Рано утром у входа в отель Prokop нас ждала Skoda Fabia непривычного для Москвы незеленого цвета. Судя по всему это была машина кого-то из членов семьи одного из сотрудников гостиницы.

Проката машин как такового в гостинице не было, но был, скажем так, дополнительный заработок. Но нам, как Вы понимаете было все равно: мы получали машину, они — деньги. Обошлось это удовольствие в 700 крон: мы брали машину на день, 500 крон стоил сам прокат и 200 — подача к гостинице.

Примостив на козырьке ветрового стекла КПК и закинув на торпеду датчик GPS, мы проложили маршрут в Кутну Гору и поехали.

Кутна Гора

Кутна Гора — небольшой городок в 60-ти километрах к востоку от Праги, известный, в первую очередь, благодаря расположенной неподалеку с ним Костницей (Kostnice v Sedlci). Сам город был основан в первой половине XIII века и был центром серебряннодобывающей индустрии, благодаря чему город был вторым по богатству в Чешском королевстве.

В центре города возвышается Собор Святой Варвары — покровительницы шахтеров, — второй по величине и значимости готический храм Чехии.

Побродив около часа по городу, мы направились в Седлеце.

Костница в Седлеце (Kostnice v Sedlci)

Кладбищенский костёл Всех Святых с костехранилищем — готическая часовня в Седлеце, отделанная человеческими черепами и костями.

Первоначально усыпальница использовалась как склад человеческих останков, свозимых сюда с местного кладбища, в центре которого она и была построена. Столь необычное на первый взгляд ее предназначение имело вполне логичное объяснение.

В 1278 году аббат Генрих привез и разбросал по кладбищу горсть Святой земли с Голгофы. Благодаря этому кладбище стало очень известным в Центральной Европе и вскоре не смогло вместить всех «желающих». В связи с этим и было принято решение извлекать останки из могил, освобождая место для следующих захоронений, и складывать их в усыпальнице.

Современный вид часовня приняла только в конце XIX века, когда монастырские земли купила семья Шварценбергов. Новые хозяева наняли резчика по дереву Франтишека Ринта (Franti?ek Rint) для того, чтобы он привёл в порядок груду сложенных костей. На украшение часовни ушло около 40 000 человеческих скелетов.

Вид часовни, как и вся история с ней связанная достаточно жутковаты. Поежившись от ее посещения мы поспешили к машине, чтобы побыстрее уехать из этого места. Пошел дождь.

Карловы Вары (чеш. Karlovy Vary, нем.

Karlsbad)

Карловы Вары — курортный город примерно в 150 километрах к западу от Праги известный благодаря наличию здесь горячих источников минеральной воды, обладающих целебными свойствами.

Чтобы добраться до него из Кутны Горы нам потребовалось вначале «вернуться» в Прагу, а потом еще ехать около 2 часов на запад. Под Прагой ко всему прочему мы попали в небольшую «пробку», вызваную ремонтом дороги, поэтому приехали в Карловы Вары уже после 3 дня.

Дождь не хотел униматься, поэтому знакомство с городом было очень коротким. Запарковав машину на стоянке около вокзала, мы короткими перебежками начали знакомиться с городом.

Первым пунктом знакомства стал музей Яна Бехера. Купив пару бутылок «бехеровки» мы направились дальше. Пройдя по улице Masaryka до набережной Osvobozeni, мы совсем промокли и пошли в ресторан обедать. Отогревшись и наевшись идти обратно к машине совершенно не хотелось. На улице уже стемнело, дождь продолжал моросить.

Собрав волю в кулак, мы все-таки оторвали задницы от насиженных мест, и, затарившись по дороге «темным козлом» в супермаркете, добрались до машины и пустились в обратный путь в Прагу.

     В предместье чешского города Кутна-Гора разместился городок Седлец. А известен он прежде всего тем, что в нем находится Костехранилище (Костница).

     В 1278 году аббат цистерианского монастыря Генрих привез с Голгофы немного земли. Земля эта была рассыпана по кладбищу аббатства. Благодаря этому аббатское кладбище стало очень популярным местом для захоронения. В 1400 году в центре кладбища был построен собор, который должен был служить складом для костей ранее погребенных, так как у кладбища просто не хватало места.

     В латинском языке есть слово «оссуарий», которое означает место для хранения останков. Произошло оно от слова «оссис» — кость. Так что русскоязычное «костница» звучит вполне оправданно. Появляться костницы начали очень давно — во Франции были найдены останки, возраст которых более шести тысяч лет.

     Существуют несколько типов костниц и отличаются они способом хранения останков. Например, иудейские оссуарии предполагали хранение останков в специально изготовленном ящике. Ящики были индивидуальные, а его размеры ящика определялись габаритами костей покойного. Так, ширина ящика была равна ширине тазобедренной кости, длина соответствовала длине бедра, а высота – общему объёму костей. К слову, перемещение костей в эти ящики были вторым этапом похорон. До этого тело покойного на год клали в нишу погребальной пещеры — этого было достаточно для того, чтобы тело истлело, и от умершего остались одни кости. Чем-то схож ритуал у зороастрийцев. Там тела оставляли также на год, но помещали их не в пещеры, а, напротив, на специальном холме в стороне от города.

Там тела истлевали, либо (что было чаще) их обгладывали птицы. Такое тело, точнее кости, считались чистым (а зороастрийцам запрещено предавать тела земле или огню) и их можно было помещать в оссуарий. В этом качестве выступали специально сооружённые для этого башни.

     Костница в Седлеце принадлежит к католическому типу (что не удивительно). Католические оссуарии хранят кости в склепах или часовнях в открытом виде. Часто это было сделано для того, чтобы сэкономить место на кладбищах — в средние века было немало эпидемий. В костнице Седлеца хранятся останки 40 000 человек. Однако, ей очень далеко до самой большой — парижской, где число «погребённых» насчитывает около шести миллионов человек.

     В 16-м веке, когда в Европе свирепствовала чума, один монах, имени которого история не сохранила, работал над очередной очисткой кладбища. О нём вообще мало что известно. Раз ве что то, что он был полуслеп и чумы не боялся, так как имел иммунитет. Зато, он был творцом со своим чувством прекрасного. Именно это чувство заставило его отбелить кости в хлоре и выложить пирамиды по углам помещения. Над угловыми пирамидами он соорудил каменные короны. После смерти, а умер он в этой же костнице, часовня была закрыта. На триста пятьдесят лет. Уже в конце 19-го века, когда это место выкупил князь Шварценберг, костницу решили привести в порядок. Князю не понравились пирамиды и он нанял резчика по дереву Франтишека Ринта, чтобы тот привёл в порядок груды костей. А вот то, что у него получилось — можно увидеть здесь.

     У входа на кладбище установлен чумной столб.

     Чумные столбы были очень распространены в Центральной Европе. Устанавливались они в знак благодарности за прекращение мора. Наверху столба, как правило, устанавливалась статуя Девы Марии. Хотя, конечно, бывают исключения…

     Собор — Костехранилище.

     В центре зала висит канделябр.

В нём присутствуют все кости человека.

     Груды костей. Всего в Костнице около 40 000 человеческих скелетов. Над костями видны короны.

     Херувим.

     Фамильный герб Шварценбергов — владельцев костницы.

 

 

     Автограф автора — Франтишека Ринта.

     Рядом )

Одну из самых обсуждаемых и осуждаемых достопримечательностей Чехии – знаменитую Костницу из Кутной Горы – ожидает глобальная реконструкция.

К счастью или к чему-то обратному (в зависимости от вашего отношения к праху умерших), костехранилище продолжит принимать посетителей во время ремонтных работ.

Реконструкция начнется в июле 2014 года и поначалу затронет только крышу вместе со стропилами. Предполагается, что этот этап работ затянется примерно на полтора года и потребует инвестиций в несколько миллионов крон.

Второй этап работ станет более щепетильным. Реставраторы займутся «ремонтом» экспонатов: все 40 000 костей подвергнутся тщательному осмотру, исследованию, чистке. Затем каждый предмет вернется на свое привычное место. Специалисты утверждают, что на каждую из четырех «пирамид» потребуется не менее одного года.

Кстати, недавно произошел курьезный случай, связанный с Костницей. Несмотря на все меры безопасности, один из посетителей сумел незаметно вынести череп. Так что, кому-то останки, а кому-то сувенир. На долгую память.

Российский вопрос

Ну и небольшое отступление на животрепещущую тему: «Российские туристы и Чехия». Местные уже почувствовали снижение турпотока с Восточного направления. По данным Ассоциации туристических агентств ЧР, в 2014 году существенно снизилось бронирование отелей по сравнению с цифрами двухгодичной давности. В показателях это выразилось в 8-22%.

Основной причиной названа девальвация рубля и кризисные ожидания россиян. Также отразилась на настроениях туристов и неприкрытая антироссийская позиция руководства Чешской Республики. В какой-то степени могло сказаться присоединение нового региона к России и горячо пропагандируемый в СМИ активный отдых в Крыму. Могло и не сказаться, впрочем.

Для справки: в 2013 году в Чехии побывали 860 тысяч россиян. В среднем, каждый тратил по 4 000 крон каждый день. Хорошие деньги, хотя и не настолько, как в случае с китайцами.
В отличие от чешских политиков, туроператоры не хотят терять российского туриста. Если рубль продолжит падение, они готовы надавить на отели, требуя снижения цен.

Следите за сообщениями в прессе!..

Интересное по теме:

  • Зимний город Кутна Гора

  • День 5. Кутна Гора. Святая Варвара

  • День 5. Кутна Гора. Костница

Рубрика: Интересное и актуальное | Дата: | Автор: Вадим

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Ныне это небольшой городок, а когда-то, благодаря богатым месторождениям серебра, он фактически являлся второй столицой Чехии и главным финансовым центром страны. Однако затмить или хотя бы догнать Прагу, Кутне Горе было не суждено — всему виной стали религиозные войны и чума, а позднее истощившиеся запасы серебра. Мы ехали туда только ради одного объекта – церковь на костях. Правильного названия или адреса мы не знали, а знали только то, что там есть люстра сделанная из человеческих костей. И конечно пропустить такой креатиф мы не могли, ради него даже пришлось пожертвовать купанием в пивной ванне.

Это еще не Костница, а собор святой Варвары…

Приехав в центр города и припарковавшись, мы пошли по террасе сильно напоминающей Карлов мост к собору, сильно напоминающему собор святого Вита в Праге, полагая, что это то, что нам и нужно, однако выяснилось, что это кафедральный собор святой Варвары, покровительницы шахтеров, и никаких костей в нем нет. Cудя по рекламе с картинками и описанием на входе, делать в нем совершенно нечего, тем более за деньги. Собор и терраса с открывающимися с нее видами на самом деле очень достойные, но фотографий у меня почти нет т.к. в фотике сели батарейки. Рядом с собором оказался туристический информационный центр, в котором девочки, почему то не понимали мой английский или русский и пытались говорить со мной на чешском или немецком. Я уже подумал, что нам придется обойти все, что более-менее похоже на церковь и самим искать упомянутую люстру, но к счастью увидели открытку с ее изображением и таки смогли объяснить бедной девочке, что нам конкретно надо. Оказалось, что интересующая нас церковь называется Костница (по чешски Kostnice), находится вовсе не в центре города, а на окраине и пешком идти туда примерно три километра.

…а вот это уже часть интерьера Костницы, а точнее знаменитая люстра

Перед посещением костехранилища мы прошлись по центру города в попытках найти, где перекусить коленом, потратили около 40 минут, но так и не нашли. Нормальные рестораны в городе естественно есть, но они не уважают вкус русского туриста и колено не подают, а может быть нам просто не повезло… В центре много уютных старинных улочек. На стенах пары домов видели картины выполненные в странной технике — что-то среднее между гравировкой и росписью. Ничего подобного я больше нигде не видел, сфотографировать по вышеописанной причине не удалось.

Итак, перейдем к главной цели нашего визита — Костнице. На входе нам выдали бумажку на русском языке в которой была описана следующая история. В 1278 году аббат Йиндржих возвращаясь из дипломатической миссии, из Иерусалима, прихватил с собой для монастырского кладбища щепотку святой земли с Голгофы. Кладбище быстро стало популярным т.к. все хотели покоиться в святой земле, а не в абы какой, и в результате сильно разрослось. Особенный наплыв «клиентов» случился в 1318 году после эпидемии чумы — в тот год похоронили более 30000 человек.

Далее были войны гуситов, народные волнения, и прочий демографический кризис и все это легло тяжким бременем на одно кладбище. В какой-то момент постоянно растущее кладбище всех достало и руководство распорядилось при новых захоронениях выгребать из земли старые кости и складывать в церковь. Таким образом, в церкви скопилось 6 огромных пирамид костей.

В 1784 году по распоряжению императора монастырь был закрыт, а его имущество и земли купили Шварценберги. Новым хозяевам не понравилась планировка и груды костей, и они попросили Франтишека Ринта, мастера резьбы по дереву, замутить что-нибудь готичное. Ринт с помощью хлорной извести очистил кости от остатков плоти и сделал, то, что видно на фотографиях, а именно – герб заказчика, люстру, в которой использованы все имеющиеся в человеке кости, дарницы (рядом с алтарем, к сожалению, к ним не подойти и нормально не сфотографировать), огромные вазоны из костей, ну и всякие мелкие украшения. На стене справа от входа автор оставил автограф, естественно тоже из человеческих костей. На эту работу у него ушли по разным данным останки от 40000 до 50000 человек.

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *