Природа России

Учебник по географии для 8 класса

§ 11. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы

  • Какие элементы климата наиболее сильно влияют на человека?
  • Почему необходим прогноз погоды?
  • Представителям каких профессий он особенно нужен?
  • Где в России наиболее благоприятный климат?

Климатические условия нашей страны при всей их суровости все же не являются непреодолимым препятствием для жизни и хозяйственной деятельности человека. Но значительная часть населения России проживает в районах с умеренно континентальным и континентальным климатом.

Суровость климата выражается в усилении зимних морозов, усилении скорости ветра, увеличении продолжительности холодного периода года, а за Полярным кругом еще и в наступлении полярной ночи. Особенно суров климат на севере и северо-востоке страны. Несмотря на это, люди осваивают эти районы, но плотность населения там невелика, хотя труд людей в таких тяжелых условиях оплачивается выше (введен так называемый северный коэффициент).

Конечно, в районах с суровым климатом гораздо труднее жить и работать.

По карте плотности населения определите, где в нашей стране проживает больше всего людей. Охарактеризуйте основные климатические показатели этой полосы.

Агроклиматические ресурсы. Особенно велико влияние климата на сельское хозяйство.

Специальная наука — агроклиматология изучает климат как фактор сельскохозяйственного производства.

Из курса ботаники вспомните, какие климатические условия необходимы для жизни растений. Когда особенно активно идет вегетация растений?

Важнейшими показателями агроклиматических ресурсов являются продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10°С, сумма температур за этот период, коэффициент увлажнения, мощность и продолжительность снежного покрова.

Поскольку климат нашей страны весьма разнообразен, на ее территории можно выращивать различные по своим требованиям культуры: теплолюбивые и влаголюбивые рис и чай, бахчевые культуры; неприхотливый к теплу и влаге овес; требующий прохладного и влажного лета лен и т. д.

Обилие тепла, солнечного света, влаги в сочетании с плодородными почвами — большое богатство страны.

Неблагоприятные климатические явления. К ним относятся засухи, суховеи, заморозки, сильные ливни, сильные морозы, ураганы и пыльные бури. Причиной их являются отсутствие или обилие атмосферных осадков, резкие перепады давления, быстрые смены температур или собственно суровые климатические условия.

Рис. 39. Агроклиматические ресурсы

Засухи — это длительная (многодневная, многомесячная) сухая погода при повышенной температуре воздуха с отсутствием или крайне незначительным количеством атмосферных осадков, приводящая к истощению почвенной влаги и резкому снижению относительной влажности воздуха.

На территории европейской части России засухи связаны с устойчивыми антициклонами. За 100 лет даже в лесной полосе на широте Москвы 2—3 раза возникают засухи. Наиболее жестокая засуха наблюдалась в этом районе России в 1972 г. В лесостепи и степи их число достигает 15—30 за тот же период. Основной путь борьбы с засухой — посадка лесных полос, специальная агротехника, орошение полей.

Засухи часто сопровождаются суховеями — ветром свыше 5 м/с с высокой температурой (более 20—25°С) и очень низкой (ниже 30%) относительной влажностью. Суховеи часто возникают в Прикаспии, на Северном Кавказе, а в последние годы отмечаются даже и в центре европейской части России.

И засухи, и суховеи значительно снижают урожайность (до 50%), ухудшают качества почвы.

Пыльные бури — сильные и продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы, также наносят большой вред сельскому хозяйству. Это типичное явление в распаханных степях. Часто из-за пыльных бурь приходится вновь засевать поля.

Огромный вред и сельскому хозяйству, и промышленности, и транспорту причиняют ураганы — ветры, достигающие огромной скорости (более 30 м/с). Ураган обладает колоссальной разрушительной силой: выворачивает деревья и телеграфные столбы. Причина образования ураганов в европейской части России — прохождение циклонов с очень низким давлением в центре.

Сильные морозы приводят к гибели озимых культур на больших площадях, вымерзанию плодовых деревьев и кустарников.

Опасны для земледелия и поздние весенние и ранние осенние заморозки.

Много неприятностей работникам сельского хозяйства и транспортникам доставляют град и гололед. Связаны эти явления с резким похолоданием. На плодородных степях Предкавказья создана специальная противоградовая служба, задача которой следить за градоопасными облаками и вовремя уничтожать их.

Для того чтобы предотвратить негативные последствия названных неблагоприятных климатических явлений, необходимо составлять прогноз погоды, а также проводить специальные мероприятия (посадка лесных полос), использовать современные способы обработки почвы и т. д.


Климатические рекордсмены России

  • Самая холодная зима — в Республике Саха (Якутия) (средняя температура января -50°С). Самая низкая температура зарегистрирована в районе Оймякона: -71°С.
  • Самая теплая зима — в Сочи (средняя температура января +6,1°С). Самое жаркое лето — в полупустынях Прикаспия (средняя температура июля +25°С).
  • Самое холодное лето — на северном побережье Сибири (средняя температура июля -1°С).
  • Самое большое количество осадков выпадает на западных склонах Кавказа и Алтая — 2000 мм в год.
  • Самое малое количество осадков характерно для полупустынь Прикаспия (менее 150 мм в год) и арктических пустынь острова Котельный в Новосибирских островах (141 мм в год).

Вопросы и задания

  1. Какое влияние оказывает климат па здоровье человека, на его хозяйственную деятельность?
  2. Что такое агроклиматические ресурсы? Какие районы нашей страны наиболее богаты этими ресурсами?
  3. Какие неблагоприятные климатические явления наносят большой вред сельскому хозяйству? В каких районах России и ночему они распространены? Что надо делать, чтобы уменьшить их влияние?
  4. Как влияет климат на другие компоненты природы? Приведите конкретные примеры.
  5. Какие неблагоприятные условия в вашей местности связаны с климатом?

Итоговые задания по теме

  1. Практическая работа № 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

    Перечислите все климатообразующие факторы, под влиянием которых формируется климат нашей страны.

    Какие выводы о единстве природы можно сделать из этого перечня?

    В каких климатических поясах располагается наша страна? Чем отличаются климатические условия каждого из них?

    С помощью каких источников информации можно составить характеристику климата любой территории?

  2. Укажите основные отличия континентального климата от морского в пределах умеренного климатического пояса, объясните причины этих отличий, укажите, для каких территорий России типичен такой климат.
  3. Какие климатические условия установились бы в средней полосе Русской равнины, если бы вдоль побережий северных морей располагались горы?
  4. Что такое коэффициент увлажнения? В каких районах нашей страны К > 1, в каких К < 1 и почему?
  5. Дайте характеристику погоды в азиатской части России зимой при прохождении антициклона.
  6. Какие неблагоприятные явления связаны с климатом? Назовите их, укажите районы распространения и причины возникновения.
  7. Практическая работа № 5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны.

    Дайте характеристику климата своей республики (края, области) по плану:

    1. в каком климатическом поясе находится;
    2. под влиянием каких факторов формируется;
    3. климатические показатели (средние температуры января и июля, суммарная солнечная радиация, годовое количество осадков);
    4. коэффициент увлажнения;
    5. оценка климатических условий для жизни и деятельности человека.

Доклад на тему неблагоприятные явления погоды на территории россии

Ответы:

Нельзя не отметить, что неблагоприятные климатические явления всегда находятся в центре повышенного внимания. И в этом, пожалуй, нет ничего удивительного, ведь все мы, сами порою того не осознавая, находимся под их влиянием. Хотя, конечно же, много зависит еще и от места жительства каждого конкретно взятого человека. Например, в средней полосе нашего государства достаточно редко бывают засухи и сильные ветра, а вот для Дальнего Востока характерны паводки и наводнения.

Согласитесь, хотя неблагоприятные климатические явления в России случаются намного реже, чем, скажем, в Соединенных Штатах или, к примеру, в Балканских странах, наши планы на день все равно могут быть испорчены ливнями, обильными снегопадами или страшной жарой. И это только несколько из всех возможных вариантов. Под природными условиями принято понимать геологические особенности, фрагменты рельефа, ландшафтную зональность и климат отдельно взятой местности. В принципе все они не вовлекаются в производство непосредственно, но тем не менее в значительной степени предопределяют организацию как жизни, так и хозяйственной деятельности населения. Конечно же, самое сильное влияние оказывают они на сельское хозяйство, т.к. его эффективность и специализация напрямую зависят от водного режима территории, ее климата и степени плодородности почв. Жизнь людей также попадает под воздействие природных условий, т.е. от них, конечно же, зависит потребность в том или ином виде жилья, режиме питания и одежде человека. Приняв во внимание всю приведенную выше информацию, можно сделать вывод о том, что такого рода условия главным образом и определяют как социальную, так и экономическую целесообразность строительства тех или иных населенных пунктов, транспортных путей и промышленных предприятий. Кроме этого, с уверенностью можно утверждать, что неблагоприятные климатические явления обуславливают разработку минеральных ресурсов

Доклад: Неблагоприятные климатические явления

Тема урока: КЛИМАТ И ЖИЗНЬ.

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ КЛИМАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Задачи урока: систематизировать и расширить представления учащихся о влиянии климата на жизнь, здоровье, хоз. деятельность человека. Сформировать знания об агроклиматических

ресурсах и неблагоприятных климатических явлениях. Раскрыть проблемы охраны

атмосферы на примере Краснодарского края.

СОДЕРЖАНИЕ И ХОД УРОКА

1. Изучение нового материала.

1.1. Влияние климата на жизнь и хоз. деятельность человека.

Наибольшая плотность заселения — в умеренно-континентальном климате.

Найти на карте города, которые расположены на территориях с суровым климатом.

От погодных условий зависят современные виды транспорта, строительство – каким образом?

1.2. Агроклиматические ресурсы — свойства климата, обеспечивающие с/х производство. Они характеризуются след. показателями: а) продолжительность периода со среднесуточной температурой воздуха выше + 10 С, так как именно в это время активно идет вегетация растений;

б) суммой температур за этот период;

в) коэффициентом увлажнения, который показывает соотношение тепла и влаги.

Так как клим. условия на территории РФ разнообразны, разнообразны и агрокл. ресурсы, что, в свою очередь, позволяет возделывать на территории РФ различные по своим требованиям культуры. Наиболее важным агроклим. ресурсом России является снежный покров и создаваемый им запас влаги.

Рассмотреть рис. 34 на стр. 70. Выделить города с наиболее благоприятными агрокл. ресурсами.

1.3. Неблагоприятные климатические явления.

Прочитать текст учебника на стр. 71 и выписать все упомянутые неблагоприятные клим. явления, ответить на след.вопросы:

а) что является основной причиной засухи?

б) какие меры необходимо проводить для борьбы с засухами и суховеями?

в) вследствие чего возникают ураганы?

г) для чего создана противоградовая служба?

д) какую опасность может оказывать туман?

Прослушать доклад об опасных клим.

явлениях своего края.

1.4. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

причины загрязнения атмосферы

меры предотвращения загрязнений

при распашке земель, разработке п.и.,производстве цемента, внесении удобрений, при сжигании топлива и выбросе отходов пром. произ-ва газов и т.д.

посадка зеленых насаждений, строительство очистных сооружений, замена твердого и жидкого топлива газом и электроэнергией

При наличии времени прослушать сообщения об охране атмосферы.

2. Задание на дом: подготовиться к обобщающему уроку по теме «Климат» . Ответить на вопросы по всей теме на стр. 74 — 75.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *