуги»Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации образования»1. Общие положения       1. Государственная услуга «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации образования»…»

«Автоматизация звука [р] в слогах, словахАртикуляционная гимнастика:»Лопатка», «Чашечка», «Дуем на чашечку», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка».Длительно произносим на одном вдохе гласные: и-а-у-у-у-у; и-а-у-у-у-у-у-у-у;…»

«Зеленый двор Алтайский край, г. Барнаул пр. Красноармейский 36, 210/1 тел. (3852) 602440, 89132102440, 89132557333, факс (3852) 555960 602440@mail.ru www.zelengorod.comООО «Зеленый двор» ИНН/КПП 2225156353/222501001, ОГРН 11522250…»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ » ТОЛПАРОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ» КАРГАСОКСКИЙ РАЙОН ТОМСКАЯ ОБЛАСТЬ Муниципальное казенное учреждение » СОВЕТ ТОЛПАРОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ» РЕШЕНИЕ 16.05.2…»

«Старинные русские меры площади В Киевской Руси мер площади, как квадратных мер, не было, хотя, древнерусские зодчие и землемеры имели о них представление. Меры площади нужны были для определения размеров земельных…»

«Пр_бл_жалось время ра_света. Туман к_лыхался над Волгой и к_залось всё живое ут_нуло в нём. И вдруг взошло со_нце. Словно взрыв надежды! Небо отразилось в воде и тёмная ос_нняя вода задышала и со_нце словно вскрикива…»

«План-конспект учебного занятия №_. Тема: «Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции».

Дата проведения: » » 20_ г. Цели: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле; продолжить формирование знан…»

«Администрация сельского поселения Копкульского сельсовет Купинского муниципального района Новосибирской области ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН Копкульского Сельсовета КУПИНСКОГО РАЙОНА новосибирской ОБЛАСТиТом II:МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОСНОВАНИЮПРОЕКТА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА 2012 год Генеральный план…»

«Информационно-аналитическая справка о результатах пробного экзамена по географии обучающихся 11 классов города Оренбурга На основании приказов министерства образования Оренбургской области от 08.02.2016 № 01-21/232…»

 

<< &nbspГЛАВНАЯ &nbsp | &nbsp  КОНТАКТЫ

Великие географы древности

Возникновение географии

Появление науки, основные определения

География появилась на рубеже VI-Vвв. до н.э. Название «география» появилось в III-IIв. до н. э. Основатель науки – Эратосфен (отец географии). География – от слияния греческих слов ge- Земля; grapho – пишу.

У понятия география два значения:

• Обыденное, разговорное

• Научное. География – наука, изучающая земную поверхность

Земная поверхность — 3-х мерное образование и поверхность, включающая в себя всю природу Земли, экономику людей. (Изучает в пространственном соотношении)

Три атрибута географии:

• Пространство

• Территория

• Место

Географы древности. Зарождение науки и первые географы

Описание путешествий. Научное мышление — не было критическим

Основание Милетской школы натурфилософии

В первой половине VI века до нашей эры, в греческой колонии Милет, сложилась группа людей, которые интересовались тем, как устроен мир.

Это – «Милетская школа натур-философии». Натурфилософия в переводе с древнегреческого означает смотрю и думаю. Вся наука на тот момент – это философия (нерасчлененная наука). «Натур» — значит философия природы. Натур-философия – умозрительная наука. Лидер этой школы – Фалес Милетский. Было положено начало детерминизму.

Фалес считал, что всё живое и неживое образовалось в воде.

Анаксимандр

Составил первую карту. Впервые в Греции установил гномон — простейшие солнечные часы и усовершенствовал вавилонские солнечные часы, имевшие форму сферической чаши — так называемый скафис. Ввёл в употребление небесный глобус.

Утверждения:

  • Первые люди произошли от животных других видов
  • Первые существа – рыбоподобные
  • Природа вечна и не стареет

Гекатей Милетский

Написал сочинение «Землеописание» в 2-х книгах. Первое известное географическое сочинение

Географическую характеристику ойкумены писал во многом сам. Описывал природу и жизнь людей. К книге была приложена карта. Она не сохранилась. Остался только отзыв современника о том, что карта Гекатея всех удивила. После Гекатея география стала развиваться быстрее.

Геродот

Общепризнанный отец истории. Первым начал писать общегреческую историю. В своих исторических произведениях придавал большое значение географии.

Высказывание: «Географию нужно рассматривать исторически, а историю географически.

Аристотель

Его интересовали вопросы гидрологии, климатологии, геоморфологии. Он первый, кто стал заниматься отдельными вопросами географии. Зародилась идея географического детерминизма.

Детерменировать — определять. Утверждает, что жизнь людей определяется природными условиями места их обитания. В Греции в его время происходит демифологизация науки.

Великие географы древности


Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2201;


Похожие статьи:

Анучин Д.Н. создатель научной географической школы его основные теоретические взгляды

Уже в 60-х годах прошлого века, к которому относится начало развития современной антропологии, один из немногих центров мировой антропологической науки был представлен в России, которая в этом отношении опередила большинство культурных стран Европы. В 1859 г. Поль Брока, основатель новой антропологической школы, создал в Париже Антропологическое научное общество — первую в мире научную антропологическую организацию, а всего несколько лет спустя, в 1864 г., в Москве, по инициативе профессора зоологии Московского университета Анатолия Петровича Богданова (1834—1896), возник антропологический отдел ранее организованного тем же Богдановым Общества любителей естествознания. С деятельностью этого общества, и в первую очередь его создателя и руководителя А.П.Богданова, связан первый этап развития русской антропологии.

Но если насадителем антропологии в России является А.П.Богданов, если его деятельности обязана своими первыми шагами новая отрасль знания в нашей стране, то дальнейшее развитие антропологической науки в России в не меньшей мере связано с именем Дмитрия Николаевича Анучина, начавшего свою антропологическую работу под руководством Богданова, а впоследствии сменившего его на посту руководителя русской антропологии.

И если 60-е — 70-е годы в развитии русской антропологии должны быть обозначены как «богдановский период», то следующие за ними почти четыре десятилетия, связанные с деятельностью Д.Н.Анучина, должны войти в историю русской антропологии под обозначением «анучинский период» (1).

Дмитрий Николаевич Анучин был не только антропологом.

Первый в России профессор географии, создатель Географического музея, а впоследствии и Института географии Московского университета, основатель и многолетний редактор географического органа «Землеведение», организатор и участник ряда географических экспедиций, автор многих научных и научно-популярных работ по географии, редактор многочисленных географических изданий — Анучин по праву считается основоположником русской академической географии.

Не меньшее место в деятельности Анучина занимали и две другие научные области — этнография и археология. И здесь Анучин выступает не только как глубокий исследователь, как автор ряда крупных работ, могущих считаться классическими в русской литературе, но и как неутомимый «собиратель русской науки», которому этнография и археология в большой степени обязаны своим вхождением в круг академических дисциплин. Если русская антропология в лице Богданова, а еще раньше академика К.М.Бэра (1792—1876) имела своих академических представителен, то этнография и археология в России в 80-х и даже 90-х годах не завоевали себе еще достаточного признания. Основную задачу для своего времени Анучин видел в том, чтобы превратить их из объектов любительского почина в подлинно научные дисциплины. Выполнением этой задачи русская этнография и археология в большой степени обязаны Анучину, который не только положил начало университетскому преподаванию этнографии и создал академическую базу для развития этнографических и археологических работ в России, но и сам дал образцы этнографических и археологических исследований, в которых комплексное археолого-этнографическое изучение предметов сочетается с глубоким историческим подходом к этнографическому и археологическому материалу. И советские археологи и этнографы вправе считать себя преемниками Анучина в не меньшей степени, чем русские географы и антропологи.

Дмитрий Николаевич Анучин родился 27 августа (8 сентября) 1843 г. в Петербурге.

Еще в школьные годы он интересовался историей, в которой был хорошо начитан, и по окончании гимназии поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Здесь ему довелось слушать, в числе других, таких выдающихся профессоров того времени, как Н.И.Костомаров, М.М.Стасюлевич, И.И.Срезневский, М.И.Сухомлинов. К этому времени определился у Анучпна интерес к русской этнографии. Однако окончить историко-филологический факультет ему не пришлось. Пробыв в университете один год, он стал страдать болезнью легких и, по совету знаменитого врача С.П.Боткина, должен был уехать за границу, где провел два года, преимущественно в Италии, продолжая и здесь интересоваться историей и усердно заниматься изучением искусства и древностей. В 1863 г. Анучин возвратился в Россию и поселился в Москве, с которой был неразрывно связан в течение всей своей дальнейшей жизни (2).

В это время научные интересы молодого Анучина претерпевают значительные изменения. То увлечение естественными науками, которое характеризует просвещенное русское общество 60-х годов, оказало свое влияние и на Анучина. В Москве он оставляет свои занятия историей и поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, который он окончил в 1867 г. В университете он более всего интересовался зоологией позвоночных, работая под руководством профессоров С.А.Усова и А.П.Богданова. Сочинение, представленное им при окончании курса, было посвящено вопросу «О генетическом сродстве видов рода Bison».

Еще будучи студентом, Анучин под влиянием А.П.Богданова начал заниматься и антропологией, которая в те годы стала привлекать к себе внимание университетских профессоров, выступивших организаторами Общества любителей естествознания и антропологии при Московском университете.

С 1871 по 1874 г. Анучин состоял ученым секретарем императорского Общества акклиматизации животных и растении, и его энергии Московский зоологический сад, находившийся в ведении Общества, в значительной степени обязан пополнением своих собраний ценнейшими экземплярами различных животных.

К 1873 г. относятся первые печатные работы Анучина, связанные с изучением некоторых видов присланных в Зоологический сад животных; это «Очерки африканской фауны», «Орел-скоморох» и др. Работы эти помещены в сборниках «Природа», издававшихся С.А.Усовым и Л.П.Сабанеевым.

В сборнике «Природа» за 1874 г. помещена крупная работа Анучина, посвященная антропоморфным обезьянам, — наиболее полная для того времени не только в русской, но, пожалуй, и в иностранной литературе сводка данных по сравнительной анатомии высших обезьян. Этой пограничной между зоологией и антропологией публикацией начинается научная работа Анучина в области антропологии, которая вскоре стала основной сферой его научной деятельности.

В 1874 г. Анучин был избран в члены Общества любителей естествознания и антропологии, в котором была в те годы сосредоточена не получившая еще места в университете молодая наука — антропология. В 1875 г. Анучин избирается секретарем антропологического отдела и членом совета Общества. По предложению А.П.Богданова он приступает к обработке полученных Обществом с острова Сахалина материалов по антропологии и этнографии айнов, результатом чего и явилась его капитальная работа «Материалы по антропологии восточной Азии, I. Племя айнов», опубликованная в 1876 г.

Перед молодым антропологом стояла одна из тех антропологических и этнографических загадок, которые в течение десятилетий привлекают внимание исследователей. По своему антропологическому типу айны представляют островок в море окружающего монголоидного населения, обнаруживая ряд признаков, связывающих их с типами Австралии и Океании-. Айнская культура — это своеобразное сочетание северных, арктических элементов с элементами иного мира, ведущими далеко на юг. Каков генезис айнов, каково их место в антропологической и этнографической классификациях, каково их отношение к носителям той древней культуры, остатки которой находят на Сахалине, острове Иессо (Япония) и далее к югу, — многие из этих вопросов остаются и в настоящее время, пожалуй, столь же дискуссионными, как и 70 лет назад, когда Анучин начинал свою работу. Тем более значительно, что современный исследователь айнов обращается к работе Анучина не только как к первоклассной сводке, но и как к ценнейшему первоисточнику по антропологии и этнографии этого племени.

Работа Анучина содержит обстоятельный исторический обзор изучения племени айнов, подробный анализ остеологического материала, этнографическую и лингвистическую характеристику племени и разбор теорий о его происхождении. В своей антропологической части работа, несомненно, является для своего времени образцом остеологического исследования, оказавшим заметное влияние не только па развитие остеометрической методики, но и на формирование позднейших представлений о расовом значении отдельных особенностей скелета. Об этом свидетельствует тот интерес, который вызвала эта первая антропологическая работа Анучина за границей, та высокая оценка ее, которую мы находим у позднейших исследователей остеологии айнов (3).

Беспристрастно излагая различные теории происхождения айнов, Анучин вместе с тем высказывает ряд предположений, получивших дальнейшее развитие в позднейших исследованиях. Таковы указания на южные связи айнов, антропологическое их сходство с жителями островов Лиу-Киу, предположение о наличии в восточной Азии антропологического типа с сильно развитым волосяным покровом, генетически не связанного с европейским, указание на ряд айнских элементов в культуре японцев и др.

Уже в этой работе проявляются основные черты научного творчества Анучина — исчерпывающее изложение литературы предмета, глубокий критический анализ источников, безукоризненная методика и сдержанное отношение к широким обобщениям.

В этой работе Анучин, наряду с антропологическим материалом, широко использует и этнографические, и исторические, и даже лингвистические данные. Этот комплексный подход к рассмотрению антропологических вопросов, выражающийся в сочетании данных антропологии с данными этнографии, археологии и истории, характеризует в целом то направление, начало которому было положено у нас Анучиным и которому он остается верен на всем протяжении своей научной деятельности.

Несомненно, тут сыграли свою роль, как отмечают биографы Анучина, и полученная им историческая подготовка, и влияние А.П.Богданова, сосредоточившего свои научные интересы в области палеоантропологии, так тесно связанной о археологией, и особый интерес Анучина к этноархеологическим проблемам, и, наконец, состояние антропологической науки в те годы, когда она еще не отдифференцировалась от смежных дисциплин.

В 1876 г. в Московском университете была основана, по инициативе А. П. Богданова, кафедра антропологии. Для подготовки к занятию этой кафедры Анучин был командирован университетом за границу, где он пробыл 2 ? года, выполняя одновременно поручения по подготовке заграничной части антропологической выставки в Москве, организуемой Обществом любителей естествознания.

Организационная и научная деятельность Анучина в этот период поражает своей широтой и объемом. Во Франции, где Анучин провел большую часть времени, он работает в знаменитой лаборатории Брока, слушает лекции Брока и Топинара, производит при содействии известных археологов — Картальяка, Шантра, Мортилье и других — археологические раскопки в пещерах Дордони, обследует мегалитические памятники южной Франции, собирает коллекции для московской выставки и одновременно организует русскую часть антропологического отдела на парижской Всемирной выставке 1878 г. Он посещает также музеи и лаборатории Лондона, Брюсселя, Берлина, Лейпцига, Мюнхена, Дрездена, Вены, Праги, слушает курсы знаменитых анатомов и эмбриологов — Флексига, Раубера, Людвига, знакомится с рядом виднейших антропологов того времени.

Отчеты об этих поездках, содержащие подробнейшие описания научных собраний, характеристику заграничных музеев, лабораторий и научных деятелей, богатый фактический антропологический и археологический материал, были помещены Анучиным в изданиях антропологического отдела и представляют собою, по справедливому замечанию В.В.Богданова, ценнейшую летопись по истории антропологической науки.

Основной темой научных работ Анучина за границей было исследование аномалий черепа, в связи с чем им был изучен огромный краниологический материал — свыше 4 000 черепов. Первое исследование по этому вопросу («Sur les anomalies du pterion») было опубликовано им в 1878 г. (4) Эта тема явилась и предметом его диссертации на степень магистра зоологии (ученые степени по антропологии тогда в России еще не присуждались), защищенной им в Московском университете в 1880 г., — «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам» (5). Выбор этой темы, представляется нам, не был случайным. Успехи эволюционной теории вызвали в 70-х годах широкое развитие сравнительно-анатомических исследований, включивших в орбиту своего изучения и человека. Работы, посвященные частным вопросам сравнительной анатомии человека, превращались в предмет страстных дебатов между последователями Дарвина и их противниками; трактовка отдельных расовых особенностей получала исключительную остроту в споре моно- и полигенистов. Одним из таких вопросов являлся вопрос о сравнительно-анатомическом и расовом значении отдельных аномалий у человека.

Если в установлении расового значения отдельных аномалий скелета Анучин и имеет своих, хотя, правда, и немногих предшественников в антропологической литературе, то по количеству материала (личные и литературные данные свыше чем о 15 000 черепов), на котором устанавливается в указанной монографии неодинаковое процентное распределение по расам отдельных аномалий черепа (аномалии в области птериона, аномалии шва и костей в затылочной области, метопический шов), и по своему сравнительно-анатомическому подходу работа Анучина, бесспорно, является классической в мировой антропологической литературе. Выводы ее вошли в основные анатомические и антропологические руководства. В этой работе Анучин стоит на точке зрения видового единства человечества, оставаясь и в дальнейшем убежденным моногенистом, постоянно выступавшим против модных в разное время разновидностей полигенизма.

В 1879 г. в Москве открылась антропологическая выставка. Открытию ее предшествовала очень большая подготовительная работа, вдохновляемая и направляемая А.П.Богдановым, который видел в устройстве выставки один из главных путей к оформлению молодой, только начинавшей складываться антропологической науки. В связи с выставкой был собран богатейший антропологический материал, осуществлен ряд экспедиций по антропологическому изучению населения России, разработана методика и программа антропологических работ. Четыре тома изданных выставочным комитетом «Трудов антропологической выставки» обогатили мировую науку огромным количеством новых фактов, значительно продвинули вперед изучение антропологического состава нашей страны и на длительный период определили направление дальнейших работ.

Немалая заслуга в организации выставки принадлежит Анучину. Возвратившись из-за границы, он становится одним из самых деятельных помощников А.П.Богданова, осуществляет устройство доисторического отдела выставки, дает в «Трудах» выставки прекрасное научное описание ряда экспонированных коллекции, а в дальнейшем выступает как организатор, на базе выставки. Антропологического музея.

В организации Антропологического музея А. П. Богданов видел одну из главных задач выставки. II когда выставка закрылась и ее фонды были переданы Московскому университету, Анучину была поручена организация этого музея, который в полной мере является его детищем. По программе, которая была составлена Анучиным (она изложена в его «Записке о пособиях, необходимых при преподавании антропологии»), музей должен включать отделы: анатомо-морфологический, палеонтолого-археологический и этнологический; задачи музея должны определяться требованиями преподавания антропологии. Эта программа отражает общие взгляды Анучина на антропологию как на широкий комплекс научных знаний, и ее осуществлению он отдается со свойственными ему энергией и последовательностью, оставаясь до самой: своей смерти директором созданного им музея.


Похожие страницы:

  1. Антропология — наука о человеке

    Реферат >> Философия

    … ряд других его исследований. В это время он формулирует свои теоретическиевзгляды в области антропологии …

    и многолетний редактор географического журнала «Землеведение», автор многих научных и научно-популярных географических работ — Д.Н. Анучин по праву …

  2. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    … определяется основной круг егонаучных интересов. … этапам колонизации. Теоретическая схема В. … Д. Н. Анучин указал на невозможность … юридичес­кой школы … в географической номенклатуре Суздальской … иногда и создателями художественной … духовенстве. Еговзгляды в …

  3. Шпаргалка по Культурологии (1)

    Шпаргалка >> Культура и искусство

    … этнографии) и антропологами: Д.Н. Анучин, К. Клакхон, А.Л. … В научнотеоретических знаниях … его изнутри дома. И японский сад невозможно окинуть взглядом … оформились две основныешколыгеографической мысли: антиохийская школа – с … являются создателями

  4. Представления о геосферах в классической науке

    Реферат >> Биология

    … явился создателем классической … географического. Первая научнаяшкола А. Вернера) и плутонизма (школа … в 1902 г. Д. И. Анучин предложил термин «антропосфера». Альтернативными … — взгляд на … новый теоретический синтез … его … обусловлено в основном космическими …

Хочу больше похожих работ…

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *