Тема : «Природная зона степь»

Окружающий мир

2 класс

Учитель — Клочкова Надежда Константиновна

Тема : « Природная зона — степь»

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, климатом, животным и растительным миром.

2. Продолжать развивать умение работать с картой, тестами; формировать контрольно — оценочную самостоятельность учащихся в условиях коллективно — распределительной деятельности.

3. Учить наблюдать, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

4. Воспитывать умение работать в группе, самостоятельность.

Оборудование: карта природных зон, карточка — «помогай-ка», презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

^ Ход урока.

1.Организационный момент.

-Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу, садитесь!

-Руки?

-На месте!

-Ноги?

-На месте!

-Локти?

-У края!

-Спина?

-Прямая!

Учитель: Нас сегодня ждёт дорога

И узнать нам надо много

Так возьмёмся, ребята,

Скорей за работу, скорей за работу!

Сегодня нас ждёт ролевая игра,

И роли уже распределены

Познакомьтесь, вот они!

(Представление групп учащихся)

экологи

2.Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в очередное путешествие, в новую природную зону. Это зона в которой мы с вами живём.

-Куда приведёт нас дорога?

-Хотите об этом узнать?

-Тогда постарайтесь скорее

-Этот кроссворд разгадать!

Вопросы к кроссворду:

1 Всю ночь летает-

Мышей добывает.

А станет светло-

Спать летит в дупло. (сова)

2 Кто в беретке ярко- красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё по дереву стучит. (дятел)

3 Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. ( медведь )

4. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (липа)

5. Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это … (рысь)

^ Слайд № 1 кроссворд

Дети читают ключевое слово кроссворда. ( Слайд № 2)

3. Сообщение темы урока и целей

Учитель читает стихотворение о степи.

Учитель: Каждая группа ребят провела большую исследовательскую работу.

-Чтобы времени зря не терять

-О том как потрудились дома

-Поспешим рассказать.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: Откройте карту «Природные зоны». Посмотрите внимательно, найдите природную зону -степь.

— Каким цветом она показана на карте? (жёлтым)

— Географы, покажите ребятам эту природную зону.

Один представитель группы показывает степи на карте у доски.

(Степи занимают большую территорию в Северной Америке, незначительную часть на юге Южной Америки, а также в Азии, России.)

Практическая работа №1.

Дети работают в группах по карточке — «помогай-ка», с атласами.

Учитель: Ребята, перед вами жёлтая карточка — «помощница», которая поможет нам выяснить особенности географического положения степей.

^ Карточка — «помогай-ка» (слайд № 3)

В каком климатическом поясе находится зона степей?

(Зона степей находится в умеренном тепловом поясе)

Сообщение группы географов

Учитель: Географы приготовили дополнительный материал о климате степей.

Один представитель группы рассказывает о климате природной зоны

(Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -20С, -30С, снега мало) (слайд № 4)

Растительный мир степей.

Учитель: Весна в степи- чудесное время. Земля ещё напитана снеговой влагой. (слайд № 5) Степь оживает, покрывается разноцветным цветущим ковром. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты.(слайд №6)

В мае когда становится жарко растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения: типчак, ковыль, полынь. (слайд № 7) Все растения степи травянистые, им хорошо живётся в степи, где много света и тепла. Но к жизни каждое из них приспосабливается по разному. Об этом нам расскажут биологи.

Сообщение группы биологов.

Один представитель группы рассказывает о приспособлении растений к жизни в степи.

(Растения степи по разному приспособились к жизни.

Одни из них имеют узкие листья, что позволяет экономить влагу, имеют густые длинные корни, они лучше удерживают и собирают влагу например: типчак, житняк, волосенец.(слайд № 8) .

^ У других образуются корни клубни, луковицы, где лучше сохраняются питательные вещества: тюльпаны, ирисы, лук.( слайд № 9)

У некоторых растений жесткие листья и волоски на стеблях, для снижения испарения. Например: астрагал, мордовник, чабрец.

(слайд № 10)

Учитель: В степи много тепла, богат травянистый покров, мощные корневые системы, поэтому здесь сформировались самые плодородные почвы. Они очень богаты перегноем, имеют темную окраску.

(слайд №11)

-Кто знает как называют такие почвы? (чернозём)

Животный мир степей.

Учитель: Богат и разнообразен не только растительный мир степей, но и животный мир. (слайд № 12) Здесь почти нет деревьев, но богат травянистый покров, поэтому в траве живёт множество насекомых: кузнечики, кобылки, шмели, бабочки, богомолы. ( слайд № 13)

Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль- красавка. (слайд № 14)

Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь- полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. ( слайд № 15)

А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк. (слайд № 16)

Учитель: у нас в школе живёт в кабинете биологии представитель степных животных — хомячок Борька.

Он у нас сегодня в гостях. Ребята расскажут нам о нашем госте.

Физкультминутка

« Хомка, хомка, хомячок.»

Учитель: Биологи приготовили нам сценку о жизни животных в степи.

Сценка о жизни животных в степи.

Автор: Жаркий летний день. Далеко, далеко протянулась степь. Как серебряное море, колышется ковыль.(слайд №17) Высоко в небе парит орёл, высматривая на земле добычу.(слайд № 18) Вот он удаляется, превращается в чёрную точку и исчезает. А в зарослях ковыля встретились тушканчик и серая куропатка.(слайд №19) Они не боятся друг друга- тушканчик растениями питается, а куропатка — насекомыми.

Тушканчик: наконец-то орёл улетел. А то я боялся по степи пробежать.

Куропатка: И я орла боюсь, уже два часа голодная сижу. Только я не пойму, тебе то чего его бояться? Ты же вон как быстро бегаешь, разве тебя орел поймает?

Тушканчик: я для того быстро и бегаю, чтобы не поймал. Да лучше не рисковать.

где животные запасают корм? — в дупле, в норе.

Работа по учебнику.

Учитель: В любой экосистеме существуют живые организмы, выполняющие санитарную роль. Кто же в степи выступает в роли «мусорщика» ? Чтобы ответить на этот вопрос, откройте учебники на стр.19, прочитайте предпоследний абзац.

( В роли «мусорщика» выступают черви, жук-навозник, чернотёлка, они перерабатывают остатки отмерших растений, превращая их в перегной). (слайд №23)

Экологические проблемы степей.

Учитель: Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка земель. (слайд №24)Чернозёмы, тёплое солнечное лето, позволяют людям выращивать пшеницу, кукурузу, подсолнечник и другие культуры.

Другая причина — это выпас скота. (слайд №25) Скот вытаптывает и выщипывает траву.

Ещё одна причина — незаконный отстрел животных (браконьерство). Поэтому многие растения и животные занесены в Красную книгу.

Экологи подготовили сообщения об исчезающих растениях и животных.

^ Журавль красавка

Красавка — это самый маленький журавль. Его вес 3 килограмма, рост — 70 сантиметров. Но по красоте и изяществу ему нет равных. Гнёзда устраивают на открытых местах, чтобы был обзор. . Питаются ягодами, семенами и насекомыми. Журавли птицы «разговорчивые» и криками часто выдают себя. Удивительное явление — журавлиные танцы. Красавки любят танцевать группой. Они становятся в круг, сначала одни пляшут, а потом меняются в круг выходят другие.

^ В настоящее время красавка нуждается в защите и занесена в Красную книгу России.

Дрофа.

Эта птица крупная. Её вес от 4 до 16 килограммов. В высоту достигает 120 сантиметров. Дрофы очень осторожные птицы с прекрасным зрением. Гнездо дрофы — это неглубокая ямка, на дне, которой сухая трава. Летом питаются насекомыми, а весной и осенью в основном растениями. Кормятся они рано утром, а в жару залегают в траву; любят « купаться» в пыли. Вечером дрофы летают на водопой. В дождливую погоду они сильно намокают и не могут летать. И тогда эти птицы — великаны становятся лёгкой добычей для хищников и браконьеров. Дрофа — очень редко встречается в природе и поэтому её занесли в Красную книгу.

^ Прострел или сон- трава.

Цветы эти появляются рано весной. Голубовато-лиловые цветки крупные и мохнатые. Да и всё растение мохнатое: и ножка, и стебли, и лепестки одеты густым серебристым пушком. В народе его называют — мохнатая зверушка. Прострел имеет второе название сон — трава. Когда-то верили, что если этот цветок положить под подушку, то он навевает сон. Есть такая легенда: однажды охотник подсмотрел, как медведь выкопал траву, съел её и тут же уснул. Охотник решил проверить, что случилось со зверем, сам попробовал траву и тут же заснул. Сейчас прострел используют в медицине, как успокаивающее средство. Этот цветок очень красив, но в природе их осталось мало. И поэтому экологи бьют тревогу, чтобы сохранить его , он занесён в Красную книгу.

^ Тюльпан Шренка

Издавна тюльпан Шренка в народе называют лазоревый цветок. он представляет собой растение высотой от 10 до 30 сантиметров с широкими листьями и яркой окраской от белой и жёлтой до огненно-красной и фиолетовой. Это один из красивейших тюльпанов нашей страны. Когда-то, когда степи в наших краях ещё были не распаханы, цветущий тюльпан Шренка занимал весной огромные пространства. Теперь, лазоревый цветок сохранился местами. Но и здесь его с каждым годом становится всё меньше и меньше. Этот цветок внесён в Красную книгу. Строго запрещено собирать растение на букеты, продажу и выкапывать луковицы.

Итог урока. Рефлексия.

— В какой природной зоне мы побывали?

— Что интересного вы узнали о степях?

— Что вам особенно запомнилось в этом путешествии?

Контроль и оценка.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мне очень хотелось бы узнать у вас понравилось ли вам это путешествие, интересно ли вам было, легко ли вам было в пути. Оцените наше путешествие.

Учитель: Руководитель группы оцените своих товарищей.

Домашнее задание.

Учебник стр. 17-20. придумать вопросы для викторины о степи.

Учитель: Мне было интересно с вами работать.

do.gendocs.ru/docs/index-346885.html

Окружающий мир 4 класс

Зона степей

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36—37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Ответ: Лесостепь

Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений.

Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа — одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет

Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

 

А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль — Кобылка — Степной жаворонок — Степной орел
Типчак — Хомяк — Степная гадюка

Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Степи почти всюду распаханы. В степной зоне почти не осталось степей!

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас.

Охота на степных животных

 

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8.

По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа

План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

 

Растительный мир степей

Почвы в зоне степей очень плодородные. Здесь растут разнообразные травянистые растения. Некоторые из них — тюльпаны, ирисы — цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отмирают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения — ковыль и типчак — иначе приспособлены к степным условиям. Они переносят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Животный мир степей

В степной зоне живут различные бабочки, пчёлы и шмели и другие насекомые — опылители.

Растениями и насекомыми кормытся птицы: степной жавороной, серая куропатка, журавль-красавка, дрофа.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков. Степь — открытое место. Поэтому от жары и от хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до 2 метров в размахе крыльев, хищная птица — степной орёл — настоящее украшение природы! Довольно часто встречается ловкий хищник стенкой хорёк. Он поедает множество грызунов.

Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. Насекомыми питаются ящерицы, грызунами — степная гадюка.

 

 

Вопросы и задания

Тест

1. Зона степей расположена на ….. нашей страны:
а) севере
б) востоке
в) юге.

2. Характерный признак зоны степей — это …
а) сплошной травянистый растительный покров
б) отсутствие сплошного растительного покрова
в) обилие мхов,лишайников, кустарников.

3.

К степным птицам относятся …
а) белые журавли,краснозобые казарки,розовые чайки
б) ястребы, кедровки,сойки
в) журавли-красавки, дрофы,пустельги.

4. Для растений степи характерны…
а) стелющиеся корни,крупные листья
б) длинные корни,мясистые стебли,листья-колючки
в) корни-луковицы,узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли.

5. Какая из цепей питания характерна для степи:
а) ежевика — лемминг — песец
б) водоросли — рачки — сайка — гагарка
в) растения — заяц-беляк — рысь
г) зерно — суслик — орёл-беркут.

Ребусы

Ответы

 



Зона степей — Плешаков, Крючкова, 4 класс. 1 часть рабочей тетради

1. Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (с. 36—37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Лесостепь

2. Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

3. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

4. А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

5.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

6. Подумайте, какие экологические проблемы степной зо-ны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

7. Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения:Ковыль

План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Важная информация для сообщения:Ковыль относится к многолетним растениям, принадлежащим семейству Злаков. Стебель ковыля прямой, с узкими и жёсткими листьями на нём.

Источник (источники) информации:Интернет, энциклопедия



Вернуться — Плешаков, Крючкова, 4 класс. 1 часть рабочей тетради
Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *