Деревенская жизнь в Бангладеш

 

Воспоминания Бхакти Викаши Свами

 

В этой главе Бхакти Викаша Свами делится своими воспоминаниями о жизни в деревнях Бангладеш.Описанный им образ жизни во многом схож с изначальной ведической культурой. Этот возвышенный образ жизни, неотъемлемыми чертами которого являются религиозность и гармония с природой, помогает деревенским жителям всегда быть счастливыми, несмотря на многие трудности и лишения.

 

Пролог

Впервые я приехал в Бангладеш в 1979 году в качестве проповедника всемирной проповеднической миссии ИСККОН и жил там (сначала постоянно, а затем периодически) около семи лет, в течение которых объездил всю страну. За эти годы мне пришлось не раз столкнуться с физическими неудобствами и многочисленными болезнями. Но еще более сложным для меня было приобщиться к культуре, сильно отличавшейся от той, в которой я был воспитан.

Мои британские предки некогда приплыли в Индию с тем, чтобы просветить ее народ и омыть его в крови Христа. Британцы покорили страну, господствовали в ней и в конце концов ее покинули. И вот теперь я приехал в Индию, покоренный ее культурой, в особенности традицией Гаудия вайшнавизма ¾ религией Бенгалии1.

Несмотря на то что я принял философию сознания Кришны и следовал ее принципам в повседневной жизни, мое мировоззрение еще во многом оставалось британским. Я считал, что культура, в которой я вырос, была лучшей. Я не принимал в расчет иные системы ценностей. Лишь спустя какое-то время я стал понимать, что моя этноцентричность — не что иное, как проявление гордыни.

Процесс приобщения к новой для меня культуре оказался болезненным. Мне пришлось пересмотреть свои представления о плохом и хорошем, о достойном и недостойном поведении. В конечном счете, я стал понимать, что образ жизни и мышление бенгальцев не следует считать низшими или неправильными только потому, что они отличаются от наших.

Однажды в беседе с Прабхавишну Свами (под чьим руководством я работал в Бангладеш), Шрила Прабхупада процитировал известного бенгальского поэта Майкла Мадхусудану Датту, сказав, что проповедовать в Бангладеш нужно с отвагой англичанина и сердцем бенгальской матери.2 Мне было сложно представить себя в образе бенгальской матери. С присущей мне англо-саксонской бесцеремонностью, я считал бенгальцев излишне сентиментальными, непрактичными людьми, привыкшими действовать окольным путем.

Их жизнь, казалось, во всем зависела от множества обычаев и ритуалов и того, что по моему мнению было простыми суевериями и предрассудками.

Их явная глупость действовала отталкивающе на мирского рационалиста, живущего глубоко в моем сознании, о существовании которого я и не подозревал. Лишь со временем я перестал замечать видимые недостатки и понял, с какой великой культурой мне пришлось иметь дело. За несколько лет близкого общения с бенгальцами я осознал, что за внешней бедностью и непритязательностью скрывается богатейший внутренний мир, богатства которого невозможно обрести с помощью современных удобств или ученых степеней.

Чем больше я осознавал значимость и практичность бенгальского образа жизни, тем искреннее я его принимал. Помня о том, что Движение сознания Кришны призвано распространить Гаудия вайшнавизм по всему миру, я радовался тому, что оказался в числе тех немногих западных преданных, которым выпала возможность узнать об этой культуре из первых рук.

Я объездил немало святых мест и встретил много образованных, ученых и святых людей, но если говорить о народе в целом, то, пожалуй, бенгальские индусы верны изначальной вайшнавской культуре, как никто другой. Следование правилам этикета не кажется им скучным ритуалом, они соблюдают их с радостью и готовностью. Бенгальцам нравится принимать у себя гостей, выражать почтение3 старшим и т.д. Такое добродетельное поведение в сочетании с искренней доброжелательностью по отношению к другим лежит в основе Гаудия вайшнавизма. Когда такое сочетание достойного поведения и естественной любви сосредоточено на Кришне, это и есть совершенство жизни.

Особенность Бенгалии в том, что именно на этой земле пятьсот лет назад явился Шри Чайтанья Махапрабху, положивший начало движению Харе Кришна. Явившись в Бенгалии, Шри Чайтанья, естественно, говорил на бенгали. Основанное им направление вайшнавизма — неотъемлемая часть бенгальской культуры, на бенгали написана и большая часть книг по философии Гаудия вайшнавизма. Бенгалия также является родиной большинства великих ачарьев Гаудия-вайшнава-сампрадайи. Последний и наиболее выдающийся ачарья, основатель Международного общества сознания Кришны и мой духовный учитель, Его Божественная Милость А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, также родился в бенгальской семье.

Разумеется, далеко не все жители Бангладеш — возвышенные вайшнавы. Напротив, большинство из них исповедуют ислам. Но даже в мусульманской среде сильно чувствуется влияние Гаудия вайшнавизма. И несмотря на то что в Бенгалии к вайшнавизму часто примешивается сахаджия4 и другие неавторитетные учения, устои вайшнавской культуры остаются незыблемыми. Поэтому, хотя я и ценю те остатки вайшнавской культуры, что сохранились в других частях индийского субконтинента, я пришел к выводу, что Бангладеш ¾ наиболее подходящее место для непосредственного соприкосновения с традиционной культурой Гаудия вайшнавов.

Тем не менее, жить в Бенгалии трудно, и потому со временем я почувствовал, что мне пора ехать в другое место.

Теперь, оглядываясь на прошлое, я понимаю, как много мне довелось узнать о жизни, людях и настоящей культуре за годы, проведенные в Бангладеш. За эти годы мои представления о жизни изменились почти в такой же степени, как после первого знакомства с сознанием Кришны. Я начал по-новому смотреть на мир и стал видеть в сознании Кришны не просто философию, верование или даже религию, а целый образ жизни.

 

Иностранцы в деревне

Всякий раз, когда западные преданные приезжали в Бангладеш, индусы устраивали им грандиозный прием. Бенгальцы по природе открыты, общительны и впечатлительны. Когда мы впервые приехали в Бангладеш, местные жители находились под влиянием пропаганды о том, что индуизм обречен на вымирание и что весь мир принимает ислам.

Путешествия

Поэтому, когда они увидели иностранцев, принявших вайшнавизм во всех его аспектах, от киртана5 до тилаки6, их радость не знала границ.

Часто бывало, что вся деревня выходила встречать нас с киртаном и морем цветов. Они наносили нам на лоб сандаловую пасту (это считается знаком уважения к почетным гостям), украшали нас цветочными гирляндами и бросали цветы к нашим стопам или на голову. Женщины приветствовали нас, производя благоприятные звуки улу-улу.

Люди ждали возможности коснуться наших стоп и взять с них немного пыли, чтобы посыпать ее на голову и положить на язык. Порой мы окозывались посреди возбужденной толпы, горевшей желанием дотронуться до нас. Когда все мужчины, женщины и дети в деревне касались наших стоп, их торжественно омывали.

Нам было очень неловко ¾ ведь сами мы выбрались из майи7 совсем недавно. Мы считали себя недостойными такого благоговейного отношения, но от него было некуда деться. Простым деревенским жителям хотелось не просто нас увидеть, но оказать нам почести, достойные высоких гостей. Они считали, что, раз мы оставили рошкошь Запада и приехали, чтобы напомнить им об их собственной культуре и религии, мы должны быть очень возвышенными душами. Они говорили, что благодаря нашему присутствию их дома, деревни и вся их жизнь очистились.

По вечерам мы устраивали праздничную программу с киртанами, лекциями, показом фильма, а иногда ¾ и с театральными представлениями. Местые жители с энтузиазмом помогали нам в постройке сцены из бамбука и досок. Мы показывали людям «Бхагавад-гиту» на английском, затем ¾ на немецком, французском, испанском и еще на тридцати языках, и каждая новая книга вызывала у них все большее удивление.

Когда мы доходили до «Гиты» на арабском, по толпе проходил шепот изумления ¾ в Бангладеш правят мусульмане. После программы многие подходили к сцене, чтобы поближе рассмотреть арабскую «Гиту» и убедиться в том, что она действительно существует.

Каждый день мы показывали фильм о деятельности ИСККОН по всему миру. Всякий раз, когда на экране появлялось изображение огромного котла, полного топленного масла, в котором жарились пури, зрители открывали рот от удивления и перешептывались. Топленое масло было для них роскошью, и они не могли поверить, что за один раз можно использовать столько литров гхи.

Программы почти всегда начинались поздно вечером и часто продолжались до самого утра. В Бангладеш не существует понятия «начинать вовремя». Когда мы спрашивали, во сколько начинать программу, нам отвечали: «Ближе к вечеру» или «Когда все соберутся» ¾ как будто это было очевидно. В Бенгалии любое мероприятие начинается, когда все собрались и удобно уселись. Сколько мы ни пытались начать в установленное время, программа начиналась только после того, как все собирались и рассаживались. Но когда все собирались, никто уже не спешил уходить. Если показывали что-то интересное и связанное с религией, люди были готовы сидеть до утра.

Новость о наших программах передавалась изустно от одного человека к другому. Она быстро достигала соседних деревень, жители которых постепенно собирались, закончив работу в поле и другие обязанности. Каждый вечер приходило по меньшей мере несколько сот человек. На более значительные мероприятия, о которых сообщалось заранее, собиралось по несколько тысяч человек, которые, чтобы поучаствовать, преодолевали расстояние до двадцати километров. В такие дни женщины надевали лучшие сари и украшения и наносили немного косметики. (Их «лучшие сари», конечно, отличались от сари богатых горожанок. Живя в деревне, им приходилось одеваться по средствам.)

Деревенские старейшины по-очереди вставали со своих мест, чтобы выразить свое восхищение тем, как Движение сознания Кришны распространяется по всему миру. Не обращая внимание на наши протесты, они так нас прославляли, что доходило до смешного. Один студент Университета Дакки, который в течение некоторого времени меня сопровождал, несмотря на мою убедительную просьбу, все время представлял меня как дважды доктора наук из Оксфордского Университета, хотя я никогда ни в каком университете не учился. Местные лекторы нызывали нас парамахамсами, маха-бхагаватами8 и тому подобными возвышенными эпитетами. При этом они были не прочь немного поговорить о философии, что у них иногда получалось довольно неплохо, поскольку у большинства индусов в Бангладеш есть хотя бы элементарное представление о философии Гаудия вайшнавов — например, все знают, что Чайтанья Махапрабху пришел спасти падшие души Кали-юги9, распространив повторение святого имени. Однако они любили примешивать к учению вайшнавизма и свои собственные измышления.

Для многих бенгальских индусов появление в их мирных деревенских жилищах западных садху было наиболее ярким и запоминающимся событием в их жизни. Никогда прежде западные люди не бывали в их деревнях, а тут пришли, да еще как преданные Кришны! Мы, иностранцы, пришли к ним и исповедуем повторение Харе Кришна — их религию, носим дхоти — их одежду, питаемся рисом и далом — их пищей, едим, как они, руками и сидим на полу рядом с ними.

По утрам к нам приходило много людей для личной беседы. Они с восторгом наблюдали, как мы наносим тилаку, проводим арати10, повторяем на четках имена Кришны и даем лекцию, цитируя священные писания11 на санскрите и бенгали. Мы говорили на их родном языке, призывая их не забывать свои традиции и заверяя их в том, что вайшнавский образ жизни намного превосходит материально преуспевающий декаданс Запада. Наши хозяева были глубоко тронуты нашей проповедью и не скрывали своего удовлетворения.

Хотя эти люди питались очень просто и едва могли позволить себе изысканные блюда, они выходили за пределы своих возможностей, готовили замечательный пир и с любовью угощали нас прасадом12. Они доставали из погреба крохотную бутылочку домашнего гхи (все, что у них было), чтобы добавить его в рис и обогатить и без того бесподобный букет ароматов.

Я начал понимать, что имел в виду Шрила Прабхупада под словами «бенгальская мать». Часто пожилые женщины настойчиво уговаривали нас съесть еще и еще. «Гала парджонто», ¾ приговаривали они ¾ «По самое горло!» Как только наши тарелки пустели, они тут же наполняли их снова затем, чтобы наших остатков хватило всем жителям деревни.

Порой энтузиазм наших хозяев становился навыносимым. Каждый норовил нас накормить и пригласить к себе в дом, чтобы он освятился нашим присутствием. Кроме того, они ожидали, что мы побеседуем с каждым из них. Настойчивости им было не занимать, что доставляло нам (и нашим желудкам) некоторое неудобство. Впрочем, все это компенсировалось искренним ликованием и мелодичными киртанами, с которыми они нас встречали, и радостным настроением, которое сопровождало нас повсюду. Нам выпала возможность увидеть, каким был бы мир, если бы все обладали сознанием Кришны.

 

Предыдущая12345678Следующая

Семья в Бангладеш

Необходимо начать с того, что Бангладеш является одной из самых бедных стран в мире. Здесь имеются большие проблемы с количеством воды, что неприменимо лишь к жителям побережья. Нередки здесь и природные катаклизмы.

Расскажи своим друзьям

Tweet

Все это, конечно, сказывается на жизни бангладешцев и на их семейном быту. В этой стране можно встретить представителей разных религий, в том числе индуизма, даже небольшой процент христианства.

Однако в большинстве своем жители Бангладеш приверженцы мусульманской религии. Их количество составляет немногим меньше девяноста процентов. Разумеется, отношение в семье основывается в первую очередь на религиозных догмах.

Коран и сунна диктуют свои неопровержимые принципы и правила. В Бангладеше, как и в ряде других исламских государств, особенно остро стоит вопрос о правах женщины в обществе.

На данный момент, нельзя не отметить, что ярые представители фундаментальных ценностей ислама не встречают никакого сопротивления, что сказывается на семейных отношениях бангладешцев, институте брака в целом. Таким образом, эта страна имеет свою собственную культуру, и следует зачастую традициям и обычаям, уходящим своей историй в глубину веков.

Около восьмидесяти процентов всего населения Бангладеша живет в деревнях и селах. Сельская община до сих пор играет огромную роль.

На современном этапе, у молодежи уже все чаще появляется, стремление переселится в большие города. Социальная политика Бангладеш в огромной степени в настоящее время направлена на подъем уровня образования в стране, поэтому молодым людям открываются новые возможности, которые многие упустить не желают.

Однако же, количество мигрирующих людей в большие города достаточно низкое. Большинство остается в родных селах. Нужно отметить, что здесь процветает, основанное на традициях Корана, повсеместное уважение к старшему поколению.

Обычно самый пожилой, а, следовательно, и самый чтимый, человек возглавляет свое большое семейство. Присматривает, даже контролирует всех членов своей семьи. Его слово решающее и тогда, когда член семьи хочет вступить в брак очень часто, поиском партнера для своего ребенка занимаются родители.

Если выбор родителей не устраивает молодых людей, то они имеют право, закрепленное на законодательном уровне, в такой брак не вступать. Однако, интересно, что и без согласия своих родителей или опекунов, женится в Бангладеше запрещено.

Существует также чуть ли не официальный возрастной ценз для вступления в брак: восемнадцать лет для девушек и двадцать один год для юношей. Однако молодому человеку вряд ли дадут «добро» на создание семьи, если он не имеет собственного дохода. В целом обычаи и ритуалы бангладешцев, довольно красочны и интересны.

Так, например, рассмотрим церемонию свадьбы в Бангладеше. Для проведения торжества изготавливается специальная платформа.

Ее обильно украшают цветами: количество алых роз, фиалок и многих, экзотических для нас представителей флоры поражает воображение. Здесь необходимо отметить, что организация такого праздника, с традиционно огромным количеством гостей и столом, который ломится от разнообразных яств, стоит для родителей больших финансовых затрат.

Это может очень болезненно сказаться на благосостоянии семьи в целом. Социологи даже говорят о том, что такой обычай, как выплата приданого будущему мужу, вообще является одной из самых весомых причин бедности и нищеты в стране.

Для того чтобы выдать дочь замуж в Бангладеше, тратится порой сумма несоизмеримая с семейными доходами. Традиция требовать приданое незаконна, однако изжить этот обычай пока не удается.

Понятно, почему рождение дочери не является поводом для радости для жителей Бангладеш. После свадьбы муж забирает жену в свой дом из дома родителей, и теперь она обязана, полностью ему подчинятся.

В городах все же начинает появляться тенденция к тому, чтобы молодым жить отдельно. Однако в деревне, в одном доме могут жить несколько семей, беспрекословно следуя правилам, которые устанавливает старший член в доме.

Глава семьи даже распределяет обязанности по ведению хозяйства среди своих многочисленных невесток.

Если говорить об отношениях внутри молодой семьи, то ислам не разрешает много времени проводить вместе семейной паре: нельзя демонстрировать чувства, муж должен работать (в Бангладеш большинство мужского населения занято в области сельского хозяйства), а жена должна вести домашнее хозяйство и заниматься детьми.

Получается, что женатые пары вообще редко видятся. Женщины придерживаются строгого стиля в одежде. В Бангладеш они никогда не выйдут на улицу, забыв надеть платок на голову. Говорить о семейных отношениях, которые основаны, на вековых устоях и многочисленных условностях, диктуемых религией, крайне сложно.

Вряд ли женщина чувствует себя в браке несчастной. Она не знает, что бывает как-то иначе, поэтому такая жизнь в подчинении ее полностью устраивает. Так жили многие поколения, и изменить стереотипное мышление женщины и мужчины в Бангладеше представляется крайне трудным.

Обычно, в целом, мужья в Бангладеше хорошо относятся к слабому полу: балуют своих жен цветами и золотыми украшениями. Однако есть, к сожалению, некоторые исключения.

Например, в одном из городов, исламские фундаменталисты запретили женщинам появляться на одной из центральных улиц города, потому что там стоит мечеть, это соответствует канонам Корана.

Деревенская жизнь в Бангладеш

Некий самозванец бродил по улице с палкой, угрожая побоями тем, кто ослушается этого запрета. Разумеется, такие действия незаконны.

Можно только надеяться, что Бангладеш сумеет сохранить свою неповторимую и интереснейшую культуру и при этом избавится от устаревших ненужных семейных обычаев. Быть может, существует вариант, не отходя далеко от религиозных норм, позволить обрести женщине хоть какие-то права. Женщина, которая ощутит заботу общества о своем благополучии, сможет принести в свой дом еще больше тепла.


Семьи Бангладеш.

Необходимо начать с того, что Бангладеш является одной из самых бедных стран в мире. Здесь имеются большие проблемы с количеством воды, что неприменимо лишь к жителям побережья. Нередки здесь и природные катаклизмы.

Все это, конечно, сказывается на жизни бангладешцев и на их семейном быту. В этой стране можно встретить представителей разных религий, в том числе индуизма, даже небольшой процент христианства.

Однако в большинстве своем жители Бангладеш приверженцы мусульманской религии. Их количество составляет немногим меньше девяноста процентов. Разумеется, отношение в семье основывается в первую очередь на религиозных догмах.

Коран и сунна диктуют свои неопровержимые принципы и правила. В Бангладеше, как и в ряде других исламских государств, особенно остро стоит вопрос о правах женщины в обществе.

На данный момент, нельзя не отметить, что ярые представители фундаментальных ценностей ислама не встречают никакого сопротивления, что сказывается на семейных отношениях бангладешцев, институте брака в целом. Таким образом, эта страна имеет свою собственную культуру, и следует зачастую традициям и обычаям, уходящим своей историй в глубину веков.

Около восьмидесяти процентов всего населения Бангладеша живет в деревнях и селах. Сельская община до сих пор играет огромную роль.

На современном этапе, у молодежи уже все чаще появляется, стремление переселится в большие города. Социальная политика Бангладеш в огромной степени в настоящее время направлена на подъем уровня образования в стране, поэтому молодым людям открываются новые возможности, которые многие упустить не желают.

Однако же, количество мигрирующих людей в большие города достаточно низкое. Большинство остается в родных селах. Нужно отметить, что здесь процветает, основанное на традициях Корана, повсеместное уважение к старшему поколению.

Обычно самый пожилой, а, следовательно, и самый чтимый, человек возглавляет свое большое семейство. Присматривает, даже контролирует всех членов своей семьи. Его слово решающее и тогда, когда член семьи хочет вступить в брак очень часто, поиском партнера для своего ребенка занимаются родители.

Если выбор родителей не устраивает молодых людей, то они имеют право, закрепленное на законодательном уровне, в такой брак не вступать. Однако, интересно, что и без согласия своих родителей или опекунов, женится в Бангладеше запрещено.

Существует также чуть ли не официальный возрастной ценз для вступления в брак: восемнадцать лет для девушек и двадцать один год для юношей. Однако молодому человеку вряд ли дадут «добро» на создание семьи, если он не имеет собственного дохода. В целом обычаи и ритуалы бангладешцев, довольно красочны и интересны.

Так, например, рассмотрим церемонию свадьбы в Бангладеше. Для проведения торжества изготавливается специальная платформа.

Ее обильно украшают цветами: количество алых роз, фиалок и многих, экзотических для нас представителей флоры поражает воображение. Здесь необходимо отметить, что организация такого праздника, с традиционно огромным количеством гостей и столом, который ломится от разнообразных яств, стоит для родителей больших финансовых затрат.

Это может очень болезненно сказаться на благосостоянии семьи в целом. Социологи даже говорят о том, что такой обычай, как выплата приданого будущему мужу, вообще является одной из самых весомых причин бедности и нищеты в стране.

Для того чтобы выдать дочь замуж в Бангладеше, тратится порой сумма несоизмеримая с семейными доходами. Традиция требовать приданое незаконна, однако изжить этот обычай пока не удается.

Понятно, почему рождение дочери не является поводом для радости для жителей Бангладеш. После свадьбы муж забирает жену в свой дом из дома родителей, и теперь она обязана, полностью ему подчинятся.

В городах все же начинает появляться тенденция к тому, чтобы молодым жить отдельно.

Уровень жизни в Бангладеше

Однако в деревне, в одном доме могут жить несколько семей, беспрекословно следуя правилам, которые устанавливает старший член в доме.

Глава семьи даже распределяет обязанности по ведению хозяйства среди своих многочисленных невесток. Если говорить об отношениях внутри молодой семьи, то ислам не разрешает много времени проводить вместе семейной паре: нельзя демонстрировать чувства, муж должен работать (в Бангладеш большинство мужского населения занято в области сельского хозяйства), а жена должна вести домашнее хозяйство и заниматься детьми.

Получается, что женатые пары вообще редко видятся. Женщины придерживаются строгого стиля в одежде. В Бангладеш они никогда не выйдут на улицу, забыв надеть платок на голову. Говорить о семейных отношениях, которые основаны, на вековых устоях и многочисленных условностях, диктуемых религией, крайне сложно.

Вряд ли женщина чувствует себя в браке несчастной. Она не знает, что бывает как-то иначе, поэтому такая жизнь в подчинении ее полностью устраивает. Так жили многие поколения, и изменить стереотипное мышление женщины и мужчины в Бангладеше представляется крайне трудным.

Обычно, в целом, мужья в Бангладеше хорошо относятся к слабому полу: балуют своих жен цветами и золотыми украшениями. Однако есть, к сожалению, некоторые исключения.

Например, в одном из городов, исламские фундаменталисты запретили женщинам появляться на одной из центральных улиц города, потому что там стоит мечеть, это соответствует канонам Корана. Некий самозванец бродил по улице с палкой, угрожая побоями тем, кто ослушается этого запрета. Разумеется, такие действия незаконны.

Можно только надеяться, что Бангладеш сумеет сохранить свою неповторимую и интереснейшую культуру и при этом избавится от устаревших ненужных семейных обычаев. Быть может, существует вариант, не отходя далеко от религиозных норм, позволить обрести женщине хоть какие-то права. Женщина, которая ощутит заботу общества о своем благополучии, сможет принести в свой дом еще больше тепла.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Неиспорченный рай


Полное название: Народная Республика Бангладеш.
Столица: Дакка.
Площадь: 143 998 кв. км.
Население: 163 654 860 человек.
Официальный язык: бенгальский.
Официальная валюта: така.

Страны — лидеры по численности населения (по данным www.cia.gov)
1. Китай – 1 349 585 838 чел.
2. Индия – 1 220 800 359 чел.
3. США – 316 668 567 чел.
4. Индонезия – 251 160 124 чел.
5. Бразилия – 201 009 622 чел.
6. Пакистан – 193 238 868 чел.
7. Нигерия – 174 507 539 чел.
8. Бангладеш
9. Россия – 142 500 482 чел.
10. Япония – 127 253 075 чел.


Это страна открытых и улыбчивых людей, рыбаков, паромов и удивительной нетронутой природы. Многие туристы её боятся и говорят, что никогда не поедут туда. Другие же, наоборот, считают возможность там побывать удачей…

Зелёный цвет на флаге Бангладеш символизирует богатую растительность, стойкость страны и её молодость, а красный диск солнце и независимость.

Бангладеш небольшое государство в Южной Азии. На западе, севере и востоке оно граничит с Индией, на юго-востоке с Мьянмой (Бирмой), а с юга омывается водами самого большого в мире залива Бенгальского, входящего в Индийский океан.

Когда-то на территории Бангладеш находилось большое и сильное государство Бенгалия.

Поэтому с бенгальского языка название государства переводится как «Страна Бенгалия». В 18 в. оно было захвачено Великобританией. Этот исторический факт поспособствовал тому, что сейчас многие бангладешцы свободно говорят по-английски.

Интересный факт: бенгальские огни появились на землях бывшей Бенгалии (отсюда и название). Бангладеш единственная страна в мире, где в одном месте можно найти все компоненты, необходимые для производства огней.

По площади Бангладеш едва входит в сотню государств (94-е место), зато по численности населения находится на 8-м месте в мире! Плотность населения в государстве одна из самых высоких на Земле. На 1 кв. км живёт 1136 человек! Места для жизни всем не хватает, поэтому в Бангладеш дом необязательно должен быть достроен, чтобы в нём поселились.

Средняя продолжительность жизни в стране всего 35 лет. Из-за антисанитарии и некачественной медицинской помощи здесь только половина детей доживает до пяти лет…

Бангладеш — одна из беднейших стран в мире. Третья часть населения живёт всего на 1 доллар в день! Чтобы заработать средства для существования, бангладешцы трудятся на текстильных и кирпичных фабриках. Работают не только взрослые, но и дети. На всех кирпичах в Бангладеш проставлены инициалы производителя.

Национальное животное– тигр.

Национальная птица доэл, или сорочий шама-дрозд.



Национальный цветок
шапла, или кувшинка.



Национальный плод
катхал, или джекфрут (плод хлебного дерева).



Дерево символ страныманго.

Город контрастов

Это, наверное, единственная столица в мире, прогуляться по которой задание не для слабонервных. Дакка катастрофически перенаселена. Людей в городе столько, что ты постоянно будешь находиться в толпе. Оглядываться по сторонам, рассматривая достопримечательности, не получится. В Дакке нужно смотреть под ноги, чтобы… на кого-нибудь не наступить! Жители города обживают каждый свободный клочок земли, в том числе и на тротуаре. Если на нём не присел кто-нибудь перекусить или отдохнуть, то его обязательно займёт торговец лепёшками.

Туристы, оказавшиеся в Дакке, шутят: «Можно стоять не на двух, а на одной ноге, тогда там, где помещаются 50 человек, поместится 100!»

По улицам города бегают толпы детишек: больше половины жителей Дакки моложе 20 лет. Семьи с детьми покидают деревни, где осталось мало пригодной для обработки земли, и в поисках лучшей жизни перебираются в Дакку.

Дакка столица велорикш. Ни в одном городе их нет столько, сколько здесь. Рикши это не туристический аттракцион, а вид городского транспорта. В многомиллионной столице до сих пор нет метро и очень мало городских автобусов. Рикши перевозят людей, грузы, работают как мусоровозы и школьные автобусы. Ими забиты все дороги, из-за чего возникают огромные пробки. Чтобы избежать заторов, городские власти Дакки запретили ездить на рикшах по центральным улицам города.

На каждом шагу в столице Бангладеш сталкиваются век нынешний и век минувший. Проезжает «Тойота» последней модели, а за ней из последних сил бежит голоногий рикша и тянет огромную нагруженную телегу. Эта контрастность заметна и в архитектуре. Здесь можно увидеть мечеть в традиционном восточном стиле, а рядом с ней мечеть-«модерн», похожую на телевизионную башню. Бангладешцы до сих пор сооружают свои дома кустарным способом. Даже при строительстве 25-этажки они, как и много лет назад, используют бамбуковые леса и верёвки. На удивление, дома получаются симпатичные и надёжные.

Гордость Дакки Розовый дворец и крепость Лальбагх. По важности и назначению дворец можно сравнить с московским Кремлём. Здесь на протяжении полувека находилась резиденция даккских навабов («наваб» в переводе с местного языка значит «властитель, наместник»). Они были богатейшими людьми того времени и владели чайными плантациями, мануфактурами, портами. Сегодня на территории дворца самая большая концентрация иностранцев во всей Дакке. Жители столицы, которым жалко денег за вход, но очень хочется посмотреть на «белых пришельцев», толпятся у ворот. Это одна из особенностей бангладешцев пристально рассматривать всех не похожих на себя людей. А ещё они безумно любят фотографироваться и с удовольствием позируют перед камерами туристов.

Крепость Лальбагх «вросла» в городские трущобы и сейчас больше напоминает городской парк. Здесь, в отличие от остальных мест столицы, очень спокойно, нет суеты и шума.

По колено в воде…

Большая часть Бангладеш плодородная равнина. Её образовали две крупные реки Ганг и Брахмапутра. Над уровнем Индийского океана она возвышается всего на 12 метра. В сухой сезон территория Бангладеш это зелёные лоскутки полей риса, сахарного тростника и джута, среди которых раскинулись деревни, окружённые деревьями манго, индийской сливой таал, хлебными деревьями и бамбуком. По многочисленным рекам и каналам движутся тысячи лодок и плотов. В сезон дождей реки «взрываются» и превращают страну в большое «море» с разбросанными островами, где по колено в воде стоят люди…

В Бангладеш нельзя найти точку, удалённую от воды более чем на 3 км!

Причиной катастрофического разлива рек в Бангладеш служат не столько муссонные дожди, сколько тропические штормы циклоны. Самые мощные из них приходят раз в 5 лет. После них вода может сходить до 6 месяцев!

Жители Бангладеш настолько привыкли к климату своей страны, что +23 °С для них — невыносимый холод. В Бангладеш среднегодовая температура воздуха составляет + 26 °С (а в Беларуси всего +6 °С). Влажные ветры с Индийского океана муссоны приносят до 3,5 м осадков! Местные жители не пользуются зонтами: они бесполезны при таких температуре и влажности.

Читтагонгские холмы наиболее возвышенная часть Бангладеш. Из-за этого она является самым мокрым местом в стране.

На северо-востоке Бангладеш находится речная система Мадхабкунда, известная водопадами. Высота самого большого из них 61 м. Чтобы увидеть его, нужно пройти через лимонные сады и чайные плантации, особенность которых в том, что чай растёт здесь не на склонах, а занимает целую долину. Бангладеш крупный мировой производитель чая.

На самых старых в стране почвах красных кхьяр можно собирать до трёх урожаев риса в год. Первый урожай весенний рис ауса, второй летний рис амон, а третий зимний боро.

Весной в Бангладеш расцветает дерево кришначура (в переводе с бенгальского «корона Кришны»).

Аромат его ярко-красных цветов настолько резок, что европейцы не выдерживают его, поэтому дерево ещё называют «смерть европейца».

В местечке Куаката можно стать свидетелем редкого явления. Здесь время от времени в тумане гремит гром, известный как «пушки Барисала». Этот загадочный шум, напоминающий артиллерийскую канонаду, так и не получил научного объяснения. Возможно, его появление как-то связано с сейсмической активностью территории.

В Бангладеш выделяют 6 сезонов в году: бошонто весна, или сезон малых дождей, гришшо — жаркое лето, борша сезон больших дождей, шорот ранняя осень, хемонто поздняя осень, шит зима.

Рангматиглавный туристический район Бангладеш.

Жизнь в Бангладеш

Его гордость озеро Каптаи. Туристам здесь предлагают уникальный вид дайвинга погружение в зарослях лотоса и охоту на озёрного окуня, некоторые экземпляры которого могут весить до 50 кг! Кстати, лотос национальный цветок Бангладеш.

Важный продукт экспорта Бангладеш креветка. Для выращивания маленького ракообразного на побережье страны были созданы огромные плантации. Из-за этого были уничтожены огромные площади мангрового леса. Теперь солёные океанические воды, нагоняемые ветром, могут заходить вглубь страны на сотни километров, «запирать» там воды великих рек и вызывать наводнения.

По материалам журнала «Рюкзачок. МИР ПУТЕШЕСТВИЙ»

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *