Перечисли виды исторических источников. Приведи примеры

Ответы:

Исторический источник — это письменный документ или предмет, относящийся к той или иной исторической эпохе, которая является своеобразным свидетелем. Именно на основе этих показаний составляются представления об исторической эпохе, гипотезы о причине того или иного события, случившегося в эту эпоху. Они классифицируются:  -письменные,  -вещественные,  -устные,  -изобразительные и т. д.

Вот характерный пример: в пещере, где когда-то жили древние люди, найдены наскальные рисунки. Например, изображена сцена охоты на быка: несколько мужчин стреляют в животное из луков, а остальные бросают в него копья. Из этого рисунка, а точнее из изобразительного источника, сразу можно сделать целый ряд достаточно правдоподобных выводов. Во-первых, тогдашние обитатели пещеры занимались охотой,  во-вторых, охотились и на весьма крупную добычу,  в-третьих, они уже обладали зачатками коллективизма (то есть были весьма развиты в умственном отношении) ,  в-четвертых – они были вооружены луками и копьями.

Что такое «вещество»

Мир, окружающий нас, состоит из множества различных объектов (физических тел): стол, стулья, дома, машины, деревья, люди… В свою очередь, все эти физические тела состоят из более простых соединений, называемых веществами: стекло, вода, металл, глина, пластмасса и проч.

Из одного и того же вещества можно сделать различные физические тела, например, из золота делают различные ювелирные украшения (кольца, сережки, перстни), посуду, электроды, монеты.

Современная наука знает более 10 млн. разнообразных веществ. Поскольку, с одной стороны, из одного вещества можно сделать несколько физических тел, а с другой стороны — сложные физические тела состоят из нескольких веществ, то количество разнообразных физических тел вообще трудно поддается учету.

Любое вещество можно охарактеризовать определёнными, присущими только ему, свойствами, позволяющими отличать одни вещества от других — это запах, цвет, агрегатное состояние, плотность, теплопроводность, хрупкость, твердость, растворимость, температуры плавления и кипения и проч.

Различные физические тела, состоящие из одних и тех же веществ, при одинаковых условиях окружающей среды (температура, давление, влажность и проч.) обладают одинаковыми физико-химическими свойствами.

Вещества меняют свои свойства в зависимости от внешних условий. Самый простой пример, хорошо известная вода, которая при отрицательных температурах по Цельсию принимает вид твердого тела (лед), в диапазоне температур от 0 до 100 градусов — это жидкость, а выше 100 градусов при нормальном атмосферном давлении превращается в пар (газ), при этом в каждом из этих агрегатных состояний вода обладает различной плотностью.

Одно из самых интересных и удивительных свойств веществ — это их способность при определенных условиях взаимодействовать с другими веществами, в результате чего могут появляться новые вещества.

Такие взаимодействия называют химическими реакциями.

Также вещества при изменении внешних условий могут претерпевать изменения, которые делятся на две группы — физические и химические.

При физических изменениях вещество остается одним и тем же, меняются только его физические характеристики: форма, агрегатное состояние, плотность и проч. Например, при таянии льда, образуется вода, а при кипячении вода превращается в пар, но при этом все превращения относятся к одному веществу — воде.

При химических изменениях вещество может вступать во взаимодействия с другими веществами, например, при нагревании древесины, начинается ее взаимодействие с кислородом, содержащимся в атмосферном воздухе, в результате чего образуются вода и углекислый газ.

Химические реакции сопровождаются внешними изменениями: изменение окраски, появлением запаха, выпадением осадка, выделением света, газа, тепла и проч., при этом исходные вещества, вступающие в химические реакции, могут превращаться в другие соединения и вещества, обладающими своими уникальными свойствами, отличными от свойств исходных веществ.

См. далее: 3 состояния вещества…

В начало страницы

Вторая глава. Какие бывают вещества

Саша еще раз взглянула на открытую тетрадку. Вверху страницы большими красивыми буквами было написано: «ВЕЩЕСТВА». Вся страница была занята словами. В голову приходили все новые названия веществ, но Саше уже надоело писать. Она немного посмотрела телевизор, а потом взяла в руки свою любимую книжку со стихами. Открыв ее на середине, она вдруг вскочила и побежала на кухню к маме:
– Мама! Смотри! В этом стихотворении написано про вещества!
И она прочитала строчки Агнии Барто:

В коридоре, в классе ли—
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел.

– Краска и мел – это вещества? – на всякий случай спросила Саша.
– Краска – это скорее смесь веществ, – ответила мама. – А мел – это, конечно, чистое вещество. Он и в природе встречается.
– В природе?.. – Саша задумалась. – А вообще, откуда берутся вещества? Из природы?
– Не только. Вот, например, пластмасса. Ее в природе нет. Это вещество придумали и получили люди.
Саша стала вспоминать, не встречала ли она в лесу или на озере что-нибудь пластмассовое. Но, кроме пустых бутылок и рваных пакетов, ей там ничего не попадалось, а это, конечно, оставляли какие-то грязнули. Так что и в самом деле в природе не было пластмассы, пока ее не стали делать люди.
Саша вытащила карточки с названиями веществ. Она стала придумывать, как бы еще их разложить. Выручил пришедший в гости Максим. Еще с порога он задал вопрос:
– Какие вещества есть в природе, а какие созданы человеком?
– Сейчас разберемся. Ты бери карточки с природными веществами, а я – с искусственными, – предложила Саша. Дело закипело. Через несколько минут все карточки были разложены.

Распределите карточки соответствующим образом:
природные вещества – стрелка влево, искусственные – стрелка вправо

Максим хитро улыбнулся:
– А я и так знал, какие вещества есть в природе, а каких нет. У меня дома есть книжка с разными загадками. Я специально ее посмотрел и нашел загадки про природные вещества:

«Я от огня происхожу,
Алею, золотом пылаю,
Когда же долго в нем лежу,
То от огня я пропадаю».

«В огне родилась,
В огне крестилась,
На воду пала
И пропала».

Первую загадку Саша отгадала быстро. А со второй никак не могла справиться, пока мама не подсказала, какой вкус у морской воды и какое вещество из нее добывают. Максим пообещал отыскать еще какие-нибудь загадки про вещества. Они еще немного поиграли, затем мальчик попрощался и ушел.
Саша вернулась в комнату. За столом папа что-то смешивал в маленькой баночке.
– Что ты делаешь? – спросила Саша.
– Готовлю клей. У тебя есть что-нибудь сломанное? Этот клей годится для любой пластмассы.
– Для любой пластмассы? – переспросила Саша. Она посмотрела на стол: там в очереди на ремонт стояли разбитый телефон, сломанный утюг и шлепанец. Саша потрогала эти вещи. Они были очень разные, но получалось, что все они пластмассовые.
– Пластмасс очень много, – сказал папа, увидев ее замешательство. – Наверное, несколько тысяч.
– И все это разные вещества?
– Да. Так у тебя есть что-нибудь пластмассовое для склейки?
Саша вспомнила, что два дня назад у нее сломалась ручка. Она быстро сбегала в свою комнату, достала обломки из портфеля и положила их рядом с утюгом.
Она уже была уверена, что природа не создает пластмассовых вещей. Но решила все же уточнить.
– Папа, а всю пластмассу делают люди? – спросила она.
– Всю, – коротко ответил папа.
– А какие еще вещества делают люди?
– Очень многие. Например, металлы. Хотя металлы и встречаются в природе, но в чистом виде их приходится получать специально.
– Металлы? – удивилась Саша. – Разве металлов несколько? А я думала, что металл – это одно вещество.
– У всех металлов похожие свойства: они блестят, проводят электрический ток, холодные на ощупь. Но металлов много, и другие свойства у них различаются. Вон, смотри, Дима паяет провода. У него в баночке олово. Этот металл очень легкоплавкий, а другие металлы паяльником не расплавишь.
Саша подошла к старшему брату. Он прикоснулся горячим паяльником к белому металлу, и тот превратился в подвижную блестящую каплю.
– Жидкий металл! – восхищенно сказала Саша. – Удивительно!
– Ничего удивительного, – спокойно отреагировал Дима. – Ты что, никогда термометра не видела?
Саша тут же полезла в аптечку. На полке лежал медицинский термометр. Саше много раз измеряли температуру, но лишь теперь она решила поподробнее рассмотреть, что же там внутри.
А внутри был металл. Она сразу догадалась по его блеску. И этот металл был жидкий сам по себе, без всякого паяльника!
– Папа, смотри! Это другой металл или тоже олово? – снова подошла она к папе.
– Положи сейчас же на место! Это ртуть, а она очень ядовита. Если разобьешь термометр, придется вызывать специальную бригаду, чтобы ее убрать, – очень строго сказал папа.
– А какие еще бывают металлы? – не могла угомониться Саша.
– Алюминий, медь, свинец, железо, серебро, золото, цинк… – начал перечислять папа.
– Ой, помедленнее, я не могу запомнить. Их, наверное, тоже тысячи?
– Нет, всего несколько десятков. Но все их запомнить действительно трудно. Тебе надо знать пока только самые важные, – сказал папа.
– А какой самый-самый важный металл? – спросила Саша.
– Железо.
– А как его можно узнать? Ведь все металлы очень похожи друг на друга.
– Как раз это очень просто. Только железо притягивается магнитом. Вот тебе магнит, иди и проверяй, что сделано из железа. А мне, пожалуйста, больше не мешай, а то пока мы с тобой болтаем, весь мой клей застынет, и я ничего не смогу отремонтировать, – и папа принялся за работу.
Саша взяла магнит и пошла искать железо. Магнит замечательно притягивался к ванне, холодильнику, батарее отопления.
На кухонном столе стояли таз для варенья и две кастрюли – серая и голубая. Саша прикоснулась магнитом ко всем трем предметам, но он притянулся лишь к голубой кастрюле. Значит, она – железная. А вот из какого металла сделано остальное? С этим вопросом она обратилась к маме.
– Эта кастрюля сделана из алюминия. Видишь, какая она легкая. Железо от влаги ржавеет, а алюминий не боится воды, даже горячей.

Поэтому алюминиевую посуду никогда не красят. Но вот белье кипятить в алюминиевой кастрюле нельзя: вещества, содержащиеся в отбеливателе, портят алюминий.
– А таз? – спросила Саша. – Он наверняка из другого металла, ведь он тяжелый.
– Таз медный. Посмотри, какой он красный, а он ведь тоже ничем не окрашен. Только медь имеет такой цвет. Другие металлы обычно белые, серые или желтоватые.

– Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-бараз!» –

весело прокричала Саша строчки из «Мойдодыра».

– Теперь я никогда не перепутаю железо, медь и алюминий! Олово и ртуть я теперь тоже знаю.
– Вот и молодец, – похвалила мама. Но Саша не могла успокоиться.
– А кроме пластмасс и металлов, что еще сделано людьми?
– Многие вещества. Например, краски, лекарства, удобрения…
– А когда человека еще не было, вещества были? – спросила Саша и тут же сама ответила: – Были. А какие?
– Подумай сама, – сказала мама. – Не забудь только, что вещества бывают не только твердыми, но и жидкими, и в виде газов.
Саша пошла к себе в комнату и села на диван. «Газы – это то, из чего состоит воздух. Жидкость – вода. Их не люди сделали, они были и раньше. Камни, земля, песок, глина – это тоже существует само по себе, без человека…»
Саша посмотрела на свою руку. «Интересно, а из чего состоит человек?» – подумала она. Ответ был ясен – из веществ. «И животные – из веществ, и растения…» – лениво размышляла Саша. Она уже устала, и, хотя ей очень хотелось узнать, из каких именно веществ построены живые организмы, сил спрашивать об этом уже не было. «Выясню завтра, – решила Саша. – Или послезавтра. Ведь, наверное, это очень сложно».
А ночью Саше приснилось медвежье семейство.



А наутро Саша обнаружила на своем столе неизвестно откуда взявшийся кроссворд.

Кроссворд

. Напиши названия веществ, которые можно найти:
1. В воздухе.
2. В аптечке.
3. В мастерской.
4. В буфете.
5. В озере.

Ответы к загадкам и кроссворду


Твердые вещества

Твердые вещества могут существовать в кристаллическом или аморфном состоянии.

В аморфном состоянии (большинство полимеров) у твердого вещества отсутствует кристаллическая решетка, частицы расположены хаотично, поэтому между соседними частицами образуются неравноценные связи, поэтому аморфные вещества не имеют определенной температуры плавления, а размягчаются постепенно по мере нагревания.

Чаще твердые вещества находятся в кристаллическом состоянии, которое характеризуется строго определенным расположением частиц относительно друг друга. Атомы, молекулы или ионы образуют правильную объемную структуру, называемую кристалличекой решеткой — места, в которых расположены атомы (молекулы, ионы) вещества, называются узлами кристаллической решетки.

Атомная кристаллическая решетка

В узлах решетки находятся нейтральные атомы, которые связаны друг с другом ковалентными связями.

Характерные свойства веществ с атомной кристаллической решеткой:

  • высокая температура плавления;
  • высокая прочность;
  • высокая твердрость;
  • слабая электропроводность;
  • плохая растворимость;
  • нелетучесть.

Примеры твердых веществ с атомной кристаллической решеткой:

  • простые вещества: углерод, бор, кремний, германий;
  • сложные вещества: Al2O3, SiO2, SiC.

Ионная кристаллическая решетка

В узлах ионных кристаллов находятся катионы и анионы, которые удерживаются силами электростатического притяжения (См. ионная связь). Такие связи очень прочны, поэтому, вещества с ионной кристаллической решеткой обладают высокой температурой кипения и плавления.

Примеры твердых веществ с ионной кристаллической решеткой:

  • соли: NaCl, K2CO3, KNO3;
  • основания: Ca(OH)2, NaOH.

Молекулярная кристаллическая решетка

В узлах молекулярной решетки находятся молекулы, которые могут быть, как полярными (лед), так и неполярными (твердый кислород).

Соседние молекулы в молекулярной кристаллической решетке удерживаются слабыми силами межмолекулярного взаимоодействия (водородными связями, ван-дер-ваальсовыми силами), поэтому, такие вещества довольно летучи, имеют низкие температуры плавления и кипения.

Примеры твердых веществ с молекулярной кристаллической решеткой:

  • простые вещества: Ne, He, O2, H2, N2;
  • сложные вещества: H2O, CO2, сахар.

Металлическая кристаллическая решетка

В металлических кристаллах в узлах решетки находятся катионы металлов, которые окружены отрицательно заряженными валентными электронами. Стабильность такой решетки обусловлена силами притяжения между электронами и катионами металлов (в металлах электроны принадлежат не отдельным атомам, а всей решетке).

Металлическую решетку могут образовывать атомы с небольшим кол-вом валентных электронов на внешнем уровне (от 1 до 3), которые слабо удерживаются в атоме из-за небольшой энергии ионизации. Металлические свойства веществ возрастают с увеличением атомного радиуса, т.к.

при этом уменьшается энергия, удерживающая валентные электроны (например, магний, расположенный в III периоде Периодической системы Менделеева, проявляет более сильные металлические свойства по сравнению, например, с бериллием, расположенным во II периоде, т.к. имеет бОльший атомный радиус).

Характерные для металлов физические свойства (высокая электропроводность, ковкость, теплопроводность, упругость) объясняются высокой подвижностью отрицательно заряженных валентных электронов, которые еще называют «электронным газом».

См. далее: Неорганические вещества…

В начало страницы

Какие есть вещества?

Понятие вещества изучается сразу несколькими науками. Вопрос о том, какие есть вещества, мы разберём с двух точек зрения — с позиции химической науки и с позиции физики.

Вещество в химии и физике

Химики понимают вещество, как физическую субстанцию с определённым набором химических элементов. В современной физике вещество рассматривается как вид материи, который состоит из фермионов или вид материи, содержащий   в себе фермионы, бозоны, обладает массой покоя. По обыкновению, вещество должно состоять из частиц, по большей части электронов, протонов и нейтронов.

Протоны и нейтроны образуют атомные ядра, а все вместе эти элементы образуют атомы (атомное вещество).

Свойства вещества

Практически каждое из веществ имеет свой уникальный набор свойств.

Под свойствами понимают характеристики, указывающие на индивидуальность вещества, которая в свою очередь демонстрирует его отличия от всех остальных веществ. Характерными физико-химическими свойствами являются константы — плотность, различные типы температур, термодинамика, показатели кристаллической структуры.

Химическая классификация веществ

В химии разделяют вещества на соединения и их смеси. Кроме того, следует сказать органические вещества Соединение — это есть набор атомов, которые связаны друг с другом с учётом определённых закономерностей. При этом следует отметить, что границу между соединением и смесью веществ определить чётко довольно сложно. Это обусловлено тем, что науке известны вещества непостоянного состава.

Для них составить точную формулу невозможно. Кроме того, соединение — это по большому счёту абстракция, так как в практическом смысле может быть достигнута только лишь конечная чистота изучаемого вещества. Любой существующий в реальной жизни образец — это смесь веществ, но с   преобладанием одного вещества из всей группы. Кроме того, следует сказать, какие есть органические вещества. Эта группа сложных веществ имеет в составе углерод (белки, углеводы).

Простые и сложные вещества

Простые вещества(O2, O3, H2, Cl2) — это те вещества, которые состоят только из атомов одного химического элемента. Эти вещества — есть форма существования элементов в свободном виде. Другими словами, эти химические элементы, которые не связаны с другими элементами, образуют простые вещества. Таких веществ науке известно более чем 400 разновидностей. Простые вещества классифицируют по типу связи между атомами. Так, простые вещества разделяют на металлы(Na, Mg, Al, Bi и др.) и неметаллы (H2, N2, Br2, Si и др).

Сложные вещества — химические соединения, которые состоят из связанных друг с другом атомов двух и более элементов. Простые вещества также имеют право называться химическими соединениями, если их молекулы будут состоять из атомов, соединённых ковалентной связью (азот, кислород, бром, фтор,). А вот инертные (благородные) газы и атомарный водород называть химическими соединениями будет ошибкой.

Физическая классификация веществ

С точки зрения физики вещества существуют в нескольких агрегатных состояниях — тело, жидкость и газ. О том, какие твердые вещества, например, видно невооружённым взглядом. Тоже самое можно сказать и о другом агрегатном состоянии. Какие жидкие вещества есть в природе мы со школы знаем. Примечательно, что такое вещество как вода может существовать сразу в трёх состояния — как лёд, жидкая вода и пар. Три агрегатных состояния вещества не считаются индивидуальными характеристиками веществ, но соответствуют разным, зависимым от внешних условий существования веществ. При переходе от состояний агрегатных состояний к реальным состояниям химического вещества можно выявить ряд промежуточных типов, которые в науке получили название аморфных или стеклообразных состояний, а также состояния жидкого кристалла и полимерного состояние. В связи с этим учёные часто используют понятие «фаза».

Помимо прочих в физике рассматривают ещё и четвёртое агрегатное состояние химического вещества. Это плазма, то есть состояние, полностью или частично ионизированное, а плотность положительных и отрицательных зарядов в этом состоянии одинакова, иными словами плазма электронейтральна. В целом, веществ в природе множество, но теперь вы знаете, какие бывают вещества, а это гораздо важнее.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *