Год постройки: 1916

Архитектор: А.

Пшеницкий, Р.Ф. Мельцер

Первоначально Дворцовый мост в Санкт-Петербурге был плашкоутным (плавучим, опирающимся на суда плоскодонного типа). К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. С обращениями о необходимости возведения постоянной переправы выступали и многие организации,  домовладельцы. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянного моста, и в 1901 году был объявлен конкурс на лучший проект. И только в 1909 году был определен победитель — проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключен с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.

Возведение Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работам помешало наводнение, затем началась Первая Мировая война. Мост был построен к концу 1916 года. Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днем рождения Дворцового моста.

Из-за войны мост был сдан без архитектурной отделки, хотя по проекту она планировалась очень пышной. Перила, фонари, павильоны управления — все появилось уже при советской власти. Так, чугунная решетка со звездами и знаменами появилась только в 1939 году. Авторы решетки — скульптор Игорь Крестовский и архитектор Лев Носков.

Уникальный разводной механизм моста, поднимающий вверх 700-тонные пролеты, до реконструкции моста в 2012-2013 годах был электромеханическим. После ремонта разводной механизм оснастили современной гидравлической системой. При этом на неразводных частях Дворцового моста сохранились заклепки еще с царских времен.

Содержание

 

   Первоначально Дворцовый мост в Санкт-Петербурге был плашкоутным (плавучим, опирающимся на суда плоскодонного типа). В 1882 году многие организации и домовладельцы обратились к властям с просьбой построить вместо плашкоутного моста постоянный. Но конкурс на строительство был объявлен только в начале двадцатого века. По его условиям работы должны были выполняться русскими рабочими из отечественных материалов. Кроме того, важен был характер декора. Он должен был отражать особенности русского зодчества и стать памятником, воспроизводящим благородство и мужество. Борьба за контракт продолжалась десять лет. В итоге в 1911 году был подписан договор с Коломенскими заводами. Открытие моста состоялось в 1916 году, а оформление было завершено только после революции 1917 года.

Реконструкция

За время своего существования Дворцовый мост неоднократно подвергался реконструкции. Так, в 1939 году деревянные перила сменили чугунные с рисунком, изображающим герб и знамена, пятиконечные звезды и пучки колосьев, то есть советскую символику. В 1967 году был проведен капитальный ремонт, а через десять лет на мосту были заменены настил и разводной механизм, поставлены новые фонари.

В 1997 году Дворцовый мост снова был обновлен, на нем появилась подсветка. Последняя реконструкция прошла в 2013 году, при этом движение во время ремонта полностью не останавливалось.

Особенности

Дворцовый мост является пятипролетным. Средний пролет увенчан трехшарнирной аркой, а другие пролеты – двумя неразрезными строениями, оснащенными сквозными фермами. Каждое крыло имеет систему противовесов, которые на шарнирах подвешены к нижней части пролета.

При устройстве тротуаров и проезжей части использован металлический настил, а сверху уложен бетонный слой. На стационарных пролетах ограждение гранитное, на разводном пролете – металлическое. Чугунные перила выполнены с художественным литьем. На опорах моста их венчают гранитные парапеты. Шестнадцать опор установлены для освещения и выполнены с архитектурным декором. Спуск со львами у дворцового моста – одна из самых известных достопримечательностей сооружения.

Разводка моста

Разводной механизм Дворцового моста состоит из крупных шестерней, противовесов и нескольких моторов. Механизм работает стабильно и надежно, но иногда случаются неприятные инциденты. Например, в октябре 2002 года на шестерне сломался один из зубьев, в результате чего развод Дворцового моста был остановлен. К 2008 году сооружение исчерпало свой ресурс, но капитальный ремонт был отложен до возведения нового моста. В 2009 году развод задержался из-за поломки разводного механизма. Причиной стал износ металла – последний раз конструкция ремонтировалась еще в семидесятых годах двадцатого века.

Дворцовый мост разводится дважды в сутки. Время развода — с 01:25 до 02:50 и с 03:10 до 04:55. График развода был установлен в 2011 году.

Дворцовый мост для туристов

Сегодня по мосту проходят тысячи людей. Туристы приезжают сюда для того, чтобы сфотографироваться на фоне знаменитой Петропавловской крепости или Эрмитажа.

Многие спрашивают адрес Дворцового моста и способ добраться до него. Существует несколько вариантов. От станции метро Адмиралтейская нужно повернуть налево, дойти до перекрестка, а затем направо до Невского проспекта и еще раз налево. От станции метро Невский проспект придется прогуляться до Дворцовой площади и далее до моста. Выйдя из метро на станции Василеостровская, нужно повернуть направо и пройти до набережной Макарова по Среднему проспекту, а затем направо до Стрелки Васильевского острова. Оттуда вы попадете на Дворцовый мост.

Ночью мост выглядит особенно эффектно. Ко времени его разводки здесь собираются туристы, которые хотят посмотреть на это удивительное зрелище. Подсветка делает вид моста наиболее выгодным сразу с двух ракурсов. Если наблюдать, стоя напротив Эрмитажа, в поднимающиеся пролеты отлично видна башня Кунсткамеры. А если посмотреть со стороны Адмиралтейства, вдалеке будет видна колокольня Петропавловской крепости.

Интересные факты

  • С 1917 по 1944 год Дворцовый мост назывался Республиканским.
  • Во время праздничных мероприятий крылья моста используются в качестве экрана.
  • Дворцовый мост признан памятником истории и культуры России и включен в соответствующий реестр (объектов культурного наследия РФ).
скачать

Реферат на тему:

Дворцовый мост

План:

    Введение

  • 1История моста
  • 2Разводной механизм
  • 3Ремонт
  • Примечания

Введение

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7802129000объект № 7802129000

Дворцо́вый мост — разводной чугунный мост через Большую Неву в Санкт-Петербурге. Соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров. Назван в честь Зимнего Дворца русских императоров.

Находится на оси Дворцового проезда и Биржевой площади. Длина моста — 260,1 м, ширина — 27,8 м. Состоит из пяти пролетов.

Разведенный двукрылый центральный пролет Дворцового моста — один из символов города.

1. История моста

С 1856 года вблизи будущего моста начал устанавливаться плашкоутный мост, перенесённый после возведения постоянного Благовещенского моста, получившего название Дворцовый. С 1896 году перенесён вниз по течению на 53 м в то место, где позже был возведён постоянный мост.

В апреле 1901 года объявлен конкурс на возведение сразу двух постоянных мостов, Дворцового и Большеохтинского. На первом этапе конкурса из 27 проектов не было выбрано ни одного. Оставалась неопределенность и с трассой будущего моста. Затем было проведено еще два конкурса, общее число проектов достигло 54.

В 1909 году был принят проект инженера А. П. Пшеницкого. Архитектурное оформление по распоряжению президента Академии художеств было поручено архитектору Р.Ф. Мельцеру.

5 февраля 1911 года был подписан договор о строительстве моста с Обществом Коломенских заводов; в нём была указана дата окончания строительства: 15 октября 1913 года.

Но этим планам не суждено было сбыться: строительство началось в 1912 году, было задержано из-за начавшейся Первой мировой войны.

Только в 1914-1916 годах пристань со львами была перемещена с трассировки моста на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства. Работы по переносу пристани производил инженер А. П. Пшеницкий.[1]

Мост был открыт только 23 декабря 1916 года, но оформление моста было закончено только после революции, например, чугунные перильные решетки появились только в 1939 году. Эти решетки отлиты скульптором И. В. Крестовским по рисунку архитектора Л. А. Носкова. Предполагавшиеся проектом большие украшенные орлами фонарные столбы на опорах моста так и не были установлены. Пшеницкому удалось достичь удивительного эффекта: мост как бы стелется по воде, сохраняя панораму невских берегов.

С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.

Мост прошел капитальный ремонт в 1967 году. В 1977 году реконструирован по проекту архитекторов Ю. И. Синицы и М. В. Винниченко и инженеров Т. Д. Ивановой, В. И. Ботвинника. Реконструкции подверглись фонари, настил, разводная часть. В 1997 году была произведена реконструкция моста под руководством инженера Ю. Петрова. В 1994 году сняты трамвайные пути.

2. Разводной механизм

Уникальный разводной механизм моста, который поднимает 700-тонные пролёты вверх, состоит из моторов, крупных шестерней (среди которых есть цельнолитые, сохранившиеся с открытия моста) и тысячетонных противовесов. Механизм работает достаточно надёжно, однако иногда случаются небольшие инциденты: например, в октябре 2002 года отломился один из зубьев на шестерне, что привело к остановке разводки моста и задержке судов на Неве. Обычно механизм чинят в течение суток. В ночь на 27 сентября 2009 года развод моста в 1.25 задержался на 50 минут из-за поломки разводного механизма, выработавшего свой ресурс.

3. Ремонт

К 2008 году, по сведениям Мостотреста, Дворцовый мост исчерпал свой ресурс [2]. Однако, капитальный ремонт его отложен до постройки нового моста на Васильевский остров через Серный остров. Если строительство новой переправы в связи с кризисом будет отложено, то возможно появление временного моста рядом с Дворцовым.

Примечания

  1. Ю. М. Пирютко Пристани — www.encspb.ru/article.php?kod=2804004576. Городское хозяйство → Транспорт → Морской транспорт. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  2. Сообщение директора «Мостотреста» — www.regions.ru/news/transport/2174716/

Один из разводящих моторов

Разводной мост через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге. Разведенный центральный пролет Дворцового моста — один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга. Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост соединил Адмиралтейский остров с Васильевским у Зимнего дворца в 1856 году, в 1896-1897 годах его переместили на место нынешнего моста. Постоянная переправа в виде пятипролетного металлического моста с разводным пролетом посередине была построена в 1912-1916 годах по проекту А. П. Пшеницкого и Р. Ф. Мельцера. В 1976-1978 годах мост подвергся капитальному ремонту, позже неоднократно проводились плановые ремонтные работы и реконструкции.

Интересные факты:

Название моста происходит от близости к нему Дворцовой набережной, Дворцовой площади и самого Зимнего дворца. В 1917-1944 годах мост был временно переименован в Республиканский.

Первоначально планировалось создать высокохудожественное произведение, объединяющее архитектурные ансамбли двух островов в единый уникальный комплекс. Первый проект украшений моста предусматривал перила сложного рисунка, декоративные карнизы, восемь фонарей с выкованным из железа декором и четыре больших фонаря-маяка со скульптурными группами. Однако, слишком помпезный вариант не получил поддержки властей, было решено ограничится более скромным убранством. Но и ему не суждено было воплотиться в реальность — Первая мировая война вынудила открыть мост в неоконченном виде, а дальнейшие исторические потрясения и вовсе отложили окончание строительства в «долгий ящик».

В результате, скромное чугунное ограждение, взамен временного деревянного, было установлено на мосту только в 1939 году, а фонари и павильоны управления механизмами моста — в 1970-х годах прошлого века.

В 1997 году мост получил современную ночную иллюминацию, которая в буквальном смысле преображает мост в темное время суток.

Разводной механизм моста состоит из моторов, многотонных противовесов (весом около 2800 тонн) и крупных шестерней (часть которых работают со дня первого открытия моста). Каждый подымаемый пролет имеет вес около 700 тонн. Опоры моста опущены на глубину почти 25 метров.

Несмотря на низкий профиль Дворцового моста, он все равно, более чем на половину, закрывает здания с другого берега — Кунсткамеру, Пакгаузы и Биржу на Васильевском острове, Адмиралтейство на Адмиралтейском.

Длина моста — 250 м, ширина — 27,7 м.

Дворцовый мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Карта Санкт-Петербурга, Россия: Дворцовый мост

Города России: Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Казань, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Самара, Санкт-Петербург, Саратов, Челябинск

Достопримечательности Санкт-Петербурга, Россия

  • Адмиралтейство

    Адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге.

    Первоначально Адмиралтейство за�…

  • Александринский Театр (им. Пушкина)

    Государственный Академический театр драмы им.

    А.С.Пушкина (Александринский театр)…

  • Александровская колонна (Александрийский столп)

    Идея установки памятника в честь победы России над Наполеоном с благодарственной надписью в адрес император…

  • Аничков мост

    Аничков мост через реку Фонтанку входит в состав Невского проспекта. Первый деревянный мост здесь был постро…

  • Большой Гостиный Двор

    Место на углу Невского проспекта и Садовой улицы, где сейчас располагается Большой Гостиный Двор, в начале XVII…

  • Большой Эрмитаж

    Здание Большого Эрмитажа на Дворцовой набережной построено по проекту Ю.М. Фельтена в 1771–1787 годах. Оно было п…

  • Дворец Меншикова

    Дворец Меншикова находится на Васильевском острове, который Пётр I подарил своему приближённому Александру �…

  • Дворцовый мост

    На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал перевоз. В середине XIX века, посл…

  • Домик Петра I

    Домик Петра I является первым гражданским сооружением, построенным с момента основания Санкт-Петербурга. Стр…

  • Здание Главного Штаба

    В 1760–1780 годах в южной части Дворцовой площади по проекту Ю.М. Фельтена был выстроен полукругом ряд зданий. Од�…

  • Здание Двенадцати коллегий

    В 1718 году был проведён первый архитектурный конкурс в России. На конкурс выносился проект для здания, которое…

  • Зимний дворец

    На месте известного всему миру петербургского Зимнего дворца первая постройка появилась ещё при Петре I. Зде�…

  • Исаакиевский собор

    Своим появлением Исаакиевский собор обязан Петру I. Пётр родился 30 мая, в день Исаакия Далматского, византийс�…

  • Казанский собор

    Там, где сейчас расположен Казанский собор, в начале XVIII века были переведенские слободы. На месте пересечени�…

  • Крейсер ‘Аврора’

    У Петроградской набережной находится один из самых узнаваемых символов Санкт-Петербурга — крейсер «Аврора»…

  • Кунсткамера

    Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого и музей М.В. Ломоносова. Первый в России естественнонаучны…

  • Летний дворец Петра I

    До 1703 года здесь, близ Невы и Фонтанки, находилась усадьба шведского офицера Конау. После основания Санкт-Пет�…

  • Мариинский дворец

    В 1839—1844 годах по проекту А.И. Штакеншнейдера напротив Исаакиевского собора возвели Мариинский дворец, прина�…

  • Михайловский дворец

    В 1719 году на тогда пустующем участке Михайловского дворца и окружающего его сада Петром I был разбит большой �…

  • Мраморный дворец

    На этом месте в первой половине XVIII века находился Почтовый двор с пристанью для двух так называемых «почтовы…

  • Никольский (Морской) собор

    лощадь, на которой располагается Никольский собор, спланирована ещё до постройки храма, в первой половине XVIII…

  • Петропавловская крепость

    С 1924 года крепость стала музеем. Во время Великой Отечественной войны на территории крепости стояли зенитные…

  • Петропавловский собор

    Петропавловский собор является одним из самых старых петербургских храмов. Ещё в 1703 году при строительстве С…

  • Троицкий мост

    Первый наплавной (плашкоутный) мост между левым берегом Невы и Петроградской стороной появился в 1803 году.

    Он �…

  • Эрмитаж

    Государственный Эрмитаж занимает пять величественных зданий вдоль набережной реки Невы в самом центре Пете�…

  • Юсуповский дворец

    В начале XVIII века здесь, на берегу Мойки, располагалась усадьба племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны. В 1726 го…

Рубрики: Путешествия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *